МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновации в туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильВнутренний и международный туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Туризм_ВиМТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.С.

Рабочая программа дисциплины
Инновации в туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Инновации в туризме» является овладение теорией и практикой познание методологических основ и практическое овладение приемами в организации и управлении инновациями на предприятиях в СКСиТ.
Задачи дисциплины:
- ознакомить студентов с такими понятиями и определениями, как: Инновация», «Инновационная деятельность», «Инновационное предприятие», «Инновационный проект», «Интеллектуальные ресурсы», «Инновационный цикл», «Венчурное финансирование»,
- сформировать у студентов стройную систему представлений о разработке и внедрении инноваций на предприятии СКСиТ;
- добиться глубокого понимания студентами природы и сущности отношений управления инновациями, определяющих экономическую и организационную эффективность деятельности фирмы;
- обучить студентов базовым навыкам организации и управления инновационной деятельностью: выбор наиболее эффективной формы организации инновационной деятельности, планирование инновационной деятельности, обоснование управленческих решений в организации и управлении инновационной деятельностью;
- обучить студентов базовым навыкам управления персоналом, вовлеченным в инновационную деятельность: планирование, стимулирование персонала, разрешение конфликтов в инновационной деятельности в целях дальнейшего совершенствования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на развитие туристкой организации
ПК-2.1 Знает методы и технологии проектирования деятельности туристского предприятия
ПК-2.2 Умеет проводить сравнительный анализ и маркетинг существующих предложений туроператоров
ПК-2.3 Умеет разрабатывать предложения по изменению составляющих туристского продукта с учетом индивидуальных и специальных требований туриста или осуществляет поиск туристских продуктов, наиболее отвечающих требованиям туристов
ПК-2.4 Умеет определять оптимальные способы оценки эффективности, планирования по различным направлениям проекта
ПК-2.5 Владеет навыками расчета качественных и количественных показателей, характеризующих эффективность реализуемого проекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методы и технологии проектирования деятельности туристского предприятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет проводить сравнительный анализ и маркетинг существующих предложений туроператоров.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками расчета качественных и количественных показателей, характеризующих эффективность реализуемого проекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические, методологические и методические основы инновационных процессов и деятельности. Основные механизмы инновационной экономики
1.1. Понятие «инновация» и содержание инновационных процессов. Инноватика как область знаний. Лекции 4 2 ПК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Экономический смысл и механизмы инновационной деятельности. Классификация инноваций Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.3. Понятие «инновация» и содержание инновационных процессов. Инноватика как область знаний. Инновации в контексте развития общества. Экономический смысл и механизмы инновационной деятельности. Классификация инноваций Сам. работа 4 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.4. Технологии и развитие цивилизации. Инновационная экосистема и экономика. Лекции 4 2 ПК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.5. Механизмы взаимодействия бизнеса, науки и общества. Малое и среднее предпринимательство в контексте инновационной экосистемы Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.6. Технологии и развитие цивилизации. Инновационная экосистема и экономика. Механизмы взаимодействия бизнеса, науки и общества. Малое и среднее предпринимательство в контексте инновационной экосистемы Сам. работа 4 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.7. Концепции инновационных процессов в зарубежной и отечественной науке Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.8. Инновационная деятельность: управление и инфраструктура. Национальные инновационные системы (НИС) Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.9. Организационные формы реализации инноваций Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.10. Маркетинг нового товара Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Инновационная деятельность в сфере сервиса и туризма
2.1. Специфика инновационных технологий в сфере сервиса и туризма Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Инновационная деятельность в сфере сервиса и туризма: управление и инфраструктура Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Современное состояние и основные направления инновационного развития сферы услуг в России и в зарубежных странах
3.1. Инновационный кластер как модель развития сферы услуг Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.2. Внедрение информационных технологий в сферу услуг Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Инновационные подходы к проектированию и развитию туристско-рекреационных зон
4.1. Теоретические и методологические основы проектирования туристско-рекреационных зон Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Факторы инновационного проектирования и инновационные аспекты в организации проектов туристско-рекреационных зон Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.3. Управление инновационным проектом туристско-рекреационной зоны Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.4. Российская региональная практика проектирования и развития туристско-рекреационных зон Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 5. Применение инновационных технологий и управление инновационными проектами на предприятиях сервиса и туризма
5.1. Инновационная деятельность на уровне предприятий сферы сервиса и туризма Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.2. Инновационный менеджмент и управление жизненным циклом туристического продукта Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.3. Инновационные проекты предприятий сферы сервиса и туризма Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 6. Применение инновационных технологий в организации обслуживания клиентов на экскурсионных и активных туристских маршрутах (на примере Алтайского края и Республики Алтай)
6.1. Инновации в организации экскурсионного и музейного дела (на примере Алтайского края и Республики Алтай) Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.2. Инновации в организации обслуживания клиентов на активных туристских маршрутах (на примере Республики Алтай) Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.3. Применение инновационных технологий в организации питания на активных туристских маршрутах (на примере Республики Алтай) Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.4. Применение инновационных технологий при оказании сервисных услуг на активных маршрутах в Республике Алтай Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.5. Применение инновационных информационных технологий в маршрутизации и навигации на экскурсионных и активных маршрутах Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.6. Применение инновационных информационных технологий в маршрутизации и навигации на экскурсионных и активных маршрутах Сам. работа 4 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (зачет) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8476

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на развитие туристкой организации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
Понятие «инновация» в научный оборот и повседневную речь начало входить
+ в начале XX века
- в начале XXI века
- в начале XIX века
- в конце XIX века
- в конце XX века
Вопрос 2
Экономисты, в отличие от представителей других наук, чаще всего рассматривают эволюцию технологии только с момента появления промышленности, то есть с
+ конца XVIII в.
- конца XIX в.
- конца XVII в.
- начала XVIII в.
- начала XIX в.
Вопрос 3
Согласно утверждению Хотяшевой О. М., инновационная система страны состоит из четырех основных подсистем (макроблоков) – это, в том числе:
+ государство
+ научная сфера
+ предпринимательская среда
+ механизмы передачи знаний
- метаинституты
- рынок в широком смысле
Вопрос 4
Включая в понятие инновационного менеджмента, принципы, методы, средства, формы управления инновационным процессом, организациями, организационными структурами и всеми задействованными участниками, его рассматривают как:
+ науку
- искусство управления
- вид управленческой деятельности
- аппарат управления
- стратегию управления
Вопрос 5
Определяя инновационный менеджмент, как профессиональное использование социально-психологических методов и технологий для активизации творческого и интеллектуального потенциала сотрудников в инновационной деятельности, его рассматривают как:
+ искусство управления
- науку
- вид управленческой деятельности
- аппарат управления
- стратегию управления
Вопрос 6
Определяя инновационный менеджмент, как способность решать сложные проблемы и принимать нестандартные решения на основе выбора из существующих альтернатив в условиях риска, его рассматривают как:
+ вид управленческой деятельности
- науку
- искусство управления
- аппарат управления
- стратегию управления
Вопрос 7
Определяя инновационный менеджмент, как оптимальную организационную структуру управления инновационной деятельностью и процессами для реализации стратегических и тактических инновационных целей, его рассматривают как:
+ аппарат управления
- вид управленческой деятельности
- науку
- искусство управления
- стратегию управления
Вопрос 8
Функция инновационного менеджмента наиболее сложная для выполнения – это
+ прогнозирование качества и затрат
- планирование мероприятия
- организация сотрудников
- мотивация сотрудников
- учет времени и ресурсов
Вопрос 9
Функция инновационного менеджмента, включающая в себя определение целей и задач, методов, способов и средств для их решения, выработку заданий, - это
+ планирование
- прогнозирование
- организация
- мотивация
- учет и контроль
Вопрос 10
Функция инновационного менеджмента, под которой понимается деятельность, заключающаяся в целенаправленной активизации людей, работающих в инновационной организации - это
+ мотивация
- организация
- планирование
- прогнозирование
- стимулирование
Вопрос 11
Функция инновационного менеджмента, под которой понимается деятельность, направленная на увеличение заинтересованности сотрудников создавать инновационные продукты - это
+ стимулирование
- мотивация
- организация
- планирование
- прогнозирование
Вопрос 12
Функция инновационного менеджмента, под которой понимается деятельность, направленная на фиксацию ряд параметров (сроки, ресурсы, качество и т.п.) в отношении выполнения плана, программы, задач - это
+ учёт
- стимулирование
- организация
- планирование
- прогнозирование
Вопрос 13
Методы управления инновационным проектом, предусматривающие различные формы организационного воздействия на процессы проведения научных исследований, создания и освоения инновационных продуктов и технологий, называются
+ организационно-плановые
- экономические
- правовые
- социально-психологические
- технологические
Вопрос 14
Методы управления инновационным проектом, которые регулируют характер экономических отношений между отдельными участниками процесса создания и освоения инноваций, называются
+ экономические
- организационно-плановые
- правовые
- социально-психологические
- организационно-распорядительные
Вопрос 15
Методы управления инновационным проектом, которые основаны на привлечении к ответственности лиц, виновных в причинении инновационному предприятию и его работникам неправомерного вреда, называются
+ правовые
- экономические
- организационно-плановые
- социально-психологические
- организационно-распорядительные
Вопрос 16
Методы управления инновационным проектом, которые регулируют воздействие субъективных факторов на деятельность научных коллективов, называются
+ социально-психологические
- правовые
- экономические
- организационно-плановые
- организационно-распорядительные

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
Нововведения, которые определяли фундаментальные изменения в определенной области деятельности, создавая базисную основу исторических эпох человеческого развития, американский ученый Саймон Смит Кузнец называл «___________________ инновациями»
{эпохальными}
Вопрос 2
Форма постижения явлений объективной реальности в мысли, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира – это _______
{идея}
Вопрос 3
Принципиально новое техническое или технологическое решение, позволяющее значительно повысить технический уровень и качество продукции, усовершенствовать технологию, поднять эффективность и улучшить условия труда – это ____________
{изобретение}
Вопрос 4
Установление неизвестных ранее закономерностей, свойств и явлений материального и духового мира, вносящих коренные изменения в уровень их познания – это _____________
{открытие}
Вопрос 5
Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным ____________
{лагом}
Вопрос 6
Новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного или иного характера, реализуемые в практической деятельности или способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок – это ____________ ( или нововведения)
{инновации}
Вопрос 7
Большинство авторов сходятся во мнении, что понятие «инновация» можно рассматривать как в статическом, так и ______________ аспектах
{динамическом}
Вопрос 8
Основными признаками инновации являются: _____________ , востребованность, реализуемость, устойчивый полезный эффект
{новизна}
Вопрос 9
Целенаправленный процесс последовательного проведения работ по преобразованию оригинальных (инновационных) идей в продукцию и\или введения ее на рынок для коммерческого применения – это инновационная ______________
{деятельность}
Вопрос 10
Совокупность этапов создания, освоения, распространения и использования инновации – это инновационный _______________
{процесс}
Вопрос 11
Область знаний о сущности инновационной деятельности и инновационных процессов, их организации и управления, обеспечивающих трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества, как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и на некоммерческой базе (инновации в социальной сфере) – это _______________
{инноватика}
Вопрос 12
Концептуальные основы инноваций, инновационной деятельности и инновационных процессов, проблемы закономерностей и синтеза инновационного развития сложных социально-экономических систем исследуются в ____________ инноватике
{теоретической}
Вопрос 13
Вопросы планирования, организации и реализации инноваций и инновационной деятельности решаются в ____________ инноватике
{прикладной}
Вопрос 14
Технологические уклады, деловые циклы, жизненные циклы продукции, технологий и товаров (продуктов или услуг),
инновационная деятельность, инновационные процессы – это ____________ исследования инноватики
{Объект, объект}
Вопрос 15
Принципы, законы и закономерности инновационных процессов в социально-экономических системах, модели и методы описания, исследования, организации и управления инновационной деятельностью на макроуровне, мезоуровне и микроуровне, либо на «стыке» данных уровней – это _____________ исследования инноватики
{предмет}
Вопрос 16
Совокупность знаний для производства товаров и услуг – это ___________
{технологии}
Вопрос 17
Согласно мнению Архипова А.И. определенный тип производственных отношений со специфической системой хозяйствования и организацией деятельности субъектов – это _________
{уклад}
Вопрос 18
Взаимопроникновение, взаимосвязанное развитие знаний, формирование новых пограничных научных и прикладных дисциплин – это ______________
{конвергенция}
Вопрос 19
Технологии управления материальными объектами на атомном и молекулярном уровне (приставка нано- означает размерность объектов - 10 в -9 степени – это _____________
{нанотехнологии}
Вопрос 20
Область фундаментальной и прикладной науки и техники, изучающая возможности использования живых организмов для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методами генной инженерии – это ___________
{биотехнология}
Вопрос 22
Согласно определению Г.Г. Винберга, природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (почва, водоем и т.п.), связанными между собой обменом веществ и энергии – это __________
{экосистема}
Вопрос 23
Согласно идее Дж. Ф. Мура, компании и формируемые ими сети поставщиков, рыночных посредников, потребителей и конкурентов – это _____________ экосистема
{предпринимательская}
Вопрос 24
Функция инновационного менеджмента, связанная с обеспечением выполнения проекта, программ, планов, заданий, документов, реализующих управленческие решения – это
{контроль}
Вопрос 25
Национальная система управления инновациями, состоящая из множества элементов (подсистем), таких как: нормативно- правовая, финансово-экономическая, организационная, социальная и др. представляет собой ______________ уровень управления инновационной деятельностью
{государственный}
Вопрос 26
Методы управления инновационной деятельностью, которые основаны на возможности оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений – это методы ___________
{сценариев}
Вопрос 27
Метод управления инновационной деятельностью, который основан на одновременном активном участии двух и более человек в обсуждении, поиске и проработке различных идей, мыслей и предложений – это метод «_____________ атаки»
{мозговой}

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% ил
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ИТОГОВАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА - Проектирование туристских услуг (тур или экскурсия) на территории Алтайского края и\или Республики Алтай (проектный и производственный этапы)

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:
1. Экскурсия в Каракольскую долину и озеро Ару-кем
2. Экскурсия в с. Манжерок, гора Синюха
3. Экскурсия на Каракольские озёра
4.Экскурсия на Камышлинский водопад
5. Экскурсия в с. Чемал, о.Патмос, Чемальская ГЭС
6. Экскурсия на Пазырыкские курганы
7. Экскурсия «Алтайский Марс» (долина Кызыл-Чин)
8. Экскурсия на Телецкое озеро, водопад Корбу, Каменный залив
9. Экскурсия по г. Горно-Алтайску. Горно-Алтайск современный
10. Экскурсия по Чуйскому тракту (часть экскурсии)
11. Экскурсия по г. Горно-Алтайску. Горно-Алтайск исторический
12. Экскурсия в с. Чемал, Долина горных духов, водопад Чеч-Кыш, Ороктойский мост
13. Экскурсия Петроглифы Калбак-Таш
14. Экскурсия в с. Чемал, Голубые озера, Деревня Мастеров Аскат (Стрела Сартакпая)
15. Экскурсия на Телецкое озеро и ущелье реки Ойрок, смотровая площадка на горе Тилан-Туу
16. Экскурсия в Чулушманскую долину
17. Экскурсия «Барнаул горнозаводской»
18. Экскурсия «Барнаул купеческий»
19. Экскурсия «Путешествие в Колыбель человечества», экскурсия по Солонешенскому району к Денисовой пещере
20. Экскурсия «Чарышское – Царский курган»
21. Экскурсия «Живая вода Белокурихи»
22. Экскурсия «Курорт будущего – Белокуриха горная»
23. Экскурсия «Путешествие в край целебных озер и вековых сосен»
24. Экскурсия «Путешествие в край целебных озер и вековых сосен»
25. Экскурсия по объектам сельского туризма
26. Экскурсия «Экскурсия по особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь»
27. Экскурсия «Путешествие на трижды алтайскую землю» по Алтайскому району
28. Экскурсия «Обзорная экскурсия в Горную Колывань»
29. Экскурсия «Обзорная экскурсия по Бийску»
30. Экскурсия в пределах Алтайского края «Обзорная экскурсия по Чуйскому тракту»
31. Экскурсия «Экскурсия на родину М.С. Евдокимова»
32. Экскурсия «Экскурсия на родину В.С. Золотухина»
33. Экскурсия «Экскурсия на родину Р.И. Рождественского»
34. Экскурсия «Экскурсия на родину В.М. Шукшина»
35. Экскурсия «Полковниково – родина Г.С. Титова»
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Устный зачет.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера - ИТОГОВАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА - Проектирование туристских услуг (тур или экскурсия) на территории Алтайского края и\или Республики Алтай (проектный и производственный этапы). ПРИМЕЧАНИЕ:ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ приведена в разделе 5.2
Конкретная содержательная тематика итоговой практической работы по курсу связана с индивидуальными научными и исследовательскими интересами студентов.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Понятие «инновация» и содержание инновационных процессов. Инноватика как область знаний.
2. Инновации в контексте развития общества. Экономический смысл и механизмы инновационной деятельности.
3. Классификация инноваций.
4. Технологии и развитие цивилизации.
5. Инновационная экосистема и экономика.
6. Механизмы взаимодействия бизнеса, науки и общества.
7. Малое и среднее предпринимательство в контексте инновационной экосистемы.
8. Концепции инновационных процессов в зарубежной науке.
9. Инновационная деятельность: управление и инфраструктура. Национальные инновационные системы (НИС).
10. Организационные формы реализации инноваций.
11. Маркетинг нового товара
12. Специфика инновационных технологий в сфере сервиса и туризма.
13. Инновационная экосистема и сфера сервиса и туризма.
14. Инновационная деятельность в сфере сервиса и туризма: управление и инфраструктура
15. Инновационный кластер как модель развития сферы услуг.
16. Внедрение информационных технологий в сферу услуг
17. Теоретические и методологические основы проектирования туристско-рекреационных зон.
18. Факторы инновационного проектирования и инновационные аспекты в организации проектов туристско-рекреационных зон.
19. Управление инновационным проектом туристско-рекреационной зоны.
20. Российская региональная практика проектирования и развития туристско-рекреационных зон
21. Инновационная деятельность на уровне предприятий сферы сервиса и туризма.
22. Инновационный менеджмент и управление жизненным циклом туристического продукта.
23. Инновационные проекты предприятий сферы сервиса и туризма
24. Инновации в организации экскурсионного и музейного дела (на примере Алтайского края и Республики Алтай).
25. Инновации в организации обслуживания клиентов на активных туристских маршрутах (на примере Республики Алтай).
26. Применение инновационных технологий в организации питания на активных туристских маршрутах (на примере Республики Алтай).
27. Применение инновационных технологий при оказании сервисных услуг на активных маршрутах в Республике Алтай.
28. Применение инновационных информационных технологий в маршрутизации и навигации на экскурсионных и активных маршрутах

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.3 Скобкин, С. С. Менеджмент в туризме: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.4 Алексеева, М. Б. Анализ инновационной деятельности : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Поляков, Н. А. Управление инновационными проектами : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/450564
Л2.2 Тебекин, А. В. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.3 Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Инновации в туризме" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Инновации в туризме»
В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы.
На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
На следующем этапе необходимо обозначить практическую значимость данной темы. Для чего изучить статистические данные, конкретные примеры из региональной практики. Рекомендуется обращаться к официальной, оперативной информации: http://www Rosstat, региональный официальный сайт государственной статистики.
В результате получения информации, освоения знаний студент должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Инновации в туризме» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины студентам предлагается написать письменные работы: реферат, эссе, аналитическую работу.
Подготовка, написание и защита эссе по дисциплине «Инновации в туризме» на темы: «Роль и значение инновационной деятельности в СКСиТ в России: современное состояние, проблемы». «Роль, значение и проблемы СКСиТ в экономике страны, региона. «Состояние сферы СКСиТ и влияние ее на качество жизни населения (на примере Вашего города)».
Для написания эссе используются статьи из современных периодических изданий: «Менеджмент в России и за рубежом», «Статистика» и др. Привести мнения зарубежных и российских авторов по данной проблематике. По материалам эссе на практическом занятии проводится дискуссия.
Требования к написанию и оформлению письменных работ приведены в раздаточном материале (Практический кейс по дисциплине «Инновации туризме», который выдается студентам в электронном варианте на первой недели занятий.
В процессе изучения дисциплины «Инновации в туризме» подготовка студентов к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине «Инновации в туризме» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся 54 часа на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует студентов на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа студентов предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе.
Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Инновации в туризме» включает комплект раздаточного материала по темам практических работ в электронном варианте, актуальные статьи по данной теме, проведение метода экспертных оценок с помощью опроса, обработку результатов, обобщение и систематизация данных. Поиск и обработка статистических данных из государственной статистики о показателях развития сферы услуг в мире, России, Алтайском крае.
В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Инновации в туризме» также осуществляется подготовка рефератов, эссе, докладов и выполнение контрольных работ.
Организация самостоятельной работы студентов предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы студентов.
Цель выполнения состоит в том, чтобы научить студентов связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, рассчитывать различные показатели и строить на основе их анализа прогнозы, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем, свободно ориентироваться в современной экономике, популярно излагать сложные вопросы. Элементы творчества являются обязательными при написании эссе и выполнению КР.
Самостоятельная работа студентов в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале. В дискуссионной форме проходит обсуждение докладов и презентаций. Вносятся необходимые коррективы и проводится подготовка к выступлениям на конференции или форуме и опубликованию научных статей. Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.
Для привлечения студентов к самостоятельной творческой деятельности используются следующие формы и методы:
- элементы творчества являются обязательными при написании реферата по дисциплины «Инновации в туризме»;
- авторы лучших расчетных заданий рекомендуются для участия в ежегодно проводимой кафедрой научно-практической конференции и конкурсе на лучшую студенческую научную работу.
Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.