МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Уголовный процесс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2021_9кл
Часов по учебному плану 204
в том числе:
аудиторные занятия 140
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
диф. зачеты: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 21 13
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 26 26 36 36 62 62
Практические 30 30 48 48 78 78
Сам. работа 22 22 42 42 64 64
Итого 78 78 126 126 204 204

Программу составил(и):
Преподаватель, Дашкова Екатерина Андреевна

Рецензент(ы):
Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Уголовный процесс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 22.02.2023 г. № 06
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование знаний о процессуальной деятельности участников уголовного судопроизводства, систематизированного представления о теоретических и нормативных основах уголовного судопроизводства, о современных проблемах реализации судебной власти как способа осуществления правосудия по уголовным делам, а также о правовом регулировании деятельности органов осуществляющих предварительное расследование в форме следствия и дознания;
- формирование профессионального правосознания юристов, основанного на усвоении демократических начал уголовного судопроизводства в России, подготовка студента к самостоятельной профессиональной
деятельности в качестве следователя, дознавателя, помощника прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, адвоката.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 10 Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4 Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.7 Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.11 Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и институты уголовно-процессуального права;
принципы уголовного судопроизводства;
особенности доказательств и доказывания в уголовном процессе;
уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации;
порядок производства по уголовным делам;
особенности предварительной проверки материалов;
поводы, основания и порядок возбуждения уголовных дел;
порядок расследования уголовных дел в форме дознания;

3.2.Уметь:
3.2.1.принимать процессуальные решения в сфере уголовного судопроизводства;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, сущеность и назначение уголовного судопроизводства
1.1. Понятие, сущность и назначение уголовного судопроизводства Лекции 6 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ОК 13, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие, сущность и назначение уголовного судопроизводства Практические 6 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ОК 13, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие, сущность и назначение уголовного судопроизводства Сам. работа 6 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ОК 13, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Уголовно-процессуальное законодательство.
2.1. Источники уголовно-процессуального права. Лекции 6 2 ПК 1.11, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Источники уголовно-процессуального права. Практические 6 2 ПК 1.11, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Источники уголовно-процессуального права. Сам. работа 6 4 ПК 1.11, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Принципы уголовного судопроизводства.
3.1. Принципы уголовного судопроизводства. Лекции 6 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Принципы уголовного судопроизводства. Практические 6 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Принципы уголовного судопроизводства. Сам. работа 6 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Участники уголовного судопроизводства.
4.1. Участники уголовного судопроизводства. Лекции 6 4 ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Понятие, виды и система следственных действий. Лекции 6 2 ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Участники уголовного судопроизводства. Практические 6 6 ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Участники уголовного судопроизводства. Сам. работа 6 4 ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Доказательства и доказывание. Виды доказательств.
5.1. Доказательства и доказывание. Лекции 6 4 ПК 1.11, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Доказательства и доказывание. Практические 6 8 ПК 1.11, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Доказательства и доказывание. Сам. работа 6 2 ПК 1.11, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Меры процессуального принуждения.
6.1. Понятие, виды и значение мер принуждения. Лекции 6 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.2. Понятие, виды и значение мер принуждения. Практические 6 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.3. Понятие, виды и значение мер принуждения. Сам. работа 6 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Процессуальные документы, сроки, процессуальные издержки, ходатайства и жалобы в уголовном судопроизводстве.
7.1. Процессуальные документы, сроки, процессуальные издержки, ходатайства и жалобы в уголовном судопроизводстве. Лекции 6 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.2. Процессуальные документы, сроки, процессуальные издержки, ходатайства и жалобы в уголовном судопроизводстве. Практические 6 6 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.3. Процессуальные документы, сроки, процессуальные издержки, ходатайства и жалобы в уголовном судопроизводстве. Сам. работа 6 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Возбуждение уголовного дела.
8.1. Возбуждение уголовного дела. Лекции 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
8.2. Возбуждение уголовного дела. Практические 7 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
8.3. Возбуждение уголовного дела. Сам. работа 7 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Предварительное расследование: понятие, формы, общие условия.
9.1. Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования, ее место в системе иных стадий уголовного процесса. Лекции 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
9.2. Общие условия предварительного расследования, их понятие, значение и виды. Лекции 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
9.3. Предварительное следствие и дознание как формы предварительного расследования. Лекции 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
9.4. Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования, ее место в системе иных стадий уголовного процесса. Практические 7 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
9.5. Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования, ее место в системе иных стадий уголовного процесса. Сам. работа 7 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Следственные действия.
10.1. Понятие, виды и система следственных действий. Основания, порядок производства и оформления результатов следственных действий. Лекции 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
10.2. Понятие, виды и система следственных действий. Основания, порядок производства и оформления результатов следственных действий. Практические 7 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
10.3. Понятие, виды и система следственных действий. Основания, порядок производства и оформления результатов следственных действий. Сам. работа 7 6 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения.
11.1. Привлечение в качестве обвиняемого, понятие и значение. Лекции 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
11.2. Предъявление обвинения, его срок и порядок. Лекции 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
11.3. Привлечение в качестве обвиняемого, понятие и значение. Практические 7 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
11.4. Привлечение в качестве обвиняемого, понятие и значение. Сам. работа 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 12. Приостановление и возобновление предварительного расследования.
12.1. Понятие и значение приостановления предварительного расследования. Лекции 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
12.2. Возобновление производства по приостановленному делу. Основания возобновления производства и процессуальный порядок. Лекции 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
12.3. Понятие и значение приостановления предварительного расследования. Практические 7 6 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
12.4. Понятие и значение приостановления предварительного расследования. Сам. работа 7 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 13. Окончание предварительного расследования.
13.1. Формы окончания предварительного расследования. Лекции 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
13.2. Окончание предварительного расследования составлением обвинительного заключения (обвинительного акта). Лекции 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
13.3. Формы окончания предварительного расследования. Практические 7 6 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
13.4. Формы окончания предварительного расследования. Сам. работа 7 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 14. Подсудность. Подготовка к судебному заседанию.
14.1. Понятие, значение подсудности в уголовном процессе. Виды подсудности. Недопустимость споров о подсудности. Лекции 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
14.2. Понятие, значение подсудности в уголовном процессе. Виды подсудности. Недопустимость споров о подсудности. Практические 7 6 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
14.3. Понятие, значение подсудности в уголовном процессе. Виды подсудности. Недопустимость споров о подсудности. Сам. работа 7 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 15. Общие условия судебного разбирательства.
15.1. Сущность, значение, задачи судебного разбирательства при производстве по первой инстанции. Понятие, значение общих условий судебного разбирательства. Лекции 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
15.2. Сущность, значение, задачи судебного разбирательства при производстве по первой инстанции. Понятие, значение общих условий судебного разбирательства. Практические 7 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
15.3. Сущность, значение, задачи судебного разбирательства при производстве по первой инстанции. Понятие, значение общих условий судебного разбирательства. Сам. работа 7 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 16. Приговор.
16.1. Понятие приговора и его значение как акта правосудия. Лекции 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
16.2. Понятие приговора и его значение как акта правосудия. Практические 7 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
16.3. Понятие приговора и его значение как акта правосудия. Сам. работа 7 6 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 17. Производство в суде апелляционной инстанции. Производство в исключительных стадиях уголовного судопроизводства.
17.1. Понятие, значение производства в суде апелляционной инстанции. Лекции 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
17.2. Понятие, значение, порядок кассационного производства. Лекции 7 2 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
17.3. Производство в надзорной инстанции. Возобновление уголовных дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Лекции 7 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
17.4. Понятие, значение производства в суде апелляционной инстанции. Практические 7 6 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
17.5. Понятие, значение производства в суде апелляционной инстанции. Сам. работа 7 4 ПК 1.11, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9120.

Примеры контрольных вопросов и заданий для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какие из этих нормативных актов – источники уголовно-процессуального права:
а. приказ министра МВД;
б. Конституция РФ;
в. Кодекс РФ об административных правонарушениях;
г. указания руководителя следственного органа;
д. УПК РФ;
е. все указанные ответы правильные.
2. Федеральный закон вступает в законную силу:
а. с момента его принятия Государственной Думой;
б. с момента его принятия Советом Федерации РФ;
в. с момента его подписания Президентом РФ;
г. с момента его официального опубликования;
д. через 10 дней с момента его официального опубликования, если в самом законе не указан иной порядок.
3. Какие из перечисленных санкций относятся к процессуально-предупредительным:
а. передача дела другому следователю;
б. обращение залога в доход государства;
в. возвращение дела для нового кассационного рассмотрения;
г. отвод прокурора;
д. все указанные ответы правильные.
4. Следственные действия в отношении иностранных граждан, не обладающих дипломатическим иммунитетом, на территории РФ производятся:
а. с их согласия;
б. по общим правилам;
в. с согласия дипломатического представительства страны;
г. вообще не производятся на территории Российской Федерации.
5. Действие российского уголовно-процессуального закона в пространстве определяется:
а. местом совершения преступления;
б. территорией Российской Федерации;
в. местом нахождения органов, ведущих производство по делу;
г. местом, где возбуждено уголовное дело;
д. местом, где находится обвиняемый.
6. При производстве по уголовному делу в общем случае применяется уголовно-процессуальный закон, действующий:
а. во время совершения преступления;
б. во время обнаружения преступления;
в. в момент возбуждения уголовного дела;
г. во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения.
7. Может ли уголовно-процессуальный закон иметь обратную силу:
а. да;
б. нет;
в. да, если этим не ухудшается положение обвиняемого.
8. Принципы уголовного процесса отличаются от общих условий производства в отдельных стадиях:
а. принадлежностью к правовым нормам;
б. тем, что закреплены в законе;
в. действием на всех или нескольких стадиях уголовного процесса;
г. декларативным характером;
д. ничем не отличаются.
9. В соответствии с принципом законности:
а. никакие доказательства не имеют заранее установленной силы;
б. постановление прокурора должно быть законным, обоснованным и мотивированным;
в. правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом;
г. обвинительный приговор не может быть основан на предположениях;
д. нарушение следователем норм УПК влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.
10. В соответствии с принципом осуществления правосудия только судом:
а. никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда;
б. никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или взят под стражу при отсутствии законных оснований, предусмотренных УПК;
в. подсудимого нельзя лишить права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено УПК;
г. суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
11. В чем проявляется принцип осуществления правосудия только судом:
а. в обязанности суда возбудить уголовное дело при обнаружении признаков преступления;
б. в обязанности суда прекратить уголовное дело при отказе прокурора от обвинения;
в. в признании лица невиновным при прекращении уголовного дела по реабилитирующему основанию;
г. в признании лица виновным только по приговору суда;
д. все указанные ответы неправильные;
е. все указанные ответы правильные.
12. Принцип уважения чести и достоинства личности запрещает:
а. осуществление действий, унижающих честь участника уголовного судопроизводства;
б. насилие, пытки, другое жестокое обращение;
в. контроль и запись телефонных переговоров без судебного разрешения;
г. обращение, унижающее человеческое достоинство участника уголовного судопроизводства либо создающее опасность для его жизни и здоровья;
д. все указанные ответы правильные.
13. Принцип неприкосновенности личности предусматривает, что:
а. содержание под стражей до судебного решения допускается на срок не более 48 часов;
б. арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только в отношении особо опасных преступников;
в. задержанный имеет право на судебную проверку законности и обоснованности задержания и заключения под стражей;
г. задержанный должен содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью;
д. все указанные ответы правильные.
14. В соответствии с принципом охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве:
а. дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны предупредить всех допрашиваемых свидетелей, что их показания могут использоваться в качестве доказательств в ходе дальнейшего производства по уголовному делу;
б. действия и решения должностных лиц, ущемляющие права участников судопроизводства, могут быть обжалованы в порядке, установленном УПК;
в. участникам уголовного судопроизводства должны быть разъяснены их права и обеспечена возможность осуществления этих прав;
г. все указанные ответы правильные.
15. Какие из нижеприведенных утверждений верны:
а. для осмотра жилища всегда необходимо согласие проживающих в нем лиц или судебное решение;
б. обыск и выемка в жилище в случаях, не терпящих отлагательства, могут производиться и до получения судебного решения;
в. контроль и запись телефонных переговоров обвиняемого могут производиться только на основании судебного решения;
г. все указанные ответы правильные.
Правильные ответы:
1. б, д
2. д
3. а, г
4. б
5. б
6. г
7. б
8. в
9. б, д
10. а, в
11. г
12. а, б, г
13. а, г
14. в
15. б, в

Критерии оценивания:
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 85-100% заданий предложенного теста.
Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 70-84% заданий предложенного теста.
Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 50-69% заданий предложенного теста.
Оценка «неудовлетворительно» (0-49 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 0-49% заданий предложенного теста.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Из приведенного ниже перечня уголовно-процессуальных терминов выделите стадии уголовного процесса и сформулируйте определение стадии уголовного судопроизводства:
- отказ в возбуждении уголовного дела;
- возбуждение уголовного дела;
- дознание;
- предварительное следствие;
- прекращение уголовного дела;
- предварительное расследование;
- окончание предварительного расследования;
- составление обвинительного заключения;
- подготовка к судебному заседанию;
- предъявление обвинения;
- судебное разбирательство;
- производство в надзорной инстанции;
- постановление приговора;
- исполнение приговора;
-производство по применению принудительных мер медицинского характера;
- производство в суде второй инстанции;
- судебное следствие;
- возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств;
- отмена или изменение приговора.
Правильный ответ: Возбуждение уголовного дела; предварительное расследование; подготовка к судебному заседанию; судебное разбирательство; производство в надзорной инстанции; исполнение приговора; производство в суде второй инстанции; возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Под стадиями принято понимать относительно самостоятельные, тесно взаимосвязанные части процессуальной деятельности, каждая из которых отделяется от другой итоговым процессуальным решением.

2. Не является задачей уголовного процесса: возбуждение уголовного дела в каждом случае обнаружения признаков преступления; правильное применение законов; назначение справедливого наказания; привлечение к уголовной ответственности виновных; реабилитация невиновных.
Правильный ответ: правильное применение законов

3. К функциям сторон в уголовном процессе относится: правильное применение уголовного закона; уголовное преследование; привлечение лица в качестве обвиняемого; оправдание невиновных; исполнение приговора.
Правильный ответ: уголовное преследование.

4. Уголовно-процессуальная деятельность отличается от оперативно-розыскной тем, что имеет: гласный характер; цель в виде раскрытия преступлений; государственно-властный характер; специфические методы и средства; конспиративный характер.
Правильный ответ: цель в виде раскрытия преступлений.

5. Осокин, подозреваемый в совершении убийства (ч. 1 ст. 105 УК РФ), был задержан 14 марта в 21 час в порядке ст.ст. 91 и 92 УПК РФ и водворен в изолятор временного содержания.
В течении установленного законом срока задержания следователь не смог собрать достаточных доказательств для предъявления Осокину обвинения. Однако, учитывая основания, при которых было осуществлено задержание, обстоятельства дела и личность задержанного освобождать Осокина из ИВС было нельзя.
С какого момента Осокин считается задержанным? Каковы особенности фактического и процессуального задержания?
Каков максимальный срок задержания подозреваемого? Когда он истечет в рассматриваемой ситуации?
Какая мера процессуального принуждения и в каком порядке может быть применена в данном случае к Осокину. Когда истечет её срок?
Правильный ответ: Осокин считается задержанным с 21 часа 00 минут 14 марта. Пункт 15 ст. 5 УПК РФ определяет момент фактического задержания как «момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления». Процессуальное - задержание, при котором физическое задержание получает процессуально-правовое оформление в виде протокола задержания», согласно законодательно закрепленным положениям ст. 92 УПК РФ.

Срок задержания не может превышать 48 часов. При этом срок задержания может быть продлен судом не более, чем на 72 часа (т.о. максимальный срок задержания составляет 48+72 часа), если суд, при рассмотрении ходатайства о заключении задержанного под стражу, признает само задержание законным и обоснованным, при этом одной из сторон (субъектом расследования, прокурором или стороной защиты), для представления дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания такой меры пресечения, будет заявлено соответствующее ходатайство.
В данном случае следователь должен обратиться в суд с ходатайством о продлении срока задержания на 72 часа. Если суд откажет в продлении срока задержания, тогда срок будет окончен 16 марта в 21 час 00 минут. Если суд продлит срок задержания, тогда срок истечет 19 марта в 21 час 00 минут.
Может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении. Могут быть избраны иные меры процессуального принуждения – обязательство о явке, привод.

6. Яблочков привлечен гражданским ответчиком по делу. Следователь постановил предъявить к нему меру процессуального принуждения – наложение ареста на имущество.
Законно ли решение следователя? Каков порядок применения иных мер процессуального принуждения по кругу лиц?
Правильный ответ: Иные меры уголовно-процессуального принуждения применяются в целях обеспечения порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора:
– обязательство о явке; привод; временное отстранение от должности; наложение ареста на имущество – в отношении обвиняемого;
– обязательство о явке; привод; денежное взыскание – в отношении потерпевшего, свидетеля, эксперта и иных участников.
Если Яблочков является обвиняемым, и признан гражданским ответчиком в рамках уголовного дела, в связи с подачей потерпевшим гражданского иска, то решения следователя законно.

7. При рассмотрении уголовного дела по обвинению Ветрова в совершении хулиганства свидетель Южаков дважды не являлся по вызову суда в судебное заседание. Суд принял решение наложить на него денежное взыскание в размере минимальной заработной платы.
Законно ли решение суда? В чем выражается законность применения мер уголовно-процессуального принуждения?
Правильный ответ: УПК РФ Статья 117. Денежное взыскание: В случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом, а также нарушения ими порядка в судебном заседании на них может быть наложено денежное взыскание в размере до двух тысяч пятисот рублей в порядке, установленном статьей 118 УПК РФ. Величина МРОТ изменяется ежегодно, и с 1 января 2022 года минимальный размер оплаты труда в России составит 13 617 рублей. С учетом указанной норма денежного взыскания в ст. 117 УПК, решение суда не законно.
Меры уголовно-процессуального принуждения избираются субъектами расследования и судом, при этом ограничение конституционных прав и свобод допускается только на основании судебного решения. Меры принуждения в уголовном процессе призваны обеспечить надлежащий порядок производства по уголовным делам с минимальными временными, физическими, финансовыми и другими затратами. Меры принуждения должны избираться соразмерно с характером и общественной опасностью инкриминированного преступления, с учетом личности объекта применения и совокупности иных обстоятельств уголовного дела.

8. Фетюнину предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности). Фетюнин – вдовец, на иждивении имеет двоих детей, работает, ранее не судим, имеет постоянное место жительства. У него было взято письменное обязательство своевременно являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства. Правильно ли данное решение?
В чем отличие обязательства являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства от подписки о невыезде и надлежащем поведении? У каких участников уголовного судопроизводства может быть взято обязательство о явке?
Правильный ответ: Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве обвиняемого: - не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения субъекта расследования или суда (в отличие от домашнего ареста, при котором обвиняемому может быть запрещен даже выход из жилища, при подписке о невыезде речь идет не о конкретном жилом помещении, а о территории муниципального образования, где проживает обвиняемый, например, обвиняемый не вправе покидать территорию г. Челябинска без разрешения соответствующего должностного лица или суда); - в назначенный срок являться по вызовам следствия и суда; - иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.
Решение об избрании этой меры пресечения оформляется постановлением субъекта расследования или суда, а у обвиняемого, в свою очередь, отбирается само письменное обязательство. Поскольку эта мера пресечения фактически применяется лишь с согласия обвиняемого принять на себя вышеуказанные обязательства, то с ее избранием и применением не возникает существенных сложностей, в отличие от ситуаций, когда лицом эта мера пресечения нарушается и ставится вопрос об ужесточении меры пресечения и изменении ее на более строгую.
Обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ) – это письменное обязательство лица своевременно являться по вызовам; в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом. может быть избрано в отношении любого участника уголовного судопроизводства (обвиняемого, потерпевшего, эксперта и иных участников).
В отличие от мер пресечения, обязательство о явке оформляется в соответствующем названию этой меры принуждения документе и вынесении какого-либо постановления субъекта расследования или суда не требуется. Лицу следует разъяснить последствия нарушения взятого на себя обязательства. Несмотря на то, что в ст. 112 УПК РФ какие-либо санкции за нарушение этой меры принуждения не зафиксированы, такая возможность следует из систематического толкования иных норм УПК РФ и к нарушителю возможно применение привода, денежного взыскания, или применение меры пресечения (только в отношении обвиняемого).

9. Группой лиц на территории г. Москвы совершено пять квартирных краж. Похищено личное имущество граждан на общую сумму 450 тыс. р. Один из членов преступной группы – несовершеннолетний в возрасте 16 лет, преступление совершил впервые, прописан в Москве, живет с родителями; второй – солдат срочной службы, 19 лет, служит в воинской части Московского гарнизона; третий – нигде не работает, ранее судим, 25 лет, прописан в Орехово-Зуеве Московской области; четвертый – ранее не судим, работает в коммерческой структуре помощником генерального директора, 24 года, прописан в Москве; пятый – имеет постоянное место жительства в Тбилиси, не работает, в Москве без соответствующей регистрации проживает у случайных лиц.
Определите, какую меру пресечения можно избрать в отношении каждого из перечисленных лиц и после какого процессуального действия.
Правильный ответ: первый – присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, подписка о невыезде и надлежащем поведении; второй – наблюдение командования воинской части; третий – заключение под стражу; четвертый – залог, домашний арест; пятый – заключение под стражу. Избрание меры пресечение возможно после окончания срока задержания, допроса и иных процессуальных действий.

10. Петров был задержан по подозрению в совершении преступления. По истечении срока задержания к нему была применена мера пресечения – подписка о невыезде и надлежащем поведении. Через девять суток после избрания меры пресечения следователь пригласил Петрова, чтобы предъявить ему обвинение. Однако Петров выехал из города. Доставленный к следователю через день Петров объяснил, что намерения нарушить подписку о невыезде не имел. Он полагал, что лицо может быть подозреваемым не более 10 суток с момента задержания и поэтому, когда этот срок истек, а обвинение предъявлено не было, счел себя свободным от данной подписки.
Правильны ли рассуждения Петрова? Остается ли лицо после отмены меры пресечения подозреваемым?
Правильный ответ: Рассуждения петрова не верны. После отмены меры пресечения лицо остается в статусе подозреваемого, пока в отношении данного лица не будет принято решение о предъявлении обвинения (тогда лицо приобретает статус обвиняемого), либо решение о прекращении в отношении данного лица уголовного преследования.

11. В результате неосторожного обращения с огнем Семякин причинил имущественный вред в крупном размере своему соседу Пермякову. Потерпевший Пермяков подал дознавателю заявление о признании его гражданским истцом на сумму 350 тыс рублей.
Семякину предъявлено обвинение по ст.168 УК РФ. Одновременно в отношении него избрана мера пресечения – залог в сумме 200 тыс. рублей. Указанную сумму обвиняемый внес в депозит суда, а квитанцию о сдаче денег предъявил дознавателю. О принятии залога начальник подразделения дознания поставил в известность прокурора, направив ему копию постановления об избрании меры пресечения.
Соблюден ли в данном случае установленный уголовно-процессуальным законом порядок применения меры пресечения – залога? Каким образом определяется сумма залога?
Какие меры могут быть приняты в случае нарушения Семякиным избранной меры пресечения?
Можно ли деньги, внесенные Семякиным в качестве залога, обратить на возмещение гражданского иска, заявленного Пермяковым?
Правильный ответ: Залог избирается по судебному решению и состоит во внесении (передаче) обвиняемым либо другим лицом в орган расследования или в суд (при судебном разбирательстве) имущества (недвижимости, денег, ценных бумаг) в целях обеспечения явки обвиняемого к субъекту расследования или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений. Перечень имущества, которое не может быть принято в качестве залога, содержится в ст. 446 ГПК РФ.
Вид и размер залога определяются судом с учетом имущественного положения залогодателя и других обстоятельств. При этом по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее 50 000 рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях – менее 500 000 рублей. Указанные минимальные суммы имеют существенное значение при определении законности избрания данной меры пресечения. Если внесение залога применяется вместо ранее избранных мер пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то обвиняемый остается под действием этих мер пресечения до внесения залога.
В правоприменительной практике крайне редко встречаются ситуации, когда субъект расследования обращается к суду с ходатайством об избрании меры пресечения в виде залога. В подавляющем большинстве случаев залог избирается судом, как альтернатива заключению под стражу. То есть суд, отказывая в удовлетворении последнего ходатайства (не избирая или не продляя срок содержания под стражей), принимает решение об избрании залога.
Деньги, внесенные Семякиным в качестве залога, возможно обратить на возмещение гражданского иска, заявленного Пермяковым следующим образом: Если Семякиным будет соблюден порядок залога до окончания следствия, то по окончанию действия данной меры пресечения деньги последнему будут возвращены, и Семякин сможет по возвращению внести данную сумму на погашение гражданского иска.

12. При рассмотрении в судебном разбирательстве ходатайства потерпевшего об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу обвиняемый в покушении на получение взятки сотрудник налоговой инспекции Иванов, сославшись на ст. 241 УПК РФ, заявил ходатайство о рассмотрении ходатайства в открытом судебном заседании. Судья отказал обвиняемому, указав, что поскольку следствие по делу не окончено, открытое разбирательство дела может привести к разглашению тайны следствия.
В закрытом или открытом судебном разбирательстве рассматривается ходатайство об избрании подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей?
Правильный ответ: п. 28. Рассмотрение ходатайств об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей проводится в открытом судебном заседании. Исключение составляют случаи рассмотрения таких ходатайств в соответствии с ч. 2 ст. 228 УПК РФ на предварительном слушании и случаи, указанные в ч. 2 ст. 241 УПК РФ, например если открытое разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, в том числе тайны следствия, на что должно быть указано в ходатайстве. При рассмотрении ходатайства в закрытом судебном заседании суду надлежит обеспечить сторонам возможность осуществить свои процессуальные права, вытекающие из положений ст. 108 и 109 УПК РФ.

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 (ред. от 11.06.2020) "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий")

13. Эксперт-криминалист ЭКЦ ГУВД по Алтайскому краю Королев В.И. принимал участие в осмотре места происшествия, помогая следователю обнаружить и изъять следы преступления.
Какое процессуальное положение занимает в данной ситуации сотрудник ЭКЦ?
Правильный ответ: В данном случае, Королев участвует в статусе специалиста. При этом, эксперт – лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства экспертизы и дачи заключения. Действующее законодательство не запрещает участвовать в качестве эксперта лицу, которое ранее участвовало по данному уголовному делу в качестве специалиста (например, при осмотре места происшествия, проведении освидетельствовании).

14. Следователь СУ СК РФ Дорофеев М.Ю. после проведения предварительного следствия по факту убийства из корыстных побуждений направил уголовное дело с обвинительным заключением прокурору.
В каком составе и в суде будет рассматриваться данное уголовное дело?
Правильный ответ: Согласно общим правилам подсудности, предусмотренным п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ, отнесено к подсудности областного суда. ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ - суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе: судья краевого или областного суда и коллегия из восьми присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ - краевому или областному суду, подсудны: уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 105 ч. 2 УК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет, и уголовных дел, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

15. В районный суд поступило ходатайство органа расследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемому Романову, а также о даче судом разрешения на производство следующих следственных действий: обыска по месту жительства обвиняемого, очной ставки между обвиняемым и потерпевшим, следственного эксперимента и дополнительного осмотра места происшествия, которым является жилище потерпевшего.
Какие из названных решений правомочен принять суд в ходе досудебного производства?
Правильный ответ: разрешить или отказать в избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемому Романову, разрешить или отказать в обыске по месту жительства обвиняемого, а также разрешить или отказать в дополнительном осмотре места происшествия, которым является жилище потерпевшего (ч. 5 ст. 177 УПК РФ - осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со ст. 165 УПК РФ).

16. 19 мая несовершеннолетний Васильев Г.В. возвращался из школы домой. Около подъезда его остановили двое парней и потребовали деньги и мобильный телефон. Васильев им ответил отказом. В результате был сильно избит. По данному факту возбуждено уголовное дело, а Васильев признан потерпевшим. Его законными представителями были признаны родители. В ходе расследования выяснилось, что оба родителя отрицательно влияют на потерпевшего, злоупотребляют спиртными напитками и не в состоянии надлежащим образом защитить его законные интересы.
Как должен поступить в сложившейся ситуации следователь?
Правильный ответ: ч. 1 ст. 45 УПК РФ - в качестве представителя потерпевшего могут быть допущены один из близких родственников потерпевшего либо иное лицо, о допуске которого ходатайствует. ч. 2 ст. 45 УПК РФ - для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители или представители.
П. 8 - Если имеются основания полагать, что законный представитель действует не в интересах несовершеннолетнего потерпевшего, суд выносит постановление (определение) об отстранении такого лица от участия в деле в качестве законного представителя потерпевшего, разъясняет порядок обжалования этого решения и принимает меры к назначению в качестве законного представителя несовершеннолетнего другого лица или представителя органа опеки и попечительства. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 N 17 (ред. от 16.05.2017) "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве")).

17. Во время распития спиртных напитков между Гавриловым и Смолиным возникла ссора, в результате которой Гаврилов нанес несколько ножевых ранений Смолину. Последний от полученных повреждений скончался по дороге в больницу.
Кого должен признать следователь потерпевшим?
Правильный ответ: ч. 8 ст. 42 УПК РФ - По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего, предусмотренные настоящей статьей, переходят к одному из его близких родственников и (или) близких лиц, а при их отсутствии или невозможности их участия в уголовном судопроизводстве - к одному из родственников.

18. В подготовительной части судебного заседания выяснилось, что следователем на этапе окончания предварительного следствия были нарушены права обвиняемого (не разъяснил ему право заявить ходатайство о проведении предварительного слушания) и потерпевшей (она не была ознакомлена с материалами уголовного дела). В этой связи дело было возвращено прокурору для устранения препятствий рассмотрения его судом.
Прокурор не согласился с постановлением суда и обжаловал его по следующим основаниям:
- потерпевшая сама отказалась знакомиться с материалами дела, о чем имеется отметка в первом протоколе ее допроса;
- суд сам мог ознакомить потерпевшую с материалами дела и принять ходатайство обвиняемого о проведении предварительного слушания, не направляя дело прокурору.
Обоснованы ли действия прокурора?
Правильный ответ: Действия прокурора не обоснованы. ч. 1 ст. 216 УПК РФ - По ходатайству потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей следователь знакомит этих лиц с материалами уголовного дела полностью или частично. П. 3 п. 5 ст. 217 УПК РФ - Следователь разъясняет обвиняемому его право ходатайствовать о проведении предварительных слушаний - в случаях, предусмотренных ст. 229 УПК РФ.
П. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ - Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает решение о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями.

19. Какие из перечисленных субъектов уголовного процесса являются участниками со стороны обвинения: руководитель следственного органа; мировой судья; представитель потерпевшего; прокурор; эксперт, которому прокурор поручил производство судебной экспертизы.
Правильный ответ: руководитель следственного органа, представитель потерпевшего, прокурор. Мировой судья относится к стороне осуществления правосудия. Эксперт осуществляет вспомогательную функцию и относится к иным участникам уголовного судопроизводства.

20. Какие из перечисленных субъектов уголовного процесса являются участниками со стороны защиты: законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого; гражданский истец; потерпевший; переводчик, услугами которого пользуется обвиняемый; гражданский ответчик; специалист, приглашенный защитником.
Правильный ответ: законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого, гражданский ответчик. Гражданский истец и потерпевший относятся к стороне обвинения. Переводчик и специалист осуществляют вспомогательную функцию и относятся к иным участникам уголовного судопроизводства.

Критерии оценивания:
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Ставится студенту, если он выполняет работу полностью, в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок, четко излагает свои мысли на поставленные вопросы, умеет тесно связывать теорию с практикой, правильно обосновывает принятое решение, в котором нет правовых ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Ставится студенту, если он выполняет работу полностью, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения, однако, была допущена одна ошибка или два-три недочета в решении правовой задачи (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Ставится студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усваивает его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ, однако, были допущены несколько ошибок (более двух-трех).
Оценка «неудовлетворительно» (0-49 баллов) - Ставится студенту, который не выполняет самостоятельную работу (как в полном объеме, так и частично), допускает большое количество ошибок при решении задач.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета/экзамена по всему изученному курсу. Зачет/экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входят 3 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Понятие и назначение уголовного процесса. Система стадий уголовного процесса. Принципы уголовного процесса, понятие и их система.
2. Уголовно-процессуальный закон. Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
3. Понятие и классификация субъектов уголовного процесса.
4. Прокурор в уголовном процессе. Функции и полномочия прокурора в различных стадиях уголовного процесса.
5. Следователь в уголовном процессе. Его задачи и полномочия. Следователь криминалист понятие и процессуальные полномочия. Процессуальное положение руководителя следственного органа.
6. Органы дознания, их полномочия и компетенция. Сокращенная форма дознания. Процессуальное положение начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и лица, производящего дознание.
7. Участие защитника в уголовном процессе, его права и обязанности.
8. Потерпевший. Процессуальное положение потерпевшего и его представителя. Гражданский истец и его процессуальное положение. Меры по обеспечению гражданского иска.
9. Подозреваемый, обвиняемый и их процессуальное положение. Гражданский ответчик и его процессуальное положение. Меры по обеспечению гражданского иска.
10. Понятие и значение доказательств в уголовном процессе. Источники доказательств. Свойства доказательств. Классификация доказательств и ее практическое значение.
11. Предмет и пределы доказывания. Процесс доказывания и его этапы. Роль оперативно-розыскных мер в процессе доказывания.
12. Понятие, сущность и классификация мер уголовно-процессуального принуждения.
13. Задержание подозреваемого. Понятие, основания, мотивы и процессуальный порядок.
14. Понятие и виды мер пресечения. Основания, сроки и процессуальный порядок применения.
15. Иные меры уголовно-процессуального принуждения. Основания, сроки и процессуальный порядок применения.
16. Процессуальные документы: их значение, виды, форма и содержание. Порядок их рассмотрения.
17. Понятие и значение обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
18. Процессуальные сроки: понятие, значение, виды, порядок исчисления.
19. Процессуальные издержки: понятие, порядок и размеры возмещения.
20. Понятие и значение реабилитации в уголовном судопроизводстве. Основания и условия возникновения права на реабилитацию.
21. Методы, пределы и сроки предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях. Решения принимаемые по окончанию проверки.
22. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела.
23. Понятие, значение и задачи стадии предварительного расследования. Формы и сроки предварительного расследования и порядок их исчисления и продления.
24. Проведение неотложных следственных действий органами дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно. Дознание по делам, не требующим производства предварительного следствия.
25. Соединение и выделение уголовных дел. Подследственность и ее признаки.
26. Понятие и виды следственных действий. Общие условия проведения и процессуального оформления следственных действий.
27. Экспертиза виды и процессуальный порядок назначения и проведения.
28. Допрос свидетелей и потерпевших. Права и обязанности свидетелей. Свидетельский иммунитет.
29. Прослушивание телефонных и иных переговоров. Понятие и процессуальный порядок.
30. Привлечение лица в качестве обвиняемого. Основания и процессуальный порядок. Процессуальное положение обвиняемого.
31. Понятие, основания, условия и порядок приостановления уголовного дела. Основания и порядок прекращения уголовных дел. Особенности прекращения уголовных дел в связи с освобождением от уголовной ответственности.
32. Понятие и виды окончания предварительного расследования. Процессуальный порядок окончания предварительного расследования с составлением обвинительного заключения. Отличие обвинительного заключения от обвинительного акта, постановления.
33. Полномочия суда в стадии предварительного расследования. Судебный контроль за законностью процессуальной деятельности органов расследования.
34. Понятие подсудности и ее признаки.
35. Рассмотрение уголовных дел в суде первой инстанции.
36. Стадия подготовки и назначения судебного разбирательства. Предварительное слушание. Основания, процессуальный порядок.
37. Стадия судебного разбирательства, общие условия, этапы и процессуальный порядок.
38. Особый порядок судебного разбирательства.
39. Процессуальный порядок постановления и провозглашения приговора. Виды приговоров.
40. Понятие и общая характеристика стадии исполнения приговора.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Особенности производства у мирового судьи.
2. Производство в суде присяжных заседателей. Вердикт, особенности и порядок вынесения приговора.
3. Апелляционный и кассационный порядок рассмотрения уголовного дела. Понятие, процессуальный порядок и различие.
4. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
5. Производство в суде надзорной инстанции.
6. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
7. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
8. Производство о применении принудительных мер медицинского характера.
9. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
10. Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.
11. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора. Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

КАТЕГОРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
Оценка «неудовлетворительно» (0-49 баллов) - Содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Бастрыкин [и др.] Уголовный процесс 5-е изд., пер. и доп.: Учебник для среднего профессионального образования  Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прошляков Алексей Дмитриевич, Козубенко Юрий Вячеславович, Балакшин Виктор Степанович, Машовец Асия Океановна, Азаренок Николай Васильевич, Александрова Людмила Анатольевна, Бравилова Екатерина Александровна, Головачук Ольга Сергеевна, Егоров Александр Юрьевич, Зорин Алексей Иванович, Казаков Александр Алексеевич, Казаков Алексей Иванович, Казакова Александра Викторовна, Мерзлякова Марина Викторовна, Милицин Сергей Дмитриевич, Никитина Елена Викторовна, Никифорова Елена Юрьевна, Раменская Виктория Святославовна, Рудич Валерий Владимирович, Соловьева Татьяна Александровна, Бердышев Алексей Николаевич, Дьяконова Виктория Викторовна Уголовный процесс. Учебник для СПО: учебник М.:Статус, 2022 znanium.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Машинская Н.В. Уголовный процесс: учебно-методическое пособие ИД САФУ, 2020 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электроныый курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Уголовный процесс СПО" portal.edu.asu.ru
Э2 Спс "Консультант+" consultant.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2.Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы дисциплины «Право».
В ходе лекционных занятий студенту необходимо вести конспектирование учебного материала, а также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. ·
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.
Особое внимание следует обратить на дискуссионные теоретические вопросы: изучить различные точки зрения ведущих ученых, обозначить противоречия современного законодательства. Для систематизации основных положений по теме занятия рекомендуется составление конспектов. Обратить внимание на:
- Составление списка нормативных правовых актов и учебной и научной литературы по изучаемой теме.
- Изучение и анализ выбранных источников.
- Изучение и анализ судебной практики по данной теме, представленной в информационно-справочных правовых электронных системах «КонсультантПлюс», «Гарант» или других.
- Выполнение предусмотренных программой заданий в соответствии с тематическим планом.
- Выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.
- Проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по дисциплине «Право» может выполняться в библиотеке Алтайского государственного университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал учебной дисциплины «Право», предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на промежуточный контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий.
Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
− конспектирование (составление тезисов) лекций;
− выполнение контрольных работ;
− решение задач;
− работу со справочной и методической литературой;
− работу с нормативными правовыми актами;
− выступления на практических занятиях;
− участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины;
− участие в собеседованиях, дискуссиях, круглых столах;
− участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
− повторения лекционного материала;
− подготовки к практическим занятиям;
− изучения учебной и научной литературы;
− изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных);
− решения задач, выданных на практических занятиях;
− подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
− подготовки к практическим занятиям устных сообщений;
− подготовки индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя;
− выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций.
4. При реализации учебной дисциплины «Право» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция.
При проведении практических занятий: устный опрос, решение задач с применением нормативно-правовых актов, круглый стол, составление правовых документов, письменная работа.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении опорных конспектов, составлении таблиц, составлении правовых документов, письменная работа, тест.
5. Экзамен по дисциплине «Право».
Экзамен сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины, включающее 40 вопросов. Для проверки умений студентов экзаменационный билет включает практическую задачу.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, выполненными самостоятельными работами.