МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагогика современной школы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_Педагогическое образование_ПСШ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, Доцент, Пойдина Т.В.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, Дир. инст., Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. искусств., доцент Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд. искусств., доцент Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развитие педагогического мышления и формирование проектной культуры субъектов образования с целью их личностного и профессионального самоопределения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
ОПК-3.1 Знает: основы инклюзивного образования; нормативно-правовые, психолого-педагогические, проектно-методические и организационно-управленческие аспекты организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, при реализации основ ных образовательных программ
ОПК-3.2 Умеет: проектировать содержание и организационно-методический инструментарий процесса совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-3.3 Владеет: методикой выбора и проектирования форм и методов организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-4Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1 Знает: основы духовно-нравственного воспитания личности обучающихся на основе базовых национальных ценностей; методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития чувств, нравственной позиции и поведения; документы, определяющие содержание базовых национальных ценностей, духовно-нравственного развития и воспитания личности в организациях основного общего, среднего общего образования
ОПК-4.2 Умеет: проектировать, планировать и организовывать различные виды деятельности обучающихся (группы обучающихся) в целях духовно-нравственного воспитания на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.3 Владеет технологиями развития ценностно-смысловой сферы личности, опыта нравственных отношений, представлений об эталонах взаимодействия с людьми в организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1 Знает: основы инклюзивного образования; нормативно-правовые, психолого педагогические, проектно-методические и организационно-управленческие аспекты организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, при реализации основных образовательных программ
ОПК-4.1 Знает: основы духовно-нравственного воспитания личности обучающихся на основе базовых национальных ценностей; методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития чувств, нравственной позиции и поведения; документы, определяющие содержание базовых национальных ценностей, духовно-нравственного развития и воспитания личности в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2 Умеет: проектировать содержание и организационно-методический инструментарий процесса совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-4.2 Умеет: проектировать, планировать и организовывать различные виды деятельности обучающихся (группы обучающихся) в целях духовно-нравственного воспитания на основе базовых национальных ценностей; применять технологии развития ценностно-смысловой сферы личности, опыта нравственных отношений, представлений об эталонах взаимодействия с людьми в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.3 Владеет: методикой выбора и проектирования форм и методов организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогическое проектирование как комплексная задача
1.1. Педагогическое проектирование как комплексная задача Лекции 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
1.2. Принципы и условия организации педагогического проектирования: составление конспекта Сам. работа 2 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
1.3. Виды и уровни педагогического проектирования Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
1.4. Работа со справочной и дополнительной литературой. Подготовка и выполнение тестовых заданий в электронном курсе Сам. работа 2 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
1.5. Виды педагогических проектов Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
1.6. Письменная работа: Содержание работы над проектом преподавателя и учащихся Сам. работа 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
1.7. Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
1.8. Критерии оценки результатов проектной деятельности Сам. работа 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
Раздел 2. Проектирование образовательной среды
2.1. Психолого-педагогические основы проектирования образовательной среды Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
2.2. Нормативные документы, регламентирующие функционирование образовательной среды Сам. работа 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
2.3. Современные подходы к проектированию образовательной среды Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
2.4. Проектирование контекста педагогической деятельности.Проектирование педагогической ситуации. Проектирование среды как социально-педагогического контекста. Сам. работа 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
2.5. Проектирование основных компонентов учебной и воспитательной деятельности учащихся Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
2.6. Социально-педагогические проекты.Проекты личностного становления и развития. Понятие "акмеологическое проектирование" Сам. работа 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
2.7. Выполнение творческого задания в электронном курсе Сам. работа 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
Раздел 3. Основы проектирования учебной и воспитательной деятельности
3.1. Проектирование организационных форм обучения и воспитания Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
3.2. Проектирование программ внеурочной воспитательной деятельности Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
3.3. Проектирование самостоятельной работы учащихся по учебной дисциплине Сам. работа 2 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
3.4. Работа со справочной и дополнительной литературой. Подготовка и выполнение тестовых заданий в электронном курсе Сам. работа 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
Раздел 4. Практические аспекты педагогического проектирования
4.1. Проектирование основных компонентов образовательного процесса Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
4.2. Интерактивные методы и средства обучения и воспитания в педагогическом проекте Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
4.3. Разработать проект внедрения инноваций в образовательную систему конкретного учебного заведения Сам. работа 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
4.4. Экспертиза проектной деятельности в сфере образования Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
4.5. Функции экспертизы педагогического проекта. Экспертиза образовательной среды Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2
4.6. Итоговое задание: разработка проекта учебного занятия. Подготовка к зачету. Сам. работа 2 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет "АлтГУ" -
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4111

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-3: Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности - это:
1. Социально-педагогическое проектирование
2. Педагогическое проектирование
3. Психолого-педагогическое проектирование
Правильный ответ : 2

2. Деятельность по преобразованию образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов, -это:
1. Педагогическая деятельность
2. Инновационная деятельность
3. Проектно-исследовательская деятельность
Правильный ответ : 2

3. Учение о создании (проектировании) педагогического новшества, его оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике, -это:
1. Педагогическая праксиология
2. Педагогическое консультирование
3. Педагогическая инноватика
Правильный ответ : 3

4. Кому впервые пришла идея «технологизации» обучения? Из приведенных примеров выберите правильный.
1. К.Д. Ушинский.
2. А.С. Макаренко.
3. Я.А. Коменский.
Правильный ответ : 3

5. Разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы – это …
1. Педагогическое моделирование
2. Педагогическое конструирование
3. Педагогическое проектирование
4. Инновационный процесс
Правильный ответ: 1

6. Учебное занятие, основанное на коммуникативных универсальных учебных действиях:
1. Урок информационного поиска
2. Урок прогнозирования
3. Урок-спектакль
Правильный ответ : 3

7. Построение развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия для развития ребенка в качестве субъекта деятельности, - это:
1. Социально-педагогическое проектирование
2. Педагогическое проектирование
3. Психолого-педагогическое проектирование
Правильный ответ : 3

8. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к:
1. Регулятивным действиям
2. Коммуникативным действиям
3. Общеучебным действиям
Правильный ответ : 3

9. Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к:
1. Регулятивным действиям
2.Коммуникативным действиям
3.Познавательным действиям
Правильный ответ : 1

10. В условиях перехода к профильному обучению наиболее актуальной формой индивидуальной оценки знаний учащихся считают
1. Педагогические тесты
2. Портфолио учебных достижений
3. Рейтинговую систему оценивания
4. Образовательный мониторинг
Правильный ответ: 2

11. Построение образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона - это:
1. Социально-педагогическое проектирование
2. Педагогическое проектирование
3. Психолого-педагогическое проектирование
Правильный ответ : 1

12. Права учащихся образовательного учреждения определяются:
1. Программой развития учреждения
2. Образовательной программой
3. Положением об образовательном учреждении
4. Уставом образовательного учреждения
Правильный ответ: 4

13. Объектами педагогического проектирования являются:
1. Педагогические системы
2. Педагогический процесс
3. Педагогические ситуации
4. всё выше перечисленное
Правильный ответ: 4

14. Основанием выделения следующих типов учебных занятий: урок постановки учебной задачи, урок преобразования учебной задачи, урок моделирования, урок преобразования модели, урок построения системы конкретно-практических задач, урок контроля, урок оценки является:
1. Структура учебной деятельности
2. Приемы активизации познавательного интереса
3. Способы организации общения
Правильный ответ: 1

15. Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, - это:
1. Методический прием
2. Правило
3. Метод
Правильный ответ : 3

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе, – это …
Правильный ответ: педагогический процесс.

2. Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества -....
Правильный ответ: воспитание.

3. Назовите 3 основных функции педагогического процесса.
Правильный ответ: образовательная (или учебная), воспитательная и развивающая.

4. Какова позиция учителя в личностно-ориентирующем обучении?
Правильный ответ: развитие индивидуальности каждого обучающегося.

5. Способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств
Правильный ответ: поощрение.

6. Какой подход требует учета индивидуальных особенностей воспитанников?
Правильный ответ: личностный.

7. Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами
Правильный ответ: проективными.

8. Кто из педагогов определил процесс обучения как целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников?
Правильный ответ: Ю. К. Бабанский.

9. Верно ли утверждение о том, что необходимо ли планировать проведение специальных “мотивационных” моментов на уроке?
Правильный ответ: верно.

10. Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным, – это …
Правильный ответ: навы.к

11. Публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися это …
Правильный ответ: диспут.

12. Предполагает отработку профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами …тренинг
Правильный ответ: имитационный.

13. Комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей – это образовательные …
Правильный ответ: услуги.

14. Чем отличается рабочая программа от учебного плана?
Правильный ответ: Учебный план регламентирует наименования дисциплин и их объем. Рабочая программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. Она определяет научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий.

15. Что включает в себя содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования?
Правильный ответ: федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания.

16. Назовите три обязательных элемента, которые необходимо включить в раздел тематическое планирование в соответствии с актуализированным ФГОС?
Правильный ответ: 1) содержание предмета, модуля, курса; 2) планируемые результаты его освоения; 3) тематическое планирование.

17.Систему развивающего обучения какого автора называют технологией раннего интенсивного всестороннего развития?
Правильный ответ: Занков.

18. Субьектно-деятельностный тип обучения, приходящий на смену традиционному объектно-трансляционному типу и основывающийся на новом представлении об онтогенезе психики человека, – это
Правильный ответ: развивающее обучение.

19. Какова позиция ученика в личностно-ориентирующем обучении?
Правильный ответ: самопознание, самоопределение, самореализация.

20. Специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы, – это
Правильный ответ: интерактивное обучение.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-4: Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе, - это:
1. Личностные результаты
2. Метапредметные результаты
3. Предметные результаты
Правильный ответ : 1

2. Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, действовать в рамках моральных норм относится к:
1.Регулятивным действиям
2.Познавательным действиям
3. Личностным действиям
Правильный ответ : 3

3. Принцип организации воспитания и обучения детей в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими, психофизиологическими и другими природными особенностями - это:
1.Принцип культуросообразности
2.Принцип индивидуальности
3.Принцип природосообразности
Правильный ответ : 3

4. Какими признаками характеризуют нравственное воспитание?
1. Формированием умений выстраивать поведение с учетом общественных требований и норм морали
2. Развитием у воспитанников общетрудовых умений
3. Укреплением здоровья, обеспечением работоспособности, силы, выносливости
Правильный ответ : 1

5. Какими признаками характеризуют эстетическое воспитание?
1. Формированием у человека ответственного отношения к семье
2. Знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение
3. Совершенствованием в человеке способности воспринимать, создавать и ценить прекрасное в жизни и искусстве
Правильный ответ : 3

6. Какими признаками характеризуют патриотическое воспитание?
1. Развитием экономического мышления
2. Знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение
3. Формированием у человека ответственного отношения к своему народу и Отечеству
Правильный ответ : 3

7. Данная цель является идеалом воспитания?
1. Воспитание многоязычного индивида
2. Воспитание поликультурной личности
3. Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности
Правильный ответ : 3

8. Убеждения, которые определяют духовный мир личности:
1. Направленность — ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, поступки
2. Направленность — ценностные ориентации
3. Интересы, желания
Правильный ответ : 1

9. Процессом чего из списка является эстетическое воспитание?
1. Восприятия эстетических суждений
2. Приобщения к различным жанрам искусства
3. Формирования чувств в области прекрасного
Правильный ответ : 3

10. Определите требования у личностного подхода:
1. Учет индивидуальных особенностей воспитанников
2. Учет возрастных особенностей в воспитании
3. Учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников в формировании личности, ее жизненных планов и ценностных ориентаций
Правильный ответ : 3

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В сфере … развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить: трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
Правильный ответ : личностного.

2.. …- это чувство и сформировавшаяся позиция верности своему Отечеству и солидарности с народом.
Правильный ответ : Патриотизм

3. Признание самоценности личности, реализация внутренней и внешней свободы – это принцип…
Правильный ответ : гуманизма.

4. Воспитание рассматривается как важнейший фактор приобщения личности к духовным ценностям, приобретения личностных смыслом и потребности в самообразование и…
Правильный ответ : саморазвитии.

5. Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется … воспитанием.
Правильный ответ : умственным

6. Нравственное воспитание представляет собой … взаимодействия воспитателя и воспитуемого.
Правильный ответ : процесс

7. Любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. К какой ценности это относится?
Правильный ответ : Семьи.

8. Процесс устранения отрицательных свойств личности и замещениях их положительными – это …
Правильный ответ : перевоспитание.

9. Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества -....
Правильный ответ : воспитание.

10. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод воспитания как…
Правильный ответ : пример.

11. Содержание… воспитания должно включать в себя несколько направлений : духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эколого-краеведческое и историко-краеведческое.
Правильный ответ : патриотического

12. Ценности: нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания … чувства.
Правильный ответ : нравственные

13. Ориентация на безусловное уважение человеческого достоинства каждого участника педагогического процесса, утверждение гуманности, реализация принципа единства уважения к личности воспитанника и требовательности к нему – это …
Правильный ответ : профессиональный педагогический долг.

14. Внутренний, эмоционально освоенный регулятор деятельности, определяющий его отношение к окружающему миру, к себе и моделирующий содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности – это …
Правильный ответ : ценности педагога.

15. Личностный контакт воспитателя и воспитанника, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок – это …
Правильный ответ : взаимодействие педагогическое

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голованова, Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов . М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7E727000-6289-4B94-A30D-CA1AD840BEB7.
Л1.2 Б.Р. Мандель. - Инновационные технологии педагогической деятельности : учебное пособие : учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа , 2016. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429392
Л1.3 Золотарева А.В. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. РАЗВИТИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Золотарева А.В., Криницкая Г.М., Пикина А.Л. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебное пособие Кемеровский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека online", 2012 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Пикина А.Л., Тихомирова Н.Г., Мухамедьярова Н.А., Золотарева А.В. - отв. ред. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л3.2 Стегний, В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/492995
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Вопросы образования: сайт журнала: vo.hse.ru
Э2 Российское образование: федеральный портал www.edu.ru
Э3 Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
Э4 Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов
Универсальная справочно-информационная база данных периодических изданий «ИВИС» http://www.ebiblioteka.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.
Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.
2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;
3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.