МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История искусств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМузыка и Изобразительное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость18 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_МиИЗО-2023
Часов по учебному плану 648
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 533
контроль 35
Виды контроля по курсам
экзамены: 3, 4, 5
зачеты: 4, 5

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 16 16 16 16 40 40
Практические 8 8 16 16 16 16 40 40
Сам. работа 83 83 171 171 279 279 533 533
Часы на контроль 9 9 13 13 13 13 35 35
Итого 108 108 216 216 324 324 648 648

Программу составил(и):
канд. иск., Доцент, Гречнева Н. В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
История искусств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
сформировать у студентов представление о специике художественного языка искусства, о периодизации и основных эпохах развития мирового искусства.
Задачи курса:
- формирование представлений о содержании и основных этапах процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- изучение понятий и терминов искусствоведения, основ художестсвенного языка искусства;
- формирование знаний об основных эпохаха истории мирового искусства, их хронологии;
- развитие у студентов навыков и приемов искусствоведческого анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения музыке и изобразительному искусству
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения музыке и изобразительному искусству
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять место и значение художественных произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
- интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями;
- воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора;
- выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личную позицию по отношению к произведениям искусства;
- воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость;
- уметь вести диалог в качестве активного слушателя, зрителя, исполнителя, художника, критика;
- находить и отбирать соответствующую информацию, углубляющую знание учебного материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач;
- владение принципами классификации художественных культур народов мира;
- владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;
- владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров;
- самообразования в области искусства, внеаудиторного усвоения разделов курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теория искусства. Искусство древних цивилизаций. Древнерусское искусство
1.1. Введение в историю искусства Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.2. Виды и жанры искусства Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Наскальная живопись как феномен певобытного искусства Сам. работа 3 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Происхождение искусства Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Мегалитические памятники в мировом искусстве Практические 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Первобытная культура Сам. работа 3 19 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Киевская Русь. Принятие христианства как начальный отсчет древнерусского искусства. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Искуссто Древней Греции Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2
1.9. Искусство Древнего Египта Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2
1.10. Архитектурные школы Древней Руси Сам. работа 3 28 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.11. Живопись домонгольской Руси. Сам. работа 3 22 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. История искусства Средних веков
2.1. История искусства Средних веков Лекции 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках Практические 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Средневековый город в Западной и Центральной Европе Лекции 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Германия и Италия в XII-XV веках Практические 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Культура Западной Европы в XI – XV веках Сам. работа 4 60 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Славянские государства и Византия в XIV -XV веках Сам. работа 4 47 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Средневековое искусство Китая и Японии Сам. работа 4 60 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Лекции 5 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Индийское средневековое искусство Сам. работа 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.10. Итоговое занятие Сам. работа 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Эпоха Возрождения: Проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение
3.1. Проторенессанс (дученто) — 2-я половина XIII в.-XIV в. Лекции 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Раннее Возрождение (треченто) — начало XV-конец XV в. Лекции 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Основные художественные центры итальянского Ренессанса Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Мастера эпохи Выского Возрождения Сам. работа 5 45 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Формальные и содержательные особенности искусства Северного Возрождения Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Жанры изобразительного искусства Северного Возрождения Сам. работа 5 34 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.7. Основные тенденции развития искусства постсоветского периода. Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.8. Влияние готического искусство на сложение художественных традиций Северного Возрождения Лекции 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.9. Готическая архитектура стран Западной Европы Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2
3.10. Позднее Возрождение (чинквеченто) — середина XVI-90-е годы XVI в. Сам. работа 5 33 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.11. Художники эпохи Возрождения Сам. работа 5 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.12. Архитектура эпохи возрождения Сам. работа 5 49 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Искусство ХХ века
4.1. Архитектура Запада ХХ в. Творчество Ле Корбюзье. Школа Баухауза. Л. Мис ван дер Роэ. Архитектура в 50-70-е гг. ХХ века. Современные тенденции в развитии архитектуры Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Абстракционизм в ХХ в. Художественная группа «Синий всадник». Художественная группа «Мост». Экспрессионизм. Практические 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Кубизм.Творчество П. Пикассо. Сам. работа 5 34 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.4. Искусство Англии ХХ в. Сам. работа 5 44 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л3.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства
ПК-1: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения музыки и изобразительного искусства
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Какой термин происходит от французского «ренессанс»?
А) Модерн
Б) Классика.
В) Возрождение
Г) Античность
Ответ: В
2.Укажите жанры и виды изобразительного искусства:
А) архитектура
Б) икона
В) палех
Ответ: Б
3.Укажите истоки древнерусской иконописи:
А) Сирия
Б) Византия
В) Болгария
Г) Древний Рим
Ответ: Б
4. Укажите главную постройку Афинского Акрополя:
А) Пантеон
Б) Парфенон
В) храм Артемиды
Ответ: Б
5.Архитектуру какого стиля характеризуют термины: каркас, нервюры, витраж, неф, «роза», стрельчатость, вимперг?
А) архаика
Б) готика
В) ренессанс
Г) ампир
Ответ: Б
6. В каком веке Русь приняла христианство?
А)VI в.
Б) X в.
В) XI в.
Г) XII в.
Ответ: Б
7. В конце неолита (6-4 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения.
А) пирамиды
Б) дольмены
В) зиккураты
Г) мастабы
Ответ: Б
8.Кто автор иконы «Троица»?
А) Дионисий
Б) Симон Ушаков
В) Андрей Рублёв
Г) Феофан Грек
Ответ: В
9. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник, мыслитель, ученый. В своих картинах он впервые применил собственный прием живописи, получивший название "сфумато". Выберите и укажите правильное определение сфумато:
А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции
Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды
В) четкое геометрическое построение фигур как бы написанных в треугольнике
Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением
Ответ: Б
10. Именно это произведение Леонардо да Винчи сегодня находится в Эрмитаже:
А) «Тайная вечеря»
Б) «Мадонна Литта»
В) «Страшный суд»
Ответ: Б
11. Укажите мастеров исторического жанра живописи:
А) В. Тропинин
Б) В.Суриков
В) А. Куинджи
Г) П.Федоров
Ответ: Б
12. Укажите основоположника лирического пейзажа в России:
А) О. Кипренский
Б) А.Саврасов
В) А. Бенуа
Ответ: Б
13. Кому 1818 г был открыт памятник на Красной площади в Москве?
А) Петру I
Б) А.С. Пушкину
В) Минину и Пожарскому
Г) Г.К. Жукову
Ответ :В
14. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression?
А) восторг
Б) впечатление
В) восхищение
Ответ: Б
15. Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая природа»?
А) натюрморт
Б) пейзаж
В) дизайн
Ответ: А
16. Назовите фамилию скульптора — автора гигантской статуи «Рабочий и колхозница», установленной на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в 1937 году.
А) И. Мартос
Б) В. Татлин
В) В. Мухина
Г) Е. Вучетич
Ответ: В


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Что такое живопись?
Ответ: Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

2. Что такое фреска?
Ответ: живопись красками, разведенными на воде, которые наносились по сырой штукатурке.

3. Что такое архитектура?
Ответ: искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы.

4. Назовите пример классического готического архитектурного сооружения во Франции?
Ответ: Собор Парижской Богоматери

5. Для этого направления характерно создание образа главного героя как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов, как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Назовите это направление в русском искусстве?
Ответ: романтизм.

6. Известный музей в Санкт-Петербурге, в котором собрана крупная коллекция произведений русских художников?
Ответ: Русский музей.

7. Назовите испанского художника, автора произведения «Девочка на шаре»?
Ответ: Пабло Пикассо

8. Стиль в европейском искусстве 17 века, который рассматривал античность как этическую и художественную норму.
Ответ: классицизм.

9.Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти –это мастера эпохи ……
Ответ: Возрождения.

10.Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом. Что это?
Ответ: Мольберт.

11.Сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства это-…
Ответ: колорит.

12. Испанский художник Сальвадор Дали - яркий представитель направления, которое называется ….
Ответ: Сюрреализм.

13. Художественное направление, возникшее во Франции в последней трети 19 века. На выставке в 1874 году была представлена картина Клода Моде «Впечатление. Восход Солнца». Назовите это направление
Ответ: импрессионизм.

14. Назовите вид искусства, разновидностью которого является гравюра.
Ответ: графики.

15. Сколько медведей изображено на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"?
Ответ: медведица с тремя медвежатами

16. Этот цвет преобладает на многих картинах Винсента Ван Гога?
Ответ: желтый.

17.Пейзаж Василия Поленова носит название «…….дворик»
Ответ: Московский.

18. Сколько человек изображено на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"?
Ответ: 13

19. Живопись на открытом воздухе это –
Ответ: пленэр

20. Архитектурно-скульптурный комплекс, установленный в память о погибших героях – это
Ответ: мемориальный ансамбль

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Ильина История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 www.biblio-online.ru
Л2.2 Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. История искусства: Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Университетская библиотека onlaine .- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. - Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 4. Ссылка на web-страницу: Государственный художественный музей Алтайского края : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://muzei.ab.ru
Э4 5. Ссылка на web-страницу:Государственный Эрмитаж: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.hermitagemuseum.org
Э5 6. Ссылка на web-страницу: Русский музей:[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://rusmuseum.ru
Э6 Курс «История культуры и искусства» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной, так и в электронной и мультимедийной формах.