МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансы, денежное обращение и кредит

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_11кл
Часов по учебному плану 66
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 12
индивидуальные консультации 2
контроль 2
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 8 8 20 20
Практические 16 16 14 14 30 30
Сам. работа 6 6 6 6 12 12
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 2 2 2 2
Итого 34 34 32 32 66 66

Программу составил(и):
Агаркова Т.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Финансы, денежное обращение и кредит

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся системы знаний о финансовых, денежно - кредитных категориях в современной экономике, приобретение опыта использования финансово-кредитных отношений и институтов в профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ПК 1.3 Проводить учёт денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Сущность финансов, их функции и роль в экономике
Принципы финансовой политики и финансового контроля
Законы денежного обращения
Сущность виды и функции денег
Основные типы и элементы денежных систем
Виды денежных реформ
Структуру кредитной и банковской системы
Функции банков и классификацию банковских операций
Цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики
Структуру финансовой системы
Принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства
Виды и классификации ценных бумаг
Особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг
Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг
Характеристика кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики
Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования её экономической системы
3.2.Уметь:
3.2.1.Оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка
Проводить анализ показателей, связанный с денежным обращением
Проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета
Составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Деньги, денежное обращение и денежная система
1.1. Тема Сущность и функции денег Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Тема Денежное обращение и денежная система Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Расчет массы денег в обращении и денежных агрегатов, составляющих структуру денежной массы. Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Общая теория финансов. Финансовая система
2.1. Тема Финансы и финансовая система. Управление финансами Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Анализ структуры доходов и расходов Федерального бюджета за текущий финансовый год Практические 1 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Подготовка к практическим работам Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Тема Страхование Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Определение размера страхового платежа и страхового возмещения. Учет страховых премий. Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Оценка платежеспособности страховой компании и определение доходности страховых операций. Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Тема Финансы предприятий Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Контрольная работа №1 Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Расчет основных финансовых результатов деятельности предприятия. Инвентаризация имущества предприятия. Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Расчет финансовой устойчивости предприятия Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Подготовка к практическим рабоам Сам. работа 1 4 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Кредит и кредитная система РФ
3.1. Тема Сущность и значение кредита. Формы кредита Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Распределение активных и пассивных операций коммерческих банков Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Тема Кредитная система банка Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Выполнение расчетов: Исчисление простых и сложных процентов по кредиту Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
3.5. Определение рейтинга ссудозаемщика Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4 Рынок ценных бумаг
4.1. Тема Виды ценных бумаг Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Определение курса акций и облигаций, доходности по векселю Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
4.3. Определение доходности портфеля ценных бумаг Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Подготовка к практическим работам Сам. работа 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Тема Организация и функционирование рынка ценных бумаг Лекции 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.6. Контрольная работа№2 Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.7. Подготовка к практическим работам Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1
4.8. Консульиация к экзмену Консультации 2 2
4.9. Экзамен Практические 2 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические задания, тесты, вопросы для коллоквиума) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1806

Контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1 Современные деньги – это:
а) товарные деньги;
б) золотые сертификаты;
в) бумажные деньги (казначейские билеты);
г) банкноты банковские счета предприятий и граждан.
2 Функцией денег является:
а) распределение стоимости;
б) образование финансовых доходов;
в) средство обращения;
г) замедление инфляции.
3 К непосредственным предпосылкам денег относятся:
а) открытия золотых месторождений и появление рынков продовольственных товаров;
б) переход от натурального хозяйства к производству и обмену товарами и имущественное обособление производителей товаров;
в) формирование централизованных государств и открытие золотых месторождений;
г) наличие частной собственности на средства производства и появление крупных оптовых рынков.
4 Денежное обращение – это:
а) процесс непрерывного движения средств платежа существующих в данном государстве;
б) движение стоимости денег без участия наличных денег;
в) способность денег обмениваться на определенное количество товаров;
г) движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах.
5 Покупательная способность денег:
а) поднимается с ростом цен;
б) может повышаться и понижаться;
в) возрасти со временем;
г) всегда остается постоянной.
6 Какой вид денежного агрегата включает в себя наличные деньги, бумажные деньги, ценные бумаги, обращающиеся на финансовом рынке?
А) М0;
б) М1;
в) М2;
г) М3.
7 Сущность функции меры стоимости проявляется в том, что деньги выступают:
а) посредником при обмене товаров;
б) средством оплаты долговых обязательств;
в) всеобщим стоимостным эталоном;
г) средством накопления и сбережения.
8 Сущность функции средства обращения проявляется в том, что деньги выступают:
а) посредником при обмене товаров;
б) средством оплаты долговых обязательств;
в) всеобщим эквивалентом, мерой стоимости всех остальных товаров;
г) средством накопления и сбережения.
9 Сущность функции средства накопления проявляется в том, что деньги выступают:
а) посредником при обмене товаров;
б) средством оплаты долговых обязательств;
в) всеобщим эквивалентом, мерой стоимости всех остальных товаров;
г) средством накопления и приумножения денег.
10 Функция мировых денег проявляется во взаимоотношениях:
а) только между коммерческими банками разных стран;
б) между юридическими и физическими лицами внутри страны;
в) между странами или между юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах;
г) только между валютно-финансовыми организациями и правительствами государств.
11 Закон денежного обращения определяет:
а) скорость оборота денег;
б) величину денежной массы;
в) покупательную способность денег;
г) уровень инфляции.
12 Скорость обращения денег измеряет:
а) интенсивность движения денежных знаков;
б) процент девальвации или ревальвации национальной валюты;
в) покупательную способность рубля;
г) степень товарного покрытия рубля.
13 Увеличение скорости обращения денег:
а) не сказывается на количестве денег, необходимых для обращения;
б)уменьшает количество денег, необходимых для обращения;
в) свидетельствует об эмиссии денег, проведенной центральным банком;
г) увеличивает количество денег, необходимых для обращения.
14 Состав и структуру денежной массы характеризуют:
а) коэффициент мультипликации;
б) показатели скорости обращения денег;
в) денежные агрегаты;
г) коэффициенты монетезации.
15 М1 меньше М2 на величину:
а) крупных срочных счетов;
б) беспроцентных чековых счетов;
в) металлических и бумажных наличных денег;
г) сберегательных счетов и небольших срочных вкладов..

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. В
2. В
3. Б
4. Г
5. Б
6. Г
7. B
8. А
9. Г
10. В
11. Б
12. А
13. Б
14. В
15. Г

Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены на 85% и более
70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если задания выполнены на на 70-84%.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 50-69%.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 49% и менее.
Практическое задание
Задание 1. Действительная стоимость застрахованного имущества предприятия «Ромашка» составляет 38500 д.е., Страховая организация застраховала имущество с ответственностью 70%, размер ущерба в результате страхового случая 29780 д.е., безусловная франшиза в процентах к страховой оценке 6%. Необходимо:
1) Определить страховое возмещение по системе пропорциональной ответственности, системе первого риска и установить наиболее выгодное для страхователя.
2) Отразить операции в бухгалтерском учете предприятия.
Задание 2 Дайте оценку финансовой устойчивости страховых организаций по устойчивости страхового фонда
Исходные данные: страховая организация «Югория» имеет страховых премий на сумму 206 млн.д.е., сумма средств в запасном фонде 96 млн. д.е.; расходы на ведение страхового дела 8,5 млн.д.е., страховые выплаты 175 млн. д. е.
Страховая компания «Монолит» имеет страховых премий на сумму 306 млн.д.е., сумма средств в запасном фонде 106 млн.д.е.; расходы на ведение страхового дела 18,7 млн.д.е., страховые выплаты 275 млн.д.е.

Критерии оценивания
85-100 баллов (оценка «отлично») -выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний
70-84 баллов (оценка «хорошо») - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») -выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы

Коллоквиум
Примерные вопросы:
1.Раскройте понятие денежная система и охарактеризуйте её элементы
2. Охарактеризуйте сущность и формы проявления инфляции
3.Назовите виды и формы контроля.
4.Назовите и охарактеризуйте функции финансов.
5. Раскройте сущность и значение финансового контроля.
6.Охарактеризуйте методы финансового контроля.
7. Назовите участников бюджетного процесса.
8. Охарактеризуйте стадии бюджетного процесса.
9.Охарактеризуйте бюджетные полномочия законодательных органов.
10.Раскройте сущность контрольной работы финансовых органов власти

Критерии оценивания
85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
-полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильную формулировку понятий и категорий; собственные выводы; полные ответы на дополнительные вопросы.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Выставляется студенту, если он продемонстрировал:
- недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие вопроса; несущественные ошибки в определении понятий и категорий, формулах, выводах и т. п., кардинально не меняющих суть изложения; отвечает на дополнительные вопросы.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Выставляется студенту, если он продемонстрировал:
-общее направление изложения лекционного материала; наличие достаточного количества несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, выводах; отвечает на дополнительные вопросы с большими затруднениями.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») Выставляется студенту, если он продемонстрировал:
-не раскрытие темы; большое количество существенных ошибок; отсутствие выводов; не отвечает на дополнительные вопросы
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмортрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: как правило, 1 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1 Функции денег
2 Сущность закона денежного обращения
3 Денежные реформы.
4 Денежная система и её элементы.
5 Сущность и функции финансов.
6 Финансовая система РФ. Звенья финансовой системы и их взаимосвязь.
7 Бюджетная система РФ, её принципы построения.
8 Экономическое содержание бюджета и его функции.
9 Состав и структура расходов бюджета.
10 Экономическая сущность и функции страхования.
11 Отрасли страхования и их краткая характеристика.
12 Экономическая сущность и функции финансов предприятий.
13 Принципы организации и типы финансовых отношений предприятий.
14 Финансовый механизм управления финансами предприятия.
15 Финансовые ресурсы предприятий и их состав.
16 Денежные фонды и резервы предприятий.
17 Экономическая сущность прибыли и её функции.
18 Порог рентабельности и точка безубыточности предприятия.
19 Сущность и структура кредитная системы РФ
20 Банковская система как часть финансового рынка
21 Центральный банк: функции, задачи
22 Методы денежно-кредитной политики
23 Функции и задачи коммерческих банков
24 Активные операции коммерческих банков
25 Пассивные операции коммерческих банков
26 Сущность и функции кредита.
27 Характеристика форм кредита (банковский, факторинговый, потребительский, государственный, налоговый).
28 Характеристика форм кредита ( коммерческий, международный, ипотечный, форфейтинговый, налоговый инвестиционный).
29 Организация процесса кредитования юридических лиц.
30 Понятие и критерии кредитоспособности заемщика.
31 Принципы банковского кредитования.
32 Финансовый рынок, его структура.
33 Рынок ценных бумаг как часть финансового рынка
34 Структура рынка ценных бумаг
35 Понятие и свойства ценных бумаг
36 Понятие и виды акции (краткая характеристика)
37 Понятие облигаций (краткая характеристика)
38 Понятие векселя (краткая характеристика)
39 Участники рынка ценных бумаг
40 Сущность и назначение внебюджетных фондов.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Пример задания
Задание 1.Определить как изменится скорость обращения денег, если масса денег в обращении увеличится на 20 ден. ед., реальный объём производства возрастет на 40 ед., цены возрастут до 5 ден. ед. Изначально масса денег в обращении составляла 40 ден .ед., реальный объём производства 80 уд. уровень цен 4 ден. ед.
Задание 2. Акционерное общество выпустило 1800 акций, из них 500 привилегированных акций и 1300 обыкновенных. Номинальная стоимость акции 100 рублей. Дивиденд по привилегированным установлен 30%. Прибыль подлежащая к выплате дивидендов составила 35 тыс. рублей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» : студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» : студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Буракова Д.В Финансы, денежное обращение и кредит : Учебник и практикум по СПО М: Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Дыдыкин А. В. ; Под ред. Чалдаевой Л. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для СПО М: Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кропин Ю.А. ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Финансы, денежное обращение и кредит portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OC Windows
Приложения MS Office:
-MS Word,
-MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
314Н кабинет финансов, денежного обращения и кредита(ов); кабинет денежной и банковской статистики; кабинет анализа финансово-хозяйственной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»
При реализации учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция–визуализация (презентация),лекция-беседа.
При проведении практических занятий:ситуационные методы (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач).
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
- посещать все лекционные и практические занятия
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
Рекомендации для студентов при подготовке к лекционным занятиям.
При изучении дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; федеральными законнами, периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины,
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать на экономические категории, формулировки раскрывающие содержание экономических процессов. Желательно оставлять в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки, а также подчеркивать важность теоретических положений и выводов.
Рекомендации для студентов при подготовке к практическим занятиям.
Обучающимся при подготовке к практическим занятиям необходимо:
- ознакомиться с конспектом лекций, а также по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует подобрать и использовать нормативно- правовые акты и материалы правоприменительной практики, так как в них могут быть внесены изменения, дополнения, которые не всегда отражены в учебной литературе;
- при подготовке к практическим занятиям следует ознакомиться, а при необходимости самостоятельно выполнить задания в рабочей тетради по освоению дисциплины;
- в целях актуализации изучаемого материала темы при подготовке к практическим занятиям необходимо ознакомиться с мнением и научными взглядами специалистов в пе- риодической печати, а также на официальных сайтах в глобальной сети Интернет;
- следует составить конспект по материалу, подготовленному в дополнение к мате- риалу, изложенному на лекции.
В начале занятий обучающемуся следует задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения при его подготовке, а также по решению задач, заданных для самостоятельного решения. В ходе опроса на практическом занятии необходимо давать конкретные, четкие ответы на поставленные вопросы.
При выполнении заданий в рабочей тетради следует при решении задач демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к преподавателю. Обучающимся, пропустившим занятия (независимо от причин), не имеющим письменного решения задач или не подготовившимся к практическому занятию, рекомендуется явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, рассмотренной на занятии.
Рекомендации для студентов при подготовке к контрольной работе
Контрольная работа – письменная работа небольшого объема, предполагающая проверку знаний заданного к изучению материала и навыков его практического применения. Контрольные работы по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» состоять из одного или нескольких теоретических вопросов и практического задания. Темы контрольных работ определяет преподаватель.
При подготовке к контрольной работе обучающийся должен хорошо изучить тему контрольной работы, путем прочтения лекционного материала, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, рекомендованных преподавателем. Затем постараться разобраться новыми и непонятными терминами, выучить определения финансовых понятий, законов, а также формулы используемые при решении задач.
Контрольная работа должна демонтировать:
- умение правильно и лаконично излагать ответы на поставленные вопросы;
- владение понятийным и терминологическим аппаратом;
- умение рассчитывать финансовые показатели.
Контрольная работа оценивается по балльной оценке.
Рекомендации для студентов при выполнении самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по изучении дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» предполагает:
- работу с учебной, нормативной и справочной литературой;
- составление конспектов по темам;
- решение задач выданных на практических занятиях;
- подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
- выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины;
- подготовка и написание рефератов, сообщений;
- выполнение заданий по курсовой работе.
Рекомендации по работе с литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2Чтение текста
3 Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.
Рекомендации по составлению опорного конспекта
Опорный конспект- вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника.
Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу на вопросы.
Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание.
Этапы составления опорного конспекта:
- изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
- установить логическую связь между элементами темы;
- представить характеристику элементов в краткой форме;
- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы.
Рекомендации по подготовке информационного сообщения
Это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами.
Возможно письменное оформление задания, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Этапы подготовки сообщения:
- собрать и изучить литературу по теме;
- составить план или графическую структуру сообщения;
- выделить основные понятия;
- ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
-оформить текст письменно (если требуется).
Рекомендации по написанию реферата
Реферат–вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1. Определить идею и задачу реферата.
2. Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3. Найти нужную литературу по выбранной теме.
4. Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части:
 введение – значение проблемы, ее актуальность;
 текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
 заключение
 список использованной литературы
Рекомендации к промежуточной аттестации
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечнь вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов.