МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Микроэкономика и макроэкономика (продвинутый уровень)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильМеждународный бизнес и торговля
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_МБиТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Воробьев С.П.

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Микроэкономика и макроэкономика (продвинутый уровень)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон. наук, профессор Е.Е. Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р экон. наук, профессор Е.Е. Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у обучающегося системного представления о механизмах функционирования экономики на макроэкономическом уровне; целях, инструментах, возможностях и последствиях государственного макроэкономического регулирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять знания (на продвинутом уровне) фундаментальной экономической науки при решении практических и (или) исследовательских задач;
ОПК-1.1 Знать основные положения фундаментальной экономической науки и возможности их использования в профессиональной деятельности
ОПК-1.2 Уметь применять основные положения фундаментальной экономической науки при решении профессиональных задач, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте
ОПК-1.3 Владеть методами фундаментальной экономической науки решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы анализа состояния фирм и других субъектов экономики и современные методы анализа состояния и специфических особенностей осуществления различных вариантов развития агентов рынка;
базовые понятия и законы макроэкономики, основы системного представления о механизмах функционирования экономики на макроэкономическом уровне, основные понятия макроэкономической статистики; основные макроэкономические модели, описывающие поведение макроэкономических субъектов и функционирование экономики страны в целом как с точки зрения текущего момента (статические равновесные модели), так и во временной перспективе (динамические модели экономического цикла, экономического роста, инфляции и т.д.); возможности государства в применении макроэкономической политики для стабилизации экономической ситуации, основные дискуссионные вопросы макроэкономической политики.
3.2.Уметь:
3.2.1.исследовать закономерности развития экономики субъекта и определять варианты решения их проблем; анализировать макроэкономические вопросы, грамотно применяя основные макроэкономические понятия; делать аргументированные выводы относительно изучаемых макроэкономических проблем и допустимых подходов к их решению с учетом критериев социально-экономической эффективности; применять изученные теории и модели для обоснования мер макроэкономической политики в различных ситуациях; объяснять различия основных моделей макроэкономики, в том числе с учетом контекста их появления; вести научную дискуссию по проблемам макроэкономики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными навыками самостоятельного анализа экономической информации о состоянии и динамике развития микроэкономики в условиях противоречивости процессов информационного обеспечения управленческих решений; терминологией по всему спектру тем макроэкономической теории в объеме пройденного курса, позволяющей самостоятельно изучать экономическую литературу в области макроэкономики; навыками самостоятельного поиска и усвоения новых знаний по макроэкономике, способностью передачи знаний по макроэкономике в образовательном процессе; навыками работы с макроэкономическими моделями во взаимосвязи алгебраических вычислений и графических построений; навыками интерпретации базовых макроэкономических моделей применительно к актуальным проблемам современной экономики; инструментарием оценки эффективности экономической политики государства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Поведение потребителей. Рыночный спрос и рыночное предложение
1.1. Поведение потребителей. Рыночный спрос. Лекции 1 1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.2. Поведение потребителей. Рыночный спрос. Практические 1 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.3. Поведение потребителей. Рыночный спрос. Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.4. Рыночное предложение. Производство. Издержки и прибыль. Лекции 1 1 Л2.2, Л1.4, Л1.2
1.5. Рыночное предложение. Производство. Издержки и прибыль. Практические 1 2 Л2.2, Л1.4, Л1.2
1.6. Рыночное предложение. Производство. Издержки и прибыль. Сам. работа 1 12 Л2.3, Л1.4, Л1.2
Раздел 2. Модель AD-AS, ожидания и экономическая политика
2.1. Экономическая политика в модели AD-AS Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Экономическая политика в модели AD-AS Практические 1 4 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Экономическая политика в модели AD-AS Сам. работа 1 8 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Адаптивные и рациональные ожидания в модели AD-AS Лекции 1 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.5. Адаптивные и рациональные ожидания в модели AD-AS Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.6. Адаптивные и рациональные ожидания в модели AD-AS Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Экономический рост
3.1. Статические модели роста. Модель роста Солоу Лекции 1 1 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.2. Статические модели роста. Модель роста Солоу Практические 1 0 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.3. Статические модели роста. Модель роста Солоу Сам. работа 1 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Бюджетно-налоговая политика
4.1. Бюджетно-налоговая политика: содержание, цели и инструменты. Виды бюджетно-налоговой политики. Циклический и структурный дефициты (профиты) государственного бюджета Лекции 1 1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.2. Бюджетно-налоговая политика: содержание, цели и инструменты. Виды бюджетно-налоговой политики. Циклический и структурный дефициты (профиты) государственного бюджета Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.4
4.3. Бюджетно-налоговая политика: содержание, цели и инструменты. Виды бюджетно-налоговой политики. Циклический и структурный дефициты (профиты) государственного бюджета Сам. работа 1 17 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2706
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1

Задания закрытого типа
1. Экономический _________ – волнообразное движение экономики, в ходе которой она проходит фазы, которые сменяют одна другую и периодически повторяются
Ответ: цикл

2. ______________ экономический рост, – это рост, основанный на использовании дополнительного объема факторов производства
Ответ: экстенсивный

3. Если увеличение цены на 1% также сопровождается снижением покупки товаров на 1%, то наблюдается ______________ эластичность спроса
Ответ: единичная

4. Определите изменение физического объема национального производства, если номинальный ВВП увеличился на 10%, а прирост цен – 7% (ответ отразить в процентах с округлением до десятых)
Ответ: 2,8

5. Фирма израсходовала на свою деятельность 3 млн руб., в том числе постоянные издержки составили 2 млн руб. За анализируемый период работы было выполнено 5000 единиц работ по цене 600 руб. Определите точку безубыточности работы фирмы в натуральном выражении (указать в единицах).
Ответ: 5000.

6. Пока фактический ВВП ниже потенциального существует ______ безработица:
Ответ: циклическая

7. Для сдерживания инфляции центральный банк … ключевую ставку
Ответ: повышает

8. …. отражает процесс снижения общего уровня цен
Ответ: дезинфляция

9. Если … потребительских цен (индекс Ласпейреса) больше единицы (ИПЦ > 1), то стоимость потребительской корзины в текущем периоде выросла по сравнению с прошлым периодом
Ответ: индекс
10. Предельная … к потреблению – это отношение прироста потребительских расходов на единицу прироста располагаемого дохода
Ответ: склонность

11. … доход – это личный доход минус индивидуальные налоги и неналоговые платежи
Ответ: располагаемый

12. Абсолютный …. в макроэкономике исчисляется как разность уровней ряда
Ответ: прирост

13. Маятниковая … представляет собой периодическое перемещение населения из одного пункта в другой и обратно, связанное с работой или учебой
Ответ: миграция

14. … доходов населения, определяемый в макроэкономике, представляет собой сумму средств, необходимую для повышения дохода до величины прожиточного минимума
Ответ: дефицит

15. … – это значение признака, делящее совокупность на две равные части
Ответ: медиана
Задания открытого типа
1. Удовлетворение личных потребностей является результатом _____ как стадии общественного воспроизводства…
а) производства
б) потребления
в) распределения
г) обмена
Ответ: б

2. К неценовым факторам, которые увеличивают предложение товара, относятся…
а) повышение цены этого товара
б) снижение степени монополизма
в) снижение издержек его производства
г) повышения уровня налогообложения
Ответ: б, в

3. К отрицательным социально-экономическим последствиям безработицы относят…
снижение совокупного спроса
понижение дисциплины труда занятых
снижение уровня преступности
увеличение резерва рабочей силы
Ответ: а

4. Устойчивость заработной платы, наличие системы страхования по безработице являются основными принципами ____ безработицы
а) сезонной
б) циклической
в) скрытой
г) естественной
Ответ: г

5. Если рост цен за год составляет не более 4 %, то инфляция называется
а) подавленной
б) скрытой
в) ползучей
г) галопирующей
Ответ: в

6. Увеличение государственных расходов ведет
а) обесценению национальной валюты
б) увеличению занятости и доходов
в) уменьшению занятости и доходов
г) снижению ставки процента
Ответ: б

а) 7. Жесткая антиинфляционная политика, включающая в себя шоковую либерализацию цен, сокращение расходов государства и увеличение налогов, вместе со сдерживанием темпов роста цен, как правило, приводит к
б) краткосрочному притоку зарубежных инвестиций
в) уменьшению или ограничению объёмов производства
г) снижению социальной напряжённости
д) скачкообразному росту объёмов производства
Ответ: б

8. Фаза рецессии не сопровождается
а) уменьшением занятости
б) снижением чистых инвестиций
в) ростом инвестиций
г) уменьшением прибылей
Ответ: в

9. В классическом промышленном цикле последовательно сменяются следующие фазы
а) депрессия, кризис, оживление, подъем
б) кризис, спад, бум, подъем
в) кризис, депрессия, оживление, подъем
г) подъем, оживление, кризис, депрессия
Ответ: в

10. Фаза экономического подъема, как правило
а) значительно короче фазы депрессии
б) значительно длиннее фазы спада
в) значительно короче фазы спада
г) равна длине фазы спада
Ответ: б

11. Наиболее точно раскрывает механизм циклических колебаний
а) эффект мультипликатора-акселератора
б) экономия на масштабе производства
в) нарушение пропорций между добывающими и перерабатывающими отраслями
г) расхождение между фактическими и официально учтенными ресурсами
Ответ: а

12. Фазу депрессии характеризует
а) низкий уровень процентной ставки
б) высокий уровень занятости
в) постепенное увеличение равновесного уровня национального дохода
г) повышение процентной ставки
Ответ: а

13. Во время экономического спада в наименьшей мере сокращается объем
а) производства предметов роскоши
б) текстильного производства
в) производства продовольственных товаров
г) жилищного строительства
Ответ: в


14. Кризис ведет к
а) росту прибыли фирм
б) уменьшению безработицы
в) росту экономики
г) выбытию структурно слабых элементов экономики
Ответ: г

15. Если номинальная ставка по депозиту составляет 15% при уровне инфляции в 11 %, то реальная ставка процента равна ___ %
а) 4,49
б) 29,2
в) 4
г) 3,6
Ответ: г

16. Инфлированием называется корректировка
а) реального ВВП в сторону снижения
б) номинального ВВП в сторону увеличения
в) корректировка реального ВВП в сторону увеличения
г) номинального ВВП в сторону уменьшения
Ответ: б

17. Причинами инфляции предложения могут быть
а) рост доходов в частном секторе
б) снижение мировых цен на нефть
в) повышение фиксированных цен в естественных монополиях
г) повышение налоговых ставок
Ответ: в, г

18. Неожиданная инфляция ведет к перераспределению дохода от
а) государственного сектора в частный
б) кредитора к заемщику
в) частного сектора в государственный
г) заемщика к кредитору
Ответ: б, в

19. Интенсивный тип экономического роста
а) осуществляется за счет использования дополнительных ресурсов
б) осуществляется за счет технического прогресса
в) не изменяет эффективности производства
г) повышает эффективность производства
Ответ: б, г

20. Если дефлятор ВВП больше единицы, то
а) уровень реального благосостояния людей в текущем периоде снизился по сравнению с прошлым периодом
б) реальный ВВП больше номинального ВВП
в) уровень реального благосостояния людей в текущем периоде повысился по сравнению с прошлым периодом
г) номинальный ВВП больше реального ВВП
Ответ: г


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предполагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Промежуточный контроль заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу.
В билет включены два теоретических вопроса и задача, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Промежуточная аттестация проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут. Промежуточная аттестация оценивается по 4-х балльной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Сущность, цели, факторы, основные характеристики экономического роста.
2. Типология моделей эндогенного экономического роста.
3. Экономический рост и его моделирование.
4. Основные характеристики статических моделей роста: темп роста по Оукену, модель роста Домара, модель роста Калдора, модель роста Харрода.
5. Базовая модель Солоу. Модель Солоу с техническим прогрессом. Условная сходимость.
6. Индивидуальный потребительский спрос и его свойства
7. Принятие решений на потребительских рынках в условиях неопределенности
8. Отдача от масштаба и изменение пропорций
9. Издержки производства и выбор фирмы
10. Частичное равновесие на товарных рынках
11. Равновесие на товарных рынках и благосостояние потребителей
12. Модель общего экономического равновесия по Вальрасу
13. Эффективность и «провалы» рынка
14. Неблагоприятный отбор на рынке товаров и услуг
15. Моральный риск и модель информационного взаимодействия «заказчик —исполнитель»
16. Экономические циклы и экономические кризисы.
17. Экономический цикл: сущность, типы, фазы. Основные виды экономических циклов и их классификация.
18. Совокупный спрос и его факторы.
19. Совокупное предложение и его факторы.
20. Рыночное равновесие в закрытой экономике.
21. Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика.
22. Мультипликатор автономных расходов. Налоговый мультипликатор.
23. Адаптивные ожидания в модели AD-AS по поводу уровня цен, уровня инфляции.
24. Взаимосвязь потребления и предложения труда.
25. Потребление в условиях неопределенности: склонность потребителя к риску; целевая функция в условиях неопределенности; равновесие потребителя, нейтрального к риску; равновесие потребителя в общем случае, расчет равновесного объема сбережений.
26. Экономическая политика в модели AD-AS.
27. Сущность бюджетно-налоговой политики, ее механизмы.
28. Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговая политика.
29. Дискреционная и недискреционная бюджетно-налоговая политика.
30. Бюджетный дефицит и профицит. Государственный долг.
31. Совокупный спрос: динамика цен в модели IS-LM.
32. Влияние институтов на функционирование рынка труда

Оценивание ответа на экзамене
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин Макроэкономика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Деньгов В.В. МИКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. Т.2. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. РАВНОВЕСИЕ. ЭКОНОМИКА РИСКА 4-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Б. В. Корнейчук Макроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.4 Деньгов В.В. МИКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. Т.1. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. ТЕОРИЯ ФИРМЫ. ТЕОРИЯ РЫНКОВ 4-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кульков В.М., Теняков И.М. МАКРОЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Ключников И.К., Ключников О.И. МАКРОЭКОНОМИКА. КРЕДИТНЫЕ И БИРЖЕВЫЕ ЦИКЛЫ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Под ред. Родиной Г.А. МАКРОЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" portal.edu.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э4 Российская государственная библиотека www.rsl.ru.
Э5 Банк России www.cbr.ru
Э6 Министерство Финансов РФ www.minfin.ru
Э7 Министерство экономического развития www.economy.gov.ru
Э8 Справочная правовая система «КонсультантПлюс» www.consultant.ru
Э9 Курс в Moodle «Макроэкономика: продвинутый уровень» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.


ЭУМК представлен на платформе Moodle