МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теоретические и прикладные основы исследования международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильРегиональные аспекты международного сотрудничества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_Международные отношения_РАМС-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 112
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 112 112 112 112
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Теоретические и прикладные основы исследования международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.Формирование представления об эволюции теории международных отношений и специфике международных исследований;
2. Выявление этапов развития международных исследований;
3. Определение основных методологических подходов и методов исследований;
4. Обозначение тенденций развития исследований международных отношений и мировой политики;
5. Характеристика новейших направлений методологических поисков;
6. Определение особенностей национальных школ ТМО (американской, английской, французской и российской);
7. Освоение содержания основных понятий курса («международные отношения», «мировая политика», «международный конфликт», «международная интеграция», «модернизм», «постмодернизм», «неолиберализм», «постреализм» и т.д.);
8. На основе освоения и критичекого анализа теоретического материала студент должен самостоятельно, аргументировано и со ссылками на релевантные зарубежные и отечественные источники, сформулировать основные тезисы теоретико-методологического раздела магистерской диссертации и обосновать выбор методов научного анализа и специальных методик прикладного анализа международных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Знает параметры глобальных, макрорегиональных, национально-государственных, региональных и локальных процессов в экономической, политической и культурной сферах жизни общества
ОПК-3.2 Владеет навыками теоретического исследования, методами прикладного анализа международных процессов
ОПК-3.3 Умеет моделировать и прогнозировать международную ситуацию с открытым выходом
ОПК-6Способен разрабатывать и реализовывать организационно-управленческие решения по профилю деятельности
ОПК-6.1 Знает основы теории управления
ОПК-6.2 Умеет разрабатывать организационно-управленческие решения.
ОПК-6.3 Владеет методами реализации организационно-управленческих решений в профессиональной деятельности
ОПК-9Способен участвовать в реализации основных профессиональных и дополнительных образовательных программ
ОПК-9.1 Знает особенности организации образовательного процесса
ОПК-9.2 Знает образовательные технологии, используемые при реализации профессиональных и дополнительных образовательных программ
ОПК-9.3 Умеет разрабатывать план учебного занятия, определять формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, в том числе с применением современных технических средств обучения и образовательных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Основные теоретические подходы к исследованию международных отношений
1.1. Общенаучные и специальные методы исследования м/о Лекции 1 2
1.2. Особенности научного исследования международных отношений Практические 1 2
1.3. Реализм, либерализм и конструктвивизм как научные парадимы Лекции 1 4
1.4. Метод И. Валлерстайна при анализе международных кризисов Практические 1 2
1.5. Современные теории изучения международных отношений Лекции 1 2
Раздел 2. Раздел 2. Национальные школы исследования международных отношений
2.1. Европейские и американские исследования в области международных отношений Лекции 1 2
2.2. Немецкая школа изучения м/о Практические 1 2
2.3. Азиатские школы изучения международных отношений Лекции 1 2
2.4. Азиатские теории международных отношений Практические 1 4
Раздел 3. Раздел 3. Количественные методы исследования международных отношений
3.1. Математические методы в изучении м/о Лекции 1 2
3.2. Количественные методы изучения м/о Практические 1 2
3.3. Ситуационный анализ внешнеполитической проблемы Практические 1 6
3.4. Подготовка к практическим занятиям и зачету Сам. работа 1 112

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9139.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Системный подход - это
а. научный метод изучения действительности, при котором любой объект исследования рассматривается как система, при этом учитываются его существенные связи с внешней средой
б. способ объединения взаимосвязанных элементов в единую систему
в. система взглядов, которая претендует на научность, но которая не в состоянии соблюдать стандарты методологии и доказательств
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Какое из утверждений является неверным?
а. важнейшим из понятий системного подхода является структура
б. системы бывают открытого и закрытого типа
в. система не обладает способностью к саморегуляции
ОТВЕТ: в

Вопрос 3. Выберите два верных определения международной системы
а. это совокупность политических акторов, взаимодействие которых является достаточно регулярным для того, чтобы поведение каждого было необходимым фактором в расчетах всех других
б. это совокупность политических единиц, которые поддерживают между собой регулярные отношения и которые по причине присущего таким отношениям «плюрализма суверенитетов» могут быть втянуты в общую войну
в. это единый сложный природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и неживые компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии
ОТВЕТ: аб

Вопрос 4. Выберите три утверждения, отражающие взгляды идеологов Просвещения на международные отношения.
а. все народы имеют право на самоопределение
б. необходимо избегать союза с более сильным государством
в. недопустимо навязывать другим народам свои законы и обычаи
г. вечный мир пока невозможен из-за пороков правителей и их советников
ОТВЕТ: авг

Вопрос 5. Какая из характеристик либеральной школы теории международных отношений является неверной?
а. важнейшим условием достижения международной стабильности, мирового порядка и социального прогресса является развитие международного сотрудничества
б. современный мир является капиталистической мир-экономикой, которая состоит из ядра, полупериферии и периферии
в. по мере возникновения все большей взаимозависимости, государства менее склонны воевать друг с другом
ОТВЕТ: б

Вопрос 6. Выберите три характеристики постпозитивистской парадигмы в ТМО.
а. рациональное осмысление международных процессов
б. интерес к субъекту исследования
в. отрицание доминирования одного научного метода
г. сомнение в ценности эмпирических исследований
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 7. Марксизм в теории международных отношений — это
а. парадигма, рассматривающая отношения между государствами через призму классовой борьбы и пролетарской революции
б. парадигма, исходящая из предположения о возможности мирного сосуществования государств благодаря глобализации
в. парадигма, в основе которой лежит идея о возможности предотвращения конфликтов между государствами путем распространения общих моральных принципов
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Выберите две верных характеристики реалистского направления в ТМО.
а. отношения между государствами базируются на их социальных взаимодействиях и поэтому они могут воспринимать друг друга как конкурентов или друзей, а не врагов
б. международная система по своей сути анархична, небезопасна и насильственна
в. уровень стабильности в международных отношениях во многом определяется балансом сил
ОТВЕТ: бв

Вопрос 9. Какое из утверждений о школе политического реализма является верным?
а. фактор силы в международной политике переоценен
б. государства должны следовать тем же моральным принципам, что и индивиды
в. мораль насаждается политически доминирующей группой
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. Баланс сил — это
а. всемирный процесс интеграции между государствами
б. распределение мирового влияния между отдельными центрами силы, называемые полюсами
в. отказ от части собственного суверенитета в пользу создания международных институтов и соответствующего правового регулирования
ОТВЕТ: б

Вопрос 11. Выберите два верных определения критической теории международных отношений
а. Критическая теория – это подход, который подвергают критике доминирующие течения международных исследований — реализм и либерализм
б. Критическая теория – это направление исследования международных отношений, которая рассматривает международные отношения как производное от глобальной экономики
в. Критическая теория - это исследовательская парадигма, использующая такие методы, как включенные интервью и постструктуралистские методы анализа дискурса и текста (генеалогия, деконструкция)
ОТВЕТ: ав

Вопрос 12. Выберите две верных характеристики конструктивизма
а. ключевыми характеристиками конструктивизма являются идеи и идентичности
б. в конструктивизме используется понятие «агента» -негосударственного участника международных отношений
в. конструктивизм является самой старой школой в теории международных отношений
ОТВЕТ: аб

Вопрос 13. Какое количество великих держав, согласно концепции М. Каплана, должно присутствовать в международной системе, относящейся к типу «баланс сил»?
а. не менее двух
б. не менее пяти
в. не менее десяти
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Выберите три характеристики китайской школы международных отношений.
а. на китайскую парадигму изучения международных отношений оказывают влияние марксизм и классические западные теории, а также традиционная китайская философия
б. китайские исследователи уделяют большое внимание мирному характеру геополитического возвышения КНР
в. в китайской школе отсутствуют работы, посвященные анализу геополитической роли Китая
г. представители китайской школы широко используют понятие «мягкая сила»
ОТВЕТ: абг

Вопрос 15. Постколониальная теория международных отношений– это
а. исследовательская парадигма, чьей задачей является деконструкция текущих властных отношений между государствами, а также формулировка альтернативной «восточной» повестки
б. течение теоретической мысли, признающее источником знаний о внешней политике государств исключительно субъективные ощущения и опыт
в. исследовательский подход, согласно которому международные отношения должны рассматриваться как сугубо политическая сфера взаимодействия
ОТВЕТ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите три основных элемента международной системы.
Ответ: социальные общности, группы и индивидуумы
Государства, межгосударственные организации, отношения между акторами, международное право

2. Что является объектом изучения теории международных отношений?
Ответ: объектом являются международные отношения как совокупность политических, экономических, дипломатических и иных связей между субъектами, которые действуют на международной арене

3. Какие три основных критерия используются для анализа международных систем?
Ответ: универсальный, пространственно-географический и временной (исторический).

3. Для анализа каких явлений в международных отношениях используется теория игр?
Ответ: теория игр используется для анализа международных переговоров и поведения сторон в условиях конфликта интересов, а также механизмов принятия решений в международных организациях

6. Охарактеризуйте биполярную систему международных отношений.
Ответ: биполярная система – это система международных отношений, при которой происходит противостояние двух политических центров, наиболее мощных государств. Такая система сложилась после Второй мировой войны.

7. Назовите основной недостаток либерального подхода к изучению международных отношений.
Ответ: либерализм преувеличивает значимость экономической взаимозависимости, считая ее панацеей от конфликтов; но которая вовсе не исключает конфликтности между государствами.

8. Назовите основной недостаток реалистского подхода к изучению международных отношений.
Ответ: реализм снижает или игнорирует значимость многих факторов международной жизни, сводя ее к вопросу выживания государств и их безопасности.

9. Почему, с точки зрения либеральной школы ТМО, демократические государства менее склонны к войнам?
Ответ: считается, что в демократических государствах правительства подотчетны и подконтрольны своим гражданам, которые не заинтересованы в военных действиях.

10. «Происходит резкий рост уровня взаимозависимости между отдельными странами, а также усиление взаимообмена во всех сферах. Вместо интернациональных связей появляются транснациональные: между неправительственными организациями, отдельными городами, различными предприятиями, наконец, между отдельными индивидами».
О каком явлении международной жизни идет речь?
Ответ: транснационализация (транснационализм).

11. «Отсутствие более высокого авторитета, чем государства и отсутствие мирового правительства в международной системе означает, что государства могут полагаться только на себя в собственном выживании».
О каком состоянии международной системы идет речь?
Ответ: анархия, международная анархия.

12. Назовите отличие неолиберальной парадигмы изучения международных отношений от классической либеральной.
Ответ:

13. Назовите отличие неореалистской парадигмы изучения международных отношений от политического реализма.
Ответ:
14. Что для международной системы выступает в качестве внешней среды?
Ответ: человеческая цивилизация, а также климат, ландшафт, границы, расположение полезных ископаемых.

15. Назовите отличие неомарксистской парадигмы изучения международных отношений от марксизма.
Ответ:

16. «По экономическим показателям развития все страны делятся на три группы: центр («ядро»), полупериферию и периферию. Страны «ядра» с более высокими экономическими показателями и уровнем жизни доминируют над остальными, экономически менее развитыми, при этом полупериферия и периферия пытаются сопротивляться».
О какой теории международных отношений идет речь?
Ответ: мир-системная теория (неомарксизм).

17. ________________ государства – это постоянно формирующееся и меняющееся представление основных внутриполитических акторов о стране и ее месте в мире, вырабатывающееся (через оппозиционную логику «мы — они») в отношениях со «значимыми Другими».
Вставьте пропущенное слово.
Ответ: идентичность

18. Охарактеризуйте критическую теорию исследования международных отношений.
Ответ: Критическая теория – это альтернативное направление международно-политической мысли, которое оспаривает доминирование неореализма и неолиберализма в международных исследованиях. Направление оформилось в 1980-е гг. Представители данного направления считают, что традиционные теории поощряют гегемонизм, эксплуатацию, тотальный контроль со стороны наиболее сильных акторов, поэтому такие теории должны быть подвергнуты критике.

19. Полемика между представителями различных течений в теории международных отношений получила название ______________
Ответ: Большие дебаты («Великие дебаты»)

20. Какие типы войн выделяет марксизм?
Ответ: войны справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные. Национально-освободительные войны и войны против империалистического гнета считаются справедливыми и прогрессивными.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен разрабатывать и реализовывать организационно-управленческие решения по профилю деятельности

Вопрос 1. Кто из теоретиков считал, что только правонарушение может являться справедливой причиной войны?
а. Гуго Гроций
б. Томас Мор
в. Эразм Роттердамский
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Какому международному событию посвящено эссе Ж. Бодрийяра «Войны в заливе не было»?
а. Кампании в Мексиканском заливе 1779-1782 гг.
б. Войне в Персидском заливе 1990-1991 гг.
в Набегу в Финский залив 1916 г.
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Выберите три компонента понятия «сила» государства, согласно концепции Г. Моргентау:
а. географическое положение
б. природные ресурсы
в. качество дипломатии
г. состояние экологии
ОТВЕТ: абв

Вопрос 4. Какое произведение считается первым трудом по истории международных отношений?
а. «Анархия – это то, что делают из нее государства» А. Вендта
б. «Философский словарь» Вольтера
в. «История Пелопонесской войны» Фукидида
ОТВЕТ: в

Вопрос 5. Выберите два верных определения понятия «национальный интерес»
а. Национальный интерес – это способность государства успешно отгораживать себя от глобализационных процессов и осуществлять эффективный внутренний контроль
б. Национальный интерес – это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства
в. Национальный интерес — это система осознанных потребностей исторически сложившейся, организованной в государство общности людей, удовлетворение которых оценивается последними как благо для обеспечения собственных развития и безопасности.
ОТВЕТ: бв

Вопрос 6. Выберите три способа предотвращения войны согласно Гуго Гроцию:
a. конференция
б. жребий
в. третейский суд
г. уступка
ОТВЕТ: абв

Вопрос 7. Какое из утверждений о трактате «Жалоба мира» является неверным?
а. автор трактата осуждает войну, считая ее безнравственной и жестокой
б. автор считает возможным установление мира благодаря следованию христианским добродетелям
в. автором трактата является Вудро Вильсон
ОТВЕТ: в

Вопрос 8. Какой прогноз развития международных отношений после Холодной войны дает Дж. Миршаймер?
а. безъядерная Европа
б. распространение ядерного оружия
в. сохранение нынешнего клуба ядерных держав
ОТВЕТ: б

Вопрос 9. Автором какой работы является Карл фон Клаузевиц?
а. «О войне»
б. «Философия права»
в. «Шесть книг о республике»
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Выберите верное утверждение, относящееся к школе политического реализма:
а. фактор силы в международной политике переоценен
б. государства должны следовать тем же моральным принципам, что и индивиды
в. международные правила насаждаются доминирующими государствами
ОТВЕТ: в

Вопрос 11. «Умная сила», согласно работам Дж. Ная, это –
А. сочетание принуждения и финансового давления с "мягкой силой" государства
Б. научное и технологическое превосходство государства
В. применение информационных технологий в политических целях
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Кто из российских исследователей является автором идеи «плюралистической однополярности»?
а. А.Д. Богатуров
б. М.М. Лебедева
в. Т.А. Шаклеина
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. В какой работе теоретиков-марксистов обосновывалась идея мировой революции?
а. «Четырнадцать пунктов»
б. «Манифест коммунистической партии»
в. «Что делать?»
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Кто является автором теории гегемонии?
а. А. Вендт
б. А. Грамши
в. Н. Онуф
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. Выберите два верных утверждения, характеризующих взгляды российского просветителя В.Ф. Малиновского:
а. каждая нация должна стремиться к господству над более слабым соседом
б. в борьбе за всеобщий мир должно участвовать все человечество
в. для предотвращения войн необходимо учредить международную организацию
ОТВЕТ: бв
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.В чем отличие подхода политического реализма от подхода либерализма к понятию «национальный интерес»?
Ответ: в отличие от либерализма, реализм ставит национальный интерес выше частных интересов. Для реализма определяющими для понимания национального интереса являются геополитические приоритеты, а для либерализма - благосостояние граждан.

2. Почему Дж. Най и Р. Кеохейн считают состояние взаимозависимости наиболее сложным для сильных государств?
Ответ: взаимозависимость ограничивает автономность.

3. К какой форме правления, по мнению философа Иммануила Канта, должны перейти государства для обеспечения «вечного мира»?
Ответ: необходимым условием является переход государств к республиканской форме правления.

4. «К силе прибегают всегда, потому что это тот способ, при помощи которого люди, будь то на уровне индивидов или же групп, достигали желаемого. Люди не хотят воевать, они хотят другого –того, что может быть достигнуто в результате войны. Логичнее предположить, что если будет найден другой более эффектив-ный способ для этого, именно он, а не война и будет использован...».
К какому направлению теории международных отношений относится автор этого отрывка?
Ответ: либерализм (либеральный идеализм).

5. ___________________, согласно Английской школы теории международных от-ношений, образуется тогда, когда группа стран, осознавая общность базовых ин-тересов и ценностей, формирует сеть общих правил, норм и институтов.
Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: международное общест%D%B2о.

6. Какая общая черта объединяет постпозитивистские теории международных отношений?
Ответ: общая черта – критика традиционных теорий ИЛИ обращение к теме идентичности.

7. Назовите один из критериев справедливой войны, указанный Фомой Аквинским.
Ответ: справедливая война – это война, начатая по справедливой причине (из-за того, что противник совершил некий проступок) ИЛИ начатая со справедливым намерением (утвердить добро).

8. Почему, по мнению неореалиста К. Уолтца, однополярная система международных отношений менее устойчива, чем биполярная?
Ответ: потому что более слабые государства будут стремиться к союзу с другими для сдерживания доминирующей державы.

9. Какой способ предотвращения конфликтов предлагал Э. Крюсе в своей работе «Новый Киней»?
Ответ: Крюсе выдвинул идею создания постоянной международной организации, которая разрешала бы споры между государствами.

10. Чем и почему, по мнению Ш. Монтескье, отличаются народы Запада и Восто-ка?
Ответ: Монтескье указывал, что на Востоке люди медлительны и расслаблены, в то время как на Западе – предприимчивы и расторопны. Это отличие связано с разным климатом: жара подрывает силы и бодрость людей, а холодный климат укрепляет.
11. Почему биполярная система считается менее конфликтной, чем многополяр-ная?
Ответ: в биполярной системе только две крупные державы, между которыми может начаться конфликт. При этом два гегемона требуют лояльности от малых стран, образуя с ними четкие союзнические структуры и предоставляя гарантии защиты от противоположной стороны. А при многополярной системе наблюда-ется асимметрия силы между множеством участников, поэтому вероятность войны намного выше.
12. Охарактеризуйте традиционный подход, применяемый в китайской школе ТМО.
Ответ: Традиционный подход использует китайскую историю, философию и культуру (например, идеи даосизма или конфуцианства) для осмысления действующей системы мира и порядка.

13. Охарактеризуйте взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на международные отно-шения
Ответ: Маркс и Энгельс считают международные отношения социально-экономическими по своей сути, в которых происходит угнетение и эксплуатация капиталистическими странами всех остальных.

14. «Я не за то, чтобы мы связывали себя новыми договорами с раздорами Европы, не за то, чтобы мы вступали на эту арену резни ради сохранения ев-ропейского равновесия или присоединялись бы к союзу королей, воюю-щих против принципов свободы.. Нашим первым и фундаментальным принципом должно быть: никогда не ввязываться в ссоры и схватки Евро-пы».
О каком принципе внешней политике идет речь?
Ответ: принцип нейтралитета (невмешательства).

15. Назовите два признака государственного суверенитета по Ж. Бодену.
Ответ: постоянство власти и ее абсолютный (неограниченный) характер.

16. Почему, согласно идеям Т. Гоббса, в отношениях между государствами царит анархия?
Ответ: отношения анархичны, поскольку между народами нет общественного до-говора, который бы установил высшую власть и позволил обменять свободу на мир и безопасность.

17. «Унаследованные из прошлого связи между государствами разных цивилизаций, такие как, например, военные альянсы времен “холодной войны”, по всей видимости, слабеют или исчезают бесследно. Не осуществятся и надежды на тесное “межцивилизационное” партнерство, о котором заявляли лидеры России и Америки. Складывающиеся ныне межцивилизационные отношения будут варьироваться от холодности до применения насилия, но в большинстве случаев они будут балансировать ближе к середине диапазона между этими крайностями».
Какие отношения между цивилизациями прогнозирует автор отрывка?
Ответ: отношения будут прохладными либо враждебными.
18. Что общего во взглядах Ф. Фукуямы и Дж. Ная на акторов международных от-ношений?
Ответ: И Ф. Фукуяма, и Дж. Най считают, что государства не являются главными акторами международных отношений. Кроме государств акторами являются международные организации.

19. Что С. Хантингтон называет конфликтом «по линии разлома»? Приведите пример такого конфликта.
Ответ: конфликт «по линии разлома» – это национально-религиозный конфликт между государствами или группами государств, принадлежащими к различным цивилизациям. Пример – индо-пакистанский (Кашмирский) конфликт, Карабах-ский конфликт, Косовский конфликт.

20. «Межгосударственные системы, в отличие от других социальных систем, характеризуются отсутствием высшей инстанции, осуществляющей контроль или регулирование. Поэтому их характеризует прежде всего распределение могущества: если несколько государств, обладающих мощью одинакового порядка, вступают в борьбу, заключают союз либо противостоят друг другу, то система тяготеет к такой форме, как европейский концерт прошлого столетия. Если же два какие-то государства превосходят все остальные, то возникает ____________ система».
Вставьте пропущенное слово.
Ответ: биполярная (двухполюсная).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-9: Способен участвовать в реализации основных профессиональных и дополнительных образовательных программ
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Метод обучения, при котором учитель излагает учебный материал как путь решения проблемы, а ученики следят за ходом мысли учителя и получают образец построения логических рассуждений - это
а. Метод проблемного изложения
б. Объяснительно-иллюстративный
в. частично-поисковый
ОТВЕТ: а
2. Метод обучения, при котором учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по поиску новых знаний, а ученики самостоятельно добывают новые знания - это
а. репродуктивный
б. исследовательский
в. частично-поисковый
ОТВЕТ: в
3. Какая система обучения получила наибольшее распространение в вузах?
а. лекционно-семинарская
б. проектная
в. классно-урочная
ОТВЕТ: а
4. Объяснение как метод обучения - это
а. краткая запись содержания прочитанного без подробностей и второстепенных деталей
б. истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений
в. показ слушателям иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт
ОТВЕТ: б
5. Какого вида метода обучения не существует?
а. словесные методы
б. наглядные методы
в. интуитивные методы
ОТВЕТ: в
6. Выберите три разновидности словесного метода обучения.
а. рассказ
б. демонстрация
в. дискуссия
г. беседа
ОТВЕТ: авг
7. Выберите два верных определения репродуктивного метода.
а. это метод обучения, основанный на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнение других лиц.
б. это метод обучения, при котором преподаватель объясняет и даёт установку на повторение, запоминание, а ученики многократно повторяют и запоминают теоретический материал или вырабатывают навык
в. это метод учебной деятельности, осуществляемой по определенной инструкции, с воспроизведением знаний и практических умений, приобретенными учащимися ранее
ОТВЕТ: бв
8. Что относится к материальным средствам обучения?
а. Мимика и жесты
б. Учебная книга, дидактический материал
в. Речь преподавателя
ОТВЕТ: б

9. Выберите две основных задачи проведения семинарских занятий.
а. углубление, закрепление знаний, полученных на лекции и в результате самостоятельной работы
б. развитие активности слушателей в обсуждении вопросов и проблем, поставленных на обсуждение семинарского занятия
в. обеспечение высокой скорости изучения материала
ОТВЕТ: аб
10. Лекция - это
а. упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления материала
б. показ слушателям иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт
в. последовательное изложение преподавателем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические положения, законы, сообщаются факты, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними
ОТВЕТ: в
11. Выберите два верных определения обзорной лекции.
а. лекция, применяемая при повторении пройденного материала
б. организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях
в. лекция, цель которой - систематизировать полученные студентами знания
ОТВЕТ: ав
12. Диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем тщательно продуманной системы вопросов подводит слушателей к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного - это
а. беседа
б. монолог
в. конспектирование
ОТВЕТ: а
13. Какое из определений является неверным?
а. Конспектирование - это краткая запись содержания прочитанного без подробностей и второстепенных деталей
б. Конспектирование - это процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого или воспринимаемого на слух текста, результатом которого является запись в виде конспекта
в. Конспектирование - это подбор материала для преобразования его в визуальную форму
ОТВЕТ: в
14. Выберите два метода проблемного обучения
а. объяснительно-иллюстративный метод
б. исследовательский метод
в. рассказ
ОТВЕТ аб
15. Метод кейсов – это
а. практическое занятие, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос с целью поиска компромисса
б. способ организации практических занятий, который способствует развитию умения анализировать ситуации
в. пошаговое выполнение определенных действий, направленных на достижение определенного результата под руководством преподавателя
ОТВЕТ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Из каких элементов состоит план семинара?
Ответ: дата и тема семинарского занятия; вопросы, выносимые на обсуждение семинара, список рекомендуемой литературы.
2. Как называется метод обучения, при котором учитель создаёт ситуацию, требующую, «домыслить» недостающий элемент в изучаемом материале, а ученики ищут недостающую часть, осмысливая уже известные им элементы и связи?
Ответ: частично-поисковый (эвристический) метод.
3. В каких случаях применяется эвристический метод обучения?
Ответ: этот метод применяется тогда, когда преподаватель ставит цель обучить слушателей отдельным элементам самостоятельного решения проблемы, организовать и вести силами слушателей частичный поиск новых знаний.
4. В чем сходство исследовательского и частично-поискового метода?
Ответ: Как и эвристический, так и исследовательский методы предполагают постановку учебных проблем и проблемных задач; управление преподавателем учебнопознавательной деятельностью слушателей, а слушатели в том и другом случае усваивают новые знания, в основном путем решения учебных проблем.
5. Назовите преимущество лекций как формы обучения.
Ответ: Лекция — самый экономичный путь получения информации слушателями, так как в лекции преподаватель может сообщить научные знания в обобщенном виде, почерпнутые из многих источников и которых еще нет в учебниках.
6. Из чего состоит план учебного занятия?
Ответ: План учебного занятия в себя такие элементы, как цель, ход занятия, оснащение учебного процесса, домашнее задание.
7. Перечислите виды самостоятельной работы обучающегося.
Ответ: подготовка к практическим (семинарским) занятиям, подготовка рефератов, докладов, подготовка к зачетам и экзаменам, написание курсовых работ (проектов).
8. Назовите три основных виды лекций.
Ответ: вводная, обзорная, установочная, заключительная.
9. Основными требованиями круглого стола являются:
Ответ: неразрешённый вопрос; равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон; выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.
10. Какую роль при проведения занятия в формате круглого стола играет ведущий?
Ответ: ведущий определяет цель и задачи встречи, предоставляет слово выступающим, направляет беседу, подводит итоги круглого стола.
11. "_________________ - это имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной ситуации в игровой форме, в которой каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры".
Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: деловая игра
12. "Практическое занятие, в ходе которого поиск решения проблемы осуществляется через стимулирование творческой активности, когда участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, из которых в дальнейшем выбирается наиболее удачное для использования на практике, называется _____________".
Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: мозговой штурм (мозговая атака).
13. Перечислите этапы мозгового штурма.
Ответ: формулировка проблемы, формирование рабочих групп, тренировочная интеллектуальная разминка, решение поставленной проблемы, отбор наилучших идей экспертной группой.
14. Какие требования предъявляются к ситуационной задаче (кейсу) при использовании в обучении метода кейса?
Ответ: кейс должен фокусироваться на теме, вызывающей интерес; вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни, включать цитаты из реальных источников.
15. В чем отличие курсовой работы от курсового проекта?
Ответ: курсовая работа представляет собой исследовательскую работу по одной теме изучаемой учебной дисциплины, а курсовой проект - исследовательскую работу, выполняемую по совокупности тем изучаемой учебной дисциплины.
16. Назовите методы контроля за усвоением знаний.
Ответ: контрольная работа, письменное тестирование, зачет, экзамен.
17. Что такое "лекция с применением техники обратной связи"?
Ответ: это лекция, в которой возможность с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на поставленный им вопрос.
18. Какова рекомендуемая продолжительность выступления с докладом на семинарских занятиях?
Ответ: продолжительность не должна превышать 15–20 минут.
19. В чем преимущество объяснительно-иллюстративного метода обучения?
Ответ: этот метод облегчает понимание сложной информации, благодаря тому что преподаватель передает студентам готовую информацию с помощью разных средств (устных, наглядных).
20. Охарактеризуйте репродуктивный метод обучения.
Ответ: Репродуктивный метод обучения основывается на том, что материал предоставляется учащимся уже несколько видоизмененным и понятным для восприятия. Преподаватель дает учащимся соответствующую инструкцию (правило, образец, схему) и предлагает применить на практических занятиях.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9139. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины