МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международные конфликты в XXI в.

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильМеждународные отношения и внешняя политика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_МОиВП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Международные конфликты в XXI в.

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель:
показать роль и значение конфликтов в современных международных отношениях, поиски путей минимизации их негативных последствий и выработки согласованных усилий мирового сообщества по их урегулированию.
Задачи:
– определить содержание основных понятий конфликтологии в применении к международным отношениям;
– выявить типологию и виды классификации международных конфликтов;
– рассмотреть пути и механизмы урегулирования международных конфликтов;
– показать роль и степень вовлеченности международных организаций и внерегиональных держав в урегулирование конфликтов;
– проследить причины возникновения, эволюцию и перспективы урегулирования крупных региональных конфликтов в Азии и Африке;
– показать роль этнических, религиозно-культурных, исторических, политико-экономических и др. факторов в возникновении конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.
УК-8Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1 Знает терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей; методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий; технику безопасности и правила пожарной безопасности.
УК-8.2 Способен разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и пр. характера; использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
УК-8.3 Имеет опыт использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты для сохранения жизни и здоровья граждан; планирования обеспечения безопасности в конкретных техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях; оказания первой помощи пострадавшим в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– о международно-правовой базе и механизмах урегулирования конфликтов, миротворческих операций ООН и региональных международных организаций;
- основные понятия и категории, необходимые для анализа международных конфликтов.
3.2.Уметь:
3.2.1.– уметь изложить основные идеи теоретиков современной конфликтологии и теории международных отношений;
– уметь собрать, проанализировать и квалифицированно изложить информацию по истории и современному состоянию наиболее значимых региональных конфликтов в их взаимосвязи с общим состоянием миросистемы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– научно-объективным подходом к исследованию международных конфликтов,оценке роли России в их урегулировании.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Понятие, функции и причины международных конфликтов Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Введение к курсу Лекции 7 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Региональные конфликты в современных международных отношениях
2.1. Место региональных конфликтов в системе международных отношений Лекции 7 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Особенности современных конфликтов и пути их урегулирования Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Ближневосточный конфликт во второй половине ХХ – начале XXI в.
3.1. Арабо-израильские войны 40-70-х гг. как проявление силового варианта решения ближневосточного конфликта Лекции 7 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Возникновение палестинской государственности и современное состояние израильско-палестинского конфликта Практические 7 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Афганский конфликт и его региональный аспект
4.1. Афганский конфликт и его региональный аспект Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Кашмирский конфликт
5.1. Кашмирский конфликт: история и современное состояние проблемы Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Региональные конфликты в районе Африканского Рога
6.1. Региональные конфликты в районе Африканского Рога Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 7. Курдская проблема
7.1. Курдская проблема Практические 7 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 8. Ирак и кризисные ситуации на Ближнем Востоке в 1990-2000 х гг.
8.1. Ирак и кризисные ситуации на Ближнем Востоке в 1990-2000 х гг. Практические 7 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 9. Конфликты в регионе Великих Африканских озер
9.1. Конфликты в регионе Великих Африканских озер Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 10. Локальные конфликты в странах Южной и Юго-Восточной Азии
10.1. Конфликт между тамилами и сингалами на Шри-Ланке Практические 7 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
10.2. Сепаратистские движения в Индонезии и на Филиппинах Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
10.3. Подготовка реферата Сам. работа 7 32 Л1.1, Л2.1, Л3.1
10.4. Поиск информации и составление аналитических записок о текущих конфликтах Сам. работа 7 20 Л1.1, Л2.1, Л3.1
10.5. Подготовка к зачету Сам. работа 7 14 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
Весь материал для изучения дисциплины представлен в онлайн-курсе по ссылке https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4686

Вопросы для оценки сформированности компетенции:
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Тестовые задания

1. Политической культуре африканских обществ свойствена:
А. готовность к компромиссам в конфликтных ситуациях
Б. низкий порог применения насилия в конфликтах
В. соблюдение гуманитарного права в отношении противника

2. Использование детей-солдат в африканских конфликтах
А. соответствует международному праву
Б. осуждается ООН и правозащитными организациями
В. противоречит традициям африканских народов

3. Трайбализм как форма групповой обособленности на основе родо-племенной принадлежности
А. содействует становлению гражданской идентичности
Б. полностью изжил себя в современных условиях
В. способствует повышенной конфликтогенности Африканского континента

4. Основателем и первым руководителем террористической организации «Аль-Каида» являлся
А. Абу Бакр аль-Багдади
Б. Усама бен Ладен
В. Касем Сулеймани

5. Какое из перечисленных ниже государств относится к «несостоявшимся»:
А. Египет
Б. Демократическая Республика Конго
В. Кения

6. . Основатель и первый руководитель террористической организации «Аль-Каида» Усама бен Ладен был убит в результате операции американского спецподразделения на территории:
А. Афганистана
Б. Саудовской Аравии
В. Пакистана

7. Свержение Муаммара Каддафи в Ливии привело:
А. к консолидации общества в рамках ливийского государства
Б. приходу к власти сына Каддафи Саифа аль-Ислама
В. распаду страны

8. Феномен «полевых командиров» в период вооруженных конфликтов
А. способствует укреплению центральной власти
Б. способствует ослаблению и фрагментации центральной власти
В. способствует укреплению целостности государства

9. Основные водные ресурсы Центральноазиатского региона сконцентрированы в
А. Таджикистане и Киргизии
Б. Киргизии и Казахстане
В. Таджикистане и Туркмении

10. К ассиметричным конфликтам из перечисленных ниже относится
А. конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха
Б. конфликт между Саудовской Аравией и Ираном за региональное лидерство
В. конфликт между Индонезией и Восточным Тимором из-за нежелания тиморцев войти в состав Индонезии

11. Впервые миротворческие силы ООН были использованы
А. во время арабо-израильской войны 1948–1949 гг.
Б. во время Суэцкого кризиса 1956 г.
В. во время Берлинского кризиса 1961 г.

12. Миротворческая миссия в Сомали (АМИСОМ) была сформирована в 2007 г. из военных подразделений:
А. США и Пакистана
Б. государств НАТО
В. африканских стран

13. Какое из перечисленных ниже межгосударственных объединений не имеет миротворческих сил?
А. ОДКБ
Б. Африканский союз
В. БРИКС

14. Как называется исламистская террористическая организация, действующая на территории Нигерии и выступающая за искоренение западного образа жизни?
А. Аль-Каида
Б. Исламский джихад
В. Боко харам

15. Гуманитарные операции в современных условиях осуществляются
А. с целью распространения культуры и языка той или иной страны
Б. продвижения идей гуманизма
В. защиты прав и свобод человека

Ключ к тестам

№ вопроса ответ
1 Б
2 Б
3 В
4 Б
5 Б
6 В
7 В
8 Б
9 А
10 В
11 Б
12 В
13 В
14 В
15 В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.



Контрольные вопросы

1. Что такое агрессия в международных отношениях?
Агрессия – применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.

2. Что такое аннексия?
Аннексия – насильственное присоединение государством территории другого государства.

3. Что означает термин геноцид?
Геноцид – международное преступление, совершаемое с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, расовую или религиозную группу как таковую.

4. Что такое анклав?
Анклав – часть территории одного государства, полностью окруженная сухопутной территорией другого государства или государств.

5. Что такое апартеид?
Апартеид, апартхейд – (раздельное проживание) – политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАС и ЮАР Национальной партией с 1948 по 1994 гг.

6. Как повлияла на уровень и формы конфликтности в международных отношениях ликвидация биполярной системы мироустройства?
Ликвидация биполярного мироустройства снизила угрозу глобального конфликта, но привела к возрастанию конфликтности на региональном и локальном уровнях. Возросло число межнациональных, межконфессиональных, внутригражданских конфликтов.

7. Что означает понятие беженцы?
Беженцы – лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств.

8. Кого называют иммигрантами?
Иммигранты – иностранные граждане или лица без гражданства, въезжающие в страну на постоянное или долговременное жительство.

9. Что такое интернирование?
Интернирование – принудительное выдворение иностранных граждан в особые места поселения воюющей или нейтральной стороной в связи с вооруженным конфликтом.

10. Что означает понятие комбатанты?
Комбатанты – лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях.

11. Что означает термин «мирное население»?
Мирное население – лица, находящиеся на территории воюющих сторон и не принадлежащие к комбатантам. Нормы международного права охраняют интересы и права мирного (гражданского) населения.

12. Что означает понятие консенсус?
Консенсус – принятие решения или текста договора на международных конференциях на основе общего согласия участников без проведения формального голосования, если против него не выступает ни один из участников данного форума.

13. Что такое международные реки?
Международные реки – реки, которые протекают по территории двух или более государств и использование которых является предметом международно-правовых отношений между прибрежными государствами.

14. Что такое невоюющее государство?
Невоюющее государство – страна, которая формально не объявляла себя в состоянии войны, однако, в отличие от нейтрального государства, она не связывает себя равным отношением к воюющим сторонам.

15. Охарактеризуйте понятие «операции ООН по поддержанию мира».
Операции ООН по поддержанию мира – меры с использованием вооруженных сил или военных наблюдателей государств-членов Организации Объединенных Наций, осуществляемые с санкции Совета Безопасности ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

16. Кто такие партизаны?
Партизаны – лица, добровольно сражающиеся в составе вооруженных организованных партизанских сил на территории, занятой противником, за свободу и независимость своей родины.

17. Приведите примеры наиболее длительных международных конфликтов
Кашмирский конфликт между Индией и Пакистаном
Ближневосточный (арабо-израильский) конфликт

18. Чем характеризуются конфликты с нулевой суммой?
К конфликтам с нулевой суммой относятся конфликты, при урегулировании которых выигрыш одной стороны равен проигрышу другой стороны. Такие конфликты отличаются ожесточенностью, нередко порождают у проигравшей стороны стремление к реваншу.

19. Какую роль в международных конфликтах играет формируемый в отношении противника «образ врага»?
«Образ врага» в отношении противника способствует мобилизации и единению общества. Демонизация противной стороны служит оправданием применения жестких методов борьбы в вооруженных конфликтах.

20. Как повлияла на уровень и формы конфликтности в международных отношениях ликвидация биполярной системы мироустройства?
Ликвидация биполярного мироустройства снизила угрозу глобального конфликта, но привела к возрастанию конфликтности на региональном и локальном уровнях. Возросло число межнациональных, межконфессиональных, внутригражданских конфликтов.

Критерии оценивания открытых вопросов
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.


УК-8: Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций


Тестовые задания

1. Какой из приведенных вариантов содержит неправильный ответ.
Религия в этноконфессиональных конфликтах
А. способствует консолидации общества
Б. оказывает умиротворяющее влияние на стороны конфликта
В. придает конфликтам ценностное наполнение

2. Гуманитарные операции в современных условиях осуществляются
А. с целью распространения культуры и языка той или иной страны
Б. продвижения идей гуманизма
В. защиты прав и свобод человека

3. Какое из перечисленных ниже государств не относится к «несостоявшимся»?
А. Сомали
Б. Корейская Народно-Демократическая Республика
В. Республика Южный Судан

4. Какой из приведенных вариантов содержит неправильный ответ.
Согласно «сделке века» (инициативе администрации президента Д. Трампа по разрешению ближневосточного конфликта) решение проблемы Иерусалима предусматривало
А. признание Иерусалима неделимой столицей Израиля
Б. строительство в пригородах Восточного Иерусалима столицы палестинского государства
В. передачу Храмовой горы под контроль ООН

5. Уход ооновских миротворцев из Сомали привел
А. к консолидации общества и объединению страны
Б. к прекращению гражданской войны
В. к распаду страны

6. Пик активности сомалийских пиратов приходится на:
А. 2001–2004 гг.
Б. 2008–2012 гг.
В. 2014–2018 гг.

7. Миротворческая миссия в Сомали (АМИСОМ) была сформирована в 2007 г. из военных подразделений:
А. США и Пакистана
Б. государств НАТО
В. африканских стран

8. Самым конфликтогенным регионом планеты является
А. Африканский континент
Б. Юго-Восточная Азия
В. страны Латинской Америки

9. Конфликтам на Африканском континенте свойственен:
А. низкий порог применения насилия
Б. готовность конфликтующих сторон к компромиссу
В. акцент на правовых способах разрешения конфликтов

10. Целью тамильской организации «Тигры освобождения Тамил Илама» являлось:
А. автономия тамилов в составе Шри Ланки
Б. создание независимого тамильского государства
В. защита тигров в тамильских лесах от истребления

11. Большинство населения Восточного Тимора составляют:
А. мусульмане
Б. последователи местных религиозных культов
В. христиане (католики)

12. Курдская автономия существует на территории:
А. Турции
Б. Ирака
В. Ирана

13. Военная операция США в Ираке была осуществлена
А. в 2001 г.
Б. в 2003 г.
В. в 2004 г.

14. Основателем и первым руководителем террористической организации «Аль-Каида» являлся
А. Абу Бакр аль-Багдади
Б. Усама бен Ладен
В. Касем Сулеймани

15. Какой из приведенных вариантов содержит неправильный ответ.
Военные операции по гуманитарным показаниям с санкции ООН были проведены:
А. в Сомали в 1992 г.
Б. в Руанде в 1994 г.
В. в Ираке в 2003 г.

Ключ к тестам

№ вопроса ответ
1 Б
2 В
3 Б
4 В
5 В
6 Б
7 В
8 А
9 А
10 Б
11 В
12 Б
13 Б
14 Б
15 В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.


Контрольные вопросы

1. Что понимается под конфликтом?
Под конфликтом принято подразумевать столкновение двух или более разнонаправленных сил, преследующих собственные несовпадающие интересы.

2. В чем заключаются негативные последствия международных конфликтов?
Конфликты могут приводить к массовой гибели людей и материальным разрушениям, они способствуют милитаризации общественного сознания и росту насилия.

3. В чем заключаются конструктивные функции международных конфликтов?
Конфликты выявляют вновь возникающие противоречия и привлекают к ним внимание, они выявляют и фиксируют новый баланс сил как на глобальном, так и на региональном уровнях. Конфликты являются одним из элементов саморегуляции системы международных отношений и способом разрешения противоречий.

4. Как повлияла на уровень и формы конфликтности в международных отношениях ликвидация биполярной системы мироустройства?
Ликвидация биполярного мироустройства снизила угрозу глобального конфликта, но привела к возрастанию конфликтности на региональном и локальном уровнях. Возросло число межнациональных, межконфессиональных, внутригражданских конфликтов.

5. В чем суть классификации конфликтов, предложенная А. Рапопортом?
Рапопорт подразделял конфликты на «схватки» (когда каждая из сторон воспринимает друг друга как врага), «игры» (конфликты, в которых противоборство ограничивается определенными правилами, взаимно признаваемыми участниками) и «дебаты» (когда каждый из участников конфликта воспринимает другую сторону как заблуждающегося оппонента, что предполагает готовность к переговорам и к взаимному компромиссу.

6. Почему «несостоявшиеся государства» являются очагами повышенной конфликтности?
В «несостоявшихся государствах» официальные властные институты утратили контроль над значительной частью территории и населения, в них постоянно воспроизводятся конфликтные ситуации и сами они, как правило, становятся источником локальных и региональных конфликтов.

7. Приведите примеры «интервенции возмездия» и «превентивного вмешательства», осуществленные в XXI веке.
Интервенция возмездия – военная операция международной коалиции во главе с США, осуществленная в 2001 г. против режима талибов в Афганистане. «Превентивное вмешательство» – военная операция в Ираке в 2003 г., осуществленная по инициативе США под предлогом недопущения режима С. Хусейна к оружию массового поражения.

8. В чем особенности современных этнополитических конфликтов?
Этнический конфликт воспринимается как ценностный конфликт, как борьба за самосохранение этнической общности. Стороны в таких конфликтах менее склонны к компромиссам, поскольку в основе этнополитических конфликтов лежит отстаивание базовых принципов, связанных с идентичностью, ценностями, проявляющимися в традициях и обычаях, а подчас и выживание той или иной этнической группы.

9. В чем значение Каирского соглашения 1994 г. о палестинской автономии?
Каирское соглашение положило начало постепенному уходу Израиля с оккупированных палестинских территорий и передачи власти в этих районах в руки палестинской администрации. Было положено начало созданию палестинской государственности.

10. Что предусматривал план А. Шарона по одностороннему размежеванию с палестинцами (2004 г.)?
План Шарона предусматривал уход Израиля из Сектора Газа и строительство «защитной стены» между Израилем и палестинскими территориями.

11. Авраамский договор 2020 г. был подписан между:
Израилем и ОАЭ и предусматривал нормализацию двусторонних отношений.

12. Каковы итоги миротворческих усилий США и их союзников в Афганистане в 2001–2021 гг.?
США были вынуждены вывести военные формирования из Афганистана, что привело к возвращению к власти талибов.

13. Какое влияние оказывает кашмирский конфликт на индийско-пакистанские отношения?
Неурегулированность конфликта из-за Кашмира является источником конфликтности и недоверия в двусторонних отношениях, закрепления в массовом сознании «образа врага» в отношении друг друга.

14. Какое влияние на мировые транспортные грузоперевозки оказало сомалийское пиратство?
Захваты судов у берегов Сомали привели к повышению фрахта (платы за морские грузоперевозки), найму охранных фирм для защиты грузов, выплате пиратам миллионных сумм за освобождение судов и экипажей, что значительно удорожало морские грузоперевозки в районе Африканского Рога.

15. Финансирование миротворческой миссии АМИСОМ в Сомали осуществляется:
ООН и Европейским союзом

16. Фактором, стимулирующим многочисленные межэтнические конфликты на Африканском континенте, является
Несовпадение государственных и этнических границ

17. Итогом конфликта между сингалами и тамилами на Шри-Ланке стало:
Поражение тамильских сепаратистов из организации «Тигры освобождения Тамил Илама».

18. В чем выразилось участие ООН в урегулировании конфликта вокруг Восточного Тимора:
В страну был введен международный миротворческий контингент и создана администрация ООН, временно взявшая на себя управление этой территорией.

19. Наиболее конфликтогенным регионом Центральной Азии является
Ферганская долина

20. Основными вызовами безопасности государств Центральной Азии, исходящими из Афганистана, являются
Проникновение исламского радикализма и наркотрафик.

Критерии оценивания открытых вопросов
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В качестве зачетного мероприятия предлагается подготовить аналитические записки по нижеприведенным темам (на выбор). Допускаются иные темы (по согласованию с преподавателем), соответствующие тематике курса. Аналитические записки объемом до пяти страниц следует представить в разделе «Итоговый зачет» в соответствующем курсе в Moodle.

Темы письменных работ по курсу

1. Причины, значение и роль конфликтов в международных отношениях.

2. Технологии управления и разрешения международных конфликтов.

3. Роль религии в возникновении межэтнических и межгосударственных конфликтов.

4. Роль международных организаций в разрешении конфликтов.

5. Практика международных миротворческих операций.

6. Международное право и международные конфликты.

7. Концепция С. Хантингтона «столкновения цивилизаций» и практика международных отношений.

8. Конфликты на постсоветском пространстве и роль России в их урегулировании.

9. Причины повышенной конфликтогенности Африканского континента.

10. Межэтнические и межгосударственные конфликты в районе Великих африканских озер.

11. Межгосударственные конфликты из-за островов в Южно-Китайском море.

12. Динамика ближневосточного конфликта в начале XXI в.

13. Роль международных террористических организаций в международных конфликтах в конце ХХ – начале XXI в.

14. «Неустойчивые государства» как источник конфликтов.

15. Опыт участия США в разрешении внутригражданских конфликтов в Афганистане и Ираке.

16. Этнополитические конфликты в странах Юго-Восточной Азии.

Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ Региональные конфликты и их урегулирование: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бутырская И.Г., Кефели И.Ф. - под ред. ТЕОРИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Соков И. А. Программа учебной дисциплины 'Международные конфликты в XXI веке': Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Heidelberg Institute for International Conflict Research hiik.de
Э2 Bonn International Center for Conversion www.bicc.de
Э3 Институт Ближнего Востока www.iimes.ru
Э4 Международные процессы www.intertrends.ru
Э5 Учебная дисциплина «Международные конфликты в XXI в. » в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.