МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математическое моделирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки09.02.07. Информационные системы и программирование
ПрофильАдминистратор баз данных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_09_02_07_Информационные системы и программирование-2022_11кл
Часов по учебному плану 50
в том числе:
аудиторные занятия 50
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 12,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 22 22 22 22
Итого 50 50 50 50

Программу составил(и):
Преподаватель СПО, Краюшкина Татьяна Владимировна;Мет., Кураев М.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Математическое моделирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Направление 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
преподаватель высшей квалификационной категории, Калугина Надежда Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение современных математических методов анализа, прогнозирования поведения технических объектов; формирование навыков поиска и выбора методов и моделей для решения научно-исследовательских задач, сравнения и анализа полученных результатов исследований; выполнения математического моделирования технических процессов, протекающих в реальном времени.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 2.1. Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и технической документации на предмет взаимодействия компонент.
ПК 2.2. Выполнять интеграцию модулей в программное обеспечение.
ПК 2.3. Выполнять отладку программного модуля с использованием специализированных программных средств.
ПК 2.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для программного обеспечения.
ПК 2.5. Производить инспектирование компонент программного обеспечения на предмет соответствия стандартам кодирования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.модели процесса разработки программного обеспечения;
основные принципы процесса разработки программного обеспечения;
основные подходы к интегрированию программных модулей;
основы верификации и аттестации программного обеспечения;
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать выбранную систему контроля версий;
использовать методы для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.участия в выработке требований к программному обеспечению;
участия в проектировании программного обеспечения с использованием специализированных программных пакетов;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы моделирования. Детерминированные задачи
1.1. Вводная лекция. Понятие ММ (математического моделирования), этапы ММ, общие подходы к построению простейших математических моделей Лекции 4 2 Л1.1
1.2. Разновидности задач моделирования и подходов к их решению. Лекции 4 2 Л1.1
1.3. Методы математического программирования. Общий вид и основная задача линейного программирования. Лекции 4 2 Л2.2, Л1.2
1.4. Прямая и двойственная задачи линейного программирования. Лекции 4 2 Л1.2
1.5. Графический метод решения задачи линейного программирования. Лекции 4 2 Л1.2
1.6. Задача линейного программирования. Симплекс – метод. Лекции 4 2 Л2.2, Л1.2
1.7. Транспортная задача. Методы нахождения начального решения транспортной задачи. Метод потенциалов Лекции 4 2 Л2.2, Л1.2
1.8. Общий вид задач нелинейного программирования. Графический метод решения задач нелинейного программирования. Метод множителей Лагранжа. Лекции 4 2 Л1.2
1.9. Основные понятия динамического программирования. Простейшие задачи, решаемые методом динамического программирования. Лекции 4 2 Л1.2
1.10. Практическая работа «Построение простейших математических моделей» Практические 4 2 Л1.1
1.11. Практическая работа «Построение двойственной задачи линейного программирования» Практические 4 2 Л1.2
1.12. Практическая работа «Решение задач линейного программирования графическим методом» Практические 4 2 Л2.2, Л1.2
1.13. Практическая работа «Решение задач линейного программирования симплекс–методом» Практические 4 2 Л2.2, Л1.2
1.14. Практическая работа «Решение задач на условный экстремум. Метод множителей Лагранжа» Практические 4 2 Л1.2
1.15. Практическая работа «Нахождение начального решения транспортной задачи. Решение транспортной задачи методом потенциалов» Практические 4 2 Л1.2
1.16. Практическаяработа «Задача динамического программирования» Практические 4 2 Л1.2
Раздел 2. Задачи в условиях неопределенности
2.1. Математическое моделирование при обработке опытных данных. Уравнение регрессии. Лекции 4 2 Л2.2, Л1.2
2.2. Метод имитационного моделирования. Единичный жребий и формы его организации. Примеры задач Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Искусственные нейронные сети. Лекции 4 4 Л1.2, Л2.1
2.4. Критерии принятия решений в условиях неопределенности. Дерево решений. Лекции 4 2 Л1.2
2.5. Практическая работа «Уравнение регресии. Составление линейного уравнения регрессии» Практические 4 2 Л1.2
2.6. Практическая работа «Решение задач массового обслуживания методами имитационного моделирования» Практические 4 4 Л1.2
2.7. Зачетное занятие Практические 4 2 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
закреплено в приложении "ФОС"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
закреплено в приложении "ФОС"
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зализняк В. Е., Золотов О. А. Введение в математическое моделирование: учебное пособие для среднего профессионального образования Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 А.С. Коломейченко, И.Н. Кравченко, А.Н. Ставцев, А.А. Полухин Математическое моделирование и проектирование: Учебное пособие (Среднее профессиональное образование) ИНФРА-М, 2021 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бессмертный И. А. Системы искусственного интеллекта: учебное пособие для среднего профессионального образования Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Бирюкова Л. Г., Сагитов Р. В. ; Под общ. ред. Татарникова О. В. Линейная алгебра и линейное программирование. Практикум : учебное пособие для вузов Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Математическое моделирование portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
OC Linux
Приложения MSOffice
Приложения LibraOffice
7-Zip,
AcrobatReader
Стандартное специализированное ПО в соответствии с наименованием кабинетов
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
312Н полигон разработки бизнес-приложений; полигон проектирования информационных систем; лаборатория информационно-коммуникационных систем; лаборатория информационных систем; лаборатория компьютерных сетей; лаборатория «Учебный банк» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютеры (марка: RAMEC с монитором диагональю 21,5") с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции проходят в традиционной форме с применением активных, интерактивных и информационно-коммуникационных технологий в форме лекций-визуализаций, проблемных лекций. Весь материал курса поделен на темы, и каждая последующая тема является логическим продолжением предыдущей, поэтому изучение курса рекомендуется последовательно.
Для закрепления теоретического материала курс содержит лабораторные работы. Лабораторные работы проходят в учебной аудитории, оснащенной компьютерами с соответствующим программным обеспечением. При проведении лабораторных работ используются работа в малых группах, элементы ролевой игры.
Каждый студент выполняет индивидуальное лабораторное задание, тестирует написанную им программу, отлаживает при необходимости, а затем сдает ее преподавателю, сопровождая устное объяснение определениями необходимых терминов, пояснением выбранных типов и структур данных, разъяснением выбранного алгоритма и необходимой документацией согласно заданию.
После завершения изучения курса студент имеет возможность получить экзамен. Для этого необходимо набрать проходной балл к концу семестра и успешно сдать все лабораторные работы.