МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биоразнообразие

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование и геоэкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_ППиГ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 15,5 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 44 44 17 17 61 61
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Максимова Н.Б.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Биоразнообразие

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В., канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Заведующий кафедрой Скрипко В.В., канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– получение теоретических знаний о базовых концепциях в изучении биоразнообразия и практических навыков в области проблем его сохранения;
– формирование мировоззренческих представлений и, прежде всего, системного подхода к изучению биоразнообразия;
– овладение методами анализа и оценки биоразнообразия на различных уровнях организации биосферы для практического применения в области экологического мониторинга, сохранения биологического разнообразия с учетом основных стратегий его восстановления, обеспечения безопасности и устойчивого взаимодействия человека с природной средой и обществом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования
ОПК-1.1 Знает содержание фундаментальных разделов наук о Земле
ОПК-1.2 Умеет использовать базовые знания в области естественнонаучных и математических наук при решении задач в области экологии и природопользования
ОПК-1.3 Способен выполнять работы эколого- географической направленности на основе базовых знаний фундаментальных разделов наук о Земле, естественнонаучного и математического циклов
ОПК-2Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.2 Умеет использовать базовые знания в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.3 Владеет теоретическими знаниями из основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде и применяет их в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Демонстрирует базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле.
ОПК-6.1. Знает этапы проектирования, проведения учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
ПК-4.1 Знает научные методы, приемы, способы и подходы для проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Владеет базовыми знаниями в области естественнонаучных и математических наук при решении задач в области экологии и природопользования.
ОПК-6.2. Умеет анализировать научную литературу и источники, сопоставлять и обобщать информацию, формулировать выводы.
ОПК-6.3. Умеет проектировать и проводить учебно-исследовательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
ОПК-6.4. Умеет представлять результаты проектных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ПК-4.2 Умеет проводить лабораторные и полевые натурные исследования по различным направлениям экологии, природопользования и охраны окружающей среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Способен решать профессиональные задачи в области экологии и природопользования и выполнять работы эколого-географической направленности на основе базовых знаний фундаментальных разделов наук о Земле, естественнонаучного и математического циклов.
ОПК-6.3. Защищает результаты проектных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды с использованием ИКТ.
ПК-4.4 Владеет навыками подготовки элементов документации, проектов, планов и программ проведения отдельных этапов работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биологическое разнообразие, его формы, свойства и значение
1.1. Представление о биоразнообразии Лекции 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.2. Представление о биоразнообразии Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.3. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.4. Теоретические аспекты биоразнообразия Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.5. Генетические аспекты биоразнообразия Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.6. Видообразование и эволюция вида. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.7. Экосистемные аспекты биоразнообразия Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.8. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.9. Устойчивость экосистемы и проблема вымирания видов Лекции 3 3 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.10. Проблема вымирания видов Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.11. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.12. Разнообразие экосистем и возможности его изучения Лекции 3 3 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.13. Влияние чужеродных видов на сообщества Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.14. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета, подготовка к коллоквиуму Сам. работа 3 10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.15. Биологическое разнообразие биомов мира и России Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.16. Разнообразие наземных и водных биомов Практические 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.17. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 3 10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Мониторинг биоразнообразия
2.1. Методы оценки видового разнообразия в неоднородных сообществах (биоценозах) Лекции 4 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.2. Измерение и оценка биологического разнообразия Практические 4 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.3. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 4 5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Возможности сохранения и восстановления естественных параметров биоразнообразия
3.1. Классификации ООПТ и их значение в поддержании биоразнообразия Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.2. Классификации ООПТ и их значение в поддержании биоразнообразия Практические 4 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.3. Заповедники и национальные парки мира и России Практические 4 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.4. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.5. Красные книги и их роль в сохранении биоразнообразия Лекции 4 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.6. Международные соглашения в области сохранения биоразнообразия Практические 4 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.7. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата, подготовка к коллоквиуму Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном
объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2001

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1:
Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественно-
научного и математического циклов при решении задач в области экологии и
природопользования
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Растительный покров это:
1. совокупность флоры и растительности
2.совокупность фитоценозов данной территории
3.видовой состав территории
4.флора данной территории
ОТВЕТ: 2
Вопрос 2. Ежегодная сводка данных о состоянии заповедных территорий и компонентов
биоразнообразия, включая охраняемые популяции растений и животных, интересные природные
объекты называется
1. Красная книга
2.«Летопись природы»
3.каталог
4.«Дневник природы»
ОТВЕТ: 2
Вопрос 3. Организмы низкой ценотической мощности, но способные быстро захватывать свободные
пространства называются:
1.редуценты
2.капрофаги
3.эксплеренты
4.виоленты
ОТВЕТ: 3
Вопрос 4. Природные подзоны в лесных зонах субтропических поясов, характеризующиеся
избыточным увлажнением в течение всего года (осадков свыше 1000 мм в год) называются.
1.гемигилеями
2.степью
3.биогеоценозом
4.чапаралью
ОТВЕТ: 1
Вопрос 5. Преднамеренный или случайный перенос особей какого-либо вида организмов за пределы
его исторического ареала называется:
1.дивергенция
2.акклиматизация
3.интродукция
4.адаптация
ОТВЕТ: 3
Вопрос 6. Динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также их
неживой окружающей среды, взаимодействующих как единое функциональное целое называется
1.местообитанием
2.биотопом
3.экосистемой
4.экотопом
ОТВЕТ: 3
Вопрос 7. В Красной книге Российской Федерации приняты шесть категорий редкости таксонов и
популяций по степени угрозы их исчезновения. Выберите правильные варианты этих шести
категорий:
1.вероятно исчезнувшие
2.находящиеся в зоопарках и ботанических садах
3.скрывающиеся
4.редкие
5.находящиеся под угрозой исчезновения
6.погибшие;
7.недоучтенные
8.неопределенные по статусу
9.сокращающиеся в численности
10.восстанавливаемые и восстанавливающиеся
ОТВЕТ: 1, 4, 5, 8, 9, 10
Вопрос 8. Вид, нуждающийся в специальных мерах охраны и включенный в Красные книги
различных категорий называется
1.исчезнувший
2.редкий
3.эндемичный
4.эксклюзивный
ОТВЕТ: 2
Вопрос 9. Виды, обладающие ограниченными ареалами распространения
1.убиквисты.
2.космополиты.
3.реликты.
4.эндемики.
ОТВЕТ: 4
Вопрос 10. Взаимодействия между популяциями, при которой одна из них подавляет другую без
извлечения пользы для себя
1.мутуализм.
2.аменсализм.
3.комменсализм.
4.паразитизм.
ОТВЕТ: 2
Вопрос 11. Численность популяции увеличиваются по закону:
1.Шелфорда.
2.арифметической прогрессии.
3.геометрической прогрессии.
4.толерантности.
ОТВЕТ: 3
Вопрос 12. Самое высокое биоразнообразие находится в:
1.тайге.
2.степи.
3.тундре.
4.тропическом лесу
ОТВЕТ: 4
Вопрос 13. Кривые выживания строят для:
1.снижения иммиграции особей.
2.регулирования плотности популяций.
3.регулирования рождаемости особей.
4.изучения закономерностей динамики популяций.
ОТВЕТ: 4
Вопрос 14. Вселение видов в новые места обитания:
1.осцилляция.
2.флуктуация.
3.эмиграция.
4.интродукция.
ОТВЕТ: 4
Вопрос 15. Уровень Аральского моря стал понижаться:
1.С 60-х годов.
2.С 50-х годов.
3.С 90-х годов.
4.С 70-х годов.
ОТВЕТ: 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ
теоретического характера в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и
менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84%
заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно
выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Организм поддерживает свою целостность с помощью
Ответ: питания
Вопрос 2. Живое от неживого отличается способностью
Ответ: участвовать в круговороте веществ
Вопрос 3. Признак живого, сущность которого состоит в способности живых систем поддерживать
относительное постоянство внутренней среды, называется
Ответ: гомеостаз
Вопрос 4. Нa каком уровне организации живого происходит кроссинговер
Ответ: клеточном
Вопрос 5. Отношение средних содержаний элементов в золе растений континентов к кларкам
литосферы называется
Ответ: Общая биогенность
Вопрос 6. Сфера, в которой отмечается повышение температуры с высотой называется
Ответ: стратосфера
Вопрос 7. Все аномальные свойства воды определяются наличием в молекуле
Ответ: дипольного момента
Вопрос 8. На основании изучения какой разновидности сейсмических волн сделано заключение о
строении Земли
Ответ: продольных
Вопрос 9. Сложный динамический комплекс органических соединений, образующийся при
разложении и гумификации органических остатков и продуктов жизнедеятельности живых
организмов называется
Ответ: гумус
Вопрос 10. Илы, имеющие сизую, зеленую, серую окраску в основном формируются в
Ответ: тундре
Вопрос 11. На территории Алтайского края преобладают водоносные горизонты
Ответ: содового ряда
Вопрос 12. Какие свойства атомов проявляются при выветривании
Ответ: гравитационные
Вопрос 13. При отсутствии фотосинтеза образование живого вещества идет с помощью
Ответ: хемосинтеза
Вопрос 14. Максимальное количество химических элементов ландшафта, находящихся в составе
живого вещества называется
Ответ: емкостью биологического круговорота
Вопрос 15. Твердые горючие ископаемые органического происхождения, представляющие собой
продукты преобразования остатков растительных и животных организмов под воздействием физико-
химических, биологических и геологических факторов называются
Ответ: каустобиолиты
Вопрос 16. Использование организмами окислительных химических реакций, дающих энергию для
физиологических процессов называется
Ответ: дыхание
Вопрос 17. Микробиологический процесс окисления аммиака до азотистой кислоты называется
Ответ: нитрификация
Вопрос 18. Разложение микроорганизмами азотсодержащих органических соединений (белков,
мочевины, нуклеиновых кислот и др.) с образованием свободного аммиака называется
Ответ: аммонификсация
Вопрос 19. Наличие большого количества соединений серы в атмосфере обуславливает образование
Ответ: кислотных дождей
Вопрос 20. Биоиндикаторами повышенного содержания серы в атмосфере являются
Ответ: лишайники

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан,
терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой,
ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных
недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной
литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент
владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в
сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса.
Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования,
охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
Формируются аналогично предыдущей компетенции
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему
изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 2
вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Общие представления о биологическом разнообразии
Конвенция о биологическом разнообразии
Структура и уровни биоразнообразия
Разнообразие сообществ и экосистем. Факторы, определяющие особенности биоразнообразия
территории
Понятие о генетическом разнообразии
Основные причины изменчивости
Видовое разнообразие. Понятие вида
Состав флоры и фауны в разные геологические эпохи
Основные законы, правила и принципы, связанные с биоразнообразием
Экосистемное биоразнообразие
Биологическое разнообразие водных и наземных экосистем
Понятие об ареале. Типы ареалов
Космополиты. Эндемики. Реликты
Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений
Разнообразие биомов России
Биоразнообразие флоры и фауны России
Инвазивные виды. Критерии отнесения вида к чужеродным
Общие закономерности процесса внедрения чужеродных видов. Особенности адвентивных
видов
Основные функции охраняемых природных территорий и искусственных центров разведения
в сохранении редких видов растений, животных и сообществ живых организмов
Стабильность и устойчивость биологических систем
Влияние техногенного загрязнения на разнообразие наземных и морских экосистем
Международные программы мониторинга биоразнообразия
Мониторинг биоразнообразия в России. Значение ООПТ при проведении мониторинга.
Современное состояние биоразнообразия на континентах
Международные организации, занимающиеся проблемами сохранения биоразнообразия
(МСоЭС, ДДОП, WWF, Гринпис, МЗК)
Деятельность МСОП по сохранению биоразнообразия
Система ООПТ в России
Инвентаризация и учет редких и исчезающих видов. Красные книги
Международные соглашения в области сохранения биоразнообразия
Антропогенное изменение биомов

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Биомное разнообразие. Тундры
Биомное разнообразие. Бореальные хвойные леса
Биомное разнообразие. Листопадные леса умеренной зоны
Биомное разнообразие. Саванны. Степи
Биомное разнообразие. Пустыни
Биомное разнообразие. Субтропические леса и кустарники
Биомное разнообразие. Тропические дождевые леса
Биомное разнообразие. Пресноводные и морские экосистемы
Инвазионные виды растений. Их влияние на экосистемы
Инвазионные виды животных. Их влияние на экосистемы

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый
ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме
учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и
исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по
проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент
демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные
посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы,
приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и
последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные
практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о
знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой
раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа
явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить
примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и
последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении
практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных
неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся
неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать
аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено.
Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах
преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А. Биологическое разнообразие: Учебн. пособие для вузов М.: ВЛАДОС, 2004 36
Л1.2 Максимова Н.Б., Швецова Л.В. Биоразнообразие: учебное пособие для студентов географического факультета Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прокопьев Е.П. Экология растительных сообществ (фитоценология): Учебник Томск.: Изд-во ТГУ, 2003
Л2.2 Кабельчук Б.В., Лысенко И.О., Емельянов А.В., Гусев А.А. Биоразнообразие : курс лекций: Ставрополь : Агрус, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 Пушкин, С.В. Охрана биоразнообразия: Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:
Э2 1. Wilson E.O., Perlman D.L. Conserving Earth’s Biodiversity (an interactive learning experience for studying conservation biology and environmental science). Washington: Iseland Press, 2000. 500 MB. (Электронный учебник с иллюстрациями, фотографиями и видеороликами).
Э3 2. Заварзин А.А. Биоразнообразие и охрана природы (компьютерная презентация доклада) // Первый летний сертификационный курс «Устойчивое развитие и экологический менеджмент» (29 мая -12 июня 2005 г.). Санкт-Петербург: СПбГУ, 2005. 52 слайда (формат .ppt).
Э4 http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
Э5 http://plantlife.ru Жизнь растений
Э6 http://filin.vn.ua/ Иллюстрированная Энциклопедия Животных
Э7 http://animalkingdom.su Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии.
Э8 http://plant.geoman.ru Жизнь растений цифровая тематическая библиотека
Э9 http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия
Э10 http://bird.geoman.ru Птицы цифровая тематическая библиотека о птицах.
Э11 http://invertebrates.geoman.ru Беспозвоночные (от простейших до насекомых)
Э12 http://www.bookblack.ru/ Чёрная книга флоры Средней России. Чужеродные виды растений в экосистемах Средней России.
Э13 http://www.sevin.ru/invasjour/ Российский Журнал Биологических Инвазий
Э14 http://www.issg.org/database/species/ecology.asp?si=67&fr=1&sts=&lang=EN Global Invasive Species Database
Э15 Курс в Moodle "Биоразнообразие" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
http://plantlife.ru Жизнь растений
http://filin.vn.ua/ Иллюстрированная Энциклопедия Животных
http://animalkingdom.su Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии.
http://plant.geoman.ru Жизнь растений цифровая тематическая библиотека
http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия
http://bird.geoman.ru Птицы цифровая тематическая библиотека о птицах.
http://invertebrates.geoman.ru Беспозвоночные (от простейших до насекомых)
http://www.bookblack.ru/ Чёрная книга флоры Средней России. Чужеродные виды растений в экосистемах Средней России.
http://www.sevin.ru/invasjour/ Российский Журнал Биологических Инвазий
http://www.issg.org/database/species/ecology.asp?si=67&fr=1&sts=&lang=EN Global Invasive Species Database

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.