МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РацИспПрирКомплексов-2022_11кл
Часов по учебному плану 60
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 12
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 12 12 12 12
Итого 60 60 60 60

Программу составил(и):
преподаватель, Косач Елена Владимировна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Большакова Елена Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 351)

составлена на основании учебного плана:
Направление 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений об особенностях развития современной России и основных регионов мира на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории второй половины 20 века-начала 21 века

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.)
Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.
Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира
Назначение ООН, НАТО, ЕС, и других организаций и основные направления их деятельности
О роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире
Выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Послевоенная реконструкция и начало «холодной войны» (1945-первая половина 1950-х гг).
1.1. Основные черты и особенности послевоенного развития СССР. Лекции 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. «Холодная война» и раскол Европы. Практические 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Процессы всемирно-исторического значения, характерные для второй половины XX в. Лекции 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.4. СССР в первые послевоенные годы Практические 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Россия и мир в период научно-технической революции, сосуществования и борьбы двух систем (конец 1950-х – 1960-е гг).
2.1. Развитие СССР во второй половине 1950-х первой половине 1960-х гг.: попытки реформирования общества. Лекции 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. СССР в период "Оттепели". Практические 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Экономическое развитие ведущих стран Запада в середине XX века. Практические 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.4. Либерализация внешнеполитического курса. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия. Лекции 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Просмотр документального фильма "Карибский кризис. Непонятная история". Дискуссия по материалам фильма. Практические 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Реферат Сам. работа 1 4 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Россия и мир в период нового этапа научно-технической революции, структурных кризисов, преобразований (1970-1980-е гг)
3.1. Кризис моделей развития и общественная жизнь в 70-е нач. 80-х гг Лекции 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Внутренняя и внешняя политика СССР во второй половине 60-х – первой половине 80-х годов. Политика разрядки. Лекции 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Основные капиталистические страны в 70-80-е гг. Ускорение научно-технического развития и его последствия. Практические 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.4. Тест «Итоги развития СССР в период "застоя"». Практические 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Эссе Сам. работа 1 4 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Перестройка в СССР (1985 – 1991 гг.)
4.1. Социально-экономический кризис в СССР. Экономические реформы середины 80-х. Реформа политической системы: цели, этапы, итоги. Политика гласности. Лекции 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Перестройка во внешней политике – концепция нового политического мышления. Демократические революции в Восточной Европе. Лекции 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Кейс-задание: работа с историческими документами: Итоги перестройки в СССР. Распад Советского Союза и образование СНГ. Практические 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Создание презентаций Сам. работа 1 4 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Россия и мир в 90-е гг. XX в.
5.1. Российская экономика на пути к рынку. Государственно-политическое развитие Российской Федерации в 90-е гг. Лекции 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Геополитическое положение и внешняя политика России в 90-е годы. Лекции 1 4 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Тест "Россия и мир в 90-е гг. XX века". Практические 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Россия и мир в первом десятилетии XXI в.
6.1. Российская экономика в новом тысячелетии. Социальные проблемы и пути их решения. Лекции 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
6.2. Отношения России со странами "ближнего" и "дальнего" зарубежья в начале XXI века. Лекции 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
6.3. Кейс-задание: работа с историческими документами: Основные направления внешней политики РФ в первом десятилетии XXI века. Практические 1 1 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.4. Тест "Итоги развития Российской Федерации в 2000-2018 гг". Практические 1 1 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.5. Промежуточная аттестация.Зачет. Практические 1 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7007
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме зачета по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
В 70-е годы приоритеты в развитии экономики были отданы
а) тяжелой промышленности
б) оборонной промышленности
в) сельскому хозяйству
г) жилищному строительству
2. Подписание в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе состоялось
а) в 1975
б) в 1971
в) в 1976
г) в 1980
3. Выберите неправильный ответ. Разрядка международной напряженности
в 70-е годы включала
а) соглашение по Западному Берлину
б) соглашение СССР и США по ПРО и ОСВ-1
в) соглашение по безопасности в Европе
г) создание НАТО и ОВД
4. Инициатор создания в СССР Комитета прав человека
а) В. Чалидзе
б) А.И. Солженицын
в) А.Д. Сахаров
г) А.Т. Марченко
5. Дефицит товаров народного потребления в СССР в 1970-1980 гг. был вызван
а) снижением объемов их производства
б) сбытом основной массы на зарубежных рынках
в) опережением роста доходов населения над производством качественных товаров
6. Конституция СССР 1977 г.
а) закрепляла роль КПСС как руководящей силы советского общества
б) вводила систему многомандатных выборов
в) разрешила создание альтернативных КПСС политических партий
7. Найдите правильное сочетание события и даты
а) договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) - 1979 г.
б) ввод войск Варшавского договора в Чехословакию - 1968 г.
в) ввод ограниченного контингента вооруженных сил в Афганистан - 1972 г.
8. Какая акция правительства в период «застоя» вызвала открытый протест
в обществе?
а) интернациональная помощь Вьетнаму
б) размещение советских ракет на Кубе
в) ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию
9. Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г.
а) изменила границы между Германией, Польшей и Чехословакией
б) закрепила границы, сложившиеся в Европе после Второй мировой войны
в) приняла Декларацию прав человека и гражданина
10. Период разрядки в международных отношениях приходится на
а) 1961-1968 гг.
б) 1972-1975 гг.
в) 1979-1983 гг.
11.Отношения СССР с Китаем в 1960-70 гг. характеризовались
а) политическим сотрудничеством, единством на международной арене
б) конфликтом, доходящим до вооруженных столкновений на границах
в) сохранением отношений братства и взаимной помощи, сложившихся в начале
1950-х гг.
12. Для культурной политики Советского правительства в 1970-е гг. характерно
а) поощрение критического анализа негативных сторон жизни общества
б) отказ от цензуры научных и художественных публикаций
в) выдворение инакомыслящих деятелей культуры за границу
13. Наиболее распространенными формами борьбы с «инакомыслием» в годы
«застоя» стали
а) дискуссии, диалог правительства с диссидентами через СМИ
б) ограничения в карьере, лишение гражданства
в) восстановление ГУЛАГа.
14. Причиной конца «разрядки» не является:
а) принятие американской программы СОИ
б) ввод советских войск в Афганистан
в) ухудшение советско-американских отношений
г) подписание Заключительного акта в Хельсинки
15. «Железный занавес» - это
а) берлинская стена, отделявшая Восточный Берлин от Западного
б) пограничная система стран социализма
в) раскол мира на два враждебных лагеря по идеологическому
принципу (социалистический- капиталистический)
г) участие в конфликте между Северной и Южной Кореей
Правильные ответы:
1 б
2 а
3 г
4 в
5 а
6 а
7 а-1972, б-1968, в-1979
8 в
9 б
10 б
11 б
12 в
13 б
14 г
15 в
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)


Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы, индивидуальные проекты и др.) - не предусмотрено



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Процедура проведения зачета (Может включать несколько блоков оценивания):
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7007&section=12

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49





Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_История_2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шубин, А. В. История России, 1946 год - начало XXI века: 11 класс. Базовый уровень : учебник Просвещение, 2023 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. Хейфец В.Л. История новейшего времени : учебник и практикум для СПО Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Р.А. Крамаренко История России: Учебное пособие для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle: "История" (20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов, Косач Е.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
414Н кабинет истории; кабинет основ философии - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; карты по истории, раздаточные материалы
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины История используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа.
При проведении практических занятий:дискуссии, кейс-задания.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в разработке презентаций, написании эссе, рефератов и др.
Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными.

Лекциям принадлежит ведущая роль в изучении практически всех гуманитарных дисциплин, в том числе и Истории. Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы и особенности рассматриваемого исторического периода, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию следует слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– какие проблемы в лекции ставятся и как они обосновываются;
– примеры, факты, документальные источники, архивные материалы, сведения из периодической печати, художественной литературы, кинофильмов;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции. Доработка лекционного материала
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

По дисциплине История большая часть практических занятий проводится с использованием устного опроса студентов, для проверки уровня заний по теме. План устных практических занятий состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по истории. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.
После вопросов темы следуют даты, термины и имена деятелей, знание которых обязательно для студентов СПО. Практические занятия необходимы для обобщения литературных источников, помогают студентам глубже усвоить теоретический материал, приобрести навыки творческой работы над историческими документами и первоисточниками.
Планы занятий, их тематика, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях.
При подготовке к практическому занятию по дисциплине История следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материал(вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
На заняитии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.
Вокруг выступления могут разгораться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. В заключении преподаватель, как руководитель занятия подводит итоги. Он может выборочно проверить конспекты студентов и если потребуется внести в них исправления и дополнения.

Самостоятельная работа является одним из основных методов глубокого, творческого изучения учебного материала.
Домашние и индивидуальные работы как вид самостоятельной работы, предполагают выполнение системы заданий, направленных на формирование практических умений и навыков по заданной тематике.
Рекомендации по выполнению заданий:
ознакомится с тематикой и содержанием задания.
изучить соответствующий материал, представленный в конспектах.
при необходимости, изучить дополнительный материал, имеющийся в основной и дополнительной литературе, представленной в программе.
проанализировать задания, выполненные в ходе практических занятий.
выполнить работу в установленые сроки.
Критерии оценки:
правильность выполнения работы (отсутствие фактических, логических и других ошибок);
полнота выполнения работы;
своевременность выполнения.
Задания выполненные позже установленного срока оцениваются минимальным количеством баллов.