МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Полевые исследования: методы и технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_ЦМА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 84
индивидуальные консультации 10
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 84 84 84 84
Консультации 10 10 10 10
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. тр.-преп., Сарыглар С.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Полевые исследования: методы и технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений и базовых навыков организации и проведения полевых социологических исследований;
обсуждение ограничений и проблем реальной практики социологических исследований в России и за рубежом, необходимости соблюдения методических и этических ограничений;
ознакомление магистрантов с ситуацией в индустрии социологических исследований в России, знакомство с используемой терминологией, распространенностью различных технологических и методических схем и приемов, типовыми вариантами организации работы, а также возможностью применения профессиональных социологических знаний для повышения эффективности работы исследовательских коллективов;
углубление знаний по методике и технике социологического исследования, а также синтез этих знаний и навыков с полученными при прохождении производственной практики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен обоснованно отбирать и использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач
ОПК-1.1 Обосновывает выбор информационно-коммуникационных технологий для постановки и решения задач социологического исследования
ОПК-1.2 Предлагает постановку задач по поиску, обобщению социологических данных
ОПК-1.3 Осуществляет обоснованный выбор методов, технологических и программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных
ОПК-1.4 Создает информационную базу исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает методы и методику проведения социальных исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных
ПК-3.1. Знает основные этапы и способы разработки и распространения результатов проектной деятельности по изучения общественного мнения
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.3. Осуществляет обоснованный выбор методов, технологических и программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных.
ПК-1.2. Умеет планировать, собирать социальную информацию для проведения социальных исследований
ПК-1.3. Умеет обрабатывать и представлять анализ полученных данных в ходе исследования
ПК-2.2. Умеет обрабатывать и анализировать данные по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.2. Владеет методами разработки и распространения результатов проектов по изучению общественного мнения с помощью цифровых методов анализа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Организация полевого этапа социологического исследования. Понятие полевого исследования Лекции 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Организация полевого этапа социологического исследования. Понятие полевого исследования Сам. работа 1 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.3. Классические проблемы организации социологических исследований Практические 1 0 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.4. Классические проблемы организации социологических исследований Сам. работа 1 20 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.5. Количественные исследования: проблемы организации полевого этапа Лекции 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.6. Количественные исследования: проблемы организации полевого этапа Сам. работа 1 16 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.7. Качественные исследования: проблемы организации полевого этапа Практические 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.8. Качественные исследования: проблемы организации полевого этапа Сам. работа 1 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.9. Типичные ошибки полевого этапа исследования Практические 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.10. Типичные ошибки полевого этапа исследования Лекции 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.11. Организация штаба полевого исследования Практические 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.12. Подготовка комплектов эмпирического инструментария для исполнителей Лекции 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.13. Отбор и обучение исполнителей Практические 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.14. Текущий оперативный контроль во время сбора данных Сам. работа 1 20 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.15. Контроль заполненных документов во время приема результатов работы, специальные контрольные процедуры после завершения полевого этапа Практические 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.16. Оперативный контроль выборки в процессе полевых работ Сам. работа 1 20 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.17. Интернет как новое исследовательское поле Практические 1 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.18. Консультации 1 10 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3
Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Принципы регулирования:
а) Рациональность
б) Ритмичность
в) Надежность
г) достоверность
ОТВЕТ: а, г

Вопрос 2. Задача регулирования:
а) обновление планируемых заданий
б) обеспечение своевременного эффективного достижения организацией своих целей
в) корректировка результатов деятельности
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Виды регулирования:
а) реактивное
б) операционное
в) упреждающее
ОТВЕТ: а, в

Вопрос 4. При каком виде регулирования проблема рассматривается как потенциальная возможность:
а) реактивное
б) операционное
в) упреждающее
ОТВЕТ: в

Вопрос 5. Что понимается под управлением?
а) планомерное воздействие на некоторый объект с целью изменения его свойств
б) планомерное воздействие на некоторый объект с целью достижения определенного результата
в) управление движением объекта
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Какую функцию менеджмента нужно использовать, чтобы распределить работников по рабочим местам?
а) планирование
б) контроль
в) организация
г) мотивация
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Выберите того, кто должен осуществлять контроль за выполнением поставленных задач перед коллективом:
а) Специалисты
б) Работники
в) Руководители
г) Отдельные руководители
д) Министерства
ОТВЕТ: в

Вопрос 8. Что такое планирование?
а) Вид деятельности
б) Отделённый вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации
в) Перспективу развития
г) Состояние организации
д) Интеграцию видов деятельности.
ОТВЕТ: б

Вопрос 9. Как осуществляется организационное планирование?
а) Только на высшем уровне управления
б) На высшем и среднем уровнях управления
в) На среднем уровне управления
г) На всех уровнях управления
д) Определение потребностей подчиненных
ОТВЕТ: г

Вопрос 10. Функция планирования:
а) Установление целей и задач развития объектов управления, определение путей и средств их достижения
б) Установление целей организации
в) Определение путей и средств выполнения заданий
г) Определение способов достижения целей организации
д) Моделирование действий организации
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Потенциал специалиста – это:
а) совокупность возможностей, знаний, опыта, устремлений и потребностей
б) здоровье человека
в) способность адаптироваться к новым условиям
г) способность повышать квалификацию без отрыва от производства
д) способность человека производить продукцию
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Какой вид власти подразумевает веру исполнителя в то, что влияющий имеет возможность заставлять и полное право наказывать:
а) власть, основанная на принуждении
б) власть, основанная на вознаграждении
в) экспертная власть
г) эталонная власть
д) законная власть
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязывать свою волю исполнителям.
а) автократичный руководитель
б) демократичный руководитель
в) либеральный руководитель
г) консультативный руководитель
д) инструментальный руководитель
ОТВЕТ: а

Вопрос 14. Блага, материальные ценности, на получение которых направлена трудовая деятельность человека – это:
а) мотив
б) потребности
в) притязания
г) ожидания
д) стимулы
ОТВЕТ: д

Вопрос 15. К методам управления персоналом относятся:
а) социально-психологические
б) экономические
в) административные
г) все ответы верны
ОТВЕТ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления.
ОТВЕТ: Регулирование

Вопрос 2. Управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы рабочих подразделений.
ОТВЕТ: Координация

Вопрос 3. Стиль руководства, при котором придерживаются принципов невмешательства, члены коллектива поощряются к творческому самовыражению.
ОТВЕТ: Демократический

Вопрос 4. Какой из стилей разрешения конфликтов направлен на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет.
ОТВЕТ: Компромисса

Вопрос 5. Определенный порядок осуществления трудового процесса?
ОТВЕТ: Организация труда

Вопрос 6. Частью какой системы является организация труда?
ОТВЕТ: Производства

Вопрос 7. Последовательность функций управления состоит из: планирования – организация – мотивация – …
ОТВЕТ: Контроль

Вопрос 8. Процесс побуждения человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации.
ОТВЕТ: Мотивация

Вопрос 9. Как называются общепризнанные стандарты, сложившиеся в группе в результате длительного взаимодействия ее членов?
ОТВЕТ: Групповые нормы

Вопрос 10. Процесс разработки стратегии фирмы, при котором план развития конкретизируется на длительный период с подробным описанием решений и действий, необходимых для достижения целей плана.
ОТВЕТ: Стратегическое планирование

Вопрос 11. Высший уровень стратегического менеджмента – это:
ОТВЕТ: Корпоративный

Вопрос 12. Процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем – это:
ОТВЕТ: SWOT-анализ

Вопрос 13. Какой вид анализа подразумевает анализ политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, способных повлиять на деятельность фирмы?
ОТВЕТ: PEST-анализ

Вопрос 14. Генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.
ОТВЕТ: Стратегия организации

Вопрос 15. Стиль управления персоналом, который имеет следующие характеристики: «единоличное изъявление воли при наличии управленческих функций у руководителя; формирование руководителем строгого морально-психологического климата в коллективе», носит название:
ОТВЕТ: Авторитарный

Вопрос 16. Деятельность по разъяснению сотрудникам служебных обязанностей и тому, как следует строить свою работу — это … управления персоналом.
ОТВЕТ: Технология

Вопрос 17. Межличностное или межгрупповое противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии — это:
ОТВЕТ: Конфликт

Вопрос 18. Кто должен осуществлять контроль за выполнением поставленных задач перед коллективом?
ОТВЕТ: Руководитель

Вопрос 19. Совокупность возможностей, знаний, опыта, устремлений и потребностей.
ОТВЕТ: Потенциал специалиста

Вопрос 20. Определение квалификации специалиста, уровня знаний либо отзыв о его способностях, деловых и иных качествах:
ОТВЕТ: Аттестация

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен к проведению социологических исследований в управленческой сфере на этапах планирования, сбора, обработки и анализа полученных данных

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Верно ли определение:
Полевое исследование — это изучение людей, действующих в естественных условиях их повседневной жизни.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 2. Верно ли следующее суждение:
Интервью направлено на выявление содержания действий участников исследования и разделяемых ими смыслов.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 3. К какому из следующих видов интервью можно отнести следующее суждение?
Задача интервьюера в том, чтобы дать возможность собеседнику рассказать о своем внутреннем мире, переживаниях, представлениях и т. д.
a) Структурированное
b) Полуструктурированное
c) Глубинное
d) Свободное
ОТВЕТ: с

Вопрос 4. К какому виду вопросов в полевом интервью относится следующее определение?
Данный тип вопросов строится на анализе, который был выверен структурными вопросами.
a) Описательные
b) Структурные
c) Контрастные
ОТВЕТ: с

Вопрос 5. Какое допустимое максимальное количество участников фокус-группы?
a) До 5
b) До 12
c) До 20
ОТВЕТ: b

Вопрос 6. Как называется метод сбора социологической информации, который осуществляется с помощью интернет-технологий?
a) Поквартирный опрос
b) Онлайн-опрос
c) Телефонный опрос
ОТВЕТ: b

Вопрос 7. Как называется исследование нескольких подтем на данных, собранных в разных местах?
a) Лонгитюдное
b) Многофокусное
c) Сравнительное
d) Исследование случая
ОТВЕТ: b

Вопрос 8. Функция любой фокус-группы — […] социального действия.
a) Создание
b) Моделирование
c) Описание
ОТВЕТ: b

Вопрос 9. Верно ли следующее суждение:
Биографический метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 10. Какой метод сбора данных не относится к качественным?
a) Наблюдение
b) Опрос
c) Интервью
d) Биографическая прогулка
ОТВЕТ: b

Вопрос 11. Верно ли следующее определение:
Программа исследования — это изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 12. Верно ли следующее определение:
В широком смысле под дизайном понимается конфигурация различных элементов, включающая теоретические подходы, методы, жанр проекта, выборку и др., позволяющая провести полевое исследование.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 13. Характеристика какой функции программы социологического исследования представлена: разработка общего логического плана исследования, использование методов сбора и анализа информации, разработка процедуры исследования?
a) Методологическая
b) Методическая
ОТВЕТ: b

Вопрос 14. Методический раздел программы содержит:
a) Определение обследуемой совокупности
b) Выбор методов сбора информации
c) Определение объекта и предмета исследования
d) Интерпретацию основных понятий
ОТВЕТ: a, b

Вопрос 15. […] проблемной ситуации должен начинаться с выявления характеризующих ее противоречий.
a) Формулировка
b) Анализ
c) Решение
ОТВЕТ: b

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Как называется свойство выборки отражать генеральную совокупность с определенной погрешностью (ошибкой выборки)?
ОТВЕТ: Репрезентативность

Вопрос 2. В рамках какого исследования осуществляются регулярные замеры характеристик или состояния одного и того же субъекта/объекта на протяжении длительного периода времени, иногда даже в течение нескольких десятков лет?
ОТВЕТ: Лонгитюдное

Вопрос 3.В рамках какого метода сбора данных работает фасилитатор?
ОТВЕТ: Открытые групповые дискуссии

Вопрос 4. Как называется метод, направленные на получение информации о повседневных маршрутах участников исследования и реконструкцию их биографии путем прохождения памятных для них мест?
ОТВЕТ: Биографическая прогулка

Вопрос 5. Как называется стратегия исследования, направленная на последовательное и детальное изучение одного объекта с учетом различных доступных способов сбора информации?
ОТВЕТ: Сase - study

Вопрос 6. Какие методы не предполагают статистической обработки?
ОТВЕТ: Качественные

Вопрос 7. К какой методике относятся ментальные карты?
ОТВЕТ: проективные методики

Вопрос 8. Характеристика какой функции программы социологического исследования представлена: определение научной проблемы, формулировка целей и задач исследования?
ОТВЕТ: методологическая

Вопрос 9. Добавьте пропущенное слово:
Все элементы программы должны быть изложены в […] последовательности.
ОТВЕТ: логической

Вопрос 10. Какой раздел программы социологического исследования представляет определение объекта и предмета исследования, интерпретацию основных понятий, выдвижение гипотез?
ОТВЕТ: Методологический

Вопрос 11. Добавьте пропущенное слово:
[…] – это противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-либо результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации.
ОТВЕТ: Проблема

Вопрос 12. Добавьте пропущенное слово:
[…] социологического исследования – это ожидаемый конечный результат (решение проблемы), который можно достигнуть только с помощью исследования
ОТВЕТ: Цель

Вопрос 13. Добавьте пропущенное слово:
[…] социологического исследования – совокупность конкретных установок, направленных на анализ и решения проблемы.
ОТВЕТ: Задачи

Вопрос 14. Добавьте пропущенное слово:
[…] социологического исследования – явление или процесс, на которое направлено социологическое исследование.
ОТВЕТ: Объект

Вопрос 15. Добавьте пропущенное слово:
[…] исследования представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.
ОТВЕТ: Предмет

Вопрос 16. Добавьте пропущенное слово:
Основное назначение […] теста — диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.
ОТВЕТ: социометрического

Вопрос 17. Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом: экспериментатор, экспериментальная ситуация, экспериментальный фактор (или независимая переменная), экспериментальный […]
ОТВЕТ: объект

Вопрос 18. Вопросы, отражающие социальнодемографические характеристики респондента: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, уровень дохода и др., может располагаться как в начале, так и в конце анкеты.
ОТВЕТ: паспортичка

Вопрос 19. Добавьте пропущенное слово:
Правильная […] социологической информации позволяет исследователю сделать объективные обобщения и выводы, предложить соответствующие рекомендации, обосновать возможности их внедрения, выстроить прогнозы развития событий.
ОТВЕТ: интерпретация

Вопрос 20. Что представляет собой документ, который в установленной форме отражает содержание программы исследования, ее выполнение, полученные в конечном итоге выводы, практические рекомендации, возможности их внедрения?
ОТВЕТ: отчет


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Надежность и валидность как индикаторы качества шкалы. Методы
достижения надежности и валидности.
2. Биографический метод в социологии.
3. Виды полуформализованного интервью.
4. Выбор формата для ответов. Методические эксперименты с различными форматами ответов.
5. Выборка в исследовании с помощью метода фокус-групп.
6. История развития и применения метода фокус-групп.
7. Метод case-study.
8. Методология социологического исследования: качественный и количественный подходы.
9. Общие правила конструирования опросников. Требования к формулировке вопросов.
10. Общие принципы выборочного исследования.
11. Основные методические принципы фокус-групп.
12. Основы проективных методов.
13. Особенности использования шкал разных типов.
14. Познавательные возможности закрытых и открытых вопросов.
15. Процедура конструирования шкалы.
16. «Ремонт» выборки.
17. Сложности организации и проведения фокус-групп.
18. Типы и виды выборок.
19. Фокус-группы в маркетинге и социологии: сходство и различие.
20. Характеристики качества измерения в социологии.
21. Этические проблемы, возникающие при проведении массовых опросов.
22. Пилотажное исследование вопросника.
23. Основные принципы конструирования шкал сумматорного типа.
24. Метод экспертных оценок.
25. Типичные ошибки интервьюера в ходе опроса.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Принципы работы в «поле». Виды полевых исследований в зависимости от исходных теоретических посылок, целей и задач.
2. Организация концептуальной модели исследования. Ресурсное обеспечение полевого этапа исследования.
3. Супервайзер исследования: его функции и должностные обязанности.
4. Роль интервьюеров. Отбор и подготовка интервьюеров.
5. Контроль работы исполнителей на полевом этапе.
6. Типичные ошибки и проблемы полевого этапа исследования. Документооборот полевого этапа исследования.
7. Подготовка инструментария. Полевая апробация (пилотаж) методик сбора данных.
8. Стадии организации полевого исследования.
9. Разработка и коррекция организационного плана полевого этапа исследования: время, способы и последовательность сбора первичных данных.
10. Корректировка сетевого графика работ, сметы полевых работ.
11. Квартирные опросы: виды и сложности в организации и контроле каждого вида.
12. Массовые уличные опросы: требования к точкам опроса и возможности контроля.
13. Телефонные опросы: современные технологические новации и перспективы. Основные задачи, решаемые с помощью данного метода: ограничения и возможности. Нарушения и способы контроля.
14. CAWI (ComputerAssistedWebInterviewing) как продукт и перспективы Интернет-опросов.
15. Техническое обеспечение фокус-групп. Организация группы. Рекрутингучастников. Необходимые документы. Особенности организации процесса, типичные ошибки и их предотвращение.
16. Основные характеристики глубинного интервью. Отличия глубинного интервью от формализованного и полуформализованного интервью.
17. Стратегия проведения нарративного интервью. Анализ и интерпретация биографического материала.
18. Специфика проведения интервью в социологии. Ситуация интервью, эффект интервьюера.
19. Экспертный опрос: цели, основные стадии проведения экспертных опросов, подбор экспертов.
20. Дневниковые записи:особенности рекрутинга и типичные нарушения при сборе информации.
21. Этнографическое наблюдение: возможности и ограничения.
22. Интернет как новое исследовательское поле.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Вам необходимо провести исследование по теме вашей магистерской диссертации.
а) Напишите вступительное письмо для почтового опроса с инструкцией о заполнении.
б) Если бы вы инструктировали группы респондентов о заполнении анкеты, то как выглядела бы инструкция?
в) Напишите вступление для телефонного интервью.
г) Напишите вступление для личного интервью
2. Представьте, что вам нужно разработать рекомендации для интервьюеров оповедении в ходе исследования. Предложите небольшой список что можно и чего нельзя делать в «поле».
3. Напишите гайд для проведения фокус-группы по теме вашей магистерской диссертации.
4. Просмотрите предложенную видео-запись фокус-группы. Укажите основные ошибки, допущенные модератором. Опишите типы респондентов, которые присутствовали на группе, укажите эффективные способы нейтрализации деструктивных типов респондентов (как примененные модератором, так и неиспользованные им).
5. Напишите гайд для проведения экспертного опроса по теме вашей магистерской диссертации. Какую схему отбора экспертов вы бы предложили? Опишите принципы составления списка потенциальных экспертов и возможные источники информации.
6. Составьте инструкцию супервайзеру по проверке качества работы интервьюеров.
7. Составьте инструкцию для интервьюера по установлению контакта с потенциальными респондентами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тимерманис И.Е. - отв. ред., Танова А.Г. - отв. ред. СОЦИОЛОГИЯ. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 АлтГУ Методология и практика социологических исследований в приграничном регионе России: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Полевые исследования: методы и технологии" в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения проанализируйте рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.