МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык и Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_АиК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., професор, Трубникова Ю.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., проф., Чернышова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Т.В.Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Т.В.Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса- сформировать у студентов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.

2. Задачи курса:
сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
дать знания об основных нормативных словарях и пособиях;
сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения
УК-3.2 Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Владеет системой норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ и нормами иностранного(ых) языка(ов), использует различные формы, виды устной и письменной коммуникации
УК-4.2 Использует языковые средства для достижения профессиональных целей на русском и иностранном(ых) языке(ах) в рамках межличностного и межкультурного общения
УК-4.3 Осуществляет коммуникацию в цифровой среде для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о коммуникативной сущности понятия нормы; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; о связи языковой нормы с культурой речи, стилистикой и риторикой; показать диалектическую связь категорий нормативности и креативности, нормы и выбора (уместности).
3.2.Уметь:
3.2.1.1)раскрыть содержание основных понятий языковой нормы, ее аспектов, уровней и планов; представлять их как систему;
2)работать с различными лексикографическими источниками, давать правильную оценку их рекомендациям;
3)продуцировать собственные речевые произведения в соответствии с требованиями нормативности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами и приемами практической работы для целенаправленной, эффективной, результативной и оптимальной коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет и задачи культуры речи Сам. работа 1 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3 Л1.1
1.2. Язык – важнейшее средство чело-веческого общения Лекции 1 2 УК-4.1 Л1.1
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи
2.1. Понятие нормы и ее значение Лекции 1 4 УК-4.1 Л1.1
2.2. Фонетические нормы русского языка Лекции 1 2 УК-4.1 Л1.1
2.3. Лексические нормы русского язы-ка Лекции 1 2 УК-4.1 Л2.1, Л1.1
2.4. Типы формально-семантических отношений лексики: понятие омонимии, синонимии, паронимии. Практические 1 2 УК-3.1, УК-4.1, УК-4.2 Л1.1, Л1.3
2.5. Основные типы семантических ошибок Практические 1 2 УК-3.1, УК-4.1, УК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.6. Морфологические нормы русского языка Лекции 1 2 УК-4.1 Л2.1, Л1.1
2.7. Образование и употребление глагольных форм Практические 1 2 УК-3.1, УК-4.1, УК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.8. Синтаксические нормы русского языка Лекции 1 2 УК-4.1 Л2.1
2.9. 2. Принципы выбора порядка слов в русском предложении. Практические 1 2 УК-3.1, УК-4.1, УК-4.2 Л2.1, Л1.3
2.10. Нормы современного русского литературного языка Сам. работа 1 25 УК-3.1, УК-3.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Функциональные разновидности русского языка
3.1. Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. Лекции 1 2 УК-4.1 Л2.1, Л1.1
3.2. Особенности научного общения на русском языке Практические 1 2 УК-3.2, УК-4.1, УК-4.2 Л1.2, Л1.3
3.3. Функциональные стили современного русского литературного языка Сам. работа 1 8 УК-3.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3 Л1.1
Раздел 4. Текстовый аспект культуры речи
4.1. Текст как объект культуры речи: принципы и аспекты анализа. Лекции 1 2 УК-4.1 Л2.1, Л1.1
4.2. Логичность речи Лекции 1 2 УК-4.1 Л2.1, Л1.1
4.3. Основные типы логических ошибок Практические 1 2 УК-3.1, УК-4.1, УК-4.2 Л1.2, Л1.3
4.4. Смысловые нарушения в тексте и способы их преодоления. Практические 1 2 УК-3.1, УК-4.1, УК-4.2 Л1.2, Л1.3
4.5. Композиция текста Практические 1 2 УК-3.1, УК-4.1, УК-4.2 Л1.2, Л1.3
4.6. Культура речи и эффективность общения Сам. работа 1 10 УК-3.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=55


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4
Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Отметьте вариант с ошибкой в образовании формы слова.
1) строгие профессора
2) четырьмя способами
3) здоровые дёсна
4) без сапог

ОТВЕТ: 3

Вопрос 2. Отметьте вариант с ошибкой в образовании формы слова.
1) нет мест
2) менее вкусный
3) езжайте
4) с пятьюдесятью книгами

ОТВЕТ: 3

Вопрос 3. Отметьте вариант, в котором выделенное слово употреблено неверно:
1. Если вы хотите сделаться серьезным писателем, вы должны взвалить на себя какой-нибудь длительный, сосредоточенный, вдумчивый труд.
2. Семинар был посвящен новым практичным методам преподавания.
3. Бедная витаминами пища приводит к авитаминозу и общему ослаблению организма.
4. Состав высотной растительности сильно меняется по мере удаления от моря.

ОТВЕТ: 2

Вопрос 4. Отметьте вариант, в котором выделенное слово употреблено неверно:

1. Если вы отправляете ребенка до 18 лет за границу на длительный срок, об этом надо позаботиться особо.
2. Низкий, бедный оттенками голос гостьи не располагал к продолжению беседы.
3. Большинство отрицательных героев Н.Гоголя можно собрать в единый образ пошлости.
4. Казалось, столько еще впереди времени, можно поправить любые ошибки, усвоить любое ремесло.

ОТВЕТ: 4

Вопрос 5. Ударение неправильно поставлено в слове:
1) нанявшийся
2) клала
3) давнишний
4) мусоропровод
ОТВЕТ: 3

Вопрос 6. Ударение правильно поставлено в слове:
1) вы правы
2) баловать
3) экспертный
4) красивее
ОТВЕТ: 4

Вопрос 7. Какой фразеологический оборот имеет значение «судить о чём-то односторонне»?
1) смотреть со своей колокольни
2) портить обедню
3) морочить голову
4) потерять голову
ОТВЕТ: 1

Вопрос 8. В каком ряду на месте выделенных гласных произносится [о]?
1. Гренадер, опека, желоб
2. Афера, одноименный, современный
3. Никчемный, острие, свекла
4. Житие, жернов, жезл
ОТВЕТ: 3

Вопрос 9. В каком ряду во всех словах есть звук [ш]?
1. Расширить, пейзаж, дрожжи
2. Яичница, гаражный, девичник
3. Ложки, стриж, скворечник
4. Чтобы, справочный, падеж
ОТВЕТ: 3
Вопрос 10. В каком слове ударение поставлено правильно?
1) с зубча́тым краем
2) не допустить апокали́псиса
3) бахвали́ться друг перед другом
4) ввергну́ть страну в анархию

ОТВЕТ: 1

Вопрос 11. В каком ряду во всех словах произносится твердый согласный звук [т]?
1) пересадка, подкоп, ателье
2) очередь, тишина, территория
3) отдых, женитьба, тенденция
4) портиться, отголосок, тест
ОТВЕТ: 1

Вопрос 12. В каком ряду в обоих выделенных словах произносится звук [О]?
1) на дорогах голол..дица; сахарная св..кла
2) брев..нчатый дом; крестьянская см..тка
3) многож..нство на Востоке; ист..кший кровью
4) тщедушный киоск..р; двухметровый гренад..р
ОТВЕТ: 3

Вопрос 13. В каком слове ударение поставлено правильно?
1) считать еретико́м
2) небольшой несе́ссер
3) заболел ко́клюшем
4) разнообразием не ба́ловал

ОТВЕТ: 1

Вопрос 14. Значение какого из приведенных слов указано неверно?
1. Серпантин –извилистая дорога (или ее участки с крутыми витками и петлями)
2. Буклет – печатное издание на одном листе, складывающееся тетрадкой или ширмочкой
3. Тушь – короткое музыкальное произведение, исполняемое, как правило, духовым оркестром в знак приветствия на торжественных церемониях, при награждениях, чествованиях и т. п.
4. Митра –головной убор у высших духовных лиц при полном облачении
ОТВЕТ: 3

Вопрос 15. Для какого фразеологизма неверно указано его значение?
1. Ахиллесова пята– уязвимое место
2. Дамоклов меч – нависшая над кем-либо угроза, которая на первый взгляд не видна со стороны
3. Геростратова слава – известность, полученная путем обмана (фальсификации)
4. Валаамова ослица– покорный человек, вдруг решившийся на протест
ОТВЕТ: 3


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Из приведенного ниже предложения выпишите краткое прилагательное:
Тем-то и поучительна биография Чехова, что этот сильный, волевой человек, смолоду выделывавший «черт знает что», мог подавить свою вспыльчивость, выбросить из души мелочное и пошлое и выработать в себе такую деликатность и мягкость, какими не обладал ни один из писателей его поколения.
ОТВЕТ: поучительна

Вопрос 2. Из приведенного ниже предложения выпишите причастие:
Тем-то и поучительна биография Чехова, что этот сильный, волевой человек, смолоду выделывавший «черт знает что», мог подавить свою вспыльчивость, выбросить из души мелочное и пошлое и выработать в себе такую деликатность и мягкость, какими не обладал ни один из писателей его поколения.
ОТВЕТ: выделывавший
Вопрос 3. Найдите ошибку в образовании формы слова. Исправьте ошибку, запишите правильную форму словосочетания.
1) финансовые договоры
2) займись делом
3) тормоза двигателя
4) не хватает двухста рублей
ОТВЕТ: не хватает двухсот рублей

Вопрос 4. Найдите ошибку в образовании формы слова. Исправьте ошибку, запишите правильную форму словосочетания.
1) трое щенят
2) бухгалтеры готовили отчет
3) лягте на траву
4) более пятиста человек
ОТВЕТ: более пятисот человек

Вопрос 5. Из приведённого ниже предложения выпишите вопросительно-относительные местоимения в том порядке, в котором они встречаются в предложении:
Тем-то и поучительна биография Чехова, что этот сильный, волевой человек, смолоду выделывавший «чёрт знает что», мог подавить свою вспыльчивость, выбросить из души мелочное и пошлое и выработать в себе такую деликатность и мягкость, какими не обладал ни один из писателей его поколения.
ОТВЕТ: что, какими

Вопрос 6. В каком предложении чужая речь оформлена НЕПРАВИЛЬНО? Запишите это предложение, исправив ошибки.
1. Женщинам говорил я без церемонии: «Как ты постарела,» – и мне отвечали с чувством: «Как вы-то, батюшка, подурнели».
2. – Смотри, какие стволы у осин! – говорила она и останавливалась. – Цвета кошачьих глаз.
3. «А источники где? – подумал он. – Источники найдутся где-нибудь».
4. Древний мудрец говорил, что: «Память потомков – величайшее богатство».
ОТВЕТ: Древний мудрец говорил, что память потомков – величайшее богатство / Древний мудрец говорил: «Память потомков – величайшее богатство».

Вопрос 7. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Снег хрустит и скрипит под ногами (1) и (2) когда гуляем вечером (3) то ночное небо кажется чистым и прозрачным (4) словно кто-то вымыл его проточной водой.
ОТВЕТ: 1, 3, 4

Вопрос 8. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он верил (1) что (2) если решение человека непреклонно (3) и мужество неистощимо (4) судьба всегда придёт на помощь ему.
ОТВЕТ: 1, 2, 4

Вопрос 9. В каком словосочетании допущена ошибка в употреблении формы слова? Запищите словосочетание правильно.
более полутора часов
забрать из ясель
с пятьюдесятью рублями
лазит по деревьям
ОТВЕТ: забрать из яслей

Вопрос 10. Замените в предложении придаточные определительные причастными оборотами.
У него была свобода движений, которая приобретается людьми, которые много на своем веку поработали и много побродили по свету.

ОТВЕТ: У него была свобода движений, приобретаемая людьми, много на своем веку поработавшими и много побродившими по свету.

Вопрос 11. Замените в предложении придаточные определительные причастными оборотами.
Рейсовый самолёт, который идёт на большой высоте, сверкает ночью, словно звезда, которая мерцает.

ОТВЕТ: Рейсовый самолёт, идущий на большой высоте, сверкает ночью, словно мерцающая звезда.

Вопрос 12. Из приведенных ниже предложений выпишите местоимения (выписывайте в той форме и в том порядке, в каких слово употреблено в тексте):
Градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на выявлении в этой истории всего нового и достойного продолжать своё существование, на изучении корней, на которых оно вырастает.

ОТВЕТ: этой, всего, свое, которых, оно

Вопрос13 . Из приведенных ниже предложений выпишите местоимения (выписывайте в той форме и в том порядке, в каких слово употреблено в тексте):
«Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что может, как прекрасна была бы земля наша!» – говорил А.П.Чехов Горькому

ОТВЕТ: каждый, своей, всё, что, наша

Вопрос 14. Найдите предложение с ошибкой в употреблении формы слова. Исправьте ошибку, запишите слово правильно.

1) Моэм не был литератором какого-то определенного десятилетия и примером переменчивости читательских вкусов.
2) Осенью тысяча восемьсот девяноста второго года восемнадцатилетний юноша вернулся в Лондон.
3) Он и английский-то начал серьезно учить только с девяти лет.
4) Двадцать девять из пьес сохранилось (некоторые – только в рукописях), остальные были уничтожены.

ОТВЕТ: девяносто

Вопрос 15. Из приведённого ниже предложения выпишите наречия. Слова выписывайте в том порядке, в котором они встречаются в тексте, при необходимости отделяя их друг от друга запятой и пробелом.
Выйдя из рабьей среды и возненавидев её такой испепеляющей ненавистью, которая впоследствии наполнила все его книги, Чехов ещё подростком пришёл к убеждению, что лишь тот может победоносно бороться с обывательским загниванием человеческих душ, кто сам очистит себя от этого гноя.

ОТВЕТ: впоследствии, ещё, победоносно

Вопрос16 . В каком словосочетании допущена ошибка в образовании формы слова? Запишите слово правильно.
1) их мнение
2) ее не колышет
3) квалифицированные лекторы
4) в двух тысячи четвертом году

ОТВЕТ: две

Вопрос 17. Какое слово в следующем предложении метафорически?
Как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания,— так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ.
ОТВЕТ: климат

Вопрос 18. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Я перебежал двор, где летала и шаркала метель, прибежал к себе (1) и (2) считая минуты (3) ухватился за книгу, нашел рисунок (4) изображающий трахеотомию.
ОТВЕТ: 2, 3, 4

Вопрос19 . Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.
ОТВЕТ: 1,4

Вопрос 20. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Когда пришла пора выпускных экзаменов (1) и надо было определяться с будущим местом работы (2) сестра решила (3) что (4) как только ей выдадут диплом (5) она поедет в Саратов.

ОТВЕТ: 2, 3, 4, 5



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, возможна одна ошибка.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный, имеются недочеты.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. . Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучив схему работы прибора,
1) это поможет правильно его эксплуатировать.
2) он дольше не выйдет из строя.
3) приступайте к практическим занятиям.
4) у нас появились вопросы.
ОТВЕТ: 3

Вопрос 2. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1. Сергей Никитин, писатель, живший во Владимире, рассказывал мне о его, так сказать, отношениях со знаменитой церковкой Покрова на Нерли.
2. Я почувствовал в себе поднимающуюся волну тревоги, любви, тоски, безотчетной готовности к любому свершению.
3. Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в вещах, которые им принадлежали – значит, он не любит их.
4. Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей.
ОТВЕТ: 3

Вопрос 3. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1. Стволы берез, и сосен, и осин да листья кустарников переливались свежестью.
2. Грозно зашумели уже сбросившие листву деревья, и над ними по хмурому небу промчались клочки серых туч.
3. Зато вблизи дома во дворе, которого рос фруктовый сад, даже в дурную погоду было весело.
4. Я раздумывал, что бы мне ответить отцу, чтобы он так не переживал.
ОТВЕТ: 3

Вопрос 4. Среди приведенных ниже слов найдите синоним к слову тотальный:
1) исключительный
2) всеобщий
3) подчеркнуто официальный
4) необычный
ОТВЕТ: 2

Вопрос 5. Среди приведенных ниже слов найдите синоним к слову неадекватный:
1) исключительный
2) необычный
3) подчеркнуто официальный
4) не соответствующий чему-либо
ОТВЕТ: 4

Вопрос 6. Отметьте предложение с грамматической ошибкой.
1. Все, кто приближается к площади Искусств в Санкт-Петербурге со стороны Невского проспекта, ещё издали видит стоящую на постаменте фигуру Пушкина.
2. По словам Достоевского, в романе «Евгений Онегин» Пушкин явился истинно народным писателем.
3. Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с вулканами.
4. Благодаря особому строению здешней почвы грунтовые воды стоят не очень высоко.
ОТВЕТ: 1

Вопрос 7. Отметьте предложение с грамматической ошибкой.
1. Спортсмены занимались согласно расписанию тренировок.
2. Мы любили походы и часто ходили в лес.
3. Никто больше так не читал эти стихи!
4. Делегация направилась к дому известного ученого, находившийся недалеко от университета.
ОТВЕТ: 4

Вопрос 8. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
1) сорвать маску, вывести на чистую воду, открыть глаза
2) вставлять палки в колеса, перебегать дорогу, портить обедню
3) втирать очки, водить за нос, морочить голову
4) тянуть лямку, гнуть спину, гнуть свою линию
ОТВЕТ: 4

Вопрос 9. Какое слово в следующем предложении используется в переносном значении?
Современный человек набит информацией, нагрузками, стрессами, но он вешает на плечо ружьё и уходит к деревьям, к тишине, чтобы от всего отрешиться, очиститься, слиться с природой и услышать в себе древний охотничий инстинкт, выследить и подстрелить опасного или большого зверя.
1) очиститься
2) современный
3) инстинкт
4) вешает
ОТВЕТ: 1

Вопрос 10. В каком предложении следует употребить слово ЕДИНСТВЕННЫЙ, а не ЕДИНЫЙ или ЕДИНИЧНЫЙ?
1. … билет – это специальный документ, при покупке которого вы получаете право на проезд в поезде и автобусе до нужного вам курорта Крыма.
2. В Приангарье выявлены … случаи заболевания свиным гриппом.
3. Но это не … изъян, мешающий менеджерам быть по-настоящему успешными.
4. Ему не давали ни … шанса на жизнь, но произошло чудо.
ОТВЕТ: 3

Вопрос 11. Для какого фразеологизма верно указано его значение?
1. Продать за чечевичную похлебку – приобрести нечто очень ценное за небольшую плату
2. Валаамова ослица – покорный человек, вдруг решившийся на протест
3. Соломоново решение – решение, принятое без учета возможных последствий ввиду недостатка времени на принятие решения
4. Фиговый листок – письменное или иное подтверждение того, что всякий человек не без греха
ОТВЕТ: 2

Вопрос 12. В каком предложении чужая речь оформлена НЕПРАВИЛЬНО?
1. Вдруг мальчик внимательно посмотрел на отца и спросил, что «не пора ли нам вернуться в свою каюту».
2. Хорошо было бы, по мнению Л. Толстого, если бы мудрость могла переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором её нет, но, продолжает великий писатель, «горе в том, что для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа».
3. «Что я скажу? — я растерялся и хотел собраться с мыслями. — Какие же у меня могут быть наблюдения, когда я никого не знаю...»
4. «А в этой комнате что?» — спросил он, указывая на дверь.
ОТВЕТ: 1

Вопрос 13. В каком предложении нет грамматической ошибки?
1. Трава зверобой, по словам моей бабушки, помогала ей всегда от всех болезней.
2. Общественность Англии и Франции осудили действия своих правительств на Ближнем Востоке.
3. Он не разрешал мне критиковать себя.
4. Никто не поздоровались с ней, не захотели поддержать разговор.
ОТВЕТ: 1

Вопрос 14. В каком из приведенных предложений НЕТ ошибок, обусловленных употреблением слова в несвойственном ему значении или нарушением норм лексической сочетаемости слов?
1. Чтобы наша продукция пользовалась спросом на рынке, нужно удешевить её стоимость.
2. Команда в последнее время, безусловно, повысила свои успехи, но сделать предстоит еще многое.
3. Их телефоны на прошлой неделе были наглухо отключены.
4. В начале XX века многие представители российской интеллигенции воспринимали Блока как духовного наставника.

ОТВЕТ: 4

Вопрос 15. В каком из приведенных предложений НЕТ ошибок, обусловленных употреблением слова в несвойственном ему значении или нарушением норм лексической сочетаемости слов?
1. Она не работала, не училась, домашним хозяйством не занималась, то есть вела абсолютно праздную жизнь.
2. Перед приездом в Москву Мадонны было много сообщений, что её выступление аннулируется, но оно состоялось и … всех разочаровало.
3. Настало время подвести резюме футбольному чемпионату страны.
4. В восемь туристы должны были явиться на сборочный пункт, откуда начинался их поход на озеро.
ОТВЕТ: 4

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.
Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
С одной стороны (1) были высокие горы, с другой стороны (2) беспокойное море. С одной стороны (3) шум автомобилей мешал, а с другой стороны (4) настраивал на рабочий лад.

ОТВЕТ: 3,4
Вопрос 2. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вот солнце коснулось (1) кажется (2) тихой воды у берегов. Океан (3) кажется (4) заснувшим, тихим.

ОТВЕТ: 1. 2
Вопрос 3. Найдите предложение, в котором допущена речевая ошибка. Отметьте номер предложения и через запятую запишите слово, которое должно быть употреблено в этом предложении вместо слова, употребленного неверно (записывайте в той форме в какой слово должно быть употреблено).

1. Если вы хотите сделаться серьезным писателем, вы должны взвалить на себя какой-нибудь длительный, сосредоточенный, вдумчивый труд.
2. В своем романе Толстой обращается к прошедшей эпохе.
3. Бедная витаминами пища приводит к авитаминозу и общему ослаблению организма.
4. Состав высотной растительности сильно меняется по мере удаления от моря.
ОТВЕТ: 2, ушедшей

Вопрос 4. Найдите предложение, в котором допущена речевая ошибка. Отметьте номер предложения и через запятую запишите слово, которое должно быть употреблено в этом предложении вместо слова, употребленного неверно (записывайте в той форме в какой слово должно быть употреблено).
1. Если вы отправляете ребенка до 18 лет за границу на длительный срок, об этом надо позаботиться особо.
2. Низкий, бедный оттенками голос гостьи не располагал к продолжению беседы.
3. Большинство отрицательных героев Н.Гоголя можно собрать в единый образ пошлости.
4. Новый закон представляет местным органам широчайшие возможности.
ОТВЕТ: 4, предоставляет

Вопрос 5. Заполните пропуски в предложениях, выбрав подходящее слово (_не_ или _ни_).
Круглов доказал ей, что под Парижем нет у них […..] подмосковной, […..] саратовской деревни, и начисто отказался от платежа.
В течение вечера я […..] раз вспомнил о моей жестокой красавице.

ОТВЕТ: ни, ни, не

Вопрос 6. Найдите предложение, в котором допущена речевая ошибка. Запишите его номер и слово, которое должно быть употреблено в этом предложении вместо неверно употребленного.
1. Без радикальных реформ экономика страны обречена на длительный кризис.
2. Оратор говорил длинными, сложными и витиеватыми фразами.
3. Безапелляционный тон преподавателя свидетельствовал, что по этому вопросу иных мнений просто не может быть.
4. Вид у моего противника был весьма воинствующий.

ОТВЕТ: 4, воинственный

Вопрос 7. Найдите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка. Запишите его номер и слово в правильной форме.
1. Во многих странах выражают озабоченность о росте числа правонарушений, совершенных детьми.
2. Так, в Англии замешан в преступлениях каждый четвертый подросток в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет.
3. Растет детская преступность во Франции и Германии.
4. В России, согласно статистике, каждое одиннадцатое правонарушение совершает ребенок.
ОТВЕТ: 1, ростом

Вопрос 8. Заполните пропуски в предложениях, выбрав подходящее слово (_не _или _ни_)

Писательство – [1] ремесло и [2] занятие. Писательство – призвание. Нельзя терять чувство призвания. Его [3] заменить [4]трезвым расчётом, [5] литературным опытом.

ОТВЕТ: не, не, не, ни, ни
Вопрос 9. Заполните пропуски в предложениях, выбрав подходящее слово (_не _или _ни_)

Настёне вообще в последнее время казалось, что осуждать она [1] имеет права [2] человека, [3] зверя, [4] птицу, что всякий живёт своей, но [5] зависящей от него, подневольной жизнью, изменить которую он [6] в силах.

ОТВЕТ: не, ни, ни, ни, не, не

Вопрос 10. Найдите предложение, в котором допущена речевая ошибка.
Запишите его номер и слово, которое должно быть употреблено в этом предложении вместо слова, употребленного неверно (записывайте в той форме в какой слово должно быть употреблено).

1. Мастерство вырабатывается из длительного наблюдения за работой профессионалов.
2. Информацию о наличии мест на поезда дальнего следования и стоимости билетов можно узнать не ранее чем за 90 суток до даты оправления.
3. Последний фильм знаменитого режиссера получил неоднозначную реакцию зрителей и критиков.
4. Наиболее безопасный и эффективный способ борьбы с вредителями – биологический.

ОТВЕТ: 3, вызвал

Вопрос 11. Найдите предложение, в котором допущена речевая ошибка.
Запишите его номер и слово, которое должно быть употреблено в этом предложении вместо слова, употребленного неверно (записывайте в той форме в какой слово должно быть употреблено).
1. Будучи человеком, наделённым скромными талантами, я по совету одного академика приучил себя записывать приходящие мне в голову мысли.
2. Карьеру свою спортсмен не считал вполне успешной, пока не сбылась его самая заветная мечта – одержать первенство в олимпиадной борьбе.
3. Адыгею прославила удивительная природа: прекрасные леса, бурные реки, величественные горные ландшафты.
4. Меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах.

ОТВЕТ: 2, завоевать/ победу

Вопрос 12. Заполните пропуски в предложениях, выбрав подходящее слова (_не_ или _ни_).
И как [[1]] сладок мир подлунный, лежит тревога на челе — [[2]] обещайте деве юной любови вечной на земле!
О великая вечная армия, где [[3]] властны слова и рубли! Где все рядовые — ведь маршалов нет у любви!
История уездного нашего города была бы для меня удобнее, но она не была занимательна [[4]] для философа, [[5]] для прагматика и представляла мало пищи красноречию.
ОТВЕТ: ни, не, не, ни, ни

Вопрос 13. Найдите предложение, в котором допущена речевая ошибка. Запишите слово, которое должно быть употреблено в этом предложении вместо неверного слова.
1.Родившийся и выросший в Крыму, он долго не мог адаптироваться к северу и тяжело переносил морозы.
2.Фильм никому не известного китайского режиссёра произвёл на Венецианском фестивале фурор и был удостоен высшей награды.
3.Позади отступавшего войска, в авангарде, следовали два эскадрона драгун с девятью артиллерийскими орудиями.
4.Подарок в день рождения она получила воистину царский.

ОТВЕТ: в арьергарде
Вопрос 14. В каком предложении выделенное слово употреблено НЕВЕРНО? Запишите слово, которое должно быть употреблено в этом предложении.
Летняя олимпиада стала самым впечатлительным событием минувшего года для многих миллионов людей.
Вратарь хоккейной команды надевает экипировку, защищающую его от ударов шайбы.
Если голос у исполнителя негромкий, а музыкальное сопровождение звучное, артисту приходится постоянно напрягать связки.
Передел мирового энергетического рынка вступил в новую фазу.

ОТВЕТ: впечатляющим

Вопрос 15. Заполните попуски в предложениях, используя паронимы:
Я очень ... человек и я не могу оставить кого-то без помощи.
Летним вечером в домик пожилой дачницы постучал неизвестный и ... голосом стал просить поесть.
Должно быть, она представляла собой ... зрелище.

ОТВЕТ: жалостливый, жалкий, жалкое

Вопрос 16. Найдите ошибку в образовании формы слова. Исправьте ошибку, запишите правильную форму словосочетания.
1) семь армян
2) килограмм апельсинов
3) по их указанию
4) четверо девочек
ОТВЕТ: четыре девочки

Вопрос 17. Найдите ошибку в образовании формы слова. Исправьте ошибку, запишите правильную форму словосочетания.
1) пять блюдец
2) с семидесятью студентами
3) прекраснейший вид
4) несколько гектаров
ОТВЕТ: с семьюдесятью студентами

Вопрос 18. Найдите ошибку в образовании формы слова. Исправьте ошибку, запишите правильную форму словосочетания.
1) килограмм абрикосов
2) пара чулок
3) поезжайте
4) с восьмидесятью рублями
ОТВЕТ: с восьмьюдесятью рублями

Вопрос 19. Найдите ошибку в образовании формы слова. Исправьте ошибку, запишите правильную форму словосочетания.
1) пять блюдец
2) владеть триста сорок одним мандатом
3) наипрекраснейший вид
4) несколько гектаров
ОТВЕТ: владеть тремястами сорока одним мандатом

Вопрос 20. Найдите ошибку в образовании формы слова. Исправьте ошибку, запишите правильную форму словосочетания.
1) восьмиста рублей
2) кладите осторожно
3) самый приветливый человек
4) все доктора
ОТВЕТ: восьмисот рублей

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, возможна одна ошибка.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный, имеются недочеты.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий закрытого и открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. И. Максимова, А. В. Голубевой. Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров М. : Юрайт,, 2012
Л1.2 Доронина С.В. Трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс: Практикум АлтГУ, Барнаул, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. Русский язык и культура речи: практикум: практикум М.: Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: справочник для издательских работников М., 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Грамота.Ру www.gramota.ru
Э2 национальный корпус русского языка ruscorpora.ru
Э3 Русский язык и культура речи (курс в системе Moodle) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым занятия способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме.

Работа с учебниками и научной литературой
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Русский язык и культура речи».