МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Устойчивое развитие

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование и геоэкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_ППиГ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Швецова Ларина Валерьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Устойчивое развитие

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко Вадим Валерьевич, к.г.н, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Заведующий кафедрой Скрипко Вадим Валерьевич, к.г.н, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение учебной дисциплины "Устойчивое развитие" нацелено на формирование географической и экологической культуры у студентов за счет расширения мировоззрения о концепции устойчивого развития и ее реализации на глобальном, государственном (национальном), региональном и локальном уровнях.
Задачи освоения учебной дисциплины:
1) сформировать представления у студентов об устойчивом развитии как идеологии, о концепции устойчивого развития и ее реализации на разных уровнях;
2) ознакомиться с основными этапами реализации концепции устойчивого развития в зарубежных странах;
3) изучить опыт перехода к устойчивому развитию в России и отдельных ее регионах (на государственном или национальном уровне; региональном и локальном уровнях).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования и охраны природы, нормами профессиональной этики
ОПК-4.1 Знает содержание нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы, норм профессиональной этики
ОПК-4.2 Умеет анализировать и сопоставлять содержание нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-4.3 Владеет информацией о нормативных правовых актах в сфере экологии, природопользования и охраны природы и нормах профессиональной этики для решения задач профессиональной деятельности
УК-8Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1 Знает терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей; методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий; технику безопасности и правила пожарной безопасности
УК-8.2 Способен разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и пр. характера; использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
УК-8.3 Имеет опыт использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты для сохранения жизни и здоровья граждан; планирования обеспечения безопасности в конкретных техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях; оказания первой помощи пострадавшим в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие об устойчивости и устойчивом развитии; концептуальные основы устойчивого развития как идеологии; археологические культуры и их взаимоотношения с природой;
исторический этап развития общества и его взаимоотношения с природой; факторы возникновения неустойчивости в биосфере (природные, природно-антропогенные, антропогенные) и их влияние на развитие стран; критерии и показатели устойчивого развития; уровни устойчивого развития; историю «активности» стран по реализации документа "Повестка дня на XXI век" (программный документ о глобальной экологической деятельности); предпосылки перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (экологические; экономические; социальные и демографические); общие положения стратегии устойчивого развития Российской Федерации (отдельные аспекты); основные этапы перехода к устойчивому развитию Алтайского края в соответствие с концепцией устойчивого развития Российской Федерации.




3.2.Уметь:
3.2.1.составлять характеристику каждой археологической культуры как этапа взаимоотношения человека с окружающей средой; называть признаки индустриального и постиндустриального этапов развития общества; выявлять факторы неустойчивости биосферы и их влияние на экономическое и социальное развитие стран, а также их экологическое благополучие; отличать критерии от показателей устойчивого развития; составлять характеристику каждого уровня учтойчивого развития (глобального, государственного (национального), регионального и локального), используя материалы об отдельных странах; отличать предпосылки перехода Российской Федерации к устойчивому развитию; отличать уровень стратегий (программ, планов) (на примере Российской Федерации и ее регионов).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.иметь навыки сравнения опыта зарубежных стран в переходе к устойчивому развитию (установление черт сходства и отличия); выявления предпосылок перехода отдельных стран к устойчивому развитию как идеологии; определения логических связей между структурой и содержанием стратегии устойчивого развития Российской Федерации и стратегиями (планами и программами) Алтайского края (или других субъектов РФ).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1.ВВЕДЕНИЕ В КУРС. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КУРСА.
1.1. Введение в курс. Устойчивое развитие как идеология. Лекции 8 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Работа с рекомендованной литературой и источниками (составление аннотации). Сам. работа 8 4 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. РАЗДЕЛ 2. ПРЕДПОСЫЛКИ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ.
2.1. Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы. Лекции 8 4 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Этапы развития взаимоотношений между человеком и окружающей средой в разные археологические культуры. Практические 8 4 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Заполнение таблицы "Археологические культуры и их влияние на окружающую среду". Сам. работа 8 4 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Подготовка тематической презентации "Археологическая культура и ее влияние на окружающую среду" (выбор археологической культуры по желанию студента). Сам. работа 8 8 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Характеристика индустриального и постиндустриального этапов развития общества. Влияние человека на окружающую среду в указанные этапы. Сам. работа 8 4 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Подготовка к практическому занятию по теме "История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирование его современной концепции". Сам. работа 8 6 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирование его современной концепции. Практические 8 6 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. РАЗДЕЛ 3. ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕУСТОЙЧИВОСТИ В БИОСФЕРЕ.
3.1. Факторы возникновения неустойчивости в биосфере. Лекции 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1
3.2. Подготовка материалов по теме лекции (влияние факторов неустойчивости биосферы на экономическое и социальное развитие стран, а также их экологическое благополучие) для одной из стран по выбору студента. Сам. работа 8 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. РАЗДЕЛ 4. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.
4.1. Критерии и показатели устойчивого развития. Лекции 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.2. Опыт перехода к устойчивому развитию в зарубежных странах и России. Лекции 8 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1
4.3. Тематическая презентация "Опыт перехода зарубежных стран к устойчивому развитию" (выбор страны по желанию студента). Сам. работа 8 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1
4.4. Опыт перехода к устойчивому развитию в зарубежных странах. Практические 8 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1
4.5. Переход к устойчивому развитию в Российской Федерации (государственный или национальный уровень). Лекции 8 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1
4.6. Таблица "Опыт перехода к устойчивому развитию в зарубежных странах" (по результатам тематических презентаций). Обобщения после заполнения таблицы (письменно). Сам. работа 8 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1
4.7. Стратегия устойчивого развития Российской Федерации. Практические 8 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1
4.8. Письменный анализ содержания стратегии устойчивого развития Российской Федерации Сам. работа 8 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1
4.9. Стратегии устойчивого развития (планы и программы) Алтайского края. Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1
4.10. Реализация аспектов стратегии устойчивого развития РФ (программы, мероприятия и т.д.) на региональном уровне (например, в Алтайском крае). Сам. работа 8 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ.
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
ОПК-4: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования и охраны природы, нормами профессиональной этики

Ссылка на курс:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2953

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выберите правильный ответ.
Конференция ООН в .................. (1972 г.) показала, что в мире существуют противоречия во взглядах на процесс развития у индустриально развитых и развивающихся государств: одни хотели экологизации, проведения работ по очищению планеты, другие – экономического развития, преодоления бедности.
А. Стокгольм
Б. Вена
В. Рим
Г. Рио-де-Жанейро
Ответ: А

2. Выберите правильный ответ.
Как назывался отчет Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКСОР), опубликованный в 1987 г.?
А. «Пределы роста»
Б. «Концепция устойчивого развития»
В. «Повестка дня на 21 век»
Г. «Наше общее будущее»
Ответ: Г

3. Выберите правильный ответ.
На какой из перечисленных конференций была утверждена в качестве руководства к действию «концепция устойчивого развития»?
А. Конференция ООН в Рио-де-Жанейро (2012)
Б. Конференция ООН в Рио-де-Жанейро (1992)
В. Конференция ООН в Йоханнесбурге (2002)
Г. Конференция ООН в Стокгольме (1972)
Ответ: Б

4. Выберите правильный ответ.
Устойчивое развитие это:
А. Хозяйственное отношение к окружающей среде и природным экосистемам (природопользование), которое позволяет сохранить их в пределах хозяйственной емкости.
Б. Процесс, отвечающий потребностям настоящего, но не лишающий будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.
В. Выработка основного пути и способов приспособления к глобальным изменениям.
Г. Общественное движение, отвергающее как капиталистический, так и социалистический путь развития, ориентированное на поиск «третьего пути» развития, обеспечивающего гармонизацию человека и окружающего его мира.
Ответ: Б

5. Укажите основные аспекты устойчивого развития:
А. Экономические, социальные, экологические
Б. Политические, гуманитарные, медицинские
В. Медицинские, социологические, правовые
Г. Экономические, социальные, медицинские
Ответ: А

6. Выберите правильный ответ.
Какое из утверждений о конференциях содержит фактическую ошибку?
А. Стокгольмская конференция или саммит Земли по проблемам окружающей человека среды (Стокгольмская декларация, 26 принципов).
Б. Саммит Земли в г. Найроби (конвенция «Всемирная хартия природы», 24 принципа).
В. Конференция глав государств и правительств по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (2 декларации и 6 конвенций).
Г. Стокгольмская конференция «Здоровая планета для всеобщего процветания» или саммит Земли «Стокгольм +50» (последствия экономического роста, последствия экологического стресса).
Ответ: В

7. Какое событие из этого списка лишнее?
А. Конференция глав государств и правительств по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро
Б. Всемирный саммит по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге «Рио +10»
В. Всемирная конференция по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро «Рио +20»
Г. Парижское соглашение «Меры по борьбе с изменением климата». Принятие Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
Ответ: Г

8. Выберите правильный ответ.
В какой из стратегий Устойчивого развития Российской Федерации отмечено: «Главной целью стратегии ………… является создание оптимальных условий для эффективного использования природных ресурсов, сбалансированного с потребностями общества, а также обеспечения необходимого уровня воспроизводства и охраны природно-ресурсного потенциала»:
А. Экономические аспекты устойчивого развития
Б. Стратегия развития науки и высоких технологий
В. Экологическая политика и противодействие угрозам природного и техногенного характера
Г. Стратегия природопользования и экологизации хозяйственной деятельности
Ответ: В

9. Выберите правильный ответ.
В какой из стратегий Устойчивого развития Российской Федерации отмечено: «Главная задача стратегии ……… на ближайшие несколько лет – преодоление негативных проявлений деэкологизации производства и обеспечение стабилизации экологической ситуации в процессе выхода страны из экономического кризиса».
А. Стратегия развития науки и высоких технологий
Б. Экологическая политика и противодействие угрозам природного и техногенного характера
В. Стратегия природопользования и экологизации хозяйственной деятельности
Г. Экономические аспекты устойчивого развития
Ответ: В

10. Выберите правильный ответ.
Какая из стратегий, программ развития Алтайского края является ключевой и актуальной для региона?
А. «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края»
Б. «Развитие туризма в Алтайском крае»
В. «Стратегия социально-экономического развития Алтайского края»
Г. «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края»
Ответ: В

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

11. Дополните предложение.
Декларация «Повестка дня на XXI век» является продуктом следующей конференции _____________________________________________________________________________.
Ответ: Конференция глав государств и правительств по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.).

12. Дополните предложение.
Конвенция «Всемирная хартия природы» была принята на _____________________________________________________________________________.
Ответ: Саммит Земли в г. Найроби (1982).

13. Дополните предложение фактическими данными.
В 2015 году была принята Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В результате, принято ______ целей и ______ задач устойчивого развития.
Ответ: В результате, принято 17 целей и 169 задач устойчивого развития.

14. Дополните предложение фактическими данными.
В 2022 году в ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬_______________________ прошел очередной саммит Земли ___________________ или ______________________________________________________.
Ответ: В 2022 году в ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬Стокгольме прошел очередной саммит Земли «Стокгольм +50» или Стокгольмская конференция «Здоровая планета для всеобщего процветания».

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Работа с рекомендованной литературой и источниками (составление аннотации).
2. Таблица "Археологические культуры и их влияние на окружающую среду".
3. Тематическая презентация "Археологическая культура и ее влияние на окружающую среду" (выбор археологической культуры по желанию студента).
4. Характеристика индустриального и постиндустриального этапов развития общества. Влияние человека на окружающую среду в указанные этапы.
5. Тематическая презентация "Опыт перехода зарубежных стран к устойчивому развитию" (выбор страны по желанию студента).
6. Таблица "Опыт перехода к устойчивому развитию в зарубежных странах" (по результатам тематических презентаций). Обобщения после заполнения таблицы (письменно).
7. Письменный анализ содержания следующих разделов стратегии устойчивого развития Российской Федерации:
1) Внешнеполитический аспект стратегии устойчивого развития России.
2) Экономическая стратегия устойчивого развития России.
3) Экологическая политика. Стратегия природопользования и экологизации хозяйственной деятельности России.
4) Социальный аспект стратегии устойчивого развития России.
5) Территориальный аспект стратегии устойчивого развития России.
6) Стратегия развития науки и высоких технологий РФ.
8. Реализация вышеуказанных аспектов стратегии устойчивого развития РФ (программы, мероприятия и т.д.) на региональном уровне (например, в Алтайском крае).

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации.
1. Понятие "устойчивое развитие". Цель, задачи курса. Объект и предмет исследования.
2. Концептуальные основы устойчивого развития как идеологии.
3. Критерии и показатели устойчивого развития.
4. Уровни устойчивого развития.
5. Основные положения Доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее" и его роль в принятии решений на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (1992, Рио-де-Жанейро) и других международных мероприятиях.
6. Основные решения (декларации) конференций (саммитов) по охране окружающей среды (1972, 1982, 1992, 2002, 2012 гг.). Пути реализации этих решений.
7. История "активности" стран по реализации документа "Повестка дня на XXI век" (программный документ о глобальной экологической деятельности).
8. Предпосылки перехода зарубежных стран к устойчивому развитию (на примере одного государства).
9. Предпосылки перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (общий анализ). Проблемы и перспективы перехода.
10. Экологические предпосылки перехода к устойчивому развитию в России.
11. Экономические, социальные и демографические предпосылки перехода к устойчивому развитию в России.
12. Концепция устойчивого развития РФ (создание, задачи, особенности, основные этапы ее реализации).
13. Основные стратегии (аспекты) Концепции устойчивого развития РФ (общий анализ).
14. Внешнеполитический аспект стратегии устойчивого развития РФ. Проблемы и перспективы ее реализации.
15. Экономическая стратегия устойчивого развития РФ. Проблемы и перспективы ее реализации.
16. Экологическая политика. Стратегия природопользования и экологизации хозяйственной деятельности РФ. Проблемы и перспективы их реализации.
17. Социальный аспект стратегии устойчивого развития РФ. Проблемы и перспективы ее реализации.
18. Территориальный аспект стратегии устойчивого развития РФ. Проблемы и перспективы ее реализации.
19. Стратегия развития науки и высоких технологий РФ. Проблемы и перспективы ее реализации.
20. Стратегии, программы, планы развития Алтайского края (общий анализ). Проблемы и перспективы их реализации / Стратегии, программы, планы развития региона РФ (по выбору студента): общий анализ. Проблемы и перспективы их реализации.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохоров Б.Б. Социальная экология: учебник М.: Академия, 2010, 2010
Л1.2 Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Г. Бганба Социальная экология: учебное пособие для вузов высшей школы, 2004
Л2.2 Реймерс Н.Ф. Природопользование: Мысль, 1990
Л2.3 Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Прогресс, 1989
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основные положения стратегии устойчивого развития РФ. / Под ред. А.М. Шелехова. Режим доступа: http://www-sbras.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.html. - Заглавие с экрана.
Э2 Стратегия развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 года Режим доступа: ttps://portal.aksp.ru/content/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F
Э3 Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года Режим доступа: https://www.chem-astu.ru/regional/strateg.html
Э4 Стратегия развития здравоохранения Алтайского края Режим доступа: www.ap22.ru/paper/Strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-Altayskogo-kraya.html
Э5 Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края www.perv-alt.ru/pic/file/altayskiy_kray_-_programma_urst.doc
Э6 Курс в Moodle «Устойчивое развитие» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание учебной дисциплины "Устойчивое развитие" нацелено на формирование географической и экологической культуры у студентов за счет расширения мировоззрения о концепции устойчивого развития и ее реализации на глобальном, государственном (национальном), региональном и локальном уровнях. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Освоение содержания дисциплины "Устойчивое развитие" происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 8 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
При составлении лекций по учебной дисциплине "Устойчивое развитие" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность явлений, при этом, используя профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций (по мере необходимости). Лекционный материал должен быть насыщен примерами, логически правильно построен. Желательно, иметь презентации лекций (по мере необходимости).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины перед практическим занятием или после его проведения.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям к зачету (вопросы и задания к зачету составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной работой.