МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы аудита

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_38_03_01_Экономика_ФиК-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 62 66 62
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
Препод., Карасева Светлана Сергеевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы аудита

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 4
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Основы аудита» является формирование у студентов специальных знаний в области нормативного регулирования процессов аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, знакомство с современной практикой проведения аудиторской проверки, получение навыков применения основных положений нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, а также получение навыков проведения аудиторских процедур.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
ПК-22 способностью применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы аудита, в том числе основные дефиниции, трактовки и классификации таких понятий как стандарты аудита, учетные политики, методики и процедуры;
- требования стандартов аудиторской деятельности в области оценки рисков, проведения аудиторских процедур и формирования мнения аудитора;
- организацию оказания аудиторских услуг; методы сбора, обработки и обобщения информации бухгалтерского учета для целей планирования и проведения аудита.
3.2.Уметь:
3.2.1.- оценивать возможности применения аудиторских стандартов и установить их непротиворечивость законодательству РФ;
- использовать современные методы аудита и обосновывать их использование при планировании проверки, оценки существенности и аудиторских рисков;
- оценивать информацию, полученную в ходе аудита.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования достижений экономической науки;
- применения методологии и методов научных исследований;
- материалами для презентации основных положений заданной тематики, проблематикой развития стандартов аудита, навыками сравнительного анализа российских и зарубежных подходов к интерпретации и классификации категориального аппарата аудита;
- методами оценки ошибок и пропусков, выявленными в ходе проверке и оценке их влияния на достоверность бухгалтерской финансовой отчетности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Регулирование аудиторской деятельности
1.1. Понятие аудиторской деятельности (аудиторских услуг), понятие аудита, понятие и виды сопутствующих аудиту услуг, прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Международные стандарты аудита и стандарты саморегулируемых организаций аудиторов. Лекции 7 6 ПК-5, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Международные стандарты аудита и стандарты саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторская тайна: понятие, меры по обеспечению соблюдения аудиторской тайны (конфиденциальной информации); условия передачи сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну. Практические 7 6 ПК-5, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Понятие аудиторской деятельности (аудиторских услуг), понятие удита, понятие и виды сопутствующих аудиту услуг, прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Сам. работа 7 12 ПК-5, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Существенность в аудите
2.1. Существенность для целей аудита. Лекции 7 12 ПК-5, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Определение уровня существенности и его пересмотр в ходе выполнения аудита, документация Практические 7 8 ПК-5, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Понятие существенности. Методы определения существенности. Сам. работа 7 20 ПК-5, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Аудиторская выборка
3.1. МСА 530 «Аудиторская выборка». Практические 7 4 ПК-5, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Построение и объем выборки, выполнение аудиторских процедур, характер и причины отклонений и искажений, распространение искажений, оценка результатов аудиторской выборки. Сам. работа 7 10 ПК-5, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Аудит расчетных оценок
4.1. Понятие расчетных оценок. Основные свойства расчетных оценок. Лекции 7 2 ПК-5, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Процедуры оценки рисков и соответствующие мероприятия, выявление и оценка рисков существенного искажения. Практические 7 4 ПК-5, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Меры противодействия оцененным рискам существенного искажения. Последующие процедуры проверки по существу для противодействия значительным рискам. Сам. работа 7 20 ПК-5, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.Д. Шеремет, В.П. Суйц Аудит : учебник ИНФРА-М, 2017 znanium.com
Л1.2 Карагод В.С. Основы аудита: учебник Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Савин А.А., Подольский В.И. Аудит: учебник Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайты саморегулируемых аудиторских организаций.
Э2 2. http://www.consultant.ru/online — сайт компании «КонсультантПлюс» (нормативно-правовые акты).
Э3 3. http://garant.park.ru/ — сайт компании «Гарант» (нормативно-правовые акты).
Э4 4. http://www.audit.ru — материалы «Все для бухгалтера и аудитора
Э5 Курс Основы аудита portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows Vista OEM;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 208 (филиал в г. Бийске) кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.