МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки46.02.01. специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план46_02_01_ДокумОбеспУправления-2021_9кл
Часов по учебному плану 116
в том числе:
аудиторные занятия 116
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 26 26 46 46
Практические 30 30 40 40 70 70
Итого 50 50 66 66 116 116

Программу составил(и):
преподаватель, Щербанова Елена Евгеньевна

Рецензент(ы):
преподаватель, первая категория, Косач Елена Владимировна

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 975)

составлена на основании учебного плана:
46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Повысить у учащихся уровень знаний по истории
Сформировать общекультурные представления, умения ориентироваться в историческом пространстве, умения прогнозировать возможные результаты, исходя из прошедших событий

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории
Периодизацию всемирной и отечественной истории
Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории
Историческую обусловленность современных общественных процессов
Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе

3.2.Уметь:
3.2.1.Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания)
Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)
Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений
Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности
Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации
Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения
Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. История как наука Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Зарождение и развитие древнерусской государственности
2.1. Этногенез славян Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Образование Древнерусского государства. Устный опрос № 1 Практические 1 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Социально-экономический и политический строй древнерусского государства в IX-XII в. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.4. Древняя Русь при Владимире Святом и Ярославе Мудром в конце X - первой половине XI вв Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.5. Древняя Русь в период феодальной раздробленности. Практическая работа № 1 Практические 1 4 Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.6. Борьба Руси с иноземными захватчиками Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Русь в позднем средневековье (XIII-XVII вв.)
3.1. Русь и Орда во второй половине XIII - начале XIV вв. Устный опрос № 2 Практические 1 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.2. Русь в конце XIV - середине XV вв. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.3. Древнерусское государство при Иване III Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.4. Завершение политического объединения Руси (1462-1533 гг. Государственные реформы Ивана III. Устный опрос № 3 Практические 1 4 Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.5. Россия при Иване IV Грозном. Практическая работа № 2 Практические 1 6 Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.6. Внешняя политика Руси во второй половине XVI века Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.7. Россия в период смутного времени. Устный опрос № 4 Практические 1 4 Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.8. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.9. Россия в XVII веке. Практическая работа № 3 Практические 1 8 Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.10. Социальные движения в России в XVII веке Лекции 1 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Российская империя в XVIII веке
4.1. Россия в эпоху петровских реформ Лекции 2 4 Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Россия в эпоху петровских реформ. Устный опрос № 5 Практические 2 6 Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.3. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.) Лекции 2 4 Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.4. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). Устный опрос № 6 Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.5. Внутренняя политика Екатерины II (1762-1796 гг.) Лекции 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.6. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II (1762-1796 гг.). Устный опрос № 7 Практические 2 8 Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.7. Россия в эпоху Павла I (1796-1801 гг.) Лекции 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Российская империя в XIX веке
5.1. Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.) Лекции 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.2. Внешняя политика России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 года. Практическая работа № 4 Практические 2 6 Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.3. Россия в эпоху Николая I (1825-1855 гг.) Лекции 2 4 Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.4. Внешняя политика Российской империи во второй четверти XIX века. Устный опрос № 8 Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.5. Основные направления общественной мысли в 1830-1850-х гг. Устный опрос № 9 Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.6. Внутренняя политика Александра II Лекции 2 4 Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.7. Общественно-политическое движение в России в 1860-1870-х гг. Устный опрос № 10 Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.8. Внешняя политика России в 1850-1890-х гг. Устный опрос № 11 Практические 2 6 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
5.9. Россия в эпоху Александра III (1881-1894 гг.) Политика контрреформ Лекции 2 4 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
5.10. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9233
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Этого человека Вы недолюбливали, но вынуждены были с ним считаться, т.к. он имел авторитет у народа. Однажды одна его фраза спасла Россию и Вас. Вот эта фраза: «Пока будет существовать армия и находиться в состоянии оказать сопротивление неприятелю, до тех пор останется ещё надежда с честью закончить войну». Кто сказал и какое решение принял в тот момент?
А) М. Кутузов, решение оставить Москву после Бородинского сражения
Б) П. Багратион, решение об отступлении и соединении 1 и 2 армий
В) М. Барклай-де-Толли, решение об отступлении русской армии
Г) Наполеон, решение об отступлении из Москвы
2. Всесословные выборные органы местного самоуправления, созданные по реформе 1864 года назывались:
А) Земства
Б) Старосты
В) Магистраты
Г) Съезды
3. Оценивая эту битву Наполеон сказал: "Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой". О каком сражении идёт речь?
А) битва у Малоярославца
Б) битва под Смоленском
В) битва у Бородино
Г) битва у Тарутино
4. В результате победы России в Отечественной войне 1812 г. ...
А) к России отошло побережье Средиземного моря
Б) Франция присоединилась к континентальной блокаде
В) Александра I провозгласили "императором французов"
Г) Возрос международный авторитет России
5. Какая война России была самой длительной в XIX веке?
А) Кавказская
Б) Русско-иранская
В) Русско-турецкая
Г) Русско-китайская
6. Какие события изображены на картине?
А) Крымская война (1853–1856 гг.)
Б) Отечественная война 1812 г.
В) Восстание декабристов
Г) Заграничный поход российской армии (1813–1815 гг.)
7. Дайте определение термину либерализм:
А) Общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод, которые отстаивают приоритет прав человека и ограничение вмешательства государства в жизнь человека.
Б) Политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления.
В) Течение, сторонники которого отстаивали идеи сохранения традиций, преемственности в политической и культурной жизни.
Г) Учение, в котором в качестве цели выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, установление общественной собственности на средства производства.
8. В каком году произошли события, изображенные на картине?
А) 1825 г.
Б) 1886 г.
В) 1871 г.
Г) 1881 г.
9. Что НЕ входило в программу военной реформы Александра II?
А) Создание юнкерских училищ.
Б) Сокращение срока службы.
В) Ужесточение телесных наказаний.
Г) Освобождение от службы единственных кормильцев семьи.
10. Как называлась организация народников, созданная в 1876 г.?
А) «Хлеб и соль»
Б) «Серп и молот»
В) «Земля и воля»
Г) «Воля или смерть»
11. В какой срок, согласно Манифесту об отмене крепостного права, крестьяне должны были погасить долг перед государством?
А) 25 лет
Б) 30 лет
В) 33 года
Г) 49 лет
12. Какую функцию выполняло III отделение царской канцелярии, созданное Николаем I?
А) Политического сыска
Б)Прокурорскогонадзора
В) Правовой защиты
Г) Цензуры
13. Под чьим руководством в середине XIX века было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи?
А) А. Аркачеева
Б) М. Милорадовича
В) В. Кочубея
Г) М. Сперанского
14. Как называют время культурного развития России в первой половине XIX века?
А) Серебрянный век
Б) Золотой век
В) Бронзовый век
Г) Платиновый век
15. Автором многотомного труда «История государства Российского» являлся ...
А) М. Погодин
Б) Н. Карамзин
В) Т. Грановский
Г) С. Соловьев
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачёта (Может включать несколько блоков оценивания):
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9233

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49

Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_История_2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шубин, А. В. История России, 1914-1945 годы: 10 класс. Базовый уровень : учебник Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.2 А. В. Шубин, М. Ю. Мягков, Ю.А. Никифоров [и др.] ; под общ. ред. В. Р. Мединского. История России, 1946 год - начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень : учебник Москва : Просвещение, 2023 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Касьянов В. В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва-Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 под редакцией М. В. Ходякова История России в 2 ч. Часть 2. 1941—2015: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.3 Соловьев К. А. (ред.) История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования М.: Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490329
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "История (ДОУ_9, Право_9, ПД_9. преподаватель Щербанова Е. Е.)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины История используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа.
При проведении практических занятий:дискуссии, кейс-задания.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в разработке презентаций, написании эссе, рефератов, исторических сочинений, выполнении индивидуальных творческих заданий и др.
Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными.

Лекциям принадлежит ведущая роль в изучении практически всех гуманитарных дисциплин, в том числе и Истории. Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы и особенности рассматриваемого исторического периода, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию следует слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– какие проблемы в лекции ставятся и как они обосновываются;
– примеры, факты, документальные источники, архивные материалы, сведения из периодической печати, художественной литературы, кинофильмов;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции. Доработка лекционного материала
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

По дисциплине История большая часть практических занятий проводится с использованием устного опроса студентов, для проверки уровня заний по теме. План устных практических занятий состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по истории. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.
После вопросов темы следуют даты, термины и имена деятелей, знание которых обязательно для студентов СПО. Практические занятия необходимы для обобщения литературных источников, помогают студентам глубже усвоить теоретический материал, приобрести навыки творческой работы над историческими документами и первоисточниками.
Планы занятий, их тематика, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях.
При подготовке к практическому занятию по дисциплине История следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материал(вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
На заняитии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.
Вокруг выступления могут разгораться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. В заключении преподаватель, как руководитель занятия подводит итоги. Он может выборочно проверить конспекты студентов и если потребуется внести в них исправления и дополнения.

Самостоятельная работа является одним из основных методов глубокого, творческого изучения учебного материала.
Домашние и индивидуальные работы как вид самостоятельной работы, предполагают выполнение системы заданий, направленных на формирование практических умений и навыков по заданной тематике.
Рекомендации по выполнению заданий:
ознакомится с тематикой и содержанием задания.
изучить соответствующий материал, представленный в конспектах.
при необходимости, изучить дополнительный материал, имеющийся в основной и дополнительной литературе, представленной в программе.
проанализировать задания, выполненные в ходе практических занятий.
выполнить работу в установленые сроки.
Критерии оценки:
правильность выполнения работы (отсутствие фактических, логических и других ошибок);
полнота выполнения работы;
своевременность выполнения.
Задания выполненные позже установленного срока оцениваются минимальным количеством баллов.