МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коммуникационный менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМаркетинг и цифровые коммуникации; Управление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_Профили-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Рудакова Оксана Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Коммуникационный менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н.,доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н.,доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: формирование знаний, умений и навыков в сфере управления внешними и внутренними коммуникациями с различными целевыми аудиториями, использования коммуникационных инструментов и технологий, нацеленных на повышение эффективности и результативности бизнеса.

Задачи дисциплины (модуля):
-изучение теоретических основ коммуникационного менеджмента, сферы его применения в управлении бизнесом в целях повышения эффективности и результативности изучение особенностей коммуникации в условиях цифровой экономики,
- информационно-коммуникационных технологий в цифровой среде;
-освоение процесса управления внутренними и внешними коммуникациями, основных коммуникационных технологий и инструментов;
-формирование навыков применения полученных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и структурного подразделения
ПК-2.1 Знает функции, инструменты и методы управления
ПК-2.2 Умеет применять инструменты и методы управления, разрабатывать управленческую документацию (в том числе стандарты, нормы и правила, техническую документацию) с использованием современного программного обеспечения
ПК-2.3 Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и/или структурного подразделения
ПК-4.02Способен использовать информационные технологии для реализации организационно-управленческих решений по созданию и функционированию предпринимательских структур и бизнеса
ПК-4.02.1 Знает экономические, правовые и организационно- управленческие основы реализации решений по созданию и функционированию предпринимательских структур
ПК-4.02.2 Умеет применять информационные технологии при разработке необходимой документации для принятия организационно-управленческих решений
ПК-4.02.3 Осуществляет реализацию организационно-управленческих решений созданию и функционированию предпринимательских структур и бизнеса с использованием современных программных средств
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает функции, инструменты и методы управления
ПК-4.02.1: Знает экономические, правовые и организационно- управленческие основы реализации решений по созданию и функционированию предпринимательских структур
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет применять инструменты и методы управления, разрабатывать управленческую документацию (в том числе стандарты, нормы и правила, техническую документацию) с использованием современного программного обеспечения
ПК-4.02.2: Умеет применять информационные технологии при разработке необходимой документации для принятия организационно-управленческих решений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и/или структурного подразделения.
ПК-4.02.3: Осуществляет реализацию организационно-управленческих решений созданию и функционированию предпринимательских структур и бизнеса с использованием современных программных средств

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи учебной дисциплины
1.1. Основы коммуникационного менеджмента в управлении организацией и бизнесом Лекции 5 2 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.2. Основы коммуникационного менеджмента в управлении организацией и бизнесом Практические 5 4 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.3. Основы коммуникационного менеджмента в управлении организацией и бизнесом Сам. работа 5 6 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.4. Коммуникация в организации. Коммуникационный процесс. Лекции 5 2 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.5. Коммуникация в организации. Коммуникационный процесс. Практические 5 4 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.6. Коммуникация в организации. Коммуникационный процесс. Сам. работа 5 6 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Элементы и этапы процесса коммуникации
2.1. Организация и планирование корпоративной коммуникации. Управление коммуникациями в работе с персоналом Лекции 5 2 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
2.2. Организация и планирование корпоративной коммуникации. Управление коммуникациями в работе с персоналом Практические 5 4 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
2.3. Организация и планирование корпоративной коммуникации. Управление коммуникациями в работе с персоналом Сам. работа 5 7 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Межличностные и организационные комуникации
3.1. Управление коммуникациями и среда фирмы (внешняя и внутренняя) Лекции 5 2 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.2. Управление коммуникациями и среда фирмы (внешняя и внутренняя) Практические 5 4 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.3. Управление коммуникациями и среда фирмы (внешняя и внутренняя) Сам. работа 5 10 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.4. Коммуникации в деловом общении. Формирование положительного общественного мнения об организации Лекции 5 2 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.5. Коммуникации в деловом общении. Формирование положительного общественного мнения об организации Практические 5 4 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.6. Коммуникации в деловом общении. Формирование положительного общественного мнения об организации Сам. работа 5 8 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.7. Мотивационный компонент деловой коммуникации Лекции 5 2 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.8. Мотивационный компонент деловой коммуникации Практические 5 4 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.9. Мотивационный компонент деловой коммуникации Сам. работа 5 8 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.10. Методы исследования и цифровые технологии в коммуникативной деятельности Лекции 5 4 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.11. Методы исследования и цифровые технологии в коммуникативной деятельности Практические 5 6 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.12. Методы исследования и цифровые технологии в коммуникативной деятельности Сам. работа 5 8 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.13. Стратегии коммуникационного менеджмента в современных информационно-коммуникационных средах Лекции 5 4 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.14. Стратегии коммуникационного менеджмента в современных информационно-коммуникационных средах Практические 5 6 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.15. Стратегии коммуникационного менеджмента в современных информационно-коммуникационных средах Сам. работа 5 8 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.02.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тест

1. Верно ли, что коммуникации – набор средств и инструментов, позволяющий хранить, обрабатывать, анализировать, консолидировать и передавать заинтересованным сторонам проекта?
а. да, верно;
б. нет, неверно.
2. Верно ли, что процесс управления коммуникациями включает в себя такие стадии, как: инициация, планирование коммуникаций, организация и контроль информационной поддержки коммуникаций, анализ коммуникаций?
а. да, верно;
б. нет, неверно.
3. Определение целей и задач управления коммуникацией, общих требований и ограничений относится к стадии…
а. Планирования коммуникации;
б. Инициации коммуникации.
4. Разработка системы отчетности об исполнении работ, регламента обмена информацией, определение технического и программного обеспечения относится к стадии коммуникационного менеджмента…
а. Планирование;
б. Инициация
в. Контроль
5. Отображение коммуникационных связей между участниками и их информационные потребности – это…
а. Информационно-технологическая модель (матрица) коммуникаций
б. Организационная модель коммуникаций
в. Типовая модель коммуникаций;
6. Матрица коммуникаций не содержит информации о…
а. Целях и средствах коммуникации;
б. Целевой группе коммуникации;
в. Эффективности коммуникации
7. Какой вид распорядительного документа издается единолично руководителем:
а) постановление б) решение в) распоряжение
8. Какая форма работы с документами подходит для организаций, деятельность которых требует особенно тщательной защиты информации:
а) централизованная б) смешанная в) децентрализованная
9. К внутреннему документообороту относят:
а) официальные письма б) внешние докладные записки, справки в) приказы, распоряжения организации
10. . Планирование – это:
а. управленческая деятельность, отраженная в планах и фиксирующая будущее состояние менеджмента в текущее время;
б. перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;
в. обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений.
11. Установление постоянных и временных связей между всеми подразделениями организации осуществляет функция:
а. планирования;
б. организации;
в. координации.
12. Методы коммуникационного менеджмента отличаются один от другого своей:
а. давностью разработки;
б. структурой;
в. мотивационной характеристикой.
13. Главная цель применения социально-психологических методов – это:
а. достижение высоких финансовых результатов компании;
б. формирование в коллективе положительного социально-психологического климата;
в. установка строгой дисциплины в коллективе.
14. Процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей ... (диалог)
15. Конфликт, возникающий между сотрудниками разного ранга функциональных подразделений (межфункциональный)
16. Обратная связь в процессе коммуникации может быть (положительной и отрицательной)
17. Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием неблагоприятных воздействий (стресс)
18. .... Это обмен информацией, на основе которой руководитель получает данные, необходимые для принятия решений, и доводит их до работников организации (коммуникация)
19. Обмен информацией между различными отделами и другими структурными подразделениями, которые расположены на одном уровне менеджмента, в результате чего достигается координация и согласование деятельности для достижения общих целей организации - характерны для ...(горизонтальных) коммуникаций
20. Это коммуникации, которые предусмотрены организационной структурой организации - это ...(формальные) коммуникации
21. Коммуникационный процесс состоит из элементов (Отправитель, адресат, сообщение, канал связи, обратная реакция)
22. Коммуникационный процесс — это... (обмен информацией между двумя и более лицами)
23. Все то, что искажает суть сообщения - это... (шумы)
24. Основные инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций в местах продаж — это (внутренние и внешние).
25. Как следует использовать функцию «Ответить всем» в электронном письме?
a. Отвечать с ее помощью только на письма от коллег, пропуская письма от начальства
b. Отвечать с ее помощью только на письма от важных лиц, пропуская остальные
c. Использовать функцию "Ответить всем" только в случае необходимости, чтобы все участники перепискивидели ответ+
d. Использовать функцию «Ответить всем» для рассылки рекламных материалов
26. Какие преимущества имеют умные ленты для пользователей?
a. Удобный способ получения актуальной информации и обновлений
b. Возможность использовать технологию дополненной реальности
c. Персонализированный контент, соответствующий интересам и предпочтениям +
d.Возможность оплаты покупок через QR-код
e. Экономия времени при поиске и отслеживании интересного контента +
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
размещен на образовательном портале АлтГУ по ссылке https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8788

Приложения
Приложение 1.   ФОС_КМ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарков, Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг : учебное пособие Москва : Дашков и К, 2022 biblioclub.ru
Л1.2 Марусева, И. В. Современный менеджмент: (классический и прикладной аспекты) : Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494455
Л1.3 О. С. Звягинцева, Д. С. Кенина, О. Н. Бабкина, А. П. Исаенко Коммуникационный менеджмент: учебное пособие Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет (СтГАУ), 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Б. Кириллова Медиакультура и основы медиаменеджмента: учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020 biblioclub.ru
Л2.2 Матвеева, Л. Г. /Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева, О. А. Чернова Новые концепции, инструменты и технологии управления промышленным предприятием: учебник Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2020 biblioclub.ru
Л2.3 Дзялошинский, И. М. Деловые коммуникации. Теория и практика : учебник для бакалавров Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.4 А. С. Сенин, Е. А. Бубенок, М. Н. Дудин и др. Информационный менеджмент: учебное пособие для бакалавров очной и заочной формы обучения Москва : Дело, 2018 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html , (бессрочно);
Microsoft Office 2010, Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010, (бессрочно);
Microsoft Windows 7, Windows 7 Professional, № 48848719 от 28.07.2011, (бессрочно);
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt , (бессрочно);
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf , (бессрочно).
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.