МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международный имидж страны и региона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильМеждународные отношения и внешняя политика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_МОиВП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 70 61 70 61
Итого 108 99 108 99

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Чернышов Ю.Г.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Международный имидж страны и региона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.С учетом результатов новейших специальных исследований дать комплексное представление о роли международного имиджа страны и региона. Для достижения этой цели ставятся задачи: последовательно рассмотреть стадии формирования, виды, свойства и функции имиджа; на конкретных примерах влияние имиджа на положение страны и региона на международной арене.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.иметь представление об основных понятиях имиджа; правил и процедур восприятия, анализа, обобщения информации, о постановке цели и выборе путей ее достижения.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в важнейших сферах учебной и профессиональной деятельности;
применять на практике базовые принципы, логику, методы, основы техники научного исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми методами и приемами мыслительной деятельности; восприятия, анализа,обобщения информации, постановки цели и выбора путей ее достижения.
способами применения полученных знаний и умений в процессе теоретической и практической деятельности в области политологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Имидж страны и региона и их влияние на мировой политический процесс. Введение, постановка проблемы.
1.1. Имидж страны и региона и их влияние на мировой политический процесс. Введение, постановка проблемы. Лекции 7 2 Л1.2, Л1.1
1.2. Имидж страны и региона и их влияние на мировой политический процесс. Введение, постановка проблемы. Практические 7 4 Л1.1
1.3. Доклады, обсуждение Сам. работа 7 6 Л1.1
Раздел 2. Что такое имидж страны?
2.1. Что такое имидж страны? Практические 7 2 Л1.1
2.2. Доклады, обсуждение Сам. работа 7 6 Л1.1
Раздел 3. Символы страны: виды, имиджевые функции.
3.1. Символы страны: виды, имиджевые функции. Лекции 7 4 Л1.1, Л2.1
3.2. Символы страны: виды, имиджевые функции. Практические 7 2 Л1.1
3.3. Доклады, обсуждение Сам. работа 7 6 Л1.1
Раздел 4. Роль СМИ в формировании имиджа страны.
4.1. Роль СМИ в формировании имиджа страны. Лекции 7 4 Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Роль СМИ в формировании имиджа страны. Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Доклады, обсуждение Сам. работа 7 6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Что могут сделать имиджмейкеры и органы государственной власти?
5.1. Что могут сделать имиджмейкеры и органы государственной власти? Лекции 7 4 Л1.1
5.2. Что могут сделать имиджмейкеры и органы государственной власти? Практические 7 2 Л1.1
5.3. Доклады, обсуждение Сам. работа 7 6 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Постсоветское пространство. Сравнительная характеристика имиджей России и Казахстана
6.1. Постсоветское пространство. Сравнительная характеристика имиджей России и Казахстана Практические 7 4 Л1.1
6.2. Доклады, обсуждение Сам. работа 7 6 Л1.1
Раздел 7. Особенности имиджа региона.
7.1. Особенности имиджа региона. Лекции 7 2 Л1.1
7.2. Особенности имиджа региона. Лекции 7 2 Л1.1
7.3. Имидж Алтайского края. Практические 7 4 Л1.1
7.4. Доклады, обсуждение Сам. работа 7 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 8. Заключение.
8.1. Подготовка к экзамену Сам. работа 7 19

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины.

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=374

Вопросы для оценки сформированности компетенции
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Задания закрытого типа

1. Как соотносятся по смысловому содержанию понятия "имидж страны" и "имидж государства"?
А. понятие "имидж государства" шире, чем понятие "имидж страны"
Б. понятие "имидж страны" шире, чем понятие "имидж государства" (верно)
В. эти понятия идентичны по содержанию
2. Можно ли считать синонимичными слова "бренд", "имидж" и "стереотип"?
А. синонимичны слова "бренд" и "стереотип"
Б. все эти слова синонимичны
В. синонимичны слова "имидж" и "стереотип"
Г. синонимичны слова "бренд" и "имидж"
Д. все эти слова не синонимичны (верно)
3. Различаются ли по содержанию понятия: «имидж» в русскоязычной литературе и «image» в англоязычной литературе?
А. нет, не различаются
Б. различаются, понятие «image» шире по содержанию (верно)
В. различаются, понятие «image» уже по содержанию
4. Выберите верное название научного подхода к изучению этничности, в котором нация или этническая общность представлены как социальные конструкты.
А. примордиализм
Б. ситуационизм
В. конструктивизм (верно)
5. Как называется стратегия аккультурации, которая предполагает идентификацию как со старой, так и с новой культурой?
А. маргинализация
Б. ассимиляция
В. интеграция (верно)
6. Какой из храмов иностранцы наиболее часто называют символом России?
А. храм Христа Спасителя
Б. Исаакиевский собор
В. храм Василия Блаженного (верно)
7. Свойство сознания человека воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения превосходства традиций и ценностей собственной этнической группы над всеми другими, определяется как…
А. патриотизм
Б. этноцентризм (верно)
В. эмпатия
9. К "природным" символам страны и региона можно отнести…
А. герб, гимн, флаг
Б. леса, горы, озера (верно)
В. известных политических лидеров
10. Какие идеи способствовали идеализации "варваров" в античности?
А. идеи примитивизма (верно)
Б. идеи ромоцентризма
В. идеи христианства
11. К каким факторам формирования имиджа России относится победа в Великой Отечественной войне?
А. условно-статичные факторы (верно)
Б. условно-динамичные факторы
В. ожидаемые в будущем факторы
12. На флагах какого из названных государств три полосы идентичны по цвету и расположению российскому триколору?
А. Сербия
Б. Словакия (верно)
В. Нидерланды
13. Осознание человеком своей принадлежности к какой-нибудь социокультурной группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире, называется…
А. идентичность (верно)
Б. индивидуализм
В. коллективизм
14. Данным термином обозначается состояние физического и эмоционального дискомфорта, возникающего в процессе приспособления личности к новому культурному окружению.
А. культурный релятивизм
Б. культурная компетенция
В. культурный шок (верно)
15. Упрощенная ментальная репрезентация определенной категории людей, преувеличивающая моменты сходства между ними и игнорирующая различия, называется...
А. стереотип (верно)
Б. категоризация
В. предрассудок

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.







Задания открытого типа

1. Что относится к государственным символам?
- К государственным символам относятся – герб, гимн и флаг. Данные символы устанавливаются специальными законами, традициями, обычаями, как правило – это исторически сложившиеся символы, которые отражают суверенитет государства.

2. Что можно отнести к инструментам «мягкой силы»?
- К инструментам «мягкой силы» можно отнести инвестиционную и финансовую привлекательность государства, распространение языка, ценностей своей культуры, формирование туристической привлекательности, развитие политических институтов демократии, эффективность переговорного процесса и т.д. Сам Джозеф Най в первую очередь, говорил о трех компонентах (инструментах): привлекательная культура, политическая идеология и внешняя политика (дипломатия). Позднее американский политолог дополнил эту структуру такой составляющей, как достижения экономического развития.

3. Кем и в каком значении был впервые введен в научный оборот термин «мягкая сила»?
- Термин был введен Джозефом Наем. Под «мягкой силой» понималась форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности.

4. Что можно отнести к инструментам «жесткой силы»?
- К таким инструментам можно отнести принуждение, силу, использование оружия, войск и т.д. Кроме того, «экономическая сила», а именно: экономические санкции, взятки также являются инструментами «жесткой силы».

5. Что такое «информационная война»?
- Информационная война – противоборство сторон посредством распространения специально подготовленной информации и противодействия аналогичному внешнему воздействию на себя. Информационная война – это война без правил, война без видимых разрушений и порой даже без четко определенного противника.

6. Какие бывают этнические стереотипы?
- Этнические стереотипы можно разделить на положительные (позитивные), отрицательные (негативные) и нейтральные. Кроме того, среди разновидностей этнических стереотипов выделяют: автостереотипы, гетеростереотипы и т.д.

7. Какие бывают символы, непосредственно оказывающие влияние на имидж государства?
- Символы бывают государственные, природные, исторические, религиозные, культурные и т.д. Кроме того, символами могут выступать и официальный язык государства, и денежная единица, и даже какие-либо институты общества.

8. Дайте определение термина «культура».
- Культура определяется как совокупность духовных и материальных ценностей, созданных группой людей. Кроме того, культура – это и образ мыслей, и поведение, и язык, и традиции, и материальные объекты, и методы, с помощью которых они создаются.

9. Что можно отнести к инструментам информационной войны?
- К инструментам информационной войны можно отнести психологические операции, дезинформацию, прямые информационные атаки, искажение информации и т.д. В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т.д.

10. Кто ввел в научный оборот термин «имидж»?
- В научный оборот термин «имидж» ввёл американский экономист К. Боулдинг в 60-е годы ХХ в. Он рассматривал имидж с позиции практической значимости, поскольку привязывал этот феномен к экономической сфере.

11. Что такое «бренд»?
- Торговая марка, имеющая определенные характерные ценные свойства и атрибуты. Обычно бренд тесно связан с репутацией компании, продукта или услуги в глазах клиентов, партнеров, общественности.

12. Как вы понимаете слово «европоцентризм» (евроцентризм)?
- Характерная философская тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая передовые позиции европейских народов и западноевропейской цивилизации перед другими народами и цивилизациями в культурной сфере, а также их особую роль в мировой истории.

13. Что изучает «имагология»?
- Имагология — научное направление, специализирующееся на изучении национальных (этнических) образов в мировой культурной традиции — литературе, искусстве, фольклоре, кинематографе.

14. Что изучает «имиджелогия»?
- «Имиджелогия» — научно-практическое, прикладное направление, специализирующееся на изучении формирования имиджа (публичных деятелей, фирм, городов, регионов, стран). Представители данного направления (профессии) называются имиджмейкерами.

15. Что входит в понятие «ксенофобия»?
- Страх, неприязнь и/или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого в негативном ключе, как непонятного, непостижимого и поэтому опасного и враждебного.

16. Как вы понимаете слово менталитет?
- Относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих коллективную картину мира и скрепляющих единство культурной традиции и какой-либо общности.

17. Как вы понимаете концепцию «Москва — Третий Рим».
- Теологическая, историософская и политическая концепция, утверждающая, что Москва является преемницей Римской империи и Византии. С этим связаны идеи об особой имперской миссии государства.

18. Что в социальной психологии подразумевается под словом «образ»?
- Формирующееся под влиянием объективных факторов в сознании человека мысленное отображение воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Образ в русском языке часто отличают от имиджа (как целенаправленно формируемого образа).

19. Какое явление называется пропагандой?
- Целенаправленное распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных сведений, для формирования общественного мнения или иных преследуемых целей.

20. Дайте определение этноса.
- Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме).

Критерии оценивания открытых вопросов.

Зачтено: ответ дан по сути верный, терминологически правильный.
Не зачтено: ответ не отражает сути вопроса или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Имидж страны и региона и их влияние на мировой политический процесс.
2. Что такое имидж страны?
3. Символы страны: виды, имиджевые функции.
4. Роль СМИ в формировании имиджа страны.
5. Что могут сделать имиджмейкеры и органы государственной власти?
6. Государства постсоветского пространства: формирование новых имиджей.
7. Сравнительная характеристика имиджей России и Казахстана.
8. Особенности имиджа региона.
9. Имидж Алтайского края.

Критерии оценивания письменных работ.
Работа получает положительную оценку, если тема раскрыта на основе самостоятельного анализа источников, с использованием основной литературы по рассматриваемой проблеме.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

1. Как влияет имидж страны и региона на мировой политический процесс?
2. Каковы основные подходы в литературе к изучению имиджа страны, региона?
3. Выберите из существующих определений имиджа страны то, которое Вам кажется наиболее обоснованным.
4. Сходства и различия понятий «имидж» и «образ» в русском языке.
5. Информационные войны и «мягкая сила», их влияние на межкультурное взаимодействие в современном мире.
6. Различия между инструментами «мягкой силы» и «жесткой силы».
7. В чем отличия имиджа страны от этнических стереотипов?
8. Влияние стереотипов и предрассудков на процесс межкультурного общения.
9. Каковы основные виды, типы, функции имиджа страны?
10. Факторы формирования имиджа страны, региона.
11. Символы страны, региона: каковы основные виды, имиджевые функции символики?
12. Имиджевая составляющая российской государственной символики.
13. Имидж в информационных войнах.
14. Роль СМИ в формировании имиджа страны, региона.
15. Что могут сделать имиджмейкеры и органы государственной власти?
16. Характерные черты имиджевой политики постсоветских республик.
17. Сравнительная характеристика имиджей России и Казахстана
18. В чем особенности формирования международного имиджа региона?
19. Региональные бренды и конкуренция между регионами.
20.. Каковы «плюсы» и «минусы» в международном имидже Алтайского края?

Зачтено: ответы даны по сути верные, содержательные.
Не зачтено: ответ не отражает сути вопроса или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Ю.Г. Чернышова Дневник Алтайской школы политических исследований. № 23. Сентябрь 2007 г., Современная Россия и мир : альтернативы развития (международный имидж России в XXI веке): Барнаул: Изд-во Алт. гос-та, 2007 elibrary.asu.ru
Л1.2 Смирнов, Г. Н. Политология. Россия в мировом политическом процессе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Ю.Г. Чернышова Дневник Алтайской школы политических исследований. № 25. Сентябрь 2009 г. : Современная Россия и мир: альтернативы развития (роль политических лидеров в формировании имиджа страны и региона): Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2009 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/286
Л2.2 под ред. Ю.Г. Чернышова Дневник Алтайской школы политических исследований. № 26. Сентябрь 2010 г. : Современная Россия и мир: альтернативы развития (Россия и Западная Европа: влияние образов стран на двусторонние отношения). : Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2010 elibrary.asu.ru
Л2.3 PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. Вып. 10: . Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Академия имиджелогии - http://www.academim.org/
Э2 Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет) МИД РФ - www.mgimo.ru
Э3 Полис (Политические исследования) Polis - www.politstudies.ru
Э4 Российская ассоциация международных исследований (публикации) - http://www.rami.ru/publications
Э5 Российская ассоциация политической науки (библиотека) http://www.rapn.ru
Э6 Centre for the Study of Public Policy - www.cspp.strath.ac.uk
Э7 Pro et contra - www.carnegie.ru
Э8 Учебная дисциплина «Международный имидж страны и региона» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MathCAD, Автокод, Adobe Photoshop, Corel draw, Компас, VBasic 6, Visual FoхPrо 7.0; Delphi 6 и др.
В компьютерном классе установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Академия имиджелогии - http://www.academim.org/
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет) МИД РФ - www.mgimo.ru
Полис (Политические исследования) Polis - www.politstudies.ru
Российская ассоциация международных исследований (публикации) - http://www.rami.ru/publications
Российская ассоциация политической науки (библиотека) http://www.rapn.ru
Centre for the Study of Public Policy - www.cspp.strath.ac.uk
Pro et contra - www.carnegie.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=374
К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, но не набрали необходимого количества баллов.
Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".
Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".