МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация и технология переговоров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильМеждународный бизнес и торговля
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_МБиТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Кузнецова О.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Организация и технология переговоров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шваков Е.Е.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Шваков Е.Е.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение особенностей вербальной и невербальной деловой коммуникации, овладение навыками межличностного и группового делового общения, организации и технологии ведения переговоров

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разрабатывать проектные решения в сфере внешнеторговой деятельности организации с учетом фактора неопределенности и обеспечивать их реализацию
ПК-2.1 Знать экономические основы разработки проектных решений внешнеэкономической торговой деятельности организации и их реализации
ПК-2.2 Уметь оформить проектное решение и сформировать пакет документов, необходимый для совершения внешнеторговых сделок
УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.приемы, принципы, правила делового общения и публичного выступления
3.2.Уметь:
3.2.1.эффективно осуществлять деловую коммуникацию и публичные выступления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, организации и ведения переговоров

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общение, его сущность, структура, виды и функции.
1.1. Особенности делового общения. Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Барьеры общения. Общение как вид общественной деятельности людей. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Вербальные и невербальные средства коммуникации Сам. работа 4 14 ПК-2.1, ПК-2.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Слушание в деловой коммуникации Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Слушание в деловой коммуникации Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Конфликты в деловых отношениях Сам. работа 4 28 ПК-2.1, ПК-2.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Организация и ведение деловых переговоров
2.1. Виды переговоров и подходы Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Стратегии взаимодействия Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Стратегии взаимодействия Сам. работа 4 16 ПК-2.1, ПК-2.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Деловые совещания Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Деловые совещания Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Деловые совещания Сам. работа 4 16 ПК-2.1, ПК-2.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Дискуссия Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Дискуссия Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Дискуссия Сам. работа 4 14 ПК-2.1, ПК-2.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1 Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины.
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4067

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К механизмам манипулятивного воздействия относятся:
а. Механизмы присоединения и внедрения, которые использует манипулятор.
б .Потребности, склонности, мотивации адресата манипуляции.
в. Психические автоматизмы и комплексы адресата манипуляции.
г. Психотехнические приемы манипулятивного воздействия.
ОТВЕТ: в
Вопрос 2. К открытым вопросам в деловой коммуникации относятся:
а. Альтернативные.
б. Зеркальные.
в. Информационные.
г. Риторические.
ОТВЕТ: г
Вопрос 3. Кинесическими средствами невербального общения выступают:
а. Мимика.
б. Покашливание.
в. Рукопожатие.
г. Устная речь.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 4. Логико-смысловое манипулирование информацией в деловом общении предлагает:
а. Дозирование информации.
б. Сокрытие важных смысловых дискурсов информации.
в. Утаивание информации.
ОТВЕТ: в.
Вопрос 5. Мишени манипулятивного воздействия — это:
а. Локальные психические структуры партнера-адресата, на которые направлено манипулятивное воздействие.
б. Объекты, включенные в деловую ситуацию.
в. Структурные уровни психики манипулятора.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 6. Какова персональная дистанция в процессе общения:
а. 120-350см.
б. 15-50см.
в. 50-120см.
г. Свыше 350см.
ОТВЕТ: в.
Вопрос 7. Что выступает просодическим средством невербального общения?
а. Громкость голоса.
б. Дистанция между общающимися.
в. Жесты.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 8. Что относится к проксемическим характеристикам невербального общения?
а. Дистанция между общающимися.
б. Мимика.
в. Похлопывание по спине.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 9. Адресат манипуляции в деловом общении — это:
а. Партнер, на которого направлено манипулятивное воздействие.
б. Партнер, который использует манипулятивные приемы психологического воздействия.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 10. Атрибуция - это :
а. Интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
б. Приписывание определенным группам людей специфических черт.
в. Стремление человека быть в обществе других людей.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 11. Что является мишенью психологического воздействия в ценностно-ориентированных манипулятивных технологиях делового общения:
а. Духовные идеалы партнера-адресата.
б. Когнитивные структуры партнера-адресата.
в. Потребности и склонности партнера-адресата.
г. Ценностные установки партнера-адресата.
ОТВЕТ: г.
Вопрос 12. Что можно отнести к наиболее применяемым в технологиях делового общения техникам активной антиманипулятивной защиты?
а. Временное прерывание адресатом делового контакта с манипулятором
б. Использование партнером-адресатом психотехнических приемов встречной манипуляции
ОТВЕТ: б.
Вопрос 13. Как называется слушание, при котором адресат не вмешивается в речь собеседника, не перебивает его, ограничиваясь реактивными репликами типа «да-да» и при этом демонстрируя доброжелательность и поддержку?
а. Нерефлексивное слушание.
б. Рефлексивное слушание.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 14. Как называется метод, предполагающий аргументацию с помощью фактов, цифровых примеров и сведений, являющихся основой доказательства собственной позиции или опровержения доводов партнера?
а. Метод «кусков».
б. Метод противоречия.
в. Фундаментальный метод.
г. Метод игнорирования.
ОТВЕТ: в.
Вопрос 15. Что представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений?
а. рефлексивное.
б. эмпатическое.
в. нерефлексивное.
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50 % заданий;
- "не зачтено" - верно выполнено 50 % и менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Назовите три основные манипулятивные техники психического воздействия в деловом общении.
ОТВЕТ: «Ложное вовлечение», запутывание, скрытое принуждение.
Вопрос 2. Назовите три особые техники пассивной зашиты, ориентированные на отражение манипулятивного воздействия.
ОТВЕТ: Выстраивание партнером-адресатом смысловых и семантических барьеров с манипулятором, дистанцирование партнера-адресата от партнера-манипулятора, сокрытие партнером-адресатом своих ситуативно переживаемых эмоций и чувств.
Вопрос 3. Назовите три признака, которые свидетельствуют о наличии манипуляции в деловом общении.
ОТВЕТ: неконгруэнтность коммуникативных сообщений манипулятора, появление у партнера-адресата внутренних ощущений дискомфорта, эмоционального напряжения и беспокойства, структурная компоновка дискурсов информации, не релевантная их содержательной значимости для решения деловой проблемы.
Вопрос 4. Перечислите техники малого разговора, применяемого в деловой коммуникации.
ОТВЕТ: высказывания-ссылки с приятными ассоциациями для партнера; интересный, увлекательный рассказ; позитивные констатации событий или фактов, интересующих партнера; цитирование высказываний партнера о его увлечениях, хобби.
Вопрос 5. _____________________ - это форма делового общения, для которой характерны столкновения мнений, разногласия по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения.
ОТВЕТ: полемика.
Вопрос 6._____________________ - это активное участие слушающего в речи собеседника, помощь в выражении его мыслей и чувств с целью правильного и точного понимания собеседниками друг друга.
ОТВЕТ: рефлексивное слушание.
Вопрос 7. ______________________ - это умышленные ошибки в процессе аргументации.
ОТВЕТ: софизмы.
Вопрос 8. ________________________________ - это положение или утверждение, истинность которого следует доказать.
ОТВЕТ: тезис.
Вопрос 9. Охарактеризуйте антикульминационную структуру изложения материала.
ОТВЕТ: решение проблемы дано в начале выступления, а потом оно раскрывается и поясняется.
Вопрос 10. Охарактеризуйте кульминационную структуру изложения материала.
Ответ: выводы делаются в конце выступления.
Вопрос 11. _______________________ - это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.
Ответ: установка.
Вопрос 12. ______________________ - это сознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией.
Ответ: конформность.
Вопрос 13. ______________________ - это система средств общения, включающая в себя рукопожатие, поцелуй, похлопывание.
Ответ: такесика.
Вопрос 14. _______________________ - это психологический механизм самосознания.
Ответ: рефлексия.
Вопрос 15. ______________________ - это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику.
Ответ: кинесика.
Вопрос 16.______________________- это обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.
Ответ: просьба.
Вопрос 17. _____________ - это система средств общения, предполагающая включение в речь пауз, покашливаний, плач, смех.
Ответ: экстралингвистика.
Вопрос 18. _____________ - это расположение к себе собеседника, его притяжение на эмоциональном уровне.
Ответ: аттракция.
Вопрос 19. ___________________ - это неумение при общении определить необходимую меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку.
Ответ: бестактность.
Вопрос 20. _________________ - это интеллектуальное воздействие, при котором информация осмысливается самостоятельно.
Ответ: убеждение.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
"Зачтено"- ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Не зачтено" - не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Как называется временное добровольное объединение участников проекта, основанное на взаимном соглашении и направленное на осуществление прибыльного, но капиталоемкого проекта?
а. Консолидация.
б. Консорциум.
в. Интеграция.
ОТВЕТ: б.
Вопрос 2. Какие проекты подвержены наибольшему влиянию внешнего окружения?
а. Социальные и инвестиционные
б. Экономические и инновационные
в. Организационные и экономические.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 3. Как называется организационная структура, при которой возможно перераспределение человеческих ресурсов между проектами без реорганизации существующей структуры?
а. Матричная.
б. Функциональная.
в. Линейно-функциональная.
г. Дивизиональная.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 4. Участники проекта – это
а. Физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.
б. Конечные потребители результатов проекта.
в. Команда, управляющая проектом.
г. Заказчик, инвестор, менеджер проекта и команда проекта.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 5. Веха – это
а. Набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта.
б. Полный набор последовательных работ проекта.
в. Ключевое событие проекта, используемое для осуществления контроля над ходом его реализации.
ОТВЕТ: в.
Вопрос 6. Основным сегментом международного финансового рынка для принятия решений финансовым менеджером является:
а. Международный рынок капитала.
б. Международный рынок труда.
в. Международный рынок занятости.
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 7. Как называется международная стратегия малых и средних фирм:
а. Кооперация.
б. Франчайзинг.
в. Мерчандайзинг.
Ответ: б.
ВОПРОС 8. Сколько стадий содержит переход национальной компании в статус международной:
а. 4
б. 3
в. 2
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50 % заданий;
- "не зачтено" - верно выполнено 50 % и менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. ____________ - это рассмотрение всей мировой экономики как единого рыночного пространства без границ и использование возможностей комбинации ресурсов во всемирном масштабе.
Ответ: глобализация.
Вопрос 2. Укажите международный финансовый институт, предоставляющий кредиты частным предпринимателям.
Ответ: международная финансовая корпорация.
Вопрос 3: Как называется порядок рассмотрения споров во внешней торговле?
Ответ: арбитраж.
Вопрос 4. Что является исключением из перечня форм международных инвестиционных связей?
Ответ: международная миграция рабочей силы.
Вопрос 5. В международном товарообороте принято выделять так называемый «невидимый товар». Что под ним понимается?
Ответ: туристические услуги.
Вопрос 6. Какая из стратегий ведения международных операций обладает наименьшим риском?
Ответ: франчайзинг.
Вопрос 7. Как называют ряд норм международного права?
Ответ: принципы.
Вопрос 8. Что составляет основу современных международных отношений?
Ответ: суверенное равенство.
Вопрос 9. Перечислите основные составляющие среды международного менеджмента?
Ответ: политика, экономика, культура, технология.
Вопрос 10. Что определяет выгодность использования собственного капитала для финансирования проекта по сравнению с заемным?
Ответ: более низкая стоимость.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
"Зачтено"- ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Не зачтено" - не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен или вовсе не дан.

5.2 Не предусмотрено.

5.3 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации.

Устный зачет.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРИТЕЧЕСКОГО ХРАКТЕРА
1.Охарактеризуйте конструктивные приемы ведения переговоров.
2. Раскройте конфронтационный и партнерский подходы к ведению переговоров.
3. Охарактеризуйте правила убеждения.
4. Раскройте культуру телефонного общения.
5.Раскройте типичные ошибки при телефонном общении.
6. Охарактеризуйте правила ведения спора.
7. Перечислите виды слушания и дайте рекомендации по идеальному слушанию.
8.Охарактеризуйте вербальные сигналы, выдающие ложь.
9.Какие невербальные средства коммуникации используются нечестными партнерами для того, чтобы «вводить в заблуждение» доверчивых партнеров?
10. Назовите и охарактеризуйте барьеры в общении.
11. Назовите основные правила ведения переговоров с иностранными партнерами.
12. Охарактеризуйте основные правила управления проектами с зарубежными партнёрами.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКЕРА
1.Представьте себе, что в ответ на ваше предложение по цене Ваш партнер заявляет следующее: «Ваша цена очень высока. Мы вели переговоры с другой фирмой, они просят меньшую сумму и, кроме того, предложили меньшие сроки». Как вы ответите на эти возражения?
2. Вам необходимо напомнить о себе после продолжительного перерыва. Как Вы построите беседу по телефону? Как беседа по телефону будет зависеть от типа партнера? Приведите две-три различные ситуации.
3. Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуации, которая представляет для вас интерес. Как его нужно слушать?
4. Эвфемизмы – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, например, вместо «он умер» – «он ушел из жизни», «бедный» – «нуждающийся», «старый человек» – «человек преклонного возраста» и т.п. Придумайте не менее 10 слов, неприятных для партнера, и подберите к ним эвфемизмы.
5. Назовите вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.). Вспомните о предпочтительности в определенных ситуациях просьбы в сослагательном наклонении (хотелось бы), ответа по формуле "да, но… ".Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.
6. Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.
7. Дополните предложенные правила эффективной коммуникации.
· Если ты прав, будь логичен. Если не прав – постарайся сбить с толку.
· Если сомневаешься, постарайся говорить убедительно.
· Если человек тебя не понимает, это еще не значит, что он глупее тебя.
· Если с тобой во всем соглашаются, проверь – слушают ли тебя.
· Хороший слушатель не только пользуется всеобщей любовью, но со временем и кое-что узнает.
· Все люди ординарны. Неординарны лишь те, кто это знают.
· Благоразумный человек никогда ничего не добивается.
8. Во время делового взаимодействия с Вами ваш сотрудник «вышел из себя», не принимая Ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести. Ведь это подрывает Ваш авторитет. Что Вы предпримете?
9. Ваш заместитель, очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако Вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявление об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним это обсудить, но он даже не понимает, о чем Вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить стиль его взаимодействия с персоналом? Что Вы предпримете?
10. У Вас есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что Вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что Вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Зачтено" - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, решил предложенные задания без ошибок.
"Не зачтено" - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающих незнание процессов изучаемой предметной области. Решение практических заданий не выполнено.







5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации.

Устный зачет.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРИТЕЧЕСКОГО ХРАКТЕРА
1.Охарактеризуйте конструктивные приемы ведения переговоров.
2. Раскройте конфронтационный и партнерский подходы к ведению переговоров.
3. Охарактеризуйте правила убеждения.
4. Раскройте культуру телефонного общения.
5.Раскройте типичные ошибки при телефонном общении.
6. Охарактеризуйте правила ведения спора.
7. Перечислите виды слушания и дайте рекомендации по идеальному слушанию.
8.Охарактеризуйте вербальные сигналы, выдающие ложь.
9.Какие невербальные средства коммуникации используются нечестными партнерами для того, чтобы «вводить в заблуждение» доверчивых партнеров?
10. Назовите и охарактеризуйте барьеры в общении.
11. Назовите основные правила ведения переговоров с иностранными партнерами.
12. Охарактеризуйте основные правила управления проектами с зарубежными партнёрами.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКЕРА
1.Представьте себе, что в ответ на ваше предложение по цене Ваш партнер заявляет следующее: «Ваша цена очень высока. Мы вели переговоры с другой фирмой, они просят меньшую сумму и, кроме того, предложили меньшие сроки». Как вы ответите на эти возражения?
2. Вам необходимо напомнить о себе после продолжительного перерыва. Как Вы построите беседу по телефону? Как беседа по телефону будет зависеть от типа партнера? Приведите две-три различные ситуации.
3. Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуации, которая представляет для вас интерес. Как его нужно слушать?
4. Эвфемизмы – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, например, вместо «он умер» – «он ушел из жизни», «бедный» – «нуждающийся», «старый человек» – «человек преклонного возраста» и т.п. Придумайте не менее 10 слов, неприятных для партнера, и подберите к ним эвфемизмы.
5. Назовите вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.). Вспомните о предпочтительности в определенных ситуациях просьбы в сослагательном наклонении (хотелось бы), ответа по формуле "да, но… ".Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.
6. Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.
7. Дополните предложенные правила эффективной коммуникации.
· Если ты прав, будь логичен. Если не прав – постарайся сбить с толку.
· Если сомневаешься, постарайся говорить убедительно.
· Если человек тебя не понимает, это еще не значит, что он глупее тебя.
· Если с тобой во всем соглашаются, проверь – слушают ли тебя.
· Хороший слушатель не только пользуется всеобщей любовью, но со временем и кое-что узнает.
· Все люди ординарны. Неординарны лишь те, кто это знают.
· Благоразумный человек никогда ничего не добивается.
8. Во время делового взаимодействия с Вами ваш сотрудник «вышел из себя», не принимая Ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести. Ведь это подрывает Ваш авторитет. Что Вы предпримете?
9. Ваш заместитель, очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако Вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявление об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним это обсудить, но он даже не понимает, о чем Вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить стиль его взаимодействия с персоналом? Что Вы предпримете?
10. У Вас есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что Вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что Вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Зачтено" - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, решил предложенные задания без ошибок.
"Не зачтено" - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающих незнание процессов изучаемой предметной области. Решение практических заданий не выполнено.







Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации.

Устный зачет.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРИТЕЧЕСКОГО ХРАКТЕРА
1.Охарактеризуйте конструктивные приемы ведения переговоров.
2. Раскройте конфронтационный и партнерский подходы к ведению переговоров.
3. Охарактеризуйте правила убеждения.
4. Раскройте культуру телефонного общения.
5.Раскройте типичные ошибки при телефонном общении.
6. Охарактеризуйте правила ведения спора.
7. Перечислите виды слушания и дайте рекомендации по идеальному слушанию.
8.Охарактеризуйте вербальные сигналы, выдающие ложь.
9.Какие невербальные средства коммуникации используются нечестными партнерами для того, чтобы «вводить в заблуждение» доверчивых партнеров?
10. Назовите и охарактеризуйте барьеры в общении.
11. Назовите основные правила ведения переговоров с иностранными партнерами.
12. Охарактеризуйте основные правила управления проектами с зарубежными партнёрами.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКЕРА
1.Представьте себе, что в ответ на ваше предложение по цене Ваш партнер заявляет следующее: «Ваша цена очень высока. Мы вели переговоры с другой фирмой, они просят меньшую сумму и, кроме того, предложили меньшие сроки». Как вы ответите на эти возражения?
2. Вам необходимо напомнить о себе после продолжительного перерыва. Как Вы построите беседу по телефону? Как беседа по телефону будет зависеть от типа партнера? Приведите две-три различные ситуации.
3. Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуации, которая представляет для вас интерес. Как его нужно слушать?
4. Эвфемизмы – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, например, вместо «он умер» – «он ушел из жизни», «бедный» – «нуждающийся», «старый человек» – «человек преклонного возраста» и т.п. Придумайте не менее 10 слов, неприятных для партнера, и подберите к ним эвфемизмы.
5. Назовите вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.). Вспомните о предпочтительности в определенных ситуациях просьбы в сослагательном наклонении (хотелось бы), ответа по формуле "да, но… ".Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.
6. Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.
7. Дополните предложенные правила эффективной коммуникации.
· Если ты прав, будь логичен. Если не прав – постарайся сбить с толку.
· Если сомневаешься, постарайся говорить убедительно.
· Если человек тебя не понимает, это еще не значит, что он глупее тебя.
· Если с тобой во всем соглашаются, проверь – слушают ли тебя.
· Хороший слушатель не только пользуется всеобщей любовью, но со временем и кое-что узнает.
· Все люди ординарны. Неординарны лишь те, кто это знают.
· Благоразумный человек никогда ничего не добивается.
8. Во время делового взаимодействия с Вами ваш сотрудник «вышел из себя», не принимая Ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести. Ведь это подрывает Ваш авторитет. Что Вы предпримете?
9. Ваш заместитель, очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако Вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявление об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним это обсудить, но он даже не понимает, о чем Вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить стиль его взаимодействия с персоналом? Что Вы предпримете?
10. У Вас есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что Вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что Вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Зачтено" - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, решил предложенные задания без ошибок.
"Не зачтено" - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающих незнание процессов изучаемой предметной области. Решение практических заданий не выполнено.







Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Спивак В. А. ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Коноваленко, М. Ю.  Теория коммуникации : учебник для вузов  Москва : Издательство Юрайт, 2020 pay.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: для бакалавров и специалистов СПб.: Питер, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Деловое общение portal.edu.asu.ru
Э2 Профессиональная этика и служебный этикет portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для усвоения теоретических и практических основ курса необходимо:
• изучить программу курса;
• подобрать литературу по соответствующим темам и изучить её.

Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса своей специальности в АлтГУ.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ.