МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки42.02.01. специальность Реклама
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план42_02_01_Реклама-2023_9кл
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Препод., Елишева Алла Яковлевна

Рецензент(ы):
Препод., Заводова Инна Михайловна

Рабочая программа дисциплины
Физика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 42.02.01 РЕКЛАМА (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 510 )

составлена на основании учебного плана:
42.02.01 РЕКЛАМА Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности;
формирование естественно-научной грамотности;
овладение специфической системой физических понятий, терминологией и символикой;
освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента);
овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;
формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели,
применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
практически использовать физические знания;
оценивать достоверность естественно-научной информации;
использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Механика.
1.1. Основы кинематики. Лекции 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Основы динамики. Лекции 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Законы Ньютона.Закон сохранения импульса Лекции 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Энергия.Работа. Мощность Лекции 1 2 ОК 9., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Решение задач по теме "Основы кинематики". Практические 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Решение задач по теме "Основы динамики". Практические 1 2 ОК 9., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Проверочная работа 1 "Механика" Практические 1 2 ОК 9., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Семинар "Исследование зависимости силы трения от веса тела" Практические 1 2 ОК 9., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика.
2.1. Основные положения МКТ. Идеальный газ. Лекции 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Агрегатные состояния вещества. Лекции 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Основы термодинамики. Лекции 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Решение задач по теме "Молекулярная физика" Практические 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Решение задач по теме "Термодинамика" Практические 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика». Практические 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Электродинамика.
3.1. Электрическое поле. Лекции 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Законы постоянного тока. Лекции 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Магнитное поле. Лекции 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Электромагнитная индукция Лекции 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Решение задач по теме "Электрическое поле. Заряды" Практические 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Решение задач по теме "Законы постоянного тока" Практические 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Семинар «Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников» Практические 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока. Магнитное поле. Электромагнитная индукция». Практические 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Колебания и волны.
4.1. Механические колебания и волны. Лекции 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Электромагнитные колебания и волны. Лекции 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Решение задач по теме "Колебания и волны." Практические 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Проверочная работа 2 "Колебания и волны Практические 1 2 ОК 9., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Оптика.
5.1. Скорость света. Геометрическая оптика. Лекции 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Природа света. Волновые свойства света. Лекции 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Решение задач по разделу "Оптика." Практические 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Семинар "Построение изображений в плоском зеркале и линзах Практические 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Квантовая физика.
6.1. Квантовая оптика. Лекции 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Строение атома и атомного ядра. Лекции 1 2 ОК 9., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Решение задач по разделу "Квантовая физика." Практические 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Строение Вселенной.
7.1. Строение Солнечной системы. Эволюция Вселенной. Лекции 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Изучение карты звездного неба. Практические 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 7., ОК 6., ОК 5., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Итоговое занятие "Зачет" Практические 1 2 ОК 9., ОК 8., ОК 7., ОК 6., ОК 5., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Пример оценочного средства: (примерные тестовые задания, типовой вариант контрольной работы и др.)
Вариант 1
1. Двигаясь равномерно, велосипедист проезжает 40 м за 4 с. Какой путь он проедет при движении с той же скоростью за 20 с?
1. 30 м. 2. 50 м. 3. 200 м.
2. По графику зависимости скорости от времени определите ускорение тела.
1. 0,5 м/с2. 2. 2 м/с2. 3. 4 м/с2.
3. Рассчитайте время свободного падения тела с высоты 20 м.
1. 1с. 2. 3 с. 3. 2 с.
4. Частица совершает гармонические колебания по закону х = 10 cos πt/10 см. Определите амплитуду колебаний.
1. 10 см. 2. -10 см. 3. 0.
5. Как и во сколько раз нужно изменить расстояние между телами, чтобы сила тяготения уменьшилась в 4 раза?
1. Увеличить в 2 раза.
2. Уменьшить в 2 раза.
3. Увеличить в 4 раза.
6. Как изменится кинетическая энергия тела при увеличении его скорости в 2 раза?
1. Увеличится в 4 раза.
2. Уменьшится в 4 раза.
3. Увеличится в 2 раза.
7. Чему равен модуль изменения импульса тела массой m, движущегося со скоростью v, если после столкновения со стенкой тело стало двигаться в противоположном направлении с той же по модулю скоростью?
1. 0. 2. mv. 3. 2mv.
8. Платформа массой 10 т движется со скоростью 2 м/с. Ее нагоняет платформа массой 15 т, движущаяся со скоростью 3 м/с. Какой будет скорость этих платформ после сцепки?

Правильные ответы
1.3
2.2
3.3
4.1
5.2
6.1
7.3
8.(10х2+15х3):(10+15)=2,6(м/с)

85-100 баллов Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
(оценка «отлично») 1) представлен (в случае необходимости ) не содержащий ошибок схематический рисунок, схема или график, отражающий условия задачи;
2) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом;
3) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями ).

70-84 баллов Приведено решение, содержащее ОДИН из следующих недостатков:
(оценка «хорошо») — в необходимых математических преобразованиях и (или) вычислениях допущены ошибки;
— представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов;
— правильно записаны необходимые формулы, представлен правильный рисунок (в случае его необходимости), график или схема, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.

50-69 баллов Приведено решение, соответствующее ОДНОМУ из следующих случаев:
(оценка «удовлетворительно») — в решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты;
— допущена ошибка в определении исходных данных по графику, рисунку, таблице и т.п., но остальное решение выполнено полно и без ошибок;
— записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, или в ОДНОЙ из них допущена ошибка;
— представлен (в случае необходимости) только правильный рисунок, график, схема и т. п. ИЛИ только правильное решение без рисунка.

0-49 баллов Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок
(оценка «неудовлетвори-
тельно»)

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: основным оценочным средством является зачет
Допуск к зачету осуществляется при условии выполнения всех практических работ, выполненными не менее, чем на 50 баллов.
Зачет проводится в форме письменной работы.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7109
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. Студент ориентируется в излагаемом (оценка «отлично») материале, отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует глубокие теоретические знания, знание первоисточников.

70-84 баллов Представлен достаточно развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. В решении практического (оценка «хорошо») задании могут быть допущены вычислительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент уверенно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний, знание первоисточников.

50-69 баллов Представлен не полный ответ на теоретический вопрос, В решении практического задании могут быть допущены вычислительные ошибки, не искажающие лежащего в (оценка «удовлетворительно») основе решения алгоритма. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.

0-49 баллов Теоретический вопрос не раскрыт, в решении практического задания допущены существенные ошибки, ввиду незнания алгоритмов решения. Либо дан ответ только на (оценка «неудовлетвори- один из вопросов билета. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы, в том числе непосредственно относящиеся к сути теоретического и тельно») практического вопросов билета.
Приложения
Приложение 1.   Контроль 2023-2024 (1).docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мякишев, Г. Я. Физика.: 10 класс. Базовый и углублённый уровни М.:Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089896
Л1.2 Мякишев, Г. Я. Физика.: 11 класс. Базовый и углублённый уровни М.:Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089898
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. П. Калашников, С. Е. Муравьев Физика: учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство ЮРАЙТ, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. school-collection.edu.ru
Э2 Платформа ЯКласс. http://www. yaklass.ru
Э3 Физика.ru. www.fizika.ru
Э4 ФИПИ (ВПР 11 класс). www.fipi.ru
Э5 Электронный учебник www.physbook.ru
Э6 Естествознание. (Раздел Физика. эл. курс. преп. Елишева А. Я.) portal.edu.asu.ru
Э7 Электронный курс: Физика portal.edu.asu.ru
Э8 Электронный курс "Физика" portal.edu.asu.ru
Э9 Физика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится с целью оперативной проверки усвоения программы учебной дисциплины, стимулирования учебной деятельности обучающихся, обеспечения более качественной подготовки к промежуточной аттестации. Текущий контроль оценивается по балльно-рейтинговой системе, согласно следующим критериям: 85 - 100 баллов – «отлично», 70 – 84 балла – «хорошо», 50 – 69 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
Практические работы по дисциплине "Физика" проходят в учебной аудитории, оснащенной всем необходимым для их проведения. На каждой практической работе студентам предлагается краткая инструкция по ее выполнению, содержащая тему работы, цель работы, перечень необходимых материалов, краткие теоретические сведения по соответствующей теме (за исключением контрольных работ), задание для выполнения, указания по оформлению отчета.
Критерии оценивания работ студентов:
"Отлично" - Тест, предусмотренный в работе, решен без недочетов. Верно выполнены все задания, таблица, если она присутствует, заполнена без ошибок, вывод сформулирован грамотно и в соответствии с содержанием практической работы. Возможна одна неточность или описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала.
"Хорошо" - Тест, предусмотренный в работе, решен с незначительными недочетами. Верно выполнены все задания, таблица заполнена без ошибок, вывод сформулирован грамотно и в соответствии с содержанием практической работы. Возможны несколько неточностей или одна ошибка в формулировках.
"Удовлетворительно" - Тест, предусмотренный в работе, решен с ошибками. Верно выполнены не все задания, таблица заполнена с ошибками, вывод сформулирован недостаточно грамотно, но в соответствии с содержанием практической работы. Присутствуют неточности и ошибки.
"Неудовлетворительно" - В работе допущены существенные ошибки, показывающие, что студент не владеет обязательными знаниями по данной теме в полном объеме или работа не выполнена.
При реализации учебной дисциплины «Физика» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекций - проблемная лекция.
При проведение практических работ - индивидуальная работа, работа в малых группах.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета. К зачету допускаются студенты, не пропускавшие занятия без уважительной причины, выполнившие и сдавшие все промежуточные работы в установленный срок и имеющие семестровый рейтинг не ниже 40.