МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техногенные системы и экологический риск

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование и геоэкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_ППиГ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Слажнева С.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Техногенные системы и экологический риск

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины "Техногенные системы и экологический риск" - изучение воздействия техногенных систем на окружающую среду и выявление степени экологического риска.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.2 Умеет использовать базовые знания в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.3 Владеет теоретическими знаниями из основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде и применяет их в профессиональной деятельности
ОПК-6Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности
ОПК-6.1 Знает этапы проектирования, проведения учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
ОПК-6.2 Умеет анализировать научную литературу и источники, сопоставлять и обобщать информацию, формулировать выводы
ОПК-6.3 Умеет проектировать и проводить учебно- исследовательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
ОПК-6.4 Умеет представлять результаты учебно- исследовательских, проектных, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, природопользования и охраны природы. ОПК-6.5. Владеет навыками защиты учебно- исследовательских, проектных, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, природопользования и охраны природы с использованием ИКТ
ПК-1Способен критически анализировать информацию в области экологии, геоэкологии, природопользования и охраны окружающей среды для планирования и решения задач в профессиональной деятельности
ПК-1.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользовани я и охраны окружающей среды для планирования и решения задач в профессиональной деятельности
ПК-1.2 Умеет анализировать и сопоставлять информацию в области экологии, геоэкологии, природопользовани я и охраны менеджмента и аудита). окружающей среды для планирования и решения задач в профессиональной деятельности
ПК-1.3 Владеет приемами анализа информации в области экологии, геоэкологии, природопользовани я и охраны окружающей среды для планирования и решения задач в профессиональной деятельности
ПК-2Способен проводить наблюдения за состоянием компонентов окружающей среды и объектов природопользования, давать оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды
ПК-2.1 Знает методики проведения наблюдений, оценки, прогнозирования состояния компонентов окружающей среды и объектов природопользования
ПК-2.2 Умеет проводить комплексные наблюдения за состоянием компонентов окружающей среды, собирать и обрабатывать информацию для проведения оценки и составления прогноза состояния окружающей среды
ПК-2.3 Владеет навыками проведения комплексных наблюдений, оценки и прогнозирования состояния компонентов окружающей среды и объектов природопользования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-6.1. Знает этапы проектирования, проведения учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
ПК-4.1 Знает научные методы, приемы, способы и подходы для проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Владеет базовыми знаниями в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-6.2. Умеет анализировать научную литературу и источники, сопоставлять и обобщать информацию, формулировать выводы.
ОПК-6.3. Умеет проектировать и проводить учебно-исследовательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
ОПК-6.4. Умеет представлять результаты проектных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ПК-4.2 Умеет проводить лабораторные и полевые натурные исследования по различным направлениям экологии, природопользования и охраны окружающей среды.
ПК-4.3 Умеет проводить работы по
обработке и анализу научно-технической
информации и результатов исследований в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3. Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-6.3. Защищает результаты проектных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды с использованием ИКТ.
ПК-4.4 Владеет навыками подготовки элементов документации, проектов, планов и программ проведения отдельных этапов работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс.
1.1. Основные понятия курса «Техногенные системы и экологический риск»: риск, виды риска, опасность, объект риска. Лекции 6 6 Л2.1, Л2.3, Л2.7, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.6
1.2. «Анализ актуальной нормативной документации в сфере регулирования деятельности техногенных систем» Практические 6 4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Основные понятия курса «Техногенные системы и экологический риск»: риск, виды риска, опасность, объект риска. Сам. работа 6 8 Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Природная опасность. Экологический пиродный риск.
2.1. Природная опасность. Экологический природный риск: понятие, механизм возникновения. Лекции 6 4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.2. Техногенные системы и их влияние на окружающую среду и здоровье человека (экологический риск). Практические 6 4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.3. «Расчет индивидуального риска» Практические 6 4
2.4. Природная опасность. Экологический природный риск: понятие, механизм возникновения. Сам. работа 6 11 Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Опасные природные процессы и явления
3.1. Опасные природные процессы и явления Лекции 6 4
3.2. Опасные природные процессы и явления Сам. работа 6 10 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.6
3.3. Оценка опасных воздействий на окружающую среду и здоровье человека. Практические 6 4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Техногенные системы: понятие, классификация, особенности функционирования.
4.1. Техногенные системы: понятие, классификация, особенности функционирования. Лекции 6 4 Л2.1, Л2.3, Л2.7, Л1.2
4.2. «Функционирование техногенных (природно-техногенных) систем» Практические 6 8 Л2.3, Л1.2
4.3. Техногенные системы: понятие, классификация, особенности функционирования. Сам. работа 6 10 Л2.7, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Техногенные системы и экологический риск" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3856.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что представляют собой техногенные системы?
a. Системы, созданные природой.
б. Системы, созданные человеком.
в. Системы, связанные с использованием технологий.
г. Системы, относящиеся к экологическим процессам.
ОТВЕТ:б
Вопрос 2. Что такое экологический риск?
a. Вероятность возникновения экологических проблем.
б. Воздействие на окружающую среду.
в. Отсутствие устойчивости экологической системы.
г. Угроза нанесения вреда окружающей среде.
ОТВЕТ:г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.____________ представляет собой оценку возможного негативного воздействия техногенных систем на окружающую среду и здоровье людей.
ОТВЕТ: Экологический риск.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.Какое понятие используется для обозначения процесса создания новых технологических систем?
a. Инновация.
б. Экологический след.
в. Эволюция.
г. Адаптация.
ОТВЕТ:а
Вопрос 2.Какая теория описывает взаимодействие между техногенными системами и окружающей средой?
a. Теория эволюции.
б. Теория относительности.
в. Теория систем.
г. Теория вероятности.
ОТВЕТ:в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.В процессе проектирования техногенных систем необходимо учитывать ____________, чтобы предотвратить возникновение экологических рисков.
ОТВЕТ: Принципы экологической безопасности .
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен критически анализировать информацию в области экологии, геоэкологии, природопользования и охраны окружающей среды для планирования и решения задач в профессиональной деятельности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.Какой тип риска связан с возможностью негативного воздействия техногенных систем на окружающую среду?
a. Финансовый риск.
б. Экологический риск.
в. Технический риск.
г. Социальный риск.
ОТВЕТ:б
Вопрос 2. Что означает термин "загрязнение окружающей среды"?
a. Воздействие загрязняющих веществ на атмосферу.
б. Нарушение естественного состояния окружающей среды.
в. Воздействие загрязняющих веществ на водные ресурсы.
г. Воздействие загрязняющих веществ на биологические организмы.
ОТВЕТ:б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.____________ - это процесс принятия решений на основе оценки экологических и социальных последствий различных альтернатив.
ОТВЕТ: Экологический анализ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен проводить наблюдения за состоянием компонентов окружающей среды и объектов природопользования, давать оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.Какой тип риска связан с возможностью возникновения аварий и катастроф в техногенных системах?
a. Финансовый риск.
б. Экологический риск.
в. Технический риск.
г. Социальный риск.
ОТВЕТ:в
Вопрос 2.Какой термин используется для обозначения непреднамеренного выброса опасных веществ в окружающую среду?
a. Экологическая авария.
б. Техническая неисправность.
в. Экологический след.
г. Инновационный процесс.
ОТВЕТ:а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.____________ - это процесс превращения природного экосистемного комплекса в техногенный аналог.
ОТВЕТ: Техногенез.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Заполнить таблицу «Влияние загрязняющих веществ (загрязнителей или поллютантов) на компоненты окружающей среды» (перечень колонок: группы загрязнителей (или поллютантов), влияние загрязняющих веществ (загрязнителей или поллютантов) на компоненты окружающей среды).
2. Рассмотреть структуру и содержание таблиц приложения «Системы и методы очистки на предприятиях разных отраслей промышленности г. Барнаула», составленных на основе материалов Управления Росприроднадзора, 2012.
3. Составить (построить) диаграммы, отражающие соотношение количества источников выбросов и количества загрязняющих веществ (по каждой отдельной промышленности). После выполнения работы сделать выводы.
4. Составить схему(ы) или таблицу(ы), отражающую(ие) зависимость между видами деятельности предприятия (выпускаемой продукцией) и основными загрязняющими веществами (поллютантами), образованными в ходе производства. Указать их влияние на компоненты окружающей среды и здоровье человека.
5. Выявить способы (методы и средства) контроля и защиты окружающей среды (включая здоровье человека) от воздействия загрязняющих веществ и различных факторов антропогенного происхождения (смог и фотохимический туман, шум и вибрация, электромагнитное излучение, тепло, свет, звук, лазер, радиация ионизирующая, пожары). В ходе выполнения работы необходимо всю информацию «преобразовать» в схемы, таблицы, рисунки (допускается оформление теоретических материалов в виде слайдов презентации).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении, в конце 6 семестра, экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.
Вопросы к экзамену «Техногенные системы и экологический риск».

1. Техногенные системы и экологический риск: понятие, подходы к изучению, методы исследования.
2. Концепция геотехнических систем и особенности функционирования ГТС.
3. Экологическая безопасность: понятие, уровни, нормативные основы.
4. Региональный уровень экологической безопасности. Экологическая безопасность в РФ.
5. Нормативно-правовые аспекты функционирования техногенных и природно-техногенных систем.
6. Экологический риск. Факторы, уровни экологического риска.
7. Управление экологическим риском.
8. Факторы природной опасности и тенденции их проявления.
9. Факторы техногенной опасности и основные тенденции их проявления.
10. Нормирование качества окружающей среды.
11. Экологическое нормирование производственной деятельности.
12. Методы и средства защиты окружающей среды от антропогенного воздействия.
13. Методы экологической оценки состояния природно-антропогенных и геотехнических систем.
14. Виды и классификация опасности отходов производства. Проекты ПНООЛР.
15. Проекты ПДС и их применение.
16. Проекты ПДВ и их применение
17. Принципы разработки и основные задачи санитарно-защитных зон.
18. Лимитирование природопользования при осуществлении хозяйственной деятельности.
19. Оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) планируемой производственной деятельности.
20. Задачи экологической экспертизы для целей планирования хозяйственной деятельности.
21. Оценка степени экологического неблагополучия территории: зоны экологического кризиса и зоны экологического бедствия.
22. Техногенные катастрофы: понятие, классификационные признаки, нормативная база. Крупнейшие техногенные катастрофы.
23. Функционирование и экологическая безопасность нефтегазовых комплексов.
24. Функционирование и экологическая безопасность объектов химической промышленности.
25. Функционирование и экологическая безопасность объектов гидроэнергетики.
26. Функционирование и экологическая безопасность объектов атомной энергетики.
27. Функционирование и экологическая безопасность альтернативных видов энергетики.
28. Функционирование и экологическая безопасность объектов тепловой энергетики.
29. Функционирование и экологическая безопасность металлургических комплексов.
30. Функционирование и экологическая безопасность магистральных газо- и нефтепроводов.
31. Функционирование и экологическая безопасность горнодобывающего комплекса.
32. Функционирование и экологическая безопасность аграрного комплекса.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сынзыныс Б.И Экологический риск : учебное пособие Логос, 2005
Л1.2 Калыгин, Виталий Геннадьевич Промышленная экология: учеб. пособие Академия, 2010
Л1.3 Белов, С. В. Техногенные системы и экологический риск: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A076881F-B7E7-4212-AA21-ECB20928C9ED
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сынзыныс Б.И., Тянтова Е.Н., Мелехова О.П. Экологический риск: учеб. пособие М.: Логос, 2005
Л2.2 Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков Промышленная экология : учебник и практикум для вузов МИЭТ. - М. : Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.3 Алымов В.Т., Тарасова Н.П. Техногенный риск: анализ и оценка: учеб. пособие для вузов М.: Академкнига, 2007
Л2.4 Ларионов Н. М., Рябышенков А. С. Промышленная экология: Учебник и практикум для академического бакалавриата ЮРАЙТ, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 В. М. Питулько, В. В. Кулибаба, В. В. Растоскуев Техногенные системы и экологический риск : учебник Академия, 2013
Л2.6 П. Г. Белов, К. В. Чернов ; под общ. ред. П. Г. Белова Техногенные системы и экологический риск : учебник и практикум для академического бакалавриата , 2018 www.biblio-online.ru/book/C08D89F0-C298-42D9-9881-CF2EAE872C9E
Л2.7 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Техногенные системы и экологический риск» portal.edu.asu.ru
Э2 Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга online.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
404М кабинет метеорологии географии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 28 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; карта мира настенная, карта России настенная

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина "Техногенные системы и экологический риск" нацелена на формирование представления о воздействии техногенных систем на окружающую среду и выявление степени экологического риска.
Освоение содержания дисциплины происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 5 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
В ходе лекций по учебной дисциплине "Техногенные системы и экологический риск" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность процессов, происходящих в городской среде. Важно использовать профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций (по мере необходимости). Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Перед экзаменом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения экзамена может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям (вопросы и задания к экзамену составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной работой.