Закреплена за кафедрой | Отделение природопользования, сервиса и туризма |
---|---|
Направление подготовки | 43.02.16. специальность Туризм и гостеприимство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | 43_02_16_ТурГостеприим-2023_9кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 12 | 12 | 12 | 12 |
Итого | 50 | 50 | 50 | 50 |
1.1. | дать представление о психологии делового общения и основах конфликтологии |
---|
Цикл (раздел) ООП: ОП |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК 02. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; |
ОК 04. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; |
ОК 09. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; - источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; - приемы саморегуляции в процессе общения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | не предусмотрено |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психология делового общения | ||||||
1.1. | Введение. Общение – основа человеческого бытия.Общение как восприятие. | Лекции | 4 | 2 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Устный опрос по теме"Общение – основа человеческого бытия.Общение как восприятие" | Практические | 4 | 4 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Общение как взаимодействие | Лекции | 4 | 2 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Деловая игра | Практические | 4 | 2 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Подготовка игры по теме "Общение как взаимодействие" | Сам. работа | 4 | 2 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Общение как обмен информацией | Лекции | 4 | 2 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Коммуникативная сторона делового общения | Практические | 4 | 4 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Формы делового общения и их характеристики | Лекции | 4 | 2 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Слушание докладов с презентацией на тему "Формы делового общения и их характеристики" | Практические | 4 | 2 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Подготовка доклада - презентации на тему "Формы делового общения и их характеристики" | Сам. работа | 4 | 4 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения | ||||||
2.1. | Конфликт: его сущность и основные характеристики | Лекции | 4 | 2 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Устный опрос по теме "Конфликт: его сущность и основные характеристики" | Практические | 4 | 4 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Стратегии поведения в конфликтах | Практические | 4 | 2 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция | Практические | 4 | 2 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Самостоятельная подготовка по теме "Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция " | Сам. работа | 4 | 3 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Этические формы общения | ||||||
3.1. | Общие сведения об этической культуре | Лекции | 4 | 2 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Слушание докладов по теме "Этические нормы профессиональной деятельности" | Практические | 4 | 4 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Подготовка доклада на тему "Этические нормы профессиональной деятельности" | Сам. работа | 4 | 3 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. | Практические | 4 | 2 | ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5337 Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Тестовые задания (выбор одного или нескольких вариантов) 1.Коммуникативной стороной общения называют: А) восприятие друг друга Б) обмен информацией В) взаимодействие 2.Общение, которое преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида - это... А) социальное общение Б) личностное общение В) диалоговое общение 3.Общение, которое характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации - это... А) опосредованное общение Б) косвенное общение В) биологическое общение 4.К видам общения относятся: А) биологическое Б) диалогическое В) межэтническое Г) межперсональное 5. Общение включает в себя следующие взаимосвязанные стороны: А) когнитивную Б) перцептивную В) коммуникативную Г) интерактивную 6. Перцептивная сторона общения представляет собой: А) взаимодействие общающихся Б) обмен информацией между участниками совместной деятельности В) восприятие общающимися друг друга 7. Общение, когда учитываются особенности личности, возраст, настроение собеседника, но интересы дела являются более важными - это деловое общение. А) верно Б) не верно 8. Паралингвистикой называют: А) система вокализации; Б) организация пространства и времени коммуникативного процесса; В) визуальный контакт 9. Как называется общение, которое имеет своей целью извлечение выгоды от собеседника с использованием различных приемов (лесть, запугивание, обман и пр.): А) манипулятивное; Б) светское; В) деловое. 10 . Прямым общением называют: А) неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения; Б) включение в процесс общения “дополнительного” участника как посредника, через которого происходит передача информации; В) естественный контакт “лицом к лицу” при помощи вербальных и невербальных средств, когда информация лично передается одним из его участников другому 11. Что понимается под “такесикой”: А) процесс передачи вербальной информации; Б) прикосновение людей друг к другу во время общения; В) визуальный контакт 12. Назначение деловой беседы (выберите правильные ответы): А) сообщение информации Б) обмен мнениями В) речевое общение с целью установления деловых отношений Г) реализация личных симпатий 13. Цель деловых переговоров (выберите правильные ответы): А) оказать давление на партнёра Б) достижение делового соглашения В) добиться односторонней выгоды Г) решение конфликтных ситуаций 14.Что относится к коммуникативным барьерам? А) барьер непонимания; Б) семантические барьеры; В) барьер отрицательных эмоций. 15. Что является основными механизмами в познании человека? А) идентификация; Б) эмпатия; В) рефлексия; Г) аттракция; Д) метонимия 16. Стресс, сопровождающий любой конфликт, накладывает отпечаток на его протекание. Это суждение..: А) верно Б) не верно 17. Выделяют пять основных стратегий выхода из конфликта (К. Томас): соперничество, сотрудничество, уклонение, приспособление и… А) компромисс. Б) переговоры В) сглаживание 18. Конфликт в переводе с латинского означает: А) соглашение Б) столкновение; В) существование 19. Компромисс – это: А) согласие, которое достигнуто путем взаимных уступок Б) демонстрация покорности, согласия с предъявляемой претензией В) выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает и получает то, что хочет 20. Инцидент — это: А) первое открытое столкновение субъектов Б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними В) истинная причина конфликта Правильные ответы: 1Б 2А 3Б 4АБГ 5БВГ 6А 7А 8А 9А 10В 11Б 12АБ 13БГ 14АБ 15АБВГ 16А 17А 18Б 19А 20А Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий. «не зачтено» – верно менее 50% заданий |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Процедура проведения: основным оценочным средством является Дифференцированный зачет, предполагающий два блока: 1) блок на проверку общих знаний (выполнение теста с заданиями закрытой формы на электронном курсе в СДО moodle, проводится в учебной аудитории), 2) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание по двум темам, проводится очно в учебной аудитории). Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» (https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=524493) Критерии оценивания: 1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест, состоящий из 20 вопросов, студент может получить максимум 20 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время. 2) за выполнение второго блока, представляющего собой устный ответ на две темы, студент может получить максимум 10 баллов при выполнении следующих условий: студентом представлено развернутое монологическое высказывание, даны полные ответы на вопросы, приведены примеры, даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя. На подготовку к устной части отводится 10 минут. Далее, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1),пересчитываются в 10-балльную шкалу: 100 баллов = 10 баллов; 90 баллов = 9 баллов; 80 баллов = 8 баллов; 70 баллов = 7 баллов; 60 баллов = 6 баллов; 50 баллов = 5 баллов. Ниже 50 баллов – выполнение теста не засчитано. После сложения баллов 1 и 2 блоков преподаватель переводит их в оценку: 1-5 баллов – оценка «2», 6-10 баллов – оценка «3», 11-15 баллов – оценка «4», 16-20 баллов – оценка «5». Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме Дифференцированного зачета, состоящего из двух блоков, студент может получить 20 баллов. |
Приложения |
Приложение 1.
Контроль .docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Корягина Н.А., Антонова Н.В., Овсянникова С.В. | Психология общения: Учебник и практикум для СПО | Юрайт, 2022 | https://urait.ru/bcode/489728 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Чернышова Л. И. | ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ЭТИКА, КУЛЬТУРА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ: Учебное пособие для СПО | Юрайт, 2020 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронный курс "Психология делового общения и конфликтология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система Windows и/или AstraLinux Специализированное и общее ПО Open Office или Libreoffice 3D Canvas Blender Visual Studio Community Python c расширениями PIL, Py OpenGL FAR XnView 7-Zip AcrobatReader GIMP Inkscape Paint.net VBox Mozila FireFox Chrome Eclipse (PHP,C++, Phortran) VLC QTEPLOT Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/ Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
405Н | кабинет профессиональной этики и психологии делового общения; кабинет социальной психологии; кабинет коммуникативных тренингов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед; проектор (марка: BenQ) – 1 ед. |
Общие рекомендации по изучению дисциплины "Психология делового общения и конфликтология" Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования: - посещать все лекционные и практические занятия - все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради; - обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях; - в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал При реализации учебной дисциплины "Психология делового общения и конфликтология" используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении практических занятий: ролевая игра, кейс-стади, деловая игра. При изучении дисциплины "Психология делового общения и конфликтология" обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины. Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Порядок организации самостоятельной работы Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по изучаемой дисциплине, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов по дисциплине "Психология делового общения и конфликтология" предполагает: • самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам; • выполнение заданий для самостоятельной работы; • изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов; Подготовка к практическим занятиям В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие. При подготовке к практическому занятию по дисциплине следует: - внимательно изучить задание, определить круг вопросов; - определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины; - изучить рекомендованную литературу. В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу\вопросу. План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. |