МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кадровый риск-менеджмент и управление конфликтами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz38_04_02_Менеджмент_HRАиКБ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 126
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 126 126 126 126
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, И.Ю. Ануфриева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Л.А.Капустян

Рабочая программа дисциплины
Кадровый риск-менеджмент и управление конфликтами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц., Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц., Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель изучения дисциплины «Кадровый риск-менеджмент и управление конфлтктами» заключается в изучении организационно-экономических отношений по поводу построения системы риск-менеджмента, эффективных коммуникаций и управления конфликтами на уровне организации и ознакомление студентов с теорией и практическими методами работы по построению риск-менеджмента и управлению персоналом.
Задачи изучения дисциплины
В процессе изучения дисциплины студенты должны:
• изучить научные основы построения системы риск-менеджмента, эффективных коммуникаций и управления человеческими ресурсами;
• обучиться формам, методам и правилам кадрового риск-менеджмента, коммуникаций и работы с персоналом организаций;
• сформировать новое мышление в отношении принципов формирования и использования эффективных коммуникаций и управления конфликтами организации любой формы собственности и механизма управления им;
• овладеть системным подходом к построению риск-менеджмента, коммуникаций и управлению конфликтами, освоить понятия, категории и законы, регулирующие отношения по поводу управления персоналом;
• овладеть навыками анализа, планирования, организации, развития, оценки социально-экономических отношений и кадровых рисков, эффективных коммуникаций и конфликтов;
• научиться разрабатывать обоснованные решения по вопросам кадрового риск-менеджмента, коммуникаций и конфликтов при управлении персоналом.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять стратегическое и операционное управление персоналом организации
ПК-1 .1 Знает социально-экономические организационно-правовые основы стратегического и операционного управления персоналом
ПК-1 .2 Умеет разрабатывать проекты функционирования и развития систем стратегического и операционного управления персоналом
ПК-1 .3 Решает стратегические и операционные задачи управления персоналом организации на уровне организации и структурного подразделения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает социально-экономические и организационно-правовые основы стратегического и операционного управления персоналом
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет разрабатывать проекты функционирования и развития систем стратегического и операционного управления персоналом
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Решает стратегические и операционные задачи управления персоналом организации на уровне организации и структурного подразделения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы кадрового риск-менеджмента. Основные направления риск-менеджмента. Управление конфликтами.
1.1. Система кадрового риск-менеджмента. Лекции 2 1 ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Система кадрового риск-менеджмента. Лабораторные 2 1 ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.3. Система кадрового риск-менеджмента. Сам. работа 2 30 ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.4. Основные направления риск-менеджмента. Лекции 2 2 ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.5. Основные направления риск-менеджмента. Лабораторные 2 4 ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.6. Основные направления риск-менеджмента. Сам. работа 2 30 ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.7. Понятие, причины и виды конфликтов. Лекции 2 1 ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.8. Понятие, причины и виды конфликтов. Лабораторные 2 1 ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.9. Понятие, причины и виды конфликтов. Сам. работа 2 30 ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.10. Управление конфликтами Лекции 2 2 ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.11. Управление конфликтами Лабораторные 2 2 ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.12. Управление конфликтами Сам. работа 2 36 ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10939

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен осуществлять стратегическое и операционное управление персоналом организации

ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Что понимается под риском?
а) неизбежный отрицательный исход развития события;
б) вероятность отрицательного развития события;
в) вероятность положительного развития события.
ОТВЕТ: б

2. Возникновение рисковой ситуации в организации, как правило, сопровождается:
а) наличием угроз для реализации наиболее важных целей развития организации;
б) стрессовым состоянием персонала организации;
в) дефицитом времени для принятия решений по урегулированию кризиса;
г) планомерной реализацией персоналом своих функциональных обязанностей;
д) давлением окружающих на лиц, принимающих решения;
е) спокойным морально-психологическим климатом в коллективе.
ОТВЕТ: ав

3. Любое отклонение от привычного режима функционирования системы управления персоналом или отдельного ее элемента, вызывающее стрессовые реакции персонала и характеризующиеся необходимостью принятия нестандартных решений, мобилизации профессионально-личностного потенциала и наличием как отрицательных, так и положительных последствий, называется:
а) кризис персонала организации;
б) кризисная ситуация в СУП;
в) кризисная ситуация в организации;
г) кризис организации-банкрота.
ОТВЕТ; б

4. Умелый кадровый риск-менеджмент имеет следующие специфические свойства:
а) предвидение и возможное предупреждение проблем;
б) жесткая структура управления;
в) возникновение новых управленческих проблем;
г) получение максимальной прибыли;
д) поощрение персонала за стабильность и эффективность;
е) мобилизация кадрового потенциала организации;
ж) отсутствие четкого распределения функций на длительный период.
ОТВЕТ: аде

5. Система кадрового риск-менеджмента организации предусматривает какие первоочередные виды обеспечения системы? (укажите не менее 3-ех вариантов ответа)
а) сырьевое; д) общее инструментальное (методическое);
б) материально-техническое; е) кадровое;
в) организационное; ж) финансовое.
г) информационное;
ОТВЕТ: вгде

6. Симптомы кризиса персонала организации проявляются в негативных тенденциях изменения таких показателей, как:
а) энерговооруженность; д) фондоотдача;
б) производительность труда; е) рентабельность;
в) текучесть персонала; ж) удовлетворенность трудом (мотивация);
г) уровень конфликтности; з) использование рабочего времени.
ОТВЕТ: бвгжз

7. Внешние по отношению к организации причины возникновения кризиса, на которые влиять невозможно или ограниченно возможно, сводится к таким, как:
а) ужесточение конкуренции;
б) демографический кризис;
в) общественное мнение;
г) специфика деятельности организации.
ОТВЕТ: аб

8. Средства массовой информации публикуют негативные материалы об организации по поводу реальных и выдуманных фактов в работе с персоналом, возникают противоречия и конфликты персонала управления, активно реализуется политика «наведения порядка» путем новшеств, а работники с трудом принимают нововведения. Данная ситуация характерна для организации, находящейся в состоянии:
а) управленческого кризиса; г) инновационного кризиса;
б) репутационного кризиса; д) кризиса роста;
в) кризиса стабильности; е) переходного кризиса.
ОТВЕТ: б

9. Кризисные менеджеры отличаются:
а) умением определять главную и второстепенную информацию;
б) уверенностью в эффективности собственного управления;
в) авторитарным стилем управления;
г) склонностью к переоценке собственных сил;
д) способностью быстро принимать решения;
е) неумением просчитывать последствия принимаемых решений.
ОТВЕТ: вге

10. Важнейшими умениями, необходимыми для реализации функций антикризисного управления в организации являются:
а) умение ставить перспективные цели и задачи;
б) умение использовать власть;
в) умение использовать в работе методы социальной психологии и конфликтологии;
г) умение поддержать собственный авторитет;
д) умение координировать деятельность управляемой системы;
е) умение использовать ситуацию в собственных целях;
ж) умение реализовывать традиционные формы работы.
ОТВЕТ: авд

11. Что понимается под конфликтом:
а) столкновение сторон, мнений, сил, интересов отдельных и/или группы людей;
б) временное негативное эмоциональное изменение настроения человека или группы людей, связанное с получением новой информации об интересующем объекте или процессе;
в) противопоставление, столкновение, агрессивное состояние, провоцирующее активное противодействие.
ОТВЕТ: а

12. По какому признаку происходит деление конфликтов на конструктивные и деструктивные?
а) по направленности воздействия;
б) по природе возникновения;
в) по результату деятельности;
г) по степени выраженности.
ОТВЕТ: в

13. Укажите внутриличностные конфликты:
а) низкая мотивация к труду;
б) конфликт с начальством;
в) противоречие ролей членов команды;
д) боязнь исполнения задач.
ОТВЕТ: ад

14. Расставьте этапы разрешения конфликта в логической последовательности:
а) разработка и неукоснительное выполнение плана урегулирования конфликта;
б) выбор конфликтующими сторонами соглашения;
в) изучение возможных вариантов решения конфликта;
г) определение каждой стороной основных элементов конфликта;
д) выработка процедуры разрешения конфликта;
е) признание наличия конфликта.
ОТВЕТ: едгвба

15. Какая стратегия поведения в конфликтных ситуациях считается сотрудничеством?
а) открытая борьба за свои интересы, стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другого;
б) изменение собственных интересов, принесение их в жертву ради интересов другого;
в) соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
г) добровольное или принудительное разведение сторон, игнорирование конфликта и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
д) участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих.
ОТВЕТ: д

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ВОПРОСЫ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое риск?
ОТВЕТ: вероятность наступления предполагаемого неблагоприятного события.

2. Укажите неотъемлемые характеристики риска.
ОТВЕТ: вероятность наступления, негативные последствия, невозможность точной оценки и т.п.

3. Главная цель кадрового риск-менеджмента – это…
ОТВЕТ: предупреждение появления и развития негативных событий и ликвидация (минимизация) их негативных последствий.

4. Любое отклонение от привычного режима функционирования системы или отдельного ее элемента, вызывающее стрессовые реакции персонала и характеризующиеся необходимостью принятия нестандартных решений, мобилизации профессионально-личностного потенциала и наличием как отрицательных, так и положительных последствий, называется …
ОТВЕТ: кризисной ситуацией в организации.

5. Укажите вид кадровой политики в организации, когда руководство организации не располагает возможностями качественной диагностики развития кризисного явления, а также не имеет средства влияния на нее.
ОТВЕТ: пассивная.

6. На каких стадиях развития организации существенно возрастают риски?
ОТВЕТ: рост и спад.

7. Как называется управленец – бессознательный «умелец» вводить управляемый объект в кризисное состояние? Ему кажется, что он управляет на достаточном профессиональном уровне. На самом деле (чего он не сознает) ему, как никому другому, удается профессионально дезуправлять, то есть всей своей деятельностью приводить систему в «плачевное» состояние.
ОТВЕТ: безотчетный (неосознанный) кризис-менеджер.

8. Что понимается под конфликтом в широком смысле слова?
ОТВЕТ: это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к противодействию.

9. По количеству участников (субъектам) конфликты бывают …
ОТВЕТ: внутриличностные, межличностные, групповые.

10. Что понимается под психологическим состоянием гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности, отчаяния и т.п.?
ОТВЕТ: фрустрация.

11. Какая схема отражает степень развития межличностных конфликтов от качественной информации и оценки ресурсов по имени авторов-разработчиков?
ОТВЕТ: «Окно Джохари».

12. Стратегия поведения в конфликте: стремление добиться своих интересов в ущерб другому, называется…
ОТВЕТ: соперничество (соревнование).

13. Стратегия поведения в конфликте: участники приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы сторон, называется …
ОТВЕТ: сотрудничество.

14. Стратегия поведения в конфликте: поступательные взаимоуступки обеих конфликтующих сторон, называется.
ОТВЕТ: компромисс.

15. Отсутствие тенденции как к кооперации, так и к достижению собственных целей в конфликтной ситуации (затягивание, игнорирование) называется какой стратегией поведения в конфликте?
ОТВЕТ: уклонение (избежание).

16. Стратегия поведения в конфликте: принесение в жертву собственных интересов ради другого, называется …
ОТВЕТ: уступка (приспособление).

17. Какие социально-экономические показатели экономики персонала свидетельствуют о неэффективном риск-менеджменте в организации? (Приведите не меньше 3 примеров.)
ОТВЕТ: текучесть персонала, результативность (производительность) труда, потери рабочего времени, нарушения трудовой дисциплины, конфликтность т.п.

18. Компенсация, замещение, фантазия, негативизм, рационализация, регрессия и др. – это поведенческая реакция личности в каком состоянии?
ОТВЕТ: фрустрация.

19. С какой стадии начинается управление конфликтами?
ОТВЕТ: с признания наличия конфликта.

20. Развитие команды, творчества, общения нацелено на предупреждение горизонтальных или вертикальных конфликтов в организации?
ОТВЕТ: горизонтальных.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10939. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пфейфер, Любовь Николаевна Управление рисками на предприятии : учеб. пособие АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014, http://elibrary.asu.ru/handle/asu/241
Л1.2 Гавра Д.П. Основы теории коммуникаций: Учебник М. : Издательство Юрайт//www.biblio-online.ru/book/D33B5A6A-CBDA-420A-A17C-E1F5179DBB3A., 2017 www.biblio-online.ru/book/D33B5A6A-CBDA-420A-A17C-E1F5179DBB3A.
Л1.3 С.Н. Воробьев, К.В. Балдин Управление рисками : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воронцовский, А. В. Управление рисками : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E098C311-CAA9-4FD5-AC72-5F801419DD64.
Л2.2 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека;
Э2 http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВО «АлтГУ»;
Э3 http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;
Э4 http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
Э5 http://www.e.lanbook.com – Электронная библиотека «Лань".
Э6 http://www.personal.ru - электронная версия журнала "Управление персоналом";
Э7 http://www.kadrovik.ru - электронная версия журнала "Кадровик".
Э8 Курс в МУДЛ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.