МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки46.02.01. специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план46_02_01_ДокумОбеспУправления-2021_9кл
Часов по учебному плану 124
в том числе:
аудиторные занятия 124
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 26 26 50 50
Лабораторные 30 30 44 44 74 74
Итого 54 54 70 70 124 124

Программу составил(и):
преподаватель, Макаров Александр Сергеевич

Рецензент(ы):
Преподаватель первой категории, Дронова Е.И.

Рабочая программа дисциплины
Информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 975)

составлена на основании учебного плана:
46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение навыков работы с современными операционными системами, текстовыми редакторами, табличными процессорами, редакторами растровой графики, программами подготовки презентаций, информационно-поисковыми системами и использование возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
Умение профессионально осуществлять набор текстов на персональном компьютере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.технические средства и программное обеспечение персональных компьютеров;
теоретические основы современных информационных технологий общегои специализированного назначения;
русскую и латинскую клавиатуру персонального компьютера;
правила оформления документов на персональном компьютере.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с современными операционными системами, текстовыми редакторами, табличными процессорами, системами управления базами данных, программами подготовки презентаций, информационно-поисковыми системами и пользоваться возможностями информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет); профессионально осуществлять набор текстов на персональном компьютере;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека
1.1. Тема 1.1. Информация и информационные процессы Лекции 1 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.2. Тема 1.1. Информация и информационные процессы. Лабораторная работа №1. Тест №1 Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.3. Тема 1.2. Подходы к измерению информации. Лабораторная работа №2 Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.4. Тема 1.3. Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера Лекции 1 6 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.5. Тема 1.4. Кодирование информации. Системы счисления Лекции 1 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.6. Тема 1.4. Кодирование информации. Системы счисления. Лабораторная работа №3 Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.7. Тема 1.5. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Лабораторная работа №4 Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.8. Тема 1.6. Компьютерные сети: локальные сети, сеть Интернет Лекции 1 6 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.9. Тема 1.7. Службы Интернета. Лабораторная работа №5 Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.10. Тема 1.8. Сетевое хранение данных и цифрового контента. Лабораторная работа №6. Тест №2 Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.11. Тема 1.9. Информационная безопасность Лекции 1 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
Раздел 2. Раздел 2. Использование программных систем и сервисов
2.1. Тема 2.1. Обработка информации в текстовых процессорах Лекции 1 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.2. Тема 2.1. Обработка информации в текстовых процессорах. Лабораторная работа №7,8,9 Лабораторные 1 6 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.3. Тема 2.2. Технологии создания структурированных текстовых документов. Лабораторная работа №10. Контрольная работа №1 Лабораторные 1 4 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.4. Тема 2.3. Компьютерная графика и мультимедиа Лекции 1 4 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.5. Тема 2.3. Компьютерная графика и мультимедиа. Лабораторная работа №11, 12, 13, 14 Лабораторные 1 8 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.6. Тема 2.3. Компьютерная графика и мультимедиа. Лабораторная работа №15 Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.7. Тема 2.4. Технологии обработки графических объектов. Лабораторная работа №16 Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.8. Тема 2.5. Представление профессиональной информации в виде презентаций Лекции 2 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.9. Тема 2.5. Представление профессиональной информации в виде презентаций. Лабораторная работа №17,18 Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.10. Тема 2.6. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде. Лабораторная работа №19. Контрольная работа №2 Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.11. Тема 2.7. Гипертекстовое представление информации Лекции 2 6 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.12. Тема 2.7. Гипертекстовое представление информации. Лабораторная работа №20,21. Тест №3 Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
Раздел 3. Раздел 3. Информационное моделирование 
3.1. Тема 3.1. Модели и моделирование. Этапы моделирования Лекции 2 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.2. Тема 3.2. Списки, графы, деревья Лекции 2 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.3. Тема 3.3. Математические модели в профессиональной области. Лабораторная работа №22 Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.4. Тема 3.4. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры Лекции 2 6 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.5. Тема 3.4. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры. Лабораторная работа №23,24,25,26 Лабораторные 2 8 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.6. Тема 3.5. Анализ алгоритмов в профессиональной области Лекции 2 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.7. Тема 3.5. Анализ алгоритмов в профессиональной области. Лабораторная работа №27. Тест №4 Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.8. Тема 3.6. Базы данных как модель предметной области Лекции 2 4 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.9. Тема 3.6. Базы данных как модель предметной области. Лабораторная работа №28,29 Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.10. Тема 3.7. Технологии обработки информации в электронных таблицах Лекции 2 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.11. Тема 3.7. Технологии обработки информации в электронных таблицах. Лабораторная работа №30 Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.12. Тема 3.8. Формулы и функции в электронных таблицах. Лабораторная работа №31 Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.13. Тема 3.9. Визуализация данных в электронных таблицах. Лабораторная работа №32 Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.14. Тема 3.10. Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области). Лабораторная работа №33. Контрольная работа №3 Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
Раздел 4. Промежуточная аттестация
4.1. Зачет дифференцированный Лабораторные 2 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8695

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. В текстовом процессоре основными параметрами при задании параметров абзаца являются:
а. поля, ориентация
б. гарнитура, размер, начертание
в. выравнивание, отступ, интервал
г. шрифт, выравнивание

2. Что позволяет увидеть включённая кнопка "Непечатаемые символы"?
а. Пробелы между словами и конец абзаца
б. Все знаки препинания
в. Ошибки в тексте

3. Для редактирования неверно набранных символов используются клавиши:
а. Backspace, Delete, Insert
б. Home, End, Insert
в. Home, End
г. Backspace, Delete
д. Shift, Enter

4. Пиксель является- основой…
а. растровой графики
б. векторной графики
в. фрактальной графики
г. трёхмерной графики

5. Какие цвета входят в цветовую модель RGB
а. чёрный синий красный
б. жёлтый розовый голубой
в. красный зелёный голубой
г. розовый голубой белый

6. Сколько оттенков цвета у палитры «Градации серого» (Grayscale)?
а. 2
б. 256
в. 16

7. Через что следует выражать эмоции в презентации?
а. Через текст
б. Через картинки
в. Через дизайн

8. На каком слайде содержатся основные темы или области презентации?
а. На вводном слайде
б. На титульном слайде
в. На итоговом слайде

9. Сколько цветов рекомендуется использовать при подготовке презентации?
а. Не менее 5
б. Не более 3
в. Сколько хочется

10. HTML (HYPERTEXT MARKUP LANGUAGE) является:
а. Графическим редактором
б. Одним из средств при создании Web-страниц
в. Системой программирования
г. Системой управления базами данных

11. Web-страница (документ HTML) представляет собой:
а. Текстовый файл с расширением txt или doc
б. Текстовый файл с расширением htm или html
в. Двоичный файл с расширением com или ехе
г. Графический файл с расширением gif или jpeg

12. Какие теги определяют видимую часть документа?
а. <body> </body>
б. <title> </title>
в. <р> </р>
г. <html> </html>

13. При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки:
а. не изменяются;
б. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы
в. преобразуются в зависимости от нового положения формулы
г. преобразуются в зависимости от правил, указанных в формуле

14. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы:
а. C3+4*D4
б. С3=С1+2*С2
в. А5В5+23
г. =А2*А3-А4

15. Как правильно записывается логическая функция в электронных таблицах?
а. если (условие; действие1; действие 2)
б. (если условие, действие1, действие 2)
в. =если (условие; действие1; действие 2)
г. если условие, действие1, действие 2

16. В какой системе счисления в основании используется 2 знака?
а. В десятичной
б. В двоичной
в. В шестнадцатиричной

17. Сколько битов в одном байте?
а. 8
б. 16
в. 32

18. Назовите тип памяти, в которой исчезают данные при отключении электричества
а. Оперативная
б. BIOS
в. HDD

19. Как называются клавиши на клавиатуре, нажатием которых выполняется определенное действие?
а. Функциональные
б. Буквенно-цифровые
в. Клавиши курсора

20. В каких сетях каждый компьютер выполняет функции и клиента и сервера?
а. В одноранговых сетях
б. В сетях клиент-сервер


Правильные варианты ответов:

1 - в
2 - а
3 - г
4 - а
5 - в
6 - б
7 - в
8 - а
9 - б
10 - б
11 - б
12 - а
13 - а
14 - г
15 - в
16 - б
17 - а
18 - а
19 - а
20 - а

Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в виде теста. К зачету допускаются студенты, выполнившие лабораторные работы, лекции и набравшие не менее 40 баллов.

Оценка успеваемости студентов согласно положению о бально-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года) представляет собой текущий рейтинг студента Rсем.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест) выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Примеры оценочных средств:
- Тестирование «Тест для зачета» (ссылка: https://portal.edu.asu.ru/mod/resource/view.php?id=490600)

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий (Rсем), студент может получить максимум 100 баллов. Текущий рейтинг студента, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Зачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.

2) за выполнение второго блока (Rзач), состоящего из теста и практического задания, студент может получить 20 баллов:
- За тест множественного выбора, состоящий из 20 вопросов, студент может получить максимум 20 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 69 тестовых вопроса. На выполнение теста отводится 30 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время.

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + Rзач. Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поляков, К. Ю. Информатика. : 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 1 : учебник Москва : Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.2 Поляков, К. Ю Информатика. : 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 2 : учебник Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089839
Л1.3 Поляков, К. Ю. Информатика. : 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 1 : учебник Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089838
Л1.4 Поляков, К. Ю. Информатика. : 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 2 : учебник Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089844
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Гаврилов, В. А. Климов. Информатика и информационные технологии: учебник для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронный курс в Moodle "Информатика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Онлайн-ресурсы для обработки цифровой информации:
1. Текстовый редактор Google Doc (https://accounts.google.com/)
2. Редактор растровой графики Photopea (https://www.photopea.com/)
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторные работы по дисциплине «Информатика» проводятся в аудитории (компьютерном классе), где каждое рабочее место оснащено ПК и необходимым программным обеспечением. Каждая практическая работа начинается с организационного момента, включающего проверку посещаемости, готовности студентов к занятию. Для выполнения практических заданий используются дидактические материалы, учебные пособия, компьютерные сети, поисковые системы. Дидактические материалы включают тему работы, цель, задания, краткие теоретические материалы, методические указания.
Рекомендации по работе с литературой.
На первом этапе изучения дисциплины необходимо подобрать и ознакомиться с литературой. Кроме литературы, рекомендованной кафедрой, студент может работать с дополнительными материалами по своему усмотрению. Необходимо при этом использование периодической печати – журналы, газеты и ресурсы Интернета. Если студент затрудняется самостоятельно подобрать литературу, ему следует обратиться за помощью на кафедру.
Рекомендации по самостоятельной работе студента.
Самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных форм текущего контроля.
При реализации учебной дисциплины «Информатика» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция.
При проведении лабораторных работ: работа с материалами.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении сравнительного анализа.