Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Английский язык и Китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_Педобразование_АиК-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17 | 16 | 20,5 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 60 | 60 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 48 | 48 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 | 45 | 45 | 189 | 189 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | формирование психологических знаний и их практическую реализацию. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-3 | Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
ОПК-3.1 | Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
ОПК-3.2 | Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся |
ОПК-3.3 | Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления |
ОПК-6 | Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями |
ОПК-6.1 | Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии(в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся |
ОПК-6.2 | Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляцииповедения и деятельности обучающихся |
ОПК-7 | Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ |
ОПК-7.1 | Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося |
ОПК-7.2 | Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума |
ОПК-7.3 | Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др. |
ОПК-8 | Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
ОПК-8.1 | Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области |
ОПК-8.2 | Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-3.1 | Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения |
УК-3.2 | Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-8.1: методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области. ОПК-8.2: учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса. ОПК-6.2: специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляцииповедения и деятельности обучающихся. ОПК-3.2: педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области. ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса. ОПК-7.3: Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др. ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляцииповедения и деятельности обучающихся. ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся. ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-7.1: Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося. ОПК-7.2: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. ОПК-7.3: Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ. УК-3.1: Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения и др. УК-3.2: Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеристика психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии | ||||||
1.1. | Общее представление о психологии как науке | Лекции | 2 | 4 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Общее представление о психологии как науке | Сам. работа | 2 | 14 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. Проблема предмета психологии. Психические явления. Психологические факты | Практические | 2 | 4 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Представления древних философов о душе. Психология сознания | Лекции | 2 | 4 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Представления древних философов о душе. Психология сознания | Сам. работа | 2 | 14 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Вопрос о природе души; душа как особая сущность. Взаимоотношения души и тела; этические выводы. Факты сознания. Задачи психологии сознания; свойства сознания; элементы сознания | Практические | 2 | 4 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Метод интроспекции и проблема самонаблюдения | Лекции | 2 | 4 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Метод интроспекции и проблема самонаблюдения | Сам. работа | 2 | 14 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | «Рефлексия» Дж. Локка. Метод интроспекции: «Преимущества»; дополнительные требования; проблемы и трудности; критика. Метод интроспекции и использование данных самонаблюдения (отличия). Трудные вопросы: возможность раздвоения сознания; интро-, экстро– и моноспекция; самонаблюдение и самопознание. Терминология | Практические | 2 | 2 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Психология как наука о поведении | Лекции | 2 | 4 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Психология как наука о поведении | Сам. работа | 2 | 14 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Факты поведения. Бихевиоризм и его отношение к сознанию; требования объективного метода. Программа бихевиоризма; основная единица поведения; теоретические задачи; экспериментальная программа. Дальнейшее развитие бихевиоризма. Его заслуги и недостатки | Практические | 2 | 2 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Неосознаваемые процессы | Лекции | 2 | 4 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Неосознаваемые процессы | Сам. работа | 2 | 16 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Неосознаваемые механизмы сознательных действий; первичные автоматизмы и навыки; навыки и сознание; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий и психических состояний, их значение для психологии, примеры | Практические | 2 | 2 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Неосознаваемые побудители действий: З. Фрейд и его представления о бессознательном; формы проявления бессознательного; методы психоанализа. «Надсознательные» процессы. Сознание и неосознаваемое психическое. Методы выявления неосознаваемых процессов | Практические | 2 | 2 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Материалистическое представление о психике: конкретнопсихологическая реализация | ||||||
2.1. | Психологическая теория деятельности | Лекции | 3 | 6 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Психологическая теория деятельности | Сам. работа | 3 | 16 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Основные понятия и принципы. Операционально-технические аспекты деятельности; действия и цели; операции; психофизиологические функции | Практические | 3 | 2 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Мотивационно-личностные аспекты деятельности; потребности, мотивы, особенные деятельности; мотивы и сознание; мотивы и личность; развитие мотивов. ВНУТРЕННЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Деятельность и психические процессы. Теория деятельности и предмет психологии | Практические | 3 | 2 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Физиология движений и физиология активности | Лекции | 3 | 4 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Физиология движений и физиология активности | Сам. работа | 3 | 14 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Механизмы организации движений по Н. А. Бернштейну: принцип сенсорных коррекций, схема рефлекторного кольца, теория уровней | Практические | 3 | 2 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н. А. Бернштейном: конкретно-физиологический, общебиологический и философский аспекты | Практические | 3 | 2 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Происхождение и развитие психики в филогенезе | Лекции | 3 | 4 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Происхождение и развитие психики в филогенезе | Сам. работа | 3 | 14 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Объективный критерий психики. Гипотеза А. Н. Леонтьева о происхождении чувствительности и ее экспериментальная проверка. Адаптивная роль психики в эволюции животных. Развитие психики в филогенезе: стадии и уровни. Основные особенности психики животных: инстинкты, их механизмы; соотношение инстинкта и научения; язык и общение; орудийная деятельность | Практические | 3 | 2 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.12. | Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе | Лекции | 3 | 2 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | |
2.13. | Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе | Сам. работа | 3 | 14 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | |
2.14. | Гипотеза о происхождении сознания: роль труда и речи. Вопрос о природе психики человека. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского: человек и природа; человек и его собственная психика. Строение высших психических функций (впф); генетические аспекты, превращение интерпсихических отношений в интрапсихические; практические выводы; резюме. Усвоение общественно-исторического опыта как генеральный путь онтогенеза человеческого индивида | Практические | 3 | 4 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.15. | Психофизическая проблема | Лекции | 3 | 4 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.16. | Психофизическая проблема | Сам. работа | 3 | 14 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.17. | Формулировка проблемы. Принципы психофизического взаимодействия и психофизического параллелизма: доводы «за» и «против». Предлагаемое решение проблемы: «D-мир», «М-мир» и «Синдром Пигмалиона» (по Дж. Сингу); точка зрения «марсианина»; снятие проблемы. Ограничения объяснения психического со стороны физиологии. Собственные единицы анализа. Закономерности психологической науки | Практические | 3 | 2 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Индивид и личность | ||||||
3.1. | Способности. Темперамент | Лекции | 4 | 6 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Способности. Темперамент | Сам. работа | 4 | 16 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Понятия «индивид» и «личность». Способности: определение, проблемы происхождения и механизмов развития, резюме. Темперамент: определение и сферы проявления; физиологическая ветвь учения о темпераменте; психологические описания – «портреты»; учение о типах нервной системы и эволюция взглядов на темперамент в школе И. П. Павлова. Разработка физиологических основ темперамента в советской дифференциальной психофизиологии (Б. М. Тепловым, В. Д. Небылицыным и др.) | Практические | 4 | 4 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Характер | Лекции | 4 | 6 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | |
3.5. | Характер | Сам. работа | 4 | 14 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | |
3.6. | Общее представление и определение. Различные степени выраженности: психопатии, их признаки, примеры; акцентуации, их типы, понятие места наименьшего сопротивления. Биологические предпосылки и прижизненное формирование. Характер и личность. Проблема «нормального» характера | Практические | 4 | 6 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Личность и ее формирование | Лекции | 4 | 8 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Личность и ее формирование | Сам. работа | 4 | 15 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
3.9. | Что такое личность? Критерии сформированной личности. Формирование личности: генеральный путь. Этапы («первое» и «второе» рождение личности, по А. Н. Леонтьеву); стихийные механизмы; сдвиг мотива на цель; идентификация, усвоение социальных ролей. Самосознание и его функции | Практические | 4 | 6 | УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11296 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде. Вопрос 1. Почему психологию можно назвать плюралистической наукой? 1. авторы получают данные, которые не всегда хорошо согласуются между собой; 2. в рамках психологии существуют подходы, основывающиеся на различных не сводимых друг к другу парадигмах; 3. решения о том, считают ли некоторую гипотезу обоснованной, принимают на Всемирных психологических конгрессах закрытым голосованием. Ответ: 2. Вопрос 2. Термин "психология" возник... 1. в античности; 2. в конце 16 в.; 3. в начале 19 в. Ответ: 2. Вопрос 3. Какая из задач не является задачей научной психологии? 1. предвидение; 2. объяснение; 3. описание. Ответ: 1. Вопрос 4. Как можно охарактеризовать нейропсихологию - одну из самых бурно развивающихся в последние годы областей знания? 1. междисциплинарная специальная трасль психологии; 2. прикладная отрасль психологии; 3. фундаментальная специальная отрасль психологии. Ответ: 3. Вопрос 5. Название каких феноменов перекочевали из специально научного в общеупотребительный лексикон? 1. оральная фиксация; 2. комплекс неполноценности; 3. сдвиг мотива на цель. Ответ: 2. Вопрос 6. Каков основной метод современной научной психологии? 1. тестирование; 2. интроспекция; 3. эксперимент. Ответ: 3. Вопрос 7. Как называется тип связи между переменными, при котором, по мере того как значение одной переменной увеличивается, значение другой - уменьшается? 1. положительная куорреляция; 2. нулевая корреляция; 3. отрицательная корреляция. Ответ: 3. Вопрос 8. Какой компонент должен быть обязательно включен в план экспериментального исследования? 1. демографическая однородность выборки; 2. контрольная группа; 3. статистические методы обработки данных. Ответ: 2. Вопрос 9. Что является специфической характеристикой метода тестов? 1. наличие "норм", с которыми сравниваются плученные данные; 2. высокая скорость процедур; 3. объективность. Ответ: 3. Вопрос 10. Какое название получил феномен, заключающийся в том, что при последовательном освещении двух расположенных под углом друг к другу прорезей на диске с интервалом около 60 мс создается иллюзия движения? 1. пси-феномен; 2. фи-феномен; 3. би-феномен. Ответ: 2. Вопрос 11. За счет чего, по мнению Дж. Уотсона, у человека формируются явно вредные формы поведения, например алкоголизм и курение? 1. за счет создания ошибочных с точки зрения адаптации условно-рефлекторных связей; 2. за счет наследственной предрасположенности; 3. за счет слишком жесткого воспитания. Ответ: 1. Вопрос 12. Как называется в концепции Л.С. Выготского процесс превращения внешнего разделенного действия во внутреннюю психологическую функцию? 1. нтеграция; 2. индивидуализация; 3. интериоризация. Ответ: 3. Вопрос 13. С помощью чего, по мнению Л.С. Выготского, ребенок приобретает возможность управлять своими психическими процессами? 1. с помощью знаковых систем; 2. с помощью наблюдения за поведением взрослых; 3. методом проб и ошибок. Ответ: 2. Вопрос 14. Как А.Н. Леонтьев назвал феномен, заключающийся в том, что действие, существующее в рамках определенной деятельности, становится самостоятельной деятельностью? 1. сдвиг мотива на цель; 2. автономизация; 3. автоматизация. Ответ: 1. Вопрос 15. Кто из представителей гуманистической психологии предложил видение человека как существа, основной движущей силой которого является стремление к осмысленной жизни? 1. А.А. Маслоу; 2. Б.К. Роджерс; 3. В.В. Франкл. Ответ: 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. Вопрос 1. Какое допущение лежит в снове когнитивной психологии? Ответ: об ограниченных возможностях системы переработки информации у человека. Вопрос 2. Что, по А.Н. Леонтьеву, служит объективным критерием возникновения психики? Ответ: наличие нервной системы. Вопрос 3. Какой тип нервной системы контролирует учащение сердцебиение и усиление потоотделения, когда мы занимаемся спортом? Ответ: симпатическая. Вопрос 4. Как называется тип научения, при котором мы пытаемся заимствовать наиболее эффективные способы поведения других людей? Ответ: факультативное научение. Вопрос 5. Каким образом возможно восстановление высших психических функций при локальных повреждениях мозга? Ответ: необходимо таким образом перестроить функциональную систему, чтобы высшие психические функции взяли на себя роль ее поврежденных звеньев. Вопрос 6. Какие явления наблюдаются при изоляции полушарий переднего мозга? Ответ: нарушается способность к речевому оформлению информации, поступающей в правое полушарие. Вопрос 7. При каком методе исследования головного мозга испльзуется тот факт, что активные нейроны поглощают больше глюкозы, чем пассивные? Ответ: позитронно-эмиссионная томография. Вопрос 8. Представление о диалектическом взаимодействии противоположных по содержанию потребностей было введено в рамках... Ответ: деятельностного подхода. Вопрос 9. В основе какой потребности лежит принцип гомеостаза? Ответ: потребности во сне. Вопрос 10. В чем заключается соотношение понятий "потребность" и "мотив"? Ответ: мотив есть опредмеченная потребность. Вопрос 11. Закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что... Ответ: оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем для простых. Вопрос 12. Согласно концепции трудовой мотивации Ф. Герцберга какой фактор с большей определенностью предсказывает удовлетворенность трудовой деятельностью? Ответ: информированность сотрудника об отдаленных положительных результатах его работы. Вопрос 13. Вероятность того, что один человек придет на помощь другому будет максимальной в том случае, если ответственность за ситуацию... Ответ: лежит на нем одном. Вопрос 14. Человек, который достиг высокого социального положения, скорее всего будет характеризоваться... Ответ: высоким уровнем мотивации достижения и низким уровнем избегания неудач. Вопрос 15. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению - возбуждению, удовольствию - неудовольствию, напряжению - разрядке, лежит в основе теории... Ответ: Вундта. Вопрос 16. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи? Ответ: 10. Вопрос 17. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку инфрмации на... Ответ: смысловом уровне. Вопрос 18. Данные исследований показывают, что когда человек лжет, он непроизвольно... Ответ: повышает голос. Вопрос 19. согласно современным данным надежным предсказателем субъективного состояния счастья является... Ответ: лучшее положение по сравнению с окружающими. Вопрос 20. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека? Ответ: социальный мотив побеждает биологический. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Вопрос 1. За счет чего, по мнению Дж. Уотсона, у человека формируются явно вредные формы поведения, например алкоголизм и курение? 1. за счет создания ошибочных с точки зрения адаптации условно-рефлекторных связей; 2. за счет наследственной предрасположенности; 3. за счет слишком жесткого воспитания. Ответ: 1. Вопрос 2. Как называется в концепции Л.С. Выготского процесс превращения внешнего разделенного действия во внутреннюю психологическую функцию? 1. нтеграция; 2. индивидуализация; 3. интериоризация. Ответ: 3. Вопрос 3. С помощью чего, по мнению Л.С. Выготского, ребенок приобретает возможность управлять своими психическими процессами? 1. с помощью знаковых систем; 2. с помощью наблюдения за поведением взрослых; 3. методом проб и ошибок. Ответ: 2. Вопрос 4. Как А.Н. Леонтьев назвал феномен, заключающийся в том, что действие, существующее в рамках определенной деятельности, становится самостоятельной деятельностью? 1. сдвиг мотива на цель; 2. автономизация; 3. автоматизация. Ответ: 1. Вопрос 5. Кто из представителей гуманистической психологии предложил видение человека как существа, основной движущей силой которого является стремление к осмысленной жизни? 1. А.А. Маслоу; 2. Б.К. Роджерс; 3. В.В. Франкл. Ответ: 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. Вопрос 1. В чем заключается соотношение понятий "потребность" и "мотив"? Ответ: мотив есть опредмеченная потребность. Вопрос 2. Закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что... Ответ: оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем для простых. Вопрос 3. Согласно концепции трудовой мотивации Ф. Герцберга какой фактор с большей определенностью предсказывает удовлетворенность трудовой деятельностью? Ответ: информированность сотрудника об отдаленных положительных результатах его работы. Вопрос 4. Вероятность того, что один человек придет на помощь другому будет максимальной в том случае, если ответственность за ситуацию... Ответ: лежит на нем одном. Вопрос 5. Человек, который достиг высокого социального положения, скорее всего будет характеризоваться... Ответ: высоким уровнем мотивации достижения и низким уровнем избегания неудач. Вопрос 6. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению - возбуждению, удовольствию - неудовольствию, напряжению - разрядке, лежит в основе теории... Ответ: Вундта. Вопрос 7. согласно современным данным надежным предсказателем субъективного состояния счастья является... Ответ: лучшее положение по сравнению с окружающими. Вопрос 8. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека? Ответ: социальный мотив побеждает биологический. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями. Вопрос 1. Как можно охарактеризовать нейропсихологию - одну из самых бурно развивающихся в последние годы областей знания? 1. междисциплинарная специальная трасль психологии; 2. прикладная отрасль психологии; 3. фундаментальная специальная отрасль психологии. Ответ: 3. Вопрос 2. Каков основной метод современной научной психологии? 1. тестирование; 2. интроспекция; 3. эксперимент. Ответ: 3. Вопрос 3. Что является специфической характеристикой метода тестов? 1. наличие "норм", с которыми сравниваются плученные данные; 2. высокая скорость процедур; 3. объективность. Ответ: 3. Вопрос 4. Какое название получил феномен, заключающийся в том, что при последовательном освещении двух расположенных под углом друг к другу прорезей на диске с интервалом около 60 мс создается иллюзия движения? 1. пси-феномен; 2. фи-феномен; 3. би-феномен. Ответ: 2. Вопрос 5. За счет чего, по мнению Дж. Уотсона, у человека формируются явно вредные формы поведения, например алкоголизм и курение? 1. за счет создания ошибочных с точки зрения адаптации условно-рефлекторных связей; 2. за счет наследственной предрасположенности; 3. за счет слишком жесткого воспитания. Ответ: 1. Вопрос 6. Как называется в концепции Л.С. Выготского процесс превращения внешнего разделенного действия во внутреннюю психологическую функцию? 1. интеграция; 2. индивидуализация; 3. интериоризация. Ответ: 3. Вопрос 7. С помощью чего, по мнению Л.С. Выготского, ребенок приобретает возможность управлять своими психическими процессами? 1. с помощью знаковых систем; 2. с помощью наблюдения за поведением взрослых; 3. методом проб и ошибок. Ответ: 2. Вопрос 8. Как А.Н. Леонтьев назвал феномен, заключающийся в том, что действие, существующее в рамках определенной деятельности, становится самостоятельной деятельностью? 1. сдвиг мотива на цель; 2. автономизация; 3. автоматизация. Ответ: 1. Вопрос 9. Кто из представителей гуманистической психологии предложил видение человека как существа, основной движущей силой которого является стремление к осмысленной жизни? 1. А.А. Маслоу; 2. Б.К. Роджерс; 3. В.В. Франкл. Ответ: 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. Вопрос 1. Какое допущение лежит в снове когнитивной психологии? Ответ: об ограниченных возможностях системы переработки информации у человека. Вопрос 2. Что, по А.Н. Леонтьеву, служит объективным критерием возникновения психики? Ответ: наличие нервной системы. Вопрос 3. Какой тип нервной системы контролирует учащение сердцебиение и усиление потоотделения, когда мы занимаемся спортом? Ответ: симпатическая. Вопрос 4. Как называется тип научения, при котором мы пытаемся заимствовать наиболее эффективные способы поведения других людей? Ответ: факультативное научение. Вопрос 5. Каким образом возможно восстановление высших психических функций при локальных повреждениях мозга? Ответ: необходимо таким образом перестроить функциональную систему, чтобы высшие психические функции взяли на себя роль ее поврежденных звеньев. Вопрос 6. Какие явления наблюдаются при изоляции полушарий переднего мозга? Ответ: нарушается способность к речевому оформлению информации, поступающей в правое полушарие. Вопрос 7. При каком методе исследования головного мозга испльзуется тот факт, что активные нейроны поглощают больше глюкозы, чем пассивные? Ответ: позитронно-эмиссионная томография. Вопрос 8. Представление о диалектическом взаимодействии противоположных по содержанию потребностей было введено в рамках... Ответ: деятельностного подхода. Вопрос 9. В основе какой потребности лежит принцип гомеостаза? Ответ: потребности во сне. Вопрос 10. В чем заключается соотношение понятий "потребность" и "мотив"? Ответ: мотив есть опредмеченная потребность. Вопрос 11. Закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что... Ответ: оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем для простых. Вопрос 12. Согласно концепции трудовой мотивации Ф. Герцберга какой фактор с большей определенностью предсказывает удовлетворенность трудовой деятельностью? Ответ: информированность сотрудника об отдаленных положительных результатах его работы. Вопрос 13. Вероятность того, что один человек придет на помощь другому будет максимальной в том случае, если ответственность за ситуацию... Ответ: лежит на нем одном. Вопрос 14. Человек, который достиг высокого социального положения, скорее всего будет характеризоваться... Ответ: высоким уровнем мотивации достижения и низким уровнем избегания неудач. Вопрос 15. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению - возбуждению, удовольствию - неудовольствию, напряжению - разрядке, лежит в основе теории... Ответ: Вундта. Вопрос 16. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи? Ответ: 10. Вопрос 17. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку инфрмации на... Ответ: смысловом уровне. Вопрос 18. Данные исследований показывают, что когда человек лжет, он непроизвольно... Ответ: повышает голос. Вопрос 19. согласно современным данным надежным предсказателем субъективного состояния счастья является... Ответ: лучшее положение по сравнению с окружающими. Вопрос 20. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека? Ответ: социальный мотив побеждает биологический. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ. Вопрос 1. За счет чего, по мнению Дж. Уотсона, у человека формируются явно вредные формы поведения, например алкоголизм и курение? 1. за счет создания ошибочных с точки зрения адаптации условно-рефлекторных связей; 2. за счет наследственной предрасположенности; 3. за счет слишком жесткого воспитания. Ответ: 1. Вопрос 2. Как называется в концепции Л.С. Выготского процесс превращения внешнего разделенного действия во внутреннюю психологическую функцию? 1. нтеграция; 2. индивидуализация; 3. интериоризация. Ответ: 3. Вопрос 3. С помощью чего, по мнению Л.С. Выготского, ребенок приобретает возможность управлять своими психическими процессами? 1. с помощью знаковых систем; 2. с помощью наблюдения за поведением взрослых; 3. методом проб и ошибок. Ответ: 2. Вопрос 4. Как А.Н. Леонтьев назвал феномен, заключающийся в том, что действие, существующее в рамках определенной деятельности, становится самостоятельной деятельностью? 1. сдвиг мотива на цель; 2. автономизация; 3. автоматизация. Ответ: 1. Вопрос 5. Кто из представителей гуманистической психологии предложил видение человека как существа, основной движущей силой которого является стремление к осмысленной жизни? 1. А.А. Маслоу; 2. Б.К. Роджерс; 3. В.В. Франкл. Ответ: 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. Вопрос 1. Как называется тип научения, при котором мы пытаемся заимствовать наиболее эффективные способы поведения других людей? Ответ: факультативное научение. Вопрос 2. В чем заключается соотношение понятий "потребность" и "мотив"? Ответ: мотив есть опредмеченная потребность. Вопрос 3. Закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что... Ответ: оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем для простых. Вопрос 4. Согласно концепции трудовой мотивации Ф. Герцберга какой фактор с большей определенностью предсказывает удовлетворенность трудовой деятельностью? Ответ: информированность сотрудника об отдаленных положительных результатах его работы. Вопрос 5. Вероятность того, что один человек придет на помощь другому будет максимальной в том случае, если ответственность за ситуацию... Ответ: лежит на нем одном. Вопрос 6. Человек, который достиг высокого социального положения, скорее всего будет характеризоваться... Ответ: высоким уровнем мотивации достижения и низким уровнем избегания неудач. Вопрос 7. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению - возбуждению, удовольствию - неудовольствию, напряжению - разрядке, лежит в основе теории... Ответ: Вундта. Вопрос 8. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи? Ответ: 10. Вопрос 9. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку инфрмации на... Ответ: смысловом уровне. Вопрос 10. Данные исследований показывают, что когда человек лжет, он непроизвольно... Ответ: повышает голос. Вопрос 11. согласно современным данным надежным предсказателем субъективного состояния счастья является... Ответ: лучшее положение по сравнению с окружающими. Вопрос 12. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека? Ответ: социальный мотив побеждает биологический. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний. Вопрос 1. Как называется тип связи между переменными, при котором, по мере того как значение одной переменной увеличивается, значение другой - уменьшается? 1. положительная куорреляция; 2. нулевая корреляция; 3. отрицательная корреляция. Ответ: 3. Вопрос 2. Какой компонент должен быть обязательно включен в план экспериментального исследования? 1. демографическая однородность выборки; 2. контрольная группа; 3. статистические методы обработки данных. Ответ: 2. Вопрос 3. Что является специфической характеристикой метода тестов? 1. наличие "норм", с которыми сравниваются плученные данные; 2. высокая скорость процедур; 3. объективность. Ответ: 3. Вопрос 4. За счет чего, по мнению Дж. Уотсона, у человека формируются явно вредные формы поведения, например алкоголизм и курение? 1. за счет создания ошибочных с точки зрения адаптации условно-рефлекторных связей; 2. за счет наследственной предрасположенности; 3. за счет слишком жесткого воспитания. Ответ: 1. Вопрос 5. Как называется в концепции Л.С. Выготского процесс превращения внешнего разделенного действия во внутреннюю психологическую функцию? 1. нтеграция; 2. индивидуализация; 3. интериоризация. Ответ: 3. Вопрос 6. С помощью чего, по мнению Л.С. Выготского, ребенок приобретает возможность управлять своими психическими процессами? 1. с помощью знаковых систем; 2. с помощью наблюдения за поведением взрослых; 3. методом проб и ошибок. Ответ: 2. Вопрос 7. Как А.Н. Леонтьев назвал феномен, заключающийся в том, что действие, существующее в рамках определенной деятельности, становится самостоятельной деятельностью? 1. сдвиг мотива на цель; 2. автономизация; 3. автоматизация. Ответ: 1. Вопрос 8. Кто из представителей гуманистической психологии предложил видение человека как существа, основной движущей силой которого является стремление к осмысленной жизни? 1. А.А. Маслоу; 2. Б.К. Роджерс; 3. В.В. Франкл. Ответ: 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. Вопрос 1. Какое допущение лежит в снове когнитивной психологии? Ответ: об ограниченных возможностях системы переработки информации у человека. Вопрос 2. Что, по А.Н. Леонтьеву, служит объективным критерием возникновения психики? Ответ: наличие нервной системы. Вопрос 3. Как называется тип научения, при котором мы пытаемся заимствовать наиболее эффективные способы поведения других людей? Ответ: факультативное научение. Вопрос 5. В чем заключается соотношение понятий "потребность" и "мотив"? Ответ: мотив есть опредмеченная потребность. Вопрос 6. Закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что... Ответ: оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем для простых. Вопрос 7. Согласно концепции трудовой мотивации Ф. Герцберга какой фактор с большей определенностью предсказывает удовлетворенность трудовой деятельностью? Ответ: информированность сотрудника об отдаленных положительных результатах его работы. Вопрос 8. Вероятность того, что один человек придет на помощь другому будет максимальной в том случае, если ответственность за ситуацию... Ответ: лежит на нем одном. Вопрос 9. Человек, который достиг высокого социального положения, скорее всего будет характеризоваться... Ответ: высоким уровнем мотивации достижения и низким уровнем избегания неудач. Вопрос 10. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению - возбуждению, удовольствию - неудовольствию, напряжению - разрядке, лежит в основе теории... Ответ: Вундта. Вопрос 11. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи? Ответ: 10. Вопрос 12. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку инфрмации на... Ответ: смысловом уровне. Вопрос 13. Данные исследований показывают, что когда человек лжет, он непроизвольно... Ответ: повышает голос. Вопрос 14. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека? Ответ: социальный мотив побеждает биологический. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Круг явлений, изучаемых психологией. 2. Полипарадигмальность психологического знания. 3. Развитие психологических знаний до оформления психологии как самостоятельной науки. 4. Психологическая проблематика в Античности. 5. Психологическая проблематика в Средневековье и в период Возрождения. 6. Психологическая проблематика в Новое время. 7. Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. 8. Классическая психология сознания. 9. Гештальтпсихология и проблема структурного анализа психики. 10. Феномен бессознательного и психоанализ. 11. Бихевиоризм и проблема объективности исследования психического. 12. Когнитивная психология. 13. Гуманистическая психология. 14. Психика, преобразованная культурой. Историческая теория развития ВПФ. 15. Деятельностный подход в психологии. Виды и структура деятельности. 16. Возникновение и развитие психики в филогенезе. 17. Научение. 18. Подходы к решению психофизиологической проблемы: дуализм и монизм. 19. Психика и нервная система. 20. Измененные состояния сознания. Гипноз. 21. Регулятивные процессы психики. 22. Мотивация 23. Эмоции и воля. 24. Внимание. 25. Познавательные процессы. 26. Ощущение и восприятие. 27. Память. 28. Мышление и речь. 29. Теории личности. 30. Способности. 31. Характер. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1. Круг явлений, изучаемых психологией. 2. Полипарадигмальность психологического знания. 3. Развитие психологических знаний до оформления психологии как самостоятельной науки. 4. Психологическая проблематика в Античности. 5. Психологическая проблематика в Средневековье и в период Возрождения. 6. Психологическая проблематика в Новое время. 7. Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. 8. Классическая психология сознания. 9. Гештальтпсихология и проблема структурного анализа психики. 10. Феномен бессознательного и психоанализ. 11. Бихевиоризм и проблема объективности исследования психического. 12. Когнитивная психология. 13. Гуманистическая психология. 14. Психика, преобразованная культурой. Историческая теория развития ВПФ. 15. Деятельностный подход в психологии. Виды и структура деятельности. 16. Возникновение и развитие психики в филогенезе. 17. Научение. 18. Подходы к решению психофизиологической проблемы: дуализм и монизм. 19. Психика и нервная система. 20. Измененные состояния сознания. Гипноз. 21. Регулятивные процессы психики. 22. Мотивация 23. Эмоции и воля. 24. Внимание. 25. Познавательные процессы. 26. Ощущение и восприятие. 27. Память. 28. Мышление и речь. 29. Теории личности. 30. Способности. 31. Характер. ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА 1. Синдом эмоционального выгорания: сущность и профилактика. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская | Общая психология : учебник для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/58F4CDB4-3267-4F9F-B884-046B31F8EFC3 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | П. Я. Гальперин | Введение в психологию: учеб. пособие | М.: КДУ, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс "Психология" | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций; - работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; - выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. При подготовке к лекции рекомендуется: 1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4) психологически настроиться на лекцию. Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию. В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала. Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается. |