МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Контроль и оценка образовательных результатов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагогика современной школы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_Педагогическое образование_ПСШ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск, доц, Пойдина Т.В.

Рецензент(ы):
д.иск., Дир. инст., Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Контроль и оценка образовательных результатов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.искусств., доцент Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд.искусств., доцент Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов целостного системного представления об управлении качеством образовательных результатов, а также умений и навыков в области контроля и оценки качества образовательных результатов обучающихся и разработки программы мониторинга результатов образовательной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
ОПК-5.1 Знает: основы построения системы внутренней оценки качества образовательной деятельности в образовательной организации; типологию мониторингов, формы и способы осуществления мониторинговых исследований, инструментарий мониторинга в области основного общего, среднего общего образования
ОПК-5.2 Умеет: разрабатывать программы мониторинга образовательных результатов обучающихся по освоению основных и дополнительных образовательных программ
ОПК-5.3 Умеет: разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении при освоении обучающимися основных и дополнительных образовательных программ основного общего, среднего общего образования
ОПК-5.4 Владеет: методикой интерпретации результатов измерения и оценки образовательных результатов, обучающихся; способами оформления и презентации результатов мониторинга образовательных результатов, обучающихся с применением современных информационно-коммуникационных технологий в инновационных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-5.1 Знает требования нормативных правовых актов в сфере образования, регламентирующих проведение оценочных процедур образовательных результатов обучающихся, современные подходы к измерению и оценке образовательных результатов, обучающихся; типологию мониторингов, формы и способы осуществления мониторинговых исследований, инструментарий мониторинга в области образования

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-5.2 Умеет разрабатывать программы мониторинга образовательных результатов обучающихся по освоению основных и дополнительных образовательных программ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-5.3 Умеет разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении при освоении обучающимися основных и дополнительных образовательных программ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и сущность качества образования
1.1. Понятие об управлении качеством образовательных результатов. Определение, природа и сущность качества образования. Лекции 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3
1.2. Терминология в области оценки качества образовательных результатов. Актуальные вопросы оценки качества образования. Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3
1.3. Педагогический контроль в современном учебном процессе. Таксономия образовательных целей и результаты обучения. Лекции 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3
Раздел 2. Система управления качеством образовательных результатов
2.1. Мониторинг образовательных результатов обучающихся по освоению основных и дополнительных образовательных программ. Формы и способы осуществления мониторинговых исследований, инструментарий мониторинга в области образования. Лекции 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3
2.2. Разработка программы преодоления трудностей в обучении при освоении обучающимися основных и дополнительных образовательных программ. Профессионально-педагогическое качество педагога в контексте обновляющегося образования. Сам. работа 2 12 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3
2.3. Разработка программы мониторинга образовательных результатов. Практические 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3
Раздел 3. Управление контролем и оценкой образовательных результатов
3.1. Проектирование и разработка системы контроля и оценки образовательных результатов. Лекции 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3
3.2. Рейтинговая система контроля и оценки результатов обучения. Сам. работа 2 15 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3
3.3. Организация учебного процесса с использованием современных средств контроля и оценки учебных достижений. Практические 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3
3.4. Методы оценки результатов образовательного процесса. Способы представления результатов оценки качества образовательных услуг. Лекции 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3
3.5. Балльно-рейтинговая система оценивания в вузе. Тестирование как метод контроля качества образования. Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3
Раздел 4. Государственный контроль в области высшего образования
4.1. Система государственного контроля качества высшего образования. Государственная аккредитация. Лекции 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3
4.2. Анализ нормативной документации, регламентирующий процесс монииторинга качества образовательных результатов. Практические 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3
4.3. Нормативные документы, регламентирующие процедуры государственного контроля образовательной деятельности в сфере высшего образования. Подготовка к зачету. Сам. работа 2 12 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1103

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1 Педагогический мониторинг – это:
1) длительное наблюдение за какими-либо объектами и явлениями пед. действительности;
2) процесс реализации педагогических задач
3) система функционирования педагогического процесса
4) все ответы правильные
Правильный ответ : 1

2. В условиях перехода к профильному обучению наиболее актуальной формой индивидуальной оценки знаний учащихся считают
1) педагогические тесты
2) портфолио учебных достижений
3) рейтинговую систему оценивания
4) образовательный мониторинг
Правильный ответ: 2

3.Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к метапредметным действиям:
1) регулятивным
2) коммуникативным
3) познавательным
4) личностным
Правильный ответ: 1

4. Педагогическая диагностика является частью:
1) педагогического процесса
2) педагогического мониторинга
3) педагогической деятельности
4) нет правильного ответа
Правильный ответ: 3

5. Предметные результаты учебного занятия планируются в соответствии с:
1) перечнем основных видов деятельности раздела «Тематическое планирование»
2) предметным содержанием учебного занятия
3) содержанием раздела примерной рабочей программы «Метапредметные результаты»
4) содержанием раздела примерной рабочей программы «Предметные результаты»
Правильный ответ: 24

6. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к метапредметным действиям:
1) регулятивным
2) коммуникативным
3) общеучебным
4) личностным
Правильный ответ: 3

7. Функция мониторинга, дающая возможность получить сведения о состоянии объекта, обеспечить обратную связь, – это:
1) информационная функция;
2) аналитическая функция;
3) коррекционная функция;
4) нет правильного ответа;
Правильный ответ: 2

8. Этап мониторинга, характеризующийся сбором и обработкой информации, анализом полученных результатов и выработкой рекомендаций, прогнозированием перспектив изменения исследуемой области – это:
1) нормативно-установочный этап
2) коррекционно-деятельностный этап
3) диагностико-прогностический
4) все ответы правильные
Правильный ответ: 3

9. К какому этапу мониторинга относится определение объекта, предмета, субъекта, цели и задач педагогического мониторинга?
1) к нормативно-установочному
2) к диагностико-прогностическому;
3) к коррекционно-деятельностному
4) к итогово-диагностическому
Правильный ответ: 1

10. Функция мониторинга, позволяющая провести диагностику и получить целостную информацию о состоянии объекта мониторинга – это:
1) информационная функция
2) диагностическая функция
3) коррекционная функция
4) нет правильного ответа
Правильный ответ: 2

11. Этап мониторинга, характеризующийся выделением критериев и показателей уровней сформированности исследуемого аспекта мониторинга:
1) диагностико-прогностический этап
2) коррекционно-деятельностный этап
3) нормативно-установочный этап
4) нет правильного ответа
Правильный ответ: 3

12.Что лежит в основании классификации мониторинга на школьный, районный, областной (региональный), федеральный:
1) цели мониторинга
2) область применения
3) иерархия систем управления
4) основание экспертизы
Правильный ответ: 3

13. Функция мониторинга, предполагающая контроль за состоянием объекта мониторинга и подготовку рекомендаций для принятия коррекционно-упреждающих управленческих решений это:
1) информационная функция
2) диагностическая функция
3) организационно-управленческая функция
4) все ответы правильные
Правильный ответ: 3

14. Что лежит в основании классификации мониторинга на педагогический, социологический, психологический, медицинский, экономический, демографический?
1) цели мониторинга;
2) область применения;
3) иерархия систем управления;
4) все ответы правильные
Правильный ответ: 2

15. Этап мониторинга, характеризующийся сравнением результатов, полученных на разных этапах с первоначальными:
1) итогово-диагностический этап
2) коррекционно-деятельностный этап
3) нормативно-установочный этап
4) нет правильного ответа
Правильный ответ: 1

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям:
Правильный ответ: качество образования.

2. Круг вопросов, в которых человек обладает познанием и опытом:
Правильный ответ: компетенция.

3. Выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях:
Правильный ответ: педагогический контроль.

4. Признак на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки. В теории познания – признак истинности или ложности положения:
Правильный ответ: критерий оценивания.

5. Постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям:
Правильный ответ: мониторинг.

6. Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения; способность к обучению:
Правильный ответ: обучаемость.

7. Результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом:
Правильный ответ: оценка.

8. Умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления:
Правильный ответ: организационно-методические умения.

9. Результат обучения, включающий как наличный запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умения учиться):
Правильный ответ: обученность.

10. Педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом:
Правильный ответ: педагогическая инновация.

11. Конкретная педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее существования:
Правильный ответ: педагогическая задача.

12. Система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок
Правильный ответ: педагогический контроль.

13. Общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом:
Правильный ответ: прогностические умения.

14. Интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию
Правильный ответ: профессиональная компетентность.

15. Усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции; то, что обучающийся будет знать, понимать и уметь после успешного окончания процесса обучения.
Правильный ответ: результаты обучения.

16 .Организационная структура, включающая взаимодействующий управленческий персонал, реализующий функции управления качеством установленными методами:
Правильный ответ: система управления качеством.

17. Учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей:
Правильный ответ: таксономия.

18. Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки
Правильный ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт.

19 Какие две части в соответствии с ФГОС должна содержать образовательная программа высшего образования?
Правильный ответ: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе курсы по выбору студентов.

20. Совокупность способов действий и связанных с ними способов учебной работы, которые обеспечивают способность школьников к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, к саморазвитию и самосовершенствованию:
Правильный ответ: Универсальные учебные действия (УУД).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
1. Понятие о качестве обучения и контроле за качеством обучения.
2. Средства оценки результатов обучения .
3. Функции педагогического контроля в современном учебном процессе.
4. Виды и формы организации контроля образовательных результатов.
5. Цели и задачи педагогического тестирования.
6.Таксономия образовательных целей (по Блуму).
7.Определения понятий: педагогический тест, валидность, надежность и трудность теста.
8. Виды педагогических тестов.
9. Возможности компьютерного тестирования.
10. Типы тестовых заданий.
11. Структура тестового задания.
12. Учебное портфолио как средство оценки результатов обучения
13. Мониторинг: области применения
14. Мониторинг: цели, задачи, функции
15. Этапы мониторинговых исследований.
16. Мониторинг как средство оценки результатов обучения.
17. Виды педагогического мониторинга.
18. Методы педагогического мониторинга.
19. Информационные технологии в мониторинге образовательного процесса.
20 .Мониторинг в управлении образовательными системами.

Оценивание ответа на экзамене
Показатели
• Полнота изложения теоретического материала;
• Полнота и правильность решения практического задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность ответа;
• Культура речи
Критерии
Отлично
Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо
Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно
Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно
Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.







6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белякова Е.Г., Строкова Т.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре : учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509
Л1.3 Клименко А. В., Несмелова М. Л., Пономарев М. В. Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Прометей, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. П. Блонский Психология и педагогика. : Избранные труды М. : Издательство Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/83FF933E-326C-49A7-B41A-8F296386A745
Л2.2 Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2020 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гончарук А. Ю. Психология и педагогика высшей школы: Методическая литература Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ vo.hse.ru
Э2 Библиотека федерального портала Российское образование http://www.edu.ru/index. php?page_id=242
Э3 Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов
Универсальная справочно-информационная база данных периодических изданий «ИВИС» http://www.ebiblioteka.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.