МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общий психологический практикум

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильСемейная психология и педагогика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_02_Психолого-педагогические образование_СПиП-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 109
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 40 40 40 40 80 80
Сам. работа 32 32 77 77 109 109
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.психол.н., Доцент, Трофимова Ю.В.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Общий психологический практикум

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.наук,доцент Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.наук,доцент Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель обучения по дисциплине - приобретение знаний об основных методах, используемых в научной и практической работе психолога, и умений их адекватно рименять.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-5.1 Знает современные методы оценки результатов образования обучающихся, выявления и коррекции трудностей в обучении
ОПК-5.2 Умеет выбирать, и применять психодиагностический инструментарий для оценки результатов обучения и выявления трудностей в обучении
ОПК-5.3 Выявляет и корректирует трудности в обучении но основе современных психолого-педагогических методов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- описание результатов психодиагностического обследования,
- основные понятия психодиагностики, математической статистики, смысл выдвигаемых психодиагностических и статистических гипотез и процедур, направленных на их проверку;
3.2.Уметь:
3.2.1.- обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях;
- практически применять основные психодиагностические методики умственного и личностного развития для различных возрастных групп;
- описывать результаты психодиагностического обследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками составления программы психодиагностического обследования, организацией психодиагностического обследования,
- составлением экспертного заключения по результатам психодиагностического обследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Теоретико-методологические основания деятельности психолога
1.1. Психология как практическая деятельность психолога Практические 1 6 ОПК-5.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Общая система методов исследования в психологии Практические 1 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.3. Психическая норма и патология: принципы разграничения психологических феноменов Практические 1 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Психология как практическая деятельность психолога Сам. работа 1 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2, Л1.1
1.5. Психическая норма и патология: принципы разграничения психологических феноменов Сам. работа 1 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.6. Общая система методов исследования в психологии. Сам. работа 1 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. 2. Общие методы исследования познавательных процессов, личности и самосознания человека
2.1. Исследование познавательных процессов Практические 1 22 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.2. Исследование познавательных процесов Сам. работа 1 12 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.3. Личность как предмет психологического исследования Практические 2 28 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Личность как предмет психологического исследования Сам. работа 2 44 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.5. Исследование сознания и самосознания личности Практические 2 12 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.6. Исследование сознания и самосознания личности Сам. работа 2 33 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10459

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении

Примеры заданий закрытого типа:
Вопрос 1: Какое понятие является синонимом термина «самонаблюдение»?
А. интроверсия
Б. интроспекция
В. интроекция
Г. интеграция
Ответ Б.
Вопрос 2. Как называют метод получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ними?
А. наблюдение
Б. эксперимент
В. тестирование
Г. самонаблюдение
Ответ А.
Вопрос 3: Укажите название беседа, в которой психолог использует заранее сформулированные вопросы?
А. неструктурированное интервью
Б. клиническое интервью
В. структурированное интервью
Г. семейное интервью
Ответ В.
Вопрос 4: Что понимается под «Я-концепцией»?
А. понимание другими людьми социальной роли индивида
Б. представление индивида о самом себе
В. оценка личностью своих возможностей
Г. согласие индивидов с требованиями социальной роли.
Ответ: Б
Вопрос 5: Для нормального состояния сознания характерно:
А. сумеречное состояние сознания
Б. гиперактивность
В. легкое переключение внимания
Г. диссоциация
Ответ: В
Вопрос 6: Что выступает психологическим механизмом самосознания?
А. идентификация
Б. эмпатия
В. рефлексия
Г. самооценка
Ответ: В
Вопрос 7: К теоретическим методам исследования относится:
А. наблюдение
Б. контент-анализ
В. эксперимент
Г. моделирование
Ответ: Г
Вопрос 8: К эмпирическим методам исследования относится:
А. анализ
Б. синтез
В. эксперимент
Г. моделирование
Ответ: В
Вопрос 9: Метод, заключающийся в преднамеренной и целенаправленной фиксации проявлений поведения человека - это:
А. анализ продуктов деятельности
Б. анкетирование
В. наблюдение
Г. эксперимент
Ответ: В
Вопрос 10: Метод исследования, предполагающий, что обследуемый выполняет задания, проходит определённое испытание:
А. наблюдение
Б. анализ продуктов деятельности
В. беседа
Г. тестирование
Ответ: Г
Вопрос 11: Проективные методики считаются особенно эффективными при выявлении скрытых, латентных или неосознаваемых сторон личности. Верно ли утверждение
А. утверждение верно лишь частично
Б. утверждение верно
В. утверждение не верно
Ответ: Б
Вопрос 12: Ниже представлены две задачи исследовательской деятельности психолога. Укажи их.
А. объяснение психологических феноменов
Б. доказательство различных теоретических положений, гипотез
В. осуществление психологического воздействия на личность подростка
Г. знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания
Ответ: А, Б
Вопрос 13: Что выступает для житейского психолога объектом психологического познания?
А. широкий круг психических явлений
Б. другие люди и он сам в повседневных ситуациях общения
В. законы психической реальности
Г. закономерности психической реальности
Ответ: Б
Вопрос 13: Какая отрасль психологии изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, проблемы поведения и формирования личности преступника?
А. социальная психология
Б. политическая психология
В. педагогическая психология
Г. юридическая психология
Ответ: Г
Вопрос 14: Большинство людей спокойно летают на самолете, следовательно, отсутствие такого страха – это проявление нормы. Какой нормы?
А. возрастной нормой
Б. индивидуальной нормой
В. статистической нормой
Г. функциональной нормой
Ответ: В
Вопрос 14: На изучение какого психического процесса направлена тестовая методика «Прогрессивные матрицы Равена»?
А. речи
Б. мышления
В. внимания
Г. восприятия
Ответ: Б
Вопрос 15: К каким группам методов относится лонгитюдный метод исследования в классификации по Б.Г. Ананьева?
А. эмпирическим методам;
Б. организационным методам исследования;
В. способам обработки данных;
Г. интерпретационным методам.
Ответ: А
Вопрос 16: При помощи какой методики можно изучать особенности понятийного мышления?
А. «Исключение лишнего»
Б. «Пиктограммы»
В. «Компас»
Г. «Таблицы Шульте»
Ответ: А
Вопрос 17: При помощи какой методики можно изучать скорость переключения и распределения внимания человека?
А. «Исключение лишнего»
Б. «Пиктограммы»
В. «Компас»
Г. «Таблицы Шульте»
Ответ: Г
Вопрос 18: С помощью какого теста можно изучать акцентуации характера?
А. «Опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда»
Б. «16-ти Факторный тест Кеттелла»
В. «Автопортрет»
Г. «Тест ценностных ориентаций Рокича»
Ответ: А
Вопрос 19: С помощью этого теста можно один из компонентов направленности личности. Назови его.
А. «Опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда»
Б. «16-ти Факторный тест Кеттелла»
В. «Автопортрет»
Г. «Тест ценностных ориентаций Рокича»
Ответ: Г
Вопрос 20: Один тест, из представленных ниже, не относится к личностным опросникам. Укажите его.
А. «Опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда»
Б. «16-ти Факторный тест Кеттелла»
В. «Автопортрет»
Г. «Опросник мотивации к избеганию неудач»
Ответ: Г


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Примеры заданий открытого типа:
Вопрос 1: Дайте определение понятию «психика»
Ответ: Психика – это субъективный (активный, личностный, пристрастный, идеальный, вторичный) образ объективного мира, существующий в отношениях и взаимодействии, в единстве телесного и духовного, физиологического и социального, субъекта и объекта
Вопрос 3: Раскройте понятие «сознание».
Ответ: Сознание - это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности
Вопрос 4: Что понимают под организующей психодинамической личностной системой, обеспечивающей процесс выделения себя из окружающего мира, осознания своего отношения к миру и себя в отношениях с людьми, принятие себя как «Я», как отдельного сознающего субъекта?
Ответ: Самосознание
Вопрос 5. Дайте определение проективной методики.
Ответ: Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу
Вопрос 6. Как называется стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач?
Ответ: тест
Вопрос 7: Как называют испытуемых, отобранны из изучаемой популяции для участия в эксперименте.
Ответ: выборка
Вопрос 8: Как называют конкретного человека, который принимает участие в исследовании?
Ответ: респондент
Вопрос 9: Какая отрасль психологической науки объединяет фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида?
Ответ: общая психология
Вопрос 10: Назовите основные задачи исследовательской деятельности психолога?
Ответ: установление законов и закономерностей психической реальности, научное объяснение психологических феноменов, доказательство различных теоретических положений, гипотез
Вопрос 11: Занятия однообразной деятельностью с детьми 5 лет рекомендуют проводить не более 10-15 минут, что обусловлено особенностью внимания. И это правило опирается на некоторую норму. Какой вид нормы лежит в основе этого правила?
Ответ: это является возрастной нормой
Вопрос 12: Педагог, подходя к аудитории, видит группу студентов громко о чем-то спорящих. Чтобы привлечь к себе внимание преподаватель увеличивает громкость голоса. Какой вид внимания будет сработает у студентов в данной ситуации?
Ответ: непроизвольное внимание
Вопрос 13: На изучение какого психического процесса направлена тестовая методика «Компасы»?
Ответ: пространственного восприятия
Вопрос 14: Назовите тест, позволяющий изучить особенности опосредованного запоминание?
Ответ: тест «Пиктограммы»
Вопрос 15: Какой психический процесс изучается благодаря методикам: «образование простых аналогии», «исключение понятий», «соотношение пословиц и фраз»
Ответ: свойства и операции мышления
Вопрос 16: Как называется тест, который изучает темперамент личности, используя такие факторы как «экстраверсия», «интроверсия», «нейротизм»
Ответ: Личностный опросник Айзенка
Вопрос 17: В результате этого теста мы получаем обширный объем информации об устойчивых черта характера человека, таких как: Эмоциональная стабильность- эмоциональная неустойчивость, Независимость-податливость, Беспечность- озабоченность и много других. Как называется этот тест?
Ответ: 16-факторный личностный опросник Р.Кеттелла.
Вопрос 18: Этот тест предполагает ранжирование ценностей по степени их значимости для человека. Как называется этот тест?
Ответ: Тест ценностных ориентаций Рокича
Вопрос 19: Тест ценностных ориентаций Рокича предполагает ранжирование двух групп ценностей по степени их значимости для человека. Как называются предлагаемые для ранжирования системы ценностей?
Ответ: Терминальные и инструментальные ценности.
Вопрос 20: Тест ценностных ориентаций Рокича предполагает ранжирование двух групп ценностей по степени их значимости для человека. Как называются предлагаемые для ранжирования системы ценностей?
Ответ: Терминальные и инструментальные ценности.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Профессия "психолог": основные профессиональны роли психолога. цели, предмет и средства труда, система профессиональных служебных обязанностей.
2. Сферы прикладной работы психолога.
3. Виды профессиональной деятельности психолога: Психологическое консультирование и психологическая коррекция
4. Виды профессиональной деятельности психолога: Психологическая диагностика
5. Виды профессиональной деятельности психолога: Психологическое исследование
6. Виды профессиональной деятельности психолога: Психологическое просвещение и информирование.
7. Научная и житейская психология.
8. Научная и иррациональная психология.
9. Психологи как профессиональная общность.
10. Профессиональная компетентность психолога и ее развитие.
11. Профессиональное становление психологов-исследователей и психологов-практиков.
12. Этика профессиональной деятельности психолога.
13. Мотивы выбора профессии "психолог".
14. Личностные качества психолога
15. Классификация и общая характеристика методов психологического исследования
16. Наблюдение как метод исследования: общая характеристика, виды наблюдения, преимущества и ограничения метода
17. Эксперимент как метод исследования: общая характеристика, виды эксперимента, преимущества и ограничения метода
18. Беседа как метод исследования: общая характеристика, преимущества и ограничения метода
19. Опрос, анкетирование как метод исследования: общая характеристика, преимущества и ограничения метода
20. Анализ продуктов деятельности: как метод исследования: общая характеристика, преимущества и ограничения метода
21. Тест: общая характеристика, преимущества и ограничения метода
22. Психическая норма и патология. Определение понятий. Виды норм в психологии.
23. Корректурная проба: назначение методики, способ проведения, интерпретация данных
24. Таблицы Шульте: назначение методики, способ проведения, интерпретация данных
25. "Пиктограмма": назначение методики, способ проведения, интерпретация данных
26. "Компасы": назначение методики, способ проведения, интерпретация данных
27. Прогрессивные матрицы Равена: назначение методики, способ проведения, интерпретация данных
28. Методики изучения свойств и операций мышления.
29. Методики изучения речи.
30. Темперамент и методы его изучения. Тест Айзенка: назначение методики, способ проведения, интерпретация данных
31. Характер и методы его изучения. Три источника данных о личности: "L"-данные, "Q"-данные, "T"-данные. 16-ти Факторный тест Кеттелла: назначение методики, способ проведения, интерпретация данных
32. Акцентуации характера. Опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда: назначение методики, способ проведения, интерпретация данных.
33. Способности и методы их изучения. Тест креативности Торренса: назначение методики, способ проведения, интерпретация данных. Исследование вербальной креативности (тест С. Медника): назначение методики, способ проведения, интерпретация данных. Тест креативности Вильямса: назначение методики, способ проведения, интерпретация данных
34. Направленность личности и методы ее изучения. Тест ценностных ориентаций Рокича: назначение методики, способ проведения, интерпретация данных. Опросник мотивации к достижению и опросник мотивации к избеганию неудач: назначение методик, способ проведения, интерпретация данных.
35. Самосознание и методы его изучения. Методика "Автопортрет": назначение методики, способ проведения, интерпретация данных. Опросник самоотношения Пантелеева: назначение методики, способ проведения, интерпретация данных.
36. Психологическое заключение: подходы к его подготовке и оформлению.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
К экзамену каждый студент готовит методическую папку с диагностическим инструментарием, изученным в рамках дисциплины. Каждый тест должен быть представлен следующими материалами: Цель, условия поведения, необходимое оборудование, инструкция, способ подсчета полученных данных, необходимые бланки (раздаточный материал).
Каждому студенту будет предложено подобрать диагностический инструментарий исходя из предложенной практической ситуации. Например: педагог на уроке замечает, что Ваня И. во второй половине урока допускает много ошибок. С чем это может быть связано. Какую диагностическую методику для исследования вы бы могли предложить?

Оценивание ответа на экзамене
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (незачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Елисеев О. П. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Назаров А. И. Экспериментальная психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рамендик Д. М. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Под ред. рубцова В.В. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.3 Масленникова Т. В., Колупаева Н. И. Психолого-педагогический практикум по общей и специальной дошкольной педагогике: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Цифровой университет АлтГУ "Общий психологический практикум" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:
▪ чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
▪ ознакомление с планом практического занятия.
▪ уяснение содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
▪ повторение содержание лекционного материала.
▪ изучение рекомендуемой литературы и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
▪ ответы на вопросы, указанные в плане практического занятия.
▪ получение консультации у преподавателя.
▪ написание рефератов (по согласованию с преподавателем).
▪ самостоятельная работа.

Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и предварительной аттестации.
Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них знаний, умений, владений; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
▪ на занятиях;
▪ по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;
▪ по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
▪ по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя по освоению дисциплины и имеющимся задолженностям.
На каждом занятии слушателям необходимо иметь рабочую тетрадь (48 л), листы белой бумаги формата А4, письменные принадлежности. Рабочие тетради необходимы для конспектирования рекомендаций преподавателя по теме занятия, а листы бумаги для самостоятельных, контрольных проверочных работ.
При отработке пропущенных занятий обучающиеся самостоятельно изучают вопросы, указанные в плане занятия. На консультации обучающиеся представляют результаты своего труда и отвечают на вопросы преподавателя.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.
областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.

Методические рекомендации для подготовки к зачету
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и владений, степени освоенности компетенций, обучающихся по дисциплине в форме зачета.
Зачет проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы.
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.