МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_11кл
Часов по учебному плану 104
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 16
индивидуальные консультации 2
контроль 2
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 16 16 16 16
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 2 2 2 2
Итого 104 104 104 104

Программу составил(и):
Тельминова А.Р.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Конечная цель обучения – формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по методологии и организации бухгалтерского учета источников формирования имущества организации различных форм собственности, осознание значимости, места и роли учетной информации в системе управления для принятия управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ПК 2.1 Формировать бухгалтерские проводки по учёту источников активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учёта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Учет труда и его оплаты;
Учет удержаний из заработной платы работников;
Учет финансовых результатов и использования прибыли:
Учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;
Учет финансовых результатов по прочим видам деятельности;
Учет нераспределенной прибыли;
Учет собственного капитала:
Учет уставного капитала;
Учет резервного капитала и целевого финансирования;
Учет кредитов и займов;
3.2.Уметь:
3.2.1.Рассчитывать заработную плату сотрудников;
Определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;
Определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
Определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;
Проводить учет нераспределенной прибыли;
Проводить учет собственного капитала;
Проводить учет уставного капитала;
Проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;
Проводить учет кредитов и займов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества
1.1. Тема 1.1 Классификация источников формирования имущества: собственные и заемные источники Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.2. Тема 1.1 Группировка имущества по источникам формирования Практические 2 2 Л2.1, Л2.2
1.3. Кейс задание по классификации источников Сам. работа 2 2 Л2.1, Л2.2
1.4. Тема 1.2 Учет уставного капитала Экономическое содержание уставного капитала. Уставный капитал, уставный фонд, складочный капитал. Особенности формирования уставного капитала и его использования. Отражение на счетах бухгалтерского учета. Изменение уставного капитала. Законодательное регулирование учета уставного капитала Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.5. Тема 1.2 Учет уставного капитала:Семинар-практика «Особенности формирования уставного капитала в зависимости от организационно-правовой формы предприятия» .Контрольная работа Практические 2 2 Л2.1, Л2.2
1.6. Домашняя работа по формированию УК. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л2.2
1.7. Тема 1.3 Учет резервного капитала Экономическое содержание резервного капитала. Особенности его формирования и использования. Отражение на счетах бухгалтерского учета. Особенности формирования резервного капитала в зависимости от организационно-правовой формы организации. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.8. Тема 1.3 Учет резервного. Решение ситуационных задач по отражению в бухгалтерском учете операций по формированию и использованию резервного капитала. Оформление первичной документации Практические 2 2 Л2.1, Л2.2
1.9. Домашняя работа по формированию РК. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л2.2
1.10. Тема 1.4. Учет добавочного капитала Экономическое содержание добавочного капитала. Особенности его формирования и использования. Отражение на счетах бухгалтерского учета Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.11. Тема 1.4 Решение практических задач по учету добавочного капитала капитала. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2
1.12. Тема 1.5 Учет нераспределенной прибыли: Учет чистой прибыли (убытка) текущего года и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Направление использования прибыли. Источники покрытия убытков. Аналитический учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). сточников Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.13. Тема 1.5 Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убыка).Семинар-дискуссия по использованию чистой прибыли. Контрольная работа по учету собственных источников. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2
1.14. Тема 1.6 Учет резервов: Понятие резервов.Виды резервов. Резервы формируемые за счет финансовых результатов Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.15. Тема 1.6 Оценочные резервы: Решение ситуационных задач по формированию и использованию резервов за счет прибыли Практические 2 2 Л2.1, Л2.2
1.16. Тема 1.7 Учет труда и его оплаты. Основные принципы организации и построения системы оплаты труда Системы оплаты труда в организации и её вариативность. Действующие виды, формы и системы оплаты труда. Понятие минимального размера оплаты труда. Классификация персонала предприятия. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.17. Тема 1.7 Семинар-практикум "Современные виды и формы оплаты труда" Практические 2 4 Л2.1, Л2.2
1.18. Тема 1.8 Документальное оформление затрат труда и его оплаты Первичная документация по учету численности персонала и его движения на предприятии. Организация использования учета рабочего времени и начисленной оплаты труда. Документальное оформление изменений условий оплаты труда. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.19. Тема 1.8 Практические работы по начислению зарплаты, удержаниям из зарплаты.Заполнение первичных документов. Расчет среднего заработка для различных выплат. Практические 2 4 Л2.1, Л2.2
1.20. Домашняя работа по начислению зарплаты, удержаниям из зарплаты.Заполнение первичных документов. Расчет среднего заработка для различных выплат. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л2.2
1.21. Тема 1.9 Сводные документы и учетные регистры по учету труда и заработной платы. Обобщение и группировка затрат труда и его оплаты и порядок распределения начисленной оплаты труда по объектам учета Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.22. Тема 1.9 Составление первичных документов по учету труда и его оплаты Практические 2 4 Л2.1, Л2.2
1.23. Тема 1.10 Порядок начисления основной заработной платы Порядок определения размера и методика исчисления заработной платы при повременной, сдельной формах оплаты труда. Дополнительные выплаты по оплате труда: компенсирующие и стимулирующие выплаты (оплата сверхурочных часов и ночное время, в праздничные и выходные дни, по трудовому соглашению). Порядок начисления оплаты труда при простое, браке, несовершеннолетним работникам. Расчет доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Понятие районного коэффициента и его исчисление Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.24. Тема 1.10 Составление накопительной ведомости учета затрат на оплату труда, лицевого счета работника, а также ведомости распределения оплаты труда, отчислений на социальные нужды Практические 2 4 Л2.1, Л2.2
1.25. Домашняя работа по составлению накопительной ведомости учета затрат на оплату труда, лицевого счета работника, а также ведомости распределения оплаты труда, отчислений на социальные нужды Сам. работа 2 2 Л2.1, Л2.2
1.26. Тема 1.11 Порядок начисления стимулирующих выплат и надбавок: премирование и поощрение Положение о премировании, основания и отказ в выдаче премии. Документальное оформление премирования. Стимулирующие надбавки и доплаты за стаж работы, совмещение профессий, расширение зон и культуру обслуживания Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.27. Тема 1.11 Расчет стимулирующих выплат по условному предприятию Практические 2 2 Л2.1, Л2.2
1.28. Домашняя работа по расчету стимулирующих выплат по условному предприятию. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л2.2
1.29. Тема 1.14 Дополнительная заработная плата Оплата труда за не проработанное время (перерывы на кормление ребенка, выполнение государственных и общественных обязанностей, вынужденных прогулов и т.д. Методика расчета среднего заработка в различных ситуациях: Порядок предоставления и использования отпусков (основного, дополнительного, учебного). Порядок расчета оплаты отпусков. Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.30. Тема 1.14 Расчет среднего заработка для различных выплат Составление расчетов дополнительной заработной платы (больничных, отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск и т.д.) Практические 2 4 Л2.1, Л2.2
1.31. Домашняя работа по расчету среднего заработка для различных выплат Составление расчетов дополнительной заработной платы (больничных, отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск и т.д.) Сам. работа 2 2 Л2.1, Л2.2
1.32. Тема 1.15 Учет удержаний из заработной платы Обзор установленных законодательством удержаний и вычетов из оплаты труда (НДФЛ, взыскание по исполнительным листам, возмещение материального ущерба, удержания по заявлению работника и т.д.) Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.33. Тема 1.15 Расчет удержаний из заработной платы на условном примере. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2
1.34. Тема 1.16 Порядок заполнения расчетно-платёжной (расчетной) ведомости. Порядок выплаты заработной платы. Авансовая форма расчетов, определение суммы аванса. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.35. Тема 1.16 Составление расчетно-платежной ведомости и регистров синтетического учета.Расчет удержаний и вычетов из зарплаты Расчет заработной платы к выплате Практические 2 0 Л2.1, Л2.2
1.36. Домашняя работа по составлению расчетно-платежной ведомости и регистров синтетического учета.Расчет удержаний и вычетов из зарплаты Расчет заработной платы к выплате Сам. работа 2 2 Л2.1, Л2.2
1.37. Тема 1.17 Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению Виды платежей в фонды обязательного социального страхования, страховые тарифы, объекты обложения. Синтетический и аналитический учет расчетов с фондами обязательного социального страхования. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.38. Тема 1.17 Расчет начислений во внебюджетные фонды обязательного социального страхования. Составление свода по оплате труда. Защита самостоятельной работы. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2
1.39. Тема 1.18 Учет кредитов и займов.Нормативно-правовое регулирование учета кредитов и займов Понятие кредитов и займов, их отличительные особенности. ПБУ-15/01 «Учет расходов по кредитам и займам». Классификация кредитов. Особенности бухгалтерского учета кредитов и займов Учет задолженности по полученным кредитам и займам. Учет расходов по полученным кредитам и займам. Отражение в бухгалтерской отчетности задолженности по долгосрочным и краткосрочным займам и кредитам. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.40. Тема 1.18 Учет кредитов и займов. Решение ситуационных задач по учету расходов на полученные займы и кредиты. Выявление оптимальных условий получения заемных средств. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2
1.41. Тема 1.21 Учет финансовых результатов по обычным видам деятельности и прочим доходам и расходам.Общие положения по учету финансовых результатов. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.42. Тема 1.2 Отражение в бухгалтерском учете финансовых результатов от обычных видов деятельности. расчет прибыли от продаж и маржинального дохода. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2
1.43. Тема 1.23 Учет финансовых результатов по обычным видам деятельности. Учет "чистой" прибыли (убытков) текущего года и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) прошлых лет. Реформация баланса. Лекции 2 0 Л2.1, Л2.2
1.44. Тема 1.23 Расчет финансового результата от финансово-хозяйственной деятельности условного предприятия. Закрытие счетов 90"Продажи" и 91"Прочие доходы и расходы". Практические 2 2 Л2.1, Л2.2
1.45. Тема 1.24 Прибыль как главный источник финансирования предприятия. Аналитический учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка. Источники покрытия убытков. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2
1.46. Тема 1.24 Использование прибыли. Аналитический учет. Итоговое зачетное занятие. Итоговое тестирование. Практические 2 4 Л2.1, Л2.2
1.47. Консультация Консультации 2 2 Л2.1, Л2.2
1.48. Комлексный экзамен по МДК 02.01 и МДК 02.01 Экзамен 2 2 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении "ФОС_Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов_2022"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении "ФОС_Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов_2022"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении "ФОС_Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов_2022"
Закреплено в приложении "Контроль"
Приложения
Приложение 1.   Контроль_МДК.02.01.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алисенов А. С. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник М.: Юрайт.-, , 2018. urait.ru
Л2.2 Дмитриева И.М. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс МДК 02.01 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OC Windows
Приложение MS Office:
-MS Word
-MS Excel
7-Zip
FcrobabatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации МДК 02.01 "Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:
- устный фронтальный опрос по теме занятия;
- лекция-беседа;
- лекция-интервью (ответы преподавателя на вопросы обучающихся по проблемным вопросам учета источников формирования имущества)
При проведении практических занятий:
- ситуационные методы (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач)
- дискуссия.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ МДК 02.01
Для успешного освоения обучающимися МДК 02.01«Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества" необходимо соблюдение следующих требований:
посещать все лекционный и практические занятия;
-вести запись лекционного и практического материала в специальных тетрадях бланках;
-обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
-в случае пропуска лекций составлять реферат (2-3 страницы печатного текста) по соответствующей теме;
-формировать портфолио по соответствующим заданиям;
-выполнять самостоятельные работы и заполнять кейс-задания;
-при пропуске практических работ и семинаров самостоятельно изучать соответствующий материал, выполнять дополнительные практические индивидуальные задания и расчеты;
- при изучении сложных тем, возникновении проблем с выполнением задания посещать консультации и дополнительные индивидуальные занятия;
- отслеживать изменения в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету;
- составлять глоссарий по основным терминам и понятиям бухгалтерского учета источников формирования имущества и проведения инвентаризаций;
- пройти учебную практику и своевременно составить отчет по практике.
При освоении профессионального модуля ПМ 02 обучающимися основной упор делается на практическую направленность программы модуля: овладение профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой и исследовательской деятельности.
Основой для получения знаний по темам МДК 02.01 «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации» является лекционный и практический материал по дисциплине «Основы бухгалтерского учета», изучаемы студентами на втором курсе обучения, а также теоретические знания по тематикам МДК 02.01.
Запись лекций одна из основных форм освоения теоретических знаний, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, обобщения, формулировки и выводы. К моменту занятий по МДК 02.01, то есть ко второму курсу, студенты уже имеют основные навык составления конспектов на лекционных занятиях.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по МДК 02.01 «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации" предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины;
• формирование портфолио;
• составление глоссария;
• создание презентаций.

ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по МДК 02.01 «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации" следует:
- внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- подготовить (распечатать на бумажном носителе) необходимые бланки по налогообложению;
- составить необходимые таблицы и расчеты;
- выписать нормативных актов необходимые справочные данные;
- изучить рекомендованную литературу.

ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
Контрольная работа - вид учебной и научно-исследовательской работы, отражающая знания, навыки и умения студента, полученные в ходе освоения дисциплины.
Цель контрольной работы- закрепление и углубление теоретических знаний по МКД 02.01 «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации" , овладение студентами методикой решения задач по учету источников формирования имущества.
Этапы подготовки:
1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами.
4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике.
5. Разберитесь с методологией решения задач по теме контрольной работы, которые были решены на практических занятиях;
6. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
7. Выучите определения основных понятий, законов.

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦ
Таблица - вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы
Этапы составления таблицы:
- изучить информацию по теме;
- выбрать оптимальную форму таблицы;
- информацию представить в сжатом виде;
- заполнить основные графы таблицы,

НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА
Реферат–вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1. Определить идею и задачу реферата.
2. Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3. Найти нужную литературу по выбранной теме.
4. Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части:
 введение – значение проблемы, ее актуальность;
 текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
 заключение
 список использованной литературы

СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Презентация - вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint.
Презентация должна содержать не менее 15 многослойных слайдов с использованием возможностей анимации и различного оформления. Приветствуется наличие в презентации звукового сопровождения (комментариев) и реальных примеров (картинок).
После проведения демонстрации слайдов презентации студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.
Этапы подготовки презентации:
- изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
- установить логическую связь между элементами темы;
- представить характеристику элементов в краткой форме;
- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
- оформить работу и предоставить к установленному сроку.

ПОДГОТОВКА К ДОКЛАДУ
Начинать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.
Особенно важно выделить в докладе проблемные вопросы и мнения различных специалистов. Обязательны ссылки на нормативно-правовые акты с учетом последних изменений.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Главная цель практических заданий по отдельным темам МЗК 02.01 – закрепление теоретических знаний практическими навыками проведения бухгалтерского учета собственных и заемных источников формирования имущества и составления необходимой первичной документации и учетных регистров.
В начале практического задания производится разбор теоретического лекционного материала на основе Методических указаний по теме задания. Методические указания содержат теоретический и практический материал с примерами и способами решения практических ситуаций.
Как правило, практические задания содержат сложные вопросы и задачи, требуют значительного объема знаний и времени на их выполнение. Поэтому практические задания частично выполняются на практических занятиях (наиболее сложные задачи), а частично – самостоятельно в виде домашней работы.
Для успешного выполнения задания необходимо правильное использование законодательных нормативно-правовых актов: нахождение необходимой информации в информационно-справочных источниках и правильная их трактовка.

ВЫПОЛНЕНИЕ КЕЙС-ЗАДАНИЙ
Главная цель кейс – задания – обобщение и углубление знаний и развитие практических навыков по технологии проведения инвентаризации и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Кейс состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть состоит из методических указаний по особенностям учета источников формирования имущества организации и заполнению первичных документов и учетных регистров.
Практическая часть содержит задания и примеры расчетов и заполнения бухгалтерских и документов.
Для выполнения практической части студенты должны распечатать необходимые бланки первичных документов и учетных регистров. Возможна работа с таблицами Excel.
Само выполнение заданий также делится на 2 части: аудиторную, где рассматриваются практические примеры заполнения инвентаризационной документации, и внеаудиторную часть – самостоятельная работа студентов и подготовка отчета по кейс заданию.
Работа над кейсом завершается защитой отчета. Сам отчет составляется по типовой форме и сдается на предварительную проверку. После проверки отчета преподавателем, студенты должны исправить ошибки, внести поправки и, при необходимости, пересчитать результаты и внести коррективы в бухгалтерские проводки по операциям.

СОСТАВЛЕНИЕ ГЛОССАРИЯ
Главная цель составления глоссария – развитие и закрепление умения пользоваться специальной налоговой терминологией.
Составление глоссария по бухгалтерской терминологии это полностью самостоятельная работа студентов, которая оценивается по балльно-рейнтинговой системе. Глоссарий является обязательным элементом портфолио.
При работе над глоссарием обучающиеся должны опираться на теоретический лекционный материал, статьи Гражданского Кодекса и информационно-справочные источники.

ПОДГОТОВКА К ДИСКУССИИ-СЕМИНАРУ
Главная цель дискуссии, проводимой в рамках семинарского занятия –формирование научного сознания, развитие профессиональных и общих компетенций, совершенствование навыков и умений применять нормативные акты в профессиональной деятельности.
Проведение дискуссии требует определённой подготовки и уровня знаний студентов-участников обсуждения. Предварительная подготовка заключается в выборе темы обсуждения и конкретных вопросов, в отношении которых существуют различные точки зрения.
К дискуссии должны быть готовы не только выступающие с докладами, но и слушатели, которые своими вопросами, оценками, замечаниями и создают полемический задор.
Этапы подготовки к дискуссии:
- внимательно изучить вопросы, предлагаемые для обсуждения;
- найти нужную литературу и нормативно-правовые акты по теме дискуссии;
- составить краткий доклад (конспект) своего выступления по дискуссионным проблемам;
- выделить в докладе (конспекте) аргументацию в пользу своего мнения: экономические и налоговые расчеты, практические примеры и мнения экспертов.