МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология общения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.06. специальность Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план38_02_06_Финансы-2023_9кл
Часов по учебному плану 48
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 8
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 8 8 8 8
Итого 48 48 48 48

Программу составил(и):
преподаватель, первая категория, Борисова Оксана Александровна

Рецензент(ы):
преподаватель, Тимофеева Виктория Васильевна

Рабочая программа дисциплины
Психология общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 ФИНАНСЫ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
Финансы Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат экономических наук, доцент Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование культуры общения, психологических и нравственных качеств, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- цели, функции, виды и структуру общения;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- психологические особенности личности;
- причины, виды и способы разрешения конфликтов;
- психологические основы деятельности коллектива;
- этические принципы общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
- организовывать работу коллектива и команды;
- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности;
- практически определять тип конфликта, этапы и структуру конфликтного взаимодействия;
- вырабатывать стратегию поведения в конфликтной ситуации.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общение как основа человеческого бытия
1.1. Общение и его социально-психологическая структура. Коммуникативный процесс Лекции 3 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Устный опрос по теме "Общение и его социально-психологическая структура. Коммуникативный процесс" Практические 3 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Коммуникативная игра «Невербальные средства общения» Практические 3 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Общение как взаимодействие Лекции 3 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Деловая игра «Общение как взаимодействие» Практические 3 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Общение как межличностная перцепция Лекции 3 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Устный опрос по теме "Общение как межличностная перцепция" Практические 3 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Психологические типы людей
2.1. Личность и индивидуальность Лекции 3 2 ОК 01., ОК 03. Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Устный опрос по теме "Личность и индивидуальность" Практические 3 2 ОК 01., ОК 03. Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Общение и конфликты
3.1. Понятие конфликта, его сущность. Этапы развития конфликтов Лекции 3 2 ОК 01., ОК 03. Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Устный опрос по теме "Понятие конфликта, его сущность. Этапы развития конфликтов" Практические 3 2 ОК 01., ОК 03. Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Урегулирование конфликтов Лекции 3 2 ОК 01., ОК 03. Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Выбор стратегии взаимодействия Практические 3 2 ОК 01., ОК 03. Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Стресс и саморегуляция Практические 3 2 ОК 01., ОК 03. Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Психология коллектива
4.1. Личность и группа Лекции 3 2 ОК 06. Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Коллоквиум «Структура и динамические процессы малой социальной группы» Практические 3 2 ОК 06. Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Подготовка к коллоквиуму «Структура и динамические процессы малой социальной группы Сам. работа 3 4 ОК 06. Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Этика в процессе делового общения
5.1. Деловое общение Лекции 3 2 ОК 06. Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Чтение докладов по теме «Этикет в профессиональной деятельности» Практические 3 2 ОК 06. Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Подготовка доклада по теме Этикет в профессиональной деятельности» Сам. работа 3 4 ОК 06. Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет Практические 3 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 06. Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8502
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Общение – это:
А) сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга;
Б) множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации;
В) авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям.
2. Под прямым общением понимается:
А) включение в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации;
Б) неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения;
В) естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных и невербальных средств, когда информация лично передается одним из его участников другому.
3. Массовое общение – это:
А) множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации;
Б) сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга;
В) непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
4. По цели выделяют:
А) материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное;
Б) биологическое, социальное;
В) непосредственное, опосредствованное, прямое, косвенное.
5. В структуре общения выделяют … взаимосвязанные стороны общения:
А) 2;
Б) 3;
В) 4.
6. Общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника с использованием различных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) – это … общение
А) манипулятивное;
Б) деловое;
В) светское.
7. Определите название позиции партнера по общению, состояние психики которого воспроизводит мысли и реакции, бывшие у индивида в раннем детстве:
А) родителя;
Б) ребенка;
В) взрослого;
Г) неучастия.
8. Паралингвистикой называют:
А) система вокализации
Б) организация пространства и времени коммуникативного процесса
В) визуальный контакт
9. Что понимается под “такесикой”:
А) процесс передачи вербальной информации
Б) прикосновение людей друг к другу во время общения
В) визуальный контакт
10. Коммуникативной стороной общения называют:
А) обмен информацией
Б) восприятия друг друга
В) взаимодействие
11.Общение, которое преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида - это...
А) социальное общение
Б) личностное общение
В) диалоговое общение
12.Общение, которое характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации - это...
А) опосредованное общение
Б) косвенное общение
В) биологическое общение
13. Что является основными механизмами в познании человека?
А) идентификация;
Б) эмпатия;
В) рефлексия;
Г) аттракция;
Д) метонимия
14.Что не относится к коммуникативным барьерам?
А) барьер непонимания;
Б) семантические барьеры;
В) барьер отрицательных эмоций.
15.Коммуникативная компетентность - это?
А) способность устанавливать необходимые контакты с другими людьми;
Б) способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми для лучшего взаимодействия;
В) способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми
16. Из предложенных характеристик выберите те, которые по смыслу соответствуют (вариант ответа, например 1А):
1. соперничество А) поиск решения, удовлетворяющий интересы всех сторон
2. сотрудничество Б) открытая борьба за свои интересы
3. компромисс В) стремление выйти из конфликта, не решая его
4. приспособление Г) урегулирование разногласий через взаимные уступки
5. уклонение Д) тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами
17. Причина конфликта – это:
а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;
б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;
в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;
18. Кто из ниже перечисленных ученых разработал двухмерную модель стратегий поведения личности в конфликте:
А) К. Томас и Р. Киллмен
Б) Х. Корнелиус и Ш. Фейр
В) Д. Скотт и Ч. Ликсон
19. Стратегия сотрудничества:
А) приводит к разрешению конфликта
Б) ее применимость и эффективность зависит от конкретной ситуации
В) свидетельствует о высокой конфликтологической компетентности личности
20. Закончите предложение, выбрав соответствующее слово. Поиск решения, удовлетворяющий интересы всех сторон - это:
А) компромисс,
Б) сотрудничество
В) приспособление
21. Укажите позиции, которые соответствуют приспособлению:
А) Правда на Вашей стороне
Б) Открытое обсуждение проблем приведет к ухудшению ситуации
В) Лучше добрые отношения, чем настаивание на своей позиции
22. Выделяют пять основных стратегий выхода из конфликта (К. Томас): соперничество, сотрудничество, уклонение, приспособление и…
А) компромисс.
Б) переговоры
В) сглаживание
23. Конфликт в переводе с латинского означает:
А) соглашение
Б) столкновение;
В) существование
24. Компромисс – это:
А) согласие, которое достигнуто путем взаимных уступок
Б) демонстрация покорности, согласия с предъявляемой претензией
В) выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает и получает то, что хочет
25. Инцидент — это:
А) первое открытое столкновение субъектов
Б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними
В) истинная причина конфликта
26. Базовые признаки конфликта (выберите правильные ответы):
А) активность
Б) борьба
В) биполярность
27. Низким уровнем поведенческой активности, медлительностью, невыразительностью мимики, высокой устойчивостью, стабильностью привычек и поведения отличается:
А)холерик
Б) меланхолик
В) флегматик
Д) сангвиник
28. Существуют различные классификации «малых групп». Исключением являются:
А) публика и аудитория
Б) первичные и вторичные
В) формальные и неформальные
29. В каких формах реализуется деловое общение?
А) деловая беседа
Б) деловые переговоры
В) деловая переписка.
Г) деловые совещания
Д) все ответы верны
30. Стресс, сопровождающий любой конфликт, накладывает отпечаток на его протекание. Это суждение..:
А) верно
Б) не верно

Правильные ответы:









10А
11А
12Б
13АБВГ
14В
15В
16. 1Б,2А, 3Г, 4Д, 5В
17В
18А
19Б
20Б
21БВ
22А
23Б
24А
25А
26АВ
27В
28А
29Д
30А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: основным оценочным средством является дифференцированный зачет, предполагающий два блока:
1) блок на проверку общих знаний (выполнение теста с заданиями закрытой формы на электронном курсе в СДО moodle, проводится в учебной аудитории),
2) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание по двум темам, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» (https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=333272 )
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест, состоящий из 30 вопросов, студент может получить максимум 30 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 балловНа выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой устный ответ на две темы, студент может получить максимум 10 баллов при выполнении следующих условий:
студентом представлено развернутое монологическое высказывание,
даны полные ответы на вопросы,
приведены примеры,
даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
На подготовку к устной части отводится 10 минут.
Далее, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1),пересчитываются в 10-балльную шкалу:
100 баллов = 10 баллов;
90 баллов = 9 баллов;
80 баллов = 8 баллов;
70 баллов = 7 баллов;
60 баллов = 6 баллов;
50 баллов = 5 баллов.
Ниже 50 баллов – выполнение теста не засчитано.
После сложения баллов 1 и 2 блоков преподаватель переводит их в оценку:
1-5 баллов – оценка «2»,
6-10 баллов – оценка «3»,
11-15 баллов – оценка «4»,
16-20 баллов – оценка «5».
Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета, состоящего из двух блоков, студент может получить 20 баллов.

Приложения
Приложение 1.   КонтрольПО .docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бороздина Г. В., Кормнова Н. А. ; Под общ. ред. Бороздиной Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Корягина Н.А., Антонова Н.В., Овсянникова С.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/489728
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чернышова Л. И. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ЭТИКА, КУЛЬТУРА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ: Учебное пособие для СПО Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Психология общения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
405Н кабинет профессиональной этики и психологии делового общения; кабинет социальной психологии; кабинет коммуникативных тренингов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Общие рекомендации по изучению дисциплины «Психология общения»
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
- посещать все лекционные и практические занятия
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал

При реализации учебной дисциплины «Психология общения» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: ролевая игра, кейс-стади, деловая игра.

При изучении дисциплины «Психология общения» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины.
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
Порядок организации самостоятельной работы
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по изучаемой дисциплине, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
Подготовка к практическим занятиям
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.
При подготовке к практическому занятию по дисциплине «Психология общения» следует:
- внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- изучить рекомендованную литературу.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу. План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.