МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы экономического анализа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильМеждународные отношения и внешняя политика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_МОиВП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Зав. кафедрой, Усольцев С.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Основы экономического анализа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование аналитического мышления путем изучения методологических основ анализа;
- овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками по применению приемов и способов экономического анализа при оценке эффективности деятельности предприятия,
- выявление влияния факторов и причинно-следственных связей, поиск неиспользованных резервов улучшения финансово-хозяйственной деятельности организации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
УК-9Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-9.1 Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений.
УК-9.2 Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием.
УК-9.3 Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1основные понятия и категории ЭА
2 функции ЭА и его роль в принятии управленческих решений
3 основные приемы и методы ЭА
3.2.Уметь:
3.2.1.1формировать систему показателей для проведения ЭА
2 проводить факторный анализ деятельности организации и выявлять резервы улучшения ХД
3 применять методы ЭА с целью принятия управленческих решений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1 современными приемами и способами анализа экономического потенциала организации
2 современными приемами расчета и оценки экономических показателей, используемых в ЭА
3 методикой финансового и управленческого анализа деятельности организации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научные основы экономического анализа
1.1. Роль, функции и содержание ЭА Практические 3 6 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Роль, функции и содержание ЭА Сам. работа 3 4 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Методология ЭА
2.1. Методы ЭА Практические 3 10 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Методы ЭА Сам. работа 3 4 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Технология финансового анализа
3.1. Роль, функции направления анализа ФХД организации Практические 3 10 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Роль, функции направления анализа ФХД организации Сам. работа 3 30 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Технология управленческого анализа
4.1. Задачи и содержание управленческого анализа деятельности организации Практические 3 10 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Задачи и содержание управленческого анализа деятельности организации Сам. работа 3 34 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
Примеры заданий закрытого типа
Вопрос 1. Предмет науки показывает ….
А. Какие приемы используются при изучении
Б. Какие концепции лежат в основе изучения
В. Какой метод используется данной наукой
Г. Что изучает данная наука
Ответ: Г

Вопрос 2. Анализ – это ….
А. форма связи работника со средствами труда
Б. рассмотрение трудовых отношений с точки зрения природы их возникновения
В. Разложение на составные части исследуемого предмета
Г. выявление связей и зависимостей между частями изучаемого предмета
Ответ: В

Вопрос 3. В ходе текущего экономического анализа осуществляется ….
А. Изучение экономических процессов с позиции их будущего развития
Б. Периодическое, всестороннее изучение результатов экономической деятельности
В. Сопоставление экономического эффекта деятельности сравниваемых объектов
Г. Постоянное наблюдение выполнения плановых заданий
Ответ: Б

Вопрос 4. Для оценки выполнения программ, планов, достигнутых результатов используют … экономический анализ
А. Перспективный
Б. Научный
В. Текущий
Г. Оперативный
Ответ: В

Вопрос 5. Информация – это ….
А. Совокупность приемов и способов изучения предмета
Б. Классификация ресурсов
В. Совокупность факторов
Г. Совокупность сведений об изучаемом предмете
Ответ: Г

Вопрос 6. По периодичности проведения экономического анализа выделяют группы видов экономического анализа ….
А. Годовой, квартальный, разовый
Б. Предварительный, итоговый
В. Текущий, перспективный
Г. Сплошной, выборочный
Ответ: А

Вопрос 7. Исторической основой экономического анализа является ….
А. Кибернетика
Б. Линейное программирование
В. Статистика
Г. Хозяйственный учет
Ответ: А

Вопрос 8. Текущий экономический анализ связан с (со) ….
А. Краткосрочным планированием
Б. Функцией оперативного управления
В. Перспективным прогнозированием
Г. Среднесрочным прогнозированием
Ответ: А

Вопрос 9. Для изучения экономических явлений и процессов с позиции их будущего развития используют …. экономический анализ
А. Научный
Б. Оперативный
В. Текущий
Г. Перспективный
Ответ: Г

Вопрос 10. Не относятся к учетным источникам информации ….
А. Статистическая отчетность
Б. Оперативная отчетность
В. Бухгалтерская отчетность
Г. Материалы ревизий и аудита
Ответ: Г

Вопрос 11. Не относится к количественным методам экономического анализа …. метод
А. Экономико-математический
Б. Бухгалтерский
В. Социологический
Г. Статистический
Ответ: В

Вопрос 12. Не относится к критериям классификации видов информации, используемых в экономическом анализе, ….
А. Уровни управления
Б. Последовательность проведения анализа
В. Объект управления
Г. Объективность отражения действительности
Ответ: Г

Вопрос 13. Первичная информация не фиксируется в ….
А. Журналах
Б. Рапортах
В. Бухгалтерских счетах
Г. Нарядах
Ответ: В

Вопрос 14. К статистическому учету относится ….
А. Диспетчерский учет
Б. Бухгалтерский баланс
В. Отчет о движении работников
Г. Отчет о прибылях и убытках
Ответ: А

Вопрос 15. Виды экономического анализа, исходя из функций управления – это
А. оперативный, текущий, перспективный
Б. комплексный, локальный, тематический
В. региональный
Г. отраслевой
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий
Примеры вопросов открытого типа
1. Какие субъекты выделяют в экономическом анализе?
Ответ: Среди субъектов экономического анализа выделяют внутренние и внешние.

2. Сформулируйте цель оперативного экономического анализа.
Ответ: Целью оперативного экономического анализа является выявление факторов экономических процессов.

3. Что такое системные исследования?
Ответ: Системные исследования представляют собой совокупность научных теорий, концепций и методов, в которых объект исследования рассматривается как система.

4. Что является объектом системных исследований?
Ответ: Объектом системных исследований являются системы, представляющие множество взаимосвязанных элементов, выступающих как единое целое со всеми присущими ему внутренними и внешними связями и свойствами.

5. Какие аспекты выделяются в системных исследованиях?
Ответ: В системных исследования выделяют три аспекта:
1) разработка теоретических основ системного подхода;
2) построение адекватного системному подходу исследовательского аппарата
(формальная сфера);
3) приложение системных идей и методов (прикладная сфера).

6. Дайте определение системному анализу.
Ответ: Системный анализ – наука, занимающаяся проблемой принятия решений в условиях анализа большого количества информации различной природы.

7. Что из себя представляет системный анализ в узком и широком смысле?
Ответ: Системный анализ
- в узком смысле представляет собой методологию принятия решений,
- в широком смысле – синтез методологии общей теории систем, системного подхода и системных методов обоснования и принятия решений.

8. В чем преимущества системного анализа?
Ответ: Системный анализ позволяет разделить сложную задачу на совокупность простых задач, расчленить сложную систему на элементы с учетом их взаимосвязи. Таким образом, системный анализ выступает как процесс последовательной декомпозиции решаемой сложной проблемы на взаимосвязанные частные проблемы.

9. В чем заключается суть системного анализа?
Ответ: Суть системного анализа заключается в следующем:
- системный анализ связан с принятием оптимального решения из многих
возможных альтернатив;
- каждая альтернатива оценивается с позиции длительной перспективы;
- системный анализ рассматривается как методология углубленного уяснения
(понимания) и упорядочения (структуризации) проблемы;
- применяется в первую очередь для решения стратегических проблем

10. Какие междисциплинарные методы используются в системном анализе?
Ответ: В системном анализе используются как математический аппарат общей теории систем, так и другие качественные и количественные методы из области математической логики, теории принятия решений, теории эффективности, теории информации, структурной лингвистики, теории нечетких множеств, методов искусственного интеллекта, методов моделирования.

11. В какой области применяется системный анализ?
Ответ: Системный анализ применяется для решения крупных проблем, связанных с деятельностью многих людей, с большими материальными затратами.

12. В каких случаях разрабатывается и применяется методика системного анализа?
Ответ: Методика системного анализа разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у лиц, принимающих решение, на начальном этапе нет достаточных сведений о системе или проблемной ситуации, позволяющих выбрать метод формализованного представления или применить дин из новых подходов к моделированию, сочетающих качественные и количественные приемы.

13. Дайте наиболее универсальное определение системы.
Ответ: Система есть множество связанных между собой компонентов той или иной природы, упорядоченное по отношениям, обладающим вполне определенными свойствами; это множество характеризуется единством, которое выражается в интегральных свойствах и функциях множества.

14. Какие компоненты входят в систему?
Ответ: В систему входят следующие компоненты:
(1) Структура - множество элементов системы и взаимосвя¬зей между ними.
(2) Входы и выходы - материальные потоки или потоки со¬общений, поступающие в систему или выводимые ею.
(3) Закон поведения системы
(4) Цель и ограничения.

15. Какие возможности дает системный подход в экономическом анализе?
Ответ: Системный подход в экономическом анализе позволяет разработать научно обоснованные варианты решения хозяйственных задач, определить эффективность этих вариантов, что даёт основание для выбора наиболее целесообразных управленческих решений.

16. В чем суть системного подхода к экономическому анализу?
Ответ: Системный подход к экономическому анализу – это комплексное изучение объекта с позиции системного анализа. Объектом экономического анализа является хозяйственная система. Она представляет собой открытую систему и выступает как составная часть более сложной экономической системы.

17. Чем обуславливается системность в экономическом анализе?
Ответ: Системность в экономическом анализе обусловливается тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов.

18. Что предполагает системный подход в экономике предприятия?
Ответ: В экономике предприятия системный подход предполагает учет возникающих в практической деятельности противоречий целей отдельных структурных подразделений предприятия.

19. В каком виде может быть реализован комплексный экономический анализ?
Ответ: Он может быть реализован в виде имитационной модели экономики предприятия.

20. Что такое имитационное моделирование?
Ответ: Модельное описание действительного хода процесса с помощью определенной системы понятий, конечного набора показателей называется имитационным моделированием.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Примеры вопросов закрытого типа

Вопрос 1. Лидер — это:
А. человек, способный использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения реальности;
Б. человек, обладающий большой харизмой;
В. человек, помогающий людям полностью раскрывать их способности, умеющий создавать идеал и стремиться к нему;
Г. все ответы верны
Ответ: Г.

Вопрос 2. Лидер должен обладать следующими основными чертами:
А. способность определить место сбоя и принять корректирующие меры;
Б. умение решать личностные конфликты, которые возникают при волевых решениях;
В. быть общительным;
Г. умение общаться с людьми, способность распознавать потенциал каждого человека и заинтересовывать его в полном использовании этого потенциала.
Ответ: Г

Вопрос 3. Влияние или харизма руководителя согласно теории менеджмента должны осуществляться на основе:
А. функции управления;
Б. знаний и умения использовать формы морального поощрения;
В. прямых связей с работником;
Г. власти, основанной на силе личных качеств и стиля руководителя.
Ответ: Г

Вопрос 4. Имидж руководителя является определяющим по отношению к:
А. способам решения конфликтов;
Б. деловой репутации сотрудника организации;
В. имиджу организации;
Г. производительности труда работников.
Ответ: В

Вопрос 5. Власть — это:
А. возможность влиять на других;
Б. специфическое воздействие на подчиненных;
В. совокупность способов воздействия на подчиненных;
Г. любое влияние на людей.
Ответ: А

Вопрос 6. Власть, основанная на вознаграждении, предпочтительна в таких условиях, когда (выберите несколько вариантов ответа):
А. она дает стимулы для качественного выполнения работ;
Б. уровень удовлетворения работника от работы очень высок;
В. есть возможность рассмотреть индивидуальные потребности работников;
Г. ситуация может быть признана кризисной
Ответ : А, В.

Вопрос 7. Экспертная власть основана на том, что (выберите несколько вариантов ответа):
А. исполнитель верит в то, что руководитель имеет возможность продвинуть его по карьерной лестнице;
Б. исполнитель верит, что руководитель может наказывать;
В. решение исполнителя подчиняться является сознательным и логичным;
Г. руководитель обладает специальными знаниями.
Ответ: В, Г.

Вопрос 8. Власть — это:
А. целенаправленное использование потенциала другого человека;
Б. использование силы воли руководителя;
В. использование амбиций.
Ответ: А

Вопрос 9. Власть, построенная на силе личных качеств или способности лидера, является:
А. диктаторской;
Б. экспертной;
В. принудительной;
Г. харизматической.
Ответ: Г

Вопрос 10. Формальные лидеры:
А. назначены и исполняют свои обязанности, используя авторитет;
Б. назначены или выбраны и исполняют свои полномочия, используя механизмы организованной структуры;
В. выбраны и используют свои полномочия, используя свое умение влиять на людей.
Ответ: Б

Вопрос 11. Тип управленческой команды определяется:
А. особенностями лидера;
Б. культурой группы;
В. типом организационной структуры.
Ответ: А

Вопрос 12. Адаптация — этап развития команды, на котором:
А. члены команды обмениваются информацией, знают задачи, не доверяют друг другу;
Б. члены команды обмениваются информацией, формируют задачи, отношения вежливые и осторожные;
В. члены команды обмениваются информацией, знают свои задачи, доверяют друг другу.
Ответ: Б

Вопрос 13. Групповая динамика — это:
А. позитивные воззрения на потенциал;
Б. условия, удовлетворяющие работников;
В. процесс взаимодействия индивидов.
Ответ: В

Вопрос 14. «Порог управляемости» — это:
А. численность подчиненных, при которой коллектив выходит из-под контроля;
Б. минимально допустимое число руководителей в организации;
В. коммуникационные преграды между руководителем и подчиненным;
Г. необходимые профессиональные знания.
Ответ: А

Вопрос 15. Имидж руководителя является определяющим по отношению к:
А. способам решения конфликтов;
Б. деловой репутации сотрудника организации;
В. имиджу организации;
Г. производительности труда работников.
Ответ: В

Примеры вопросов открытого типа

1. С чем связана командная ориентация?
Ответ: Командная ориентация тесно связана с готовностью к сотрудничеству, способностью взаимодействовать, эмоциональным интеллектом и гибкостью.

2. Что предполагает совместное творчество?
Ответ: Совместное творчество предполагает сочетание коммуникативных навыков и способности творить вместе. Это включает в себя готовность жертвовать частью своей свободы и личных интересов ради общего дела, способность работать в разных культурах и средах, знание языков для понимания другой среды и культуры изнутри, готовность работать с людьми из других направлений деятельности и иного мышления.

3. Какие качества требуются для способности взаимодействия?
Ответ: Способность взаимодействовать требует готовности работать с людьми, а также координационные и организационные навыки.

4. Что такое эмоциональный интеллект?
Ответ: Эмоциональный интеллект – это умение сочувствовать, сохранять позитивный настрой, преодолевать отрицательные эмоции, вдохновлять других. Поддерживать свою мотивацию и мотивацию других. Сюда же входят эмоциональная зрелость – это способность брать на себя ответственность и умение управлять своими эмоциями — и эмоциональная гибкость — способность изменять свой подход к собственным эмоциям и эмоциям других людей.

5. Что такое навык разрешения конфликтов?
Ответ: Разрешение конфликтов — умение эффективно разрешать конфликты любого уровня, преодолевать противоречия, находить способы сосуществования людей с разными позициями и разными точками зрения.

6. Какие способности лежат в основе адаптивности?
Ответ: Адаптивность подразумевает способность эффективно реагировать на любые изменения в рабочей среде. Управлять изменениями. Адаптироваться к новым условиям, а также органично вовлекать других в процесс перемен. Иметь открытость к новому и готовность меняться и учиться.

7. Что принято понимать под границами контроля в управлении?
Ответ: Под границами контроля в управлении следует понимать объем работ, за выполнение которых несет ответственность определенное лицо.

8. Какие элементы включает в себя организационная культура?
Ответ: Организационная культура включает в себя идеи, убеждения, традиции и ценности, которые выражаются в доминирующем стиле управления, в методах мотивации сотрудников, имидже организации.

9. В связи с чем организационные изменения встречают наибольшее сопротивление?
Ответ: Организационные изменения встречают наибольшее сопротивление вследствие неправильной последовательности действий.

10. Чем отличается команда от обычной рабочей группы?
Ответ: Основным отличием команды от обычной рабочей группы является наличие синергетического эффекта.

11. Чем опасно чрезмерное число подчиненных?
Ответ: Чрезмерное число подчиненных опасно потерей управляемости коллектива.

12. Каким способом получают информации. в организации руководители среднего звена?
Ответ: Информацию в организации руководители среднего звена получают с помощью личного участия в заседаниях.

13. Какой подход к пониманию сути лидерства предлагает наибольшую эффективность?
Ответ: Наибольшую эффективность в современных условиях предлагает адаптивный подход к пониманию сути лидерства.

14. Что такое объект управления?
Ответ: Объект управления — это управляемое звено системы управления, воздействующее на другие звенья, элементы системы.

15. Какова основная цель управления изменениями в организации?
Ответ: Основной целью управления изменениями в организации является расширение прав и возможностей сотрудников принять и поддержать изменения в их текущем бизнес-окружении.

16. В чем суть поведенческого маркетинга?
Ответ: Поведенческий маркетинг представляет собой изучение рынка поведения производителей и контрагентов исходя из выработанной в организации стратегии развития и в соответствии с моделями поведения сотрудников.

17. Какие работники входят в группу кадрового резерва?
Ответ: Кадровый резерв — это группа работников, потенциально способных к определенной профессиональной деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.

18. Что такое карьера?
Ответ: Карьера — это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом.

19. Что такое производительность?
Ответ: Производительность — это достижение высоких количественных и качественных результатов с одновременным регулированием исходных факторов производства, а также показатель эффективности использования трудовых ресурсов.

20. Что такое жизненный цикл организации?
Ответ: Жизненный цикл организации — это совокупность стадий, через которые проходит организация за период своего функционирования.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Примеры вопросов закрытого типа
Вопрос 1. Какая из перечисленных особенностей характеризует западного типа культуру?
А. Страсть к самоанализу
Б. Самоизоляция от общества
В. Подавление собственного «я»
Г. Признание человека абсолютной ценностью
Ответ: Г

Вопрос 2. На какой идее основана современная цивилизация?
А. Аскетизм
Б. Теоцентризм
В. Натуроцентризм
Г. Присвоение человеком природы
Ответ: Г

Вопрос 3. Какой характер носит процесс инкультурации?
А. Целенаправленный
Б. Случайный
В. Стихийный
Г. Планомерный
Ответ: А

Вопрос 4. Для какой культуры свойственен консерватизм и стремление к замкнутости?
А. Этнической
Б. Массовой
В. Популярной
Г. Национальной
Ответ: А

Вопрос 5. Для какой культуры характерно превращение человеческой жизни в процесс коммуникации?
А. Современной глобальной
В. Восточной
В. Античной
Г. Европейской средневековой
Ответ: А

Вопрос 6. Глобализация в культуре ведет к смысловым диспропорциям, что создает возможности для чего?
А. Реализации идей равноправия
Б. Создания «открытых обществ»
В. Манипулирования людьми
Ответ: В

Вопрос 7. Что из перечисленного относится к признакам цивилизации?
А. Неразрывность форм духовной и материальной форм деятельности людей
Б. Письменный способ трансляции культуры
В. Общественное разделение труда
Г. Государство
Ответ: А

Вопрос 8. Какой из перечисленных ресурсов не относится к «мягкой силе»?
А. Экономический потенциал
Б. Массовая культура
В. Политические ценности
Г. Дипломатия
Ответ: А

Вопрос 9. Кто является автором теории коммуникации?
А. Р. Робертсон
Б. К. Дойч
В. С. Хантингтон
Ответ: Б

Вопрос 10. В какой стране зародилась политика мультикультурализма?
А. США
Б. Канада
В. Великобритания
Г. Австрия
Ответ: Б

Вопрос 11. Верно ли утверждение, что мультикультурализм возник как альтернативный ответ на вызов глобализации в вопросе о национальной культуре?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

Вопрос 12. В какой стране была реализована политика «плавильного котла»?
А. Великобритания
Б. Канада
В. США
Г. Австралия
Ответ: В

Вопрос 13. Верно ли утверждение, что культурная идентичность и культурный код полностью совпадают?
А Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

Вопрос 14. Как называется терпимость к чужому мировоззрению и обычаям?
А. Идентичность
Б. Веротерпимость
В. Толерантность
Г. Этика
Ответ: В

Вопрос 15. Верно ли утверждение, что политика мультикультурализма разрушает культурную идентичность?
А. верно
Б. Неверно
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий

Примеры вопросов открытого типа
1. В каких формах проявляется глобальная общность человеческих связей как культурного феномена?
Ответ: Он проявляется в разнообразных формах. Среди них – универсализация научных знаний, интернационализация высшего образования, всемирное распространение западной массовой культуры (со всеми ее издержками), небывалый размах транснациональных форм туризма и спортивных состязаний, международные фестивали, интернациональные общественные движения, контакты ученых, деятелей культуры и искусства, специалистов разных стран.

2. В каких контекстах употребляется термин «мультикультурализм»?
Ответ: В политическом, эмпирическом, философском контекстах.

3. Сформулируйте определение мультикультурализма в политическом контексте.
Ответ: Мультикультурализм - это система политических мер, направленных на защиту и развитие культурных различий населения.

4. Сформулируйте определение мультикультурализма в научном контексте.
Ответ: Мультикультурализм — это научная теория о культурной неоднородности общества, и философия, которая заключается в изучении прав человека в условиях этнического и религиозного разнообразия.

5. Сформулируйте суть понятия многокультурности.
Ответ: Это понятие означает этнокультурное, религиозное и расовое разнообразие населения, проживающего на едином политическом пространстве.

6. Какие факторы способствовали развитию теории многокультурности?
Ответ: Новая волна миграции, развитие культурной политики идентичности, рост гуманизма после Второй мировой войны.

7. Сформулируйте принципы многокультурности.
Ответ: (1) Положительное отношение к этнокультурным различиям.
(2) Предоставление каждой личности права на сохранение своих культурных особенностей.
(3) Политическое регулирование.
(4) Множественная идентичность.

8. Какую политику характеризует лозунг «Одна нация, два языка, много народов и культур»?
Ответ: Этот лозунг характеризует политику мультикультурности.

9. Сформулируйте основы мультикультурного подхода в профессиональном международном сотрудничестве.
Ответ: Мультикультурный подход основан на понимании места и значения культуры межнациональных коммуникаций в профессиональном международном сотрудничестве.

10. Назовите процессы освоения культуры.
Ответ: Интеграция и адаптация, принятие, защита культурной идентичности, отрицание культурных различий.

11. Что такое культурная идентичность?
Ответ: Культурная идентичность — осознание принадлежности человека к той или иной культурной общности путём само отождествления с её культурными образцами.

12. Что такое межкультурная коммуникация?
Ответ: Межкультурная коммуникация - это коммуникация (взаимодействие) как связь и общение между представителями различных культур народов мира, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (язык, речь, письменность, электронную коммуникацию).

13. Какие подходы сложились в научных исследованиях культурной идентичности?
Ответ: Цивилизационный, личностный, социологический.

14. Сформулируйте суть цивилизационного подхода к изучению культурной идентичности.
Ответ: Цивилизационный подход исследует культурную идентичность цивилизаций как социокультурных исторических субъектов. Первостепенное значение в цивилизационном подходе имеет установление культурных признаков общности.

15. В чем состоит суть личностного подхода к исследованию культурной идентичности?
Ответ: Личностный подход рассматривает процессы индивидуальной культурной идентификации, результатом которой становится культурная идентичность. В данном подходе исследуются процесс принятия конкретной личностью культурных норм и образцов, отношение личности к объективным общественным формам сознания.

16. Определите суть социологического подхода к культурной идентичности.
Ответ: Социологический подход концентрируется на отношениях между личной и групповой идентичностями, обусловленных идеологическими процессами. В рамках этого подхода изучаются взаимоотношения личностной и коллективной идентичности, определяется эффективность воздействия общественности и государства на личность, анализируется личностные реакции на это воздействие.

17. Сформулируйте наиболее универсальное определение идентичности.
Ответ: Идентичность - осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире.

18. Какое значение имеет культурная идентичность в межкультурной коммуникации?
Ответ: Значение культурной идентичности в межкультурной коммуникации состоит в том, что она предполагает формирование у индивида определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у него чувство симпатии или антипатии, а в зависимости от того или иного чувства он выбирает соответствующий тип, манеру и форму общения.

19. Дайте определение толерантности.
Ответ: Толерантность – это терпимость к чужому мировоззрению, образу жизни, поведению, обычаям.

20. Что такое толерантность в межкультурной коммуникации?
Ответ: Толерантность в межкультурной коммуникации – это чувство уважения к другим на¬родам, их традициям, ценностям и достижениям, осознание непохо¬жести и принятие всего этнического и культурного многообразия мира.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-9
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

Примеры вопросов закрытого типа

1. Перспективный анализ направлен на ….
А. Выявление факторов экономических процессов
Б. Изучение закономерностей развития экономики
В. Выявление тенденций развития экономики
Ответ: А

2. Оперативный анализ приобретает наибольшее значение в случае ….
А. Изучения на макроэкономическом уровне
Б. Проведения межстрановых сравнений
В. Когда объектом экономического анализа выступает предприятие
Г. Когда объектом изучения выступает регион
Ответ: Г

3. По полноте и содержанию изучаемых вопросов выделяют …. анализ
А.Годовой, квартальный, месячный
Б. Сплошной, выборочный
В. Сравнительный, стоимостной
Г. Системный, комплексный, локальный
Ответ: В

4. Среди вторичной информации выделяют …. группы
А. Простую, смешанную
Б. Полную, дифференцированную
В. Промежуточную, результативную
Г. Общую, частную
Ответ: Г

5. Не относятся к одной классификационной группе …. информация
А. Внутренняя, внешняя
Б. Статистическая, бухгалтерская
В. Бухгалтерская, оперативная
Г. Вторичная, бухгалтерская
Ответ: Б

6. Оперативный анализ связан с (со) ….
А. Краткосрочным планированием
Б. Среднесрочным прогнозированием
В. Перспективным прогнозированием
Г. Функцией оперативного управления
Ответ: Г

7. Со среднесрочным прогнозированием связан …. экономический анализ
А. Текущий
Б. Научный
В. Оперативный
Г. Перспективный
Ответ: Г

8. Не относится к задачам оперативного анализа ….
А. Систематизация причин отклонений от запланированного хода производства
Б. Выявление уровня выполнения смет и плановых заданий
В. Оценка напряженности и обоснованности плановых заданий
Г. Своевременное предоставление управляющей системе полученной информации
Ответ: В

9. Выявление факторов хозяйственной деятельности и количественная оценка их влияния на обобщающие показатели является задачей …. экономического анализа
А. Оперативного
Б. Научного
В. Текущего
Г. Перспективного
Ответ: В

10. Вторичная информация фиксируется в ….
А. журналах
Б. Нарядах
В. Рапортах
Г. Формах статистической отчетности
Ответ: Г

11. К бухгалтерскому учету относится ….
А. Отчет о прибылях и убытках
Б. Диспетчерский учет
В. Отчет о движении работников
Г. Отчет о производстве продукции
Ответ: Б

12. Находится в одной классификационной группе с комплексным и тематическим экономическим анализом ….
А. Сравнительный
Б. Факторный
В. Сплошной
Г. Локальный
Ответ: В

13. Синтез – это ….
А. Обеспечение отношений социального партнерства
Б. Установление связи со сферой самовыражения и самоутверждения человека
В. Выявление связей и зависимостей между частями изучаемого предмета
Г. Разложение на составные части исследуемого предмета
Ответ: В

14. Оперативный анализ приобретает наибольшее значение в случае ….
А.Изучения на макроэкономическом уровне
Б. Проведения межстрановых сравнений
В. Когда объектом экономического анализа выступает предприятие
Г. Когда объектом изучения выступает регион
Ответ: Г

15. Оперативный анализ связан с (со) ….
А. Краткосрочным планированием
Б. Среднесрочным прогнозированием
В. Перспективным прогнозированием
Г. Функцией оперативного управления
Ответ: Г

Примеры вопросов открытого типа
1. Что является первым этапом методики экономического анализа?
Ответ: Определение объекта и целей анализа.

2. Назовите факторы, определяющие уровень эффективности использования трудовых ресурсов.
Ответ: Структура трудовых ресурсов.

3. Назовите показатель, который анализируют при оценке эффективности использования труда.
Ответ: Выработка продукции одним рабочим за период

4. Какой количественный показатель рассматривают при анализе общего ассортимента продукции?
Ответ: Количество видов изделий и объём их производства.

5. Какой показатель является коэффициентом качества продукции?
Ответ: Удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме;

6. Изучение какого предмета осуществляется в ходе текущего экономического анализа?
Ответ: Осуществляется периодическое, всестороннее изучение результатов экономической деятельности

7. Что такое информация?
Ответ: Это совокупность сведений об изучаемом предмете.

8. Что является исторической основой экономического анализа?
Ответ: Кибернетика

9. С чем связан текущий экономический анализ?
Ответ: С краткосрочным планированием.

10. Какой вид экономического анализа используют для изучения экономических явлений и процессов с позиции их будущего развития?
Ответ: Перспективный экономический анализ.

11. Какой метод не относится к количественным методам экономического анализа?
Ответ: Социологический метод.

12. Сформулируйте цель оперативного экономического анализа
Ответ: Выявление факторов экономических процессов.

13. В каком случае оперативный анализ приобретает наибольшее значение?
Ответ: Когда объектом экономического анализа выступает предприятие.

14. С какой управленческой функцией связан оперативный экономический анализ?
Ответ: С функцией оперативного управления.

15. Какой вид экономического анализа связан со среднесрочным прогнозированием
Ответ: Перспективный

16. Задачей какого вида экономического анализа является выявление факторов хозяйственной деятельности и количественная оценка их влияния на обобщающие показатели?
Ответ: Это является задачей текущего экономического анализа.

17. Что такое синтез?
Ответ: Это выявление связей и зависимостей между частями изучаемого предмета.

18. В какие два этапа проводится имитационное моделирование?
Ответ: Проводится имитационное моделирование в два этапа:
1 этап – построение дескриптивной модели;
2 этап – построение экономико-математической модели.

19. Приведите пример типичной ситуации, когда требуется применение методов системного анализа.
Ответ: Выявление, четкое определение и формулирование проблемы в условиях большой неопределенности.

20. Со среднесрочным прогнозированием связан …. экономический анализ
Ответ: Перспективный

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация в виде зачета может приниматься как в устной форме (которая предполагает ответы студентов на теоретические вопросы), так и выставляться по результатам выполнения студентами установленных программой видов работ, включая итоговый тест. Доступ к итоговому тесту открывается после просмотра всех лекций и выполнения всех практических заданий. Зачет получают те студенты, которые набрали при выполнении итогового теста 20 и более баллов. Для разных обучающихся учебной группы могут быть определены разные формы сдачи зачета в зависимости от качества их работы в семестре изучения дисциплины. Вопросы к зачету, задания, которые должны выполнить студенты в семестре, (и форму его проведения) студенты получают на первом занятии по дисциплине в данном семестре. Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся заведующим кафедрой.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на устные аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины.
Оценка результатов аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Место и роль экономического анализа в системе управления предприятием
2. Цели, задачи и содержание экономического анализа деятельности организации
3. Основные элементы аналитической работы. Направления использования результатов анализа
4. Методология экономического анализа как основа методики исследования
5. Методика экономического анализа как совокупность специальных приемов (методов) анализа
6. Этапы проведения экономического анализа
7. Система показателей в ЭА
8. Классификация методов экономического анализа
9. Сущность и особенности детерминированного факторного анализа
10. Виды функциональной зависимости в детерминированных факторных моделях
11. Роль и основные приемы моделирования факторных систем
12. Способ цепных подстановок и его разновидности
13. Понятие и классификация факторов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Понятие «экстенсификации» и «интенсификации» производства
14. Понятие и виды резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Роль ЭА в выявлении резервов улучшения ФХД организации
15. Методика анализа и оценки эффективности использования производственных ресурсов
16. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
17. Анализ эффективности использования ОПФ
18. Анализ эффективности использования материальных ресурсов
19. Особенности анализа себестоимости продукции (работ, услуг)
20. Анализ финансовых результатов деятельности организации
21. Расчет и анализ показателей рентабельности
22. Анализ эффективности оборотных средств
23. Анализ деловой активности организации
24. Анализ объема производства и продаж
25. Маркетинговый анализ деятельности организации как направление КЭА
26. Комплексная методика анализа рынка
27. Система показателей для анализа и оценки ликвидности организации
28. Система показателей для анализа и оценка финансовой устойчивости организации
29. Анализ кредитоспособности организации
30. Анализ денежных средств организации

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Зачтено»: Выполнение всех видов работ и заданий текущего контроля.
Итоговый тест: за правильный ответ – 1 балл, за неправильный или неуказанный ответ – 0 баллов. Студент правильно ответил от 50% до 90% вопросов теста.
«Не зачтено»: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сост. Е.А. Сергодеева, М.Т. Асланова, Е.В. Сапрыкина Коммуникативные технологии в информационном обществе:: СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Глубокова, Людмила Геннадьевна Экономический анализ: Экономический анализ АлтГУ. - Барнаул , 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Войтоловский Н.В. - отв. ред., Калинина А.П. - отв. ред., Мазурова И.И. - отв. ред. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, , 2024 https://urait.ru/bcode/544760
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л. Г. Глубокова, М. Н. Семиколенова, В. Н. Стась Экономический анализ: учеб. пособие: Барнаул : АлтГУ,, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3476
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru/catalog/427/
Э2 http://garant.park.ru/ — сайт компании «Гарант»
Э3 Экономический анализ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Не требуетсяMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочно-правовая система Консультант-Плюс: http://www.consultant.ru/;
Справочно-правовая система Гарант: http://www.garant.ru/;
сайт библиотеки АлтГУ:www.lib.asu.ru;
электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы.
На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
На следующем этапе необходимо обозначить практическую значимость данной темы. Для чего изучить статистические данные, конкретные примеры из региональной практики. Рекомендуется обращаться к официальной, оперативной информации.
В результате получения информации, освоения знаний студент должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.
Методические указания обучающимся при подготовке к практическим занятиям
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины студентам предлагается написать письменные реферат.

В процессе изучения дисциплины подготовка студентов к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует студентов на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа студентов предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций, подготовка реферата по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины).
Студентам рекомендуется использовать курс в в Moodle "Экономический анализ"
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3399