МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_ЦМА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., Профессор, Сытых О.Л.

Рецензент(ы):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2021 г. № 8
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2021 г. № 8
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостной системы представлений о современных методах и технологиях научно-исследовательской деятельности, способствовать повышению уровня компетентности в использовании современных социологических методов для анализа социальных проблем и получения эмпирического знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития конкретных социальных явлений и процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы методологии и методики социологического исследования, перечислять основные методы социологического исследования, знать характеристики количественных и качественных методов исследования, характеризовать особенности прикладного исследования;
структуру и логику программы социологического исследования, перечислить требования к выдвижению целей и задач исследования, охарактеризовать методику выдвижения гипотез исследования, знать критерии выбора объекта и предмета исследования, опознавать возможности и ограничения методов анализа и обработки данных социологического исследования, назвать основные принципы формирования выборочной совокупности и разработки инструментария социологического исследования;
перечислить различные теории и концепции, применяемые в современных исследованиях, знать новые методические подходы к организации и проведению социологических исследований, опознавать современные методы исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать место и роль социологических исследований в социологической науке и социальной практике, сравнивать различные виды социологического исследования, сравнивать и интерпретировать классические и современные методы исследования социальных процессов, интерпретировать особенности, возможности и ограничения количественных и качественных методов социологического исследования, обосновывать применение различных парадигм, теорий и концепций в организации и проведении прикладного исследования;
самостоятельно формулировать цели и ставить конкретные задачи научных исследований, ориентироваться в мировой литературе, включая результаты международных исследований, обосновывать применение того или иного исследовательского метода для решения задач исследования, понимать содержание и последовательность реализации организационных процедур социологического исследования, соотносить свою исследовательскую деятельность с международными тенденциями развития;
классифицировать социологические методы в зависимости от целей и задач исследования, обосновывать применение того или иного методического подхода к организации и проведению социологического исследования с учетом его целей и задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки теоретико-методологического основания эмпирического исследования, навыками применения методологии и основ социологической теории в зависимости от конкретного вида социологического исследования;
навыками разработки программы социологического исследования, способами формирования выборочной совокупности, методикой организации и проведения социологического исследования с использованием различных технологий сбора данных, технологиями обработки и анализа результатов социологического исследования, моделями интерпретации данных;
навыками планирования социологического исследования, навыками разработки исследовательской стратегии, обоснования и составления предложения/заявки на проведение исследования, навыками разработки и представления научных результатов исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Наука и научное знание
1.1. Наука и научное знание Лекции 1 1 УК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.2. Наука как форма духовного производства и социальный институт Лекции 1 1 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.3. Наука и научное знание Практические 1 1 УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Общие закономерности развития науки Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.5. Наука как форма духовного производства и социальный институт Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Наука и научное знание. Сам. работа 1 31 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Понятие методологии науки. Методология науки
2.1. Понятие методологии Лекции 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. История методологии Лекции 1 1 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие методологии Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.4. История методологии Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Методология науки XX-XXI вв. Практические 1 0 УК-1.1, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Понятие и история методологии Сам. работа 1 31 УК-1.1, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Структура научного знания и методы науки
3.1. Структура научного знания Лекции 1 0 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Структура научного знания. Практические 1 0 УК-1.1, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Методы эмпирического уровня познания. Практические 1 0 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Методы теоретического уровня познания Практические 1 0 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.5. Структура научного знания и методы научного познания Сам. работа 1 32 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объёме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АГУ"


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ук-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ЗАДАНИЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА.

Вопрос 1. Как называется умышленно искаженная информация?
а. Дезинформация
б. Информативный поток
в. Достоверная информация
с. Зашифрованная информация
Ответ а.

Вопрос 2. Как называется информация, к которой ограничен доступ?
а. Конфиденциальная
б. Противозаконная
с. Открытая
д. Недоступная
Ответ: а

Вопрос 3. Что называют защитой информации?
а. Все ответы верны
б. Деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации
в. Деятельность по предотвращению несанкционированных воздействий на защищаемую информацию
с. Деятельность по предотвращению непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию
Ответ: а

Вопрос 4.Носитель информации это:
а. физическое лицо, или материальный объект, в том числе, - физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
в. субъект, осуществляющий пользование информацией и реализующий полномочия распоряжения в пределах прав, установленных законом и/или собственником информации;
с. субъект, пользующийся информацией, полученной от ее собственника, владельца или по-средника в соответствии с установленными правами и правилами доступа к информации либо с их нарушением;
д. субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения информацией в соответствии с законодательными актами;
е. участник правоотношений в информационных процессах.
Ответ: а

Вопрос 5. Стратегия это:
а. план, руководство, ориентир или направление развития, дорога из настоящего в будущее;
в. принцип поведения или следование некой модели поведения;
с. позиция, а именно расположение определенных товаров на конкретных рынках.
д. перспектива, т. е. основной способ действия организации, или это «теория бизнеса» организации.
е. ловкий прием, особый маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента.
Ответ: а

Вопрос 6. Выберите 2 0твета
Принято выделять следующие виды гипотез: (выбрать 2 варианта)
а. подтверждающиеся;
в. исходные;
с. второго уровня;
д. частные.
Ответ: в с

Вопрос 7. Оценка исследуемых процессов квалифицированными специалистами - экспертами - это:
а. панель;
в. эксперимент;
с. экспертная оценка;
д. метод мозговой атаки.
Ответ: с

Вопрос 8. Совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлече-ния из документальных источников информации в целях решения определённых исследо-вательских задач:
а. анкетирование;
а. наблюдение;
с. эксперимент
д.. анализ документов.
Ответ :д.

Вопрос 9. Предметом исследования является:
а. основное, выявляемое в ходе исследования противоречие;
в. специфика исследования;
с. совокупность лиц;
д. расчет выборки.
Ответ: а.

Вопрос 10. Научное прогнозирование опирается на:
а. объективные закономерности
в. качественную информацию
с. интуицию
д. логику

Ответ:_а, с, .д.

Вопрос 11. Выберите 1 ответ
Научный прогноз раскрывает:
а. гипотезы развития
в. условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач
с. положительные и отрицательные тенденции
д. альтернативные направления развития

Ответ:_, .д.

Вопрос 12. Выберите 1 ответ
Более правдоподобная теория сменяет менее правдоподобную - таков путь развития нау-ки, по мнению
Выберите один ответ:
а. К.Поппера
б. И.Лакатоса
с. Т.Куна
Ответ:_а


Вопрос 13. Выберите 1 ответ
Предметом социогуманитарных наук являются:
а.Человек и природа
б. Общество и человек
с. Природа и космос
Ответ: б

Вопрос 14. Выберите 1 ответ.
Проблема понимания разрабатывается
а. В математике
б. В естествознании
с. В методологии социоuуманитарных наук

Ответ: с


Вопрос 15. Выберите 1 ответ.
В состав социогуманитарных наук входят:
а.Физика и химия
б. социология и история
с. математика и информатика
Ответ: б

Вопрос 16. Выберите 1 ответ.
Интерпретация – это:
А. Объяснение текстов
В. Понимание текстов
С. толкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания
Ответ: с

Ключ:
Ключ:
1- а
2- а
3 -а
4- а
5 -а
6-в,с
7 -с
8- д
9 -а
10. -а,с,д.
11 -- д
12- а
13 - б
14 - с
15 - б
16 - с


Задания открытого типа


1. Что представляет из себя системный подход?

Ответ:
системный подход – это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных эле-ментов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений.

2. Перечислите (назовите) методы эмпирического исследования

Ответ:
К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т. д.


3. Назовите методы теоретического уровня исследования

Ответ:
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетикодедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индук-цию, дедукцию, аналогию) и др.

4. Назовите эмпирические методы, применяемые в социологии

Ответ:
Метод наблюдения, опрос (анкетирование, интервью), метод изучения документов, социальный эксперимент

5. Какие методы относятся к общенаучным методам познания?
Ответ:
К общенаучным методам познания относятся анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, исторический метод, классификация.

6. Что такое достоверность результатов исследования и чем она определяется?
Ответ:
Достоверность (внутренняя валидность) результатов исследования определяется тем, на-сколько структура исследования соответствует поставленным задачам, и в какой степе-ни полученные данные справедливы в отношении изучавшейся выборки. Исходя из этого, достоверным нужно считать исследование, в котором возможность возникновения систе-матических и случайных ошибок сведена к минимуму.


7. Что представляет из себя исторический подход или «метод историзма» в соци-огуманитарном познании?
Ответ:
Важнейший метод социально-гуманитарных наук – метод историзма. Историзм – это метод исследования, предполагающий рассмотрение социальных явлений в процессе их воз-никновения, становления и развития в конкретных условиях и обстоятельствах. Главное в нем – реконструировать прошлое, описать настоящее и предсказать будущее.

8. Что такое проблемная ситуация
Ответ:
Проблемная ситуация в широком смысле - это совокупность отношений между необходимостью и возможностью возникновения нового научного знания.
Проблемная ситуация - это прежде всего познавательная ситуация, выражающаяся в не-возможности объяснить имеющиеся факты в рамках существующего знания. Начиная разрешать проблемную ситуацию ученый высказывает некоторые предположения о способах и результате разрешения, которые формулируются в гипотезах.

9. Каковы причины возникновения проблемных ситуаций:
Ответ:
Выделяют следующие причины и условия возникновения проблемной ситуации:
1. Новые факты не укладываются в рамки существующей теории, что требует новых гипотез и их экспериментальной проверки
2. Конкурируют несовместимые самостоятельные теории, объясняющие с разных принципиальных позиций одно и то же явление
3. Комплекс фактов противоречит господствующим теориям и требует пересмотра базовых теоретических представлений, мировоззрения и методологии


10. Назовите исследователей, внёсших значительный вклад в разработку метjодологии социальных наук
Ответ:
В.Дильтей, Гадамер, М.Вебер, Э. Дюргеййм, К.Маркс, Г.Риккерт, М.Бахтин,

11. На количественную или на качественную сторону ориентировано социальное по-знание?
Ответ :
Социальное познание ориентировано преимущественно на качественную сторону изучаемой им действительности. Здесь явления и процессы исследуются главным образом со стороны качества и единичного (индивидуального), а не количества и всеобщего.

12. Что такое «понимание» в социо-гуманитарногм познании?
Ответ:
присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета. При этом окружающая человека реальность, прежде всего социально-культурная преломляется в связную систему предметов «мира человека». Включенные в этот мир вещи и явления предстают как носители смыслов и значений.

13. . Перечислите и расположите в правильном порядке этапы формирования научного аппарата исследования
Ответ:
1) определение объекта исследования;
2) формулировка проблемы
3) выяснение известного и неизвестного для данного предмета исследования;
4) выяснение того научного направления, в русле которого лежит эта проблема
5) конкретизация предмета исследования.

14. На какой срок составляется стратегический план?
Ответ: на длительный срок.

15.Перечислите основные концепции динамики научного знания постпозитивизма с указанием их авторов.
Ответ :
1. Т. Кун . Концепция структуры научных революций
2. Концепция роста научных знаний К.Поппера
3. И. Лакатос. Концепция научно-исследовательских программ
4. П. Фейерабенд г. Концепция эпистемологического анархизма

16. Постройте в правильной последовательности структурно-логическую цепочку форм познания мира:
Ответ:
1: ощущение
2: восприятие
3: представление
4: понятии
5: суждение
6: умозаключение

17. Что такое «тактика научного исследования»?
Ответ:
Тактика научного исследования – это компонент реализации стратегии, в котором описывается действие для конкретной ситуации

18. Что понимается под структурой системы?
Ответ:
Структура системы– совокупность элементов системы и связей между ними в виде множества.
Структура системы означает строение, расположение, порядок и отражает определенные взаимосвязи, взаимоположение составных частей системы, т.е. ее устройства и не учитывает множества свойств (состояний) ее элементов.

19. Дайте характеристику закрытой и открытой системы:
Ответ:
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно не-зависимы от среды, окружающей систему.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов, кото-рые поступают извне. Открытая система должна иметь способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжать свое функционирование.

20. Дайте понятие «социальной проблемы»
Ответ:
Социальная проблема-это проблема, которая затрагивает многих людей в обществе. Это группа общих проблем современного общества, которые многие люди стремятся решить. Это часто является следствием факторов, выходящих за пределы контроля индивида.

21. В чём специфика объекта и субъекта в социо--гуманитарных науках?:
Ответ:
Специфика заключается в том, что объектом здесь выступает деятельность самого субъкта познания. Субъект познания соотносится с субъектом действия (человек является и субъектом познания, и реально действующим лицом). Объектом познания становится и взаимодействие между субъектом и объектом познания. Кроме того, в объекте социально-гуманитарного познания, как правило, присутствует и его субъект.

22. Что такое интерпретация?
Ответ:
это– разъяснение, (ис)толкование], в широком смысле – фундаментальная операция мышления, придание смысла любым проявлениям духовной деятельности человека, объекивированным в знаковой или чувственно-наглядной форме. И. – основа любого процесса коммуникации, в ходе которого приходится истолковывать намерения и действия людей, их слова и жесты, произведения худож. лит-ры, музыки, иск-ва, элементы знаковых систем. ... И. в науке – совокупность значений (смыслов), придаваемых к.-л. образом элементам некоторой теории (выражениям, формулам и отд. символам).

23. Чем определяется выбор проблемы научного исследования?
Ответ:
Выбор проблем, как и исследований, предпринимаемых в науке, определяется потребностями общества. Выбор и постановка научных проблем в огромной степени зависят от уровня и состояния знаний в той или иной отрасли науки. Поскольку возникновение проблемы свидетельствует о недостатке существующих в науке знаний, то первая задача исследователя состоит в том, чтобы конкретно выявить пробелы и дефекты в имеющихся гипотезах и теориях.

24. Что такое достоверность результатов исследования и чем она определяется?
Ответ:
Достоверность (внутренняя валидность) результатов исследования определяется тем, на-сколько структура исследования соответствует поставленным задачам, и в какой степени полученные данные справедливы в отношении изучавшейся выборки. Исходя из этого, достоверным нужно считать исследование, в котором возможность возникновения систематических и случайных ошибок сведена к минимуму.

25. Что такое идеографический подход в исследовании?
Ответ:
Идеографический подход в исследовании предполагает способ познания, целью которого является изображение объекта как единой уникальной целостности. Идеографический метод может быть направлен на постижение индивидуального в его своеобычности, однократности, уникальности либо на определение общих закономерностей, отраженных в единичном случае.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

Вопросы закрытого типа:
1. Основоположником метода проектов в обучении был:
А) К.Д. Ушинский
Б) Дж. Дьюи
В) Дж. Джонсон


2 Слово «проект» в буквальном переводе обозначает:
А) самый главный
Б) предшествующий действию
В) брошенный вперед


3 Компонентами творческой деятельности являются:
А) фантазия
Б) последовательность
В) строгое следование инструкции


4 Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает проект:
А) прикладной
Б) информационный
В) творческий


5 Выберите, что из ниже перечисленного относится к признакам классификации проектов:
А) основные сферы деятельности, в которых осуществляется проект
Б) продолжительность периода осуществления проекта
В) характер предметной области проекта



6 Проектная деятельность – это:
А) документально оформленное соглашение между заказчиками и исполнителями проекта, в котором оговариваются цели и задачи проекта, а также все условия и сроки выполнения работ по проекту
Б) деятельность фирмы, которая является основной и приносит организации значительную часть дохода, а также прочая деятельность, за исключением финансовой и инвестиционной
В) способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом


7 Проект – это:
А) временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов
Б) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство
В) процесс создания проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме


8. Методы исследования делятся на:
А) формирующие и констатирующие
Б) теоретические и эмпирические
В) диалектические и исторические


9 К теоретическим методам исследования относятся:
А) контент-анализ
Б) наблюдение
В) анализ


10 Синтез – это:
А) эмпирический метод психолого-педагогических исследований
Б) метод научного исследования, в основе которого лежит процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в одно целое
В) понятие, означающее представление о чем-либо в более совершенном виде, чем это есть на самом деле


11. Практико–ориентированный проект - это:
А) сбор информации о каком-нибудь объекте, явлении
Б) доказательство или опровержение гипотезы
В) решение практических задач заказчика проекта


12. Метод исследования – это:
А)способ достижения, какой либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения
Б) точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления
В) инструмент для добывания фактического материала


13. Укажите преимущество подгрупповых проектов:
А) автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы
Б) возможность обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы
В) формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели


14. Компонент плана управления проектом, описывающий происхождение планирования, структурирования, мониторинг и контроля коммуникации по проекту это:
А) план коммуникаций
Б) план настройки коммуникаций команды
В) матрица ответственности


15. Установите соответствие:

1 Организационный проект А) строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения
2 Экономический проект Б) реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции
3 Социальный проект В) приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения
Г) реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных
потрясений
Д) проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности


Правильные ответы:
1-Б
2-в
3-а
4-в
5-а
6-в
7-а
8-б
9-в
10- б
11-а
12-а
13-в
14-а
15 -1Б, 2В, 3Г

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая
суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.



Задания открытого типа
Задания на дополнение
Напишите пропущенное слово.

1. Временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов носит название _____
Ответ: проект.


2. Способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, называется проектная_____
Ответ: деятельность
.
3. Постоянный вид деятельности с мало меняющимся составом исполнителей называют_____
Ответ: операционной.

4. Инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск, под имущественную ответственность, направленная на получение прибыли носит название _____ Ответ: предпринимательство.

5. Личный состав работающих на предприятии это_____.
Ответ: персонал

6. Что такое экономические ресурсы?
Ответ: Это совокупность материальных и нематериальных факторов и средств, обеспечивающих бесперебойный процесс производства

7.. Дайте определение экономической модели.
Ответ: Экономическая модель = это упрощенное представление экономической действительности, позволяющее выделить наиболее важные взаимосвязи изучаемых процессов и явлений

8. Какие документы относятся к учредительным?
Ответ: Юридические документы, подаваемые местным или федеральным властям, указывающие цель и правила деятельности компании; прежде чем предприятие получит юридический статус и сможет заниматься своей деятельностью на законных основаниях, эти документы должны быть утверждены местными или федеральными властями.

9. Что такое бизнес-план?
Ответ: Документ, который в краткой форме дает ответы на вопросы о том, каковы ваши цели, как вы можете их достигнуть и каких финансовых средств это потребует носит название

10. Что такое лицензия?
Ответ: Разрешение, выдаваемое государственными органами на право ведения той или иной хозяйственной деятельность

11. Поясните, что такое трудовая мотивация?
Ответ: это побуждение работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей

12. Что такое кадровое обеспечение?
Ответ: Это система подбора, подготовки, расстановки, стимулирования и использования трудовых ресурсов

13. Что такое налог?
Ответ: Это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств в целях финансирования расходов государства

14. Поясните понятие "конкуренция"
Ответ: Экономическое соперничество за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа

15. Что такое чистая прибыль?
Ответ Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет называется

16. Что такое Социальная функция государства в условиях рыночной экономики
Ответ: Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

17. Какие направления социальной защиты являются приоритетами в развитой рыночной экономике ?
Ответ:
1. Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительно социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчёта уровня пенсий и пособий.
2. Обеспечение занятости. Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от всего экономически активного населения).

18.Какова цель социального проектирования?
Ответ: цель социального проектирования : привлечение внимания к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества; включение населения в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих жителей (участников).

19. Каковы задачи проекта?
Ответ: - задачи - конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта. Выполнение задач приводит к достижению целей, и, следовательно, решению проблемы.

20. Что такое стратегия проекта?
Ответ: Стратегия проекта - это выбранный путь движения к цели проекта. Целей и задач проекта можно достигнуть несколькими путями. Прежде, чем останавливаться на одном из них, необходимо выявить и оценить несколько альтернативных стратегий. Решение о выборе стратегии должно быть основано на анализе сильных и слабых сторон каждой альтернативы, возможностей и рисков, которые они открывают, на опыте организации и материалах различных исследований, на ваших ценностях и организационной культуре.

21. На какие 3 группы обычно подразделяются ресурсы ?
Ответ:
ресурсы проекта обычно подразделяются на следующие 3 группы:
- Материальные ресурсы - это совокупность предметов, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырьё, материалы, топливо, полуфабрикаты и т.п.
-- Человеческие ресурсы - это совокупность всех людей, так или иначе заинтересованных в результатах осуществляемой деятельности. Условно их разделяют на субъекты (кто действует) и на объекты (на кого направлена деятельность).
- трудовые ресурсы - та часть населения страны, которая обладает физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы. Основную часть трудовых ресурсов страны составляет её население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться.


22. Определите понятие "команда проекта"
Ответ: Команда - это группа индивидов, которые распределяют между собой рабочие операции и ответственность за получение конкретных результатов. Члены команды взаимозависимы в работе, т.е., для достижения разделяемых целей они нуждаются в работе других членов.

23. Каковы существуют способы получения отдачи от проектной команды?
Ответ:
- подбирать подходящие кадры
-давать им общую картину
- доверять членам команды
- проводить время с командой, ставить цели
- уметь хорошо ладить с людьми

24. Что включает в себя проект как документ?
Ответ: Проект как документ включает в себя (как правило):
1.Введение. (новизна, актуальность проекта, сфера применения, четкая постановка решаемой пролблемы)
2. Постановка цели деятельности и конкретных , изменряемых и достижимых задач;
3. Управленческо-кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала;
4. Содержание и механизм реализации (модули, этапы и формы, методы, организационная структура, план конкретных действий);
5. Характеристика и способ оценки планируемых результатов
6. Бюджет. Материально-техническое обеспечение.

25. По каким основаниям проводят (классифицируют) программы?
Ответ:
- по продолжительности ( долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные)
- по направленности (комплексные, профильные и др.)
- по стратегии (программы развития, деятельности и т.д.)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан,
терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополни-тельной
литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет
существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом;
владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки.
Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в
сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего мате-риала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вариант 1.1. онлайн-тестирование, количество заданий в тесте -30.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещён в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине на образовательном портале цифровой университет АлтГУ" Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена "отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84 % заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% и менее 50 % заданий.
Зачёт - это выполнение заданий на "отлично", хорошо", "удовлетворительно". Выполнено заданий от 51 до 100%,
Не зачёт -верно выполнено 50% и менее 50 % заданий.

Тест:
1. Первая глобальная научная революция произошла
a. В XIX веке
b. в X веке
c. в XVII веке.

2. Постнеклассическая наука формируется:
a. в начале ХХI века.
b. во второй половине XIX века.
c. в 70-х годах ХХ века.

3 Предметом социо-гуманитарных наук являются:
a. Общество и человек
b. Общество и культура
c. Человек и природа

4. Представителями первого позитивизма являются
a. О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер.
b. Л. Витгенштейн, А.Н. Уайтхед., Б. Рассел
c. К.Е. Дюринг, Дж. Беркли, Д. Юм.

5. Специфика социо-гуманитарных наук заключается:
a. В отсутствии теоретического уровня
b. В отсутствии эмпирической базы
c. В субъективности знания социо-гуманитарных наук

6. Сторонником методологического плюрализма в науке был ... .
a. П. Фейерабенд
b. Б. Рассел
c. С. Тулмин

7. Термин «философия науки был предложен
a. К.Е. Дюрингом.
b. И. Лакатосом.
c. К.Р. Поппером.

8. Формами знания в науке являются:
a. Наблюдение и эксперимент
b. Объяснение и понимание
c. факты, законы, теории

9. Эмпирический критерий научности теоретического знания, предложенный К. Поппером, носит название принципа
a. наглядности.
b. дополнительности.
c. фальсификации.

10. Является ли наука социальным институтом?
а. да
б. нет

11. Выберите верное утверждение об уровнях познания:
a. эмпирический и теоретический - 2 независимых уровня познания
b. Эмпирический и теоретический уровни познания тесно взаимосвязаны
c. эмпирический уровень следует за теоретическим

12. Выберите правильное суждение о науке.
a. Наука – основа всех форм познания
b. Наука – часть жизни каждого человека
c. Наука - форма духовного производства

13. Для научного знания характерна
a. доказательность
b. образность
c. наличие веры

14. Для обозначения научных традиций Т.Кун использовал термин
a. научная парадигма
b. теория
c. научная революция

15. И. Лакатос представлял развитие науки как:
a. смену научных парадигм в результате научных революций
b. как эволюцию концептуальных систем.
c. конкуренцию исследовательских программ.

16. К общенаучным понятиям относятся:
a. модель, структура, система, информация
b. материя, вещество, частица
c. модель, вещь, объект

17. К теоретическому уровню познания относится
a. научная картина мира
b. эксперимент
c. наблюдение

18. К ценностям научного поиска относятся
a. объективность
b. субъективность
c. некритичность


19. К числу социологических методов исследования относятся:
a. Фокус-группа, анкетирование, интервью
b. моделирование, наблюдение, гипотеза
c. наблюдение и эксперимент

20. К числу функций научной теории можно отнести
a. объяснительную функцию
b. аксиологическую
c. практикоориентированную

21. К эмпирическому уровню познания относятся:
a. Научная картина мира
b. Теория
c. Наблюдение и эксперимент

22. Как по другому можно назвать "Знание о незнании" ?
a. проблема
b. гипотеза
c. факт

23. Какие 2 основных уровня познания выделяют в науке?
a. системный и структурный
b. эмпирический и теоретический
c. вероятный и достоверный

24. Кто ввёл понятие парадигмы и научной революции в философию науки ?
a. Т. Кун
b. К. Поппер
c. И. Лакатос

25. Метод исследования объекта путем воспроизведения его характеристик на другом объекте называется
a. аксиоматизацией.
b. моделированием.
c. формализацией.

26. Метод рассуждения от частного к общему называется
a. дедукцией.
b. индукцией.
c. аналогией.

27. Наибольшее влияние роль субъекта познания проявляется
a. В социо-гуманитарных науках
b. В естествознании
c. В Математике

28. Кто был создателем теории научно-исследовавтельских программ?
a. К.Поппер
b. Имре Лакатос
c. Томас Кун

29. Отметьте преимущества эксперимента по сравнению с наблюдением
a. использование технических средств
b. Возможность его неоднократного повторения
c. чёткое соблюдение времени научного исследования

30. Общая, необходимая, повторяющаяся связь называется в науке
a. гипотезой
b. фактом
c. последовательностью
d. законом

Ключ.
1-с
2-с
3-а
4-а
5-с
6-а
7-а
8-с
9-с
10-а
11-b
12-с
13-а
14-а
15-с 16-а
17-а
18-а
19-а
20-а
21-с
22-a
23-b
24-a
25-b
26-b
27-a
28-b
29-b
30-d




Вариант - 2 зачёт (устный)
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачёта для обучающихся, не получивших зачёт (по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачёт проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 теоретического вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Вопросы к зачёту:

1. Аспекты бытия науки (наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры),
2.. К. Поппер и Т. Кун о механизмах развития науки.
3. Развитие позитивистской философии. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм
4. Основные проблемы постпозитивизма и основные его концепции
5. Наука и техногенная цивилизация.
6. Специфика научного познания.
7. Функции науки в жизни общества.
8. Эмпирический и теоретический уровень познания. Общая характеристика
9. Основные методы и основные формы знания эмпирического уровня познания. Эмпирические методы социологии.
10. Основные методы и основные формы знания теоретического уровня познания. Социологические теории.
11. Теория и её основные функции
12. Научная проблема.
13. Понятие научной гипотезы. Типы гипотез. Роль гипотез в научном познании
14.Особенности современной науки
15. Рациональность. Типы рациональности
16. Редукционизм. Его возможности и границы
17. Кумулятивистская модель развития науки. Модель развития науки через научные революции. Койре о научных революциях.
18. Понятие методологии науки и научного познания
19. Понятие социальных наук
20. Формирование методологии социальных наук


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Зачтено: Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.

Не зачтено: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э8 http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
Э9 Методология научного исследования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.