МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Западное общество на современном этапе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-2020,2019,2018
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рабочая программа дисциплины
Западное общество на современном этапе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление об основных тенденциях развития современного западного общества на рубеже XX–XXI вв., помочь им понять логику и закономерности процесса становления и развития постиндустриального (информационного) общества и дать студентам широкую картину развития технологических, экономических, политических, идеологических и культурных аспектов процессов глобализации и постмодернизации.
Задачи:
1. Познакомить студентов с документальными источниками и доступными основными научными исследованиями по основным проблемам развития современного западного общества.
2. Дать студентам навыки самостоятельного поиска материалов по основным проблемам развития
3. Сформировать у студентов четкое представление о понятийном аппарате курса.
4. Дать студентам представление о знаковых феноменах, ключевых событиях и персоналиях современного западного общества на рубеже XX–XXI вв.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные документальные источники и научные исследования по основным проблемам развития современного западного общества.
-логику и закономерности процесса становления и развития постиндустриального общества
3.2.Уметь:
3.2.1.- объяснять логику и закономерности процесса становления и развития постиндустриального общества исходя из развития технологических, экономических, политических, идеологических и культурных аспектов процессов глобализации и постмодернизации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного поиска материалов по основным проблемам развития современного западного общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Постмодернизация: основные концепции и оценки
1.1. Постмодернизация: основные концепции и оценки Лекции 4 0,5 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Глобализация и особенности экономического развития стран Запада
2.1. Глобализация и особенности экономического развития стран Запада Лекции 4 0,5 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Информационная революция и ее последствия
3.1. Информационная революция и ее последствия Лекции 4 0,5 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Особенности социальной эволюции в странах Запада
4.1. Особенности социальной эволюции в странах Запада Лекции 4 2,5 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Реформирование социального государства в странах Запада Практические 4 0,5 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Власть и общество на Западе в постиндустриальную эпоху Практические 4 0,5 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Культура, религия и повседневная жизнь в эпоху Постмодерна Практические 4 0,5 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Запад в современном мире
5.1. Вестернизация и расширение Атлантического мира Практические 4 2,5 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Подготовка к практическим занятиям и зачету Сам. работа 4 96 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Зачет 4 0 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1249

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6
Способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какое движение в США выступало против расизма и насилия, в особенности против полицейского насилия?
А. #MeToo
Б. BLM
В. Партия чаепития
Ответ: Б

2. Какие черты присущи постмодернизму в искусстве и литературе?
А. Скандальность
Б. Отсутствие пафоса
В. Всё может называться искусством
Г. Деловое использование предшествующего
Д. Вера в высокое искусство
Ответ: Б, В, Г

3. Какое описание соответствует движению «Альтернатива для Германии»?
А. правоэкстремитская партия, созданная после роспуска Немецкой имперской партии в середине 1960-х гг.
Б. правопопулистская и евроскептическая партия, основанная бывшими членами ХДС.
В. левая партия, активно выступающая за социальную справедливость, права женщин, неравенство, экологию, а также против военных конфликтов.
Ответ: Б

4. Кто из известных социологов является автором высказывания «Сетевое общество создано
сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках»?
А. М. Кастельс
Б. Р. Дарендорф
В. Д. Белл
Ответ: А

5. По мнению большинства исследователей, переход к постиндустриальному обществу начался с середины –
А. 1950-х гг.
Б. 1960-х гг.
В. 1970-х гг.
Г. 1980-х гг.
Ответ: В

6. Какими достижениями отметились в британской истории правительства Т. Блэра?
А. урегулирование ольстерской проблемы
Б. реформа рынка труда
В. проведение летней Олимпиады в Лондоне
Г. борьба с последствиями глобальной рецессии 2008–2009 гг.
Д. участие в свержении Саддама Хусейна в Ираке
Ответ: А, Б, Д

7. Выберите, членом какой (их) партии (партий) был Николя Саркози.
А. Национальный фронт
Б. Объединение в поддержку республики
В. Союз за народное движение
Г. Союз за французскую демократию
Д. Республиканцы
Ответ: Б, В, Д
8. Сокращение в США доли трудящихся, занятых в сельском хозяйстве, ниже 3% свидетельствует
А. о высокой безработице
Б. о аграрной революции
В. о переходе к постиндустриальному обществу
Г. о сокращении сельскохозяйственных угодий
Ответ: В

9. Укажите характеристики технологических перемен конца ХХ – начала XXI вв.
А. дешевая энергия
Б. глобализация
В. информационная революция
Г. автомобиль
Д. сетевое общество
Е. «революция управляющих»
Ж. финансирование НИОКР в значительной степени государством
З. фордизм
Ответ: Б, В, Д

10. Какое слово означает процесс всемирной экономической, политической, культурной унификации?
А. постмодернизация
Б. интеграция
В. глобализация
Г. мультикультурализм
Ответ: В

11. Кто из французских президентов инициировал модернизацию Лувра, в результате которой во дворе дворца появилась стеклянная пирамида?
А. Жак Ширак
Б. Николя Саркози
В. Франсуа Олланд
Г. Франсуа Миттеран
Ответ: Г

12. Верно ли, что Маастрихтский договор предполагал создание «европейской армии»?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

13. Верно ли, что результатом операции «Чистые руки» стала окончательная дискредитация так
называемой «Первой республики» в Италии?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

14. Внутреннюю политику какого американского президента назвали «сострадательным консерватизмом»?
А. Дональда Трампа
Б. Джорджа Буша-младшего
В. Билла Клинтона
Г. Барака Обамы
Ответ: Б

15. Какие референдумы провели правительства Д. Кэмерона в Великобритании?
А. о независимости Шотландии
Б. о реформе палаты лордов
В. о выходе Великобритании из Европейского союза
Ответ: А, В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое тэтчеризм?
Ответ: Тэтчеризм – политика консервативного правительства Великобритании под руководством Маргарет Тэтчер (1981–1990), сопровождавшаяся приватизацией ранее национализированных предприятий и отраслей экономики, монетаризмом в финансово-экономической сфере, приватизацией социальных сфер образования и здравоохранения.

2. Дайте определение «великой рецессии».
Ответ: Великая рецессия (англ. Great Recession), глобальная рецессия 2009 года, спад в мировой экономике, начавшийся с кризиса в финансовом секторе США в 2007—2008 годах. Рецессию спровоцировали следующие факторы: провалы в финансовом регулировании, нарушения в области корпоративного управления, которые привели к чрезмерным рискам; чрезмерно высокая задолженность домохозяйств; широкое распространение «экзотических» ценных бумаг (деривативов), рост нерегулируемой «теневой» банковской системы.

3. Кто такие антиглобалисты?
Ответ: Антиглобалисты – общественное и политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Годом рождения считают 1999 год, когда произошли первые мощные и скоординированные выступления противников мирового финансового порядка в Сиэтле, во время проведения саммита ВТО.

4. В чем состоит основное содержание цифровой трансформации?
Ответ: В ходе цифровой трансформации проявляются качественные, революционные изменения, заключающиеся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате цифровой трансформации осуществляется переход на новый технологический и экономический уклад.

5. В чем заключается сущность американского Патриотического акта 2001 г.?
Ответ: Патриотический акт – федеральный закон, принятый в США в октябре 2001 года, который дал правительству и полиции широкие полномочия по надзору за гражданами. Принят после террористического акта 11 сентября 2001 года. Закон, в частности, расширил права ФБР по подслушиванию и электронной слежке, что многими было расценено как нарушение четвёртой поправки к конституции. Некоторые части акта были отменены или их действие закончилось со временем. Однако, Патриотический акт как целостный законопроект не был отменен, и многие его положения продолжают действовать в настоящее время.

6. Почему Мари Ле Пен следует считать националисткой?
Ответ: Мари Ле Пен является лидером Национального движения (до 2018 г. –Национального фронта). Политические позиции Ле Пен и ее партии связаны с национализмом, ксенофобией, ограничением миграции, неприятием глобализации и обеспечением «безопасности» Франции, в том числе через жесткие меры в области борьбы с беженцами и иностранными работниками.
Мари Ле Пен – сторонница выхода Франции из Европейского Союза и усиления государственного контроля над экономикой. Основной мотивацией Мари Ле Пен, является утверждение и поддержание «национальной идентичности» и суверенитета своей страны. Они выступают против массовой миграции и настаивают на социальной, культурной и политической ориентации на свое национальное наследие, а не на космополитические ценности.

7. Какое значение имело Дейтонское соглашение?
Ответ: Дейтонское соглашение – соглашение о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в Республике Босния и Герцеговина 1992–1995 гг. Согласовано 21 ноября 1995 года на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо), подписано 14 декабря 1995 года в Париже лидером боснийцев Алиёй Изетбеговичем, президентом Сербии Слободаном Милошевичем и президентом Хорватии Франьо Туджманом.

8. Что предполагала программа Восточного партнерства ЕС?
Ответ: Восточное партнёрство – проект Европейского Союза, имеющий основной заявленной целью развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией

9. Что такое исламистский терроризм?
Ответ: Исламистский терроризм – тактика насильственных расправ с оппонентами, находящая себе идеологическое обоснование и оправдание в трактовках вероучения как направленная на защиту исламского мира против влияния или агрессии немусульманских стран и идеологий, в особенности западного мира. В настоящее время — наиболее распространённая по числу проявлений форма международного терроризма. Обычно используется радикальными, экстремистскими организациями, членов таких организаций и называют исламистами или боевиками-исламистами. Для оправдания этой тактики обычно используются расплывчатые ссылки на предписанную правоверным обязанность вести джихад, хотя многими мусульманскими богословами и религиоведами ставится под сомнение трактовка этой обязанности как надобности в физических расправах.

10. Что понимается под «цветной революцией»?
Ответ: «Цветные революции» — собирательное понятие, применяемое для обозначения революций, а также некоторых широко известных массовых ненасильственных акций протеста, имевших место в конце XX и начале XXI века. В результате «цветных революций» произошла смена власти в ряде постсоциалистических стран (на территории бывшего СССР и Восточной Европы) и стран арабского мира. Цветными революциями принято называть смену власти в результате массовых демонстраций и акций гражданского неповиновения против правящих режимов. В настоящее время отсутствует консенсус по вопросу о том, какое именно событие можно считать цветной революцией.

11. Что означает понятие «маастрихтские критерии»?
Ответ: Маастрихтские критерии (критерии конвергенции) — финансово-экономические показатели страны, необходимые для вступления в еврозону. По этим критериям оценивается жизнеспособность финансовой системы, уровень цен и стабильность валютного курса. Цель критериев — обеспечить сбалансированное функционирование экономического и валютного союза. Данные критерии были введены Договором о Европейском Союзе (Маастрихтским договором) 1992 г., провозгласившим программу строительства Экономического и валютного союза и перехода к единой европейской валюте.

12. Дайте определение постмодернизации.
Ответ: Современные процессы в социумах западных стран часто обозначаются как постмодернизация — формирование нового типа общества, имеющего иную материальную базу и даже другие ментальные характеристики, чем современное. Такое общество называют постиндустриальным, информационным, технотронным, постмодерным. Постмодернизация развитых обществ предусматривает отказ от акцента на экономическую эффективность, бюрократические структуры власти, научный рационализм, которые были характерны для модернизации, и знаменует переход к более гуманному обществу, где большее пространство предоставляется самостоятельности, многообразию и самовыражению личности.

13. Что такое «постмодернити»?
Ответ: Определение современного этапа истории в качестве «постмодернити» обычно ассоциируется с идеями постмодернизма. В отличие от постиндустриальной теории, сторонники которой опирались прежде всего на взгляды социологов и экономистов конца XIX и начала XX веков, а также на идеи философов-позитивистов, постмодернизм базировался на более широкой, но при этом гораздо менее структурированной основе. Еuj сторонники обращают внимание прежде всего на то, что складывающиеся сегодня социальные отношения радикально отличны от традиционного массового общества, и в этом они близки теоретикам постиндустриализма. Понятие «постмодернити» возникло в связи со стремлением подчеркнуть отличие нового социального порядка от «современного", указать на противоречие между contemporary и modern. Подобный подход породил весьма интересную периодизацию общественного прогресса, хронологически сходную с той, что предложена в рамках постиндустриальной теории, но в отдельных аспектах даже более совершенную.

14. В чем сущность политики мультикультурализма?
Ответ: Мультикультурализм – политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам вести просветительскую деятельность и иметь собственные образовательные программы, строить школы, открывать библиотеки и объекты культового значения, выражать консолидированную политическую позицию во время выборов и так далее.

15. Дайте определение флешмоба.
Ответ: Флешмоб (от англ. flash mob – flash – вспышка; миг, мгновение; mob – толпа) – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Сбор участников флешмоба осуществляется посредством мобильной связи (в основном посредством Интернета).

16. Что такое симулякр?
Ответ: Симулякр (от лат. simulacrum < simulo - «изображение» от «делать вид, притворяться») — «копия», не имеющая оригинала в реальности. В наше время под симулякром понимают обычно то, в каком смысле это слово использовал Жан Бодрийяр: симулякр — это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Например, симулякром можно назвать картинку, которая кажется цифровой фотографией чего-то, но то, что она изображает, на самом деле не существует и не существовало никогда. Такая подделка может быть создана с помощью специального программного обеспечения.

17. Объясните термин «блог».
Ответ: Блог (веб-блог) – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник – веб-сайт, основное содержимое которого включает регулярно добавляемые пользователем записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

18. Что такое креативный класс?
Это понятие, предложенное Ричардом Флоридой для обозначения социальной группы населения, включённой в постиндустриальный сектор экономики. Это часть среднего класса, ставшая самой влиятельной и массовой социальной группой в развитых странах.

19. Что понимается под толерантностью западного общества?
Ответ: Толерантность – это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

20. В чем состоит сущность глобального потепления?
Ответ: Глобальное потепление – это долгосрочное повышение средней температуры климатической системы Земли, происходящее уже более века, основной причиной чего большинство экспертов считает человеческую деятельность.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи зачета. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=187857
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 10.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пленков О.Ю. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новая и новейшая история стран Европы и Америки : Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Глобализация. Общество. Личность: Научные монографии ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Европейский Союз europa.eu.int
Э2 МВФ www.imf.org
Э3 НАТО www.nato.int
Э4 ООН www.un.org
Э5 History Channel www.historychannel.com
Э6 The History Net www.thehistorynet.com
Э7 Центр исследований постиндустриального общества postindustrial.net
Э8 Учебная дисциплина «Западное общество на современном этапе» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках курса студенты знакомятся с ключевыми проблемам истории стран Европы и Америки.
Формы работы делятся на традиционные (лекционные и практические занятия) и интерактивные (эвристическая беседа, презентация, дискуссия, «круглый стол», коллективные решения творческих задач).
При изучении каждой темы и при подготовке к семинару целесообразно:
– ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины, включающей тематический план и программу курса;
– просмотреть конспект лекций;
– руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах университетской библиотеки;
– использовать возможности сайта библиотеки университета и другие информационные ресурсы Интернета;
При изучении учебного материала необходимо, прежде всего, разобраться в основанных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия.
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом. При изучении тем дисциплины рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем глав или разделов учебных пособий, а затем переходить к ознакомлению с научными монографиями и статьями по теме. Полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Такая практика формирует навыки отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.
Собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов.
Ресурсы сети Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым темам, написания эссе, рефератов.