МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История изобразительного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2023_9кл
Часов по учебному плану 127
в том числе:
аудиторные занятия 98
самостоятельная работа 15
индивидуальные консультации 2
контроль 12
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 28 28 52 52
Практические 24 24 22 22 46 46
Сам. работа 7 7 8 8 15 15
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 12 12 12 12
Итого 55 55 72 72 127 127

Программу составил(и):
преподаватель, первая к.к., Чурилов Михаил Григорьевич

Рецензент(ы):
доцент, Комарова Ольга Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
История изобразительного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) (дизайнер, преподаватель) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.05.2022 г. № 308)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов представление о развитии зарубежного искусства.
Ознакомить студентов с основными стилями и направлениями зарубежного искусства, крупнейшими художниками и их творчеством.
Воспитать понимание роли, места и значения искусства в культуре.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Характерные черты художественных стилей различных исторических эпох
Творчество наиболее значительных художников, скульпторов, архитекторов
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать свои знания в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Древний мир
1.1. Раннехристианское искусство (вкл. визуальный материал в форме презентации) Лекции 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Проверочная работа Практические 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Искусство Средних веков
2.1. Искусство Дороманики (вкл. визуальный материал в форме презентации) Лекции 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Искусство Романики (вкл. визуальный материал в форме презентации) Лекции 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Искусство Готики (вкл. визуальный материал в форме презентации) Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Тест №1 Искусство Средних веков Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Искусство Ренессанса
3.1. Искусство Возрождения в Италии (вкл. визуальный материал в форме презентации) Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Позднее Возрождение и Маньеризм в Италии (вкл. визуальный материал в форме презентации) Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Северное Возрождение (вкл. визуальный материал в форме презентации) Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Доклад №1 Творчество мастеров Высокого Возрождения Практические 3 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Тест №2 Искусство Возрождения Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Искусство Нового времени (XVII-XVIII вв)
4.1. Западноевропейское искусство XVII века: барокко, классицизм, реализм (вкл. визуальный материал в форме презентации) Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Западноевропейское искусство XVIII века: рококо, классицизм (вкл. визуальный материал в форме презентации) Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Доклад №2 Французская живопись XVIII века (рококо) Практические 3 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Тест №3 Искусство Нового времени (XVII – XVIII) вв Практические 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 7
Раздел 5. Искусство Нового времени (XIX в.)
5.1. Искусство рубежа XVIII-XIX веков. Ампир, классицизм (вкл. визуальный материал в форме презентации) Лекции 4 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Искусство первой половины XIX века: романтизм, реализм (вкл. визуальный материал в форме презентации) Лекции 4 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Искусство второй половины XIX века: реализм, импрессионизм, неоимпрессионизм (вкл. визуальный материал в форме презентации) Лекции 4 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Искусство конца XIX века: символизм, модерн (вкл. визуальный материал в форме презентации) Лекции 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Доклад №3 Романтизм в живописи XIX века Практические 4 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.6. Тест №4 Искусство XIX вв Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.7. Конспект №4 Творчество постимпрессионистов: В. Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген, подготовка к тесту Сам. работа 4 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Искусство Западной Европы XX века.
6.1. Западноевропейское искусство XХ века: авангард и постмодерн (вкл. визуальный материал в форме презентации) Лекции 4 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Творческое задание (работа в малых группах) Практические 4 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Подготовка к промежуточной аттестации Консультации 4 2
6.4. Промежуточная аттестация Экзамен 4 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты)размещены в онлайн-курсе на образовательном портале. Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена: Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49

Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства: учебник и практикум для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/479841
Л1.2 Т. В. Ильина. История искусства: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/475270
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. М. Ванюшкина, С. А. Тихомиров, И. И. Куракина. История искусств. Возрождение и Новое время: учебник и практикум для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/477104
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:


1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)


2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

По дисциплине «История изобразительного искусства»:
подготовка обучающихся к практическим и творческим занятиям,
подготовка докладов,
написание контрольной работы
подготовка к промежуточной аттестации,
усвоение лекционного материала.



Практические занятия включают:

•работу с рекомендованной литературой для подготовки доклада;
•устное изложение обучающимся материала на конкретную тему;

•обсуждение материала доклада с обучающимися, учебные дискуссии;

•конспектирование материала доклада обучающимися;

•анализ иллюстративного материала.



Самостоятельная работа включает:

•работу с рекомендованной литературой;

•работу над конспектом лекции;
•углубленный анализ материалов лекций;

•конспектирование и реферирование научной и учебно-методической литературы;

•работу с Интернет-ресурсами;
•работу с иллюстративным материалом;

•подготовку докладов, выступлений и рефератов;

•презентацию результатов работы в устной и/или электронной форме.



Творческое задание включает 2 части: практическая часть - разработка проекта, теоретическая часть - короткий доклад в качестве защиты проекта.



При реализации учебной дисциплины "История изобразительного искусства" в ходе практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.

При проведении практических занятий: лекции в форме диалога-обсуждения с обучающимися различных форм искусства согласно изучаемым периодам, все лекции снабжены обширным иллюстративным материалом в форме презентаций в MS Power Point, проводятся учебные групповые дискуссии на основе докладов и обучающихся.

В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации внеаудиторных методов обучения.



Методические указания к выполнению контрольной работы: контрольная работа представляет собой тест, обобщающий в себе изучаемы материал по конкретному разделу.

Описание структуры контрольной работы с примерным перечнем вопросов закреплен в приложении ФОС.
При подготовке к контрольной работе студент должен повторно изучить конспекты лекций и рекомендованную литературу, поработать с иллюстративным материалом.



Методические рекомендации студентам по подготовке к промежуточной аттестации (экзамену):

При подготовке к зачету студент должен повторно изучить конспекты лекций и рекомендованную литературу, изучить конспекты докладов, конспекты, выполненные самостоятельно на заданные темы, а также составить письменные ответы на все вопросы, вынесенные на экзамен. Дополнительным аспектом оценивания является проверка знания иллюстративного материала: способность обучающегося соотнести изображение со стилем/периодом/автором и тп.