МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География и природопользование Алтайского края

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование и геоэкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_ППиГ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.г.н., профессор, Красноярова Б.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
География и природопользование Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В., канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Заведующий кафедрой Скрипко В.В., канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Организовать деятельность студентов по изучению основ географии и природопользования в Алтайском крае в целях устойчивого развития региона

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.2 Умеет использовать базовые знания в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.3 Владеет теоретическими знаниями из основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде и применяет их в профессиональной деятельности
ОПК-6Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности
ОПК-6.1 Знает этапы проектирования, проведения учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
ОПК-6.2 Умеет анализировать научную литературу и источники, сопоставлять и обобщать информацию, формулировать выводы
ОПК-6.3 Умеет проектировать и проводить учебно- исследовательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
ОПК-6.4 Умеет представлять результаты учебно- исследовательских, проектных, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, природопользования и охраны природы. ОПК-6.5. Владеет навыками защиты учебно- исследовательских, проектных, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, природопользования и охраны природы с использованием ИКТ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- географические особенности Алтайского края, и сложившуюся систему природопользования;
- основные ресурсы Алтайского края;
- характер распределения природных ресурсов на территории края, их освоенность и перспективы освоения;
- особенности различных видов природопользования в регионе;
- особенности проектирования и составления географических карт;
- особенности формирования и размещения природных ресурсов по территории края;
3.2.Уметь:
3.2.1.- объяснять основные закономерности географи¬ческих процессов характерных для Алтайского края;
- выбирать классификации природных ресурсов и применять методы оценки природно-ресурсного потенциала;
- использовать межсекторальный и междисциплинарный подход в изучении и решении проблем регионального природопользования;
- составлять картографические изображения;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применения полученных знаний для обоснования мероприятий по рациональному природопользованию и охране окружающей среды в Алтайском крае;
- анализа и моделирования природных и антропогенных процессов, их воздействия на окружающую среду и региональное развитие;
- определения природно-ресурсной базы территории по разным источникам информации;
- использования основных методических подходов к обсуждению проблем регионального природопользования;
- экологического картографирования;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Географическое (геоморфоло-гическое, ландшафтное) районирование Алтайского края
1.1. Положение Алтайского края в структурах Западно-Сибирского региона. Территория, состав, население Западной Сибири и Алтайского края. Алтайский регион, его характеристика. Алтай – арена схождения климатов. Бассейн верхней Оби. Внутристочно-бессточные области. Уникальные природные системы. Лекции 6 4 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Физико-географическое районирование. Горы Алтая и Салаира. Предогорья. При-обская и Обь-Чумышская возвышенности. Кулундинская низменность. Обская доли-на. Их морфологическая характеристика. Практические 6 4 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Геологическое прошлое Алтая. Последо-вательность и этапность развития. Общая структурно-тектоническая позиция. Стро-ение рельефа. Лекции 6 4 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Особенности стратиграфии, магматизма, метаморфизма. Геологическое райониро-вание плитной области. Рельеф и особен-ности строения фундамента. Амфитеатр "структурных террас" (Рубцовской, Бийской, Барнаульской, Центрально-Кулундинской). Характеристика чехла и контакта его с фундаментом. Представление о гидрогеологическом районировании. Практические 6 4 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Природно-ресурсный потенциал Алтайского края
2.1. Территориальные (земельные) ресурсы Алтайского края. Лесные ресурсы. Их распределение Водные ресурсы. Распределение поверхностных водных ресурсов. Структура и современное качественное состояние. Изменения объёмов и состава вод. Зарегули-рованность. Годовой сток и обеспечен-ность предприятий и населения края вод-ными ресурсами. Вододефицитные райо-ны. Подземные воды. Их распределение. Качественные характеристики и объёмы. Особенности и перспективы их освоения. Характер взаимодействия подземных и поверхностных вод края. Лекции 6 4 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Почвенные ресурсы Типы почв, их харак-теристика и распределение (почвенная карта). Современное состояние. Сравни-тельная характеристика с исходными по-казателями качества. Агрохимическая зо-нальность. Ресурсы биологического раз-нообразия. Характеристика зооресурсов края (диких и домашних животных). Проблемы сокращения биоразнообразия в крае. Природные ресурсы растительного покрова. Сам. работа 6 12 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Развитие геологических исследований и горнорудной промышленности. Доля запасов важнейших полезных ископаемых Алтая относительно российских (и России от их мирового уровня). Краткая металлогеническая характеристика Алтайского региона. Главнейшие типы полезных ископаемых. Ресурсы руд для чёрной металлургии. Железорудное сырьё. Алтайский железорудный район. Белорецкое месторождение. Размещение. Объёмы и качество руд. Инское месторождение. Его значение для чернорудной промышленности Западной Сибири и потенциал Алтайского края. Характеристика, объёмы и качество руд. Ресурсы руд для цветной металлургии. Полиметаллические месторождения Рудного Алтая. Золотушинский, Змеино-горский и Рубцовский рудные районы. Особенности их геологического строения. Практические 6 4 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Общая характеристика и значение неруд-ных минерально-сырьевых ресурсов. Потенциальные возможности. Топливно-энергетические ресурсы края. Месторож-дения и проявление каменных и бурых углей. Характеристика Мунайского буро-угольного месторождения. Минеральное химическое сырьё. Кулундинская содовая провинция. Типы минеральных озёрных солей. Группы солеродных озёр. Распре-деление солей и их объёмы по промыш-ленным минеральным типам – каменной соли, природной соде, мирабилиту, гипсу. Ресурсы облицовочных и поделочных камней. Характеристика Коргонских, Ревнёвского, Белорецкого и Пуштулимского месторождений Сам. работа 6 12 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Природопользование Алтайского края
3.1. Распределение земельного фонда Алтайского края по формам и категориям зе-мель. Динамические аспекты развития системы землепользования и природопользования Алтайского края. Сельскохозяйственное природопользование в Алтайском крае. Лекции 6 2 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Сельскохозяйственный потенциал зональных ландшафтов Сибири и Алтайского края. Современная ситуация и перспективы сельскохозяйственного развития Алтайского края. Динамика освоения сельскохозяйственных земель. Состояние пашенных и посевных земель. Состояние пастбищ и сенокосных угодий. Современное состояние экосистем. Пореформенные переделы сельскохозяйственных земель (угодий и посевных площадей). Сам. работа 6 12 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Современное хозяйственно-питьевое во-доснабжение Алтайского края. Обобще-ние данных по использованию поверх-ностных и подземных вод по видам водо-пользования. Водоносные комплексы и их использование. Сравнение водопользования России и Алтайского края. Состояние водоснабжения городов Алтайского края – Барнаула, Бийска, Рубцовска, Новоалтайска, Заринска. Минеральные подземные воды, их типы, перспективы использования. Практические 6 6 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Лесопользование в Алтайском крае. Лесохозяйственные районы и их характеристика по породному и возрастному составу. Удельный вес видов деятельности по лесохозяйственным районам. Ленточные боры Алтайского края и лесопользование в них. Санитарные рубки и их объёмы, в том числе сравнительно с масштабами этих мер в других лесах Западной Сибири. Объёмы лесозаготовок от общего отпуска древесины в крае. Арендная деятельность. Экспортные поставки. Лесовосстановление. Её особенности и тенденции. Перспективы лесовосстанови-тельных работ. Практические 6 6 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Виды использования лесных ресурсов в России. Лесопокрытые площади, лесистость, расчётный запас леса на корню в России и Алтайском крае. Сравнение площадей лесов и запасов древесины в странах мира и России. Производство деловой древесины и позиция России в её структуре. Современные тенденции. Экспорт и реэкспорт. Сам. работа 6 6 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. История развития и закатов горнорудной промышленности в Алтайском крае. Пер-воначальное освоение Рудного Алтая. Пе-риодичность активизации и спадов в раз-работке полиметаллических месторожде-ний. Объёмы руд Cu, Pb, Zn, Ag и Au в добыче XXIII-XIX вв. Современное со-стояние горнорудного производства. Возможности и перспективы развития черной металлургии в Алтайском крае. Практические 6 4 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Химическая промышленность в Алтай-ском крае. Начало цементного производ-ства. Состояние камнерезной промыш-ленности. Современные особенности экс-плуатации солевого комплекса Кулундинских озёр. Удовлетворение топливных потребностей за счёт местных ресурсов угольных месторождений. Перспективы переработки сырья комплекса нерудных полезных ископаемых. Практические 6 6 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Возобновимые энергетические ресурсы в Алтайском крае. Перспективы развития нетрадиционной энергетики. Сам. работа 6 5 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Основные документы Алтайского края в области регионального управления. Конкурентные преимущества социально-экономического развития. Исходные по-зиции и стратегические приоритеты. Кризисы природопользования и перспективы развития в крае и России. Значение при-родно-ресурсного блока в экономике края и России. Минерально-сырьевой комплекс как доминанта сектора современной экономики. Основные направления сельскохозяйственного производства. Модели и направления развития края. Лекции 6 4 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Перспективы рекреационного развития Алтайского края. Туристический образ Алтайского края. Факторы, влияющие на расположение объектов рекреации и ту-ризма. Основные проблемы рекреацион-ного развития Алтайского края. Сам. работа 6 6 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.11. Эффективность использования земельных ресурсов. Рентабельность сельскохозяйственного производства. Сохранение эффективного плодородия. Ключевые индикаторы уровня аграрного развития края. Сравнение уровня и потенциала аграрного развития края с другими регионами Сибири. Конкурентоспособность экономики Алтайского края и инвестиционная активность. Федеральные целевые программы и их значение. Сам. работа 6 8 ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Экологические проблемы Алтайского края. Проблемы эффективного использования природноресурсного потенциала Практические 6 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3549
Оценка сформированности компетенций ОПК-2: Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. В рельефе Алтайского края
а) преобладают горы
б) преобладают равнины
в) вся территория горная
г) вся территория равнинная
Ответ: б
2. Особенности климата Алтайского края
а) расположен далеко от морей и океанов
б) от западных ветров отгорожен Уральскими горами
в) от восточных ветров отгорожен горными хребтами
г) с севера открыт путь арктическим ветрам
д) все перечисленное
Ответ: д
3. Назовите число административных сельских районов в составе Алтайского края.
а) 59
б) 70
в) 52
г) 27
Ответ: а
4. Какой из названных населенных пунктов не относится к городским поселениям?
а) Локоть
б) Змейногорск
в) Заринск
г) Алейск
Ответ: а
5. С каким из регионов СФО Алтайский край не имеет непосредственных границ?
а) Омская область
б) Новосибирская область
в) Республика Алтай
г) Кемеровская область
Ответ: а
6. Колыванское месторождение:
а) вольфрам, медь, висмут
б) гравий, песчаник
в) золото, серебро
г) глина
Ответ: а
7. Белорецкое месторождение расположено в:
а) Михайловском районе
б) Первомайском районе
в) Зональном районе
г) Змейногорском районе
Ответ: г
8. Самая протяженная река на территории Алтайского края
а) Бия
б) Катунь
в) Обь
г) Чарыш
Ответ: г
9. Леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды:
а) защитные, эксплуатационные, резервные
б) защитные, эксплуатационные
в) хозяйственные, оздоровительные
г) резервные, хозяйственные, оздоровительные
Ответ: а
10. Запасы поваренной соли в Алтайском крае приурочены к:
а) озеру Ая
б) озеру Бурлинское
в) озеру Горькое
г) озеру Колыванское
11. Белиниское месторождении Алтайского края богато запасами:
а) поваренной соли
б) гипса
в) никеля
г) ртути
Ответ: в
12. На территории каких районов расположено Гилевское водохранилище?
а) Третьяковского и Локтевского
б) Михайловского и Третьяковского
в) Ключевского и Волчихинского
г) Мамонтовского и Павловского
13. Месторождения лечебно-столовых минеральных вод в Алтайском крае:
а) Белокурихинское
б) Алтайской
в) Кулундинское
г) Барнаульское
Ответ: а
14. Самое жаркое лето в
а) Кулундинской степной провинции
б) Южно-Приалейской степной провинции
в) Предалтайской степной провинции
Ответ: а
15. Самое крупное озеро в Алтайском крае
а) Большое Яровое
б) Кулундинское
в) Большое Топольное
г) Кучукское
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дополните предложение: «Край расположен в …. климатическом поясе
Ответ: умеренном
2. Автомобильная трасса «Алтай-Кузбасс» имеет____________ значение
Ответ: региональное
3. Алтайский край занимает ___________ место в СФО по численности населения.
Ответ: 5
4. Алтайский край относится к регионам с ______________ населением.
Ответ: сокращающимся
5. В Алтайском крае преобладает_______________ население.
Ответ: городское
6. Плотность населения в АК (чел/км2) составляет ...
Ответ: около 13 %
7. Белорецкое месторождение Змейногорского района алтайского края, приурочено к добыче_____________
Ответ: железных руд
8. Алтайский край расположен в природных зонах _______ и __________
Ответ: степи и лесостепи.
9. Преобладающие породы в лесном фонде Алтайского края - _________
Ответ: хвойные
10. На_________ почвах в пойме р. Оби и по руслам рек на сотни километров протянулись уникальные ленточные боры
Ответ: песчаных
11.Уникальны запасы: сульфата натрия в алтайском крае расположены на озере_________
Ответ: Кучукское
12. Процессы вторичного засоления в Алтайском крае характерны для почв __________ степи.
Ответ: Кулундинской
13.Климатические условия предгорий Алтайского края характеризуются ____________ увлажнённости в направлении к горам и вдоль предгорий с юго-запада на северо-восток.
Ответ: увеличением
14. Озеро Зеркальное – памятник природы, расположено в __________ районе Алтайского края.
Ответ: Мамонтовском
15. Игорная зона в Алтайском крае расположена в ____________ районе.
Ответ: Алтайском
16. «Сибирская зимовка» проводится в ________ районе алтайского края.
Ответ: Смоленском
17. Туркестано-Сибирская железная дорога "Новосибирск – Барнаул –Семипалатинск" была построена ___________ г .
Ответ: 1915
18. Назовите три крупнейших предприятия по производству молока в Алтайском крае, на 2023 год.
Ответ: Ануйское, Кипринское, Сростинский
19. Перечислите основных внешнеторговых партнеров Алтайского края
Ответ: Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Республика Беларусь
20. Самый густонаселенный муниципальный район Алтайский край - ________________.
Ответ: Каменский
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенций ОПК-6: Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Доля сельского хозяйства в ВРП Алтайского края составляет:
а) около 20%
б) 10%
в) 50%
г) около 50%
Ответ: а
2. Какой из указанных ниже видов деятельности не относится к социальной инфраструктуре?
а) здравоохранение
б) образование
в) наука
г) жилищно-коммунальное хозяйство
Ответ: г
3. ОАО «Кучуксульфат» расположено в районе:
а) Кулундинском
б) Благовещенском
в) Михайловском
г) Змейногорском
Ответ: б
4. Сфера услуг в Алтайском крае по объему производства на душу населения:
а) равно среднероссийскому уровню
б) ниже среднероссийского уровня
в) выше среднероссийского уровня
г) нет правильного ответа
Ответ: б
5. В Алтайском крае самые крупные объемы балансовых запасов отмечены по:
а) железной руде
б) сульфату натрия
в) бурому углю
г) цветным металлам
Ответ: а
6. Доля площади ООПТ от общей площади края составляет:
а) 7,3%
б) 5,97 %
в) 9,57
г) 3,2
Ответ: б
7. Самое крупное наводнение в Алтайском крае за последние 50 лет было в
а) 2019 году
б) 1994 году
в) 2014 году
г) 2002 году
Ответ: в
8. На территории какого района имеются месторождения полиметаллов, но не идут их активные разработки?
а) Локтевского
б) Угловского
в) Рубцовского
г) Змейногорского
Ответ: б
9. Самый высокий процент лесистости на территории края характерен для:
а) Заринского района
б) Кулундинского района
в) Первомайского района
г) Бийского района
Ответ: а
10. Какой из названных лесохозяйственных районов не имеет промыслового значения?
а) Приобский сосново-березовый
б) Алтайский среднегорный пихтово-лиственный
в)Салаирский низкогорный пихтово-осиновый
Ответ: б
11. Наибольший объем выбросов вредных веществ в атмосферу осуществляет город
а) Заринск
б) Рубцовск
в) Бийск
г) Новоалтайск
Ответ: а
12. Максимальный сброс сточных вод поступает от предприятий и ЖКХ города
а) Барнаул
б) Камень на Оби
в) Бийск
г) Рубцовск
Ответ: в
13. Водоснабжение какого города осуществляется за счет подземных вод?
а) Барнаул
б) Рубцовск
в) Новоалтайск
г) Заринск
Ответ: г
14. Какие опасные геологические процессы не встречаются на территории Алтайского края?
а) оврагообразование
б) сели
в) оползни
Ответ: б
15. В каком районе расположена гора Пикет?
а) Бийском
б) Смоленском
в) Алтайском
г) Первомайском
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В структуре промышленного производства обрабатывающего сектора Алтайского края первое место занимает____________ промышленность
Ответ: пищевая
2. В структуре сельскохозяйственных посевов края преобладают__________ культуры.
Ответ: зерновые
3. На Мунайском разрезе добывают_______________
Ответ: бурый уголь
4. Назовите четвертый по численности населения город Алтайского края.
Ответ: Новоалтайск
5. Наибольшую долю в структуре валового регионального продукта Алтайского края занимают__________________ производства
Ответ: обрабатывающие
6. По какому из названных сельскохозяйственных продуктов Алтайский край не входит в топ-10 регионов РФ?
Ответ: овощи
7. В Алтайском крае ООПТ федерального значения представлена государственным природным заповедником _______________ площадью 82802,1955 га и национальным парком_______________ площадью 161220,8 га.
Ответ: Тигирекский, Салаир
8. Общая площадь краевых и федеральных ООПТ составляет ________ тыс. га
Ответ: 1029,0
9. В Алтайском крае функционирует ____ особо охраняемых природных территорий краевого значения – ____ государственных природных заказников, ____ памятников природы, природные парки «Ая» и «Предгорье Алтая».
Ответ: 116, 35, 79
10. Харловском месторождении является перспективным по запасам ________________ руд
Ответ: ильменит-титано-магнетитовых
11.__________________ - это процесс и мероприятия, направленные на восстановление лесной растительности с преобладанием древесных лесообразующих пород, осуществляемые в течение определенного периода.
Ответ: лесовостановление
12. Планирование и организация _____________________ работ направлены на повышение продуктивности леса и использование наиболее эффективных и экономичных способов его воспроизводства.
Ответ: лесовосстановительных
13. Градообразующим предприятием города Заринска является____________
Ответ: Алтай-кокс
14. В Алтайском крае самые крупные объемы балансовых запасов отмечены по ________________
Ответ: железной руде
15. Самая высокая концентрация месторождений золота расположена на территории __________
Ответ: Салаира
16. Месторождение каменного угля расположено в ___________ районе Алтайского края
Ответ: Третьяковском
17. Бурый уголь на территории алтайского края осваивается в____________ районе
Ответ: Солтонском
18. В настоящее время из имеющихся на территории Алтайского края месторождений цементного сырья осваивается ____________
Ответ: Врублево-Агафьевское
19. Для целей питьевого водоснабжения в Алтайском крае построен ____________магистральный канал
Ответ: Чарышский
20. Доля земель лесного фонда в Алтайском крае занимает____%
Ответ: 26

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1.Положение Алтайского края в структурах Западной Сибири.
2. Географическое (геоморфологическое) районирование Алтайского края.
3. Физико-географическое районирование Алтайского края.
4. Климат Алтайского края.
5. Структура земельного фонда Алтайского края.
6. Почвенные ресурсы Алтайского края.
7. Ресурсы растительного покрова Алтайского края.
8. Лесные ресурсы Алтайского края.
9. Распределение водных ресурсов Алтайского края.
10. Ресурсы биологического разнообразия Алтайского края.
11. Особо охраняемые природные территории Алтайского края.
12. Рекреационные ресурсы Алтайского края.
13. Горнорудная промышленность Алтайского края.
14. Минерально-сырьевые ресурсы Алтайского края.
15. Железорудный потенциал Алтайского края.
16. Ресурсы цветных металлов Алтайского края.
17. Нерудное сырье Алтайского края.
18. Кулундинская содовая провинция.
19. Облицовочные и поделочные камни Алтайского края.
20. Цементное и строительное сырье Алтайского края.
21. Сельскохозяйственный потенциал Алтайского края.
22. Динамика агросистем Алтайского края.
23. Пастбища и сенокосные угодья Алтайского края.
24. Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства в Алтайском крае.
25. Водный баланс и водоемкость экономики.
26. Лесные ресурсы России и их использование.
27. Лесопользование в Алтайском крае.
28. Ленточные боры Алтайского края и природопользование в них.
29. Ресурсная основа промышленности Алтайского края.
30. Химическая промышленность Алтайского края.
31. Горнодобывающая промышленность Алтайского края.
32. Объекты стройиндустрии Алтайского края.
33. Заринский коксохимический завод.
34. Цементное производство в Алтайском крае.
35. Состояние рыбоводства и рыбной промышленности в России.
36. Возобновимые энергетические ресурсы в Алтайском крае.
37. Кризисы природопользования и перспективы развития в Алтайском крае.
38. Проблемы устойчивого развития применительно к Алтайскому краю

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Физико-географическое районирование Алтайского края: особенности и опыт проведения. Провинциально-зональный уровень физико-географического районирования. Дать характеристику отдельным провинциям на территории Алтайского края.
2. Краткая характеристика запасов важнейших полезных ископаемых Алтая.
3. Краткая металлогеническая характеристика Алтайского региона.
4. Общая характеристика и значение нерудных минерально -сырьевых ресурсов.
5. Современное хозяйственно-питьевое водоснабжение Алтайского края.
6. Особенности использования поверхностных и подземных вод по видам водопользования.
7. Сравнение водопользования России и Алтайского края.
8. Состояние водоснабжения городов и районов Алтайского края, перспективы развития.
9. Лесопользование в Алтайском крае
10. Современные особенности эксплуатации химического сырья. Перспективы переработки сырья комплекса нерудных полезных ископаемых в Алтайском крае
11. Экологические проблемы Алтайского края.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лузгин Б.Н. Экология Алтайского края: учеб. пособие для вузов Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
Л1.2 Ю. В. Козырева, Н. В. Рыгалова География Алтайского края: учебное пособие для студентов географического факультета Изд-во Алт. ун-та, 2014. elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Байлагасов, Л.В. Региональное природопользование: учебное пособие: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Веснина Л.В., Журавлев В.Б., Новоселов В.А. и др. Водоемы Алтайского края.: Новосибирск: Наука. Сиб. предпр РАН, 1999 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 география и природопользование Алтайского края www.altairegion22.ru
Э2 География Алтайского края. учебник для общеобразовательных учебных заведений, Ч 1-2 sibtextbooks.wordpress.com
Э3 ИЗВЕСТИЯ АЛТАЙСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (ИЗВЕСТИЯ АО РГО) bulletin.rgo-altay.ru
Э4 Курс в Moodle "География и природопользование Алтайского края" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся по всем видам учебной работы
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «География и природопользование Алтайского края»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «География и природопользование Алтай-ского края» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную ум-ственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «География и природопользование Ал-тайского края» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и ме-тодиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практиче-ским занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем по-ставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизве-дению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступаю-щий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоис-точникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логич-ное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором доста-точно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присут-ствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он мо-жет (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправ-ления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «География и природопользование Ал-тайского края» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «География и природопользование Алтайского края» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение кон-спекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной ли-тературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «География и природо-пользование Алтайского края», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и со-держанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков са-мостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем ре-ферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, рас-крывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.