МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-психологические аспекты конфликторазрешения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 5
индивидуальные консультации 34
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 5 5 5 5
Консультации 34 34 34 34
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев Виктров Валентинович

Рабочая программа дисциплины
Социально-психологические аспекты конфликторазрешения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов представление о социально-психологических аспектах конфликторазрешения; познакомить студентов с основными методами, позволяющим диагностировать, прогнозировать и подвергать коррекции конфликты;
обеспечить формирование у студентов умения применять психологический инструментарий к объектам конфликтологических исследований

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять подготовку к процедуре медиации, вести процесс выработки, согласования условий медиативного соглашения и завершения процедуры медиации
ПК-2.1 Знает принципы и последовательность процедуры медиации, техники и приемы работы медиатора
ПК-2.2 Умеет организовывать взаимодействие между участниками медиации, анализировать информацию, содействовать поиску взаимовыгодного решения
ПК-2.3 Владеет навыками подготовки и проведения медиативных переговоров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы и последовательность процедуры медиации, техники и приемы работы медиатора
3.2.Уметь:
3.2.1.организовывать взаимодействие междуучастниками медиации, анализировать информацию, содействовать поиску
взаимовыгодного решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подготовки и проведения медиативных переговоров

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы психологического изучения конфликтов
1.1. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов Сам. работа 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Эго-психология Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Индивидуальная психология А. Адлера Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Психоланализ З. Фрейда Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Аналитическая психология К. Юнга Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Логотерапия В. Франкла Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Логотерапия В. Франкла Сам. работа 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Клиент-центрированная терапия К. Роджерса Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Теория самоактуализации А. Маслоу Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Аналитическая психология К. Юнга Сам. работа 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Учение Э. Фромма Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Конфликт как когнитивный феномен Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.14. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии Сам. работа 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.15. Стратегии поведения в конфликте Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.16. Типология конфликтных личностей Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.17. Внутриличностный конфликт Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.18. Межличностный конфликт Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.19. Групповые конфликты Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.20. Конфликты в организациях. Управленческие конфликты Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.21. Семейные конфликты Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.22. Психологическая традиция изучения конфликтов Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Управление конфликтами в современной психологии
2.1. Личностные предпосылки возникновения конфликтов Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Способы урегулирования и разрешения конфликтных ситуаций: конфликтологическая и психологическая традиции Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Методы диагностики конфликтов в психологии Сам. работа 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Консультации 4 34 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
2.5. Экзамен 4 27 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-2. Способен осуществлять подготовку к процедуре медиации, вести процесс выработки, согласования условий медиативного соглашения и завершения процедуры медиации
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа)

1. Законодательство Российской Федерации закрепило следующие принципы медиации (возможно несколько вариантов ответов):
а) добровольность
б) конфиденциальность
в) сотрудничество
г) равноправие сторон
д) независимость медиатора
е) объективность результатов
1-а,в

2. Когда, согласно закону N 193-ФЗ, начинается процедура медиации:
а) когда стороны выбрали медиатора
б) со дня заключения соглашения сторонами о проведении этой процедуры
в) когда стороны устно договорились, что такая процедура необходима
2-б

3. Если медиативные переговоры завершились победой одной из сторон конфликта, это означает, что они проведены:
а) успешно
б) не успешно
в) частично успешно
3-б

4. В группу методов управления конфликтами входят (исключите лишнее):
а) структурные методы
б) метод картографии
в) опрос
4-в

5. На какой фазе конфликта возможности разрешения конфликта самые высокие:
а) начальной фазе;
б) фазе подъема;
в) пике конфликта;
г) фазе спада.
5- а

6. Профессиональный посредник называется:
а) суггестором;
б) медиатором;
в) коллегой.
6- б

7. Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями – это:
а) конфликт;
б) предконфликтная ситуация;
в) дискуссия;
г) спор.
7-а

8. Совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и разрешение проблемы – это:
а) затухание конфликта.
б) разрешение конфликта.
в) манипуляции в конфликте.
8-б

9. Выберите альтернативные формы разрешения конфликтов, которые существуют в России (возможно несколько вариантов ответов):
а) медиация
б) арбитраж
в) комиссии по трудовым спорам
г) суд
9-а,в

10. Лицо, которое подталкивает других участников к конфликту называется:
а) посредник
б) пособник
в) подстрекатель
10- в

11. В каком году был принят ФЗ №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"?
а) 2004
б) 2006
в) 2008
г) 2010
11-г

12. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста:
а) 18 лет
б) 20 лет
в) 21 года
г) 23 лет
12-а

13. В правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны быть указаны (уберите лишнее):
а) виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами
б) порядок выбора или назначения медиаторов
в) порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации
г) сведения о документах об образовании медиаторов
13-г

14. В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь:
а) со всеми сторонами вместе
б) с каждой из сторон в отдельности
в) верны оба варианта
14-в

15. Процедура медиации должна быть прекращена в срок не более чем в течении:
а) шестидесяти дней
б) тридцати дней
в) десяти дней
15- а
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» - верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» - верно 50% или менее 50% заданий

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме – это __________________________ соглашение
2. Беседа медиатора с каждой стороной индивидуально (поочередно) – это _______________
3. Верно ли, что наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами
4. Лица, желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации – это ___________ медиации
5. При направлении одной из сторон письменного обращения о проведении процедуры медиации, второй стороне необходимо ответить в течение ____ дней
6. Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) был принят в _________ году
7. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается _________________
8. Соглашение, достигнутое сторонами, в результате применения процедуры медиации к спору и заключенное в письменной форме – это ____________________ соглашение
9. Процедура медиации представляет собой ________________ форму защиты права
10. Независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора - это __________
11. Пути решения конфликта разрабатывают ______________
12. Медиация не может применяться к ________________ трудовым спорам в образовательном учреждении
13. Договор сторон о прекращении производства по делу и, соответственно, спора на определенных, согласованных ими условиях, который утверждается арбитражным судом – это ____________
14. Слово, действие (или бездействие), которое может привести к конфликту – это _____________
15. Деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и устранение проблемы – это _________________________
16. Саморегулируемые организации медиаторов создаются в форме _______________
17. Форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, в том числе для урегулирования конфликта внутри группы – это ___________
18. Разрыв отношений как знак протеста против поведения оппонента называется _______________
19. Верно ли, что деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью?
20. Определение потребностей всех участников соответствует стилю поведения в конфликте ________________
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. медиативное
2. кокус
3. неверно
4. стороны
5. 30
6. 2010
7. сторонами конфликта
8. медиативное
9. альтернативную
10. медиатор
11. стороны конфликта
12. коллективным
13. мировое соглашение
14. конфликтоген
15. разрешение конфликта
16. ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств
17. фасилитация
18. бойкот
19. верно
20. сотрудничество


Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» на странице курса https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10807. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 80-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-79% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 55-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каменская В.Г. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА И МОТИВАЦИИ В СТРУКТУРЕ КОНФЛИКТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/060DBAF1-935D-40B2-A89F-4E25185B8266.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Э3 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru
Э4 Курс в Moodle "Социально-психологические аспекты конфликторазрешения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.