МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оптимизация веб-приложений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_веб-2023_9кл
Часов по учебному плану 166
в том числе:
аудиторные занятия 142
самостоятельная работа 24
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16,5 5,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 48 48 18 18 66 66
Лабораторные 50 50 26 26 76 76
Сам. работа 18 18 6 6 24 24
Итого 116 116 50 50 166 166

Программу составил(и):
Препод., первая категория, Чебан Олег Олегович

Рецензент(ы):
Препод., первая категория, Плешков Максим Геннадьевич

Рабочая программа дисциплины
Оптимизация веб-приложений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Информационные системы и программирование. Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.эконом.наук, доцент, Глубокова Л.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формировать умение работы с современными Интернет технологиями, принципами и методами
сопровождения, оптимизации и оценки качества WEB-страниц и WEB-сайтов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 9.7. Осуществлять сбор статистической информации о работе веб-приложений для анализа эффективности его работы.
ПК 9.9. Модернизировать веб-приложение с учетом правил и норм подготовки информации для поисковых систем.
ПК 9.10. Реализовывать мероприятия по продвижению веб-приложений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы функционирования поисковых сервисов и особенности оптимизации веб-приложений под них;
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять оптимизацию веб-приложения с целью повышения его рейтинга в сети Интернет;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.модернизации веб-приложений с учетом правил и норм подготовки информации для поисковых систем;
реализации мероприятий по продвижению веб-приложений в сети Интернет

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы оптимизации веб - приложений
1.1. Введение. Продвижение сайтов Лекции 7 6 ОК 01., ОК 08., ПК 9.7. Л1.1, Л2.1
1.2. Внутренняя поисковая оптимизация (SEO) Лекции 7 18 ПК 9.7., ПК 9.9., ПК 9.10. Л1.1, Л2.1
1.3. Внешняя поисковая оптимизация (SEO) Лекции 7 16 ПК 9.7. Л1.1, Л2.1
1.4. Индексация сайта Лекции 7 8 ПК 9.7. Л1.1, Л2.1
1.5. Увеличение посещаемости сайта Лекции 8 8 ОК 09., ПК 9.7. Л1.1, Л2.1
1.6. Конвертация трафика Лекции 8 10 ОК 01., ОК 08., ПК 9.7. Л1.1, Л2.1
1.7. Проведение общего аудита сайта: SEO, юзабилити, тексты Лабораторные 7 24 ПК 9.7., ПК 9.9. Л1.1, Л2.1
1.8. Исследование способов ускорения загрузки сайтов Лабораторные 7 16 ПК 9.7. Л1.1, Л2.1
1.9. Проведение внутренней SEO оптимизация сайта Лабораторные 7 10 ПК 9.9., ПК 9.10. Л1.1, Л2.1
1.10. Техническая оптимизация, дополнительные настройки Лабораторные 8 14 ПК 9.7., ПК 9.9. Л1.1, Л2.1
1.11. Улучшение поведенческих факторов Лабораторные 8 12 ПК 9.7., ПК 9.10. Л1.1, Л2.1
1.12. Исследование способов ускорения загрузки сайтов Сам. работа 7 8 ОК 02., ОК 03., ОК 05., ПК 9.7. Л1.1, Л2.1
1.13. Внешняя поисковая оптимизация (SEO) Сам. работа 7 10 ОК 02., ОК 03., ОК 06., ОК 09. Л1.1, Л2.1
1.14. Техническая оптимизация, дополнительные настройки Сам. работа 8 6 ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 07., ПК 9.9., ПК 9.10. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО Метод проектов

Разработать и презентовать проект по одной из тематик
1. Основы PHP
Основная информация о PHP и его роли в разработке веб-приложений. Все основные элементы языка, такие как – определения, соглашения, основные элементы языка PHP и их использование.
- введение в PHP
- PHP и HTML
- PHP и XML
- PHP и базы данных
- создание PHP страниц
- использование PHP тегов
- основы использования языка
- константы и переменные
- идентификаторы
- операторы
- условные конструкции
- операторы циклов
- функции
- переменные функции
- включение файлов
2. Объектно-ориентированное программирование на PHP
Все об объектно-ориентированном программировании на PHP (обратите внимание, материалы экзамена опираются на версию PHP 4.3.6, таким образом имеется ввиду не ООП, которое пришло в PHP 5 версии, а еще раннее ООП, версии 4).
- основы объектно-ориентированного программирования
- классы
- создание экземпляров объектов
- конструкторы
- атрибуты
- доступ к объектам, методам и атрибутам
- наследование
3. PHP и Web
В основном в этом блоке вопросы по супермассивам PHP и сессиям.
- создание HTML разметки с помощью PHP
- встраивание PHP сценариев в HTML на клиентской и серверной стороне
- создание форм
- GET и POST: специфика получения данных из форм
- cookies
- супермассивы: получение глобальной информации
- управление сессиями
4. Массивы
Массивы и их использование в PHP.
- индексные массивы
- ассоциативные массивы
- многомерные массивы
- сортировка
- изменение порядка следования элементов в массивах
- сериализация
- манипулирование массивами
5. Строки и регулярные выражения
- форматирование строк
- сравнение строк
- модифицирование строки
- регулярные выражения
- выборка данных из строки
- объединение данных в строку
6. Манипуляция файлами
- открытие файлов
- запись в файл
- чтение из файла
- закрытие файла
- работа с файловой системой
- блокирование файла
7. Дата и время
Основные встроенные в PHP функции для работы с датой и временем, специфика работы с датами при работе с базами данных, особенности и ограничения формата времени UNIX.
- даты в PHP
- получение текущей даты
- конвертирование в формат даты
- основные функции даты и времени
- вычисление даты
- дата и базы данных
- использование календарных функций
- эпоха UNIX
- ограничения использования формата даты UNIX
8. Работа с E-mail
- отсылка email
- управление заголовками
- форматирование сообщений email
- присоединение файла к сообщению
9. PHP и базы данных
Основы взаимодействия PHP и серверов данных. Поскольку экзамен сфокусирован только на PHP, вопросы касаются не конкретных DBMS, а только общих моментов работы с базами данных, SQL синтаксиса.
- использование баз данных
- типы баз данных, поддерживаемых в PHP
- вставка данных
- получение данных
- объединение данных
10. Потоки и сетевое программирование
- использование файловых трансляторов (wrappers)
- соединение с удаленными узлами через сокеты
- блокирование и не блокирование вызовов
- создание и использование потоков
11. Безопасность
Некоторые традиционные вопросы безопасности, имеющие место при программировании на PHP.
- безопасная и небезопасная входная информация (trusted and untrusted input)
- управление аутентификацией
- замена опасных символов для строк, использующихся при shell программировании и работе с
базами данных
- проверка правильности пользовательского ввода
- предотвращение XSS атак
12. Отладка и управление производительностью
- основные ошибки при программировании на PHP
- программная логика
- создание хорошего кода
- предотвращение ошибок
- предотвращение потери производительности
- решение проблем низкой производительности

Критерии оценивания (по 100-балльной системе оценивания):

85-100 баллов (оценка «отлично»)
Работа выполнена в срок, защищена с первого раза, полностью оформлена, получены достоверные результаты, сделаны выводы по работе. Студент блестяще отвечает на вопросы, демонстрирует глубокие теоретические знания.

70-84 баллов (оценка «хорошо»)
Работа выполнена в срок, защищена с первого раза, в оформлении присутствуют незначительные недочеты, получены достоверные результаты. Студент уверенно отвечает на вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний.

50-69 баллов (оценка «удовлетворительно»)
Работа выполнена в срок, защищена с первого раза, в оформлении присутствуют незначительные недочеты, получены достоверные результаты. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.

0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно»)
Работа не всегда защищена с первого раза, в оформлении присутствуют существенные недочеты. Студент затрудняется отвечать на вопросы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
1. Форма проведения промежуточной аттестации: дифференцированный зачёт в 6 семестре и зачет с оценкой в 7 семестре.
2. Процедура проведения:
Основную часть работы студенты выполняют за компьютером. Также отвечают устно на дополнительные вопросы.
Студент допускается к дифференцированному зачёту, если имеет семестровый рейтинг не менее 50 баллов. Примечание: Студенты, выполнившие на положительную оценку все обязательные виды запланированных учебных заданий, могут автоматически получить оценку в соответствии с набранными баллами.
Повышение оценки на зачете возможно только на 1 балл. Основная часть дифференцированного зачёта состоит из двух заданий, заключающихся в написании компьютерных программ. Устная часть предполагает ответы два вопроса по прослушанным в рамках лекций темам, а также вопросам, предлагавшимся для изучения в рамках самостоятельной работы.
Пример заданий из основной части дифференцированного зачёта (экзамена):
Номер задания Задача
1 Разработать программу, которая работает с базой данных Библиотека.
2 Разработать графический интерфейс для программы, выполненной по заданию 1.

Примерный перечень вопросов для подготовки к устной части
дифференцированного зачёта
1 Продвижение сайтов. Основные понятия. Какие сайты можно продвигать. Оценка эффективности продвижения. О гарантиях в SEO. Пояснить на примерах.
2 Классификация поисковых запросов. Конверсия. Примеры. Сбор статистики.
3 История развития поисковых систем. Факторы ранжирования. Поддомены и SEO. Юзабилити сайта.
4 Проведение общего аудита сайта.
5 Общая информация и фильтрах. Виды фильтров. Фильтры Яндекса. Фильтры Google. Яндекс фильтры за накрутку поведенческих факторов .
6 Исследование способов ускорения загрузки сайтов.
8 Внутренняя поисковая оптимизация (SEO). Понятия. Виды контента на сайте. Тексты и HTML-код. Оформление текста на странице. Перелинковка и структура сайта. Тексты внутренних ссылок. Частота обновления информации на сайте .
9 Техническая оптимизация, дополнительные настройки.
10 Индексация сайта. Адаптация под различные устройства и разрешения, PPI.Увеличение посещаемости сайта. Конвертация трафика .
11 Улучшение поведенческих факторов, оптимизация и написания обработчиков JavaScipt в соответствии со стандартами разработки.
12 Прогон по каталогам. Доски объявлений. Каталоги статей и пресс- релизов. Обмен ссылками. Моделирование ранжирования . Примеры.
14 Освоение адаптивного фреймворка Bootstrap 5. Создание макетов с помощю собственной сеточной системы Bootstrap.
15 Анализ ссылочного профиля. Новостное продвижение. Посты. Статейное продвижение. Вечные ссылки. SEO-агрегаторы и продвижение сайта.
16 Поисковые запросы в SEO-тексте. Логика, структура и композиция SEO- текста/

Система оценивания отдельных заданий и зачетной работы в целом

85-100 баллов (оценка «отлично»)
Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. Студент ориентируется в излагаемом материале, отвечает на дополнительные вопросы, связанные демонстрирует глубокие теоретические знания, знание первоисточников.

70-84 баллов (оценка «хорошо»)
Представлен достаточно развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. В решении практического задании могут быть допущены вычислительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма Студент уверенно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний, знание первоисточников.

50-69 баллов (оценка «удовлетворительно»)
Представлен не полный ответ на теоретический вопрос, В решении практического задании могут быть допущены вычислительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.

0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно»)
Теоретический вопрос не раскрыт, в решении практического задания допущены существенные ошибки, ввиду незнания алгоритмов решения. Либо дан ответ только на один из вопросов билета. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы, в том числе непосредственно относящиеся к сути теоретического и практического вопросов зачетного задания.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тузовский, А. Ф. Проектирование и разработка web-приложений: учебное пособие Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тузовский, А. Ф.  Проектирование и разработка web-приложений: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Оптимизация веб-приложений portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
OC Linux
Приложения MS Office
Приложения LibraOffice
7-Zip
Стандартное специализированное ПО в соответствии с наименованием кабинетов
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного овладения профессионального модуля необходимо выполнять следующие требования:
-посещать все лекционные и лабораторные занятия
-все рассматриваемые на лекциях и лабораторных занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
-обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или лабораторных занятиях;
-в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями, учебниками и учебными пособиями. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе.
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
При подготовке к лабораторному занятию следует:
-внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
-определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе;
-изучить конспект лекций по данной теме.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует закреплением материала, с использованием при необходимости соответствующих программных продуктов.
При реализации дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении лабораторных занятий: работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций.