МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психолого-педагогические основы домашнего образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильОбразовательное предпринимательство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_Педобразование_ОП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Вдовина Н.С.;препод., Аюченко А.Е.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рабочая программа дисциплины
Психолого-педагогические основы домашнего образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, докт. псих. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, докт. псих. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся систематизированных знаний о содержании и особенностях домашнего образования детей разного возраста, формировании и развитии личности, методах, формах педагогического взаимодействияв условиях домашнего образования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
ОПК-8.1 Знает: понятие, структуру, функции, цели педагогической деятельности, требования к педагогическому работнику; основы педагогического проектирования, оценки качества и результатов педагогических проектов в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования
ОПК-8.2 Умеет: осуществлять анализ, интерпретацию научной информации, результатов научных исследований, адаптировать и применять их в педагогическом проектировании; проектировать педагогическую деятельность в соответствии с поставленными целями; осуществлять оценку качества результатов педагогического проектирования в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования
ОПК-8.3 Владеет: методами педагогического проектирования; методикой оформления и представления результатов педагогического проектирования в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования
ПК-2Способен разрабатывать, продвигать и реализовывать предпринимательские проекты в сфере образования
ПК-2.1 Знает принципы, этапы, механизмы разработки, продвижения и реализации предпринимательских проектов в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
ПК-2.2 Умеет разрабатывать и продвигать предпринимательские проекты в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
ПК-2.3 Владеет технологиями реализации предпринимательских проектов в сфере образования дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-8.1. Знает: понятие, структуру, функции, цели педагогической деятельности, требования к педагогическому работнику; основы педагогического проектирования, оценки качества и результатов педагогических проектов в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования;
ПК-2.1. Знает принципы, этапы, механизмы разработки, продвижения и реализации предпринимательских проектов в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-8.2. Умеет: осуществлять анализ, интерпретацию научной информации, результатов научных исследований, адаптировать и применять их в педагогическом проектировании; проектировать педагогическую деятельность в соответствии с поставленными целями; осуществлять оценку качества результатов педагогического проектирования в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования;
ПК-2.2. Умеет разрабатывать и продвигать предпринимательские проекты в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Владеет технологиями реализации предпринимательских проектов в сфере образования дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования;

ОПК-8.3. Владеет: методами педагогического проектирования; методикой оформления и
представления результатов педагогического проектирования в организациях дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Домашнее образование как современная образовательная услуга
1.1. Сущность домашнего образования Лекции 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Развитие домашнего образования в России и за рубежом: исторический контекст Сам. работа 2 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Особенности профессии няни-гувернантки. Требования к профессиональной деятельности няни-гувернантки как субъекта домашнего образования Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Особенности профессии няни-гувернантки. Требования к профессиональной деятельности няни-гувернантки как субъекта домашнего образования Сам. работа 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Имидж современной няни-гувернантки Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Психологические основы воспитания и обучения детей в условиях домашнего образования
2.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Психологические особенности детей младших школьников Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Психологические аспекты работы взаимодействия с ребенком и родителями Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Психологические аспекты работы взаимодействия с ребенком и родителями Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Педагогика воспитания и обучения дошкольников и младших школьников в условиях домашнего образования
3.1. Педагогика воспитания дошкольников и младших школьников Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Психологические аспекты работы взаимодействия с ребенком и родителями Сам. работа 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Особенности ухода и работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Особенности ухода и работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Развивающие игры для развития речи, памяти и моторики рук Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.6. Развивающие игры для развития речи, памяти и моторики рук Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.7. Интеллектуальные развивающие игры для младших школьников (шахматы, шашки и др.) Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.8. Интеллектуальные развивающие игры для младших школьников (шахматы, шашки и др.) Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.9. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста (изобразительное искусство, музыка, театр, декаративно-прикладное творчество и др.) Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.10. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста (изобразительное искусство, музыка, театр, декаративно-прикладное творчество и др.) Сам. работа 2 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.11. Сказкотерапия для дошкольников Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.12. Физическое воспитание и формирование правил здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.13. Физическое воспитание и формирование правил здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников Сам. работа 2 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.14. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.15. Подготовка детей к школе Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.16. Ознакомление с окружающим миром Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.17. Ознакомление с окружающим миром Сам. работа 2 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.18. Сопровождение учебной деятельности младшего школьника Сам. работа 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Проектирование процесса домашнего образования
4.1. Разработка содержания воспитания и обучения детей в условяих домашнего образования Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Разработка содержания воспитания и обучения детей в условяих домашнего образования Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Формы, методы и технологии воспитания и обучения детей в условиях домашнего образования Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Формы, методы и технологии воспитания и обучения детей в условиях домашнего образования Сам. работа 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11045.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен разрабатывать, продвигать и реализовывать предпринимательские проекты в сфере образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. До XVII века государство удовлетворяло потребность в образованных людях через обучение элиты общества
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: a

Вопрос 2. Значительные изменения, коснувшиеся семейного образования, произошли в эпоху Петра первого
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: a

Вопрос 3. Основной причиной низкого качества семейного образования в начал 18 века явилось
а. Приглашение иностранных гувернеров
б.Высокая плата за частные образовательные учреждения
в. Отсутствие методически грамотной системы обучения
г. Изучение ограниченного набора дисциплин
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. Гувернер - нанятый воспитатель, выполняющий функции няни
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Верно ли утверждение: согласно статье 13 ФЗ "Об образовании в РФ" при реализации образовательных программ можно использовать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные и электронное обучение.
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Выберите верно расположены фазы проектирования образования:
а. проектирование концепции, анализ, проектирование образовательного процесса, производство, оценивание.
б. проектирование образовательного процесса, концепция, анализ, производство оценивание
в. анализ, проектирование концепции, проектирование образовательного процесса, производство, оценивание.
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. С какого возраста нужно начинать обучение детей по мнению чешского педагога Яна Амос Коменского?
а. с 4 - 5 лет
б. с 6 - 7 лет
в. с 7 - 8 лет
ОТВЕТ: б

Вопрос 8.В 1918 году в советском союзе был принят Декрет "Об единой трудовой школе РСФСР"
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 9. Сегодня обучение в домашних условиях легально и доступно всем, а в 2012 стало самостоятельной формой обучения наравне со школьным
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации получение основного общего образования зависит от желания родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: б

Вопрос 11. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования.
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Выбирая получение образования в семейной форме и отказываясь от получения образования в образовательных организациях родители (законные представители) не принимают на себя обязательства, возникающие при семейной форме получения образования.
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования не обеспечиваются учебниками и учебными пособиями.
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В чем заключается сущность домашнего образования?
Ответ: Домашнее обучение — это отдельная форма образования, при которой дети получают знания и навыки не в школьной среде, а дома. Полную ответственность за обучение в этом случае берут на себя родители или опекуны, иногда с привлечением педагогов.

2. Какие эффективные методики обучения дошкольников и младших школьников в домашних условиях Вам известны?
Ответ: Наиболее распространенные методики раннего развития детей: Методика Монтессори (педагогическая система, разработанная итальянским педагогом, доктором медицины Марией Монтессори), Вальдорфская школа, Методика Никитиных, Методика Зайцева, Методика Глена Домана, Методика Сесиль Лупан, Методика Дьенеша, Методика Воскобовича.

3. Каковы условия организации мониторинга индивидуальных особенностей детей в условиях домашнего образования?
Ответ: При проектирование индивидуального образовательного маршрута важно опираться на известные принципы: Принцип систематической ступенчатой диагностики. Определение необходимых мероприятий коррекционно-развивающего и обучающего характера по отношению к ребенку возможно только на основе комплексной диагностики. Поэтому данная диагностика должна носить систематический характер в ходе обучения, воспитания и выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития. Принцип учета особенностей высшей нервной деятельности. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Принцип комплексности. Принцип индивидуального подбора педагогических технологий. Принцип контроля и корректировки.
В процессе проведения обучения и воспитания дошкольников необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя педагогические методы и формы работы с ним в случае их неэффективности. Принцип учета профессионального сотрудничества и сотворчества. Принцип прогнозирования динамики развития ребенка.
Принцип учета субъект - субъектного взаимодействия в индивидуальном процессе обучения и воспитания.

4. Каковы требования к современной няне-гувернантке?
Ответ: Основные требования к няне-гувернантке: наличие педагогического образования; опыта работы в школе или в других семьях; рекомендательных писем; медицинской книжки; знаний школьной программы; крепких нервов; базовых знаний по оказанию первой помощи.

5. В чем заключаются особенности профессиональной деятельности няни-гувернантки?
Ответ: способствовать физическому, эмоциональному, интеллектуальному и социальному развитию ребенка, принимая во внимание потребности семьи в уходе за ребенком; няня должна заботиться о правах, благополучии и безопасности ребенка; убедиться, что обучаемые готовы предоставлять услуги по уходу за детьми.

6. Каковы психологические особенности дошкольников?
Ответ: Психологические особенности детей дошкольного возраста 3-4 лет включают в себя и переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Малыш все еще сравнивает и анализирует при помощи действий с предметами, однако уже начинает решать кое-какие задачи, опираясь на зрительное восприятие сложившегося положения.

7. Каковы психологические особенности младших школьников?
Ответ: В младшем школьном возрасте начинает увеличиваться объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются переключение и распределение. Воображение теряет свою ведущую роль, фантазии начинают уступать место познанию.

8. В чем заключаются трудности взаимодействия няни-гувернантки и родителей ребенка в условиях домашнего образования?
Ответ: Задача родителей - создать ребенку оптимальные условия для роста и развития. А согласованное взаимодействие родителей и няни является основой для решения данной задачи.

9. Каковы особенности взаимодействия няни-гувернантки в условиях домашнего образования?
Ответ: Няня-гувернантка осуществляет полный уход за ребенком; прогулки; соблюдение режима дня; приготовление еды для ребенка; игры и развитие по возрасту; сопровождение из детского сада; привитие навыков самостоятельности; уборка детской комнаты.

10. Каковы особенности ухода и работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста?
Ответ: Дошкольный период (3–7 лет): Для этого периода характерно первое физиологическое вытяжение, нарастание массы тела несколько замедляется. Выпадают молочные зубы и начинается рост постоянных. В этот период иммунная защита достигает известной зрелости. На данном этапе интенсивно развивается интеллект, значительно усложняется трудовая деятельность. К 5 годам дети свободно говорят на родном языке, правильно употребляют склонения и спряжения. Улучшается память. Игры приобретают абстрактный характер. Совершенствуются тонкие координационные движения. Начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек: у девочек в игре появляется заботливость, у мальчиков – подвижность и сила. Формируются индивидуальные интересы и увлечения, самолюбие. Возникают сложные взаимоотношения с разными детьми и взрослыми. Эмоциональные проявления становятся сдержаннее.
Младший школьный возраст (7–11 лет): В этом возрастном периоде происходит полная замена молочных зубов на постоянные. Определяются четкие различия между мальчиками и девочками как по типу роста и созревания, так и телосложения. Развиваются сложные координационные движения мелких мышц. Улучшается память, повышается интеллект. Расширяется круг интересов, возникает и осознается коллективный интерес.

11. Что должна учитывать няня-гувернантка при организации подвижных игр с детьми в условиях домашнего образования?
Ответ: Игры подбираются и организуются в соответствии с программой воспитания и обучение детей. Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею.

12. Какие характеристики мышления ребенка можно развивать в ходе интеллектуальных развивающих игр в условиях домашнего образования?
Ответ: Интеллектуальные игры объединяют в себе черты игровой и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п.).

13. Каковы требования к проектированию содержания воспитания и обучения в условиях домашнего образования?
Ответ: В современном обществе существует ряд методик, активно применяемых в дошкольном образовании: Вальдорфская педагогика, Методика Монтессори, Методика Сесиль Лупан, Игровая методика Никитиных, Методика развития энциклопедических знаний по карточкам, Традиционная методика воспитания.

14. Каковы условия успешного выбора форм, методов и технологий воспитания и обучения в условиях домашнего образования?
Ответ: при выборе методов обучения следует учитывать содержания и степени сложности материала, типа, целей и задач занятия, особенности возраста детей, уровня подготовки и т. д., индивидуальных особенностей каждого ребенка, способности метода помочь детям в накоплении социального опыта.

15. Каким образом Вы будете осуществлять сопровождение учебной деятельности младшего школьника в условиях домашнего образования?
Ответ: формирование мотивации – широкие социальные мотивы (долг, ответственность), – узколичные мотивы (получить одобрение, похвалу, хорошие отметки, занять достойное место среди сверстников).

16. Психологические особенности дошкольников и младших школьников?
Ответ: Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам.

17. Особенности взаимодействия няни-гувернантки в условиях домашнего образования?
Ответ: Обязанности няни работающей с ребёнком полный рабочий день это полный уход за ребёнком, развитие, прогулки, кормление, приготовление еды. Обязанности няни работающей на частичной занятости в семье это забрать ребёнка из школы или детского сада, сопроводить домой или на секции, подождать прихода родителей с работы.

18. Особенности ухода и работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста?
Ответ: Полные требования изложены в профессиональном стандарте.

19. Требования к проектированию содержания воспитания и обучения в условиях домашнего образования
Ответ: В современном обществе существует ряд методик, активно применяемых в дошкольном образовании: Вальдорфская педагогика, Методика Монтессори, Методика Сесиль Лупан, Игровая методика Никитиных, Методика развития энциклопедических знаний по карточкам, Традиционная методика воспитания.

20.Условия успешного выбора форм, методов и технологий воспитания и обучения в условиях домашнего образования.
Ответ: Семейное образование (или homeschooling) – это целенаправленный процесс получения образования в семье, организованный и осуществляемый родителями в соответствии с государственными образовательными стандартами, с периодической аттестацией по результатам обучения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8
Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Укажите все компоненты образовательных программ, формируемых при непосредственном участии педагогического коллектива
а. образовательный стандарт
б. учебный план
в. рабочая программа учебной дисциплины
г. календарный учебный график
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 2. Воспитатели детского сада разрабатывают программы:
а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
б. программы дошкольного образования, образовательные программа начального, основного и среднего общего образования.
в. программы бакалавриата, специалитета, магистратуры.
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Верно ли утверждение: Планирование системы занятий - до начала учебного года - начинается с тщательного изучения ФГОС, основной образовательной программы, примерной учебной программы по предмету?
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. ФГОС выделяет три вида образовательных результатов:
а. личностные
б. метапредметные
в. предметные
ОТВЕТ: абв

Вопрос 5. Верно ли утверждение: на этапе диагностики начальных условий при планировании учебного занятия необходимо определить уровень обученности и уровень развития познавательных процессов.
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Выберите верно определенные виды целей занятия:
а. Стратегические - это перспективные цели, определяющие направление деятельности учителя и учащихся в ходе нескольких занятий, при изучении большой темы или в рамках целого учебного года.
б. Тактические - это цели, выстраиваемые, в соответствии с представлением о достигнутых результатах учебно-воспитательного процесса в рамках одной темы.
в. Оперативные цели характеризуют конкретные параметры ожидаемых результатов и реализуются на каждом уроке.
ОТВЕТ: абв

Вопрос 7. Сущность оценивания результатов программы заключается в:
а. эффективности программы
б. сбалансированности учебного опыта
в. удовлетворенности обучающегося
г. оценочных средствах
ОТВЕТ: абв

Вопрос 8. Цели занятия, которые должны удовлетворять определенным требованиям SMART. Отметьте верные расшифровки
а. Конкретны (Specific)
б. Измеримы (Measurable)
в. Достижимы (Achivable)
г. Ориентированы на результат (Result-oriented)
д. Соотносимы с конкретным сроком (Timed)
ОТВЕТ: абвгд

Вопрос 9. Верно ли утверждение: этап проектирования структуры занятия - точно определяем место и роль урока в системе.?
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Отметьте верную последовательность в проектировании структуры занятия:
а. Выбор методов обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные, индуктивные и дедуктивные;
б. Выбрать форму организации совместной деятельности обучающихся на занятии: фронтальная, индивидуальная, групповая или коллективно-творческая.
в. Определяем основной и вспомогательный учебный материал;
г. Определяем тип занятия: урок усвоения нового материала; закрепления; повторения изученного материала; урок проверки, оценки и коррекции знаний и умений; урок систематизации и обобщения; комбинированный урок;
ОТВЕТ: вгаб

Вопрос 11. Примером какой учебной стратегии являются лекции, демонстрации, рассказ истории
а. Методики сотрудничества
б. Методики на приобретение
в. Дискуссионные методики
г. Исследовательские методики
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Согласно концепции опытно-ориентированного обучения, обучение это непрерывный процесс адаптации к миру
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Классическим примером фаз опытно-ориентированного обучения Дэвида Колба является поведение ребенка, когда он дотрагивается до пламени горящей свечи. Какая фаза, по Колбу, соответсвует моменту первого прикосновения к пламени
а. рефлексивное наблюдение
б. конкретный опыт
в. абстрактная концептуализация
г. активное экспериментирование
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Глобальные цели, которые ставятся перед рабочей программой в полном объеме, можно отнести к
а. стратегическим целям
б. тактическим целям
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Анализ занятия и внесение корректив в структуру и план занятия
а. является заключительным этапом в проектировании учебного занятия
б. позволяет оценить эффективность урока
в. обеспечивает консервацию успешно проведенного занятия
ОТВЕТ: аб

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое «проектирование образовательного процесса»?
Ответ: Проектирование образовательного процесса – «это вид профессиональной деятельности учителя, в котором определяется будущий процесс и результат целенаправленного развития (преобразования) учащихся с учётом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определённого промежутка времени» .

2. Каковы подходы к проектированию образовательного процесса в педагогической науке?
Ответ: В зависимости от объекта преобразования, целевой направленности и результата, в современном педагогическом проектировании выделяются три его основных вида: социально-педагогическое, психолого-педагогическое и образовательное проектирование.

3. Какие Вы знаете функции педагогического проектирования?
Ответ: Социально-педагогическое проектирование - решение социальных проблем педагогическими средствами
Психолого-педагогическое проектирование - создание и модификация способов обучения и воспитания, создание форм организации педагогической деятельности.

4. Какие Вы знаете этапы проектирования образовательного процесса?
Ответ: Выделяют три этапа (ступени) проектирования: I этап — моделирование; II этап — проектирование; III этап — конструирование.

5. Каковы субъекты педагогического проектирования?
Ответ: Субъектом педагогического проектирования является педагог, объектом - педагогические системы, процессы и их компоненты, целью - решение педагогических задач, результатом - проект педагогического объекта.

6. Каковы объекты педагогического проектирования?
Ответ: Объект - педагогические системы, процессы и их компоненты.

7. Какие Вы знаете способы структурирования образовательного материала по учебным дисциплинам?
Ответ: Содержание образования – система знаний, умений и навыков (ЗУНов), которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт твор- ческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру.

8. Что такое образовательная программа?
Ответ: Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации.

9. Каковы типы образовательных программ существуют в современной системе образования?
Ответ: В Российской Федерации образовательные программы подразделяются на: общеобразовательные (программы дошкольного образования, дополнительного, начального, основного и среднего (полного) общего образования); и профессиональные (программы начального, среднего и высшего и послевузовского профессионального образования).

10. Назовите основные подходы к проектированию программ?
Ответ: Основные подходы к разработке программ: создание стратегии. Анализ. Проектирование. Реализация. Тестирование. Внедрение.

11. Какие существуют технологии проектирования образовательного процесса и образовательной программы?
Ответ: В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии.

12. Каковы принципы проектирования образовательной программы?
Ответ: открытость образовательного процесса, позволяющая студентам самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с личностными пожеланиями и особенностями, включающими уровень и качество исходной подготовки; высокая интеллектуальная технологичность обучения на основе новых педагогических и интеллектуальных технологий, адаптированных под личностные особенности обучающихся; доступность технологий обучения, достигаемых применением различных ресурсов, включающих сеть Internet, виртуальные тьюториалы и др.; возможность предоставлять различные формы обучения; гибкость — возможность свободно варьировать длительность и порядок освоения программы;
— модульность — целостное представление о каждом разделе предметной области, локализованное в каждом отдельном курсе, из которых можно формировать любое разнообразие образовательной программы; новая роль преподавателя — обучаемый получает персонального преподавателя-консультанта (тьютора), оказывающего учебно-методическую помощь на всех этапах освоения образовательной программы; индивидуальный характер конструируемых программ, которые в то же время обладают свойством инвариантности.

13. В чем специфика проектной деятельности при проектировании образовательной программы?
Ответ: в последовательном (преемственном) единстве этапов воспитательно-дидактической проблематизации, структурно-целевого планирования, образовательной реализации и педагогической рефлексии.

14. В чем состоит специфика исследования аудитории и образовательной среды при проектировании образовательных программ?
Ответ: Принцип проектирования персонально адекватной образовательной среды заключается в педагогическом проектировании такой среды, которая обеспечивает возможности развития всех членов образовательного сообщества, с учетом их возрастных, половых, этнических, профессиональных и других специфических индивидуальных особенностей.

15. Каковы основные подходы к описанию образовательных результатов программы?
Ответ: ФГОС выдвигает требования к 3 видам образовательных результатов: предметным, метапредметным и личностным.

16. Какие Вы знаете основные инструменты оценивания образовательной программы?
Ответ: Оценивание и обучение являются взаимосвязанными процессами. Существует три взаимозависимых вида оценивания: диагностическое, формативное и суммативное.

17. Какие существуют требования к образовательным программам?
Ответ: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) является основополагающим документом, задающим правовые основы регулирования сферы общего образования в Российской Федерации.

18. Что такое педагогическая экспертиза образовательных программ?
Ответ: Педагогическая экспертиза – это анализ и оценка функциональной эффективности структурных элементов педагогической системы, составление проекта ее развития и плана его внедрения в практику.

19. Какие методы применяют при проведении педагогической экспертизы образовательных программ?
Ответ: Экспертизу ООП осуществляют эксперты федеральной комплексной информационно-аналитической системы, сертифицированные ведущие консультанты по вопросам развития образования. Все эксперты имеют ученые степени и звания и опыт практической работы по созданию и экспертизе образовательных программ.

20. Какие Вы знаете методы педагогического прогнозирования?
Ответ: Моделирование – построение модели как целостной конструкции, отражающей систему взаимосвязей реального педагогического явления. 2. Выдвижение гипотез – выдвижение предположения, ряда положений, основанных на анализе реальной ситуации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
1. Форма проведения промежуточной аттестации: зачет
2. Процедура проведения:
по результатам работы в ЭУМКД и итогам текущей аттестации – промежуточная аттестация по дисциплине (зачтено)
3. Проверяемые компетенции:
• ОПК-8: Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
• ПК-2: Способен разрабатывать, продвигать и реализовывать предпринимательские проекты в сфере образования
4. Индикаторы достижений:
ОПК-8.1. Знает: понятие, структуру, функции, цели педагогической деятельности, требования к педагогическому (научно-педагогическому) работнику, его обязанности и ответственность; основы педагогического проектирования, оценки качества и результатов педагогических проектов; современные направления международных и отечественных педагогических исследований
ОПК-8.2. Умеет: осуществлять анализ, интерпретацию научной информации, результатов международных и отечественных исследований, адаптировать и применять их в педагогическом проектировании; проектировать педагогическую деятельность в соответствии с поставленными целями; осуществлять оценку качества результатов педагогического проектирования
ОПК-8.3. Владеет: методами педагогического проектирования; методикой оформления и представления результатов педагогического проектирования
ПК-2.1. Знает принципы, этапы, механизмы разработки, продвижения и реализации предпринимательских проектов в сфере образования
ПК-2.2. Умеет разрабатывать и продвигать предпринимательские проекты в сфере образования.
ПК-2.3. Владеет технологиями реализации предпринимательских проектов в сфере образования.
5. Пример оценочного средства:
1. Сущность и специфика домашнего образования. Влияние на домашнее образование внешних и внутренних факторов.
2. Принципы, задачи, методы и средства домашнего образования.
3. Психолого-педагогические особенности домашнего образования.
4. Воспитательный потенциал семьи. Пути взаимодействия семьи и образовательных учреждений в образовании детей.
6. Критерии оценивания : 2-балльная шкала : зачтено или не зачтено.
Зачтено: оценивание разделено на основные критерии: повышенный, базовый, пороговый уровни.
Не зачтено: все уровни не сформированы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Сластенина В.А. ПЕДАГОГИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Пидкасистый П.И. - Отв. ред. ПЕДАГОГИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.М. Столяренко Общая педагогика: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436823
Л2.2 Коджаспирова Г. М. ПЕДАГОГИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Авторский инновационный курс «Психолого-педагогические основы домашнего образования» направлен на профессиональную подготовку няни-гувернантки в современных условиях. Речь идет о домашнем образовании ребенка как частной образовательной услуге. Ее востребованность, несомненно, обеспечивается качеством обучения. В связи с этим особое внимание в курсе уделяется его содержанию. При этом в учебную программу включены темы, которые целостно охватывают профессиональную деятельность няни-гувернантки.
Прежде всего, обучающимся предстоит понять, в чем заключается сущность такого домашнего образования, каков его генезис в исторической ретроспективе и перспективе. Важно зафиксировать отличия профессиональной деятельности няни-гувернантки от деятельности школьных педагогов и воспитательно-образовательной деятельности родителей ребенка.
Следует обратить особое внимание на всесторонность и сложность требований, которые предъявляются к профессиональной деятельности современной няни-гувернантки, а также их специфичность.
Освоение курса потребует от магистрантов актуализации знаний по общей, возрастной и педагогической психологии с акцентом на знания психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста; знаний механизмов формирования у детей социально-ценных потребностей, познавательных интересов и др. Необходимо будет тщательно разобраться в психологических особенностях взаимодействия няни-гувернантки с ребенком и его родителями, ибо его грамотное выстраивание определяет в конечном итоге успех домашнего образования.
Содержание курса в целом построено на междисциплинарном подходе и требует от обучающихся целостного мышления. Междисциплинарные знания выстраиваются на «стыке» педагогики, психологии, медицины, окружающего мира, искусства, математики, русского языка и др. Данный подход основан на синтезе и взаимосвязи этих отраслей научного знания.
Программа курса носит практико-ориентированный характер, предполагает большую долю практических занятий, где магистранты овладеют новыми практическими умениями и навыками. В этих целях необходимо будет выполнить ряд практических заданий, различных по своей типологии и направленности, требующих творческого подхода к их решению, а также глубоких знаний психолого-педагогической теории.