МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Адаптивная физическая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физического воспитания
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиакоммуникации_ЦКиМП-2023
Часов по учебному плану 328
в том числе:
аудиторные занятия 136
самостоятельная работа 192
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2, 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 15,5 16 16 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 30 30 38 38 30 30 38 38 136 136
Сам. работа 52 52 44 44 52 52 44 44 192 192
Итого 82 82 82 82 82 82 82 82 328 328

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Новичихина Е.В,

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Подберезко Н.А.

Рабочая программа дисциплины
Адаптивная физическая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физического воспитания

Протокол от 15.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Романова Елена Вениаминовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физического воспитания

Протокол от 15.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Романова Елена Вениаминовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.поддержание и повышение уровня функциональной и физической подготовленности обучающихся с использованием методов и средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к полноценной социальной и профессиональной деятельности, а также формирование устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-7Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-7.1 Демонстрирует знания основ физической культуры и здорового образа жизни; применяет умения и навыки в работе с дистанционными образовательными технологиями
УК-7.2 Применяет методику оценки уровня здоровья; выстраивает инди видуальную программу сохранения и укрепления здоровья с учетом инди видуально-типологических особенностей организма
УК-7.3 Анализирует источники информации, сопоставляет разные точки зрения, формирует общее представление по определенной теме
УК-7.4 Демонстрирует систему практических умений и навыков при выполнении техники двигательных действий в различных видах спорта
УК-7.5 Поддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-7.1. Знания основ физической культуры и здорового образа жизни; применяет умения и навыки в работе с дистанционными образовательными технологиями
УК-7.3. Систему практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности средствами физической культуры и спорта.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-7.2. Применяет методику оценки уровня здоровья; выстраивает индивидуальную программу сохранения и укрепления здоровья с учетом индивидуально-типологических особенностей организма
УК-7.4. Применять приобретенные умения и навыки в своей профессиональной деятельности, проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями с общей развивающей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-7.5. Владеет средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Обучение элементам техники по видам спорта, лечебно- профилактическим комплексам и системам физических упражнений
1.1. Скандинавская ходьба. Инструктаж по техники безопасности на занятиях. Техника скандинавской ходьбы. Согласование движения рук, ног, дыхания. Практические 1 6 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Бадминтон. Инструктаж по техники безопасности на занятиях. Техника основных приемов игры. Практические 1 6 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
1.3. Настольные спортивные игры. Правила игр. Игра индивидуально, в парах, командами: «Кульбутто», «Матрешки», «Джакколо» Практические 1 6 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
1.4. ОФП, Лечебно-профилактические комплексы. Ведение дневника самоконтроля. Практические 1 6 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
1.5. Общая физическая подготовка. Комплексы упражнений на тренажерах Практические 1 6 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
1.6. Изучение теоретических основ к практическим занятиям физической культурой при собственных заболеваниях Выполнение физических упражнений /комплекса физических упражнений с использованием материалов на курсе в Moodle (Э3) с учетом ограничений жизнедеятельности. Ведение дневника самоконтроля Сам. работа 1 52 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Обучение видам спорта, лечебно-профилактическим комплексам и системам физических упражнений
2.1. Лыжная подготовка / Скандинавская ходьба. Инструктаж по техники безопасности на занятиях. Техника классических лыжных ходов. Техника скандинавской ходьбы в зимнее время года. Согласование движения рук, ног, дыхания. Практические 2 8 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
2.2. Настольный теннис. Техника основных приемов игры. Практические 2 6 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
2.3. Настольные спортивные игры. Правила игр. Игра индивидуально, в парах, командами: «Корнхол», «Кульбутто», «Матрешки», «Джакколо» Практические 2 8 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
2.4. Общая физическая подготовка. Комплексы упражнений на тренажерах. Практические 2 8 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
2.5. ОФП, Лечебно-профилактические комплексы. Ведение дневника самоконтроля. Практические 2 8 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
2.6. Выполнение физических упражнений /комплекса физических упражнений с использованием материалов на курсе в Moodle (Э3) с учетом ограничений жизнедеятельности. Ведение дневника самоконтроля. Сам. работа 2 44 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Совершенствование по видам спорта, лечебно-профилактическим комплексам и системам физических упражнений
3.1. Скандинавская ходьба. Инструктаж по техники безопасности на занятиях. Совершенствование техники скандинавской ходьбы. Практические 3 6 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
3.2. Бадминтон. Инструктаж по техники безопасности на занятиях. Совершенствование техники основных приемов игры. Практические 3 6 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
3.3. Настольные спортивные игры. Учебная игра индивидуально, в парах, командами: «Тэйбл эластик», «Шафф¬лборд», «Керлинг», «Матрешки», «Кульбутто» Практические 3 6 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
3.4. ОФП, Лечебно-профилактические комплексы. Ведение дневника самоконтроля. Практические 3 6 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
3.5. Общая физическая подготовка. Комплексы упражнений на тренажерах Практические 3 6 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
3.6. Составление и выполнение индивидуальных физических упражнений /комплекса физических упражнений учетом ограничения жизнедеятельности с использованием материалов на Курсе в Moodle (Э3). Ведение дневника самоконтроля. Сам. работа 3 52 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Совершенствование по видам спорта, лечебно-профилактическим комплексам и системам физических упражнений
4.1. Лыжная подготовка / Скандинавская ходьба. Инструктаж по техники безопасности на занятиях. Техника классических лыжных ходов. Техника скандинавской ходьбы в зимнее время года. Согласование движения рук, ног, дыхания. Практические 4 8 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
4.2. Настольный теннис. Техника основных приемов игры. Практические 4 6 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
4.3. Настольные спортивные игры. Правила игр. Игра индивидуально, в парах, командами: «Тэйбл эластик», «Шафф¬лборд», «Керлинг», «Матрешки», «Кульбутто» «Корнхол», «Кульбутто», «Джакколо», «Матрешки» Практические 4 8 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
4.4. Общая физическая подготовка. Комплексы упражнений на тренажерах. Практические 4 8 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
4.5. ОФП, Лечебно-профилактические комплексы. Ведение дневника самоконтроля. Практические 4 8 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1
4.6. Составление и выполнение индивидуальных комплексов физических упражнений при различных заболеваниях с использованием материалов на Курсе в Moodle (Э3). Ведение дневника самоконтроля. Сам. работа 4 44 Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задание - Ведение дневника самоконтроля, в котором фиксируются субъективные показатели (еженедельно) и данные объективного исследования (2 раза в семестр):

1. Проба Руффье (20 приседаний за 30 секунд) / Проба Мартине – Кушелевского - 20 приседаний за 30 секунд.
Оценочная шкала результатов проведения пробы Руффье
Отлично Хорошо Удовл. Слабо
Индекс Руффье <0 0-5 6-10 11-15

2. Проба Штанге – задержка дыхания на вдохе.
Оценочная шкала результатов тестирования пробы Штанге
Пол Единица измерения Отлично Хорошо Удовл.
м сек >50 40-49 <39
ж сек >40 30-39 <29

3. Проба Генчи – задержка дыхания на выдохе.
Оценочная шкала результатов тестирования пробы Генчи

Пол Единица измерения Отлично Хорошо Удовл.
м сек >40 30-39 <29
ж сек >30 20-29 <19

4. Проба Ромберга.
Оценочная шкала результатов проведения пробы Ромберга

Пол Единица измерения Отлично Хорошо Удовл.
м/ж сек >30 16-29 <15

5. Ортостатическая проба. Производится следующим образом: диагностируемый пребывает лёжа в течении 5 минут, а затем медленно поднимается на ноги. При этом измеряется пульс и давление: (1) в горизонтальном положении тела, (2) при подъёме на ноги, (3) через одну минуту после перехода в вертикальное положение, (4).
Оценочная шкала результатов проведения ортостатической пробы

Пол
м/ж Единица измерения Отлично Хорошо Удовл.
м/ж ЧСС в мин. <20 21-25 >26
сист.АД
(мм.рт.ст.) ↓ на 0-5 ↓ на 6-14 ↓ на 15
диаст.АД
(мм.рт.ст.) ↑ на 0-5 ↑ на 6-14 ↑ на 15

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация оценивается по посещаемости занятий и наличию / ведение дневника самоконтроля. Также студенты сдают тесты по функциональной подготовленности, результаты которых не влияют на промежуточную аттестацию, но являются обязательными для анализа и корректировки двигательного режима и физических нагрузок.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кондакова В.Л. Самостоятельная работа студента по физической культуре: учебное пособие М: Юрайт , 2021 https://urait.ru/viewer/samostoyatelnaya-rabota-studenta-po-fizicheskoy-kulture-476334#page/1
Л1.2 Конева Е.В. Спортивные игры. Правила, техника, тактика.: учебное пособие для вузов М: Юрайт , 2020 urait.ru
Л1.3 Бегидова Т. П., Бегидов М. В. Социальная защита инвалидов : учебное пособие для вузов М.: ЮРАЙТ, 2024 URL: https://urait.ru/bcode/539762
Л1.4 Бегидова Т. П. ОСНОВЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина И.В. МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Булгакова Н. Ж., Морозов С. Н., Попов О. И., Морозова Т. С. ; Под ред. Булгаковой Н.Ж. АДАПТИВНАЯ И ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ПЛАВАНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 В.Л. Кондаков, А.А. Горелов, О.Г. Румба, Е.Н. Копейкина Физкультурно-оздоровительные технологии: учебное пособие для вузов Москва: Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.4 Рипа М. Д., Кулькова И. В. ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС "Юрайт" urait.ru
Э3 "Элективные дисциплины по адаптивной физической культуре и спорту" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru
Электронный ресурс в системе "Moodle" https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2653

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
33СОК зал аэробики Амортизаторы резиновые; весы; воланы для бадминтона; гантели 1 кг; гимнастические палочки деревянные; гимнастические палочки металлические; динамометры кистевые; диски вращения; диск CD музыкальный; зеркала; коврики гимнастические (короткие); конусы пластиковые (маленькие); конусы пластиковые (большие); массажные палки; мат гимнастический зальный; музыкальный центр LG; колонки; мячи баскетбольные; мячи волейбольные; мячи резиновые; мячи теннисные; мячи утяжеленные; обручи гимнастические алюминиевые; перекладины на шведскую стенку; рабочее место преподавателя; ракетки для бадминтона; секундомеры; скакалки; спирометр; стенки шведские; степ-платформы деревянные; теп-платформы пластиковые; стул; тонометр автоматический; утяжелители; хореографические станки; эстафетные палочки деревянные.
35аСОК тренажерный зал Беговые дорожки; бицепс-трицепс ног; блины; блины обрезиненные; велотренажеры магнитные; весы; гантели (1-2 кг); гантели (5-40 кг); голень блок; грифы; замки; зеркала; коврики гимнастические (короткие); обруч гимнастический; пояса атлетические; рабочее место преподавателя; скамья 45-90°; скамьи атлета 0-90° кор.; скамья атлета горизонт.; скамьи «Гиперэкстензия»; скамья для пресса проф.; скамьи Жим 0°; скамья Жим 30°; скамья Жим из-за головы; скамья Французский жим; степ-платформа; стойка для приседа; стойки под блины; стойки под гантели; стойка под грифы; стол для армрестлинга; тренажер бицепс-трицепс ног 50 кг; тренажер Голень-присед: тренажер Голень сидя; тренажер-качалка для мышц брюшного пресса; тренажер Жим из-за головы-Хаммер; тренажер Жим Смитта; тренажер Кроссовер 2*75 кг; тренажер Машина Смитта; тренажер Наутилус (100 кг); тренажер Ножной пресс; тренажер Разводка ног; тренажер Разводка рук сидя; тренажер Сводка ног 50 кг; тренажер Стул Скотта; тренажеры Тяга сверху; тренажер Фронтальная тяга; тренажер Хаммер-грудь; тренажер Хаммер-спина; тренажер эллиптический; тяга стоя; шведская стенка; шведская стенка напольная-твистор.
35СОК зал лфк, аэробики Бодибары (палки гимнастические), 3 кг; гантели (0,5-1,5 кг); весы-жироанализаторы многофункциональные; динамометры кистевые; динамометр становый; зеркала; коврики гимнастические; мат гимнастический зальный; механический ростомер-рулетка со сматывающейся металлической лентой; мячи для большого тенниса; мячи массажные; пульсометры; перекладина гимнастическая; секундомер; скамьи; спирометры; стол теннисный; тонометр автоматический; тонометры автоматические запястные; трекинговые палки; фитдиски; балансировочные подушки (медицинские балансировочные диски); хореографические станки; шагомеры.
37СОК спортивный зал Воланы для бадминтона; коврики гимнастические (короткие); мат гимнастический зальный; мячи волейбольный; мячи теннисные; насос для мячей; обручи гимнастические; перекладина на шведскую стенку; рабочее место преподавателя; рулетка, ракетки для бадминтона; сетка волейбольная; скакалки; скамьи гимнастические; стенка шведская; стойки волейбольные; судейская вышка; табло волейбольное электронное.
Лыжная база ЛБ строение и прилегающая территория Ботинки лыжные; лыжи деревянные; лыжи пластиковые; обручи гимнастические; палки для скандинавской ходьбы; палки лыжные; скакалки; брусья гимнастические; рабочее место преподавателя; сетка волейбольная; снегоходы; стойки волейбольные.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина (модуль) «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» для студентов с инвалидностью и/или с ОВЗ реализуется в виде практических занятий, самостоятельной работы, и, в дистанционном формате с учетом ограничения жизнедеятельности студентов.
В начале первого семестра обучающимся необходимо пройти медицинский осмотр (по графику). По результатам медицинского обследования студенты распределяются по учебным отделениям (основное, специальное, спортивное и отделение адаптивной физической культуры (АФК)).
При зачислении обучающегося в адаптивное отделение студент предоставляет копию справки об инвалидности и справку о прохождении медицинского осмотра.
Практические занятия осуществляется с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся. Учитываются рекомендации и противопоказания по применению средств физической культуры и спорта для каждого студента индивидуально. Использование средств физической культуры включает физические упражнения из различных видов спорта и современных оздоровительных методик и систем. Для их реализации используется индивидуально-дифференцированный подход.
На практических занятиях обучающимся необходимо соблюдать меры безопасности, выполнять все требования преподавателя и методические указания. Для стабилизации и повышения функциональной и физической подготовленности необходимо посещать все практические учебные занятия с учетом ограничения жизнедеятельности и выполнять физические упражнения по индивидуальным комплексам самостоятельно в течении недели.
Разделы программного материала, которые противопоказаны студенту с учетом ограничения жизнедеятельности, осваиваются дистанционно в образовательном портале в системе Moodle.
Тесты физической и функциональной подготовленности проводятся индивидуально с учетом ограничения жизнедеятельности для каждого студента адаптивного отделения и их результат не влияет на результат промежуточной аттестации.
Для групп отделения АФК в расписании планируются отдельные практические занятия.

Методические указания по подготовке и оформлению рефератов для студентов, освобожденных от практических занятий
В реферате студент должен раскрыть содержание конкретной темы на основе изучения научных статей, учебников, учебных пособий и др.
План реферата должен составляться после выбора темы, изучения литературы. В него рекомендуется включать не более трех-четырех наиболее важных вопросов, раскрывающих содержание темы.
На индивидуальную работу студентов вынесены темы наиболее доступные для самостоятельной проработки.
Оформление реферата
Структура реферата:
- титульный лист;
- план;
- содержание реферата, соответственно плану;
- библиографический список;
- приложение (если необходимо).
Требования к оформлению и содержанию реферата
Объем реферата должен составлять 10-15 печатных листов.
Компьютерная распечатка работы выглядит следующим образом:
- текст работы печатается в программе «Microsoft Word»;
- шрифтом «Times New Roman»;
- размер шрифта – 14;
- интервал 1,5;
- поля: верхнее 2 см, левое 3 см, нижнее 2 см, правое 1,5 см.;
- при наборе таблиц размер шрифта меняется на 12;
- текст выравнивается по ширине; название глав и заголовков – посередине;
- название глав и заголовков в тексте выделяются жирным шрифтом и должны соответствовать содержанию работы;
- все страницы текста, включая страницы с рисунками и таблицами, имеют нумерацию;
- номер страницы печатается посредине сверху (или в правом верхнем углу) без дополнительных обозначений (скобок, тире).
Титульный лист – начальный лист, который не нумеруется, но считается первой страницей.
Название министерства, учебного учреждения – все слова печатаются большими буквами, жирным шрифтом, по центру, размер шрифта 14, без сокращений.
Название кафедры, на которой выполнена работа, печатается по центру, с большой буквы, размер шрифта 14, без сокращений.
Название работы печатается по центру, с большой буквы, размер шрифта от 14 до 18.
В нижнем правом углу печатаются данные исполнителя работы и руководителя с указанием его должности и научных регалий.
Внизу титульного листа – название города и год выполнения работы – печатается с большой буквы, размер шрифта 14, по центру.
Весь табличный материал – идет по тексту. Слово «Таблица» печатается в правом верхнем углу самого объекта, ниже по центру – название таблицы – шрифт 14 (ж), ниже сама таблица – шрифт в таблице 12, таблица выравнивается по центру страницы.
Графики, схемы, диаграммы и рисунки выносятся в ПРИЛОЖЕНИЕ без нумерации. Оно располагается после списка литературы и оформляется в книжном или альбомном формате. Слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» печатается в правом верхнем углу с порядковым номером, шрифт 14 (ж); название объекта – посередине, шрифт 14 (ж); в схемах, рисунках, диаграммах – шрифт зависит от объёма изображаемого объекта, но должен быть не менее 8 и не более 14.

Методические указания по выполнению тестов функциональной подготовленности занимающихся, используемые для контроля функционального состояния организма (результаты записываются в дневник самоконтроля)
1. Проба Руффье (20 приседаний за 30 секунд) / Проба Мартине – Кушелевского (с 20-ю приседаниями).
Проба Руффье и проба Мартине – Кушелевского в своей основе имеют одно и то же испытание 20 приседаний за 30 секунд. Поэтому мы используем оценку сердечно-сосудистой системы по обоим пробам.
Проба Руффье - количественная оценка реакции пульса на кратковременную нагрузку и скорость восстановления. Характеризует реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку. Частота сердечных сокращений в покое и после нагрузки измеряется пальпаторно на любой точке у поверхности артерий (как правило, лучевой или сонной) или с помощью пульсометра.
Студенты, после 5-ти мин отдыха в положении сидя подсчитывают пульс (в покое) в течение 10 с. 2 - 3 раза, добиваясь точного подсчета пульса. Средний показатель пульса за 10 с. (Р0) студенты фиксируют (запоминают). Измеряется и фиксируется АД и ЧД. Все величины являются исходными.
Студенты занимают удобное исходное положение стоя. Затем, по сигналу выполняют под метрономом или счет преподавателя 20 приседаний за 30 с.
Сразу после окончания физической нагрузки студенты в положении сидя подсчитывают нагрузочный пульс за 10 с. (Р1), измеряется АД. Во время отдыха не следует делать резких движений, громко не разговаривать, дышать нужно ровно и спокойно, способствуя быстрому восстановлению.
Третий раз пульс измеряют в конце первой мин восстановительного периода за 10с (Р2).
Сначала 2-й минуты восстановительного периода по 10-секундным отрезкам определяют пульс до 3-х кратного повторения исходных значений- для выяснения восстановительного периода организма. В заключение пробы измеряют АД.
Индекс Руффье = (Р0+Р1+Р2- 200)/ 10
Оценочная шкала результатов проведения пробы Руффье
Оценка функциональной подготовленности
Отлично Хорошо Удовл. Слабо Неудовл.
Индекс Руффье <0 0-5 6-10 11-15 > 15

Показатель качества реакции сердечно-сосудистой системы.
ПКР = (РД2 – РД1) / (Р2 – Р1 ) (Р1 – пульс в покое, РД1 – пульсовое давление в покое, Р2 – пульс после нагрузки, РД2 – пульсовое давление после нагрузки).
Хорошее функциональное состояние сердечно-сосудистой системы при ПКР= от 0,5 до 1,0.
Оценка результатов пробы Мартина – Кушелевского проводится по данным пульса, АД и длительности восстановительного периода.
Нормотоническая реакция: учащение пульса до 16-20 ударов за 10 с (на 60-80 % от исходного), САД повышается на 10-30 мм.рт.ст (не более 150 % от исходного), ДАД остается постоянным или снижается на 5-10 мм.рт.ст.
Атипичные реакции: гипотоническая, гипертоническая, дистоническая, ступенчатая.
Гипертоническая – значительное повышение САД (до 200-220 мм.рт.ст) и ДАД, пульса до 170-180 уд/мин. Такой тип реакции встречается у лиц пожилого возраста, в начальных стадиях гипертонической болезни, при физическом перенапряжении ССС.
Гипотоническая – незначительное повышение АД при очень значительном повышении ЧСС до 170-180 уд/мин, восстановительный период увеличивается до 5 мин уже после первой нагрузки. Такой тип реакции наблюдается при ВСД, после перенесенных инфекционных заболеваний, при переутомлении.
Дистоническая- резкое снижение ДАД до появления феномена «бесконечного» тона (при изменении сосудистого тонуса). Появление этого феномена у здоровых спортсменов указывает на высокую сократительную способность миокарда, но может быть. Такой тип реакции бывает при ВСД, физическом перенапряжении, у подростков в пубертатном периоде.
Ступенчатая - САД повышается на 2-3 мин восстановительного периода. Такая реакция ССС бывает при нарушении регуляции кровообращения и может быть связана с недостаточно быстрым перераспределением крови из сосудов внутренних органов на периферию. Чаще всего такую реакцию отмечают после 15-ти секундного бега при перетренированности.
2. Проба Штанге – задержка дыхания на вдохе.
Отражает общее состояние кислородообеспечивающих систем (уровень гипоксической устойчивости) организма.
В положении сидя (спина прямая, мышцы живота расслаблены) выполняются последовательно 3 обычных (немаксимальных) вдоха и выдоха. После третьего неполного вдоха студенты зажимают нос пальцами и задерживают дыхание на время, которое фиксируется по секундомеру. Длительность времени задержки дыхания определяется периодом, в течение которого испытуемый спокойно, без волевых усилий воздерживается от вентиляции легких.

Оценочная шкала результатов тестирования пробы Штанге
Оценка функциональной подготовленности
Пол
м/ж Единица измерения Отлично Хорошо Удовл.
м сек >50 40-49 <39
ж сек >40 30-39 <29

3. Проба Генчи – задержка дыхания на выдохе.
Также характеризует состояние кровеносной и дыхательной систем организма при задержке дыхания на фоне глубокого выдоха и выполняется с соблюдением предварительных условий, как это описано для пробы Штанге.
Длительность времени задержки дыхания также определяется периодом, в течение которого студент спокойно, без волевых усилий воздерживается от вентиляции легких. Если проба Генчи проводится вслед за пробой Штанге или другой аналогичной пробой, то интервал между испытаниями составляет минимум 7-10 минут.
Оценочная шкала результатов тестирования пробы Генчи
Оценка функциональной подготовленности
Пол
м/ж Единица измерения Отлично Хорошо Удовл.
м сек >40 30-39 <29
ж сек >30 20-29 <19

4. Проба Ромберга.
Проба выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Поддержание нормальной координации движений происходит за счет совместной деятельности нескольких отделов ЦНС. К ним относятся мозжечок, вестибулярный аппарат, проводники глубокомышечной чувствительности, кора лобной и височной областей. Центральным органом координации движений является мозжечок.
Студент должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой ноги, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены. Время устойчивости в позе Ромберга у нетренированных лиц находится в пределах 30 секунд, при этом отсутствует тремор пальцев рук и век.
Оценочная шкала результатов проведения пробы Ромберга
Оценка функциональной подготовленности
Пол Единица измерения Отлично Хорошо Удовл.
м/ж сек >30 16-29 <15

5. Ортостатическая проба.
Ортостатическая проба –характеризует возбудимость симпатического отдела вегетативной нервной системы. Суть пробы заключается в анализе изменений ЧСС и АД в ответ на переход тела из горизонтального положения в вертикальное положение. При проведении ортостатической пробы используется запястный тонометр для непрерывного измерение пульса и АД.
Одна из активных ортостатических проб, производится следующим образом: диагностируемый пребывает лёжа в течении 5 минут, а затем медленно поднимается на ноги. При этом измеряется пульс и давление: (1) в горизонтальном положении тела, (2) при подъёме на ноги, (3) через одну минуту после перехода в вертикальное положение, (4).
Оценка периферического кровообращения.
При нормальной регуляции периферического кровообращения указанные показатели в положении стоя изменяются не более чем на 20 ударов в минуту. Допустимо снижение верхнего давления (систолического), а также незначительное повышение нижнего (диастолического) — до 10 мм рт. ст. При нарушенной регуляции пульс учащается более чем на 20 ударов в 1 мин., систолическое артериальное давление (сист.АД) снижается более чем на 10 мм рт. ст. и повышается диастолическое артериальное давление (диаст.АД).
Если после подъёма в вертикальное положение пульс увеличился на 10-15 ударов в минуту или даже менее, а затем через одну минуту стояние стабилизировалось до +0-10 ударов от начального (измеренного лежа), то показания ортостатического теста в норме. Кроме того, это говорит о хорошей тренированности.
Большое изменение частоты пульса (до +25 ударов в минуту) говорит о плохой тренированности организма.
Увеличение пульса на более чем 25 ударов в минуту показывает наличие заболеваний сердечно-сосудистой и/или вегетативной нервной систем.
Оценка реактивности симпатичного отдела парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.
Нормосимпатикотоническая отличная -прирост ЧСС до 10 уд/мин.
Нормосимпатикотоническая хорошая -прирост ЧСС на 11-16 уд/мин.
Нормосимпатикотоническая удовлетворительная - прирост ЧСС на 17-20 уд/мин.
Гиперсимпатикотоническая неудовлетворительная - прирост ЧСС более 22 уд/мин.
Гипосимпатикотоническая неудовлетворительная - снижение ЧСС на 2-5 уд/мин.
Оценочная шкала результатов проведения ортостатической пробы
Оценка функциональной подготовленности
Пол
м/ж Единица измерения Отлично Хорошо Удовл.
м/ж ЧСС в мин. <20 21-25 >26
сист.АД
(мм.рт.ст.) ↓ на 0-5 ↓ на 6-14 ↓ на 15
диаст.АД
(мм.рт.ст.) ↑ на 0-5 ↑ на 6-14 ↑ на 15

Клиностатическая проба. Данная проба проводится в обратном порядке: (1) ЧСС определяется после 3-5 минут спокойного стояния, (2) после медленного перехода в положение лежа, и (3) после 3 минут пребывания в горизонтальном положении.
Для нормальной реакции характерно снижение ЧСС на 8-14 ударов за 1 минуту сразу после перехода в горизонтальное положение и некоторое повышение показателя после 3 минут пребывания в положении лежа, однако ЧСС при этом на 6-8 ударов на 1 минуту остается ниже, чем в вертикальном положении.
Большее снижение пульса свидетельствует о повышенной реактивности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, меньшее - о сниженной реактивности.
При оценке результатов орто- и клиностатических проб необходимо учитывать, что непосредственная реакция после изменения положения тела в пространстве указывает главным образом на чувствительность (реактивность) симпатичного или парасимпатического отделов вегетативной нервной систем, тогда как отставленная реакция, измеряемая через 1- 3 минуты характеризует их тонус.