МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык и Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_АиК-2023
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 189
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17 16 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 20 20 60 60
Практические 16 16 16 16 16 16 48 48
Сам. работа 72 72 72 72 45 45 189 189
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 108 108 324 324

Программу составил(и):
к.психол.н., Доцент, О.Н. Тихонова

Рецензент(ы):
д.психол.н., Профессор, И.А. Ральникова

Рабочая программа дисциплины
Психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование психологических знаний и их практическую реализацию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1 Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2 Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3 Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии(в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся
ОПК-6.2 Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляцииповедения и деятельности обучающихся
ОПК-7Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.1 Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
ОПК-7.2 Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
ОПК-7.3 Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения
УК-3.2 Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-8.1: методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
ОПК-8.2: учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса.
ОПК-6.2: специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляцииповедения и деятельности обучающихся.
ОПК-3.2: педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса.
ОПК-7.3: Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляцииповедения и деятельности обучающихся.
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-7.1: Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося.
ОПК-7.2: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
ОПК-7.3: Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ.
УК-3.1: Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения и др.
УК-3.2: Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
1.1. Общее представление о психологии как науке Лекции 2 4 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1
1.2. Общее представление о психологии как науке Сам. работа 2 14 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1
1.3. Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. Проблема предмета психологии. Психические явления. Психологические факты Практические 2 4 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1
1.4. Представления древних философов о душе. Психология сознания Лекции 2 4 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1
1.5. Представления древних философов о душе. Психология сознания Сам. работа 2 14 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1
1.6. Вопрос о природе души; душа как особая сущность. Взаимоотношения души и тела; этические выводы. Факты сознания. Задачи психологии сознания; свойства сознания; элементы сознания Практические 2 4 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1
1.7. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения Лекции 2 4 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1
1.8. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения Сам. работа 2 14 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1
1.9. «Рефлексия» Дж. Локка. Метод интроспекции: «Преимущества»; дополнительные требования; проблемы и трудности; критика. Метод интроспекции и использование данных самонаблюдения (отличия). Трудные вопросы: возможность раздвоения сознания; интро-, экстро– и моноспекция; самонаблюдение и самопознание. Терминология Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1
1.10. Психология как наука о поведении Лекции 2 4 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
1.11. Психология как наука о поведении Сам. работа 2 14 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
1.12. Факты поведения. Бихевиоризм и его отношение к сознанию; требования объективного метода. Программа бихевиоризма; основная единица поведения; теоретические задачи; экспериментальная программа. Дальнейшее развитие бихевиоризма. Его заслуги и недостатки Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
1.13. Неосознаваемые процессы Лекции 2 4 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
1.14. Неосознаваемые процессы Сам. работа 2 16 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
1.15. Неосознаваемые механизмы сознательных действий; первичные автоматизмы и навыки; навыки и сознание; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий и психических состояний, их значение для психологии, примеры Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
1.16. Неосознаваемые побудители действий: З. Фрейд и его представления о бессознательном; формы проявления бессознательного; методы психоанализа. «Надсознательные» процессы. Сознание и неосознаваемое психическое. Методы выявления неосознаваемых процессов Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Материалистическое представление о психике: конкретнопсихологическая реализация
2.1. Психологическая теория деятельности Лекции 3 6 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
2.2. Психологическая теория деятельности Сам. работа 3 16 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
2.3. Основные понятия и принципы. Операционально-технические аспекты деятельности; действия и цели; операции; психофизиологические функции Практические 3 2 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
2.4. Мотивационно-личностные аспекты деятельности; потребности, мотивы, особенные деятельности; мотивы и сознание; мотивы и личность; развитие мотивов. ВНУТРЕННЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Деятельность и психические процессы. Теория деятельности и предмет психологии Практические 3 2 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
2.5. Физиология движений и физиология активности Лекции 3 4 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
2.6. Физиология движений и физиология активности Сам. работа 3 14 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
2.7. Механизмы организации движений по Н. А. Бернштейну: принцип сенсорных коррекций, схема рефлекторного кольца, теория уровней Практические 3 2 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
2.8. Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н. А. Бернштейном: конкретно-физиологический, общебиологический и философский аспекты Практические 3 2 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
2.9. Происхождение и развитие психики в филогенезе Лекции 3 4 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
2.10. Происхождение и развитие психики в филогенезе Сам. работа 3 14 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
2.11. Объективный критерий психики. Гипотеза А. Н. Леонтьева о происхождении чувствительности и ее экспериментальная проверка. Адаптивная роль психики в эволюции животных. Развитие психики в филогенезе: стадии и уровни. Основные особенности психики животных: инстинкты, их механизмы; соотношение инстинкта и научения; язык и общение; орудийная деятельность Практические 3 2 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
2.12. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе Лекции 3 2 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2
2.13. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе Сам. работа 3 14 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2
2.14. Гипотеза о происхождении сознания: роль труда и речи. Вопрос о природе психики человека. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского: человек и природа; человек и его собственная психика. Строение высших психических функций (впф); генетические аспекты, превращение интерпсихических отношений в интрапсихические; практические выводы; резюме. Усвоение общественно-исторического опыта как генеральный путь онтогенеза человеческого индивида Практические 3 4 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
2.15. Психофизическая проблема Лекции 3 4 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
2.16. Психофизическая проблема Сам. работа 3 14 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
2.17. Формулировка проблемы. Принципы психофизического взаимодействия и психофизического параллелизма: доводы «за» и «против». Предлагаемое решение проблемы: «D-мир», «М-мир» и «Синдром Пигмалиона» (по Дж. Сингу); точка зрения «марсианина»; снятие проблемы. Ограничения объяснения психического со стороны физиологии. Собственные единицы анализа. Закономерности психологической науки Практические 3 2 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Индивид и личность
3.1. Способности. Темперамент Лекции 4 6 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
3.2. Способности. Темперамент Сам. работа 4 16 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
3.3. Понятия «индивид» и «личность». Способности: определение, проблемы происхождения и механизмов развития, резюме. Темперамент: определение и сферы проявления; физиологическая ветвь учения о темпераменте; психологические описания – «портреты»; учение о типах нервной системы и эволюция взглядов на темперамент в школе И. П. Павлова. Разработка физиологических основ темперамента в советской дифференциальной психофизиологии (Б. М. Тепловым, В. Д. Небылицыным и др.) Практические 4 4 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
3.4. Характер Лекции 4 6 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2
3.5. Характер Сам. работа 4 14 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2
3.6. Общее представление и определение. Различные степени выраженности: психопатии, их признаки, примеры; акцентуации, их типы, понятие места наименьшего сопротивления. Биологические предпосылки и прижизненное формирование. Характер и личность. Проблема «нормального» характера Практические 4 6 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
3.7. Личность и ее формирование Лекции 4 8 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
3.8. Личность и ее формирование Сам. работа 4 15 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
3.9. Что такое личность? Критерии сформированной личности. Формирование личности: генеральный путь. Этапы («первое» и «второе» рождение личности, по А. Н. Леонтьеву); стихийные механизмы; сдвиг мотива на цель; идентификация, усвоение социальных ролей. Самосознание и его функции Практические 4 6 УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11296
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.
Вопрос 1. Почему психологию можно назвать плюралистической наукой?
1. авторы получают данные, которые не всегда хорошо согласуются между собой;
2. в рамках психологии существуют подходы, основывающиеся на различных не сводимых друг к другу парадигмах;
3. решения о том, считают ли некоторую гипотезу обоснованной, принимают на Всемирных психологических конгрессах закрытым голосованием.
Ответ: 2.
Вопрос 2. Термин "психология" возник...
1. в античности;
2. в конце 16 в.;
3. в начале 19 в.
Ответ: 2.
Вопрос 3. Какая из задач не является задачей научной психологии?
1. предвидение;
2. объяснение;
3. описание.
Ответ: 1.
Вопрос 4. Как можно охарактеризовать нейропсихологию - одну из самых бурно развивающихся в последние годы областей знания?
1. междисциплинарная специальная трасль психологии;
2. прикладная отрасль психологии;
3. фундаментальная специальная отрасль психологии.
Ответ: 3.
Вопрос 5. Название каких феноменов перекочевали из специально научного в общеупотребительный лексикон?
1. оральная фиксация;
2. комплекс неполноценности;
3. сдвиг мотива на цель.
Ответ: 2.
Вопрос 6. Каков основной метод современной научной психологии?
1. тестирование;
2. интроспекция;
3. эксперимент.
Ответ: 3.
Вопрос 7. Как называется тип связи между переменными, при котором, по мере того как значение одной переменной увеличивается, значение другой - уменьшается?
1. положительная куорреляция;
2. нулевая корреляция;
3. отрицательная корреляция.
Ответ: 3.
Вопрос 8. Какой компонент должен быть обязательно включен в план экспериментального исследования?
1. демографическая однородность выборки;
2. контрольная группа;
3. статистические методы обработки данных.
Ответ: 2.
Вопрос 9. Что является специфической характеристикой метода тестов?
1. наличие "норм", с которыми сравниваются плученные данные;
2. высокая скорость процедур;
3. объективность.
Ответ: 3.
Вопрос 10. Какое название получил феномен, заключающийся в том, что при последовательном освещении двух расположенных под углом друг к другу прорезей на диске с интервалом около 60 мс создается иллюзия движения?
1. пси-феномен;
2. фи-феномен;
3. би-феномен.
Ответ: 2.
Вопрос 11. За счет чего, по мнению Дж. Уотсона, у человека формируются явно вредные формы поведения, например алкоголизм и курение?
1. за счет создания ошибочных с точки зрения адаптации условно-рефлекторных связей;
2. за счет наследственной предрасположенности;
3. за счет слишком жесткого воспитания.
Ответ: 1.
Вопрос 12. Как называется в концепции Л.С. Выготского процесс превращения внешнего разделенного действия во внутреннюю психологическую функцию?
1. нтеграция;
2. индивидуализация;
3. интериоризация.
Ответ: 3.
Вопрос 13. С помощью чего, по мнению Л.С. Выготского, ребенок приобретает возможность управлять своими психическими процессами?
1. с помощью знаковых систем;
2. с помощью наблюдения за поведением взрослых;
3. методом проб и ошибок.
Ответ: 2.
Вопрос 14. Как А.Н. Леонтьев назвал феномен, заключающийся в том, что действие, существующее в рамках определенной деятельности, становится самостоятельной деятельностью?
1. сдвиг мотива на цель;
2. автономизация;
3. автоматизация.
Ответ: 1.
Вопрос 15. Кто из представителей гуманистической психологии предложил видение человека как существа, основной движущей силой которого является стремление к осмысленной жизни?
1. А.А. Маслоу;
2. Б.К. Роджерс;
3. В.В. Франкл.
Ответ: 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Какое допущение лежит в снове когнитивной психологии?
Ответ: об ограниченных возможностях системы переработки информации у человека.
Вопрос 2. Что, по А.Н. Леонтьеву, служит объективным критерием возникновения психики?
Ответ: наличие нервной системы.
Вопрос 3. Какой тип нервной системы контролирует учащение сердцебиение и усиление потоотделения, когда мы занимаемся спортом?
Ответ: симпатическая.
Вопрос 4. Как называется тип научения, при котором мы пытаемся заимствовать наиболее эффективные способы поведения других людей?
Ответ: факультативное научение.
Вопрос 5. Каким образом возможно восстановление высших психических функций при локальных повреждениях мозга?
Ответ: необходимо таким образом перестроить функциональную систему, чтобы высшие психические функции взяли на себя роль ее поврежденных звеньев.
Вопрос 6. Какие явления наблюдаются при изоляции полушарий переднего мозга?
Ответ: нарушается способность к речевому оформлению информации, поступающей в правое полушарие.
Вопрос 7. При каком методе исследования головного мозга испльзуется тот факт, что активные нейроны поглощают больше глюкозы, чем пассивные?
Ответ: позитронно-эмиссионная томография.
Вопрос 8. Представление о диалектическом взаимодействии противоположных по содержанию потребностей было введено в рамках...
Ответ: деятельностного подхода.
Вопрос 9. В основе какой потребности лежит принцип гомеостаза?
Ответ: потребности во сне.
Вопрос 10. В чем заключается соотношение понятий "потребность" и "мотив"?
Ответ: мотив есть опредмеченная потребность.
Вопрос 11. Закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что...
Ответ: оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем для простых.
Вопрос 12. Согласно концепции трудовой мотивации Ф. Герцберга какой фактор с большей определенностью предсказывает удовлетворенность трудовой деятельностью?
Ответ: информированность сотрудника об отдаленных положительных результатах его работы.
Вопрос 13. Вероятность того, что один человек придет на помощь другому будет максимальной в том случае, если ответственность за ситуацию...
Ответ: лежит на нем одном.
Вопрос 14. Человек, который достиг высокого социального положения, скорее всего будет характеризоваться...
Ответ: высоким уровнем мотивации достижения и низким уровнем избегания неудач.
Вопрос 15. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению - возбуждению, удовольствию - неудовольствию, напряжению - разрядке, лежит в основе теории...
Ответ: Вундта.
Вопрос 16. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи?
Ответ: 10.
Вопрос 17. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку инфрмации на...
Ответ: смысловом уровне.
Вопрос 18. Данные исследований показывают, что когда человек лжет, он непроизвольно...
Ответ: повышает голос.
Вопрос 19. согласно современным данным надежным предсказателем субъективного состояния счастья является...
Ответ: лучшее положение по сравнению с окружающими.
Вопрос 20. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека?
Ответ: социальный мотив побеждает биологический.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Вопрос 1. За счет чего, по мнению Дж. Уотсона, у человека формируются явно вредные формы поведения, например алкоголизм и курение?
1. за счет создания ошибочных с точки зрения адаптации условно-рефлекторных связей;
2. за счет наследственной предрасположенности;
3. за счет слишком жесткого воспитания.
Ответ: 1.
Вопрос 2. Как называется в концепции Л.С. Выготского процесс превращения внешнего разделенного действия во внутреннюю психологическую функцию?
1. нтеграция;
2. индивидуализация;
3. интериоризация.
Ответ: 3.
Вопрос 3. С помощью чего, по мнению Л.С. Выготского, ребенок приобретает возможность управлять своими психическими процессами?
1. с помощью знаковых систем;
2. с помощью наблюдения за поведением взрослых;
3. методом проб и ошибок.
Ответ: 2.
Вопрос 4. Как А.Н. Леонтьев назвал феномен, заключающийся в том, что действие, существующее в рамках определенной деятельности, становится самостоятельной деятельностью?
1. сдвиг мотива на цель;
2. автономизация;
3. автоматизация.
Ответ: 1.
Вопрос 5. Кто из представителей гуманистической психологии предложил видение человека как существа, основной движущей силой которого является стремление к осмысленной жизни?
1. А.А. Маслоу;
2. Б.К. Роджерс;
3. В.В. Франкл.
Ответ: 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.


Вопрос 1. В чем заключается соотношение понятий "потребность" и "мотив"?
Ответ: мотив есть опредмеченная потребность.
Вопрос 2. Закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что...
Ответ: оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем для простых.
Вопрос 3. Согласно концепции трудовой мотивации Ф. Герцберга какой фактор с большей определенностью предсказывает удовлетворенность трудовой деятельностью?
Ответ: информированность сотрудника об отдаленных положительных результатах его работы.
Вопрос 4. Вероятность того, что один человек придет на помощь другому будет максимальной в том случае, если ответственность за ситуацию...
Ответ: лежит на нем одном.
Вопрос 5. Человек, который достиг высокого социального положения, скорее всего будет характеризоваться...
Ответ: высоким уровнем мотивации достижения и низким уровнем избегания неудач.
Вопрос 6. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению - возбуждению, удовольствию - неудовольствию, напряжению - разрядке, лежит в основе теории...
Ответ: Вундта.
Вопрос 7. согласно современным данным надежным предсказателем субъективного состояния счастья является...
Ответ: лучшее положение по сравнению с окружающими.
Вопрос 8. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека?
Ответ: социальный мотив побеждает биологический.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Вопрос 1. Как можно охарактеризовать нейропсихологию - одну из самых бурно развивающихся в последние годы областей знания?
1. междисциплинарная специальная трасль психологии;
2. прикладная отрасль психологии;
3. фундаментальная специальная отрасль психологии.
Ответ: 3.
Вопрос 2. Каков основной метод современной научной психологии?
1. тестирование;
2. интроспекция;
3. эксперимент.
Ответ: 3.
Вопрос 3. Что является специфической характеристикой метода тестов?
1. наличие "норм", с которыми сравниваются плученные данные;
2. высокая скорость процедур;
3. объективность.
Ответ: 3.
Вопрос 4. Какое название получил феномен, заключающийся в том, что при последовательном освещении двух расположенных под углом друг к другу прорезей на диске с интервалом около 60 мс создается иллюзия движения?
1. пси-феномен;
2. фи-феномен;
3. би-феномен.
Ответ: 2.
Вопрос 5. За счет чего, по мнению Дж. Уотсона, у человека формируются явно вредные формы поведения, например алкоголизм и курение?
1. за счет создания ошибочных с точки зрения адаптации условно-рефлекторных связей;
2. за счет наследственной предрасположенности;
3. за счет слишком жесткого воспитания.
Ответ: 1.
Вопрос 6. Как называется в концепции Л.С. Выготского процесс превращения внешнего разделенного действия во внутреннюю психологическую функцию?
1. интеграция;
2. индивидуализация;
3. интериоризация.
Ответ: 3.
Вопрос 7. С помощью чего, по мнению Л.С. Выготского, ребенок приобретает возможность управлять своими психическими процессами?
1. с помощью знаковых систем;
2. с помощью наблюдения за поведением взрослых;
3. методом проб и ошибок.
Ответ: 2.
Вопрос 8. Как А.Н. Леонтьев назвал феномен, заключающийся в том, что действие, существующее в рамках определенной деятельности, становится самостоятельной деятельностью?
1. сдвиг мотива на цель;
2. автономизация;
3. автоматизация.
Ответ: 1.
Вопрос 9. Кто из представителей гуманистической психологии предложил видение человека как существа, основной движущей силой которого является стремление к осмысленной жизни?
1. А.А. Маслоу;
2. Б.К. Роджерс;
3. В.В. Франкл.
Ответ: 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Какое допущение лежит в снове когнитивной психологии?
Ответ: об ограниченных возможностях системы переработки информации у человека.
Вопрос 2. Что, по А.Н. Леонтьеву, служит объективным критерием возникновения психики?
Ответ: наличие нервной системы.
Вопрос 3. Какой тип нервной системы контролирует учащение сердцебиение и усиление потоотделения, когда мы занимаемся спортом?
Ответ: симпатическая.
Вопрос 4. Как называется тип научения, при котором мы пытаемся заимствовать наиболее эффективные способы поведения других людей?
Ответ: факультативное научение.
Вопрос 5. Каким образом возможно восстановление высших психических функций при локальных повреждениях мозга?
Ответ: необходимо таким образом перестроить функциональную систему, чтобы высшие психические функции взяли на себя роль ее поврежденных звеньев.
Вопрос 6. Какие явления наблюдаются при изоляции полушарий переднего мозга?
Ответ: нарушается способность к речевому оформлению информации, поступающей в правое полушарие.
Вопрос 7. При каком методе исследования головного мозга испльзуется тот факт, что активные нейроны поглощают больше глюкозы, чем пассивные?
Ответ: позитронно-эмиссионная томография.
Вопрос 8. Представление о диалектическом взаимодействии противоположных по содержанию потребностей было введено в рамках...
Ответ: деятельностного подхода.
Вопрос 9. В основе какой потребности лежит принцип гомеостаза?
Ответ: потребности во сне.
Вопрос 10. В чем заключается соотношение понятий "потребность" и "мотив"?
Ответ: мотив есть опредмеченная потребность.
Вопрос 11. Закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что...
Ответ: оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем для простых.
Вопрос 12. Согласно концепции трудовой мотивации Ф. Герцберга какой фактор с большей определенностью предсказывает удовлетворенность трудовой деятельностью?
Ответ: информированность сотрудника об отдаленных положительных результатах его работы.
Вопрос 13. Вероятность того, что один человек придет на помощь другому будет максимальной в том случае, если ответственность за ситуацию...
Ответ: лежит на нем одном.
Вопрос 14. Человек, который достиг высокого социального положения, скорее всего будет характеризоваться...
Ответ: высоким уровнем мотивации достижения и низким уровнем избегания неудач.
Вопрос 15. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению - возбуждению, удовольствию - неудовольствию, напряжению - разрядке, лежит в основе теории...
Ответ: Вундта.
Вопрос 16. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи?
Ответ: 10.
Вопрос 17. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку инфрмации на...
Ответ: смысловом уровне.
Вопрос 18. Данные исследований показывают, что когда человек лжет, он непроизвольно...
Ответ: повышает голос.
Вопрос 19. согласно современным данным надежным предсказателем субъективного состояния счастья является...
Ответ: лучшее положение по сравнению с окружающими.
Вопрос 20. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека?
Ответ: социальный мотив побеждает биологический.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.
Вопрос 1. За счет чего, по мнению Дж. Уотсона, у человека формируются явно вредные формы поведения, например алкоголизм и курение?
1. за счет создания ошибочных с точки зрения адаптации условно-рефлекторных связей;
2. за счет наследственной предрасположенности;
3. за счет слишком жесткого воспитания.
Ответ: 1.
Вопрос 2. Как называется в концепции Л.С. Выготского процесс превращения внешнего разделенного действия во внутреннюю психологическую функцию?
1. нтеграция;
2. индивидуализация;
3. интериоризация.
Ответ: 3.
Вопрос 3. С помощью чего, по мнению Л.С. Выготского, ребенок приобретает возможность управлять своими психическими процессами?
1. с помощью знаковых систем;
2. с помощью наблюдения за поведением взрослых;
3. методом проб и ошибок.
Ответ: 2.
Вопрос 4. Как А.Н. Леонтьев назвал феномен, заключающийся в том, что действие, существующее в рамках определенной деятельности, становится самостоятельной деятельностью?
1. сдвиг мотива на цель;
2. автономизация;
3. автоматизация.
Ответ: 1.
Вопрос 5. Кто из представителей гуманистической психологии предложил видение человека как существа, основной движущей силой которого является стремление к осмысленной жизни?
1. А.А. Маслоу;
2. Б.К. Роджерс;
3. В.В. Франкл.
Ответ: 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Как называется тип научения, при котором мы пытаемся заимствовать наиболее эффективные способы поведения других людей?
Ответ: факультативное научение.
Вопрос 2. В чем заключается соотношение понятий "потребность" и "мотив"?
Ответ: мотив есть опредмеченная потребность.
Вопрос 3. Закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что...
Ответ: оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем для простых.
Вопрос 4. Согласно концепции трудовой мотивации Ф. Герцберга какой фактор с большей определенностью предсказывает удовлетворенность трудовой деятельностью?
Ответ: информированность сотрудника об отдаленных положительных результатах его работы.
Вопрос 5. Вероятность того, что один человек придет на помощь другому будет максимальной в том случае, если ответственность за ситуацию...
Ответ: лежит на нем одном.
Вопрос 6. Человек, который достиг высокого социального положения, скорее всего будет характеризоваться...
Ответ: высоким уровнем мотивации достижения и низким уровнем избегания неудач.
Вопрос 7. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению - возбуждению, удовольствию - неудовольствию, напряжению - разрядке, лежит в основе теории...
Ответ: Вундта.
Вопрос 8. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи?
Ответ: 10.
Вопрос 9. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку инфрмации на...
Ответ: смысловом уровне.
Вопрос 10. Данные исследований показывают, что когда человек лжет, он непроизвольно...
Ответ: повышает голос.
Вопрос 11. согласно современным данным надежным предсказателем субъективного состояния счастья является...
Ответ: лучшее положение по сравнению с окружающими.
Вопрос 12. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека?
Ответ: социальный мотив побеждает биологический.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
Вопрос 1. Как называется тип связи между переменными, при котором, по мере того как значение одной переменной увеличивается, значение другой - уменьшается?
1. положительная куорреляция;
2. нулевая корреляция;
3. отрицательная корреляция.
Ответ: 3.
Вопрос 2. Какой компонент должен быть обязательно включен в план экспериментального исследования?
1. демографическая однородность выборки;
2. контрольная группа;
3. статистические методы обработки данных.
Ответ: 2.
Вопрос 3. Что является специфической характеристикой метода тестов?
1. наличие "норм", с которыми сравниваются плученные данные;
2. высокая скорость процедур;
3. объективность.
Ответ: 3.
Вопрос 4. За счет чего, по мнению Дж. Уотсона, у человека формируются явно вредные формы поведения, например алкоголизм и курение?
1. за счет создания ошибочных с точки зрения адаптации условно-рефлекторных связей;
2. за счет наследственной предрасположенности;
3. за счет слишком жесткого воспитания.
Ответ: 1.
Вопрос 5. Как называется в концепции Л.С. Выготского процесс превращения внешнего разделенного действия во внутреннюю психологическую функцию?
1. нтеграция;
2. индивидуализация;
3. интериоризация.
Ответ: 3.
Вопрос 6. С помощью чего, по мнению Л.С. Выготского, ребенок приобретает возможность управлять своими психическими процессами?
1. с помощью знаковых систем;
2. с помощью наблюдения за поведением взрослых;
3. методом проб и ошибок.
Ответ: 2.
Вопрос 7. Как А.Н. Леонтьев назвал феномен, заключающийся в том, что действие, существующее в рамках определенной деятельности, становится самостоятельной деятельностью?
1. сдвиг мотива на цель;
2. автономизация;
3. автоматизация.
Ответ: 1.
Вопрос 8. Кто из представителей гуманистической психологии предложил видение человека как существа, основной движущей силой которого является стремление к осмысленной жизни?
1. А.А. Маслоу;
2. Б.К. Роджерс;
3. В.В. Франкл.
Ответ: 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Какое допущение лежит в снове когнитивной психологии?
Ответ: об ограниченных возможностях системы переработки информации у человека.
Вопрос 2. Что, по А.Н. Леонтьеву, служит объективным критерием возникновения психики?
Ответ: наличие нервной системы.
Вопрос 3. Как называется тип научения, при котором мы пытаемся заимствовать наиболее эффективные способы поведения других людей?
Ответ: факультативное научение.
Вопрос 5. В чем заключается соотношение понятий "потребность" и "мотив"?
Ответ: мотив есть опредмеченная потребность.
Вопрос 6. Закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что...
Ответ: оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем для простых.
Вопрос 7. Согласно концепции трудовой мотивации Ф. Герцберга какой фактор с большей определенностью предсказывает удовлетворенность трудовой деятельностью?
Ответ: информированность сотрудника об отдаленных положительных результатах его работы.
Вопрос 8. Вероятность того, что один человек придет на помощь другому будет максимальной в том случае, если ответственность за ситуацию...
Ответ: лежит на нем одном.
Вопрос 9. Человек, который достиг высокого социального положения, скорее всего будет характеризоваться...
Ответ: высоким уровнем мотивации достижения и низким уровнем избегания неудач.
Вопрос 10. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению - возбуждению, удовольствию - неудовольствию, напряжению - разрядке, лежит в основе теории...
Ответ: Вундта.
Вопрос 11. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи?
Ответ: 10.
Вопрос 12. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку инфрмации на...
Ответ: смысловом уровне.
Вопрос 13. Данные исследований показывают, что когда человек лжет, он непроизвольно...
Ответ: повышает голос.
Вопрос 14. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека?
Ответ: социальный мотив побеждает биологический.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Круг явлений, изучаемых психологией.
2. Полипарадигмальность психологического знания.
3. Развитие психологических знаний до оформления психологии как самостоятельной науки.
4. Психологическая проблематика в Античности.
5. Психологическая проблематика в Средневековье и в период Возрождения.
6. Психологическая проблематика в Новое время.
7. Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки.
8. Классическая психология сознания.
9. Гештальтпсихология и проблема структурного анализа психики.
10. Феномен бессознательного и психоанализ.
11. Бихевиоризм и проблема объективности исследования психического.
12. Когнитивная психология.
13. Гуманистическая психология.
14. Психика, преобразованная культурой. Историческая теория развития ВПФ.
15. Деятельностный подход в психологии. Виды и структура деятельности.
16. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
17. Научение.
18. Подходы к решению психофизиологической проблемы: дуализм и монизм.
19. Психика и нервная система.
20. Измененные состояния сознания. Гипноз.
21. Регулятивные процессы психики.
22. Мотивация
23. Эмоции и воля.
24. Внимание.
25. Познавательные процессы.
26. Ощущение и восприятие.
27. Память.
28. Мышление и речь.
29. Теории личности.
30. Способности.
31. Характер.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Круг явлений, изучаемых психологией.
2. Полипарадигмальность психологического знания.
3. Развитие психологических знаний до оформления психологии как самостоятельной науки.
4. Психологическая проблематика в Античности.
5. Психологическая проблематика в Средневековье и в период Возрождения.
6. Психологическая проблематика в Новое время.
7. Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки.
8. Классическая психология сознания.
9. Гештальтпсихология и проблема структурного анализа психики.
10. Феномен бессознательного и психоанализ.
11. Бихевиоризм и проблема объективности исследования психического.
12. Когнитивная психология.
13. Гуманистическая психология.
14. Психика, преобразованная культурой. Историческая теория развития ВПФ.
15. Деятельностный подход в психологии. Виды и структура деятельности.
16. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
17. Научение.
18. Подходы к решению психофизиологической проблемы: дуализм и монизм.
19. Психика и нервная система.
20. Измененные состояния сознания. Гипноз.
21. Регулятивные процессы психики.
22. Мотивация
23. Эмоции и воля.
24. Внимание.
25. Познавательные процессы.
26. Ощущение и восприятие.
27. Память.
28. Мышление и речь.
29. Теории личности.
30. Способности.
31. Характер.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Синдом эмоционального выгорания: сущность и профилактика.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская Общая психология : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/58F4CDB4-3267-4F9F-B884-046B31F8EFC3
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. Я. Гальперин Введение в психологию: учеб. пособие М.: КДУ, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Психология" portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.