МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная безопасность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 9
индивидуальные консультации 30
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 9 9 9 9
Консультации 30 30 30 30
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев Виктор Валентинович

Рабочая программа дисциплины
Социальная безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать представление о сфере безопасности человека, общества и государства в условиях развития России и глобальных изменений в мире, показать особенности политики государства в области социальной безопасности, а также возможности противостояния угрозам безопасности личности, общества и государства,
изучить методологические и прикладные подходы к анализу социальной безопасности,формирование на этой основе систематизированного представления обо всем спектре актуальных проблем безопасности населения Сибири и в более широком контексте социальной безопасности российского социума

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-11Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
УК-11.1 Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения
УК-11.2 Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, механизмы формирования и содержание социальной безопасности
1.1. Безопасность как критерий нормального функционирования и развития социальных систем Практические 4 4 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие, механизмы формирования и содержание социальной безопасности Практические 4 4 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Внешняя и внутренняя безопасность населения региона Практические 4 4 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Внешняя и внутренняя безопасность населения региона Сам. работа 4 1 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Обеспечение национальной безопасности
2.1. Сущность и содержание национальной безопасности Лекции 4 4 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Сущность и содержание национальной безопасности Сам. работа 4 1 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Обеспечение национальной безопасности Лекции 4 2 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Обеспечение национальной безопасности Сам. работа 4 1 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Сущность и содержание социальной безопасности
3.1. Эволюция воззрений на социальную безопасность Лекции 4 4 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Эволюция воззрений на социальную безопасность Сам. работа 4 1 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Основные подходы к понятию социальной безопасности в общественной мысли Лекции 4 2 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Основные подходы к понятию социальной безопасности в общественной мысли Сам. работа 4 1 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Экономическая безопасность в системе социальной безопасности
4.1. Сущность и содержание экономической безопасности Лекции 4 2 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Сущность и содержание экономической безопасности Сам. работа 4 1 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Информационная безопасность в системе социальной безопасности
5.1. Понятие и основные принципы информационной безопасности РФ Лекции 4 2 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Основы государственной политики в области обеспечения международной информационной безопасности Сам. работа 4 1 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Военная и оборонно-промышленная безопасность
6.1. Обеспечение военной безопасности Лекции 4 2 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Концепция внешней политики РФ Сам. работа 4 1 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Современное состояние социальной безопасности
7.1. Социальная безопасность и социальная напряженность в социуме Практические 4 4 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Социальная безопасность и социальная напряженность в социуме Сам. работа 4 1 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.3. Конфликтологический контекст обеспечения безопасности населения Практические 4 4 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.4. Основные угрозы для безопасности населения в современный период Практические 4 4 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.5. Консультации 4 30 УК-11.1, УК-11.2
7.6. Экзамен 4 27 УК-11.1, УК-11.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-11. Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа)

1. Согласно п. 3, ч. 1, ст.1 Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» экстремизм – это какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в этих целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке
А) верно
В) неверно
1-А

2. В действующем российском законодательстве отсутствует понятие «экстремизм», однако оно имеется в международных нормативно – правовых актах.
А) верно
В) неверно
2-В

3. Главной целью системы противодействия экстремистским идеологиям является снижение уровня вовлечения в террористическую деятельность различных групп населения, в основном молодежи
А) верно
В) неверно
3-А

4. Правовые основы противодействия экстремистской деятельности Ф закреплены в:
А) Европейской конвенции о пресечении терроризма
В) Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом
С) Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
D) во всех перечисленный документах
4- D

5. Нормативно-правовые, организационные, специальные, тактические и другие меры противодействия экстремизму и терроризму в информационно-телекоммуникационной среде должны осуществляться в комплексе с превентивными:
А) информационно-разъяснительными мерами
В) пропагандистскими мерами
С) воспитательными мерами
D) всем перечисленным
5- D

6. Что НЕ включает понятие коррупции?
А) злоупотребление служебным положением
В) злоупотребление полномочиями
С) утаивание денежных средств
D) получение взятки
6-С

7. По направленности коррупцию можно классифицировать:
А) внутренняя и внешняя
В) административная и гражданская
С) государственная и региональная
7-А

8. К видам коррупции НЕ относится:
А) системная
В) бытовая
С) структурная
D) деловая
8-С

9. Подкуп является видом коррупции по классификации:
А) А.И. Ильина
В) И. П. Липранди
С) А.Г. Васильева
D) В.И. Снегирева.
9-В

10. Кто определил, что коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам»?
А) Т. Гоббс
В) Дж. Мэдисон
С) Д. Локк;
D) Б. Спиноза
10-А

11. Кому принадлежит авторство книги "Коррупция. Этика и власть во Флоренции в 1600-1770 гг."?
А) И. Кант
В) А. Августин
С) Ф. Аквинский
D) Жан-Клод Ваке
11- D

12. Как проявляется религиозный экстремизм?
А) в нетерпимости между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий
В) в несогласии с высказываниями в священных писаниях
С) в недовольстве количеством религиозных центров в стране;
12- А

13. В чем суть националистического терроризма?
А) требование повысить охрану национального богатства
В) недовольство способом реализации национального бюджета
С) ненависть на почве национальной принадлежности
13-С

14. Сколько государств голосовало за создание Глобальной контртеррористической стратегии?
А) 100 государств
В) 192 государства
С) 282 государства
14- В


15. В какой стране впервые появилось понятие «терроризм»?
А) Россия
В) Германия
С) Франция
D) Великобритания
15-С

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» - верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» - верно 50% или менее 50% заданий


Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Дайте определение терроризма
Ответ: особая форма проявления экстремизма, предполагающая использование запугивания общества, создание в общественном сознании атмосферы страха для достижения каких-либо целей (обычно политического характера).

2. Верно ли, что важным фактором, облегчающим вербовку молодежи, является ее глубокая вовлеченность в потребление информации через современные коммуникационные технологии, включая Интернет и социальные сети?
Ответ: верно

3. Дайте определение экстремизма
Ответ: приверженность к крайностям во взглядах, оценках и позициях, к крайним средствам достижения поставленных целей в деятельности как отдельных лиц, так и социальных групп, связанных национальными, политическими, религиозными или иными идеями

4. Какое определение экстремистской идеологии дано в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г.?
Ответ: система взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов

5. Правовые основы противодействия экстремистской деятельности в РФ закреплены в:
Ответ: Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

6. Является ли Приказ Генпрокуратуры России от 21.03.2018 N 156 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности" правовой основой борьбы с экстремизмом?
Ответ: да
7. Содержит ли Кодекс РФ об административных правонарушениях нормы, направленные на борьбу с отдельными проявлениями экстремистской деятельности?
Ответ: да

8. Деструктивная экстремистская субкультура с присущей ей идеологией заменяет собой общепринятые в обществе _____________и деформирует правосознание, пропагандируя привлекательность антисоциального образа жизни
Ответ: ценности

9. Верно ли, что одной из форм распространения деструктивных экстремистских взглядов становится флешмоб-технология?
Ответ: верно

10. Верно ли, что в международном и национальном праве отсутствуют универсальные понятия «киберэкстремизм» и «кибертерроризм»?
Ответ: верно.

11. Верно ли, что манипуляция массовым сознанием осуществляется через формирование его содержательной составляющей, воздействуя на знания, представления, нормы, ценности, разделяемые большинством общества?
Ответ: верно

12. По действующему уголовному законодательству телефонное сообщение заведомо ложных сведений об актах терроризма квалифицируется как заведомо ложное сообщение об акте терроризма, предусмотренное ______________
Ответ: ст.207 УК РФ

13. Верно ли, что и терроризм, и экстремизм предполагают приверженность к радикальным воззрениям и угрожающим насилием или применяющим его практикам, дискриминирующим других людей по каким-либо признакам и негативно влияющим на общество.
Ответ: верно.

14. Верно ли, что экстремизм направлен, в первую очередь, на негативные преобразования политического пространства (человеческие жертвы здесь необязательны), в то время как терроризм ставит своей целью дестабилизацию состояния общества в целом.
Ответ: верно.

15. Какая теория коррупции рассматривает ситуацию, когда поручитель («принципал») не обладает всей полнотой информации о действиях исполнителей («агентов»). Поэтому он заключает с ними договор, содержащий выгодные для агентов условия, которые мотивируют их к поведению (главным образом, предоставлению услуг клиентам) в интересах принципала.
Ответ: Теория Принципала-агента

16. Суть проблемы при борьбе с коррупцией сформулировал ___________ «Если бы людьми правили ангелы, ни в каком надзоре над правительством — внешнем или внутреннем — не было бы нужды. Но при создании правления, в котором люди будут ведать людьми, главная трудность состоит в том, что в первую очередь надо обеспечить правящим возможность надзирать над управляемыми; а вот вслед за этим необходимо обязать правящих надзирать за самими собой»
Ответ: Джеймс Мэдисон

17. Может ли лоббизм быть формой проявления коррупции?
Ответ: да

18. Перечислите основные социально-культурные причины коррупции:
Ответ деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих»

19. Кто выделил уголовную (в основном экономического характера) и политическую коррупцию?
Ответ: Н.А. Катаев и Л.В. Сердюк

20.____________ подразделил коррупцию на белую, серую и черную
Ответ: А. Хайденхаймер

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» на странице курса https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3151. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 80-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-79% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 55-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, С. А. Социология риска и безопасности: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рягин Ю.И. РИСКОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Рягин Ю.И. РИСКОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Э3 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э4 СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Э5 Курс в Moodle "Социальная безопасность" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.