МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки42.02.01. специальность Реклама
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план42_02_01_Реклама-2023_9кл
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Преподаватель, Горовая Маргарита Вадимовна

Рецензент(ы):
Преподаватель, высшая к.к., Гердт Антонина Павловна

Рабочая программа дисциплины
Химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 42.02.01 РЕКЛАМА (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 510 )

составлена на основании учебного плана:
42.02.01 РЕКЛАМА Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Целью освоения дисциплины «Химия» является формирование и развитие у студента химического мышления, способности применять химический инструментарий при изучении профессиональных дисциплин.

Задачами изучения дисциплины «Химия» является: систематизация,
закрепление, углубление теоретических знаний по химии; методы химического исследования;
овладение практическими навыками химического эксперимента для решения задач; овладение навыками химических расчетов
применительно к задачам профессиональной деятельности, развитие
навыков самостоятельной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет- ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;


для:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений; энергосбережения;
безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической

зависимостей;
осознанных личных действий по охране окружающей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.смысл понятий: естественно-научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация; вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотренно

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы строения вещества
1.1. Тема 1.1 Строение атомов химических элементов и природа химической связи Лекции 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Решение заданий на использование химической символики Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Тема 1.2 Переодический закон и таблица Д.И Менделеева Лекции 2 4 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Переодическая система химических элементов Д.И Менделеева. Физический смысл переодического закона Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Химические реакции
2.1. Тема 2.1 Типы химических реакций Лекции 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Тема 2.2 Электролитическая диссоциация и ионный обмен Лекции 2 1 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Лабораторная работа "Типы химических реакций" Практические 2 1 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Контрольная работа "Строение вещества и химические реакции" Практические 2 1 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ
3.1. Тема 3.1 Классификация,номенклатура и строение неорганических веществ Лекции 2 3 ОК 7., ОК 4., ОК 3., ОК 2. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Номенклатура неорганических веществ: название вещества исходя из химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной или тривиальной номенклатуре.Решение задач. Практические 2 2 ОК 7., ОК 4., ОК 3., ОК 2. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Тема 3.2 Физико-химические свойства неорганических веществ Лекции 2 4 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ. Решение практико-ориентрированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Тема 3.3 Идентификация неорганических веществ Лекции 2 4 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Лабораторная работа "Идентификация неорганических вещетв" Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Контрольная работа "Свойства неорганических веществ" Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Строение и свойства органических веществ
4.1. Тема 4.1 Классификация, строение и номенклатура органических веществ Лекции 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Номенклатура органических соединений отдельных классов( насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Практические 2 4 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. 4.2. Свойства органических соединений Лекции 2 4 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Свойства органических соединений отдельных классов. Задания на составления уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их строения и свойств. Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Лабораторная работа "Превращение органических веществ при нагревании" Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.6. Тема 4.3. Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека Лекции 2 4 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.7. Лабораторная работа "Идентификация органических соединений отдельных классов" Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.8. Контрольная работа №3 Сьруктура и свойства органических веществ Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химической реакции
5.1. 5.1. Скорость химической реакции. Химическое равновесие Лекции 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влиящих на изменений скорости химической реакции. Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Растворы
6.1. Тема 6.1. Понятие о растворах Лекции 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Лабораторная работа "Приготовление растворов" Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека
7.1. Химия в быту и производственной деятельности человека Лекции 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 3., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологии с учетом будущей профессиональной деятельности по темам:важнейшие строительные материалы, конструкционные материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники. Защита: представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией Практические 2 2 ОК 7., ОК 6., ОК 4., ОК 2., ОК 1. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Прмежуточная аттестация по дисциплине (Зачет) Практические 2 2 ОК 7. Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (творческое задание, конспект, реферат, тест) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5051

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифферинцированного зачета по итогам освоения дисциплины

Итоговый тест:

1. Выберите один правильный ответ:
Электронную формулу атома 1s22s22p63s23p6 3d10 4s24p6 4d10 5s2 имеет химический элемент
а) олово б) железо в) кадмий г) азот
2. Выберите один правильный ответ:
Химическая связь в N2 и CaО соответственно
а) ионная и ковалентная полярная
б) ковалентная полярная и ионная
в) ковалентная полярная и металлическая
г) ковалентная неполярная и ионная
3. Выберите один правильный ответ:
Неметаллические свойства элементов в периоде с увеличением заряда ядра атома
а) усиливаются
б) изменяются периодически
в) ослабевают
г) не изменяются
4. Выберите один правильный ответ:
Этанол и гидроксид аммония относятся к классам
а) спиртов и оснований
б) оснований и спиртов
в) минеральных кислот
г) карбоновых кислот и минеральных кислот
5. Выберите один правильный ответ:
Взаимодействие бензола и анилина с бромом относится к реакциям
а) обмена и замещения
б) присоединения и замещения
в) гидрирования и присоединения
г) замещения
6. Выберите один правильный ответ:
Коэффициент перед формулой окислителя в уравнении реакции, схема которой

NH3+ O2 = N2+ H2O, равен
а)1 б) 2 в) 3 г) 4
7. Выберите один правильный ответ:
Не проводят электрический ток оба вещества
а) р-р муравьиной кислоты и р-р плавиковой кислоты
б) р-р гидроксида натрия и карбонат кальция
в) сера и этанол
г) соляная кислота и бензол
8. Выберите один правильный ответ:
Суммы всех коэффициентов в полном и сокращённом ионных уравнениях
реакции между гидроксидом железа (II) и серной кислотой равны
а) 16 и 22
б) 10 и 6
в) 20 и 18
г) 14 и 10

9. Выберите один правильный ответ:
Сокращённо-ионное уравнение реакции Mn2+ + 2OH- = Mn(OH)2 соответствует
взаимодействию веществ
а) MnSO4 (p-p) и Fe(OH)3
б) CuO и Ba(OH)2 (p-p)
в) MnCl2 (p-p) и NaOH (p-p)
г) MgO и H2O
10. Выберите один правильный ответ:
Раствор гидроксида лития реагирует с обоими веществами
а) оксидом кальция и соляной кислотой
б) хлоридом железа (III) и углекислым газом
в) серной кислотой и угарным газом
г) оксидом цинка и хлоридом калия
11. Выберите один правильный ответ:
Бензол реагирует с обоими веществами
а) метанолом и этиленом
б) кислородом и уксусной кислотой
в) азотной кислотой и хлором
г) формальдегидом и водородом
12. Выберите один правильный ответ:
Качественный состав соляной кислоты можно установить, используя
а) хлорид бария (р-р) и лакмус
б) нитрат серебра (р-р) и цинк
в) хлорид бария (р-р) и фенолфталеин
г) гидроксид натрия (р-р) и цинк
13. Выберите один правильный ответ:
Для распознавания альдегидов и углеводов можно использовать
а) гидроксид меди (II)
б) аммиачный раствор Ag2O
в) водород
г) гидроксид натрия
14. Выберите один правильный ответ:
Растворение цинка в серной кислоте будет замедляться при
а) увеличении концентрации кислоты
б) раздроблении цинка
в) разбавлении кислоты
г) повышении температуры
15. Выберите один правильный ответ:
Химическое равновесие в системе :
CH4 (г) + H2O → 3H2 (г) + CO – Q
смещается в сторону продуктов реакции при
а) повышении давления
б) повышении температуры
в) понижении температуры
г) использовании катализатора


Правильные ответы:
1-б
2-г
3-г
4-б
5-в
6-в
7-б
8-в
9-г
10-б
11-б
12-в
13-в
14-б
15-а


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы, индивидуальные проекты и др.) - не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5051

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 30 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 20 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль_Химия.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков Химия 11 класс (базовый уровень) : Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.2 О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков Химия 10 класс (базовый уровень): Просвещение, 2023 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никольский А. Б., Суворов А. В. Химия : учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.: Издательство ЮРАЙТ, 2023 urait.ru
Л2.2 Анфиногенова И. В, Бабков А. В., Попков В.А. Химия : учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.: Издательство ЮРАЙТ, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Химия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
104К лаборатория спецпрактикумов кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные мебель на 12 посадочных мест; шкаф для хранения посуды; сейф для хранения реактивов; весы ВЛР-200; муфельная печь; вытяжной шкаф; калориметр В-08МА; вольтметр цифровой постоянного тока Щ-15-16; центрифуга ОПН-8УХЛ-4.2; элект. плитка; рН-340; колориметр фотоэлектрический концентрационный КФК-2МП -1; весы ВЛКТ-500;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины «Химия» является:
- формирование у студентов целостного естественнонаучного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
- осознание объективной значимости основ химической науки как области химических превращений веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
- получение и углубление студентами базовых знаний и умений в области химии;
- развитие экспериментальных навыков исследования химических веществ и процессов;
- формирование навыков использования химических знаний и умений для успешного
усвоения других дисциплин.

В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Оценка ответа обучающегося при устном и письменном опросе проводится по бально - рейтинговой системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок:
0-49 (неудовлетворительно),
50-69(удовлетворительно),
70-84(хорошо),
85-100(отлично).

реподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им заданий.
При выставлении оценки обучающегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации.

Критерии ошибок:
К ошибкам относятся
• ошибки, которые обнаруживают незнание обучающимися формул, основных химических свойств,законов и неумение их применять;
• незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
• неумение выделить в ответе главное, неумение делать выводы и обобщения, неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками.

Критерии оценивания:
Оценка ответа учащегося проводится по 100-бальной шкале оценок. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 85 баллов и выше – «отлично», 70 – 84 балла – «хорошо», 50 – 69 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов – «неудовлетворительно».

При реализации учебной дисциплины «Химия» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.