МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_11кл
Часов по учебному плану 86
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 14
индивидуальные консультации 2
контроль 2
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 12 12 28 28
Практические 24 24 16 16 40 40
Сам. работа 8 8 6 6 14 14
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 2 2 2 2
Итого 48 48 38 38 86 86

Программу составил(и):
Агаркова Т.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Экономика организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Экономика организации» – дать будущим специалистам знания для принятия эффективных экономических решений и сформировать у них важнейшие навыки управленческой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, её платёжеспособности и доходности
ПК 4.5 Принимать участие в составлении бизнес-плана
ПК 4.6 Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Сущность организации как основного звена экономики отраслей;
Основные принципы построения экономической системы организации;
Принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
Методы оценки эффективности их использования;
Организацию производственного и технологического процессов;
Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
Способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
Механизмы ценообразования;
Формы оплаты труда;
Основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять организационно-правовые формы организаций;
Находить и использовать необходимую экономическую информацию;
Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
Заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
Рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация в условиях рынка
1.1. Организация - основное звено экономики. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Организация - основное звено экономики. Практические 1 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.3. Организация - основное звено экономики. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.4. Планирование деятельности организации Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.5. Планирование деятельности организации Практические 1 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.6. Планирование деятельности организации Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Материально-техническая база организации
2.1. Основной капитал и его роль в производстве Лекции 1 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Основной капитал и его роль в производстве Практические 1 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Основной капитал и его роль в производстве Сам. работа 1 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.4. Оборотный капитал Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.5. Оборотный капитал Практические 1 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.6. Оборотный капитал Сам. работа 1 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.7. Капитальные вложения и их эффективность Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.8. Капитальные вложения и их эффективность Практические 1 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.9. Капитальные вложения и их эффективность Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.10. Контрольная работа № 1 Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации
3.1. Кадры организации и производительность труда Лекции 1 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.2. Кадры организации и производительность труда Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.3. Кадры организации и производительность труда Сам. работа 2 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.4. Организация оплаты труда Лекции 2 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.5. Организация оплаты труда Практические 2 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.6. Организация оплаты труда Сам. работа 2 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Издержки, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности экономического субъекта
4.1. Издержки производства Лекции 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Издержки производства Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.3. Издержки производства Сам. работа 2 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.4. Цена и ценообразование Лекции 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.5. Цена и ценообразование Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.6. Цена и ценообразование Сам. работа 2 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.7. Прибыль и рентабельность Лекции 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.8. Прибыль и рентабельность Практические 2 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.9. Прибыль и рентабельность Сам. работа 2 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 5. Внешнеэкономическая деятельность экономического субъекта
5.1. Внешнеэкономическая деятельность организации Лекции 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.2. Внешнеэкономическая деятельность организации Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.3. Внешнеэкономическая деятельность организации Сам. работа 2 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.4. Контрольная работа № 2 Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.5. Консультация перед экзаменом. Консультации 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.6. Промежуточная аттестация Экзамен 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические задания, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6881

Контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного или нескольких вариантов).
1. Верно ли, что предприятие и организация – одно и то же?
а) да;
б) нет.

2. Группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей), - это:
а) организация;
б) предприятие;
в) юридическое лицо.

3. Организация, основной целью деятельности которой является получение прибыли, - это:
а) некоммерческая организация;
б) коммерческая организация.

4. Что относится к сфере деятельности некоммерческих организаций?
а) благотворительность;
б) удовлетворение духовных потребностей граждан и различных социальных групп;
в) производство и реализация продукции;
г) оказание услуг с целью получения прибыли.

5. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них права членства, - это:
а) корпоративные юридические лица;
б) унитарные юридические лица.

6. Организация приобретает права юридического лица со дня:
а) государственной регистрации;
б) изготовления печати;
в) открытия расчетного счета;
г) подписания учредительных документов.

7. Субъектами предпринимательской деятельности могут быть:
а) отдельный гражданин (индивидуальный предприниматель);
б) объединение граждан;
в) государство;
г) политическая партия;
д) общественные объединения.

8. Верно ли, что предприниматель всегда является собственником бизнеса?
а) да;
б) нет.

9. К экономическим условиям предпринимательской деятельности относятся:
а) нравственные и религиозные нормы;
б) объемы денежных средств потребителей;
в) спрос и предложение товаров;
г) наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

10. К правовым условиям предпринимательской деятельности относятся:
а) нравственные и религиозные нормы;
б) защита предпринимателя от государственной бюрократии;
в) спрос и предложение товаров;
г) совершенствование методов учета и форм статистической отчетности.

11. К социальным условиям предпринимательской деятельности относятся:
а) нравственные и религиозные нормы;
б) защита предпринимателя от государственной бюрократии;
в) спрос и предложение товаров;
г) отношение отдельного индивидуума к работе.

12. Верно ли, что предпринимательская деятельность связана с риском?
а) да;
б) нет.

13. Какой вид предпринимательства включает все виды деятельности, которые относятся к различным вариантам видов обмена товара и денег?
а) производственное;
б) посредническое;
в) торговое;
г) финансовое;
д) страховое.

14. Задачей какого вида предпринимательства является обеспечение предприятия в нужном количестве и качестве сырьем, материалами и оборудованием по приемлемым ценам, а также успешная реализация произведенной продукции по объему и ценам, выгодным предприятию:
а) производственное;
б) коммерческое;
в) финансовое;
г) страховое.

15. К факторам внутренней среды предприятия относятся:
а) квалифицированный персонал;
б) государство;
в) поставщики;
г) средства производства.

Правильные ответы:
1. б)
2. а)
3. б)
4. а), б)
5. б)
6. а)
7. а), б), в)
8. б)
9. б), в)
10. б), г)
11. а), г)
12. а)
13. в)
14. б)
15. а), г)

4. Критерии оценивания:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов
(оценка «отлично») своевременно и правильно выполнено 85-100% заданий предложенного теста
70-84 баллов
(оценка «хорошо») своевременно и правильно выполнено 70-84% заданий предложенного теста
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») своевременно и правильно выполнено 50-69% заданий предложенного теста
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») своевременно и правильно выполнено 0-49% заданий предложенного теста

Контрольная работа № 1
ВАРИАНТ 1
1. Понятие и сущность производственного процесса.
2. Показатели эффективности использования оборотных средств.
3. В отчетном периоде реализовано 1000 ед. продукции предприятия. Цена изделия 1000 руб. Среднегодовой остаток оборотных средств составляет 50 тыс. руб.
Определить коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота оборотных средств и коэффициент загрузки оборотных средств.
4. Рассматриваются два проекта с одинаковой прогнозной суммой капиталовложений. По данным о распределении вероятностей получения различных сумм доходов сравнить рискованность проекта по критерию среднеквадратического отклонения.
Проект 1 Проект 2
Ожидаемый доход, тыс. руб. Вероятность Ожидаемый доход, тыс. руб. Вероятность
2500 0,15 1500 0,10
3000 0,20 2500 0,15
3500 0,35 4000 0,30
5000 0,20 5000 0,30
6000 0,10 7000 0,15


4. Критерии оценивания:
Контрольная работа оценивается по 100-бальной системе.
Уровень освоения Уровень освоения
85-100 баллов
(оценка «отлично») ставится при условии своевременного выполнения, полного изложения материала, четкого правильного определения основных понятий, верно использованы термины, практическая часть выполнена без ошибок.
70-84 баллов
(оценка «хорошо») ставится при условии частичного изложения основного материала, в целом правильно даны определения. Допущены незначительные нарушения в последовательности изложения, небольшие неточности в формулировке терминов и применении знаний на практике. При выполнении практической части допущено 1-2 ошибки. Выводы недостаточно полные.
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») ставится, если усвоено основное содержание, но изложено фрагментарно. Определения понятий не всегда четкие и последовательные в изложении. Допущены ошибки и неточности в изложении и применении материала. При выполнении практической части допущено 3-4 ошибки. Выводы не сделаны или сделаны неверно.
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») ставится студенту, если основное содержание материала не раскрыто. Допущены грубые ошибки при изложении материала. При выполнении практического задания допущено 5 и более ошибок. Выводы отсутствуют.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Виды предпринимательства и их развитие.
2. Риск – черта предпринимательская.
3. Истории успеха (неудач) предпринимателей.
4. Малый бизнес в России.
5. Особенности организационно-правовых форм организаций.
6. Корпоративные юридические лица и их характеристика.
7. Государственное регулирование предпринимательства в России.

2. Критерии оценивания
Реферат оценивается преподавателем по 100-бальной системе:
Уровень освоения Уровень освоения
85-100 баллов
(оценка «отлично») выставляется студенту, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, доклад представлен четко и грамотно, даны правильные ответы на дополнительные вопросы;
70-84 баллов
(оценка «хорошо») выставляется студенту, если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; доклад представлен достаточно четко и грамотно, на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; доклад представлен недостаточно четко и грамотно, во время защиты отсутствует вывод;
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы; доклад представлен нечетко или неграмотно, во время защиты отсутствует вывод; студент не дает ответы на дополнительные вопросы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2-го семестра экзамена по всему изученному курсу.
Экзамен проводится в форме теста и решения задачи.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену:
1. Предпринимательская деятельность: сущность, формы осуществления.
2. Виды юридических лиц. Признаки юридического лица.
3. Организация: понятие и классификация.
4. Организационно-правовые формы организаций.
5. Объединения организаций. Малый бизнес.
6. Производственный процесс в организации. Производственный цикл, формы организации производства.
7. Производственная структура организации.
8. Внутрифирменное планирование: сущность, виды планов.
9. Понятие, состав и структура бизнес-плана.
10. Характеристика производственной программы организации. Понятие продукта и услуги, ассортимента и номенклатуры продукции. Основные расчеты.
11. Производственная мощность – основа производственной программы.
12. Стоимостные показатели производства и реализации.
13. Понятие, состав и структура основных фондов. Понятие основного капитала.
14. Оценка и износ основных фондов.
15. Амортизация основных фондов.
16. Показатели эффективности использования основных фондов.
17. Экономическая сущность аренды и лизинга.
18. Оборотные фонды: понятие, состав, структура. Источники формирования оборотных средств.
19. Планирование потребности организации в оборотных средствах методом нормирования.
20. Кругооборот оборотных средств. Показатели оборачиваемости.
21. Пути ускорения оборачиваемости.
22. Понятие и показатели эффективности использования материальных ресурсов организации.
23. Понятие и отличительные черты инвестиций. Классификация инвестиций по различным признакам.
24. Инвестиционная деятельность организации.
25. Понятие и особенности инвестиционного проекта.
26. Понятие и отличительные черты нематериальных активов. Виды нематериальных активов.
27. Амортизация нематериальных активов.
28. Персонал организации: понятие, классификация. Списочный и явочный состав работающих.
29. Производительность труда: понятие, прямые и обратные показатели.
30. Пути повышения производительности труда.
31. Нормирование труда. Основные виды норм труда.
32. Планирование потребности в персонале. Методика расчета численности различных категорий работающих. Движение рабочей силы.
33. Система организации оплаты труда различных категорий работников.
34. Тарифная система и ее основные элементы.
35. Формы и системы оплаты труда, основанные на тарифной системе.
36. Бестарифная форма оплаты труда и ее разновидности.
37. Планирование годового фонда заработной платы организации. Структура заработка работника.
38. Понятие расходов организации, их состав. Издержки производства и обращения.
39. Понятие себестоимости продукции, ее виды. Классификация затрат по различным признакам.
40. Группировка затрат по экономическим элементам. Смета затрат на производство продукции.
41. Группировка затрат по статьям калькуляции. Прямые и косвенные расходы и способы их включения и себестоимость единицы продукции.
42. Понятие, функции, виды цен. Классификация цен по различным признакам ценообразование в организации: ценовая политика, методы ценообразования. Ценовая стратегия. Структура цены.
43. Понятие доходов организации, их состав.
44. Формирование прибыли в организации. Различные показатели прибыли и их роль для оценки результатов производственной и финансовой деятельности.
45. Чистая прибыль организации, ее распределение и использование.
46. Рентабельность как относительная доходность организации. Группы показателей рентабельности.
47. Логистическая деятельность организации: понятие и функции логистики. Виды логистических потоков. Понятие логистической системы.
48. Формы внешнеэкономической деятельности организации. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Пример теста для сдачи экзамена.

Тест содержит 30 вопросов закрытого типа с выбором одного или нескольких вариантов ответа из общей базы в СДО moodle.
В вопросах с выбором одного ответа студент за правильный ответ получает 1 балл, а за неправильный - 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл.
Если выбраны не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов.
При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться в оставшееся время.

1. Группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей), - это:
а) организация;
б) предприятие;
в) юридическое лицо.

2. К экономическим условиям предпринимательской деятельности относятся:
а) нравственные и религиозные нормы;
б) объемы денежных средств потребителей;
в) спрос и предложение товаров;
г) наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

3. Число наименований изделий, закрепленных за производственной системой, которое характеризует ее специализацию, - это:
а) объем выпуска изделий;
б) ассортимент;
в) номенклатура.

4. Какой вид движения предметов труда характеризуется тем, что вся партия деталей передается на каждую последующую операцию после обработки на предыдущей операции:
а) последовательный;
б) параллельный;
в) параллельно-последовательный.

5. Верно ли, что увеличение количества оборудования определенного вида обусловливает повышение пропускной способности каждого вида оборудования:
а) верно;
б) неверно;
в) указанные показатели не связаны между собой.

6. Показатель фондоотдачи характеризует:
а) размер прибыли на 1 руб. основных фондов;
б) уровень технической оснащенности труда;
в) стоимость реализованной продукции в расчете на 1 руб. основных производственных фондов;
г) удельные затраты основных фондов на 1 руб. товарной продукции.

7. Амортизация основных фондов – это:
а) плановый перенос стоимости основных фондов на расходы предприятия;
б) износ основных фондов за весь срок их использования;
в) восстановление основных фондов;
г) расходы по содержанию основных фондов.

8. Оборотные средства – часть средств производства, которые:
а) участвуют в производственном цикле один раз и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию;
б) многократно участвуют в процессе производства и сразу переносят свою стоимость на готовую продукцию;
в) многократно участвуют в процессе производства и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям;
г) участвуют в производственном цикле один раз и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям.
9. Скорость оборота оборотных средств показывает:
а) сколько раз за период обернулись оборотные средства;
б) длительность одного оборота оборотных средств.

10. Верно ли, что чем больше период инвестирования, тем меньше значение коэффициента дисконтирования?
а) да;
б) нет.

11. Трудоемкость производства единицы продукции – это:
а) время, необходимое для производства и реализации продукции;
б) время, затрачиваемое на производство единицы продукции;
в) количество изделий, произведенных в единицу времени.

12. Структура кадров предприятия характеризует:
а) текучесть кадров;
б) численность работников;
в) соотношение различных категорий работников.

13. В зависимости от связи с объемом производства издержки различают на:
а) постоянные;
б) переменные;
в) общие;
г) явные;
д) неявные.

14. К внутренним ценообразующим факторам относится:
а) спрос и предложение на рынке;
б) себестоимость производства;
в) ценовая политика конкурентов;
г) государственное регулирование цен.

15. Прибыль от продажи продукции предприятия в отчетном периоде составляет 200 тыс. руб., затраты на производство и реализацию продукции 1000 тыс. руб.
Рентабельность продукции составляет:
а) 20%;
б) 800 тыс.руб.;
в) 5,0.

Правильные ответы:
1. а)
2. б), в)
3. в)
4. а)
5. а)
6. в)
7. а)
8. а)
9. а)
10. а)
11. б)
12. в)
13. а), б)
14. б)
15. а)

4. Критерии оценивания:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов
(оценка «отлично») своевременно и правильно выполнено 85-100% заданий предложенного теста
70-84 баллов
(оценка «хорошо») своевременно и правильно выполнено 70-84% заданий предложенного теста
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») своевременно и правильно выполнено 50-69% заданий предложенного теста
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») своевременно и правильно выполнено 0-49% заданий предложенного теста

Пример типовой задачи для сдачи экзамена

Фирма оказывает один вид услуг. Постоянные издержки фирмы за год составляют 400 тыс. руб.; цена единицы услуги - 500 руб.; средние переменные издержки - 420 руб.
Определить: критический объем продаж в натуральном, стоимостном и процентном выражении, если ожидаемый объем предоставления услуги составляет 7000 ед. в год. Сделать выводы.
4. Критерии оценивания:
Контрольная работа оценивается по 100-бальной системе.
Уровень освоения Уровень освоения
85-100 баллов
(оценка «отлично») выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, четко его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачей, качественно оформляет ее решение, грамотно и подробно делает выводы по результатам расчетов.
70-84 баллов
(оценка «хорошо») выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно излагает его, не допуская существенных неточностей, правильно применяет теоретические положения при решении задачи, владеет необходимыми навыками проведения расчетов; но допускает некоторые неточности при решении задачи и ее оформлении, формулировании выводов.
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, допускает существенные неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в решении задачи, испытывает затруднения при решении задачи, формулировании выводов.
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает задачу, не может сформулировать выводы.
Приложения
Приложение 2.   ФОС_2023_ЭО_ЭИБ_готово1.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. М. Магомедов Экономика организации : учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.Чалдаева, Основы экономики организации. Практикум: учеб.пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 Л.А. Чалдаева, Основы экономики организации: учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.3 Вопросы экономики: журнал М. - НП Редакция журнала "Вопросы экономики", https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=7715
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экономика организации portal.edu.asu.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OC Windows
Приложения MS Office:
-MS Word,
-MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
213Н кабинет экономики и менеджмента; кабинет экономики, менеджмента и маркетинга; кабинет менеджмента и экономики организации; кабинет менеджмента и управления персоналом; кабинет экономики организации; кабинет менеджмента; кабинет экономической теории; кабинет экономики организации и управления персоналом – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 84 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; интерактивная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Acer) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Экономика организации» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция–визуализация (презентация),лекция-беседа.
При проведении практических занятий:ситуационные методы (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач), дискуссия.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
-посещать все лекционные и практические занятия
-все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
-обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
-в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины «Экономика организации» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины «Экономика организации».
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАУЩИХСЯ
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Экономика организации» предполагает:
-самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
-выполнение заданий для самостоятельной работы;
-изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
-подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
-выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины

ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине «Экономика организации» следует:
-внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
-определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
-изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1.Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2.Чтение текста
3.Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.

ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
Контрольная работа - вид учебной и научно-исследовательской работы, отражающая знания, навыки и умения студента, полученные в ходе освоения дисциплины.
Цель контрольной работы- закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине «Экономика организации», овладение студентами методикой решения экономических задач.
Этапы подготовки:
1.Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2.Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3.Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами.
4.Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике.
5.Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6.Выучите определения основных понятий, законов.
Критерии оценки:
-правильность ответов на вопросы;
-полнота и лаконичность ответа;
-способность правильно квалифицировать факты и обстоятельства,
-логика и аргументированность изложения.
НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА
Реферат–вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1.Определить идею и задачу реферата.
2.Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3.Найти нужную литературу по выбранной теме.
4.Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части:
-введение – значение проблемы, ее актуальность;
-текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
-заключение
-список использованной литературы
СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦ
Таблица - вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы
Этапы составления таблицы:
1.изучить информацию по теме;
2.выбрать оптимальную форму таблицы;
3.информацию представить в сжатом виде
4.заполнить основные графы таблицы
Критерии оценки:
-соответствие содержания теме;
-логичность структуры таблицы;
-правильный отбор информации;
-наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
-соответствие оформления требованиям;
-работа сдана в срок.
СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Презентация - вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint.
Презентация должна содержать не менее 15 многослойных слайдов с использованием возможностей анимации и различного оформления. Приветствуется наличие в презентации звукового сопровождения (комментариев) и реальных примеров (картинок).
После проведения демонстрации слайдов презентации студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.
Этапы подготовки презентации:
1.изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
2.установить логическую связь между элементами темы;
3.представить характеристику элементов в краткой форме;
4.выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
5.оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
-соответствие содержания теме;
-правильная структурированность информации;
-наличие логической связи изложенной информации;
-эстетичность и соответствие требованиям оформления;
-работа представлена в срок