МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в экологическую географию

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма; Экономическая и политическая география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Швецова Ларина Валерьевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Введение в экологическую географию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко Вадим Валерьевич, к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Заведующий кафедрой Скрипко Вадим Валерьевич, к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование представления у студентов о ландшафтно-географическом и эколого-географическом подходах в решении экологических проблем на региональном уровне (современное экологическое состояние природных комплексов (ландшафтов) в пределах крупных регионов России, рациональное использование природных ресурсов).
Задачи:
1) рассмотреть концепцию экологической географии как междисциплинарного направления;
2) провести ознакомление с методами, способами и подходами в изучении природных комплексов (ландшафтов) в пределах крупных регионов России;
3) выявить современное экологическое состояние зональных природных комплексов (ландшафтов) и области высотной поясности в пределах крупных регионов России;
4) определить подходы (направления) в решении экологических проблем на региональном уровне с целью оптимизации взаимоотношений между человеком и окружающей природной средой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
ОПК-1.1 Знает теоретические основы математических и естественных наук, фундаментальных разделов наук о Земле
ОПК-1.2 Умеет выполнять анализ географических данных на основе знаний фундаментальных разделов наук о Земле, математических и естественных наук
ОПК-1.3 Владеет навыками применения знаний фундаментальных разделов наук о Земле в практической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать ключевые понятия и термины экологической географии; концептуальную основу экологической географии как междисциплинарного направления; методологические основы применения методов, способов и подходов в изучении природных комплексов (ландшафтов) в пределах крупных регионов России; современное экологическое состояние зональных природных комплексов (ландшафтов) и области высотной поясности в пределах крупных регионов России; ключевые подходы (направления) в решении экологических проблем на региональном уровне с целью оптимизации взаимоотношений между человеком и окружающей природной средой.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать основные методы, способы и подходы в изучении природных комплексов (ландшафтов) в пределах крупных регионов России; составлять эколого-географическую характеристику зональных природных комплексов (ландшафтов) и высотной поясности; проводить первичный анализ данных об их экологическом состоянии в пределах крупных регионов России; определять перечень подходов (направлений) в решении экологических проблем на региональном уровне.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками применения ключевых понятий и терминов экологической географии в изучении дисциплин из общепрофессионального модуля "Науки о Земле"; основных методов, способов и подходов в изучении природных комплексов с целью их последующего изучения на глобальном, региональном и локальном уровнях; владеет навыками первичного анализа данных об экологическом состоянии природных комплексов; интерпретирует полученные навыки при изучении природных комплексов Земли на разных уровнях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы курса. Природные комплексы как объекты изучения экологической географии.
1.1. Истоки научной теории природопользования и экологической географии. Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.2
1.2. Географический детерменизм. Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.2
1.3. Концепция экологической географии. Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.2
1.4. Экологическая география как сфера междисциплинарных научных исследований. Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Методы экологической географии. Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Методы, способы и подходы в изучении природных комплексов (ландшафтов). Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Природные комплексы как основные объекты изучения экологической географии. Сам. работа 2 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Природные экологические факторы и их воздействие на формирование зональных ландшафтов (ландшафтных зон) России. Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Освоение природных комплексов (ландшафтов) России. Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Особенности расселения населения на территории России. Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Оценка экологического потенциала ландшафтов России. Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Эколого-географическая характеристика природных комплексов (ландшафтов) России.
2.1. Арктика и Субарктика, таёжная и подтаёжная зоны. Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Широколиственно-лесная и лесостепная зоны. Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Степная, полупустынная, пустынная зоны и субтропики. Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Антропогенные воздействия на природные комплексы (зональные ландшафты) России и экологические последствия их освоения. Практические 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Азональные природные комплексы России. Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Кавказ. Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Эколого-климатический потенциал Алтае-Саянской горной страны. Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Устойчивое развитие горных районов. Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Эколого-географическая оценка горных районов России. Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-1: Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности.
Ссылка на курс:
https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=2393

Тема. Истоки научной теории природопользования и экологической географии. Концепция экологической географии. Методы экологической географии.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Определите правильное утверждение.
А. Современная география как наука «претерпела» изменения за счет гуманизации, социологизации, экологизации, экономизации.
Б. Современная география как наука «претерпела» изменения за счет гуманизации.
В. Современная география как наука «претерпела» изменения за счет гуманизации, социологизации.
Г. Современная география как наука «претерпела» изменения за счет экологизации, экономизации.
Ответ: А

2. Какое из утверждений об объекте или предмете исследования современной географии является правильным?
А. Объектом исследования географии является – географическая оболочка Земли.
Б. Объектом исследования географии является – материки и океаны Земли.
В. Предметом исследования географии – экономические и социальные процессы и явления и их проявления в условиях развития географической оболочки.
Г. Предметом исследования географии – природные процессы и явления и их проявления в условиях развития географической оболочки.
Ответ: А

3. Какой из методов исследования не является общегеографическим?
А. Сравнительно-географический
Б. Картографический
В. Аэрокосмический
Г. Аналитический
Ответ: Г

4. Какой из методов является самым «древним» в географии как науке?
А. Картографический
Б. Сравнительно-географический
В. Описательный
Г. Геоинформационный
Ответ: В

5. Найдите правильное утверждение о составе стволовых наук географии.
А. В состав стволовых наук входят: физико-географические науки, социально-экономико-географические науки, картография, страноведение.
Б. В состав стволовых наук входят: физико-географические науки, социально-экономико-географические науки, картография, страноведение, политическая география.
В. В состав стволовых наук входят: физико-географические науки, социально-экономико-географические науки.
Г. А. В состав стволовых наук входят: физико-географические науки, социально-экономико-географические науки, картография.
Ответ: А

6. Найдите правильное утверждение о составе физико-географических наук.
А. К физико-географическим наукам принадлежат следующие отрасли географии – геоморфология, гидрология суши, климатология, метеорология, гляциология, геокриология, океанология, география почв, биогеография, лимнология, ландшафтоведение.
Б. К физико-географическим наукам принадлежат следующие отрасли географии – геоморфология, гидрология суши, климатология, метеорология, гляциология, геокриология, океанология, география почв, биогеография, лимнология, ландшафтоведение, топонимика, геодезия.
В. К физико-географическим наукам принадлежат следующие отрасли географии – геоморфология, гидрология суши, климатология, метеорология, гляциология, геокриология, океанология, география почв, биогеография, лимнология, ландшафтоведение, топонимика, геодезия, картометрия.
Г. К физико-географическим наукам принадлежат следующие отрасли географии – геоморфология, гидрология суши, климатология, метеорология, гляциология, геокриология, океанология, география почв, биогеография, лимнология, ландшафтоведение, топонимика.
Ответ: А

7. Определите правильное утверждение о составе социально-экономико-географических наук.
А. К социально-экономико-географическим наукам принадлежат следующие отрасли географии – география населения, география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, рекреационная география, география природных ресурсов, медицинская география, топонимика.
Б. К социально-экономико-географическим наукам принадлежат следующие отрасли географии – география населения, география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта.
В. К социально-экономико-географическим наукам принадлежат следующие отрасли географии – география населения, география промышленности, география сельского хозяйства.
Г. К социально-экономико-географическим наукам принадлежат следующие отрасли географии – география населения, география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, рекреационная география, география природных ресурсов.
Ответ: Г

8. Какое из утверждений о пограничных науках современной географии является верным?
А. Пограничные науки включают в свой состав – политическую географию, военную географию, историческую географию, этногеографию.
Б. Пограничные науки включают в свой состав – политическую географию, военную географию, историческую географию, этногеографию, географию культуры, медицинскую географию, геохимию, геофизику.
В. Пограничные науки включают в свой состав – политическую географию, военную географию, историческую географию.
Г. Пограничные науки включают в свой состав – геофизику, геохимию.
Ответ: Б

9. Найдите правильные утверждения.
А. К базовым географическим знаниям можно отнести – учения, теории, гипотезы, концепции, законы и закономерности.
Б. К базовым географическим знаниям можно отнести – учения, теории.
В. К базовым географическим знаниям можно отнести – учения, теории, гипотезы, концепции.
Г. К базовым географическим знаниям можно отнести – учения, теории, гипотезы.
Ответ: А

10. Найдите лишнее в этом перечне научных учений.
А. Учение о природопользовании
Б. Учение об экономике природопользования
В. Учение о географической зональности
Г. Учение об устойчивом развитии
Ответ: Г

11. Определите научное знание, которое не относят к учениям.
А. Учение о геоэкологии
Б. Учение о происхождении культурных растений
В. Учение о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского
Г. Учение о природно-ресурсном потенциале
Ответ: Г

12. Определите научное знание, которое не относят к теориям.
А. Теория территориальной структуры хозяйства
Б. Теория устойчивого развития
В. Теория прогнозирования
Г. Теория природно-ресурсного потенциала
Ответ: Г

13. Определите научное знание, которое не относят к концепциям природопользования.
А. Концепция устойчивости и изменчивости геосистем
Б. Концепция природно-ресурсного потенциала
В. Концепция геотехнических систем
Г. Концепция природно-ресурсного потенциала
Ответ: В

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Укажите состав стволовых наук географии.
К стволовым наукам географии относят - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Ответ: к стволовым наукам географии относят – физико-географические науки, социально-экономико-географические науки, картографию, страноведение.

2. Запишите верный ответ.
Одна из отраслей в составе физико-географических наук изучает озера – _____________________________.
Ответ: лимнология.

3. Определите наименование социально-экономико-географической науки, которая занимается изучением размещения естественных ресурсов Земли и решает проблемы их рационального хозяйственного использования – ___________________________________.
Ответ: география природных ресурсов.

4. Что изучает современная география?
Современная география – целая система наук, изучение которых направлено на ¬¬¬-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ: Современная география – целая система наук, изучение которых направлено на изучение процессов взаимодействия природы и общества в целях научного обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни человека на Земле.

5. Что является предметом исследования современной географии?
Предметом исследования современной географии –_____________________________________________________________________________Ответ: Предмет исследования географии – процессы и явления и их проявления в условиях развития географической оболочки (или природные, социальные, экономические процессы и явления и их проявления в условиях развития географической оболочки).

6. К общегеографическим методам можно отнести - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Ответ: к общегеографическим методам можно отнести – описательный, картографический, сравнительно-географический, количественные, математические, метод моделирования, дистанционные или аэрокосмические, геоинформационный, метод наблюдения и измерения, эксперименты, мониторинг.

7. Сформулируйте определение понятия «учение».
Учение – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Ответ: Учение – это совокупность теоретических положений в какой-либо области научных знаний и может в себя включать ряд теорий и концепций.

8. Сформулируйте определение понятия «теория».
Теория – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Ответ: Теория – это форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных взаимосвязях, основных идеях в той или иной области знания.

9. Сформулируйте определение понятия «концепция».
Концепция – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Ответ: Концепция – это совокупность наиболее существенных элементов теории или теорий, точка зрения, идея для понимания сущности определенных процессов и явлений, конструктивный принцип.

10. Сформулируйте определение понятия «гипотеза».
Гипотеза – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Ответ: Гипотеза – это вероятное предположение о причинах каких-либо явлений, не проверенное и не подтвержденное экспериментом. после экспериментальной проверки может либо отмереть, либо превратиться в научную теорию.

Тема. Природные комплексы как основные объекты изучения экологической географии.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какой из компонентов природного ландшафта имеет прямое воздействие на здоровье и жизнь человека?
А. Климат
Б. Почвы
В. Растительный покров
Г. Животный мир
Ответ: А

2. Для территории Крайнего Севера России не характерны эти условия для жизни населения (по степени благоприятности условий):
А. Малоблагоприятные
Б. Благоприятные
В. Неблагоприятные
Г. Крайне неблагоприятные
Ответ: Б

3. Для юга Западной Сибири характерны эти условия для жизни населения (по степени благоприятности условий):
А. Неблагоприятные
Б. Малоблагоприятные
В. Благоприятные
Г. Наиболее благоприятные
Ответ: В

4. Определите оптимальную для комфортной жизни человека величину относительной влажности воздуха (в %):
А. 30-50
Б. 40-60
В. 50-70
Г. 60-80
Ответ: Б

5. Какой компонент природного ландшафта выполняет только косвенные экологические функции?
А. Почва
Б. Климат
В. Обводненность ландшафта
Г. Рельеф
Ответ: А

6. Какой компонент природного ландшафта выполняет прямые и косвенные экологические функции?
А. Растительный покров
Б. Климат
В. Обводненность ландшафта
Г. Рельеф
Ответ: Г

7. Какой из компонентов природного ландшафта утратил важную экологическую функцию жизнеобеспечения человечества?
А. Растительный покров
Б. Почвы
В. Животный мир
Г. Обводненность ландшафта
Ответ: В

8. Какая группа стихийных природных явлений лишней?
А. Метели, снежные бури, суховеи, пыльные бури, засухи, заморозки, ураганы, обильные осадки, туман, гололед, грозы, пожары
Б. Смог, дымка, фотохимический туман, кислотные осадки, пожары
В. Муссонные дожди, ледяные заторы, нагонные наводнения, обильное таяние снега, обильные осадки
Г. Водная эрозия, ветровая эрозия (дефляция), лавины, сели, карст, солифлюкция
Ответ: Б

9. Какое природное стихийное явление относится к группе эндогенных процессов, изменяющих рельеф?
А. Лавины
Б. Оползни
В. Карст
Г. Вулканизм
Ответ: Г

10. Для ландшафтов Крайнего Севера России не характерен этот показатель экологического потенциала:
А. Экстремально низкий
Б. Очень низкий
В. Низкий
Г. Относительно высокий
Ответ: Г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА


Тема. Освоение природных комплексов (ландшафтов) России.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Для территории Крайнего Севера России не характерны эти условия для жизни населения (по степени благоприятности условий):
А. Малоблагоприятные
Б. Благоприятные
В. Неблагоприятные
Г. Крайне неблагоприятные
Ответ: Б

2. Для европейской территории России не характерны эти условия для жизни населения (по степени благоприятности условий):
А. Крайне неблагоприятные
Б. Малоблагоприятные
В. Благоприятные
Г. Наиболее благоприятные
Ответ: А

3. Для большей части Главной полосы расселения России характерны эти условия по степени благоприятности для жизни человека:
А. Неблагоприятные
Б. Малоблагоприятные
В. Благоприятные
Г. Наиболее благоприятные
Ответ: В

4. В Главной полосе расселения России расположено следующее количество городов-миллионеров:
А. 12
Б. 13
В. 14
Г. 15
Ответ: Г

5. В азиатской части России расположено следующее количество городов-миллионеров:
А. 2
Б. 3
В. 4
Г. 5
Ответ: Б

6. Высокая доля городского населения в России не характерна для территории этого экономического района:
А. Поволжский
Б. Уральский
В. Центральный
Г. Северо-Кавказский
Ответ: Г

7. Высокая доля сельского населения в России характерна для территории этого экономического района:
А. Северо-Западный
Б. Уральский
В. Центральный
Г. Центрально-Чернозёмный
Ответ: Г

8. Для ландшафтов Крайнего Севера России не характерен этот показатель экологического потенциала:
А. Экстремально низкий
Б. Очень низкий
В. Низкий
Г. Относительно высокий
Ответ: Г

9. Для ландшафтов Главной полосы расселения России не характерен этот показатель экологического потенциала:
А. Наиболее высокий
Б. Очень низкий
В. Средний
Г. Относительно высокий
Ответ: Б

10. Для ландшафтов юга Западной Сибири не характерен этот показатель экологического потенциала:
А. Наиболее высокий
Б. Относительно высокий
В. Средний
Г. Низкий
Ответ: Г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА


Тема. Зональные природные комплексы (ландшафты) России и экологические последствия их освоения.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. По отрывку описания определите название физико-географической области в пределах территории России.
Эта область располагается в арктическом поясе. У побережья находятся фьорды. У берегов много айсбергов. Характерно современное оледенение (45 % площади). По побережьям распространены «птичьи базары».
А. Земля Франца Иосифа
Б. Северная Земля
В. остров Врангеля
Г. Новосибирские острова
Ответ: Б

2. В какой из физико-географических стран (или природном комплексе) многолетняя мерзлота имеет следующие характеристики?
Формирование мерзлоты произошло в ледниковое время. Сохранению мерзлоты способствуют низкие среднегодовые температуры, глубокое промерзание грунтов, позднее образование снежного покрова и его малая мощность. На фоне глобального потепления и его региональных вариантов происходит отступание границы многолетней мерзлоты на север со скоростью 2-3 км в год.
А. Восточно-Европейская равнина
Б. Западная Сибирь
В. Средняя Сибирь
Г. Урал
Ответ: Б

3. По отрывку описания определите название физико-географической страны (или природного комплекса), в пределах которой находится эта природная зона.
Лесотундра протягивается узкой полосой. Мощность снежного покрова составляет 50-70 см. Распространены многолетняя мерзлота и термокарстовый рельеф. Характерны глеево-подзолистые почвы. Болота – низинные и сфагновые.
А. Восточно-Европейская равнина
Б. Западная Сибирь
В. Средняя Сибирь
Г. Урал
Ответ: Б

4. В южной части этой физико-географической страны (или природного комплекса) наблюдаются следующие явления.
Недостаточное и неустойчивое увлажнение. Коэффициент увлажнения меньше единицы. Испарение лимитируется количеством осадков и уменьшается к югу. Наблюдаются засухи и пыльные бури из-за арктических воздушных масс и тёплого сухого воздуха Средней Азии. Реки маловодны. Питание рек – снеговое.
А. Восточно-Европейская равнина
Б. Урал
В. Западная Сибирь
Г. Средняя Сибирь
Ответ: В

5. О каком типе почв говорится в следующем высказывании?
Этот тип почв имеет узкий ареал распространения в России и формируется в пределах суббореального пояса. Почвообразующими породами служат преимущественно покровные лёссовидные суглинки. В этом типе уменьшаются процессы выноса соединений, и усиливается дерновый процесс. Они благоприятны для выращивания зерновых культур.
А. Бурые лесные почвы
Б. Серые лесные почвы
В. Чернозёмы
Г. Каштановые почвы
Ответ: В

6. Для какого типа степей характерно это описание?
Этот тип формируется в условиях недостаточного и неустойчивого увлажнения и представлен сообществами травянистых растений. Выражена сезонная изменчивость растительного покрова. Распространены корневищные злаки. В пределах территории Алтайского края этот тип наиболее распространён в правобережье Оби. Характерна высокая степень изменения структуры степей.
А. Луговые (разнотравные) степи
Б. Типичные степи
В. Сухие степи
Г. Лесостепи
Ответ: А

7. Какая экологическая группа растений не характерна для полупустынных и пустынных ландшафтов России?
А. Ксерофиты
Б. Суккуленты
В. Эфемеры
Г. Мезофиты
Ответ: Г

8. Какая экологическая группа растений характерна для ландшафтов лесостепи и широколиственно-лесной зоны России?
А. Ксерофиты
Б. Суккуленты
В. Эфемеры
Г. Мезофиты
Ответ: Г

9. Какая хвойная порода формирует темнохвойные леса?
А. Ель
Б. Сосна
В. Лиственница
Г. Кедр сибирский (сосна сибирская)
Ответ: А

10. Эти леса занимают более 37% лесопокрытой площади России:
А. Сосновые леса
Б. Еловые леса
В. Лиственничные леса
Г. Широколиственные леса
Ответ: В

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Тема. Характеристика высотной поясности (горных ландшафтов) России.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что является главной причиной снижения температуры с увеличением высоты над уровнем моря?
А. Снижение прозрачности атмосферы
Б. Увеличение длинноволнового излучения
В. Снижение количества солнечной радиации
Г. Увеличение прозрачности атмосферы

2. Смена основных природных показателей по долготе: от океанов в глубь материков - это
А. Аномалия
Б. Поясность
В. Зональность
Г. Секторность

3. Выберите верные утверждения.
А. Величина радиационного баланса с высотой растет
Б. Величина солнечной радиации с высотой уменьшается
В. Температуры воздуха с высотой растет в среднем 1,5–1,65 °С на каждые 100 м подъёма
Г. Величина длинноволнового излучения земной поверхности с высотой растет

4. В умеренном и субтропическом поясах горные степи развиваются при ... осадков в год,
А. 350-500
Б. 150-200
В. 200-350
Г. 500-600

5. От широтных ландшафтных зон высотные зоны и пояса отличаются
А. Меньшей протяжённостью
Б. Проявлением специфических экзогенных процессов
В. Большей протяженностью
Г. Проявлением специфических эндогенных процессов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какое явление __________________________________ характеризует данный пример: на Полярном Урале тундры днищ котловин сменяются лесотундрами на склонах?
Ответ:
2. Как называется нарушение географической зональности в связи с неоднородностью земной поверхности - ________________________________________?
Ответ:
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ.

1. Эссе по теме: "Экологическая география как сфера междисциплинарных научных исследований".
2. Используя учебные материалы «Методы экологической географии», определите перечень методов, необходимых для изучения природных комплексов (ландшафтов) территории Вашего проживания (субъект Российской Федерации или регион страны ближнего или дальнего зарубежья). Свой ответ запишите. Объясните причину выбора.
3. По данным Web-Атласа: «Окружающая среда и здоровье населения России» http://www.sci.aha.ru/ATL/?ysclid=lpq6wdden4884020593 соберите первичную информацию о территории Вашего проживания, используя следующий план:
1) природные условия России;
2) особенности взаимоотношений с окружающей средой и природопользование;
3) природные факторы формирования здоровья населения.
Собранную информацию необходимо проанализировать и представить в любой форме (схема; блок-схема; таблица; конспект; тезисы). Какие из показателей изменились во времени? Почему? Свой ответ запишите. Уточните перечень методов, необходимых для изучения природных комплексов (ландшафтов) территории Вашего проживания. Какие способы и подходы позволяют это сделать? Свой ответ запишите.
4. Используя учебные и дополнительные материалы, заполните таблицу 1 и 2 (Таблица 1 – Понятийно-терминологический аппарат и его применение в экологической географии; Таблица 2 – Экологический потенциал ландшафтных зон и зональных ландшафтов России).
5. Какие зональные ландшафты характерны для территории Вашего региона? Характерно ли для этого региона проявление азональных и интразональных ландшафтов? Свой ответ запишите.
6. По карте «Плотность населения России» (рис. 1) выделите Главную полосу расселения населения. Установи её местоположение на территории Европейской части России, на территории Сибири и Дальнего Востока (охарактеризуйте границы Главной полосы расселений, перечислите через какие города проходит). Свой ответ запишите.
7. Сопоставьте карту плотности населения и карту степени благоприятности природных условий (рис. 2). Установите, какой тип расселения преобладает на большей части Азиатской России, в зоне Севера. Объясните причины такого расселения населения. Сделайте вывод, какими особенностями отличается расселение населения на территории России. Свой ответ запишите.
8. Используя учебные и дополнительные материалы, заполните таблицу – Эколого-географическая характеристика природных комплексов (зональных ландшафтов) России.
9. Какие антропогенные воздействия на ландшафты проявляются в пределах территории Вашего региона? Назовите экологические последствия их освоения. Свой ответ запишите.
10. Ознакомьтесь с документом Повестка дня на XXI век. Используя дополнительные источники ответьте на следующие вопросы:
1) Когда и кем был принят этот документ?
2) Цель документа?
3) Какие разделы документы относятся к горным территориям?
4) Какое значение имеют горные территории для общества?
5) На решение каких задач направлены данные документы в части горных территорий?
11. Какие горные страны выделяют на территории страны? Выберите одну из них и составьте ее характеристику по следующему плану:
1) Географическое положение страны.
2) Преобладающие типы ландшафтов, особенности набора высотных поясов.
3) Как оценивается природный риск для хозяйственной деятельности и проживания населения на этой территории?
4) Охарактеризуйте уровень антропогенной нагрузки: численность населения, крупнейшие промышленные предприятия, общий уровень нагрузки. Дополнительно можно использовать сайты регионов.
5) Выделите особенности экологического потенциала территории.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации:

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Определите правильное утверждение.
А. Современная география как наука «претерпела» изменения за счет гуманизации, социологизации, экологизации, экономизации.
Б. Современная география как наука «претерпела» изменения за счет гуманизации.
В. Современная география как наука «претерпела» изменения за счет гуманизации, социологизации.
Г. Современная география как наука «претерпела» изменения за счет экологизации, экономизации.

2. Какое из утверждений об объекте или предмете исследования современной географии является правильным?
А. Объектом исследования географии является – географическая оболочка Земли.
Б. Объектом исследования географии является – материки и океаны Земли.
В. Предметом исследования географии – экономические и социальные процессы и явления и их проявления в условиях развития географической оболочки.
Г. Предметом исследования географии – природные процессы и явления и их проявления в условиях развития географической оболочки.

3. Какой из методов исследования не является общегеографическим?
А. Сравнительно-географический
Б. Картографический
В. Аэрокосмический
Г. Аналитический

4. Какой из методов является самым «древним» в географии как науке?
А. Картографический
Б. Сравнительно-географический
В. Описательный
Г. Геоинформационный

5. Найдите правильное утверждение о составе стволовых наук географии.
А. В состав стволовых наук входят: физико-географические науки, социально-экономико-географические науки, картография, страноведение.
Б. В состав стволовых наук входят: физико-географические науки, социально-экономико-географические науки, картография, страноведение, политическая география.
В. В состав стволовых наук входят: физико-географические науки, социально-экономико-географические науки.
Г. А. В состав стволовых наук входят: физико-географические науки, социально-экономико-географические науки, картография.

6. Найдите правильное утверждение о составе физико-географических наук.
А. К физико-географическим наукам принадлежат следующие отрасли географии – геоморфология, гидрология суши, климатология, метеорология, гляциология, геокриология, океанология, география почв, биогеография, лимнология, ландшафтоведение.
Б. К физико-географическим наукам принадлежат следующие отрасли географии – геоморфология, гидрология суши, климатология, метеорология, гляциология, геокриология, океанология, география почв, биогеография, лимнология, ландшафтоведение, топонимика, геодезия.
В. К физико-географическим наукам принадлежат следующие отрасли географии – геоморфология, гидрология суши, климатология, метеорология, гляциология, геокриология, океанология, география почв, биогеография, лимнология, ландшафтоведение, топонимика, геодезия, картометрия.
Г. К физико-географическим наукам принадлежат следующие отрасли географии – геоморфология, гидрология суши, климатология, метеорология, гляциология, геокриология, океанология, география почв, биогеография, лимнология, ландшафтоведение, топонимика.

7. Определите правильное утверждение о составе социально-экономико-географических наук.
А. К социально-экономико-географическим наукам принадлежат следующие отрасли географии – география населения, география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, рекреационная география, география природных ресурсов, медицинская география, топонимика.
Б. К социально-экономико-географическим наукам принадлежат следующие отрасли географии – география населения, география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта.
В. К социально-экономико-географическим наукам принадлежат следующие отрасли географии – география населения, география промышленности, география сельского хозяйства.
Г. К социально-экономико-географическим наукам принадлежат следующие отрасли географии – география населения, география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, рекреационная география, география природных ресурсов.

8. Какое из утверждений о пограничных науках современной географии является верным?
А. Пограничные науки включают в свой состав – политическую географию, военную географию, историческую географию, этногеографию.
Б. Пограничные науки включают в свой состав – политическую географию, военную географию, историческую географию, этногеографию, географию культуры, медицинскую географию, геохимию, геофизику.
В. Пограничные науки включают в свой состав – политическую географию, военную географию, историческую географию.
Г. Пограничные науки включают в свой состав – геофизику, геохимию.

9. Найдите правильные утверждения.
А. К базовым географическим знаниям можно отнести – учения, теории, гипотезы, концепции, законы и закономерности.
Б. К базовым географическим знаниям можно отнести – учения, теории.
В. К базовым географическим знаниям можно отнести – учения, теории, гипотезы, концепции.
Г. К базовым географическим знаниям можно отнести – учения, теории, гипотезы.

10. Найдите лишнее в этом перечне научных учений.
А. Учение о природопользовании
Б. Учение об экономике природопользования
В. Учение о географической зональности
Г. Учение об устойчивом развитии

11. Определите научное знание, которое не относят к учениям.
А. Учение о геоэкологии
Б. Учение о происхождении культурных растений
В. Учение о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского
Г. Учение о природно-ресурсном потенциале

12. Определите научное знание, которое не относят к теориям.
А. Теория территориальной структуры хозяйства
Б. Теория устойчивого развития
В. Теория прогнозирования
Г. Теория природно-ресурсного потенциала

13. Определите научное знание, которое не относят к концепциям природопользования.
А. Концепция устойчивости и изменчивости геосистем
Б. Концепция природно-ресурсного потенциала
В. Концепция геотехнических систем
Г. Концепция природно-ресурсного потенциала

14. Какой из компонентов природного ландшафта имеет прямое воздействие на здоровье и жизнь человека?
А. Климат
Б. Почвы
В. Растительный покров
Г. Животный мир

15. Для территории Крайнего Севера России не характерны эти условия для жизни населения (по степени благоприятности условий):
А. Малоблагоприятные
Б. Благоприятные
В. Неблагоприятные
Г. Крайне неблагоприятные

16. Для юга Западной Сибири характерны эти условия для жизни населения (по степени благоприятности условий):
А. Неблагоприятные
Б. Малоблагоприятные
В. Благоприятные
Г. Наиболее благоприятные

17. Определите оптимальную для комфортной жизни человека величину относительной влажности воздуха (в %):
А. 30-50
Б. 40-60
В. 50-70
Г. 60-80

18. Какой компонент природного ландшафта выполняет только косвенные экологические функции?
А. Почва
Б. Климат
В. Обводненность ландшафта
Г. Рельеф

19. Какой компонент природного ландшафта выполняет прямые и косвенные экологические функции?
А. Растительный покров
Б. Климат
В. Обводненность ландшафта
Г. Рельеф

20. Какой из компонентов природного ландшафта утратил важную экологическую функцию жизнеобеспечения человечества?
А. Растительный покров
Б. Почвы
В. Животный мир
Г. Обводненность ландшафта

21. Какая группа стихийных природных явлений лишней?
А. Метели, снежные бури, суховеи, пыльные бури, засухи, заморозки, ураганы, обильные осадки, туман, гололед, грозы, пожары
Б. Смог, дымка, фотохимический туман, кислотные осадки, пожары
В. Муссонные дожди, ледяные заторы, нагонные наводнения, обильное таяние снега, обильные осадки
Г. Водная эрозия, ветровая эрозия (дефляция), лавины, сели, карст, солифлюкция

22. Какое природное стихийное явление относится к группе эндогенных процессов, изменяющих рельеф?
А. Лавины
Б. Оползни
В. Карст
Г. Вулканизм

23. Для ландшафтов Крайнего Севера России не характерен этот показатель экологического потенциала:
А. Экстремально низкий
Б. Очень низкий
В. Низкий
Г. Относительно высокий

24. Для территории Крайнего Севера России не характерны эти условия для жизни населения (по степени благоприятности условий):
А. Малоблагоприятные
Б. Благоприятные
В. Неблагоприятные
Г. Крайне неблагоприятные

25. Для европейской территории России не характерны эти условия для жизни населения (по степени благоприятности условий):
А. Крайне неблагоприятные
Б. Малоблагоприятные
В. Благоприятные
Г. Наиболее благоприятные

26. Для большей части Главной полосы расселения России характерны эти условия по степени благоприятности для жизни человека:
А. Неблагоприятные
Б. Малоблагоприятные
В. Благоприятные
Г. Наиболее благоприятные

27. В Главной полосе расселения России расположено следующее количество городов-миллионеров:
А. 12
Б. 13
В. 14
Г. 15

28. В азиатской части России расположено следующее количество городов-миллионеров:
А. 2
Б. 3
В. 4
Г. 5

29. Высокая доля городского населения в России не характерна для территории этого экономического района:
А. Поволжский
Б. Уральский
В. Центральный
Г. Северо-Кавказский

30. Высокая доля сельского населения в России характерна для территории этого экономического района:
А. Северо-Западный
Б. Уральский
В. Центральный
Г. Центрально-Чернозёмный

31. Для ландшафтов Крайнего Севера России не характерен этот показатель экологического потенциала:
А. Экстремально низкий
Б. Очень низкий
В. Низкий
Г. Относительно высокий

32. Для ландшафтов Главной полосы расселения России не характерен этот показатель экологического потенциала:
А. Наиболее высокий
Б. Очень низкий
В. Средний
Г. Относительно высокий

33. Для ландшафтов юга Западной Сибири не характерен этот показатель экологического потенциала:
А. Наиболее высокий
Б. Относительно высокий
В. Средний
Г. Низкий

34. По отрывку описания определите название физико-географической области в пределах территории России.
Эта область располагается в арктическом поясе. У побережья находятся фьорды. У берегов много айсбергов. Характерно современное оледенение (45 % площади). По побережьям распространены «птичьи базары».
А. Земля Франца Иосифа
Б. Северная Земля
В. остров Врангеля
Г. Новосибирские острова

35. В какой из физико-географических стран (или природном комплексе) многолетняя мерзлота имеет следующие характеристики?
Формирование мерзлоты произошло в ледниковое время. Сохранению мерзлоты способствуют низкие среднегодовые температуры, глубокое промерзание грунтов, позднее образование снежного покрова и его малая мощность. На фоне глобального потепления и его региональных вариантов происходит отступание границы многолетней мерзлоты на север со скоростью 2-3 км в год.
А. Восточно-Европейская равнина
Б. Западная Сибирь
В. Средняя Сибирь
Г. Урал

36. По отрывку описания определите название физико-географической страны (или природного комплекса), в пределах которой находится эта природная зона.
Лесотундра протягивается узкой полосой. Мощность снежного покрова составляет 50-70 см. Распространены многолетняя мерзлота и термокарстовый рельеф. Характерны глеево-подзолистые почвы. Болота – низинные и сфагновые.
А. Восточно-Европейская равнина
Б. Западная Сибирь
В. Средняя Сибирь
Г. Урал

37. В южной части этой физико-географической страны (или природного комплекса) наблюдаются следующие явления.
Недостаточное и неустойчивое увлажнение. Коэффициент увлажнения меньше единицы. Испарение лимитируется количеством осадков и уменьшается к югу. Наблюдаются засухи и пыльные бури из-за арктических воздушных масс и тёплого сухого воздуха Средней Азии. Реки маловодны. Питание рек – снеговое.
А. Восточно-Европейская равнина
Б. Урал
В. Западная Сибирь
Г. Средняя Сибирь

38. О каком типе почв говорится в следующем высказывании?
Этот тип почв имеет узкий ареал распространения в России и формируется в пределах суббореального пояса. Почвообразующими породами служат преимущественно покровные лёссовидные суглинки. В этом типе уменьшаются процессы выноса соединений, и усиливается дерновый процесс. Они благоприятны для выращивания зерновых культур.
А. Бурые лесные почвы
Б. Серые лесные почвы
В. Чернозёмы
Г. Каштановые почвы

39. Для какого типа степей характерно это описание?
Этот тип формируется в условиях недостаточного и неустойчивого увлажнения и представлен сообществами травянистых растений. Выражена сезонная изменчивость растительного покрова. Распространены корневищные злаки. В пределах территории Алтайского края этот тип наиболее распространён в правобережье Оби. Характерна высокая степень изменения структуры степей.
А. Луговые (разнотравные) степи
Б. Типичные степи
В. Сухие степи
Г. Лесостепи

40. Какая экологическая группа растений не характерна для полупустынных и пустынных ландшафтов России?
А. Ксерофиты
Б. Суккуленты
В. Эфемеры
Г. Мезофиты

41. Какая экологическая группа растений характерна для ландшафтов лесостепи и широколиственно-лесной зоны России?
А. Ксерофиты
Б. Суккуленты
В. Эфемеры
Г. Мезофиты

42. Какая хвойная порода формирует темнохвойные леса?
А. Ель
Б. Сосна
В. Лиственница
Г. Кедр сибирский (сосна сибирская)

43. Эти леса занимают более 37% лесопокрытой площади России:
А. Сосновые леса
Б. Еловые леса
В. Лиственничные леса
Г. Широколиственные леса

44. Что является главной причиной снижения температуры с увеличением высоты над уровнем моря?
А. Снижение прозрачности атмосферы
Б. Увеличение длинноволнового излучения
В. Снижение количества солнечной радиации
Г. Увеличение прозрачности атмосферы

45. Смена основных природных показателей по долготе: от океанов в глубь материков - это
А. Аномалия
Б. Поясность
В. Зональность
Г. Секторность

46. Выберите верные утверждения.
А. Величина радиационного баланса с высотой растет
Б. Величина солнечной радиации с высотой уменьшается
В. Температуры воздуха с высотой растет в среднем 1,5–1,65 °С на каждые 100 м подъёма
Г. Величина длинноволнового излучения земной поверхности с высотой растет

47. В умеренном и субтропическом поясах горные степи развиваются при ... осадков в год,
А. 350-500
Б. 150-200
В. 200-350
Г. 500-600

48. От широтных ландшафтных зон высотные зоны и пояса отличаются
А. Меньшей протяжённостью
Б. Проявлением специфических экзогенных процессов
В. Большей протяженностью
Г. Проявлением специфических эндогенных процессов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Укажите состав стволовых наук географии.
К стволовым наукам географии относят - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Запишите верный ответ.
Одна из отраслей в составе физико-географических наук изучает озера – _____________________________.

3. Определите наименование социально-экономико-географической науки, которая занимается изучением размещения естественных ресурсов Земли и решает проблемы их рационального хозяйственного использования – ___________________________________.

4. Что изучает современная география?
Современная география – целая система наук, изучение которых направлено на __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что является предметом исследования современной географии?
Предметом исследования современной географии –_____________________________________________________________________________

6. К общегеографическим методам можно отнести - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

7. Сформулируйте определение понятия «учение».
Учение – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

8. Сформулируйте определение понятия «теория».
Теория – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

9. Сформулируйте определение понятия «концепция».
Концепция – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

10. Сформулируйте определение понятия «гипотеза».
Гипотеза – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

11. Какое явление __________________________________ характеризует данный пример: на Полярном Урале тундры днищ котловин сменяются лесотундрами на склонах?

12. Как называется нарушение географической зональности в связи с неоднородностью земной поверхности - _________________________________

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шилов И. А. ЭКОЛОГИЯ 7-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/bcode/405333
Л1.2 Кривцов В. А. , Водорезов А. В. Физическая география и ландшафты России: учебное пособие Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина,, 2022 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Швецова Л.В., Антюфеева Т.В. Эколого-географический анализ территорий: учеб.-метод. пособие , 2018 elibrary.asu.ru
Л2.2 Клюев Н. Н. , Яковенко Л. М. Экологическая география России: природопользование на рубеже веков: практическое пособие Русское слово, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Введение в экологическую географию. public.edu.asu.ru
Э2 Исаченко А.Г. Введение в экологическую географию. www.geokniga.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Введение в экологическую географию» предполагает обзор вопросов, связанных с ландшафтно-географическим и эколого-географическим подходами в решении экологических проблем в пределах крупных регионов России. Содержание данного курса нацелено на формирование эколого-географической культуры у студентов за счет расширения мировоззрения о концептуальной основе экологической географии, связанной с рациональным природопользованием и устойчивым развитием регионов.
Освоение содержания курса «Введение в экологическую географию» происходит в ходе самостоятельной работы студентов и практических занятий.
Студентам следует выполнять задания самостоятельной работы в соответствии с тематическим планом курса (см. пункт «Структура и содержание дисциплины» в РПД) перед практическим занятием или после его проведения. В каждую тему курса включены основные учебные материалы, изучение которых обязательно и необходимо для выполнения практических заданий. Также предусмотрены дополнительные материалы, способствующие формированию компетенций у студентов и расширению их кругозора по изучаемой теме. Студентам рекомендуется работа с информационными справочными системами (ЭБС «Университетская библиотека online», ЭБС «Лань», Электронная база данных «Scopus», Научная электронная библиотека eLIBRARY), периодической печатью.
Практические занятия предполагают разные формы работы студентов, соответствующие системно-деятельностному подходу в обучении. Содержание практических заданий нацелено на организацию частично-поисковой, проблемной, проектно-исследовательской работы студентов. После выполнения практических заданий и изучения основных и дополнительных материалов каждой темы, студенту необходимо ответить на вопросы теста. Преподаватель оценивает степень выполнения практических заданий по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Проверка ответов на вопросы теста осуществляется автоматически.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны освоить все учебные материалы, выполнить практические задания, ответить на вопросы тестов по каждой теме. Курс завершается итоговым тестированием студентов.