МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документационное обеспечение кадровой службы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки46.02.01. специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план46_02_01_ДокумОбеспУправления-2023_9кл
Часов по учебному плану 104
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 16
индивидуальные консультации 2
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16,170000076294 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 30 30 30 30 60 60
Сам. работа 12 12 4 4 16 16
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 6 6 6 6
Итого 52 52 52 52 104 104

Программу составил(и):
Препод., Клещёва Татьяна Васильевна

Рецензент(ы):
канд. юрид. наук, доц., Беспечный Олег Васильевич

Рабочая программа дисциплины
Документационное обеспечение кадровой службы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 26.08.2022 г. № 778)

составлена на основании учебного плана:
46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ Профиль получаемого профессионального образования при реализации программ среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение знаний и умений организации документационного обеспечения управления кадровой службы организации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.1. Осуществлять прием-передачу управленческой информации с помощью средств информационных и коммуникационных технологий.
ПК 1.2. Координировать работу приемной руководителя, зон приема различных категорий посетителей организации.
ПК 1.4. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.
ПК 1.7. Оформлять организационно-распорядительные документы и организовывать работу с ними, в том числе с использованием автоматизированных систем.
ПК 1.8. Оформлять документы по личному составу и организовывать работу с ними, в том числе с использованием автоматизированных систем.
ПК 1.9. Организовывать текущее хранение документов, обработку дел для оперативного и архивного хранения, в том числе с использованием автоматизированных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере
информационных и коммуникационных технологий, по защите
информации, информационной безопасности, по работе с обращениями
граждан, по организации деловой поездки, в сфере делопроизводства и
архивного дела, в сфере регулирования трудовых отношений;
локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность службы
делопроизводства и её работников, организацию ведения
делопроизводства, передачу дел в архив организации, а также
регламентирующие трудовые отношения;
структуру организации, её задачи и функции, распределение функций
между структурными подразделениями и специалистами;
требования охраны труда, производственной санитарии, противопожарной
защиты;
основы правильной организации труда и методы повышения его
эффективности;
основы управления временем;
виды организационной техники и правила работы с ней;
методы обработки и защиты информации с применением средств
информационных и коммуникационных технологий;
современные информационные и коммуникационные технологии,
применяемые в работе с документами, в том числе по личному составу;
этикет и основы международного протокола;
этику делового общения;
правила русского языка;
состав внутренних и внешних информационных потоков;
руководство структурных подразделений, образцы подписей лиц,
имеющих право подписания и утверждения документов, и ограничения
зон их ответственности;
виды номенклатур дел, общие требования к номенклатуре дел, порядок
работы с ней;
порядок формирования и оформления дел, специфику формирования
отдельных категорий дел;
правила хранения дел, в том числе с документами ограниченного доступа;
правила выдачи и использования документов из сформированных дел;
порядок использования типовых или ведомственных перечней
документов, определения сроков хранения в процессе экспертизы
ценности документов;
виды описей дел организации и порядок работы с ними.
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять проекты организационных, распорядительных и
информационно-справочных документов, в том числе документов,
содержащих конфиденциальную информацию;
оформлять организационно-распорядительные документы (оригиналы и
копии);
сканировать, копировать и конвертировать документы в различные
форматы;
осуществлять проверку проектов документов на соответствие правилам
делопроизводства;
принимать и проводить первичную обработку входящих документов;
проводить предварительное рассмотрение входящих и внутренних
документов;
регистрировать входящие, исходящие и внутренние документы;
контролировать маршрутизацию документопотоков в организации
(согласование, подписание, утверждение, регистрация, ознакомление и
исполнение документов);
осуществлять сроковый контроль исполнения документов;
осуществлять обработку и отправку исходящих документов;
составлять отчёты и аналитические справки об исполнении документов;
вести информационно-справочную работу по документам;
осуществлять работу с организационно-распорядительными документами
в автоматизированных системах;
обеспечивать сохранность персональных данных работников;
организовывать документооборот по представлению документов по
персоналу в государственные органы;
организовывать документооборот по учёту и движению работников;
вести воинский учёт работников;
вести учёт рабочего времени работников;
оформлять организационно-распорядительные документы по личному
составу;
вести регистрацию, учёт, оперативное хранение документов по личному
составу;
67
вести документацию, подтверждающую сведения о трудовой деятельности
и трудовом стаже работников;
формировать личные дела работников;
оформлять дела по личному составу для передачи в архив организации;
работать со специализированными информационными системами и
базами данных по ведению учёта и движению работников;
разрабатывать номенклатуру дел организации;
проверять правильность оформления документов и отметки об их
исполнении перед их формированием в дело для последующего хранения;
формировать дела, контролировать правильное и своевременное
распределение и подшивку документов в дела в соответствии с
номенклатурой дел;
проверять сроки хранения документов, составлять протокол работы
экспертной комиссии по подготовке документов к передаче в архив;
составлять акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих
хранению;
составлять акт об уничтожении документов;
осуществлять полное или частичное оформление дел временного,
постоянного, долговременного сроков хранения;
составлять описи дел структурных подразделений постоянного,
долговременного сроков хранения для передачи дел в архив организации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками:
- оформления документов по личному составу и организации работы с
ними, в том числе с использованием автоматизированных систем;
- организации текущего хранения документов, обработки дел для
оперативного и архивного хранения, в том числе с использованием
автоматизированных систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нормативно-правовое регулирование трудовых отношений
1.1. Нормативно-правовое регулирование трудовых отношений Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.4., ПК 1.7., ПК 1.8., ПК 1.9., ОК 02., ОК 04. Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Нормативно-правовое регулирование трудовых отношений Практические 3 10 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.4., ПК 1.7., ПК 1.8., ПК 1.9., ОК 02., ОК 04. Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Творческое задание № 1 Сам. работа 3 6
1.4. Комплекс документов по установлению трудовых правоотношений Лекции 3 4
1.5. Комплекс документов по установлению трудовых правоотношений Практические 3 10
1.6. Комплекс документов по движению кадров Лекции 3 4
1.7. Комплекс документов по движению кадров Практические 3 10
1.8. Творческое задание № 2 Сам. работа 3 6
1.9. Комплекс документов по расторжению трудовых правоотношений Лекции 4 4
1.10. Комплекс документов по расторжению трудовых правоотношений Практические 4 14
1.11. Организация работы с кадровыми документами Лекции 4 6
1.12. Организация работы с кадровыми документами Практические 4 16
1.13. Подготовка к экзамену Сам. работа 4 4
1.14. Консультации 4 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, творческие задания, индивидуальное задание, тестовые задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5212

1. Допускаются ли сокращения в трудовой книжке:
а) да;
б) нет;
в) только общепринятые;
г) по желанию работодателя.
Ответ: б

2. Нумерация приказов по личному составу производится:
а) в валовом порядке;
б) в одном журнале с приказами по основной деятельности;
в) не производиться;
г) по желанию руководителя.
Ответ: а

3. Нужно ли вносить в трудовую книжку запись о переименовании организации?
а) нужно;
б) не нужно;
в) на усмотрение работодателя;
г) нужно только если организация при этом сменила организационно-правовую форму;
д) нужно только тем работникам, которые увольняются из организации;
е) нужно кроме случая, когда организация сменила организационно-правовую форму.
Ответ:а

4. Сколько граф в разделе трудовой книжки «Сведения о работе»?
а) 3;
б) 5;
в) 4;
г) 6;
д) 1;
е) 7.
Ответ: в

5. В унифицированной форме личной карточки работника (№ Т-2) нет графы:
а) «гражданство»;
б) «состав семьи»;
в) «состояние в браке»;
г) «знание иностранного языка»;
д) «национальность»;
е) «место рождения».
Ответ: д

6. График отпусков подписывает:
а) руководитель организации;
б) руководитель кадровой службы;
в) начальник юридического отдела;
г) руководитель кадровой службы и руководители подразделений;
д) заместитель руководителя организации;
е) работник кадровой службы.
Ответ: б

7. Сотрудница поменяла фамилию в связи с вступлением в брак. Как изменить фамилию на титульном листе трудовой книжки?
а) фамилию исправлять не надо;
б) выдать сотруднице вкладыш к трудовой книжке и вписать туда новую фамилию;
в) заштриховать прежнюю фамилию корректирующей жидкостью и написать новую;
г) взять прежнюю фамилию в скобки, а рядом написать новую;
д) рядом с прежней фамилией написать новую в скобках;
е) зачеркнуть прежнюю фамилию одной чертой, а рядом написать новую.
Ответ: е

8. Как следует прикрепить вкладыш к трудовой книжке?
а) приклеить;
б) вшить нитками;
в) приколоть степлером;
г) приколоть канцелярскими скрепками;
д) вложить в середину книжки без прикрепления;
е) можно использовать любой из перечисленных способов.
Ответ: б

9. Перечень материалов, помещенных в дело, называется:
а) лист-заверитель дела;
б) номенклатура дел;
в) внутренняя опись;
г) подшивка;
д) итоговая запись;
е) оглавление.
Ответ: в

10. Работодатель не обязан продлевать ежегодный оплачиваемый отпуск, если во время отпуска работник:
а) заболел и лежал в больнице;
б) был направлен на военные сборы;
в) работал в качестве члена избирательной комиссии;
г) ухаживал за заболевшим членом семьи;
д) участвовал в суде в качестве присяжного заседателя;
е) заболел и лечился амбулаторно.
Ответ: г

11. Должен ли работодатель - физическое лицо вести трудовые книжки на своих работников?
а) безусловно, должен;
б) не должен;
в) должен, если он является индивидуальным предпринимателем;
г) должен, если у него более 10 работников;
д) должен, если он не является индивидуальным предпринимателем;
е) на усмотрение работодателя.
Ответ: д

12. Прогулом считается:
Выберите несколько вариантов правильных ответов
а) отсутствие работника на рабочем месте в течение пяти часов подряд
б) отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня или смены;
в) отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин в течение половины рабочего дня или смены;
г) отсутствие работника на рабочем месте в течение двух часов подряд;
д) отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня или смены;
е) отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин более шести часов подряд в течение рабочего дня или смены.
Ответ: б, д

13. Какие унифицированные формы понадобятся вам для оформления отпуска?
Выберите несколько вариантов правильных ответов
а) № Т-1;
б) № Т-5;
в) № Т-6а;
г) № Т-9;
д) № Т-10а;
е) № Т-6.
Ответ: в, е

14. Для каких кадровых приказов не существует законодательно закрепленных унифицированных форм?
Выберите несколько вариантов правильных ответов
а) о совмещении должностей;
б) о приеме работника на работу;
в) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении);
г) о наложении дисциплинарного взыскания;
д) о поощрении работника;
е) о поощрении работников.
Ответ: а, г

15. Какие из перечисленных приказов относятся к приказам по основной деятельности?
Выберите несколько вариантов правильных ответов
а) о приеме работника на работу;
б) об утверждении штатного расписания;
в) о перемещении;
г) о направлении работника в командировку;
д) о внесении изменений в локальные нормативные акты;
е) о переводе работника на другую работу.
Ответ: б, д

16. Какие локальные акты работодателя с точки зрения закона являются обязательными?
Выберите несколько вариантов правильных ответов
а) штатное расписание;
б) инструкция по кадровому делопроизводству;
в) положение о структурных подразделениях;
г) положение об аттестации;
д) коллективный договор;
е) положение (инструкция) о защите персональных данных работников.
Ответ: а, е

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5212

Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Абуладзе, Д. Г. Документационное обеспечение управления персоналом : учебник и практикум для среднего профессионального образования: Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Кузнецов, И. Н. Документационное обеспечение управления персоналом : учебник и практикум для среднего профессионального образования: Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Грозова, О. С. Делопроизводство : учебное пособие для среднего профессионального образования: Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 МДК.01.04 Документационное обеспечение кадровой службы (ДОУ, 9 класс, преп. Клещева Т.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519аК учебно-исследовательская лаборатория квантовых технологий наноматериалов - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 5 посадочных мест; лабораторные весы ВЛР-200; лабораторные весы ВЛТЭ-150; лабораторный сушильный шкаф ПЭ-4610; вытяжной шкаф; плитка электрическая ОКА-4
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА "Документационное обеспечение кадровой службы"

При реализации междисциплинарного курса «Документационное обеспечение кадровой службы» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.


Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения.

В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.

1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.

2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции.

3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Рекомендуется не делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление


Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.


При проведении лекционных занятий используются различные формы активной и интерактивной работы со студентами, например, лекция-беседа, проблемная лекция.



Методические рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям


Практические занятия по междисциплинарному курсу «Документационное обеспечение кадровой службы» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Эти знания являются базовыми для всех специальных дисциплин.

При проведении практических занятий используются следующие интерактивные формы: работа в «малых группах», метод проектов.


При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре, какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов, какими новыми понятиями следует пополнить свой глоссарий, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Студенты должны быть подготовлены по всем вопросам соответствующего занятия. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составит планы ответов на вопросы практического занятия.


Список литературы к каждому занятию носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по интересующей его теме и возможность выбирать для чтения наиболее интересную и доступную ему литературу. Предлагаемый список изданий включает в себя обязательную для изучения и дополнительную литературу.



Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные компетенции.

Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:

1. изучить рекомендованную литературу;

2. выполнять предлагаемые задания;

3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.

В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении студентами творческих заданий при подготовке к практическим занятиям, метод проектов.