МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировая политика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильМеждународные отношения и внешняя политика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_МОиВП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Мировая политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Сформировать у студентов представления и навыки понимания природы современной мировой политики
2. Научить выявлять основные факторы и тенденции развития мировых политических процессов
3. Выработать способности критически оценивать различные теоретические школы и подходы в изучении мировой политики
4. Выработать умение применять теоретические знания для анализа текущих проблем мировой политики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем.
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Отличие мировой политики от традиционных международных отношений, параметры нового качества международной среды, основные тенденции и факторы мирополитических процессов, место России в глобальных просессах современности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь выявлять логику, закономерности и тенденции глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений, интерпретировать позиции России в глобальном контексте.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.теоретическими методами и навыками прикладного анализа современных мирополитических процесов и конкретных международных ситуаций в рамках многофакторного комплексного подхода

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Предмет, методы, категории мировой политики как дисциплины
1.1. Формирование научной дисциплины "Мировая политика" Лекции 5 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Мировая политика как объект. Международная среда и ее параметры Лекции 5 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Мировая политика и международные отношения: общее и особенное предметных полей Лекции 5 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Концептуализация мировой политики и размежевание предметных полей МО и МП Практические 5 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Сбор материала и заполнение таблицы "Мировая политика и международные отношения: общее и особенное предметных полей" Сам. работа 5 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2. Политическая стркутура современного мира
2.1. Тенденции мирового развития и факторы изменения политической структуры мира Лекции 5 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Глобализация и ее последствия для изменения международной среды Лекции 5 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Акторы и субъекты мировой политики Лекции 5 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Круглый стол" Проблема суверенитета и судьба Вестфальской системы" Практические 5 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Подготовка к участию в круглом столе Сам. работа 5 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3 Основные проблемы и вызовы современного мира
3.1. Глобальные проблемы современности и подходы к их решению Лекции 5 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Современные конфликты и механизмы их урегулирования Лекции 5 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Проблемы глобальной и региональной безопасности Лекции 5 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Дискуссия "Проблема взаимодействия новых и традиционных акторов МО" Практические 5 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Сбор и обработка материала к дискуссии Сам. работа 5 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. 4 Россия в современной мировой политике
4.1. Лекция-презентация "Новая субъектность и место России в политической системе мира" Лекции 5 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Взаимодействие РФ с новыми акторами мировой политики Лекции 5 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Мини-конференция "Россия между Западом и Востоком: проблема цивилизационного выбора" Практические 5 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.4. Круглый стол (коллоквиум) "Перспективы и прогнозы глобального развития" Практические 5 10 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.5. Подготовка к проведению мини-конференции и коллоквиума Сам. работа 5 15 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.6. Экзамен 5 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2814.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Международная мораль - это
а. совокупность нравственных категорий, допускающих разное толкование
б. система норм, оценок, предписаний, образцов поведения, которые выполняют функции морального регулирования в системе международных отношений
в. фигура речи
ОТВЕТ: б

Вопрос 2. Выберите две верных характеристики современного мирового порядка:
а. увеличение количества и роли неправительственных и межправительственных акторов на мировой арене
б. отказ государств от своего суверенитета
в. глобализация и рост транспарентности границ
ОТВЕТ: ав

Вопрос 3. Выберите три типа негосударственных акторов:
а. религиозные организации
б. неправительственные международные организации
в. коалиция государств
г. транснациональные корпорации
ОТВЕТ: абг

Вопрос 4. Выберите три типа традиционных (государственных) акторов:
а. международные преступные группы
б. национально-освободительные движения
в. интернациональные политические партии
г. государства
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 5. Какое из определений является неверным?
а. Мировая политика - это сфера взаимодействия между субъектами международных отношений по поводу их действий в отношении друг друга и решения общемировых проблем
б. Мировая политика - это область государственной политики, которая касается мероприятий государства (законов, государственных программ и административных решений) по обеспечению национальной безопасности
в. Мировая политика - это совокупная деятельность субъектов международных отношений, направленная на согласование их интересов друг с другом и урегулирование общих вопросов
ОТВЕТ: б

Вопрос 6. Венская система международных отношений - это
а. система, сложившаяся по окончании Наполеоновских войн
б. система, существовавшая в период с 1919 по 1939 гг.
в. система, в которой главным механизмом координации усилий по предотвращению конфликтов стала ООН
ОТВЕТ: а

Вопрос 7. Выберите два верных определения несостоявшегося государства:
а. Несостоявшееся государство - это государство, в котором систематически нарушаются права человека
б. Несостоявшееся государство - это государство, утратившее контроль над территорией из-за непризнания частью населения легитимности власти
в. Несостоявшееся государство - это государство, которое не в состоянии поддерживать своё существование в качестве жизнеспособной политической и экономической единицы
ОТВЕТ: бв

Вопрос 8. Выберите 3 основных характеристики Ялтинско-Потсдамской системы
а. биполярность
б. ядерное сдерживание
в. многополярность
г. конфронтационность
ОТВЕТ: абг

Вопрос 9. К какому типу международных организаций относится ООН?
а. региональная организация
б. экономическая организация
в. универсальная организация
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. Выберите два основных требования гуманитарных антиглобалистских движений:
а. право народов на собственную культурную самобытность
б. невмешательство во внутренние дела государств со стороны глобальных организаций
в. передача части суверенитета Группе 20
ОТВЕТ: аб

Вопрос 11. Демократизация мира - это
а. тенденция к возрастанию роли управленческого аппарата в различных странах
б. увеличение числа демократических государств
в. разрушение экономических институтов государства
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Какая организация выступает в качестве инструмента экономической глобализации мира?
а. ВТО
б. МАГАТЭ
в. ФАО
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Назовите три существующих подхода к глобальному управлению.
а. расширение Европейского союза за счет стран Евразии
б. идея формирования мирового правительства
в. реформирование международных организаций, прежде всего ООН
г. однополярный мир, управляемый гегемоном - США
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 14. Какова основная функция Совета Безопасности ООН?
а. координация международного сотрудничества в области атомной энергетики
б. разрешение юридических споров между государствами
в. поддержание международного мира и безопасности
Ответ: в

Вопрос 15. Выберите две тенденции современного миропорядка:
а. "размывание" государственного суверенитета
б. появление на авансцене мировой политики новых акторов, таких, как неправительственные организации, миграционные потоки, СМИ и т.д.
в. сокращение числа международных организаций
ОТВЕТ: аб
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите основные принципы Вестфальской системы международных отношений.
Ответ: принцип национального суверенитета, главенство национальных интересов, равенство суверенных государств и невмешательство в дела друг друга, деидеологизация международных отношений.

2. В чем состоит разница между актором и субъектом международных отношений?
Ответ: актор автономен в принятии решений и способен оказывать влияние, в то время как субъект, даже имея определенные интересы, не обладает ресурсами для достижения целей и не способен влиять на акторов.

3. Какое изменение произошло с государственным суверенитетом в современных условиях?
Ответ: в современных условиях суверенитет государств подвергается коррозии - государства утрачивают возможность влиять на экономические процессы на своей территории. Часть полномочий национальных государств передается международным организациям, а также оказывается восприимчивой к стихийным глобальным процессам.

4. Назовите функции международных межправительственных организаций (МПО).
Ответ: МПО выступают как инструмент воздействия государств на международные процессы, служат площадкой для переговоров и информирования государствами друг друга о своих намерениях.

5. В чем состоит проблема классификации негосударственных акторов мировой политики?
Ответ: негосударственных акторов сложно классифицировать, потому что они очень разнородны и их число постоянно растет.

6. Каким образом негосударственные участники оказывают влияние на мировую политику?
Ответ: они воздействуют на общественное мнение (например, привлекая внимание к нарушению прав человека), содействуют развитию бедных регионов, вносят вклад в развитие международного права; формируют
в международных отношениях и мировой политике новый моральный климат; стимулируют активность гражданского общества в глобальных проектах по справедливому переустройству мира.

7. От чего зависят нормы и установки международной морали?
Ответ: они зависят от места (социокультурной среды, в которой находятся субъекты международных отношений); времени (характерных именно для данного момента общепризнанных международных принципов); и ситуации (имеющихся в распоряжении субъектов политических, экономических и иных средств и возможностей).

8. В чем различие между историко-политическим и социологическим подходами к мировой политике?
Ответ: историко-политический подход делает акцент почти исключительно на государственно-центричной системе при недостаточном внимании к трансформации глобальных политических отношений. Социологический подход, напротив, принимает во внимание изменения в глобальной общественной среде.

9. В чем отличие мировой политики от международных отношений?
Ответ: международные отношения - это более широкое понятие, это система политических, экономических, культурных связей между субъектами мировой политики. В то время как мировая политика является частью этой системы и относится к политической деятельности субъектов по реализации своих и общих интересов в сфере международных отношений. Международные отношения представляют собой то пространство, в котором протекают процессы мировой политики.

10. Назовите структурные элементы мировой политики.
Ответ: внешнеполитическая деятельность государств, глобальная деятельность ООН и других международных организаций, деятельность региональных объединений.

11. В чем проявляется двойственный характер мировой политики?
Ответ: мировая политика носит двойственный характер - с одной стороны, государство стремится отставить свои собственные интересы, с другой стороны, оно должно при этом учитывать интересы других государств и мирового сообщества.

12. Какая из существовавших в истории систем международных отношений считается самой жизнеспособной и почему?
Ответ: самой жизнеспособной считается Вестфальская система м/о,

13. Назовите причины увеличения числа международных организаций после Второй мировой войны.
Ответ: к причинам относятся мировое разделение труда, либерализация экономики, усиление контактов в эру информационного общества, а также появление глобальных проблем, для решения которых необходимо взаимодействие.

14. Охарактеризуйте роль этнонационального фактора в мировой политике на современном этапе.
Ответ: в последние годы роль этнонационального фактора возросла. Группы и сообщества (этнические, религиозные) становятся субъектами — лидерами мировой политики и замещают в этом качестве нации-государства. Этническая и религиозная принадлежность становится одним из мощных ресурсов политической мобилизации народов.

15. Назовите необходимое условие для начала переговорного процесса между конфликтующими субъектами мировой политики.
Ответ: таким условием является наличие переговорного пространства, то есть ситуации, при которой возможно достижение взаимоустраивающего результата на основе взаимных уступок.

16. Какой путь решения общемировой демографической проблемы обозначен Организацией Объединенных Наций?
Ответ: ООН считает главным способом решения демографической проблемы - улучшение социальных и экономических условий жизни в странах.

17. В чем проявляется взаимосвязь международной морали и международного права?
Ответ: и мораль, и право являются обязательными регуляторами поведения субъектов мировой политики, и мораль, и право носят социальный характер.

18. В чем отличие международной морали от международного права?
Ответ: правовые нормы зафиксированы в международных соглашениях и иных документах, за их соблюдением следят соответствующие институты. В отношении международной морали нет специализированных институтов по выработке и распространению нравственных ценностей.

19. "_________________ - это процесс координации действий и ресурсов на международном уровне, направленный на решение глобальных проблем и достижение общих целей".
Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: глобальное управление.

20. Назовите варианты реформирования Совета Безопасности ООН.
Ответ: расширение числа постоянных участников Совета либо ограничение права вето, имеющегося у пяти постоянных членов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое из определений является неверным?
а. Команда – группа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для достижения стоящей перед ними цели члены команды вместе формулируют задачи и стратегию работы, за которую они несут взаимную ответственность.
б. Команда – это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи.
в. Команда – это группа людей, которые выполняют определенную работу за денежное вознаграждение.
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Выберите два верных определения лидерства:
а. Лидерство – это умение так организовать взаимодействие с людьми, чтобы каждый из них искренне захотел достичь поставленной лидером цели.
б. Лидерство – это стиль руководства, который характеризуется централизацией руководителем управленческих функций и систематическим контролем за качественным выполнением их деятельности.
в. Лидерство – это процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.
ОТВЕТ: ав

Вопрос 3. Какое из определений типа лидерства является неверным?
а. Авторитарное (деспотичное) – лидер раздает четкие поручения и единолично принимает решения.
б. Народное (демократичное): лидер поддерживает коллаборации, а решения принимает вся группа.
в. Эталонное – лидер не включен в процесс, а у группы полная свобода действий.
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. Выберите два верных определения мирового лидерства:
а. политическое и экономическое состояние государства, характеризующееся деградацией всех общественных отношений
б. одна из форм реализации потенциального качества государства, выражающаяся в формировании мировой повестки
в. навязывание государством своей точки зрения относительно развития и эффективности деятельности в той или иной области
ОТВЕТ: бв

Вопрос 5. Выберите три характеристики лидера в мировой политике
а. лидер играет важную роль в регулировании социально-политических процессов в рамках данной общности
б. лидер не учитывает интересы других акторов при принятии решений
в. лидер обладает общепризнанным авторитетом и рассматривается как пример для подражания другими
г. лидер отвечает перед сообществом за проводимый им курс развития
ОТВЕТ: авг

Вопрос 6. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
а. не более 12-15 человек.
б. определяется сложностью и количеством бизнес-процессов.
в. 20-25 человек.
г. определяет руководитель исходя из своего видения и целей.
ОТВЕТ: а

Вопрос 7. Выберите 3 основные характеристики эффективной команды.
а. Имеют лидера, являющегося ядром команды, отличаются высоким качеством конечных результатов своей деятельности, члены команды хорошо сотрудничают и взаимодействуют друг с другом.
б. Члены команды высокопрофессиональны, обладают богатым опытом, они экстраверты и нацелены на карьерный рост в организации.
в. Состав команды хорошо сбалансирован в зависимости от ролей, выполняемых членами команды, менеджеры команды пользуются большим уважением благодаря примеру, который они подают членам команды, имеют высокую степень автономности.
г. Способны быстро учиться на собственных ошибках, хорошо ориентированы на клиента, потребителя, имеют навыки оптимального решения проблем и регулярно следят за их разрешением, участники высокоэффективных команд хорошо мотивированы на результат.
ОТВЕТ: абв

Вопрос 8. Выберите две основные задачи лидера в команде:
а. Создает особые способы взаимодействия между подчиненными, правила коммуникации, благодаря этому организует эффективную работу и поддерживает собственный статус.
б. Создает идею, подбирает сотрудников, расписывает им функциональные обязанности, организовывает оценку и контроль, презентует окончательный вариант проекта заказчику.
в. Влияет на людей силой своего убеждения, а не силой статуса, предлагает высокие цели, ведет участников команды за собой.
ОТВЕТ: ав

Вопрос 9. «Синергия» – это
а. суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного.
б. выявление самого эффективного средства взаимодействия между людьми.
в. совместное действие двух или нескольких органов.
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Выберите два типа делегирования полномочий лидером:
а. отложенное делегирование
б. линейное делегирование
в. матричное делегирование
ОТВЕТ: бв

Вопрос 11. Какая из командных ролей считается негативной?
а. саботажник
б. координатор
в. реализатор
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Какое из утверждений является неверным?
а. состав команды должен включать определенные типы личностей в зависимости от поставленной задачи
б. команда должна состоять из абсолютно одинаковых типов личностей
в. состав команды должен меняться в зависимости от стадии решения задачи
ОТВЕТ: б

13. Полемика - это
а. то же, что разговор
б. переговоры с целью нормализации отношений
в. спор при обсуждении, выяснении каких-нибудь проблем, вопросов
ОТВЕТ: в

14. Выберите два верных утверждения.
а. командная работа предпочтительнее работе в одиночку в том случае, когда присутствует неопределенность и множественность вариантов решения
б. командная работа предпочтительнее работе в одиночку, когда для решения необходим консенсус
в. командная работа предпочтительнее работе в одиночку в том случае, когда достаточно узкого диапазона компетентности
ОТВЕТ: аб

Вопрос 15. Какой навык необходим для эффективной коммуникации?
а. критическое мышление
б. информационная грамотность
в. умение слушать
ОТВЕТ: в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите принципы командообразования.
Ответ: формирование целей, командное выполнение задачи, индивидуальная ответственность перед командой, креативность, продуктивность.

2. Общая структура стратегического управления включает в себя следующие этапы:
Ответ: 1) анализ среды, 2) определение миссии и целей, 3) выбор стратегии, 4) реализацию стратегии, 5) осуществление контроля.

3. Основное назначение стратегического планирования:
Ответ: Стратегическое планирование – это процесс определения направления развития, который обычно выполняют ее руководители. Он включает в себя установление приоритетов и принятие решений о том, как будут распределяться ресурсы, в целях поддержки выработанной концепции.

4. Охарактеризуйте демократический стиль руководства.
Ответ: руководитель обычно советуется с подчиненными, используя их компетентность по специальным вопросам; стиль предполагает применение коллегиального метода принятия решений и характеризуется не навязыванием собственной воли руководителя подчиненным.

5. Назовите сильную и слабую сторону авторитарного стиля руководства.
Ответ: сильная сторона - внимание к срочности и порядку, предсказуемость результатов; слабая сторона заключается в сдерживании индивидуальной инициативы.

6. Назовите 3 основных стиля руководства коллективом.
Ответ: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

7. Какой стиль руководства коллективом считается самым успешным и почему?
Ответ: Демократический тип. Руководитель дает высказывать идеи подчиненным, прислушивается к их мнению. Люди максимально реализуют свой потенциал, при этом командное взаимодействие на высоком уровне.

8. Лидерство – это
Ответ: Положение определенной личности в группе или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение определенных целей.

9. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
Ответ: не более 12-15 человек.

10. Какой прием эффективной коммуникации позволит установить продуктивную связь с оппонентом?
Ответ: предоставление первого слова собеседнику; повторение его фраз, слегка их перефразируя (это позволит продемонстрировать, что вы внимательно его слушаете, а также поможет вам удостовериться, правильно ли вы его поняли).

14. Целью саморазвития личности является: «…умение определять, что конкретно хочется получить, настойчивость в достижении намеченного, доведение дела до конца…». О какой универсальной компетенции идет речь?
Ответ: умение реализовывать замыслы

15. ______________ – это изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально полезном развитии и сотрудничестве с людьми». Вставьте пропущенное слово
Ответ: личностный рост ИЛИ личностно-профессиональное развитие менеджера как эффективного руководителя.

16. В чем заключается преимущество работы в команде?
Ответ: коллективные решения надежнее индивидуальных, групповые решения отличаются большей продуманностью возможных последствий принятых решений.

17. Какое сочетание типов личностей в команде является оптимальным?
Ответ: в команде должны пристутсваовать разные типы личностей состав команды должен меняться в зависимости от стадии решения задачи или перехода к решению новой задачи.

18. Назовите роли участников в командной работе.
Ответ: информатор, генератор идей, критик, координатор, исполнитель.

19. Назовите три основные формы социального взаимодействия.
Ответ: кооперация (сотрудничество индивидов для решения общей задачи); конкуренция (индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями); .конфликт.

20. Назовите принципы построения эффективной команды.
Ответ: общие, единые цели для всех, работа в команде, где каждый преследует цель компании и взаимодействует друг с другом, постоянный контроль эффективности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) в форе онлайн-тестирования по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 50 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Батюк В.И. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. всеобщей истории и международных отношений Мировая политика: метод. указания, материалы и программа курса для студентов по направлению подготовки 03.1900.62 <Международные отношения (бакалавр)> Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел Российской Федерации www.mid.ru
Э2 Журнал "Foreign Policy" www.foreignpolicy.com
Э3 Учебная дисциплина «Мировая политика» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.