МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Семейная конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 10
индивидуальные консультации 56
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 10 10 10 10
Консультации 56 56 56 56
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев Виктор Валентинович

Рабочая программа дисциплины
Семейная конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение теоретико-методологических основ анализа конфликтов в семье

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить комплексные междисциплинарные исследования по конфликтологической тематике
ПК-1.1 Знает методологию, методику и основные методы сбора и анализа информации в прикладном исследовании
ПК-1.2 Умеет концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, анализировать полученные результаты
ПК-1.3 Владеет навыками работы с различными статистическими пакетами и составления аналитических отчетов по результатам исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методологию,методику и основные методы сбора и анализа информации в прикладном исследовании
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели,анализировать полученные результаты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками работы с различными статистическими пакетами и составления аналитических отчетов по результатам исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Семейная конфликтология"
1.1. Семейная конфликтология как отрасль конфликтологии Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Семейная конфликтология как отрасль конфликтологии Сам. работа 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Становление супружеских отношений
2.1. Понятие, типы, функции семьи. Мотивы вступления в брак. Теории любви и брака Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Психология добрачных отношений Сам. работа 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие брака, способность к браку. Особенности современной семьи Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Особенности современной семьи Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Модели семейных взаимоотношений
3.1. Институциональный кризис семьи и брака Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Институциональный кризис семьи и брака Сам. работа 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Стадии любви. Факторы, влияющие на брачные отношения Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Этапы развития семьи Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.5. Этапы развития семьи Сам. работа 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Детско-родительские отношения
4.1. Материнство и отцовство Сам. работа 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Особенности межпоколенных взаимодействий Сам. работа 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Целенаправленное воздействие на ребенка в семье Сам. работа 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Психологический климат семьи как основа профилактики семейных конфликтов
5.1. Социально-психологический климат в семье Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
5.2. Брачные отношения.Психологический климат семьи. Профилактика конфликтов в семье. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
5.3. Брачные отношения.Психологический климат семьи. Профилактика конфликтов в семье. Сам. работа 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Разрешение семейных конфликтов
6.1. Эмоциональный контакт как основа благоприятного психологического климата в семье Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
6.2. Семейные проблемы и конфликты Лекции 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
6.3. Специфика семейных проблем Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
6.4. Специфика семейных проблем Сам. работа 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
6.5. Супружеские конфликты Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
6.6. Межпоколенные конфликты Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
6.7. Межпоколенные конфликты Сам. работа 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
6.8. Диагностика конфликтов в семье Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
6.9. Тактика разрешения семейных конфликтов Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
6.10. Основы семейного консультирования Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
6.11. Консультации 8 56 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1. Способен проводить комплексные междисциплинарные исследования по конфликтологической тематике
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа)

1. Методологическая часть программы социологического исследования НЕ включает:
А) описание проблемной ситуации;
В) формулировку проблемы исследования;
С) проведение пилотажного исследования;
1-С

2. Методическая часть программы социологического исследования НЕ включает:
А) определение предмета исследования;
В) стратегический план исследования;
С) обоснование выборки;
D) описание методов сбора и анализа информации.
2-А

3. Тип и способ определения выборки зависит от:
А) вида исследования;
В) целей исследования;
С) гипотез исследования;
D) от всего иеречисленного.
3-D

4. По содержанию можно выделить следующие типы интервью:
А) свободное и стандартизированное;
В) документальное, интервью мнений;
С) интенсивное, фокусированное.
4-В

5. В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы:
А) массовые и специализированные;
В) индивидуальные и экспертные;
С) свободные и стандартизированные.
5- А

6. Как называется метод анализа содержания письменных документов, теле-, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов?
А) ивент-анализ;
В) эксперимент;
С) наблюдение;
D) контент-анализ.
6-D

7. К какой категории методов относится контент-анализ?
А) синтетические методы;
В) качественные методы;
С) количественные методы.
7-А

8. Как называется социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным?
А) независимой;
В) свободной;
С) непараметрической;
D) параметрической.
8-С

9. Как называется метод сбора социологической информации, совокупность методологических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач?
А) контент-анализ;
В) анализ документов;
С) опрос;
D) наблюдение.
9-В

10. Как называется совокупность методов, направленных на получение данных о структуре малых социальных групп, о межличностных отношениях в этих группах?
А) социометрия;
В) опрос;
С) фокус-группа;
D) наблюдение.
10-А

11. Как называется метод сбора первичной социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях?
А) опрос;
В) эксперимент;
С) интервью;
D) наблюдение.
11- D

12. Как называется группа, которая в экспериментальной ситуации не испытывает воздействия экспериментальных факторов?
А) контрольная;
В) зависимая;
С) независимая;
D) экспериментальная.
12- А

13. По специфике исследовательской задачи различают:
А) реальные и мысленные эксперименты;
В) параллельные и последовательные эксперименты;
С) полевые и лабораторные эксперименты;
D) научные и прикладные эксперименты.
13-D

14. Видами наблюдения как метода социологического исследования НЕ являются:
А) целенаправленное и независимое;
В) прямое и косвенное;
С) открытое и закрытое;
D) включенное и невключенное.
14-А

15. Как называется воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление?
А) валидность;
В) активность;
С) реактивность;
D) симметричность.
15-С

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» - верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» - верно 50% или менее 50% заданий


Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Что включает программа социологического исследования?
Ответ: методологическую и методическую части.

2. В чем заключается сущность интерпретации данных?
Ответ: в структурировании главных понятий, во всестороннем толковании их смысла.

3. Назовите основные требования к формулировке гипотез.
Ответ: гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации; не должна противоречить ранее установленным научным фактам; должна быть проста; должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.


4. Назовите основные функции программы социологического исследования:
Ответ: методологическая, методическая, организационная.

5. Организационная функция обеспечивает ______________
Ответ: разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

6. Выборочный метод основан принципах ______________
Ответ: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и предмета исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.

7. Что включает процедура исследования?
Ответ: последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.

8. Анализ документов позволяет выявить _____________
Ответ: тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.

9. Как называется координирующая деятельность организации, направленная на сохранение существующей схемы работы?
Ответ: регулирующая.

10. Что включает эмпирическая интерпретация основных понятий
Ответ: выделение эмпирических признаков (структурных компонентов, элементов) понятия.

11. В качестве основы выборки используют ____________
Ответ: данные переписи населения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой организации, домовые книги, избирательные списки, картотеки отдела кадров и другие доступные для социолога документы.

12. Методы и принципиальные возможности исследования, основанные на подходе к объекту как черному ящику, разработал _______________
Ответ: У.Росс Эшби.

13.Что означает метод наблюдения в конфликтологии?
Ответ: метод исследования конфликта путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий.

14. Перечислите преимущества метода анализа документов как источника социологической информации:
Ответ: стабильное состояние объекта исследования; получение информации не только о каких-либо фактах, но и об отношении к ним автора; анализ разных точек знания; информация структурирована, упорядочена, представлена в обобщенном виде.

15. Математическое моделирование межгрупповых конфликтов позволяет заме¬нить непосредственный анализ конфликтов _____________________
Ответ: анализом свойств и характеристик их математических моделей.

16. Основное назначение социометрического теста
Ответ: диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы в организации.

17. Что означает метод эксперимента в конфликтологии?
Ответ: метод научного познания, отличающийся активным вмеша¬тельством в ситуацию со стороны исследователя-конфликтолога, осуществля¬ющего планомерный и активный контроль за одной или несколькими перемен¬ными и регистрацию происходящих изменений в изучаемом явлении

18. Какие компоненты включает в себя обработка данных социологического исследования?
Ответ: редактирование и кодирование информации; создание переменных; статистический анализ.

19. Перечислите основные требования к итоговому отчету о результатах исследования:
Ответ: отчет должен полно, всесторонне и глубоко раскрывать работу на всех этапах; вскрывать проблемы, оставшиеся нерешенными; строго следовать разработанному программой методологическому и методическому аппарату исследования; отражать все направления организационной работы на всех этапах реализации исследования и обработки его результатов.

20. Воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление -это:
Ответ: реактивность

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3306 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 55% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванова, О. А. Конфликтология в социальной работе: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум)
Э2 2.www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»)
Э3 3.www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ)
Э4 4.www.public.ru (Публичная Интернет библиотека)
Э5 5.www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э6 6.www.isras.ru (Институт социологии РАН)
Э7 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э8 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э9 Курс в Moodle "Семейная конфликтология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.