МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология делового общения и конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.16. специальность Туризм и гостеприимство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_16_ТурГостеприим-2023_9кл
Часов по учебному плану 50
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 12
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 12 12 12 12
Итого 50 50 50 50

Программу составил(и):
преподаватель, первая категория, Борисова Оксана Александровна

Рецензент(ы):
преподаватель, Тимофеева Виктория Васильевна;

Рабочая программа дисциплины
Психология делового общения и конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.16 ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО (приказ Минобрнауки России от 12.12.2022 г. № 1100)

составлена на основании учебного плана:
43.02.16 ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать представление о психологии делового общения и основах конфликтологии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
- приемы саморегуляции в процессе общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология делового общения
1.1. Введение. Общение – основа человеческого бытия.Общение как восприятие. Лекции 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
1.2. Устный опрос по теме"Общение – основа человеческого бытия.Общение как восприятие" Практические 4 4 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
1.3. Общение как взаимодействие Лекции 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
1.4. Деловая игра Практические 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
1.5. Подготовка игры по теме "Общение как взаимодействие" Сам. работа 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
1.6. Общение как обмен информацией Лекции 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
1.7. Коммуникативная сторона делового общения Практические 4 4 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
1.8. Формы делового общения и их характеристики Лекции 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
1.9. Слушание докладов с презентацией на тему "Формы делового общения и их характеристики" Практические 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
1.10. Подготовка доклада - презентации на тему "Формы делового общения и их характеристики" Сам. работа 4 4 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения
2.1. Конфликт: его сущность и основные характеристики Лекции 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
2.2. Устный опрос по теме "Конфликт: его сущность и основные характеристики" Практические 4 4 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
2.3. Стратегии поведения в конфликтах Практические 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
2.4. Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция Практические 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
2.5. Самостоятельная подготовка по теме "Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция " Сам. работа 4 3 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Этические формы общения
3.1. Общие сведения об этической культуре Лекции 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
3.2. Слушание докладов по теме "Этические нормы профессиональной деятельности" Практические 4 4 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
3.3. Подготовка доклада на тему "Этические нормы профессиональной деятельности" Сам. работа 4 3 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1
3.4. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5337
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного или нескольких вариантов)

1.Коммуникативной стороной общения называют:
А) восприятие друг друга
Б) обмен информацией
В) взаимодействие
2.Общение, которое преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида - это...
А) социальное общение
Б) личностное общение
В) диалоговое общение
3.Общение, которое характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации - это...
А) опосредованное общение
Б) косвенное общение
В) биологическое общение
4.К видам общения относятся:
А) биологическое
Б) диалогическое
В) межэтническое
Г) межперсональное
5. Общение включает в себя следующие взаимосвязанные стороны:
А) когнитивную
Б) перцептивную
В) коммуникативную
Г) интерактивную
6. Перцептивная сторона общения представляет собой:
А) взаимодействие общающихся
Б) обмен информацией между участниками совместной деятельности
В) восприятие общающимися друг друга
7. Общение, когда учитываются особенности личности, возраст, настроение собеседника, но интересы дела являются более важными - это деловое общение.
А) верно
Б) не верно
8. Паралингвистикой называют:
А) система вокализации;
Б) организация пространства и времени коммуникативного процесса;
В) визуальный контакт
9. Как называется общение, которое имеет своей целью извлечение выгоды от собеседника с использованием различных приемов (лесть, запугивание, обман и пр.):
А) манипулятивное;
Б) светское;
В) деловое.
10 . Прямым общением называют:
А) неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения;
Б) включение в процесс общения “дополнительного” участника как посредника, через которого происходит передача информации;
В) естественный контакт “лицом к лицу” при помощи вербальных и невербальных средств, когда информация лично передается одним из его участников другому
11. Что понимается под “такесикой”:
А) процесс передачи вербальной информации;
Б) прикосновение людей друг к другу во время общения;
В) визуальный контакт
12. Назначение деловой беседы (выберите правильные ответы):
А) сообщение информации
Б) обмен мнениями
В) речевое общение с целью установления деловых отношений
Г) реализация личных симпатий
13. Цель деловых переговоров (выберите правильные ответы):
А) оказать давление на партнёра
Б) достижение делового соглашения
В) добиться односторонней выгоды
Г) решение конфликтных ситуаций
14.Что относится к коммуникативным барьерам?
А) барьер непонимания;
Б) семантические барьеры;
В) барьер отрицательных эмоций.
15. Что является основными механизмами в познании человека?
А) идентификация;
Б) эмпатия;
В) рефлексия;
Г) аттракция;
Д) метонимия
16. Стресс, сопровождающий любой конфликт, накладывает отпечаток на его протекание. Это суждение..:
А) верно
Б) не верно
17. Выделяют пять основных стратегий выхода из конфликта (К. Томас): соперничество, сотрудничество, уклонение, приспособление и…
А) компромисс.
Б) переговоры
В) сглаживание
18. Конфликт в переводе с латинского означает:
А) соглашение
Б) столкновение;
В) существование
19. Компромисс – это:
А) согласие, которое достигнуто путем взаимных уступок
Б) демонстрация покорности, согласия с предъявляемой претензией
В) выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает и получает то, что хочет
20. Инцидент — это:
А) первое открытое столкновение субъектов
Б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними
В) истинная причина конфликта

Правильные ответы:



4АБГ
5БВГ




10В
11Б
12АБ
13БГ
14АБ
15АБВГ
16А
17А
18Б
19А
20А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: основным оценочным средством является Дифференцированный зачет, предполагающий два блока:
1) блок на проверку общих знаний (выполнение теста с заданиями закрытой формы на электронном курсе в СДО moodle, проводится в учебной аудитории),
2) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание по двум темам, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» (https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=524493)
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест, состоящий из 20 вопросов, студент может получить максимум 20 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой устный ответ на две темы, студент может получить максимум 10 баллов при выполнении следующих условий:
студентом представлено развернутое монологическое высказывание,
даны полные ответы на вопросы,
приведены примеры,
даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
На подготовку к устной части отводится 10 минут.
Далее, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1),пересчитываются в 10-балльную шкалу:
100 баллов = 10 баллов;
90 баллов = 9 баллов;
80 баллов = 8 баллов;
70 баллов = 7 баллов;
60 баллов = 6 баллов;
50 баллов = 5 баллов.
Ниже 50 баллов – выполнение теста не засчитано.
После сложения баллов 1 и 2 блоков преподаватель переводит их в оценку:
1-5 баллов – оценка «2»,
6-10 баллов – оценка «3»,
11-15 баллов – оценка «4»,
16-20 баллов – оценка «5».
Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме Дифференцированного зачета, состоящего из двух блоков, студент может получить 20 баллов.
Приложения
Приложение 1.   Контроль .docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корягина Н.А., Антонова Н.В., Овсянникова С.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/489728
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чернышова Л. И. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ЭТИКА, КУЛЬТУРА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ: Учебное пособие для СПО Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс "Психология делового общения и конфликтология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
405Н кабинет профессиональной этики и психологии делового общения; кабинет социальной психологии; кабинет коммуникативных тренингов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Общие рекомендации по изучению дисциплины "Психология делового общения и конфликтология"
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
- посещать все лекционные и практические занятия
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал

При реализации учебной дисциплины "Психология делового общения и конфликтология" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: ролевая игра, кейс-стади, деловая игра.

При изучении дисциплины "Психология делового общения и конфликтология" обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины.
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
Порядок организации самостоятельной работы
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по изучаемой дисциплине, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине "Психология делового общения и конфликтология" предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
Подготовка к практическим занятиям
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.
При подготовке к практическому занятию по дисциплине следует:
- внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- изучить рекомендованную литературу.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу\вопросу. План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.