МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционные основы государства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитический менеджмент и digital-коммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_Политология_ПМиDК-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, С.Ю. Асеев

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, О.С. Опекун

Рабочая программа дисциплины
Конституционные основы государства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2022 г. № 10
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., доцент Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2022 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., доцент Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью курса является формирование у студентов системных знаний о конституционно-правовых основах политической системы и политического процесса в РФ, принципах конституционного строя и роли конституционного закрепления политико-территориального устройства государства, системы прав и свобод человека и гражданина, системы органов власти, законодательного процесса, что должно способствовать самостоятельному анализу политико-правовых явлений и процессов. Для достижения поставленной цели в процессе процессе преподавания у студентов формируются способность использования конституционно-правовые документы в своей деятельности, способность владеть навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях
ПК-1.1 Осуществляет планирование, разработку и участие в принятии политико-управленческих решений в органах государственной власти и местном самоуправлении в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, международных организациях
ПК-1.2 Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями
ПК-1.3 Организует и проводит мероприятия общественно политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний
ПК-1.4 Готовит проекты официальных документов, в том числе соглашений, договоров, аналитические доклады, презентации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает структуру, функции, специфику деятельности и органи-зации управленческих процессов в органах государственной власти и местном самоуправлении, в аппа-ратах политических партий и об-щественно-политических объеди-нений, органах местного само-управления, международных орга-низациях, бизнес-структурах,
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет разрабатывать варианты политико-управленческих решений в органах государственной власти и местном самоуправлении, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, международных организациях, бизнес-структурах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Способен планировать и участвовать в реализации политико-управленческих решений в ор-ганах государственной власти и местном самоуправлении, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, международных организациях, бизнес-структурах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы конституционного строя
1.1. Понятие и предмет конституционного права. Конституционно-правовые отношения: их политический и правовой характер. Субъекты и объекты конституционных правоотношений, их классификация.Понятие источников конституционного права,критерии их классификации. Соотношение источников конституционного права по юридической силе. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.2. Понятие и сущность конституции: основные подходы. Виды конституций. Функции конституции и их особенности в России (социальный, политический и экономический контекст).Конституционное развитие России в ХХ веке и содержание современного этапа. Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.3. Понятие и сущность конституции: основные подходы. Виды конституций. Функции конституции и их особенности в России (социальный, политический и экономический контекст).Конституционное развитие России в ХХ веке и содержание современного этапа. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.4. Основы конституционного строя: понятие, виды и содержание. Соотношение конституционного строя с общественным строем. Конституционные формы осуществления власти народа. Конституционно-правовой статус российского государства. Конституционное регулирование основных институтов гражданского общества в социальной, экономической, политической, духовно-культурной и информационной сферах. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.5. Основы конституционного строя: понятие, виды и содержание. Соотношение конституционного строя с общественным строем. Конституционные формы осуществления власти народа. Конституционно-правовой статус российского государства. Конституционное регулирование основных институтов гражданского общества в социальной, экономической, политической, духовно-культурной и информационной сферах. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Система конституционных прав, свобод и обязанностей
2.1. Соотношение правового положения и конституционного статуса человека и гражданина в РФ. Основные принципы и элементы правового статуса личности. Принципы института гражданства в Российской Федерации, их конституционно-правовое закрепление и содержательная характеристика. Правовое регулирование отношений гражданства. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2
2.2. Соотношение правового положения и конституционного статуса человека и гражданина в РФ. Основные принципы и элементы правового статуса личности. Принципы института гражданства в Российской Федерации, их конституционно-правовое закрепление и содержательная характеристика. Правовое регулирование отношений гражданства. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2
2.3. Конституционная концепция прав и свобод человека в РФ. Различие между правами и свободами. Субъекты конституционных прав и свобод. Соотношение понятий права человека и права гражданина.Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Основы правового положения иностранцев и лиц без гражданства. Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2
2.4. Конституционная концепция прав и свобод человека в РФ. Различие между правами и свободами. Субъекты конституционных прав и свобод. Соотношение понятий права человека и права гражданина.Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Основы правового положения иностранцев и лиц без гражданства. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Конституционная модель федеративного устройства
3.1. Модель и принципы российского федерализма. Конституционно-правовой статус и суверенитет Российской Федерации. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
3.2. Модель и принципы российского федерализма. Конституционно-правовой статус и суверенитет Российской Федерации. Сам. работа 3 3 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2
3.3. Виды и правовой статус субъектов РФ. Практические 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Виды и правовой статус субъектов РФ. Сам. работа 3 12 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Система органов государственной власти
4.1. Система и виды органов государственной власти РФ и ее субъектов. Критерии классификации. Федеральные органы государственной власти с особым статусом: Прокуратура РФ, Счетная палата, Центральный банк РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека.Конституционные основы судебной власти и местного самоуправления. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Система и виды органов государственной власти РФ и ее субъектов. Критерии классификации. Федеральные органы государственной власти с особым статусом: Прокуратура РФ, Счетная палата, Центральный банк РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека.Конституционные основы судебной власти и местного самоуправления. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Социально-политическая роль института главы государства, его место в системе государственных органов. Конституционный статус Президента РФ. Функции Президента РФ и их конституционное закрепление. Порядок формирования, состав и срок полномочий Правительства РФ. Система и структура федеральных органов исполнительной власти. Практические 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Социально-политическая роль института главы государства, его место в системе государственных органов. Конституционный статус Президента РФ. Функции Президента РФ и их конституционное закрепление. Порядок формирования, состав и срок полномочий Правительства РФ. Система и структура федеральных органов исполнительной власти. Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации. Социальное назначение и политическая роль парламента как органа народного представительства. Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации. Социальное назначение и политическая роль парламента как органа народного представительства. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6923

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, биз-нес-структурах


ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1) К источникам конституционного права РФ относятся:
а) конституции;
б) судебные решения;
в) регламенты;
г) подзаконные нормативные акты;
д) акты органов местного самоуправления.
ОТВЕТ: а
2) Действующая Конституция РФ принята:
а) Верховным Советом России;
б) Федеральным Собранием РФ;
д) Советом Федерации РФ;
е) путем Референдума.
ОТВЕТ: е

3) Конституция РФ провозглашает единственным источником власти:
а) государство;
б) народ;
в) нацию;
г) Парламент.
ОТВЕТ: б
4) Государственное устройство России:
а) унитарное;
б) федеративное;
в) республика;
г) конфедерация.
ОТВЕТ: б

5) Количество субъектов РФ:
а) 51;
б) 18;
в) 89;
г) 12.
ОТВЕТ: в

6) Гражданство России является:
а) единым и равным, независимо от оснований приобретения;
б) двойным;
в) международным.
ОТВЕТ: а

7) В России как светском государстве:
а) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;
б) некоторые конфессии имеют привилегированное положение;
в) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
ОТВЕТ: а, в

8) Согласно Конституции РФ каждый обязан:
а) платить налоги;
б) защищать Отечество;
в) бережно относиться к природным богатствам;
г) быть членом политической партии.
ОТВЕТ: а, б, в

9) К признакам гражданства РФ относится:
а) принадлежность к государству;
б) правовая связь человека и государства;
в) проживание человека в РФ определённое время;
г) взаимные права и обязанности человека и государства.


10) Субъекты РФ подразделяются на:
а) 8 видов;
б) 6 видов;
в) 4 вида;
г) 2 вида.
ОТВЕТ: б

11) Автономный округ в РФ:
а) может входить в состав другого субъекта Федерации (края, области);
б) должен входить в состав другого субъекта Федерации (края, области);
в) не может входить в состав другого субъекта Федерации (края, области).
г) иное.
ОТВЕТ: а

12) Принципы избирательного права:
а) прямое избирательное право;
б) равное избирательное право;
в) обязательное избирательное право;
г) всеобщее избирательное право.
ОТВЕТ: а, б, г

13) Президент России является:
а) главой Правительства РФ;
б) главой государства;
в) главой Парламента.
ОТВЕТ: б
14) В Парламент РФ входит:
а) Совет Федерации;
б) Федеральное Собрание;
в) Государственная Дума;
г) Президиум Парламента.
ОТВЕТ: а, в
15) Исполнительную власть РФ осуществляет:
а) Президент РФ;
б) Государственная Дума;
в) Правительство РФ;
г) Кабинет министров.
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ____________________– нормативный правовой акт высшей юридической силы, устанавливающий принципы и порядок функционирования государства, а также взаимоотношения государства и личности, в соответствии со сложившимися в обществе представлениями о характере и содержании такого регулирования. Ответ: Конституция
2. ______________– способ принятия решения путем выражения мнения членами какого-то коллектива. Принятие решения может осуществляться с помощью принципа большинства и путем пропорционального учета мнений. Может быть открытым и тайным. Ответ: Голосование
3. ______________– устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Ответ: Гражданство
4. ______________– способ организации власти в государстве, при котором власть осуществляется от имени и в интересах народа. Ответ: Демократия
5. ______________– лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Ответ: Депутат
6. _______________– акт высшей юридической силы, регулирующий наиболее важные общественные отношения, как правило, имеющий нормативный характер. Ответ: Закон
7. ______________– внесение в законодательный орган проекта закона и сопроводительных документов, которое влечет обязанность этого органа рассмотреть такой проект. Ответ: Законопроект/Законодательная инициатива
8. ________________– закрепленная в законе система выдвижения кандидатов и подсчета голосов. Ответ: Избирательная система
9. ________________ – процедура отстранения парламентом от должности главы государства за совершение особо тяжких преступлений (прежде всего государственного характера). Ответ: Импичмент
10. _______________– процедура вступления в должность главы государства, включающая принесение присяги. Ответ: Инаугурация
11. ________________– общность людей, объединенных на основании особенностей языка и культуры и собственных представлений о своей этнической принадлежности. Ответ: Нация
12. ________________– добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения. Ответ: Общественное объединение
13. ________________– законодательный и представительный коллегиальный орган государственной власти, наделенный правом принимать законы. Ответ: Парламент
14. ________________– общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Ответ: Политическая партия
15. ________________– высший коллегиальный орган исполнительной власти. Ответ: Правительство
16. ________________– единоличный глава государства, избираемый, как правило, непосредственно населением. Ответ: Президент
17. ________________– принцип организации системы органов государственной власти, при котором органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельно осуществляют свои функции, взаимно уравновешивая полномочия друг друга с целью предотвращения произвола и злоупотреблений (система сдержек и противовесов). Ответ: Разделение властей
18. ______________– форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации. Ответ: Референдум
19. ________________– форма государственного устройства, объединение государственно-территориальных образований, обладающих собственной правосубъектностью (субъектов федерации), в единое союзное государство. Ответ: Федерация
20. _________________– независимость, самостоятельность и верховенство власти на определенной территории. Ответ: Суверенитет


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Назовите источники конституционного права РФ.
2. Раскройте понятие и сущность Конституции.
3. Назовите юридические свойства и функции конституции РФ.
4. Опишите порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ.
5. Этапы конституционного развития России.
6. Назовите основные принципы конституционного строя РФ и критерии их классификации.
7. Конституционные основы народовластия в России.
8. Институты непосредственной и представительной демократии в РФ.
9. Конституционно-правовой статус российского государства.
10. Конституционные основы гражданского общества.
11. Общественные объединения в РФ. Статус политических партий.
12. Конституционные основы свободы личности.
13. Раскройте понятие и принципы гражданства РФ.
14. Понятие, система и виды конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ.
15. Назовите и охарактеризуйте конституционные обязанности в РФ.
16. Конституционно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в РФ.
17. Конституционный статус Российской Федерации.
18. Модель и принципы российского федерализма.
19. Разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами РФ.
20. Виды и конституционно-правовой статус субъектов РФ.
21. Система органов государственной власти в РФ.
Институты контрольной власти.
22. Избирательная система РФ.
23. Референдум в РФ: правовая основа и виды.
24. Конституционный статус и функции Президента РФ.
25. Полномочия Президента РФ.
26. Регулирование чрезвычайного и военного положений в РФ.
27. Конституционный статус Федерального Собрания РФ.
28. Порядок формирования, состав и компетенция Государственной Думы ФС РФ.
29. Порядок формирования, состав и компетенция Совета Федерации ФС РФ.
30. Законодательный процесс в РФ. Виды законов РФ.
31. Порядок формирования и состав Правительства РФ.
32. Полномочия и ответственность Правительства РФ.
33. Акты Президента и Правительства.
34. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
35. Конституционные основы судебной власти.
36. Назовите ринципы правосудия в РФ.
37. Правовой статус, функции и полномочия Конституционного Суда РФ.
38. Конституционные основы местного самоуправления

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Приведите примеры конституционно-правовых санкций.
2. Обоснуйте, субъектом каких конституционных правоотношений вы являетесь.
3. Выделите актуальные институты прямой демократии, закрепленные в Конституции РФ.
4. Выделите основные институты в российской системе «сдержек и противовесов» на основе принципа разделения властей.
5. Назовите и раскройте принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
6. Раскройте особенности системы органов государственной власти в АК.
7. Опишите порядок формирования АКЗС.
8. Раскройте содержание понятий депутатский «иммунитет» и «индемнитет».
9. Выделите основные этапы избирательного процесса в РФ и их последовательность.
10. Сравните конституционный статус национальных республик и краев.
11. Раскройте формы работы парламентария, приведите примеры.
12. Сравните конституционный статус автономных округов и краев
13. Сравните конституционный статус автономной области и городов федерального значения
14. Сравните гарантии деятельности парламентария в СФ и ГД ФС РФ.
15. Выделите конституционные основы свободы личности.
16. Приведите примеры конституционно-правовых санкций.
17. Обоснуйте, субъектом каких конституционных правоотношений вы являетесь.
18. Выделите актуальные институты прямой демократии, закрепленные в Конституции РФ.
19. Выделите основные институты в российской системе «сдержек и противовесов» на основе принципа разделения властей.
20. Назовите и раскройте принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
21. Раскройте особенности системы органов государственной власти в АК.
22. Опишите порядок формирования АКЗС.
23. Раскройте содержание понятий депутатский «иммунитет» и «индемнитет».
24. Выделите основные этапы избирательного процесса в РФ и их последовательность.
25. Сравните конституционный статус национальных республик и краев.
26. Раскройте формы работы парламентария, приведите примеры.
27. Сравните конституционный статус автономных округов и краев
28. Сравните конституционный статус автономной области и городов федерального значения
29. Сравните гарантии деятельности парламентария в СФ и ГД ФС РФ.
30. Выделите конституционные основы свободы личности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Виноградов В.А. Конституционное право РФ : Учебник. Часть 2. М : Издательство Юрайт, 2021 biblio-online.ru
Л1.2 Нудненко Л.А. Конституционное право России: Учебник М : Издательство Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EDA03352-D06A-4D1E-9F46-BFD4A3ECF134
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Президент России www.kremlin.ru
Э2 Официальный сайт Алтайского края www.altairegion22.ru
Э3 Центральная избирательная комиссия РФ www.cikrf.ru/
Э4 Федеральное собрание РФ www.duma.ru
Э5 Политнаука: политология в России и мире // http://www.politnauka.org/
Э6 Учебные материалы по политологии в электронном виде // http://www.gumfak.ru/polit.shtml
Э7 Информационный сайт // http://www.politcom.ru/
Э8 ЭУМК "Конституционные основы государства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Конституционные основы государства» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем нормативного знания о роли конституционно-правовых основ политической системы и учредительном характере Конституции для современной России и ее политических институтов. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Конституционные основы государства» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению основ конституционного строя и системы прав и свобод человека и гражданина в РФ. При их изучении студенты должны освоить нормативно-правовые акты, составляющие систему источников конституционного права. Внимание необходимо обратить на современные конституционные проблемы, а также основы теории государственного права. По результатам изучения студенты должны научиться раскрывать содержание системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в РФ; государственное устройство и форму правления Российской Федерации, правовое положение ее субъектов, компетенции и функционирование федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации, а также органов местного самоуправления.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.