МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Палеоэкология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование и геоэкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_ППиГ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., профессор, Барышников Г.Я.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Палеоэкология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса изучение происхождения человека как вида и установление условий адаптации его к природным условиям прошлых эпох. В данном курсе рассматривается исторические этапы становления человека как вида. Дается обзор его распространения по континентам и освоение им высотно-экологических ниш.
Курс ориентирован на формирование у студентов широкого комплексного объективного и творческого подхода к обсуждению наиболее и сложных проблем палеоэкологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.2 Умеет использовать базовые знания в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.3 Владеет теоретическими знаниями из основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде и применяет их в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы исследования в палеоэкологии.
1.1. Геологические методы исследования мест обитания древних людей. Геоморфологические методы исследования переходных зон горных сооружений. Радиоуглеродное датирование органики из мест обитания древнего человека. Лекции 6 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л1.1
1.2. Значение и место палеоэкологии в современной экологии. Основные этапы развития палеоэкологии. Палеонтологические и непалеонтологические методы восстановления палеоэкологических событий. Практические 6 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л1.1
1.3. Геологические методы исследования мест обитания древних людей. Геоморфологические методы исследования переходных зон горных сооружений. Радиоуглеродное датирование органики из мест обитания древнего человека. Сам. работа 6 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Происхождение человека как вида.
2.1. «Человекообезьяны» и ранние люди. Гоминоиды, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, протонеандерталец, неандертальцы, кроманьонцы. Лекции 6 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.2. «Человекообезьяны» и ранние люди. Гоминоиды, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, протонеандерталец, неандертальцы, кроманьонцы. Сам. работа 6 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Происхождение современного человека.
3.1. Этапы развития современного человека. Виды питания и его влияние на телосложение человека. Роль численности население. Будущее человечества. Лекции 6 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л1.1
3.2. Становление и развитие человека Практические 6 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л1.1
3.3. Этапы развития современного человека. Виды питания и его влияние на телосложение человека. Роль численности население. Будущее человечества. Сам. работа 6 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Миграции человека разумного.
4.1. Южный (аустрический) путь - ранние австралийцы, заселение Америки. Северный (бореальный) путь. Африканский путь. Лекции 6 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.2. Влияние природной среды на развитие цивилизаций Практические 6 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.3. Южный (аустрический) путь - ранние австралийцы, заселение Америки. Северный (бореальный) путь. Африканский путь. Сам. работа 6 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Расовая эволюция человека.
5.1. Гипотезы расообразования. Полицентрическая, дицентрическая, моноцентрическая. Лекции 6 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3
5.2. Изначальный расовый тип человека разумного. Причины расообразования. Происхождение европеоидов. Происхождение монголоидов. Американоиды. Расовая эволюция народов Африки. Лекции 6 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л1.1
5.3. Происхождение и распространение человеческих рас. Практические 6 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л1.1
5.4. Изначальный расовый тип человека разумного. Причины расообразования. Происхождение европеоидов. Происхождение монголоидов. Американоиды. Расовая эволюция народов Африки. Сам. работа 6 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л1.1
5.5. Гипотезы расообразования. Полицентрическая, дицентрическая, моноцентрическая. Сам. работа 6 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3
Раздел 6. Природные условия формирования археологических памятников Алтая.
6.1. Памятники открытого типа - Ануй-1, Дмитриевка, Тыткескень, Улалинка, Усть-Каракол. Пещерные памятники - Сибирячихинская, Волчья, Денисова, Искринская, Каминная, Малояломанская, Разбойничья, Нижнетыткескенская. Общие закономерности пространственного размещения археологических памятников Алтая. Лекции 6 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2
6.2. Археологичесике памятники Алтая Практические 6 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2
6.3. Памятники открытого типа - Ануй-1, Дмитриевка, Тыткескень, Улалинка, Усть-Каракол. Пещерные памятники - Сибирячихинская, Волчья, Денисова, Искринская, Каминная, Малояломанская, Разбойничья, Нижнетыткескенская. Общие закономерности пространственного размещения археологических памятников Алтая. Сам. работа 6 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2
6.4. Подготовка к зачету Сам. работа 6 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3921

ОПК-2: Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
Вопрос 1: Какое из следующих определений наиболее точно описывает палеоэкологию?
a) Изучение мамонтов и динозавров.
b) Изучение прошлых экосистем и климатических условий на основе анализа археологических находок и окаменелостей.
c) Изучение биологии живых организмов.
Ответ: b) Изучение прошлых экосистем и климатических условий на основе анализа археологических находок и окаменелостей.
Вопрос 2: Что такое дендрохронология?
a) Изучение окаменелостей динозавров.
b) Изучение годичных колец деревьев для определения возраста и климатических условий.
c) Изучение структуры камней.
Ответ: b) Изучение годичных колец деревьев для определения возраста и климатических условий.
Вопрос 3: Какие из перечисленных методов могут использоваться для анализа археологических находок?
a) Интервьюирование современных жителей.
b) Радиоуглеродное датирование.
c) Спутниковые снимки.
Ответ: b) Радиоуглеродное датирование.
Вопрос 4: Что такое палеоклиматология?
a) Изучение прошлых экосистем.
b) Изучение прошлых климатических условий на Земле.
c) Изучение современных климатических изменений.
Ответ: b) Изучение прошлых климатических условий на Земле.
Вопрос 5: Какие периоды геологической истории Земли изучает палеоэкология?
a) Только последние 1000 лет.
b) Только последние 100 лет.
c) Различные периоды, включая миллионы лет назад.
Ответ: c) Различные периоды, включая миллионы лет назад.
Вопрос 6: Что представляют собой археологические слои?
a) Отложения снега и льда.
b) Горные породы.
c) Отложения различных материалов, накапливающиеся со временем.
Ответ: c) Отложения различных материалов, накапливающиеся со временем.
Вопрос 7: Какая из следующих дисциплин не связана с палеоэкологией?
a) Геология.
b) Астрономия.
c) Археология.
Ответ: b) Астрономия.
Вопрос 8: Что означает термин "антропогенное воздействие" в контексте палеоэкологии?
a) Воздействие археологов на окаменелости.
b) Воздействие человека на окружающую среду и экосистемы.
c) Воздействие археологических методов на деревья.
Ответ: b) Воздействие человека на окружающую среду и экосистемы.
Вопрос 9: Какое из следующих утверждений верно относительно палеоэкологических исследований?
a) Они могут предоставить информацию только о последних 100 лет.
b) Они могут предоставить информацию о прошлых экосистемах и климате на тысячи и миллионы лет назад.
c) Они могут предоставить информацию только о современных экосистемах.
Ответ: b) Они могут предоставить информацию о прошлых экосистемах и климате на тысячи и миллионы лет назад.
Вопрос 10: Какие факторы могут влиять на формирование археологических слоев?
a) Только дождь.
b) Осадки, вулканическая активность, деятельность человека и другие процессы.
c) Только ветер.
Ответ: b) Осадки, вулканическая активность, деятельность человека и другие процессы.
Вопрос 11: Какое из следующих утверждений верно относительно дендрохронологии?
a) Дендрохронология изучает годичные кольца животных.
b) Дендрохронология использует годичные кольца деревьев для определения возраста и климатических условий.
c) Дендрохронология изучает окаменелости динозавров.
Ответ: b) Дендрохронология использует годичные кольца деревьев для определения возраста и климатических условий.
Вопрос 12: Какой метод часто используется для датирования органических материалов, таких как кости и древесина, в палеоэкологических исследованиях?
a) Радиоуглеродное датирование.
b) Магнитный резонанс.
c) Рентгеновская дифракция.
Ответ: a) Радиоуглеродное датирование.
Вопрос 13: Что такое "биопалинология" в контексте палеоэкологии?
a) Изучение окаменелостей животных.
b) Изучение пыльцы и спор позвоночных растений для реконструкции прошлых экосистем.
c) Изучение мамонтов.
Ответ: b) Изучение пыльцы и спор позвоночных растений для реконструкции прошлых экосистем.
Вопрос 14: Какие из следующих понятий характеризуют экосистемы и их изменения?
a) Экологическая ниша.
b) Созвездие Орион.
c) Экватор.
Ответ: a) Экологическая ниша.
Вопрос 15: Какие факторы могут вызвать изменения в экосистеме?
a) Только климатические факторы.
b) Климатические факторы, антропогенное воздействие, и естественные катаклизмы.
c) Только антропогенное воздействие.
Ответ: b) Климатические факторы, антропогенное воздействие, и естественные катаклизмы.
Вопрос 16: Какие факторы могут влиять на формирование окаменелостей?
a) Только воздействие солнечных лучей.
b) Процессы разложения органических остатков и механические процессы.
c) Только антропогенное воздействие.
Ответ: b) Процессы разложения органических остатков и механические процессы.
Вопрос 17: Какие из следующих факторов могут влиять на климат прошлых эпох?
a) Активность солнца.
b) Деятельность человека.
c) Только метеориты.
Ответ: a) Активность солнца.
Вопрос 18: Какие данные можно получить из анализа годичных колец деревьев?
a) Только возраст дерева.
b) Возраст дерева, климатические условия и изменения в окружающей среде.
c) Только количество лет, которое дерево прожило.
Ответ: b) Возраст дерева, климатические условия и изменения в окружающей среде.
Вопрос 19: Какой период времени охватывают годичные кольца деревьев?
a) Только несколько лет.
b) Десятилетия.
c) Один год.
Ответ: c) Один год.
Вопрос 20: Какие из следующих моментов не входят в компетенции палеоэколога?
a) Работа с археологическими находками.
b) Изучение геологии прошлых периодов.
c) Проектирование мостов и дамб.
Ответ: c) Проектирование мостов и дамб.
Вопрос 21: Какое из следующих утверждений верно относительно археологических находок?
a) Археологические находки всегда состоят из окаменелостей.
b) Археологические находки могут включать в себя останки животных и растений, а также артефакты, созданные человеком.
c) Археологические находки всегда состоят из монет и украшений.
Ответ: b) Археологические находки могут включать в себя останки животных и растений, а также артефакты, созданные человеком.
Вопрос 22: Какое из следующих утверждений верно относительно археологических слоев?
a) Археологические слои всегда состоят из однородных материалов.
b) Археологические слои могут содержать отложения различных материалов, которые накапливаются со временем.
c) Археологические слои всегда имеют одинаковую толщину.
Ответ: b) Археологические слои могут содержать отложения различных материалов, которые накапливаются со временем.
Вопрос 23: Какие из следующих методов используются для изучения палеоэкологии с использованием современных технологий?
a) Космическая археология.
b) Геоинформационные системы (ГИС).
c) Медицинская томография.
Ответ: b) Геоинформационные системы (ГИС).
Вопрос 24: Какие из следующих методов могут использоваться для моделирования прошлых экосистем?
a) Кулинарное моделирование.
b) Компьютерное моделирование.
c) Фотосинтез.
Ответ: b) Компьютерное моделирование.
Вопрос 25: Какие из следующих методов используются для изучения палеоэкологии морских экосистем?
a) Геоинформационные системы (ГИС).
b) Исследование медвежьих популяций.
c) Исследование морских осадочных пород.
Ответ: c) Исследование морских осадочных пород.
Вопрос 26: Какое из следующих утверждений верно относительно палеоэкологических исследований на арктических островах?
a) На арктических островах невозможно проводить палеоэкологические исследования из-за холодного климата.
b) Арктические острова предоставляют уникальную возможность изучения прошлых климатических изменений и экосистем.
c) Палеоэкологические исследования на арктических островах ограничены только изучением мамонтов.
Ответ: b) Арктические острова предоставляют уникальную возможность изучения прошлых климатических изменений и экосистем.
Вопрос 27: Какие факторы могут влиять на сохранность окаменелостей и археологических находок?
a) Только антропогенное воздействие.
b) Влажность, температура, антропогенное воздействие и другие факторы.
c) Только температура.
Ответ: b) Влажность, температура, антропогенное воздействие и другие факторы.
Вопрос 28: Какие из следующих факторов могут влиять на изменения климата Земли?
a) Деятельность человека.
b) Активность солнца.
c) Только природные катаклизмы.
Ответ: a) Деятельность человека и b) Активность солнца.
Вопрос 29: Какие методы могут использоваться для изучения палеоэкологии океанских глубин?
a) Исследование археологических находок.
b) Глубоководные буры.
c) Изучение мамонтов.
Ответ: b) Глубоководные буры.
Вопрос 30: Какие из следующих навыков являются важными для палеоэколога?
a) Искусство графического дизайна.
b) Навыки коммуникации и написания научных отчетов.
c) Знание современных танцев.
Ответ: b) Навыки коммуникации и написания научных отчетов.


Текст 1: Палеоэкология изучает изменения в составе флоры и фауны на протяжении времени и позволяет реконструировать прошлые 1. В данном исследовании были исследованы окаменелости, анализ которых показал, что в данном регионе произошли значительные изменения в климатических условиях в период между 2. Ответ: 1.климатические условия, 2.времени.
Текст 2: Для реконструкции экосистем прошлых эпох используются различные методы, включая анализ археологических находок и изучение в 3. Эти методы позволяют ученым воссоздать облик и характеристики экосистем, которые существовали на Земле десятки тысяч лет назад. Ответ: 3.плитах древесины.
Текст 3: В палеоэкологических исследованиях часто используются геоинформационные системы (ГИС) для анализа и визуализации данных о распределении 4 на территории. Это помогает ученым выявить закономерности в изменениях экосистем на протяжении времени и определить влияние климатических факторов. Ответ: 4.экосистем.
Текст 4: Изучение археологических слоев и отложений позволяет ученым определить последовательность событий и изменений в окружающей среде на протяжении 5. В данном исследовании были обнаружены следы длительной засухи, что указывает на климатические изменения в этом регионе. Ответ: 5. времени.
Текст 5: Палеоэкология также включает в себя изучение 6, таких как аммониты и трилобиты, которые предоставляют информацию о составе океанических экосистем в далеком прошлом. Их анализ может раскрывать множество сведений о жизни и климате в морских бассейнах. Ответ: 6.окаменелостей.
Текст 6: Археологические находки, включая останки древних растений и животных, являются ключевыми источниками данных для палеоэкологических исследований. Исследователи обнаружили 7 древних деревьев, которые свидетельствуют о том, что климат в данном регионе был значительно теплее в далеком прошлом. Ответ: 7.останков.
Текст 7: Радиоуглеродное датирование позволяет ученым определить возраст археологических находок и окаменелостей с высокой точностью. Исследователи провели 8 датирование останков мамонтов и пришли к выводу, что эти животные жили около 10 000 лет назад. Ответ: 8.радиоуглеродное.
Текст 8: Важным аспектом палеоэкологических исследований является анализ смены экологических ниш в прошлом. Исследователи обнаружили, что в период между 9 произошли значительные изменения в биологическом разнообразии и распределении видов. Ответ: 9. биологическом разнообразии.
Текст 9: Методы геохимического анализа позволяют ученым изучать состав элементов в окаменелостях и отложениях, что помогает раскрывать информацию о 10 и условиях в прошлых экосистемах. ОТвет: 10. состав элементов.
Текст 10: Палеоэкологические исследования в арктических регионах часто проводятся с использованием буровых вышек для извлечения образцов морских осадочных пород. Эти образцы позволяют ученым изучать изменения в морских экосистемах на протяжении десятков 11. Ответ: 11. лет.
Текст 11: Важным аспектом палеоэкологических исследований является анализ изотопов в окаменелостях и археологических находках. Изотопы могут предоставить информацию о источниках питания и миграциях древних 12. Ответ: 12. древних видов.
Текст 12: Палеоэкологические исследования могут помочь в понимании взаимосвязей между различными видами в прошлых экосистемах. В данном исследовании была проведена реконструкция 13 прошлых морских сообществ на основе анализа окаменелостей. Ответ: 13. морских сообществ.
Текст 13: Палеоэкологи часто используют информацию о 14, найденных в археологических слоях, для определения типа растительности, которая процветала в данной местности в прошлом. Эти растения могут давать представление о климатических условиях. Ответ: 14. растениях.
Текст 14: Анализ седиментов на дне озер и морей является одним из методов исследования палеоэкологии. Изучение 15 и микроорганизмов в седиментах может раскрывать информацию о прошлых климатических изменениях и условиях водных экосистем. Ответ: 15. микроорганизмов.
Текст 15: Один из основных аспектов палеоэкологических исследований - это анализ изменений в биологическом разнообразии на протяжении времени. В данной работе были проанализированы данные о 16 и распределении видов в прошлом. Ответ: 16. миграции.
Текст 16: В палеоэкологических исследованиях используются различные методы для анализа миграций древних видов. Один из них - изучение изотопов в зубах останков, которые может указывать на места пребывания 17. Ответ:17. древних видов.
Текст 17: Археологические находки часто включают останки древних растений и животных, которые могут предоставить информацию о климатических условиях и экосистемах в прошлом. В данном исследовании были обнаружены останки мамонтов, что свидетельствует о наличии ледниковых условий в данной местности в 18. Ответ: 18. далеком прошлом.
Текст 18: Палеоэкологические исследования океанических экосистем часто включают изучение биогеохимических процессов в морских осадках. Изучение 19 в седиментах может раскрывать информацию о динамике экосистем в океане. Ответ: 19. биогеохимических процессов.
Текст 19: Реконструкция климата прошлых эпох включает анализ данных о газах в атмосферных отложениях. Исследователи провели анализ 20 в айс-коре и обнаружили, что концентрация CO2 в атмосфере была значительно ниже в далеком прошлом. Ответ: 20. газов в атмосферных.
Текст 20: В палеоэкологии, чтобы понять взаимодействие различных видов в прошлых экосистемах, ученые изучают экологические ниши и роли каждого 21 в пищевой цепи. Ответ: 21. организма.
Текст 21: Важным элементом палеоэкологических исследований является анализ макро- и микрофлоры и фауны в археологических находках. Этот анализ позволяет ученым понять, какие виды доминировали в данной экосистеме в 22. Ответ:
22. прошлом.
Текст 22: Один из методов реконструкции прошлых климатических условий - это изучение структуры годичных колец деревьев. Анализ годичных колец позволяет ученым определить, как менялся 23 в прошлом. Ответ: 23. климат.
Текст 23: В палеоэкологии важным аспектом является изучение экосистем озер и рек в прошлом. Сведения о составе микроорганизмов и биогеохимических процессах в водных экосистемах могут быть получены из анализа осадков и 24 на берегах водоемов. Ответ:24. осадков
Текст 24: Радиоуглеродное датирование используется для определения возраста археологических находок и окаменелостей. Изучение останков животных с использованием этого метода позволяет ученым реконструировать временные 25. Ответ: 25. временные интервалы.
Текст 25: Одним из инструментов палеоэкологов является изучение миграции древних видов с использованием изотопов. Остатки 26 позволяют ученым определить маршруты миграций и характеристики среды обитания. Ответ: 26. животных.
Текст 26: Для анализа экосистем прошлых эпох используется изучение макрофлоры, включая деревья и другие высшие растения. Анализ пыльцы и спор позволяет ученым реконструировать состав 27 в данном регионе. Ответ: 27. флоры
Текст 27: Палеоэкологические исследования арктических регионов позволяют ученым понять, какие виды растений и животных адаптировались к холодным климатическим условиям. Изучение останков животных, таких как 28, может давать информацию о прошлых ледниковых периодах. Ответ: мамонтов
Текст 28: Изучение изменений в морских экосистемах в прошлом часто проводится с использованием анализа морских осадочных пород. Обнаружение останков морских организмов и изучение состава 29 помогает реконструировать морские сообщества в прошлом. Ответ: морских организмов
Текст 29: Важным аспектом палеоэкологических исследований является анализ макрофлоры и фауны в археологических слоях. Исследование останков животных и растений может раскрывать информацию о динамике изменений в прошлых 30. Ответ: экосистемах.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Природные условия формирования археологического памятника Денисова пещера.
2. Природные условия формирования археологического памятника Малояломанская пещера.
3. Природные условия формирования археологического памятника Улалинская палеолитическая стоянка.
4. Природные условия формирования археологического памятника Нижнетыткескенская пещера.
5. Природные условия формирования археологического памятника Иульчакская пещера.
6. Закономерности пространственного размещения археологических памятников на Азиатском континенте.
7. Закономерности пространственного размещения археологических памятников в Горном Алтае.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Геологические методы в палеоэкологии
- археологические
- изучение четвертичных отложений
- зоологические
2. Геологические методы в палеоэкологии
- картирование
- зондирование
- купирование
3. Геологические методы в палеоэкологии (выберите несколько правильных ответов)
- гравиметрический
- математический
- геометрический
- сейсмический
4. Геологические методы в палеоэкологии
- арифметический
- палеонтологический
- онкологический
5. Биологические методы в палеоэкологии (выберите несколько правильных ответов)
- палеокарпологический
- медицинский анализ
- анализ ситуационный
- спорово-рыльцевой анализ
6. Географические методы исследования
- гидрологический
- метеорологический
- геоморфологический
7. Физические методы исследования (выберите несколько правильных ответов)
- бинокулярный
- радиоуглеродный
- ОСЛ-датирование
Контрольные вопросы
1. Каковы особенности геологических, петрографических и палеонтологических методов исследования археологических памятников и среды обитания древнего человека?
2. Из каких горных пород отбираются пробы на спорово-пыльцевой и палеокарпологический анализы?
3. Для каких целей используется геоморфологический метод исследования древних стоянок человека?
4. Перечислите физические методы исследования. Каковы их особенности и целевой предназначение для археологии?
5. В чем уникальность стоянок древнего человека в Сибирячихинской, Каминной и Тыткескенской пещерах?
6. Денисова пещера и ее значение для мировой палеоэкологии?
7. Каковы особенности использования человеком в прошлом Иульчакской пещеры?
8. Как использовалась Малояломанская пещера человеком в прошлом?
9. Улалинская палеолитическая стоянка и ее возраст?
10. Тыткескенских археологический комплекс и его составные части?
11. Древнейшая каменоломня в Горном Алтае и ее значение для расшифровки каменной индустрии?
12. Стоянка Усть-Каракол и каково ее стратиграфическое значение?
13. Каковы причины формирование палеолитических археологических памятников на определенных высотах над уровнем моря?
14. Какова пространственная зависимость мест обитания древнего человека в горных сооружениях мира?
15. Время появления антропоидов?
16. Этапы перехода от человекообразной обезьяны к человеку прямоходящему?
17. Австралопитеки – кто они?
18. Период существования человека прямоходящего?
19. Основные вехи становления современного человека?
20. Какие происходили изменения в телосложении человека в зависимости от питания?
21. Каковы прогнозы роста численности населения на планете и его будущее?
22. Какова роль геохимических факторов в географической изменчивости признаков у человека
23. Особенности популяций человека проживающих в пустынных областях?
24. Три гипотезы рассообразования, их отличие и причины?
25. Особенности аустрического пути миграции человека?
26. Особенности бореального пути миграции человека?
27. Особенности африканского пути миграции человека?
28. Кто такие европеоиды?
29. Происхождение монголов и монголоидов?
30. Происхождение америконоидов?
31. Как происходила расовая эволюция народов Африки?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Богданов И. И. Палеоэкология: учебное пособие «Флинта», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барышников Г.Я. Рельеф переходных зон горных сооружений: Изд-воАГУ, 1998 elibrary.asu.ru
Л2.2 Деревянко А.П. Глобальные и региональные изменения климата и природной среды позднего кайнозоя в Сибири : монография Сибирское отделение Российской академии наук, 2008. biblioclub.ru
Л2.3 Отто О.В., Барышников Г.Я. Природно-ресурсный потенциал переходных зон горных сооружений (на примере Алтайского края). : монография Изд-во АлтГУ, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Палеоэкология files.lib.sfu-kras.ru
Э2 Курс в Moodle «Палеоэкология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TO
U-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/),
(бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.