МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки46.02.01. специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план46_02_01_ДокумОбеспУправления-2022_9кл
Часов по учебному плану 116
в том числе:
аудиторные занятия 116
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 26 26 46 46
Практические 30 30 40 40 70 70
Итого 50 50 66 66 116 116

Программу составил(и):
Преподаватель, первая категория, Белан Евгений Геннадьевич;Преподаватель, высшая категори, Большакова Елена Евгеньевна;Преподаватель, Косач Елена Владимировна

Рецензент(ы):
Преподаватель, Завьялов Алексей Александрович

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 975)

составлена на основании учебного плана:
46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- Периодизацию всемирной и отечественной истории;
- Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- Историческую обусловленность современных общественных процессов;
- Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой Мировой войны
1.1. Мир в нач. XX в. — предпосылки глобальных конфликтов Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Первая Мировая война 1914-1918 гг. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Межвоенный период (1918-1939 гг.)
2.1. Страны Запада и Востока в 1918-1939 гг. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Революционная волна после Первой мировой войны Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Великая депрессия Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
2.6. Германский нацизм. Политика умиротворения агрессора Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Вторая мировая война
3.1. Вторая мировая война 1939-1945 гг. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Соревнование социальных систем
4.1. Холодная война. Сосуществование и борьба двух систем в 1950-х-1980-х гг. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Западная Европа и Северная Америка в 50–90-е годы ХХ века Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Достижения и кризисы социалистического мира Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
4.4. Латинская Америка, страны Азии и Африки в 1940-1990 гг Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
4.5. Мир в конце XX нач. XXI в. Глобализация и новые вызовы. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Россия в годы «великих потрясений» 1914–1921 гг.
5.1. Первая мировая война и революции 1917 г. в России Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Первые мероприятия советской власти. Гражданская война в России Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
5.3. Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Советский Союз в 1920–1930-е гг.
6.1. СССР в 20-30-х гг. XX в. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
6.2. НЭП. Советская модель модернизации. Политическая система СССР в 30-е гг. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.
7.1. СССР в годы Великой Отечественной войны Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
7.2. Кейс-задание работа с историческими документами СССР во второй мировой войне Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
7.3. Заполнение таблицы Основные сражения Великой Отечественной войны Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
7.4. Тест СССР во Второй Мировой войне Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг.
8.1. «Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.) Лекции 1 2 Л2.2, Л1.1
8.2. СССР в первые послевоенные годы Практические 2 2 Л2.2
8.3. «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг. Лекции 1 2 Л2.2
8.4. СССР в 1950-х –начале 1960-х гг. Практические 2 2 Л2.2
8.5. Социально-экономическое и политическое развитие страны во второй пол. 1960-х – первой пол. 1980-х гг. Лекции 2 2 Л2.2
8.6. CCCР в период застоя Практические 2 2 Л2.2
8.7. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.) Лекции 2 2 Л2.2
8.8. Тест СССР в 50-80-е гг. XX в. Практические 2 2 Л2.2
Раздел 9. Российская Федерация в 1992–2021 гг.
9.1. Становление новой России (1992–1999 гг.) Лекции 2 2 Л2.2
9.2. Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации Практические 2 2 Л2.2
Раздел 10. Повторительно-обобщающий блок «История России до 1914 г.» От Древней Руси к Российскому государству
10.1. Славянские земли в V–IX веках. Образование древнерусского государства Лекции 2 2
10.2. Расцвет Киевской Руси. Практические 2 2 Л2.2
10.3. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями Лекции 2 2 Л2.1
10.4. Русские земли и монгольское нашествие Практические 2 2 Л2.1
10.5. Формирование единого Русского государства в XV веке Лекции 2 2 Л2.1
10.6. Тест Русские земли в IX - XV вв. Практические 2 2 Л2.1
Раздел 11. Россия в XVI–XVII веках: от Великого княжества к Царству
11.1. Московское государство в XVI в. Лекции 2 2 Л2.1
11.2. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного. Культура, быт и нравы в XVI в. Практические 2 2 Л2.1
11.3. Смутное время Практические 2 2 Л2.1
11.4. Россия в XVII веке Лекции 2 2 Л2.1
11.5. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие России при первых Романовых Практические 2 2 Л2.1
11.6. Тест Россия в XVI- XVII вв. Практические 2 2 Л2.1
Раздел 12. Россия в конце XVII – XVIII веке: от Царства к Империи
12.1. Россия в эпоху преобразований Петра I Лекции 2 2 Л2.1
12.2. Эпоха дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II Великой Лекции 2 2 Л2.1
12.3. Внутренняя и внешняя политика Екатерины Великой. Культурное пространство Российской империи Практические 2 2 Л2.1
12.4. Тест Россия в XVIII веке Практические 2 2 Л2.1
Раздел 13. Российская Империя в XIX – начале XX века
13.1. Российская империя в первой половине XIX в. Лекции 2 2 Л2.1
13.2. Правление Александра I. Отечественная война 1812 г. Практические 2 2 Л2.1
13.3. Восстание декабристов. Внутренняя и внешняя политика Николая I Практические 2 2 Л2.1
13.4. Российская империя во второй половине XIX в. Лекции 2 2 Л2.1
13.5. Российская империя в правление Александра II Практические 2 2 Л2.1
13.6. Кейс-задание: работа с историческими документами второй пол. XIX в. Практические 2 2 Л2.1
13.7. Тест Итоги развития Российской империи в XIX веке Практические 2 1 Л2.1
13.8. Российская империя в начале XX в. Лекции 2 2 Л2.1
13.9. Кейс-задание: работа с историческими документами нач. XX в. Практические 2 1 Л2.1, Л2.2
13.10. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7031
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Этого человека Вы недолюбливали, но вынуждены были с ним считаться, т.к. он имел авторитет у народа. Однажды одна его фраза спасла Россию и Вас. Вот эта фраза: «Пока будет существовать армия и находиться в состоянии оказать сопротивление неприятелю, до тех пор останется ещё надежда с честью закончить войну». Кто сказал и какое решение принял в тот момент?
А) М. Кутузов, решение оставить Москву после Бородинского сражения
Б) П. Багратион, решение об отступлении и соединении 1 и 2 армий
В) М. Барклай-де-Толли, решение об отступлении русской армии
Г) Наполеон, решение об отступлении из Москвы
2. Всесословные выборные органы местного самоуправления, созданные по реформе 1864 года назывались:
А) Земства
Б) Старосты
В) Магистраты
Г) Съезды
3. Оценивая эту битву Наполеон сказал: "Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой". О каком сражении идёт речь?
А) битва у Малоярославца
Б) битва под Смоленском
В) битва у Бородино
Г) битва у Тарутино
4. В результате победы России в Отечественной войне 1812 г. ...
А) к России отошло побережье Средиземного моря
Б) Франция присоединилась к континентальной блокаде
В) Александра I провозгласили "императором французов"
Г) Возрос международный авторитет России
5. Какая война России была самой длительной в XIX веке?
А) Кавказская
Б) Русско-иранская
В) Русско-турецкая
Г) Русско-китайская
6. Какие события изображены на картине?
А) Крымская война (1853–1856 гг.)
Б) Отечественная война 1812 г.
В) Восстание декабристов
Г) Заграничный поход российской армии (1813–1815 гг.)
7. Дайте определение термину либерализм:
А) Общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод, которые отстаивают приоритет прав человека и ограничение вмешательства государства в жизнь человека.
Б) Политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления.
В) Течение, сторонники которого отстаивали идеи сохранения традиций, преемственности в политической и культурной жизни.
Г) Учение, в котором в качестве цели выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, установление общественной собственности на средства производства.
8. В каком году произошли события, изображенные на картине?
А) 1825 г.
Б) 1886 г.
В) 1871 г.
Г) 1881 г.
9. Что НЕ входило в программу военной реформы Александра II?
А) Создание юнкерских училищ.
Б) Сокращение срока службы.
В) Ужесточение телесных наказаний.
Г) Освобождение от службы единственных кормильцев семьи.
10. Как называлась организация народников, созданная в 1876 г.?
А) «Хлеб и соль»
Б) «Серп и молот»
В) «Земля и воля»
Г) «Воля или смерть»
11. В какой срок, согласно Манифесту об отмене крепостного права, крестьяне должны были погасить долг перед государством?
А) 25 лет
Б) 30 лет
В) 33 года
Г) 49 лет
12. Какую функцию выполняло III отделение царской канцелярии, созданное Николаем I?
А) Политического сыска
Б)Прокурорскогонадзора
В) Правовой защиты
Г) Цензуры
13. Под чьим руководством в середине XIX века было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи?
А) А. Аркачеева
Б) М. Милорадовича
В) В. Кочубея
Г) М. Сперанского
14. Как называют время культурного развития России в первой половине XIX века?
А) Серебрянный век
Б) Золотой век
В) Бронзовый век
Г) Платиновый век
15. Автором многотомного труда «История государства Российского» являлся ...
А) М. Погодин
Б) Н. Карамзин
В) Т. Грановский
Г) С. Соловьев
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена (Может включать несколько блоков оценивания):
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7031

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_История_2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Шубин, М. Ю. Мягков, Ю. А. Никифоров [и др.] ; под общ. ред. В. Р. Мединского. История России, 1914-1945 годы. 10 класс. Базовый уровень : учебник Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089847
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Касьянов В. В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва-Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 под редакцией М. В. Ходякова История России в 2 ч. Часть 2. 1941—2015: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle: "История" ( 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение , Косач Е.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Сайт Федерального Собрания РФ. Режим доступа: http://www.gov.ru/main/page7.html
Сайт Президента РФ. режим доступа: http://www.kremlin.ru/
Сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
ИПО системы «Гарант».Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/about

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины История используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: деловые игры, кейс-задания, дискуссии, работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов используются индивидуальные творческие задания(эссе, презентации, рефераты).
Для успешного овладения дисциплиной История необходимо выполнять следующие требования:
•посещать все лекционные и практические занятия
•все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
•обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
•в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
При изучении дисциплины История обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины История.

Лекциям принадлежит ведущая роль в изучении практически всех гуманитарных дисциплин, в том числе и История. Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию необходимо слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– проблемы поставленные в лекции и то, как они обосновываются;
– примеры, факты, нормативные источники;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции.
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

Практические занятия могут включать в себя устный опрос, решение познавательных задач (кейс-задания), дискуссии, деловые игры. План устного практического занятия состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по Обществознанию. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.
Планы устных практических занятий, их тематика, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях.
При подготовке к устному практическому занятию по дисциплине История следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материал(вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
На занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства.
Вокруг выступления могут разгораться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. В заключении преподаватель, как руководитель занятия подводит итоги. Он может выборочно проверить конспекты студентов и если потребуется внести в них исправления и дополнения.

Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине История предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины.
Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запонимание терминов и понятий.