МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Технология разработки и защиты баз данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Форма обученияОчная
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_тест-2023_11кл
Часов по учебному плану 386
в том числе:
аудиторные занятия 320
самостоятельная работа 60
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17 13,670000076294 5,3299999237061
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 40 40 52 52 34 34 126 126
Лабораторные 58 58 72 72 64 64 194 194
Сам. работа 18 18 22 22 20 20 60 60
Часы на контроль 0 0 0 0 6 6 6 6
Итого 116 116 146 146 124 124 386 386

Программу составил(и):
Препод., Фоминых А.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Технология разработки и защиты баз данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Информационные системы и программирование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
канд.эконом.наук Глубокова Л.Г


1. Цели освоения дисциплины

1.1.В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности Разработка, администрирование и защита баз данных и соответствующие ему общие компетенции, и профессиональные компетенции

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ПК 11.1. Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных.
ПК 11.2. Проектировать базу данных на основе анализа предметной области.
ПК 11.3. Разрабатывать объекты базы данных в соответствии с результатами анализа предметной области.
ПК 11.4. Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных.
ПК 11.5. Администрировать базы данных.
ПК 11.6. Защищать информацию в базе данных с использованием технологии защиты информации.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний; основные принципы структуризации и нормализации базы данных; основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных; методы описания схем баз данных в современных системах управления базами данных; структуры данных систем управления базами данных, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров; методы организации целостности данных; способы контроля доступа к данным и управления привилегиями; основные методы и средства защиты данных в базах данных
3.2.Уметь:
3.2.1.Работать с современными case-средствами проектирования баз данных; проектировать логическую и физическую схемы базы данных; создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных; применять стандартные методы для защиты объектов базы данных; выполнять стандартные процедуры резервного копирования и мониторинга выполнения этой процедуры; выполнять процедуру восстановления базы данных и вести мониторинг выполнения этой процедуры; обеспечивать информационную безопасность на уровне базы данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.В работе с объектами базы данных в конкретной системе управления базами данных; использовании стандартных методов защиты объектов базы данных; работе с документами отраслевой направленности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы хранения и обработки данных. Проектирование БД.
1.1. 1. Основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
1.2. 2. Основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
1.3. 3. Структуры данных СУБД, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров. Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
1.4. 4. Основные принципы структуризации и нормализации базы данных Лекции 4 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
1.5. 5. Методы описания схем баз данных в современных СУБД. Структуры данных СУБД Лекции 4 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
1.6. 6. Методы организации целостности данных Лекции 4 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
1.7. 7. Модели и структуры информационных систем Лекции 4 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
1.8. 1. Практическая работа «Сбор и анализ информации» Лабораторные 4 8 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.1. Л1.1, Л2.1
1.9. 2.Практическая работа «Проектирование реляционной схемы базы данных в среде СУБД» Лабораторные 4 12 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.1., ПК 11.2., ПК 11.3. Л1.1, Л2.1
1.10. 3. Лабораторная работа «Приведение БД к нормальной форме 3НФ» Лабораторные 4 12 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.1., ПК 11.2., ПК 11.3. Л1.1, Л2.1
1.11. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 18 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.1., ПК 11.2. Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Разработка и адми-нистрирование БД.
2.1. Современные инструментальные средства проектирования схемы базы данных. Лекции 4 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
2.2. Технологии передачи и обмена данными в компьютерных сетях. Лекции 4 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
2.3. Введение в SQL и его инструментарий. Лекции 4 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
2.4. Подготовка систем для установки SQL-сервера. Лекции 5 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
2.5. Установка и настройка SQL-сервера. Лекции 5 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
2.6. Импорт и экспортданных Лекции 5 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
2.7. Автоматизация управления SQL Лекции 5 8 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
2.8. Выполнение мониторинга SQLServer с использование оповещений и предупреждений Лекции 5 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
2.9. Настройка текущего обслуживания баз данных Лекции 5 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
2.10. Поиск и решение типичных ошибок, связанных с администрированием Лекции 5 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
2.11. Лабораторная работа «Создание базы данных в среде разработки» Лабораторные 4 16 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.2., ПК 11.3., ПК 11.4. Л1.1, Л2.1
2.12. Лабораторная работа «Организация локальной сети. Настройка локальной сети» Лабораторные 4 10 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.3., ПК 11.4., ПК 11.5. Л1.1, Л2.1
2.13. Лабораторная работа «Установка и настройка SQL-сервера» Лабораторные 5 14 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.4., ПК 11.5. , ПК 11.6. Л1.1, Л2.1
2.14. Лабораторная работа «Экспорт данных базы в документы пользователя» Лабораторные 5 14 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.4., ПК 11.5. Л1.1, Л2.1
2.15. Лабораторная работа «Импорт данных пользователя в базу данных» Лабораторные 5 14 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.4., ПК 11.5. Л1.1, Л2.1
2.16. Лабораторная работа «Выполнение настроек для автоматизации обслуживания базы данных» Лабораторные 5 14 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.5. , ПК 11.6. Л1.1, Л2.1
2.17. Лабораторная работа «Мониторинг работы сервера» Лабораторные 5 16 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.5. , ПК 11.6. Л1.1, Л2.1
2.18. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 22 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.3., ПК 11.4., ПК 11.5. Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Организация защиты данных в хранилищах
3.1. Способы контроля доступа к данным и управления привилегиями. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.2. Алгоритм проведения процедуры резервного копирования. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.3. Модели восстановления SQL-сервера. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.4. Резервное копирование баз данных. Восстановление баз данных Лекции 6 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.5. Аутентификация и авторизация пользователей. Назначение серверных ролей и ролей баз данных. Авторизация пользователей при получении доступа к ресурсам. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.6. Настройка безопасности агента SQL Лекции 6 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.7. Обеспечение безопасности служб AD DS Лекции 6 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.8. Мониторинг, управление и восстановление AD DS Лекции 6 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.9. Внедрение и администрирование сайтов и репликации AD DS Лекции 6 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.10. Внедрение групповых политик Лекции 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.11. Управление параметрами пользователей с помощью групповых политик Лекции 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.12. Обеспечение безопасного доступа к общим файлам Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.13. Развертывание и управление службами сертификатов ActiveDirectory (AD CS) Лекции 6 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.14. Лабораторная работа «Выполнение резервного копирования» Лабораторные 6 10 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.5. Л1.1, Л2.1
3.15. Лабораторная работа «Восстановление базы данных из резервной копии» Лабораторные 6 10 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.5. Л1.1, Л2.1
3.16. Лабораторная работа «Реализация доступа пользователей к базе данных» Лабораторные 6 10 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.5. , ПК 11.6. Л1.1, Л2.1
3.17. Лабораторная работа «Мониторинг безопасности работы с базами данных» Лабораторные 6 8 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.5. , ПК 11.6. Л1.1, Л2.1
3.18. Лабораторная работа «Установка приоритетов» Лабораторные 6 8 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.5. Л1.1, Л2.1
3.19. Лабораторная работа «Развертывание контроллеров домена» Лабораторные 6 12 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.5. Л1.1, Л2.1
3.20. Лабораторная работа «Мониторинг сетевого трафика» Лабораторные 6 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.5. Л1.1, Л2.1
3.21. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 20 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 11.5. , ПК 11.6. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. В таблицу базы данных СКЛАД, содержащую 5 столбцов информации о товаре (наименование, поставщик, количество, дата окончания срока хранения, цена), внесена информация о 25 видах товара. Количество записей в таблице равно …
a. 25 (*)
b. 5
c. 125
d. 10
2. Реляционная база данных задана тремя таблицами. Поля Код спортсмена, Код дистанции, Дата соревнования, Время, Телефон соответственно должны иметь типы …
a. числовой (целое), текстовый, дата/время, числовой (с плавающей точкой), текстовый (*)
b. числовой (целое), текстовый, дата/время, числовой (с плавающей точкой), числовой (с плавающей точкой)
c. числовой (целое), текстовый, дата, время, текстовый
d. числовой (целое), текстовый, дата/время, дата/время, текстовый
3. Для первичного ключа ложно утверждение, что …
a. первичный ключ может принимать нулевое значение (*)
b. в таблице может быть назначен только один первичный ключ
c. первичный ключ может быть простым и составным
d. первичный ключ однозначно определяет каждую запись в таблице
4. Для эффективной работы с базой данных система управления базами данных (СУБД) должна обеспечивать __________ данных
a. непротиворечивость (*)
b. достоверность
c. объективность
d. кодирование
5. Для таблицы реляционной базы данных ложно утверждение, что …
a. каждая запись в таблице содержит однородные по типу данные (*)
b. все столбцы таблицы содержат однородные по типу данные
c. в таблице нет двух одинаковых записей
d. каждый столбец таблицы имеет уникальное имя
6. Основными понятиями иерархической структуры являются …
a.уровень, узел, связь
b. отношение, атрибут, кортеж
c. таблица, столбец, строка
d. таблица, поле, запись
7. Для таблицы реляционной базы данных ложно утверждение, что …
a. каждая запись в таблице содержит однородные по типу данные (*)
b. все столбцы таблицы содержат однородные по типу данные
c. в таблице нет двух одинаковых записей
d. каждый столбец таблицы имеет уникальное имя
8. Разновидность информационной системы, в которой реализованы функции централизованного хранения и накопления обработанной информации организованной в одну или несколько баз данных это...
a. Банк данных (*)
b. База данных
c. Информационная система
d. Словарь данных
9. Модель представления данных - это...
a.Логическая структура данных, хранимых в базе данных (*)
b.Физическая структура данных, хранимых в базе данных
c.Иерархическая структура данных
d.Сетевая структура данных
10. Наиболее используемая (в большинстве БД) модель данных...
a.Реляционная модель (*)
b.Сетевая модель данных
c.Иерархическая модель данных
d.Системы инвертированных списков
11. Проектированием БД занимается...
a. Администратор БД (*)
b. Программист БД
c. Пользователь БД
d. Проектировщик БД
12.Основными составными частями клиент - серверной архитектуры являются
a.Сервер
b.Клиент
c.Сеть и коммуникационное программное обеспечение
d.Все выше перечисленное (*)
13.Контроль завершения транзакций реализуется при помощи
a. Хранимых процедур
b.Правил
c.Триггеров
d.Всего выше перечисленного (*)
14. Отношением называют
a.Файл
b.Список
c.Таблицу (*)
d.Связь между таблицами
15. Ключ называется сложным, если состоит
a.Из нескольких атрибутов (*)
b.Из нескольких записей
c.Из одного атрибута
d.Из одного атрибута, длина значения которого больше заданного количества символов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
закреплено в приложении "ФОС_Технология разработки и защиты баз данных_2022"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022 г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую оценку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг Rзач.

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзаменационная оценка «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тест включены вопросы с выбором одного варианта ответа. В вопросах с выбором одного ответа студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. Всего в банке более 200 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 25 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. М. Илюшечкин Основы использования и проектирования баз данных: учебник для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. Базы данных : учебник для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows

Приложения MS Office: MS Word, MS Excel,
7-Zip,
Acrobat Reader/

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:


1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)


Профессиональные базы данных:


1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
313Н лаборатория компьютерного дизайна; лаборатория системного и прикладного программирования; лаборатория инструментальных средств разработки; лаборатория садово-паркового и ландшафтного строительства; студия информационных ресурсов; полигон вычислительной техники; полигон учебных баз практики – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; мобильная интерактивная доска (марка: Smart kapp) – 1 ед.; компьютеры (марка RAMEC, монитор Philips) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении междисциплинарного курса используются следующие виды учебных занятий:

1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.
Конспекты лекций также входят в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем


2. Лабораторные работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания. В каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.
При подготовке лабораторным занятиям следует:

 использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;

 изучить лекционный материал по данной теме;

 разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;

 уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.


Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.