МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в литературоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильРусская филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_Филология_РФ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Романова Екатерина Геннадьевна

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Т.В. Чернышова

Рабочая программа дисциплины
Введение в литературоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 986)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– формирование представления о литературоведении как науке;
– ознакомление с основными понятиями и терминами литературоведения;
– обучение работе с художественным текстом как предметом научного рассмотрения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, представление о различных литературных и фольклорных жанрах, библиографической культуре;
ОПК-3.1 Знает основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, различных литературных и фольклорных жанров
ОПК-3.2 Владеет базовыми методами литературоведческого анализа
ОПК-3.3 Умеет применять положения и концепции в области литературоведения в педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных понятиях и терминах литературоведения, о его внутренней стратификации, иметь представление об истории и современном состоянии литературоведения.
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать системой литературоведческих понятий, демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории литературы, использовать основные положения и концепции в области литературоведения в том числе в педагогической деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа и интерпретации художественных текстов разных жанров, использования в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основных положений и концепций в области теории литературы, истории литературы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Литературоведение как наука Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Эстетическая природа искусства Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2
1.3. Литература и мифология Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Художественный образ Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основная часть
2.1. Литературное произведение Лекции 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Системы стихосложения. Силлабо-тоника Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Тоническое стихосложение. Поэтическая фонетика Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Учение о тропах Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2
2.5. Форма и содержание литературного произведения Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Письменная контрольная работа по материалам предшествующих практик Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Поэтика Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Литературный стиль. Неавторское слово в литературе Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2
2.9. Внутренний мир произведения Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Персонаж Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2
2.11. Проблема автора и читателя в литературоведении Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Литературные роды Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Литературный жанр Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2
2.14. Индивидуальные домашние задания Сам. работа 2 16 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2
2.15. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 2 20 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.16. Подготовка к зачету Сам. работа 2 36 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания открытого типа

1. Дайте определение термину АЛЛИТЕРАЦИЯ
Ответ: средство звукописи, повтор согласных звуков, основной элемент фоники
2. Дайте определение термину АНАФОРА
Ответ: единоначатие – одна из стилистических фигур: повтор одного и того же слова или группы слов в начале нескольких строк или строф (в стихах), колонов или фраз (в прозе), обычно смежных друг с другом.
3. Дайте определение термину АНТИТЕЗА
Ответ: стилистическая фигура: сопоставление резко контрастных или резко противоположных понятий или образов для усиления впечатления.
4. Дайте определение термину ВЕРЛИБР
Ответ: стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только наличием заданного членения ни стиховые отрезки (отмеченного в письменном тексте обычно графическим расположением строк, устном – напевом).
5. Дайте определение термину ВЫМЫСЕЛ
Ответ: деятельность воображения писателя, которая выступает как формообразующая сила и приводит к созданию сюжетов и образов, не имеющих прямых соответствий в предшествующем искусстве и реальности.
6. Дайте определение термину ГИПЕРБОЛА
Ответ: стилистическая фигура или художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.
7. Дайте определение термину ЗАВЯЗКА
Ответ: событие, определяющее начало действия, «завязывание» конфликта в литературном произведении.
8. Назовите двусложные стихотворные размеры.
Ответ: ямб, хорей.
9. Назовите трехсложные стихотворные размеры.
Ответ: дактиль, анапест, амфибрахий
10. Установите размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Ответ: хорей
11. Установите размер, которым написано стихотворение Н. Некрасова:
В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Ответ: дактиль
12. Установите размер, которым написано стихотворение А. Ахматовой «Сероглазый король»:
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король
Ответ: Дактиль
13. Дайте определение термину экспозиция
Ответ: исходная часть сюжета литературного произведения, ситуация, логически и хронологически непосредственно предшествующая завязке, началу основного действия, конфликта. В экспозиции даются предварительные и поясняющие сведения о героях, их взаимоотношениях и основных обстоятельствах.
14. Дайте определение термину ХРОНОТОП
Ответ: понятие, введенное М.М. Бахтиным в литературоведение для обозначения «существенной взаимосвязи временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе».
15. Сформулируйте, чем фабула отличается от сюжета.
Ответ: Фабула – хронологическая последовательность событий, которые происходят с тем или иным персонажем. Сюжет – авторская последовательность событий, то есть такой порядок эпизодов, который выбрал сам писатель.
16. Дайте определение термину пиррихий
Ответ: стопа из двух безударных слогов, способная заменить стопу ямба или хорея.
17. Являются дли полными синонимами термины «персонаж» и «действующее лицо».
Ответ: Термин «действующее лицо» употребляется в отношении драматических произведений, термин «персонаж» более универсален.
18. Укажите основное отличие метафоры и метонимии.
Ответ: Метафора основана на принципе аналогии, а метонимия на принципе смежности.
19. Дайте определение термину ПЕРИПЕТИЯ
Ответ: неожиданный поворот в развитии трагической фабулы, перемена событий к противоположному; резкая неожиданная перемена в течении действия и судьбе персонажа
20. Дайте определение термину ОКСЮМОРОН
Ответ: сочетание слов с прямо противоположными значениями, преднамеренное объединение в единое смысловое целое двух или нескольких контрастных лексических единиц.

Критерии оценивания заданий открытого типа. Каждое задание оценивается 2 баллами. 2 балла ставится, если задание выполнено верно, 1 балл, если задание выполнено частично верно.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Задания закрытого типа
1. Как называется выразительная подробность произведения, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку, отличающаяся повышенной ассоциативностью:
1. художественная деталь,
2. символ,
3. антитеза,
4. мотив,
5. перипетия
верный ответ: 1
2. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды», ответьте на вопрос
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Размер, которым написано стихотворение:
1. Амфибрахий
2. Ямб
3. Хорей
4. Дактиль
Верный ответ 2.
3. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды», ответьте на вопрос
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Какой тип рифмовки использовал поэт?
1. перекрестная
2. кольцевая
3. парная
Верный ответ 1.
4. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды», ответьте на вопрос
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Укажите эпитеты, использованные поэтом
1.белеет снег
2.сонный брег
3.молодой весны
4.весной шумят
Верный ответ 2,3.
5. Выберите неверное утверждение в отношении трактата Аристотеля «Поэтика»
1. Аристотель затрагивает проблемы происхождения родов и жанров.
2. В трактате в том числе используется понятие катарсиса.
3. Аристотель указывает авторам, как нужно писать и приводит образцовые примеры.
4. Аристотель впервые в истории обращается к роли читателя в литературе и дает советы авторам, как создать самое читаемое произведение.
Верный ответ 4.
6. Трактат Аристотеля «Поэтика» является нормативным. Верно?
Да
Нет
Верный ответ Да.
7. Назовите основной принцип творческой деятельности художника, лежащий, по мнению Аристотеля, в основе литературы и других искусств:
1. Мимесис
2. Катарсис
3. Запоминание
4. Письмо
Верный ответ 1.
8. Укажите элементы текста, относящиеся к «раме» произведения:
1. Заглавие
2. Мотив
3. Эпиграф
4. Деталь
5. Персонаж
Верный ответ 1,3.
9. Укажите функции литературы как вида искусства:
1. Познавательная
2. Эстетическая
3. Регулятивная
4. Коммуникативная
5. Эмоциональная
Верный ответ 1,2,4.
10. Творческая типизация – это
1. отбор определенных сторон жизненных явлений и их подчеркивание, гиперболизации в художественном изображении.
2. описание типичных для автора форм действительности.
3. использование типичных для времени создания произведения слов и выражений.
Верный ответ 1.
11. Укажите специфические черты художественного образа.
1. емкость содержания
2. обобщение
3. экспрессивность
4. оригинальность
5. самодостаточность
6. фантастичность
Верный ответ 1,2,3,5
12. Драма, по мнению Веселовского, возникла из обмена репликами участников хора и запевал.
Верно/неверно
Верный ответ : Верно
13. Укажите лирические жанры
1. сонет
2. роман в стихах
3. элегия
4. басня
Верный ответ 1,3
14. Исторически сложившаяся форма литературного произведения это
1. Род
2. Жанр
3. Вид
Верный ответ 2
15. Верно ли высказывание, что оригинальность является существенным свойством стиля, но в то же время стиль к ней не сводится, и не всякая оригинальность может быть названа стилем?
Да/нет
Верный ответ: да

Критерии оценивания заданий закрытого типа. Каждое задание оценивается 1 баллом.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предустмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Литература как предмет литературоведения.
2. Структура литературоведения. Литературоведение в системе гуманитарного знания.
3. Эстетическая природа искусства. Эстетические эмоции.
4. Функции искусства. Катарсис.
5. Искусство как познание. Мимесис.
6. Время и пространство в литературе.
7. Категория «художественный образ» в традиционной эстетике.
8. Художественная речь. Проблема соотношения поэзии и прозы.
9. Формы русского тонического стиха.
10. Понятие о ритме. Метры и размеры силлабо-тоники.
11. Тропы, их роль в создании поэтической образности.
12. Метафора и метонимия.
13. Способы звуковой организации поэтических текстов.
14. Рифма: определение, функции. Классификация рифм.
15. Системы стихосложения. Силлабика в России. Реформа русского стихосложения В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова.
16. «Поэтика» Аристотеля.
17. Нормативные поэтики. «Поэтическое искусство» Н. Буало.
18. Структура персонажа
19. Литературный стиль.
20. Пародия и стилизация.
21. "Рама" текста
22. Деление литературы на роды.
23. Эпос.
24. Лирика.
25. Драма.
26. Сюжет, его функции. Разновидности сюжета.
27. Внутренний мир произведения. Функции детали и вещи.
28. Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

Оценка «Зачтено» выставляется студентам, показавшим знание курса, знакомство с источниками, умение проиллюстрировать изложение примерами, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, ответившим на вопросы билета и вопросы экзаменатора. При этом допускаются некоторые неточности в ответе, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях
Оценка «Не зачтено» выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, не знаком с методами и приемами преподавания литературы, некорректно применяет изученные термины, не ответил на вопросы билета или экзаменатора.
Приложения
Приложение 1.   Введение в литв. ФОС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чернец Л.В., Хализев В.Е., Эсалнек А.Я., Бройтман С.Н., Чернец Л.В. Введение в литературоведение: учебник М.: Академия, 2011
Л1.2 Эсалнек А.Я. Основы литературоведения: Анализ художественного произведения: Практикум: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: учеб. пособие для филол. фак М.: Академия, 2002
Л2.2 Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: учеб. пособие для вузов М. : Логос, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http:// www.filologia.su/literaturovedenie/
Э2 http://philologos.narod.ru/
Э3 Курс на Образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http:// www.filologia.su/literaturovedenie/
http://philologos.narod.ru/
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1. Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Поскольку курс читается студентам первого курса обучения, навыки восприятия лекции еще не наработаны в должном объеме, что необходимо учитывать преподавателю. Лектору важно фиксировать на доске все новые термины во избежание их искажения при записывании на слух.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Научитесь сокращать часто используемые слова и термины в удобной для вас форме, использовать другие способы скорописи. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее». Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

2. Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Значительную роль в курсе «Введение в литературоведение» выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Ряд занятий сопровождается заданиями творческого плана, выполняя которые студент может в полной мере проявить свою индивидуальность. Такие задания вызывают сильный эмоциональный отклики, что способствует более основательному закреплению пройденного материала. Для выполнения заданий подобного типа возможно привлечение дополнительной литературы по усмотрению студента.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать литературоведческой терминологией.
Практические занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, различная работа с текстами произведений, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии. На занятиях, посвященных вопросам стиховедения важно отработать на конкретных текстуальных примерах изученные принципы. Тексты для практических упражнений приведены ниже.
Практические занятия в ряде случаев могут поводиться в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Данная форма работы направлена на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных теоретических и практических вопросов, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.
Материал практических занятий напрямую не пересекается с содержанием лекций, дополняя тему курса, что позволяет всесторонне рассмотреть избранную проблему современного литературоведения, сопроводить репродуктивный материал самостоятельной работой и практическими упражнениями.
План каждого занятия сопровождается списком терминов, которые необходимо усвоить студенту при подготовке. При необходимости преподаватель может провести терминологический диктант, проверяющий их усвоение. В ходе диктанта студент своими словами дает определение указанным преподавателем терминам.
Общая цель проведения занятий – рассмотрение ключевых проблем современного литературоведения, формирование у студентов умения анализировать литературу, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
При выборе источников преподаватель руководствуется их доступностью, возможностью ознакомиться с разными точками зрения.
3. Методические указания к подготовке индивидуальных домашних заданий.

В методических целях преподаватель может предложить студенту выполнение индивидуального домашнего задания. Для подготовки такого задания следует руководствоваться методическими указаниями, изложенными в пункте №2 настоящих рекомендаций. Таким индивидуальным заданием может стать письменная работа (напр. «Определите функцию метонимии в изображении индустриального пейзажа в стихотворении В. Маяковского «Ночь») или подготовка устного доклада (см. практическое занятие №7: «индивидуальные доклады, посвященные творческому пути Аристотеля и Н. Буало»).

4. Работа с учебниками и научной литературой

При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу. Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего. При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения. Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).
Правила самостоятельной работы с литературой
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время.
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
В ходе изучения курса «Введение в литературоведение» Вам необходимо будет подготовить 2 конспекта. Преподаватель будет оценивать качество их исполнения. Это конспекты нормативных поэтик Аристотеля («Поэтика») и Н. Буало («Поэтическое искусство»). Трактат Аристотеля является основополагающим для европейской гуманитарной науки. Текст Буало совмещает в себе научный и художественный дискурсы. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

5. Методические указания по подготовке к контрольной работе и экзамену

Основное в подготовке к экзамену – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче экзаменов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь в всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.